Миф об угрозе голода в России: различия между версиями
Алтаец (обсуждение | вклад) |
Алтаец (обсуждение | вклад) |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
[[Файл:Belarus 1523.4.png|Трактор «Беларус 1523» — четвертое поколение легендарной машины|thumb]] | [[Файл:Belarus 1523.4.png|Трактор «Беларус 1523» — четвертое поколение легендарной машины|thumb]] | ||
[[Файл:Вектор 410.jpg|thumb|«Вектор-410» — современный российский комбайн]] | [[Файл:Вектор 410.jpg|thumb|«Вектор-410» — современный российский комбайн]] | ||
''Третьей причиной голода в царское и раннесоветское время были примитивные технологии ведения сельского хозяйства и полное отсутствие механизации труда. Даже плуг был редкостью. Землю в России пахали сохой и в начале 20-го века, в то время как на полях Северной Америки во уже во всю трудились паровые тракторы'' | ''Третьей причиной голода в царское и раннесоветское время были примитивные технологии ведения сельского хозяйства и полное отсутствие механизации труда. Даже плуг был редкостью. Землю в России пахали сохой и в начале 20-го века, в то время как на полях Северной Америки во уже во всю трудились паровые и керосиновые тракторы'' | ||
Эту проблему начали решать еще большевики, создавая, несмотря на все трудности начала 1920-х годов, собственную тракторную и комбайновую промышленность по образцу передовой тогда американской. Ленин видел механизацию сельского хозяйства как одну из основ для построения коммунизма. Уже в 1924 году в Ленинграде на Путиловском заводе начат серийный выпуск копии одного из лучших американских тракторов того времени «Фордзон», годом позже на Харьковском паровозостроительном заводе освоен выпуск первого в СССР гусеничного трактора «Коммунар», а в начале 1930-х годов на специально построенных сталинградском и харьковском тракторном заводах освоен выпуск уже крупносерийных универсальных и унифицированных тракторов СХТЗ-15/30 (колесный) и СХТЗ-НАТИ (гусеничный). Примечательно, что конструкция последнего оказалась настолько удачной, что его глубокая модернизация, известная как ДТ-75 дожила и до наших дней. Еще один вновь построенный Челябинский тракторный завод освоил выпуск первых в СССР дизельных тракторов Сталинец-60, который применяли не только в сельском хозяйстве, но и на стройках. В Ростове-на-Дону был построен построен комбайновый завод, который уже в 1931 году приступил к выпуску прицепных комбайнов «Сталинец-1». Этот комбайн вобрал в себя все лучшие и проверенные решения американских машин «Оливер» и «Катерпиллар», но советские конструкторы пошли и дальше, усовершенствовав машину и сделав ее способной убирать не только зерновые культуры, но подсолнечник, горох и кукурузу. Позже на базе «Сталинца-1» был создан самоходный «Сталинец-4». Результат не заставил себя долго ждать. Уже к концу 1930-х годов почти все операции по обработке почвы были механизированы, а уборку зерновых вели комбайнами. Были собраны огромные урожаи за счет которых и пережили войну. Увы, война все это разрушила, что привело к голоду 1946—1947 годов. Сегодня Россия и дружественная нам Белоруссия обладают собственным мощным аграрным машиностроением, способным полностью удовлетворить потребность в тракторах, комбайнах и сельхозорудиях. А новые модели «Беларусов», «Кировцев», «Донов», «Векторов» и «Паслессе» по уровню техники не уступают лучшим западным аналогам, а в чем-то и превосходят их. Например, комбайны «Дон» и «Вектор» — «правнуки» легендарного «Сталинца» за пару часов в полевых условиях могут быть переоборудованы для уборки подсолничника или сои, что в России весьма актуально. За рубежом таких машин не выпускают. Кстати, зарубежные машины сегодня тоже собирают в России. А кроме того, российские и белорусские комбайны оказались весьма надежными и живучими даже в условиях дефицита квалифицированного обслуживания. Сегодня в хозяйствах еще очень много хорошо сохранившихся «Нив» и «Донов», произведенных в СССР и переживших лихие 1990-е годы. В 2005 году государство открыло огромную программу льготного лизинга, что позволило сельхозпредприятиям в массовом порядке обзавестись новой техникой. Сегодня на полях чаще