Красное Сормово: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 202: | Строка 202: | ||
'''1956—1968 годы''' — на предприятии серийно строятся речные сухогрузные теплоходы проекта 576 типа «Шестая пятилетка»[http://fleetphoto.ru/projects/221/]. | '''1956—1968 годы''' — на предприятии серийно строятся речные сухогрузные теплоходы проекта 576 типа «Шестая пятилетка»[http://fleetphoto.ru/projects/221/]. | ||
'''1957 год''' — на заводе построено первое в стране пассажирское судно на подводных крыльях — «Ракета» («Ракета-1»). Дальнейшее серийное производство судов этого типа было организовано уже на [[Судостроительный завод «Море»|Феодосийском судостроительном заводе «Море»]]. | '''1957 год''' — на заводе построено первое в стране пассажирское судно на подводных крыльях — «Ракета» («Ракета-1»). Дальнейшее серийное производство судов этого типа было организовано уже на [[Судостроительный завод «Море»|Феодосийском судостроительном заводе «Море»]] в [[Феодосия|Феодосии]]. | ||
'''1957—1958 годы''' — на заводе модернизирована подводная лодка С-148 проекта 613, превращённая в научно-исследовательское судно «Северянка», предназначенное для ведения подводных исследований в интересах Министерства рыбного хозяйства. | '''1957—1958 годы''' — на заводе модернизирована подводная лодка С-148 проекта 613, превращённая в научно-исследовательское судно «Северянка», предназначенное для ведения подводных исследований в интересах Министерства рыбного хозяйства. |
Версия от 12:55, 24 марта 2017
|
Акционерное общество «Завод «Красное Сормово» (официальное сокращённое название АО «Завод «Красное Сормово») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в Нижнем Новгороде. Образовано 21 июля 1849 года как «Нижегородская машинная фабрика» (в некоторых источниках фигурирует название «Сормовская машинная фабрика»).
История наименований предприятия:
- 1849 год — Нижегородская машинная фабрика.
- 1872 годы — создано Акционерное общество «Сормово»[1].
- 1913 год — создан Концерн «Коломна-Сормово».
- 1918 годы — Завод «Сормово» национализирован.
- 1922 годы — Завод «Красное Сормово».
- 1930-е годы — Завод № 112.
- 1948 год — заводу присвоено имя А. А. Жданова.
- 19?? год — заводу возвращено название «Красное Сормово» (в советское время имени А. А. Жданова; с 1994 года акционирован).
Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
В настоящий момент предприятие специализируется в основном на строительстве коммерческих судов среднего водоизмещения класса «река-море». В советское время завод производил также подводные лодки, в том числе атомные, кроме самых крупных — из-за расположения на реке.
История предприятия
Предыстория создания завода
8 марта 1849 года — тайный советник князь Лев Викторович Кочубей, полковник князь Владимир Александрович Меньшиков и отставной гвардии поручик Дмитрий Егорович Бенардаки создают в Санкт-Петербурге компанию Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства, поставившую целью производство и эксплуатацию пароходов на Волге, для чего было решено построить завод по производству пароходов, на что было выделено 500 тыс. рублей серебром.
30 июня 1849 года — компания купила у вдовствующей помещицы Крюковой участок земли под строительство предприятия между деревнями Соромово и Мышьяковка, «начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовой, вниз по течению реки Волги, вдоль правого её берега».
Российская Империя
21 июля 1849 года — Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю, купленную под предприятие. Этот день считается датой его рождения.
24 июля 1849 года — расчищена площадка под строительство корпусов предприятия.
Ноябрь 1849 года — предприятие в основном построено и приступило к производственной деятельности. Завод, построенный по проекту отставного майора Алексея Ивановича Узатиса, представлял собой три здания: среднее (оно же главное) — двухэтажное, с нижним каменным и верхним деревянным этажами, где располагались, помимо прочих, токарное и слесарное отделения, и два боковых здания, в одном из которых были размещены чугунолитейное и кузнечное производство, а в другом — котельная мастерская. Также были построены верфь для сборки судов, пять жилых флигелей и склады[2]. Оборудование мастерских, закупленное в Бельгии и смонтированное осенью 1849 года имело привод с помощью трансмиссий от двух стационарных паровых машин мощностью 5 и 25 л. с. С этого времени и до 1854 года на заводе работало около 100 человек.
Май 1850 года — спущен на воду первый пароход, построенный на предприятии — деревянный колёсный пароход-«забежка»[3] «Ласточка».
1856 год — после проведённого технического перевооружения численность работающих на предприятии превысила 600 человек.
1858 год — на предприятии построена первая в стране землечерпательница.
Февраль 1860 года — единоличным хозяином предприятия становится скупивший все акции компании, называвшейся в то время Нижегородской машинной фабрикой, Дмитрий Егорович Бенардаки.
