Адмиралтейские верфи: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 47: Строка 47:
'''1721—1729 годы''' — строится [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1721-1725)#54-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9C.D0.B8.D1.85.D0.B0.D0.B8.D0.BB.C2.BB|серия из четырёх 54-пушечных линейных кораблей типа «Санкт-Михаил»]].
'''1721—1729 годы''' — строится [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1721-1725)#54-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9C.D0.B8.D1.85.D0.B0.D0.B8.D0.BB.C2.BB|серия из четырёх 54-пушечных линейных кораблей типа «Санкт-Михаил»]].


'''1724—1736 годы''' — на предприятии построены [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_II,_1727-1730)#54-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D1.91.D1.82.D1.80_.D0.92.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B9.C2.BB|пять 54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр II»]], включая головной корабль проекта. Ещё 14 аналогичных кораблей были построены в 1734-1768 годах в [[Судоремонтный завод «Красная кузница»|Архангельском адмиралтействе]].
'''1724—1736 годы''' — на предприятии построены [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_II,_1727-1730)#54-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D1.91.D1.82.D1.80_.D0.92.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B9.C2.BB|пять 54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр II»]], включая головной корабль проекта. Ещё 14 аналогичных кораблей были построены в 1734-1768 годах в [[Красная кузница|Архангельском адмиралтействе]].


'''1799—1800 годы''' — на предприятии одновременно строятся [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#130-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.91.D0.BB.D0.B0.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.B0.D1.82.D1.8C.C2.BB|130-пушечный корабль «Благодать»]], [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.97.D0.B0.D1.87.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.B5_.D0.A1.D0.B2.D1.8F.D1.82.D0.BE.D0.B9_.D0.90.D0.BD.D0.BD.D1.8B.C2.BB_.28.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A0.D0.B5.D1.82.D0.B2.D0.B8.D0.B7.D0.B0.D0.BD.C2.BB.29|74-пушечный корабль «Зачатие святой Анны»]] и [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#72-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B8.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.B3_.D0.9C.D0.B8.D1.85.D0.B0.D0.B8.D0.BB.C2.BB|72-пушечный корабль «Архистратиг Михаил»]]<ref>Формально 72-пушечный, реально «Архистратиг Михаил» нёс только 64 пушки, но по тем временам достаточно крупные.</ref> заложенные 25 февраля 1799 года. «Благодать» был сильнейшим, а с 1805 года и крупнейшим боевым кораблём своего времени, при постройке которого использовались самые передовые на тот момент технологии, а «Зачатие святой Анны» и «Архистратиг Михаил» были построены по чертежам трофейных шведских линкоров «Ретвизан» и «Эймгейтен» соответственно для практического освоения корабелами трофейных технологий. Последние два корабля были спущены на воду 3 мая 1800 года, а сверхтяжёлый линкор «Благодать» удалось спустить на воду только с помощью сделанной И. П. Кулибиным специальной системы блоков 2 августа 1800 года.
'''1799—1800 годы''' — на предприятии одновременно строятся [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#130-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.91.D0.BB.D0.B0.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D0.B0.D1.82.D1.8C.C2.BB|130-пушечный корабль «Благодать»]], [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.97.D0.B0.D1.87.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.B5_.D0.A1.D0.B2.D1.8F.D1.82.D0.BE.D0.B9_.D0.90.D0.BD.D0.BD.D1.8B.C2.BB_.28.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A0.D0.B5.D1.82.D0.B2.D0.B8.D0.B7.D0.B0.D0.BD.C2.BB.29|74-пушечный корабль «Зачатие святой Анны»]] и [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#72-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.91.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B8.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.B3_.D0.9C.D0.B8.D1.85.D0.B0.D0.B8.D0.BB.C2.BB|72-пушечный корабль «Архистратиг Михаил»]]<ref>Формально 72-пушечный, реально «Архистратиг Михаил» нёс только 64 пушки, но по тем временам достаточно крупные.</ref> заложенные 25 февраля 1799 года. «Благодать» был сильнейшим, а с 1805 года и крупнейшим боевым кораблём своего времени, при постройке которого использовались самые передовые на тот момент технологии, а «Зачатие святой Анны» и «Архистратиг Михаил» были построены по чертежам трофейных шведских линкоров «Ретвизан» и «Эймгейтен» соответственно для практического освоения корабелами трофейных технологий. Последние два корабля были спущены на воду 3 мая 1800 года, а сверхтяжёлый линкор «Благодать» удалось спустить на воду только с помощью сделанной И. П. Кулибиным специальной системы блоков 2 августа 1800 года.