встретишь новый «John Deere» российской сборки или современный «Кировец», чем старичка МТЗ-80 или ДТ-75. Хотя и эти заслуженные машины на покой не уходят, а помогают крестьянам на вспомогательных работах. | Эту проблему начали решать еще большевики, создавая, несмотря на все трудности начала 1920-х годов, собственную тракторную и комбайновую промышленность по образцу передовой тогда американской. Ленин видел механизацию сельского хозяйства как одну из основ для построения коммунизма. Уже в 1924 году в Ленинграде на Путиловском заводе начат серийный выпуск копии одного из лучших американских тракторов того времени «Фордзон», годом позже на Харьковском паровозостроительном заводе освоен выпуск первого в СССР гусеничного трактора «Коммунар», а в начале 1930-х годов на специально построенных сталинградском и харьковском тракторном заводах освоен выпуск уже крупносерийных универсальных и унифицированных тракторов СХТЗ-15/30 (колесный) и СХТЗ-НАТИ (гусеничный). Примечательно, что конструкция последнего оказалась настолько удачной, что его глубокая модернизация, известная как ДТ-75 дожила и до наших дней. Еще один вновь построенный Челябинский тракторный завод освоил выпуск первых в СССР дизельных тракторов Сталинец-60, который применяли не только в сельском хозяйстве, но и на стройках. В Ростове-на-Дону был построен построен комбайновый завод, который уже в 1931 году приступил к выпуску прицепных комбайнов «Сталинец-1». Этот комбайн вобрал в себя все лучшие и проверенные решения американских машин «Оливер» и «Катерпиллар», но советские конструкторы пошли и дальше, усовершенствовав машину и сделав ее способной убирать не только зерновые культуры, но подсолнечник, горох и кукурузу. Позже на базе «Сталинца-1» был создан самоходный «Сталинец-4». Результат не заставил себя долго ждать. Уже к концу 1930-х годов почти все операции по обработке почвы были механизированы, а уборку зерновых вели комбайнами. Были собраны огромные урожаи за счет которых и пережили войну. Увы, война все это разрушила, что привело к голоду 1946—1947 годов. Сегодня Россия и дружественная нам Белоруссия обладают собственным мощным аграрным машиностроением, способным полностью удовлетворить потребность в тракторах, комбайнах и сельхозорудиях. А новые модели «Беларусов», «Кировцев», «Донов», «Векторов» и «Паслессе» по уровню техники не уступают лучшим западным аналогам, а в чем-то и превосходят их. Например, комбайны «Дон» и «Вектор» — «правнуки» легендарного «Сталинца» за пару часов в полевых условиях могут быть переоборудованы для уборки подсолничника или сои, что в России весьма актуально. За рубежом таких машин не выпускают. Кстати, зарубежные машины сегодня тоже собирают в России. А кроме того, российские и белорусские комбайны оказались весьма надежными и живучими даже в условиях дефицита квалифицированного обслуживания. Сегодня в хозяйствах еще очень много хорошо сохранившихся «Нив» и «Донов», произведенных в СССР и переживших лихие 1990-е годы. В 2005 году государство открыло огромную программу льготного лизинга, что позволило сельхозпредприятиям в массовом порядке обзавестись новой техникой. Сегодня на полях чаще встретишь новый «John Deere» российской сборки или современный «Кировец», чем старичка МТЗ-80 или ДТ-75. Хотя и эти заслуженные машины на покой не уходят, а помогают крестьянам на вспомогательных работах. |
Версия от 07:52, 27 июля 2016
Как «либеральные» так и «патриотические» СМИ и блогеры часто муссируют тему возможного голода в России и строят апокалиптические прогнозы. Все это обычно приурочено либо к росту геополитической напряженности, либо к экономическому кризису, либо, что чаще - к очередному погодному катаклизму (например, аномальной жаре 2010 года). Это неудивительно — у нашей страны есть многочисленные факты голода даже в недалеком прошлом. Это голод конца 19-ого века, и начала 1920-х годов, и 1930-х и 1946—1947, а также дефицит продовольствия в конце 1950-начале 1960-х годов, не говоря уж про «лихие 90-е». Но любой голод имел под собой совершенно объективные причины, над устранением которых успешно работали как в прошлом, таки работают в настоящем.