1870 год — на предприятии построена первая в стране мартеновская печь для выплавки стали. За представленные после этого на Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге стальные болванки завод был награждён бронзовой медалью. В этом же году после смерти Дмитрия Бернадаки управляющим завода его наследниками поставлен К. М. Окунев.
1871 год — на заводе построен первый в бассейне Волги двухъярусный пароход «Переворот» (позднее «Колорадо»).
1872 год — наследниками Бернадаки создано Акционерное общество «Сормово», учреждённое «для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий, построения машин, судов, подвижного состава для железных дорог, рельсов и прочего…». В связи с этим завод был реконструирован под нужды вагоностроения. В его составе были построены вагонный цех и связанные с ним колесная, деревообделочная и бандажная мастерские. В других цехах и мастерских также было установлено новое оборудование, а кузнечный и прокатный цеха были дополнительно расширены. В этом же году за представленную на Большой политехнической выставке в Москве сталь завод был награждён Большой золотой медалью этой выставки.
1876 год — по государственному заказу заводом выпущено 1150 вагонов.
1877 год — предприятием выпущено 1500 вагонов, полувагонов и платформ.
1882 год — за представленные на XV Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве пассажирский кресло-кроватный вагон I класса и вагон-ледник для перевозки мяса завод удостоен права изображения на изделиях Государственного герба России.
1887 год — по заказу нефтяной компании «Товарищество Братьев Нобель» предприятие построило свой первый морской танкер.
1894 год — на базе предприятия образовано новое, более солидное Акционерное общество «Сормово» — «Сормовские сталелитейные, железоделательные, чугунные и меднолитейные, механические, судостроительные, паровозо- и вагоностроительные заводы». В связи с этим предприятие прошло очередную реконструкцию, в ходе которой были построены новые цеха.
1896 год — на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке завод повторно удостоен права изображения на изделиях Государственного герба России.
1898 год — на предприятии началось производство паровозов, ставших на долгое время одним из основных видов продукции завода.
1898—1902 годы — на предприятии построены первые для него 404 паровоза серии Од «Нормального типа 1897 г.».
1902 год — на заводе построены две паровые машины для крейсера «Очаков».
1902—1907 годы — на предприятии построены 698 паровозов серии Ов «Нормального типа 1901 г.» и близкого к нему «Нормального типа 1904 г.».
1903 год — на заводе построен первый в мире теплоход и первый в мире дизель-электроход — танкер «Вандал».[1] В том же году на заводе был построен пожарно-спасательный катер «Царёв» (с 1926 года «Гаситель») — ныне музейный корабль в Волгограде.
1905 год — на заводе построен 1000-й паровоз, в связи с чем были выпущены памятные жетоны.
1906 год — в колесопрокатном цехе было организовано производство стальных дисковых катаных колёсных центров (ранее использовались менее совершенные спицевые колёсные центры), поставлявшихся, в том числе, и другим вагоностроительным заводам.
1908 год — на предприятии построены три паровоза серии Ос (с 1912 года Оп) с пароперегревателями.
1910 год — предприятием за свою продукцию получены Большие золотые медали на сельскохозяйственной выставке в Елизаветграде (за двигатель «Бронса») и выставке в Екатеринославе (за двигатель «Лиценмайер-Сормово»), а также Большая серебряная медаль выставки в Санкт-Петербурге (за двигатель «Лиценмайер»).
1910—1911 годы — по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман» на заводе построены пассажирские пароходы «Н. В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко». Первый из них — «Н. В. Гоголь» — впоследствии стал самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации и на 2016 год[2], то есть не менее 105(!) лет.
1911 год — закончено проектирование первого разработанного на предприятии паровоза — им стал пассажирский «Паровоз типа 1-3-1 „Прери“ Сормовского завода», получившего в 1912 года название «паровоз серии С», также на предприятии в этом году были построены последние два паровоза типа О.
1911—1918 годы — на предприятии выпущены 384 паровоза серии С, параллельно выпускавшихся и на других заводах.
1912 год — полный контроль над предприятием получил Международный коммерческий банк. В этом же году предприятие выпустило 50-тысячный вагон. Им оказался свежеразработанный и запущенный в этом же году в производство, оборудованный паровой машиной «вагон-самоход», в современных терминах рельсовый автобус.
1913 год — предприятие объединили с его главным конкурентом — Коломенским машиностроительным заводом, которым также к этому времени владел Международный коммерческий банк — в концерн «Коломна-Сормово».