Версия от 18:48, 17 июня 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Проходная АО «Адмиралтейские верфи»

Акционерное общество «Адмиралтейские верфи» (официальное сокращённое название АО «Адмиралтейские верфи») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 5 ноября 1704 года как «Адмиралтейский дом», позднее в его состав вошло ещё несколько крупных и важных предприятий Санкт-Петербурга.

История наименований предприятия:

  • 5 ноября 1704 года — предприятие основано как «Адмиралтейский дом» в только начавшем строиться Санкт-Петербурге.

  • 1844 год — прекращена производственная деятельность в Главном Адмиралтействе, оборудование передано в Новое Адмиралтейство.

  • 1881 год — обанкротившийся завод Берда был выкуплен Обществом Франко-Русских заводов и стал Заводом общества Франко-русских заводов (Франко-русским заводом). Одновременно общество получило в аренду на 10 лет казённую верфь Галерном островке.

  • 1891 год — верфь на Галерном островке возвращена Обществом Франко-русских заводов в казну.

  • 28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.
  • 7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».
  • 13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А.Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).
  • 1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».
  • 13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».
  • 1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).
  • 21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».
  • 1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».
  • 1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.
  • 30 марта 1992 года — объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве прежде всего неатомных подводных лодок, а также среднего размера танкерах и специальных судах. Выпускаются также маломерные суда — алюминиевые лодки под брендом «Мастер».

История предприятия

Русское Царство

5 ноября 1704 года — предприятие основано в Санкт-Петербурге как «Адмиралтейский дом».

1712—1715 годы — на предприятии при непосредственном участии Императора Петра I построены два линейных корабля типа «Ингерманланд», ставшие в дальнейшем прототипами крупнейшей серии отечественных линкоров. Сам «Ингерманланд» стал первым отечественным линейным кораблём, полностью отвечавшим мировому уровню кораблестроения для глубокосидящих судов, поскольку имел заметно более высокую скорость. Он стал флагманом Балтийского флота в Северной войне и, позднее, одним из первых музейных кораблей.

Российская Империя

1721—1729 годы — строится серия из четырёх 54-пушечных линейных кораблей типа «Санкт-Михаил».

1724—1736 годы — на предприятии построены пять 54-пушечных линейных кораблей типа «Пётр II», включая головной корабль проекта. Ещё 14 аналогичных кораблей были построены в 1734-1768 годах в Архангельском адмиралтействе.

1799—1800 годы — на предприятии одновременно строятся 130-пушечный корабль «Благодать», 74-пушечный корабль «Зачатие святой Анны» и 72-пушечный корабль «Архистратиг Михаил»[1] заложенные 25 февраля 1799 года. «Благодать» был сильнейшим, а с 1805 года и крупнейшим боевым кораблём своего времени, при постройке которого использовались самые передовые на тот момент технологии, а «Зачатие святой Анны» и «Архистратиг Михаил» были построены по чертежам трофейных шведских линкоров «Ретвизан» и «Эймгейтен» соответственно для практического освоения корабелами трофейных технологий. Последние два корабля были спущены на воду 3 мая 1800 года, а сверхтяжёлый линкор «Благодать» удалось спустить на воду только с помощью сделанной И. П. Кулибиным специальной системы блоков 2 августа 1800 года.

1815 год — на заводе Берда построен первый русский пароход (по терминологии того времени «стимбот» или «пироскаф») «Елизавета».

1863—1864 годы — на верфи Галерного островка в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построена двухбашенная броненосная лодка (монитор) «Смерч»,- четвёртой в Европе получившая башни практически современного типа.

1863—1865 годы — на верфях Нового адмиралтейства и Галерного островка в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построены по две броненосных лодки (монитора) типа «Ураган»: в Новом адмиралтействе — «Ураган» и «Тифон», а на Галерном островке — «Единорог» и «Стрелец».