Поэтому сегодня ситуация иная, продовольственная безопасность России в целом обеспечена, и если только не наступят какие-то катастрофические события мирового масштаба, то голода можно не опасаться. Рассмотрим почему.
Почему голод в России почти невозможен
Расширение географии сельхозземель в России
Голод в царское время был связан с тем, что сельхозугодья России размещались на сравнительно небольшой территории: от правого берега Волги до Житомира с востока на запад и от Вологды до Херсонщины с севера на Юг. По меркам гидрометеорологии — это площадь не самого крупного циклона, который способен залить все дождями или антициклона, способного засушить все. То есть — вся сельхозтерритория тогдашней России могла одновременно пострадать от неблагоприятных погодных факторов. Да и расположение сельхозугодий у неспокойных границ тоже неоднократно ставило под угрозу продовольственную безопасность
Эту проблему начал решать еще Иван Грозный, расширяя географию русских земель на восток. При Петре I произошла мощная экспансия как на запад, так и на юго-восток. Но новые земли осваивались слабо и большой сельскохозяйственной роли не играли, так как на них селились преимущественно вольные казаки. Крепостные же крестьяне переместиться в новые края не имели возможности. Но с отменой крепостного права Александром II началась стихийная миграция населения на новые территории. Кардинально на государственном уровне проблему решил Столыпин — организованно переселив часть безземельных крестьян с ЕТР на практически неиспользуемые, но плодородные земли Сибири. А при Хрущеве в оборот ввели почти все целинные земли от Казахстана до Томской области. Сегодня в сельхозоборот вводятся земли и на Дальнем Востоке. Россия - огромная страна и неблагоприятные климатические факторы почти никогда одновременно не сочетаются на ЕТР и в Сибири в силу большой удаленности этих территорий и влияния на них разных океанов. Тому подтверждения 2010-ый и 2012-ый годы. В 2010-ом году аномальная жара ударила по ЕТР, погубив весь урожай, но в Сибири было тепло и дождливо и урожай стал рекордным. В 2012-ом году наоборот — под удар засухи попала Сибирь, но на ЕТР с погодой все было в порядке и урожаи хорошие.
Прекращение зависимости от зернового экспорта
Второй причиной голода в царское и раннесоветское время было то, что зерно являлось практически единственным экспортным товаром аграрной России. В трудные годы войн (русско-турецких, первой мировой, гражданской) приходилось продавать почти весь урожай.
Это понимал еще Александр III, и в годы его правления государство перешло от либерализма к протекционизму во внешней торговле. Рекордными для царской России темпами развивалась металлургия и нефтедобыча. Зависимость от зернового экспорта начала снижаться. Увы, первая мировая война, революции 1917 года и последовавшая за ними гражданская война и интервенция нанесли промышленности колоссальный ущерб. Немало сил, материальных и человеческих ресурсов пришлось затратить Советской России, чтобы восстановить промышленный потенциал. Современная Россия — мощная индустриальная держава, которая экспортирует нефть, газ, металлы, электроэнергию, продукцию машиностроения, самолеты, вертолеты, атомные станции. Экспорт зерна и другой сельхозпродукции тоже есть, но его доля, хотя и велика по меркам мирового рынка, но по сравнению с внутренним потреблением в России — ничтожна. Да и курятину мы экспортируем не потому, что нам больше нечего продавать за рубеж, а потому, что у нас образовался ее избыток.
Механизация сельского хозяйства
Третьей причиной голода в царское и раннесоветское время были примитивные технологии ведения сельского хозяйства и полное отсутствие механизации труда. Даже плуг был редкостью. Землю в России пахали сохой и в начале 20-го века, в то время как на полях Северной Америки во уже во всю трудились паровые и керосиновые тракторы
Эту проблему начали решать еще большевики, создавая, несмотря на все трудности начала 1920-х годов, собственную тракторную и комбайновую промышленность по образцу передовой тогда американской. Ленин видел механизацию сельского хозяйства как одну из основ для построения коммунизма. Уже в 1924 году в Ленинграде на Путиловском заводе начат серийный выпуск копии одного из лучших американских тракторов того времени «Фордзон», годом позже на Харьковском паровозостроительном заводе освоен выпуск первого в СССР гусеничного трактора «Коммунар», а в начале 1930-х годов на специально построенных сталинградском и харьковском тракторном заводах освоен выпуск уже крупносерийных универсальных и унифицированных тракторов СХТЗ-15/30 (колесный) и СХТЗ-НАТИ (гусеничный). Примечательно, что конструкция последнего оказалась настолько удачной, что его глубокая модернизация, известная как ДТ-75 дожила и до наших дней. Еще один вновь построенный Челябинский тракторный завод освоил выпуск первых в СССР дизельных тракторов Сталинец-60, который применяли не только в сельском хозяйстве, но и на стройках. В Ростове-на-Дону был построен построен комбайновый завод, который уже в 1931 году приступил к выпуску прицепных комбайнов «Сталинец-1». Этот комбайн вобрал в себя все лучшие и проверенные решения американских машин «Оливер» и «Катерпиллар», но советские конструкторы пошли и дальше, усовершенствовав машину и сделав ее способной убирать не только зерновые культуры, но подсолнечник, горох и кукурузу. Позже на базе «Сталинца-1» был создан самоходный «Сталинец-4». Результат не заставил себя долго ждать. Уже к концу 1930-х годов почти все операции по обработке почвы были механизированы, а уборку зерновых вели комбайнами. Были собраны огромные урожаи за счет которых и пережили войну. Увы, война все это разрушила, что привело к голоду 1946—1947 годов. Сегодня Россия и дружественная нам Белоруссия обладают собственным мощным аграрным машиностроением, способным полностью удовлетворить потребность в тракторах, комбайнах и сельхозорудиях. А новые модели «Беларусов», «Кировцев», «Донов», «Векторов» и «Паслессе» по уровню техники не уступают лучшим западным аналогам, а в чем-то и превосходят их. Например, комбайны «Дон» и «Вектор» — «правнуки» легендарного «Сталинца» за пару часов в полевых условиях могут быть переоборудованы для уборки подсолничника или сои, что в России весьма актуально. За рубежом таких машин не выпускают. Кстати, зарубежные машины сегодня тоже собирают в России. А кроме того, российские и белорусские комбайны оказались весьма надежными и живучими даже в условиях дефицита квалифицированного обслуживания. Сегодня в хозяйствах еще очень много хорошо сохранившихся «Нив» и «Донов», произведенных в СССР и переживших лихие 1990-е годы. В 2005 году государство открыло огромную программу льготного лизинга, что позволило сельхозпредприятиям в массовом порядке обзавестись новой техникой. Сегодня на полях чаще встретишь новый «John Deere» российской сборки или современный «Кировец», чем старичка МТЗ-80 или ДТ-75. Хотя и эти заслуженные машины на покой не уходят, а помогают крестьянам на вспомогательных работах.
Создание эффективной системы хранения и распределения
Четвертой причиной голода до начала 1930-х годов было практически полное отсутствие нормальных зерно- и овощехранилищ. Пшеницу складировали в амбарах, где ни о каком температурно-влажностном режиме не могло быть и речи, а картофель — так вообще в буртах под открытым небом. Дольше года такое хранение сельхозпродукция, естественно, не выдерживала. Мясо и вовсе сохранялось только зимой. Из консервантов были доступны только соль и яблочный уксус, который всегда был в дефиците. Поэтому квашеные овощи приходилось хранить в деревянных кадках в прудах возле выхода родников. Вот и получалось, что в урожайные годы Россия просто не могла создать долголетние запасы. Гужевой транспорт и разбитые дороги не позволяли быстро перебросить продовольствие в голодающие регионы.
Эту проблему тоже начало решать советское правительство в начале 1930-х годов. По всей стране сначала с помощью немецких специалистов, а после и собственными силами начали строиться элеваторы и овощехранилища с регулируемым температурно-влажностным режимом. По этой причине рекордные урожаи конца 1930-х годов неплохо сохранились до середины Великой отечественной войны. После войны строительство элеваторов стало массовым, особенно в районах освоения целины. Сегодня элеваторы России позволяют сохранять урожаи за 8 лет. Кроме безусловно отличных, но уже устаревающих, советских элеваторов, в строй введено и множество ультрасовременных. Именно благодаря емким и бережным к зерну элеваторам Россия прошла неблагоприятные 2010—2012 годы не только без дефицита продуктов, но и без повышения цен на них. Примечательно, что первые советские проекты механизированных элеваторов да и технологию механизированного хранения зерна создал Юрий Кондратюк, более известный как основоположник теоретической космонавтики, рассчитавший оптимальную трассу полета к Луне, которую позже взяли за прототип баллистики НАСА для программы «Аполлон».
Успехи машиностроения СССР позволили уже к концу 1920-х годов наладить производство сначала промышленных холодильных установок (на Ленинградском заводе «Компрессор»), а позже и первых бытовых холодильников. После Великой отечественной войны холодильная техника в нашей стране активно развивалась. Даже в небольших городах возводились хладокомбинаты, в СССР и дружественных странах Восточной Европы был налажен массовый выпуск рефрижераторов: сначала вагонов, а позже и автомобилей. Бытовые холодильники с начала 1960-х годов стали массовым явлением — в СССР их выпускали на 13 заводах по всей стране. Сегодня холодильники распространены повсеместно.
Еще при Александре III было налажено производство мясных консервов — «тушенки», а в СССР оно стало массовым. Были построены огромные мясоконсервные комбинаты. Самый крупный построили в городе Бийск Алтайского края. Он перерабатывал все то огромное количество мяса, что поставляла нам дружественная Монголия. Тушенка стала таким же неотъемлемым атрибутом Великой отечественной войны, как легендарные Т-34 или «Катюша». Именно благодаря тушенке советские солдаты получали необходимые жиры и белки. Научились перед войной промышленно консервировать и молоко в виде «сгущенки» и сухого молока.
Уже в ранние советские годы в нашей стране было освоено промышленное производство уксуса, а позже — искусственной лимонной кислоты. В настоящее время в России выпускаются все необходимые консерванты, освоено собственное производство вакуумной и газомодифицированной упаковки. Проблема сохранности мяса, овощей и молока ушла в далекое прошлое.
Вопросы быстрой переброски продовольствия в регионы страны были частично решены уже при строительстве Транссибирской магистрали, неплохой проверкой функционирования которой стала Первая мировая война. Большое значение в перевозке сельхозпродуктов с конца 19-ого века имел и водный транспорт — баржи груженые зерном, картофелем, арбузами стали неотъемлемым элементов речных пейзажей на Волге, Доне и Оби. Массово строились целые хлебные пристани, совмещенные с элеваторами, например, тот же «Мастадонт» Юрия Кондратюка.
Химизация сельского хозяйства
Пятой причиной голода до начала 1960-х годов были быстрое истощение почв, насекомые-вредители сельхозкультур и спорынья. Природной селитры, необходимой для производства удобрений, на территории России практически нет, а химическая промышленность в царской России просто отсутствовала как класс.
Никита Сергеевич Хрущев дополнил знаменитую фразу Ленина, что «Социализм есть советская власть плюс электрификация всей страны» словами «… и химизация сельского хозяйства» небезосновательно. Успехи советской неорганической и органической химии позволили в короткие сроки создать новые виды удобрений, эффективные инсектициды и фунгициды. Важнейшие компоненты агрохимии в СССР начали производить еще до Великой отечественной войны. Так промышленный синтез аммиака, необходимого для производства искусственной селитры, был освоен еще в 1926 году, массовая добыча фосфатного сырья началась в 1928 году, калийных солей — в 1929 году, фосфороорганические соединения, являющиеся основой инсектицидов, начали синтезировать в конце 1930-х годов. Помогли аграриям и авиаторы. Талантливый авиаконструктор Олег Антонов в 1947 году создал легендарный самолет Ан-2 который нашел самое широкое применение в сельском хозяйстве, за что получил прозвище «кукурузник». Эта машина оказалась столь удачной, что до сих пор выпускается, правда в Китае. Полодородие почв существенно возросло, а потери урожая сократились в разы. В 1990-е годы все это было частично утрачено, но сейчас возрождено.
Мелиорация и борьба с эрозией почв
Засухи традиционно были бичом сельского хозяйства. От засух гибли урожаи в начале 1930-х годов, в 1946—1947 и в 1960-х.
Но после Великой Отечественной войны советское правительство провело ряд грандиозных мероприятий по минимизации последствий засух. Были построены мощные оросительные системы в Поволжье, на Ставрополье, на Юго-Востоке Украины, в Крыму и в Средней Азии. Массово высаживались лесополосы. Мощные трактора Челябинского и Алтайского заводов позволили проводить глубинное рыхление почвы без оборота пласта, что существенно сокращает ветровую эрозию и потерю влаги. Хотя последователи Е. Т. Гайдара, считавшего сельское хозяйство «черной дырой» и почти загубили все это в «либеральные и демократические» 1990-е годы, сегодня все это возрождается. Сверхмощные трактора позволяют работать с четырехагрегатными почвообрабатывающими комплексами, позволяющими за один проход выполнять безоборотную вспашку, удаление сорняков и стерни, пневматический точный высев, внесение удобрений и мульчирование и уплотнение поверхностного слоя почвы с созданием гидрозамка. Такой подход значительно сокращает потери влаги.
Промышленное производство мяса, силос и комбикорма
Хлеб, молоко, картошка и яйца составляли почти весь рацион большинства жителей в России и СССР до 1970-х годов. Мясо ели только по праздникам. Это не удивительно. Ведь даже курица росла до убоя почти полгода, поросенок — 10 месяцев, а теленок — 2-3 года. «Цыплят по осени считают», — говорилось в старинной пословице. Это не удивительно — от неблагоприятных условий содержания в грязных, сырых, темных и непроветриваемых помещениях и болезней гибло более половины поголовья. Летом животные находились на свободном выпасе и их продуктивность сильно зависела от погоды. Из зимних кормов были доступны только сено, зерно и брюква. На столь скудном рационе надои коров и яйценосность кур падала в разы
Сегодня в России и Белоруссии мясо выращивают промышленным способом. Животные содержатся в чистых, хорошо освещенных вентилируемых и кондиционируемых зданиях, подвергаются вакцинации, а корм обогащается витаминами и стимуляторами роста. Падеж даже одной курицы на фабрике — ЧП, причины которого тут же выясняют ветеринары. Все это вкупе с продуктивными породами позволяет вырастить до товарного веса курицу за 19 дней, поросенка и ягненка — за 45, теленка — за 72 дня. Свободный выпас ушел в прошлое и животные совершенно не зависят от погоды. Сено коровам тоже необходимо для нормализации пищеварения, но не является основой их рациона. Теперь всю зиму они едят сочный и обогащенный витаминами силос и сенаж, а также питательный жом от производства сахара. Свиней и кур круглый год кормят комбикормом, производство которого в России является массовым. Комбикормовые заводы есть не только в городах, но и в селах, а придорожные торговцы с мешкам комбикормов - давно уже привычный атрибут российских дорог.