1914 год — по заказу известной в то время транспортной компании «Самолёт» введён в строй крупный и шикарный по тем временам речной пассажирский пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» и, по-видимому, однотипный ему «Великая княжна Татьяна Николаевна». Первый из них, в 1917 году стал называться «Алёша Попович», а в 1918 году — «Володарский». Впоследствии этот пароход стал одним из самых долгоэксплуатировавшихся речных судов, будучи списан только в 1989 году, через 75 лет после начала эксплуатации, включавшей и участие в Сталинградской битве, что сделало его достаточно известным.
Советская Россия
18 июня 1918 года — завод национализирован.
1920 год — на заводе собран первый танк отечественной сборки современного типа «Борец за свободу тов. Ленин».
1922 год — завод переименован в «Красное Сормово».
1925—1927 годы — на предприятии выпущено 38 паровозов серии Су. Серия была разработана на базе сормовского паровоза типа С и стала самым массовым пассажирским паровозом СССР.
1930—1931 годы — на заводе частично построена подводная лодка Щ-304 («Комсомолец», «Язь», «Ударник», «Баржа № 550») типа Щ («Щука») серии III, достроенная после доставки в транспортном доке на Балтийском заводе в Ленинграде в 1931—1934 годах. Подводная лодка, ставшая первой построенной на заводе, впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне на Балтике.
1931 год — на заводе выпущены первые советские думпкары (вагоны-самосвалы).
1 января 1932 года — спецкомиссией ВСНХ принято решение о приоритетном развитии на предприятии судостроения, большей частью военного, в связи с чем производство железнодорожной техники на заводе стало сворачиваться.
1932—1935 годы — на заводе построена подводная лодка Щ-308 («Сёмга») типа Щ («Щука») серии V-бис. Подводная лодка впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне на Балтике.
1933 год — на предприятии построен 3000-й паровоз.
1933—1936 годы — на заводе построены три подводные лодки типа Щ («Щука») серии V-бис 2: Щ-309 («Дельфин»), Щ-310 («Белуха») и Щ-311 («Кумжа»). Все три подводных лодки впоследствии в целом очень успешно участвовали в Финской (Зимней) и Великой Отечественной войнах на Балтике, где первая из них стала гвардейской, а остальные две — краснознамёнными. При этом Щ-311 стала самой результативной подводной лодкой Финской войны, но она же единственная из трёх погибла во время Великой Отечественной войны.
1934 год — на предприятии прекращён выпуск железнодорожных вагонов.
1934—1937 годы — на заводе построены шесть подводных лодок типа Щ («Щука») серии X, три из которых первоначально были заложены и строились на территории Коломенского завода имени Куйбышева, но силами завода «Красное Сормово». В их число входили впоследствии краснознамённые Щ-323, Щ-324 и Щ-313 (Щ-421), а также гвардейская Щ-314 (Щ-422).
1936—1937 годы — по проекту Коломенского завода серийно строятся узкоколейные (750 мм) паровозы серии 157.
1936 — август 1941 года — на предприятии построено 9 подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис. К началу войны были введены в строй шесть из них, ещё три были сданы флоту в конце июня — июле 1941 года. Помимо них, в это время на предприятии были заложены и спущены на воду, но не достроены ещё 12 подводных лодок этой серии. Среди построенных в это время на предприятии подводных лодок серии IX-бис была и подводная лодка С-13 — впоследствии краснознамённая и одна из самых прославленных подводных лодок отечественного военно-морского флота, уверенно держащая первое место по общему тоннажу потопленных судов в Великую Отечественную войну. Она же, как считается, совершила самую стратегически важную победу в истории, утопив вместе с лайнером «Вильгельм Густлофф» множество курсантов-подводников, что оставило новейшие подводные лодки Германии, вполне способные создать множество проблем союзникам в Атлантике, без экипажей. Также среди них были впоследствии краснознамённые С-101 и С-104.
1936—1940(?) годы — на предприятии построены три монитора проекта 1190 типа «Хасан». Их сборку проводили на заводе № 368 в Хабаровске, где они были введены в строй в 1942—1946 годах.
1934 год — на предприятии прекращён, как оказалось впоследствии временно, выпуск паровозов.
1937 — август 1941 года — на предприятии построено 32 подводные лодки типа М («Малютка») серии XII (проект 40). Поскольку с августа 1941 года завод был перепрофилирован, а лодки этого типа после снятия части выступающих элементов легко перевозились по железной дороге, для окончательной сборки и проведения испытаний 14 подводных лодок, не вступивших к этому времени в строй, были переданы другим судостроительным и судоремонтным заводам в Астрахани, Баку, Мурманске и Молотовске (ныне Северодвинске), причём данные в источниках, какую где лодку достраивали, зачастую есть только приблизительные. Впоследствии две из подстроенных предприятием подлодок этой серии стали гвардейскими и две — краснознамёнными.
1939 год — к 90-летнему юбилею предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.
1939—1940 годы — на заводе строятся четыре подводных лодки типа Щ («Щука») серии X-бис, затем отправленные по частям для окончательной сборки на Завод № 194 в Ленинграде. Все они были спущены на воду в 1941 году, однако впоследствии только два корабля из четырёх были окончательно достроены.
Апрель 1941 — октябрь 1941 года — на предприятии строятся, по разным данным, 6 или 8 подводных лодок типа М («Малютка») серии XV (проект 96). Поскольку с августа 1941 года завод был полностью перепрофилирован, субмарины сначала законсервировали, а в 1943 году 6 из них отправили для достройки на Завод № 402 (ныне Севмаш) в Молотовске (ныне Северодвинск); там была полностью достроена одна подводная лодка, одна переоборудована в плавучее нефтехранилище, а ещё четыре были отправлены после войны для достройки на Заводе № 196 в Ленинграде, где их наконец и достроили. По некоторым источникам, ещё две подводные лодки, заложенные на заводе 20 июня 1941 года, а не в 1947 году, хранились на заводе Красное Сормово (в то время Завод № 112) и были достроены уже после войны также на Заводе № 196 в Ленинграде.
Август 1941 года — в связи с передачей завода в другой наркомат и его соответствующим переходом к выпуску танков, прервано строительство 12 достраивавшихся на плаву подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис. Для завершения работ они были распределены между Заводом № 638 им. Сталина в Астрахани (по разным источникам,[4] 6 или 7 подводных лодок) и Заводом № 402 в Молотовске (одна С-17), ещё, по разным источникам, 4 или 5 субмарин были законсервированы и достраивалась позднее на самом предприятии. Позднее 8 из этих 12 подводных лодок были достроены по улучшенному проекту серии IX-бис 2.
19 сентября 1941 года — завод официально передан наркомату танковой промышленности. На заводе налажено производство танков Т-34, впоследствии выпускавшихся в различных модификациях. Также завод во время войны выпускал снаряды для ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня «Катюша».[3][4]
1943 год — за успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов завод награждён орденом Ленина.
Лето 1943 года — построен первый в стране опытный катер на подводных крыльях (самоходная модель) А-4.
Конец 1943 года — заводом разработана новая башня для танка Т-34, послужившая основой его модернизации до Т-34-85.
1945 год — предприятие награждено орденом Отечественной войны I степени за выпуск танков и оборонной продукции.
1945(1942?)—1947 годы — хранившиеся на плаву 4 или 5 недостроенных подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис достроены по улучшенному проекту серии IX-бис 2 того же типа.
1947 год — на предприятии строятся, по некоторым данным, 5 подводных лодок типа М («Малютка») серии XV (проект 96). Все они для окончательной сборки были вскоре отправлены на Заводе № 196 в Ленинграде, при этом часть источников указывает, что 2 из 5 субмарин были заложены не в 1947 году, а находились на заводе на консервации с 1941 года.
1947 — I квартал 1951 года — в связи с острой необходимостью на предприятии временно возобновлено производство паровозов и выпущено 410 паровозов серии Су.
1948 год — заводу присвоено имя А. А. Жданова.
1948—1956 годы — на заводе параллельно со Сталинградским судоремонтным заводом крупной серией (порядка 120—130 судов) строятся речные теплоходы-сухогрузы проекта 11 (типа «Большая Волга») грузоподъёмностью 2000 тонн.
1949 год — к 100-летнему юбилею завод награждён вторым орденом Ленина.
1951 год — на предприятии окончательно прекращено производство паровозов. К этому моменту на предприятии было выпущено в общей сложности более 3800 паровозов.
1950—1956 годы — на заводе построено 116(!) средних подводных лодок проекта 613.
1953 год — на предприятии начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.
1955—1958 годы — на заводе модернизирована по проекту 640 подводная лодка С-149 проекта 613, на которой размещена радиолокационная станция для противовоздушной обороны побережья.
1956 год — в связи с переходом от бандажных составных железнодорожных колёс к более совершенным цельнокатаным, на предприятии остановлено производство катаных центров колёс.
1956—1958 годы — на заводе по проекту П613 модернизирована с установкой контейнера для запуска крылатых ракет П-5 подводная лодка С-146 проекта 613, предназначенная для испытаний ракетного комплекса П-5.
1956—1968 годы — на предприятии серийно строятся речные сухогрузные теплоходы проекта 576 типа «Шестая пятилетка»[5].
1957 год — на заводе построено первое в стране пассажирское судно на подводных крыльях — «Ракета» («Ракета-1»). Дальнейшее серийное производство судов этого типа было организовано уже на Феодосийском судостроительном заводе «Море» в Феодосии.
1957—1958 годы — на заводе модернизирована подводная лодка С-148 проекта 613, превращённая в научно-исследовательское судно «Северянка», предназначенное для ведения подводных исследований в интересах Министерства рыбного хозяйства.
1957—1961 годы — на заводе построено 20 средних подводных лодок проекта 633.
1958 год — на Брюссельской международной выставке предприятие награждено двумя Большими золотыми медалями за дизель-электроход «Советский Союз» и за разъездной катер на подводных крыльях.
1958—1959 годы — на заводе спущены на воду оба дизель-электрохода проекта 20 (тип «Ленин») — «Ленин» (1958) и «Советский Союз» (1959). Трёхпалубные пассажирские теплоходы, предназначенные для круизов и скоростных линий, резко выделялись размерами, мощностью и комфортабельностью от ранее построенных отечественных речных пассажирских судов. Оба судна стали флагманами отечественного речного флота в то время, что сделало их, наряду с международным признанием, достаточно знаменитыми.
1958—1960 годы — на заводе модернизированы по проекту 644 шесть подводных лодок проекта 613, на каждой из которых установлено по два контейнера с крылатыми ракетами П-5.
1959—1961 годы — на заводе модернизирована по проекту 613С подводная лодка С-43 проекта 613, на которой размещено различное вновь разработанное спасательное оборудование. В это же время на предприятии были модернизированы по проекту 640 ещё три подводных лодки проекта 613, на которых размещены радиолокационные станции для противовоздушной обороны побережья.
1960—1961 годы — на заводе модернизированы по проекту 665 две подводных лодки проекта 613, на каждой из которых установлено по четыре контейнера с крылатыми ракетами П-5.
1960—1962 годы — на заводе модернизирована по проекту 666 подводная лодка С-63 проекта 613, превращённая в экспериментальную спасательную подводную лодку, оснащённую также построенным на предприятии в это время самоходным спасательным аппаратом УПС.
1961 год — на заводе построили крупнейшее в мире на тот момент пассажирское судно на подводных крыльях «Спутник», впоследствии установленное в качестве корабля-музея в Тольятти.
1961—1968 годы — на предприятии построены 14 дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 651. Одна из этих подводных лодок — К-24 (с 1977 года Б-24) впоследствии была установлена в качестве корабля-музея в Пенемюнде, Германия.
1964—1972 годы — на предприятии построены все 11 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 670 «Скат».
1966—1968 годы — на заводе модернизирована для испытаний астрокорректора «Символ» по проекту АВ611С подводная лодка Б-78 «Мурманский комсомолец» проекта АВ611.
1967—1969 (1970) годы — на заводе модернизирована для испытаний перспективных технологий снижения сопротивления по проекту 633Л подводная лодка С-350 проекта 633.
1969—1970 годы — на сдаточной базе завода в Севастополе модернизирована с установкой гелиевого оборудования экспериментальная спасательная подводная лодка С-63 проекта 666.
1969—1978 годы — на заводе построено 5 спасательных подводных снарядов проекта 1837.
1970 год — предприятие награждено орденом Октябрьской Революции.
1970—1983 годы — на заводе построено 7 автономных рабочих снарядов для подводных работ проекта 1839.
1971—1978 годы — на предприятии построены четыре атомных подводных крейсера проекта 671РТ «Сёмга», один из которых был достроен на Ленинградском адмиралтейском объединении в Ленинграде, где параллельно велось строительство таких же подлодок. Ещё один — пятый — аналогичный корабль, заложенный на предприятии в 1975 году, был впоследствии снят со строительства и разобран на стапеле.
1971—1982 годы — на заводе построены все 18 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 641Б. Среди них были три, ставшие впоследствии кораблями-музеями: Б-307 — в Тольятти Самарской области; Б-396 «Новосибирский комсомолец» — в Москве и Б-515 — в Гамбурге, Германия.
1972—1980 годы — на предприятии построены все шесть атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 670М-1 «Чайка».
1978—1981 годы — на заводе построено 4 спасательно-рабочих подводных снарядов проекта 1837К.
1979—1984 годы — построен головной атомный подводный крейсер проекта 675 «Барракуда» К-239.
1979—1986 годы — на предприятии прошла модернизацию по проекту 651Э большая дизель-электрическая подводная лодка с крылатыми ракетами Б-68. Получившая в результате вспомогательную ядерную энергетическую установку для медленного, но долгого подводного хода подводная лодка стала единственным кораблём такого типа в истории мирового кораблестроения, поскольку в других странах проекты такого рода разрабатывались, но до металла не доводились.
1980 год — введён в строй созданный на заводе морской транспорт вооружений (транспорт-ракетовоз) «Даугава» проекта 1791Р «Кальмар-3», предназначенный для перевозки и погрузки на носители крылатых и межконтинентальных баллистических ракет атомных подводных крейсеров.
1980—1986(1989?) годы — на заводе модернизирована для отработки энергоустановки на топливных элементах по проекту 613Э подводная лодка С-273 проекта 613, переименованная после этого в СС-273.
1982—1989 годы — на заводе построено четыре спасательных глубоководных аппарата проекта 18550 «Приз».
1982—1991 годы — на заводе построено 14 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» и его модификаций, пять из которых пошли на экспорт (два корабля закупил Алжир и по одной подлодке получили Польша, Румыния и Индия), ещё три аналогичные лодки были достроены позднее, уже после развала СССР в начале 1990-х, а последняя — 18-я — и вовсе уже при Путине.
1983—1990 годы — на заводе построено четыре поисково-обследовательских подводных аппарата проекта 18392.
1984—1987 годы — построен второй и последний в серии атомный подводный крейсер проекта 675 «Барракуда» К-276.
1986—1991 годы — на заводе был построен головной атомный подводный крейсер К-534 проекта 945А «Кондор», а также был заложен второй и последний корабль этого проекта К-336, достроенный позднее.
1988—1998 годы — на предприятии строилась, но не была доделана опытовая подводная лодка Б-90 «Саров», достроенная уже позднее на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Рубка подлодки в 1998 году была установлена на территории завода в качестве памятника к его 150-летию.
Российская Федерация
1991—1993 годы — на заводе был достроен заложенный ранее атомный подводный крейсер К-336 проекта 945А «Кондор».
1991—1994 годы — на заводе, в дополнение к 14 выпущенным при советской власти, были достроены заложенные ранее три подводные лодки проекта 877 «Палтус» различных модификаций, при этом два из трёх кораблей были построены на экспорт в Китай. В это же время была заложена, но в 1994 году временно снята со строительства аналогичная подводная лодка Б-340, достроенная впоследствии по улучшенному проекту уже позднее при Путине.
1994 год — завод был преобразован в акционерное общество с сохранением названия.
Лето 2003 года — недостроенная опытовая подводная лодка Б-90 «Саров» была перевезена для достройки на завод «Севмаш» в Северодвинске.
2003—2004 годы — построены три сухогруза проекта 00101 «Русич» дедвейтом 5500 тонн.
2003—2006 годы — на заводе достроена подводная лодка 373 Yuan Zhend 73 Hao проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая, строительство которой под названием «Б-340» по более раннему проекту было прервано в 1994 году.
2006—2007 годы — построено пять сухогрузов проекта RSD17 дедвейтом 6350 тонн. Один из них стал первым судном российской постройки, сертифицированным по ужесточённому экологическому стандарту ECO.
2011 год — н. в. — на заводе серийно строятся танкеры проекта RST27 дедвейтом в реке/море 5400/6980 тонн, на 2015 год их было построено 17 и строилось ещё 5 единиц.
Знаменитые корабли, суда и танки, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- Танкер «Вандал» (построен в 1902—1903 годах) — первый в мире теплоход и первый в мире дизель-электроход. Построен по заказу и при использовании двигателей «Товарищества братьев Нобель», которые установили после буксировки судна в Санкт-Петербург. Был предназначен специально для доставки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург по Мариинской системе каналов. Имел три дизельных двигателя общей мощностью 120 л. с. Головной в серии из трёх судов. Проработал до 1913 года, после чего, по-видимому, был разрезан на металлолом.
- Пожарно-спасательный катер «Гаситель» (изначально «Царёв») (построен в 1903 году) — пожарно-спасательный катер был переименован в 1926 году в «Гаситель». Активно участвовал в Сталинградской битве, затонул в октябре 1942 года, поднят после войны и проработал до 1966 года, когда был списан и затоплен напротив Волгограда. Снова поднят в 1974 году и в 1976 году установлен на монументе в Волгограде в качестве корабля-музея. Памятник регионального значения.
- Пассажирский пароход «Н. В. Гоголь» (построен в 1910—1911 годах) — построен по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман». Впоследствии стал самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации и на 2016 год[6], то есть не менее 105(!) лет. Памятник регионального значения.
- Пассажирский теплоход «Володарский» (изначально «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Алёша Попович») (построен в 1913(?)—1914 годах) — крупный и шикарный по тем временам речной пассажирский пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» был построен по заказу известной в то время транспортной компании «Самолёт». В 1917 году стал называться «Алёша Попович», а в 1918 году — «Володарский». Впоследствии пароход стал одним из самых долго эксплуатировавшихся речных судов, будучи списан только в 1989 году, через 75 лет после начала эксплуатации, включавшей и участие в Сталинградской битве, что сделало его достаточно известным. Тогда же было принято принципиальное решение о превращении судна в музей, однако эти планы реализованы не были, поскольку подрядившаяся восстановить его фирма обязательств не выполнила, а в 2000 году на его борту произошёл пожар, после чего остатки корпуса парохода были разобраны на металл.
- Танк «Борец за свободу товарищ Ленин» (построен в 1920 году) — танк, выполненный на заводе по образцу неполнокомплектного трофейного французского танка Рено FT-17 стал первым отечественным танком классической компоновки и первым танком, построенным в советский период. Заводом в то время была выпущена целая партия аналогичных танков с именами собственными, известные под общим названием «Рено русский», однако ни одного танка этого типа не сохранилось, поскольку после снятия с вооружения в 1930 году все они были разобраны на металл.
- Гвардейская подводная лодка Щ-309 (построена в 1933—1935 годах) — подводная лодка серии V-бис 2 (тип «Щ» в названии означает «Щука», изначально имела собственное им «Дельфин»). Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах. В ходе последней выполнила 8 боевых походов, потопив 4 вражеских судна. Гвардейская с 1 марта 1943 года. Списана в 1949 году и впоследствии разделана на металл.
- Краснознамённая подводная лодка Щ-310 (построена в 1933—1936 годах) — подводная лодка серии V-бис 2 (тип «Щ» в названии означает «Щука», изначально имела собственное имя «Белуха»). Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах, в ходе которых выполнила 7 боевых походов, достоверно потопив 3 вражеских судна. Краснознамённая с 6 марта 1945 года. С 1949 года — С-310. Списана в 1953 году, утилизирована в 1958 году.
- Краснознамённая подводная лодка Щ-311 (построена в 1933—1936 годах) — подводная лодка серии V-бис 2 (тип «Щ» в названии означает «Щука», изначально имела собственное им «Кумжа»). Самая результативная подлодка Советско-финской войны, в ходе которой за один боевой поход потопила два судна. Краснознамённая с 7 февраля 1940 года. В Великой Отечественной войне выполнила 4 боевых похода, в последнем из которых 14 октября 1942 года погибла.
- Краснознамённая подводная лодка Щ-323 (построена в 1934—1936 годах) — подводная лодка серии X (тип «Щ» в названии означает «Щука»). Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах, где выполнила 2 и 4 боевых похода соответственно. Краснознамённая с 17 января 1942 года. Затонула 1 мая 1943 года после подрыва на донной неконтактной мине.
- Краснознамённая подводная лодка Щ-324 (построена в 1934—1936 годах) — подводная лодка серии X (тип «Щ» в названии означает «Щука»). Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах, где выполнила по два боевых похода, причём в 1940 году выполнила возврат из боевого похода подо льдом без каких-либо приспособлений для подлёдного плавания. Краснознамённая с 21 апреля 1940 года. Погибла по невыясненным обстоятельствам в боевом походе в ноябре 1941 года.
- Краснознамённая подводная лодка Щ-313 (Щ-405, Щ-421) (построена в 1934—1937 годах) — подводная лодка серии X (тип «Щ» в названии означает «Щука»). Заложена на Коломенском заводе, но строилась там силами коллектива завода «Красное Сормово». С 1939 года вошла в состав Северного флота. В годы войны совершила 6 боевых походов, достоверно потопила один транспорт. Краснознамённая с 3 апреля 1942 года. Подорвалась на мине в подводном положении 8 апреля 1942 года, после чего, потеряв оба винта, двигалась, используя импровизированный парус из чехлов дизелей на перископе. Утром 9 апреля обнаружена посланной на помощь подводной лодкой К-22. Хотя из-за волнения моря буксировка не удалась и лодку пришлось затопить торпедой, выпущенной с лодки К-22 при появлении противника, зато весь экипаж был благополучно эвакуирован.
- Гвардейская подводная лодка Щ-314 (Щ-406, Щ-422) (построена в 1934—1936 годах) — подводная лодка серии X (тип «Щ» в названии означает «Щука»). Заложена на Коломенском заводе, но строилась там силами коллектива завода «Красное Сормово». Во время Великой Отечественной войны выполнила 15 боевых походов. Гвардейская с 25 июля 1943 года. Корабль погиб в боевом походе при невыясненных до конца обстоятельствах, по-видимому, в первой декаде июня 1943 года.
- Краснознамённая подводная лодка С-13 (построена в 1938—1939 годах) — подводная лодка серии IX-бис (тип «С» в названии означает «Средняя» или «Сталинец»). Подводная лодка, как считается, провела самую успешную в плане далеко идущих последствий торпедную атаку в истории Человечества, утопив 30 января 1945 года немецкое судно (вооружённый лайнер) «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25,5 тыс. тонн, на борту которого, помимо прочего, находились 918 военнослужащих 2-й учебной дивизии подводных сил, что полностью сорвало ввод в строй последней крупной и весьма совершенной серии германских подводных лодок, оставшихся без экипажей. Также подводная лодка потопила крупный вооружённый войсковой транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14,6 тыс. тонн и ещё четыре парохода поменьше. Таким образом, подводная лодка стала наиболее результативной в отечественном военно-морском флоте по суммарному тоннажу потопленных судов, достигшему 44,1 тыс. тонн, а две наиболее результативные атаки, выполненные без каких-либо нарушений законов и обычаев войны, тем не менее входят в число крупнейiих морских катастроф (на 2016 год 5 и 16 строки списка соответственно). Лодка была награждена орденом Красного Знамени 20 апреля 1945 года. В 1957 году подводная лодка была списана и затем разобрана. Флаг корабля находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в Москве, а копия рубки установлена на территории Нижегородского Кремля.
- Гвардейская подводная лодка М-62 (М-59) XII серии типа М («Малютка») (построена в 1938—1940 годах) — введена в строй на Балтике, осенью 1940 года перевезена на Чёрное море. Участвовала в Великой Отечественной войне. Гвардейская с 22 июля 1944 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 25 боевых походов, списана в 1953 году.
- Гвардейская подводная лодка М-35 (М-68) XII серии типа М («Малютка») (построена в 1939—1941 годах) — проходила испытания на заводе № 198 в Николаеве. Участвовала в Великой Отечественной войне. Гвардейская с 31 мая 1943 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 30 боевых походов, с 1953 года плавучая зарядная станция ПЗС-16, списана в 1956 году.
- Краснознамённая подводная лодка М-111 XII серии типа М («Малютка») (построена в 1940—1941 годах) — проходила испытания на заводе № 198 в Николаеве. Участвовала в Великой Отечественной войне. Награждена орденом Красного Знамени 22 июля 1944 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 29 боевых походов, с 1953 года — плавучая зарядная станция ПЗС-18, списана в 1954 году.
- Краснознамённая подводная лодка М-117 XII серии типа М («Малютка») (построена в 1940—1941 годах) — достраивалась и проходила испытания на заводе № 198 в Николаеве. Участвовала в Великой Отечественной войне. Награждена орденом Красного Знамени 22 июля 1944 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 14 боевых походов, списана в 1953 году.
- Подводная лодка М-104 «Ярославский комсомолец» XII серии типа М («Малютка») (построена в 1940—1941 годах) — заложена на заводе «Красное Сормово», достраивалась на заводе № 402 в Молотовске (ныне Северодвинске), окончательно доделывалась и проходила испытания на Судоремонтном заводе Главного управления Севморпути в посёлке Роста в Мурманске. Участвовала в Великой Отечественной войне на Северном флоте, где выполнила шесть боевых походов, после чего в 1944 году была переведена на Черноморский флот. Выведена из боевого состава флота 17 августа 1953 года, после чего служила в качестве кабинета боевой подготовки КБП-27. Летом 1955 года переведена на Каспийское море, где 27 декабря 1956 года переформирована в учебно-тренировочную станцию УТС-32. В 1958 году затонула в Бакинском военном порту, но была поднята. Исключена 19 сентября 1960 года и впоследствии разобрана на металл. В Ярославле кораблю установлен памятник в виде копии рубки с частью корпуса. Кроме того, отдельные небольшие элементы подводной лодки были переданы в ярославский Музей боевой славы, где экспонируются до сих пор.
- Пассажирские теплоходы «Ленин» и «Советский Союз» (спущены на воду в 1958 и 1959 годах соответственно) — дизель-электроходы проекта 20 (тип «Ленин») — трёхпалубные пассажирские теплоходы, предназначенные для круизов и скоростных линий, резко выделявшиеся размером, мощностью и комфортабельностью от ранее построенных отечественных речных пассажирских судов. Оба судна стали флагманами отечественного речного флота в то время, что сделало их, наряду с международным признанием, достаточно знаменитыми. Пароход «Ленин» сгорел во время ремонта в 1984 году, а «Советский Союз» сохраняется на плаву в нерабочем состоянии.
- Пассажирское судно на подводных крыльях «Спутник» (построено в 1961 году) — крупнейшее на тот момент в мире пассажирское судно на подводных крыльях проекта 329, выполненное в значительной мере из лёгких сплавов. Из-за проблем с вибрацией и экономичностью в серию не пошло, но находилось в эксплуатации вплоть до аварии при столкновении с топляком (плавающим деревом) в 1965 году. Впоследствии было установлено на постаменте на набережной в Тольятти.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Общество было перерегистрировано в 1894 году под тем же названием.
- ↑ По терминологии того времени — запасные сараи.
- ↑ Пароход такого типа перевозил якорь, подтягиваясь к которому с помощью лебёдки, другое судно могло идти против течения.
- ↑ Сомнение вызывает место достройки подводной лодки С-22. Судя по срокам работ, её достраивали всё же в Астрахани, но в источниках часто указывается и Красное Сормово.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|