1865—1869 годы — на Галерном островке по английскому проекту, но, в отличие от предыдущих русских мониторов, уже полностью из отечественных материалов были построены обе броненосные лодки (мониторы) типа «Руслака» — «Русалка» и «Чародейка». Монитор «Русалка» впоследствии печально прославился, пропав без вести с концами[2] в мирное время во время относительно короткого перехода, после чего мода на такого рода названия в российском флоте практически полностью прекратилась.

Эскадренный броненосец «Пётр Великий»

1869—1877 годы — на верфи на Галерном острове построен монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов[3].

1881 год — обанкротившийся завод Берда был выкуплен Обществом Франко-Русских заводов и стал Заводом общества Франко-русских заводов (Франко-русским заводом). Одновременно общество получило в аренду на 10 лет казённую верфь Галерном островке.

1883—1891 годы — в Новом Адмиралтействе построен эскадренный броненосец «Император Александр II».

1883—1886 годы — на Франко-русском заводе на Галерном островке построены два парусно-винтовых корвета типа «Витязь» («Рында»), позднее переклассифицированных в крейсера 1 ранга. Уже во время постройки оба корабля решено было оснастить броневой палубой. Впоследствии крейсер «Витязь» стал одним из самых прославленных в мире гидрографических судов.

1886—1891 годы — в Франко-русском заводе на Галерном островке по несколько улучшенному проекту построен эскадренный броненосец «Император Николай I» типа «Император Александр II».

1891 год — верфь на Галерном островке возвращена Обществом Франко-русских заводов в казну.

1900—1904 годы — в Новом Адмиралтействе и на верфи на Галерном островке одновременно построили по одному эскадренному броненосцу типа «Бородино»: «Бородино» и «Орёл» соответственно.

1905—1912 годы — на верфи Галерного островка построен линейный корабль (эскадренный броненосец) «Андрей Первозванный» одноимённого типа.

1905—1911 годы — в Новом Адмиралтействе построены броненосные крейсера «Паллада» и «Баян» (Баян-2) типа «Адмирал Макаров».

1912—1917 годы — на предприятии строятся два линейных крейсера типа «Измаил» («Бородино» и «Наварин»), фактически — быстроходные линкоры-сверхдредноуты, классифицировавшиеся как линейные крейсера в основном по причине устаревшей классификации в Законе о флоте, по которому осуществлялось финансирование их строительства. В 1917 году строительство замедлилось, а после Октябрьской революции и вовсе остановилось. Оба корабля, достраивавшиеся этому времени уже на плаву, были переданы на хранение Санкт-Петербургскому порту.

Советская Россия

28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.

7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».

1923 год — недостроенные линейные крейсера (быстроходные линейные корабли — сверхдредноуты) «Бородино» и «Наварин» типа «Измаил» проданы на металл в Германию.

13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А.Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).

1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».

13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».

1932—1933 годы — на заводе им. А. Марти для Тихоокеанского флота изготовлены две подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).

21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».

1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».

1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.

1983—1990 годы — на заводе построены шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Индии.

1991 год — началось строительство серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана. Первый корабль серии — «Tareg» — был введён в строй в последний день существования СССР и в тот же день был заложен второй — «Noor».

Современная Россия

1991—1996 годы — завершение строительства серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана, введены в строй подводные лодки «Noor» и «Yunes».

30 марта 1992 года — Ленинградское адмиралтейское объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».

1995—1997 годы — построена подводная лодка S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.

1996—1998 годы — на заводе построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (улучшенной версии проекта 877ЭКМ «Палтус») для военно-морского флота Китая.

1997—2010 годы — на заводе построена спущенная на воду в 2004 году большая неатомная подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» — головная подводная лодка проекта 677 «Лада». Вследствие неких выявившихся конструктивных недостатков принципиально новая подводная лодка была принята только в опытную эксплуатацию в 2010 году, что позднее задержало строительство и серийных подводных лодок этого проекта.

1998—2000 годы — построена подводная лодка S65 «Sindhushastra» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.

2002—2006 годы — на заводе построены пять подводные лодок проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая.

2005—2011 годы — на заводе начато строительство двух серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада», однако в связи с проблемами, выявившимися при приёмке головной подводной лодки проекта Б-585 «Санкт-Петербург» их достройка была приостановлена для доработки проекта.