Импортозамещение значительной части продуктового импорта
Морепродукты, фрукты, рис, чай, вино, твердый сыр и другая массовая «заморская еда» требовали для импорта иностранной валюты, который даже у СССР, не говоря уж про царскую Россию было не слишком много. В России всё это практически не росло, не производилось и не добывалось. Даже сахар, до середины 19-ого века был, по выражаению Радищева «кусочком боярского кушанья».
Тем не менее, и поздняя Империя и СССР активно работали над этой проблемой. В конце XIX — начале XX вв. на Кавказе начали выращивать чай, резко активизировалось промышленное производство вина и портвейна на черноморском побережье, развивалось рыбоводство. Тогда же в Россия заимствовала передовой на тот момент опыт Германии по производству свекловичного сахара, полностью исключив зависимость от Англии и США, владевшими в те годы «мировыми сахарницами»: Индией и Кубой. Уже в раннем СССР был создан НИИ сыроделия, который в кратчайшие сроки разработал рецептуры и технологии промышленного получения твердых сыров, в частности сортов «Советский», «Дружба», «Российский», которые не уступали европейским. В 1950-х годах был построен огромный рыбопромысловый флот, который ходил даже к берегам Антарктиды. С дружественными тогда Кубой и Вьетнамом были заключены договора на поставку бананов. Сегодня Россия не испытывает дефицита в валюте, даже несмотря на кризис и санкции, дешевое зарубежное продовольствие закупается в огромных количествах (что, кстати, не всегда положительный фактор, в частности, импорт пальмового масла неплохо было бы и ограничить). Рыболовный флот сохранен и развивается, а многие тропические сельхозкультуры (виноград, рис, чай, сою) оказывается можно выращивать и в России.
Появление альтернативных рынков продовольствия и альтернативных рынков сбыта российской продукции
Голод конца 19-века, а также начало 1920-х годов был обусловлен не только разрухой, но и санкциями со стороны единственного тогда центра силы и экономики на Земле — западного мира (Британия, США, Франция). Альтернативных рынков, куда что-то можно было продать и где можно было купить продовольствие — просто не было.
Сегодня мы тоже под санкциями, да и сами ввели продовольственные санкции. Но дефицита продовольствия у нас нет. А все потому, что однополярный мир, хотя бы в экономическом плане — разрушен. В очередь на поставку продуктов в Россию выстроились страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки, правительства которых не поддержали западные санкции и заинтересованы в сотрудничестве с нашей страной. Да и деньги за наши товары сегодня могут платить не только англосаксы, но и китайцы, индийцы и арабы. Российская высокотехнологичная продукция (оружие, вертолеты, АЭС), не обременённая западной геополитикой, нужна всем, кто не хочет быть колонией запада.
Превращение метеорологии в точную науку
До середины 20-ого века профессия синоптика была похоже на профессию гадалки или астролога. Если прогноз погоды на два-три дня еще имел под собой какую-то научную основу, хотя больше базировался на опыте предсказателей, то вот долгосрочные прогнозы были сродни гаданию на кофейной гуще. А сельскому хозяйству долгосрочные прогнозы очень важны. Ведь если ещё весной знать какими будут лето и осень — то можно выбрать оптимальные культуры. Но всё это было недоступно и растениеводство было сродни азартной игре.
Успехи физики, математики, авиации и космонавтики, в том числе и в нашей стране, дали в руки синоптикам мощнейшие инструменты глобального оперативного анализа и предсказания погоды. Автоматические метеостанции, зонды, самолеты, корабли и, конечно же, спутники непрерывно передают информацию о состоянии атмосферы. Мощнейшие суперкомпьютеры под управлением сложнейших программ с высочайшей точностью обрабатывают эти данные и строят прогнозы. Отрадно, что несмотря на все кризисы Гидрометцентр России входит в пятёрку лучших метеобюро мира. У Гидрометцентра два мощнейших суперкомпьютера, которые вычисляют прогнозы погоды по двум независимым моделям, созданным российскими учеными, в том числе и молодыми аспирантами и докторантами МГУ. Роскосмосом специально для Гидрометцентра запущено пять специальных спутников и планируется еще столько же. Прогноз погоды для всего мира на пять суток вперед вычисляется всего за 10 часов, а за 3-4 дня можно просчитать, какой будет погода в ближайший год. Каждую неделю Гидрометцентр даёт аграриям детализированный прогноз метеоусловий на грядущую декаду, а в марте-апреле — на грядущий сельхозсезон. Причем точность прогнозов стала просто фантастической. Погода на ближайшие сутки прогнозируется почти со стопроцентной вероятностью, на пять суток — с вероятностью 93 %, а на сезон — 80 %. В 2012-ом году точный и детальный прогноз температурно-влажностного режима помог аграриям юга Западной Сибири подготовиться к грядущей засухе. Хотя на отдельных территориях дождей летом не было 84 дня, высаженные экстремальной засухоустойчивые культуры (особые сорта пшеницы, сорго) дали хотя бы какой-то урожай. В 2014 году, наоборот, Гидрометцентр спрогнозировал излишнее увлажнение при теплой погоде и сибирские крестьяне снова к этому подготовились, высадив влаголюбивые культуры (сахарную свеклу, бобовые, картофель).
Выводы
Благодаря произошедшим за последний век фундаментальным изменениям, к настоящему моменту в разы выросла эффективность сельского хозяйства России, равно как и эффективность системы хранения и распределения продовольствия в стране. Между тем, население Российской Федерации на современной её территории выросло всего в полтора-два раза.
К настоящему моменту (середина 2010-х гг.) показатели продовольственной безопасности в основном достигнуты. Серьёзные проблемы с продовольствием могут возникнуть лишь двумя путями: либо в случае каких-то глобальных катастрофических событий, типа ядерной войны или извержения супервулкана, либо в случае масштабной дезорганизации управления и экономических связей на территории станы, как это было после революции 1917 г. или в 1990-е. Оба этих варианта представляются маловероятными. События последних лет, а именно аномальная жара 2010-ого и 2012-ого годов, аномальные дожди 2014 года, острая фаза геополитических осложнений 2014—2015 годов в «боевых условиях» подтвердили работоспособность российской системы производства, хранения и распределения продуктов питания.
Конечно же, у нас есть проблемы в сельском хозяйстве. Самая большая — это то, что «либералы» 1990-х сделали то, что даже фашистам во время войны не удалось — почти полностью уничтожили российскую селекцию семян. Ее восстановление — приоритетная задача для государства. И государство в этом направлении активно работает. Возрождаются опытные станции при аграрных вузах и НИИ, фермерам-селекционерам предоставляется масштабная господдержка. Финансируются направления прикладной генетики в ведущих академических институтах, НИИ и вузах. Но селекция — дело не одного года. Все это требует времени и какое-то время мы ещё будем зависимы от импорта современных семян. Но учитывая, как быстро мы преодолели за два года зависимость от запада в других отраслях, возможно, что через пару лет нам не понадобятся и импортные семена.
Есть и другие проблемы. Одна из них — не до конца урегулированы вопросы собственности на земли сельхозназначения. В годы «либеральных» реформ земли многих колхозов были разрезаны на отдельные земельные «паи», которые достались их тогдашним членам. Сегодня эти доли выкупаются фирмами, которые занимаются «земельным троллингом». Суть его заключается в следующем. Фермер, работает на полях, принадлежащих на праве долевой собственности вчерашним колхозникам, выплачивая пайщикам некоторую сумму денег. Все хорошо, но в один прекрасный момент появляются представители «дяди», которые говорят, что эта земля давно уже принадлежит ему и требуют с фермера мзду. Увы, механизмов защиты от таких действий в законодательстве нашей страны пока нет. Но есть и положительные моменты. С 2014 года существенно усложнился порядок перевода земель сельхозназначения в другие категории. Сейчас просто так не купишь за бесценок у сельских пьяниц их земельные паи и не построишь там заводик или торговый центр.
См. также
- Продовольственная безопасность России
- Сельское хозяйство России
- Мифы об экономической неэффективности территории России