2006—2010 годы — на заводе построены две подводные лодки проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Алжира.

2013—н.в. — на заводе по скорректированному проекту возобновлено строительство серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».

Подводная лодка Б-261 «Новороссийск» пр. 636.3

2010—н.в. — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» для отечественного Черноморского флота.

2010—н.в. — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» для военно-морского флота Вьетнама.

2015—н.в. — для ВМФ России строится вспомогательный дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 водоизмещение 6000 тонн.

Ожидаемые события

  • Строительство двух универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23550 - контракт заключён 4 мая 2016 года.[1]
  • Строительство двух подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» по заказу Алжира.
  • Начало строительства серии из шести подводных лодок новой модификации проекта 636 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота.
  • Серийное производство неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • 54-пушечный корабль «Полтава» (построен в 1709—1712 годах) — первый линейный корабль, заложенный и построенный в Санкт-Петербурге. В строительстве принимал участие лично Царь Пётр I.
  • 64-пушечный линейный корабль «Ингерманланд»
  • 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»
  • 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»
Копия линкора «Благодать», Петербург (ресторанный комплекс «Фрегат Благодать»)
  • 130-пушечный корабль «Благодать» (построен в 1799—1800 годах) — сильнейший и, с 1805 года, крупнейший в мире корабль своего времени вплоть до конца службы. Первоначально уступал по размеру только испанскому 140-пушечному четырёхдечному «Сантисима Тринидад» до гибели последнего в Трафальгарском сражении 1805 года, однако в боевом отношении «Благодать» изначально был сильнее из-за крайне ограниченной маневренности испанского аналога. При строительстве корабля были использованы все новейшие технологии того времени. Участвовал в Наполеоновских войнах. Списан по ветхости в 1814 году. В 2005 году в Санкт-Петербурге была пришвартована современная копия корабля, названная «Фрегат Благодать», во внутренних помещениях которой размещаются рестораны и банкетные залы.
Пароход «Елизавета»
  • Стимбот (пароход) «Елизавета» (построен в 1815 году на заводе Берда) — первый русский пароход (по терминологии того времени «стимбот» или «пироскаф»).
  • Пароходофрегат «Богатырь» (построен в 1835—1836 годах) — первый пароходофрегат российского флота с гребными колёсами и полным парусным вооружением. Был вооружён 31 пушками.
Эскадренный броненосец «Пётр Великий»
  • Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» (построен в 1869—1877 годах) — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов[4]. Прослужил в последствии с переделками более 80 лет, приняв участие в Первой мировой войне и Ледовом походе. Разобран на металл в 1959 году.
  • Парусно-винтовой корвет (бронепалубный крейсер 1 ранга) «Витязь» (построен в 1883—1886 годах на Франко-русском заводе) — боевой корабль, ставший благодаря активной океанографической деятельности во время походов на Дальний Восток, первый из которых проводился под командованием тогда ещё капитана 1 ранга С. О. Макарова, одним из самых прославленных океанографических судов в мире. Он единственный из отечественных кораблей приведён в списке 10 самых прославленных экспедиционных судов на фасаде Океанографического музея в Монако. Во время второго своего похода на Дальний Восток крейсер попал на камни во время картографических работ у восточных берегов Корейского полуострова.
  • Гвардейская подводная лодка М-172 (М-88) (построена в 1936—1937 годах на Заводе № 196) —
  • Гвардейская подводная лодка М-174 (М-91) (построена в 1937—1938 годах на Заводе № 196) —
  • Гвардейская подводная лодка К-22 (построена в 1938—1940 годах на Заводе № 196) —
Подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону», 2015
  • Подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 «Варшавянка» (построена в 2011—2014 годах) — подводная лодка прославилась в 2015 году, когда на переходе к постоянному месту базирования на Чёрном море впервые в истории отечественного флота провела боевые стрельбы крылатыми ракетами из-под воды по реальным наземным целям в рамках боевых действий России против террористических группировок в Сирии из акватории Средиземного моря.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Формально 72-пушечный, реально «Архистратиг Михаил» нёс только 64 пушки, но по тем временам достаточно крупные.
  2. Сведения о достоверном обнаружении затонувшего корабля появились в открытой печати лишь в 2003 году через 110(!) лет после его гибели.
  3. Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута»
  4. Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута»