Запад: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
(Уточнение)
 
(не показано 15 промежуточных версий 8 участников)
Строка 14: Строка 14:
Страны переходной, смешанной или иной особой культурной принадлежности показаны отдельными подцветами (Израиль, Турция, Иран, Эфиопия, Гайана, Суринам, Гаити, Ямайка и др.)]]
Страны переходной, смешанной или иной особой культурной принадлежности показаны отдельными подцветами (Израиль, Турция, Иран, Эфиопия, Гайана, Суринам, Гаити, Ямайка и др.)]]


'''Западный мир''', '''западная цивилизация''', '''загнивающий Запад''' или просто '''Запад''' — это совокупность стран и народов, включающая большинство государств Европы, а также некоторые страны Америки и Океании, которые ранее были колониями европейских держав и населены преимущественно потомками европейцев. В рамках современной западной цивилизации главными политическими центрами являются [[Соединённые Штаты Америки]] и [[Европейский союз]]. Дискуссионным является вопрос о включении в западную цивилизацию таких стран и регионов, как [[Россия]] (вместе с [[Евразийский союз|Евразийским союзом]] и православными странами Восточной Европы), Латинская Америка, [[Израиль]], некоторые вестернизированные страны Востока.
'''Западный мир''', '''западная цивилизация''' или просто '''Запад''' — это совокупность стран и народов, включающая большинство государств Европы, а также некоторые страны Америки и Океании, которые ранее были колониями европейских держав и населены преимущественно потомками европейцев. В рамках современной западной цивилизации главными политическими центрами являются [[Соединённые Штаты Америки]] и [[Европейский союз]]. Дискуссионным является вопрос о включении в западную цивилизацию таких стран и регионов, как [[Россия]] (вместе с [[Евразийский Союз|Евразийским союзом]] и православными странами Восточной Европы), Латинская Америка, [[Израиль]], некоторые вестернизированные страны Востока.


Страны западного мира характеризуются широким рядом культурных, экономических, политических и иных особенностей, исторически отличавших их от прочих культур и цивилизаций. Часть этих особенностей привела к масштабному экономическому и технологическому прогрессу на Западе, благодаря чему в последние столетия (так называемое Новое время) западные державы смогли занять доминирующее геополитическое положение в мире. В результате страны других цивилизаций были вынуждены в значительной степени перенять разработанные на Западе технологии, политические и экономические модели, элементы культуры и искусства. Впрочем, следует отметить, что Запад в ходе своего развития также перенял множество достижений Востока и иных культур, что стало одной из причин цивилизационного успеха западных стран.
Страны западного мира характеризуются широким рядом культурных, экономических, политических и иных особенностей, исторически отличавших их от прочих культур и цивилизаций. Часть этих особенностей привела к масштабному экономическому и технологическому прогрессу на Западе, благодаря чему в последние столетия (начиная с так называемого Нового времени) западные державы смогли занять доминирующее геополитическое положение в мире. В результате страны других цивилизаций были вынуждены в значительной степени перенять разработанные на Западе технологии, политические и экономические модели, элементы культуры и искусства. Впрочем, следует отметить, что Запад в ходе своего развития также перенял множество достижений Востока и иных культур, что стало одной из причин цивилизационного успеха западных стран.


В последние десятилетия в мире наблюдается рост центров силы, альтернативных западной цивилизации. Прежде всего речь идёт о [[Китай|Китае]], успешно заимствовавшим большинство ключевых западных технологий, равно как и многие элементы западных по происхождению общественных систем — капитализма и социализма. Усиление конкурентов происходит в условиях кризисных процессов на самом Западе — именно западные страны являются эпицентром современного [[Мировой кризис|мирового кризиса]]. Если данные процессы продолжатся, то это приведёт к закату западного могущества и заметному выравниванию международного баланса сил и уровня развития разных стран, то есть к наступлению [[Многополярный мир|многополярного мира]].
В последние десятилетия в мире наблюдается рост центров силы, альтернативных западной цивилизации. Прежде всего речь идёт о [[Китай|Китае]], успешно заимствовавшем большинство ключевых западных технологий, равно как и многие элементы западных по происхождению общественных систем — капитализма и социализма. Усиление конкурентов происходит в условиях кризисных процессов на самом Западе — именно западные страны являются эпицентром современного [[Мировой кризис|мирового кризиса]]. Если данные процессы продолжатся, то это приведёт к закату западного могущества и заметному выравниванию международного баланса сил и уровня развития разных стран, то есть к наступлению эпохи [[Многополярный мир|многополярного мира]].


== Запад и не-Запад ==
== Запад и не-Запад ==
Строка 27: Строка 27:
Большинство стран европейского Запада ныне входят в [[Европейский союз]].
Большинство стран европейского Запада ныне входят в [[Европейский союз]].


Также к Западу относят бывшие колонии европейских стран в Америке и Океании, в том случае, если эти колонии населены преимущественно потомками выходцев из Европы. Это в первую очередь так называемые [[Англосаксы|англосаксонские страны]] ([[США]], [[Канада]], [[Австралия]], [[Новая Зеландия]]), а также заморские территории [[Великобритания|Британии]], [[Франция|Франции]] и других европейских стран.
Также к Западу относят бывшие колонии европейских стран в Америке и Океании, в том случае, если эти колонии населены преимущественно потомками выходцев из Европы. Это в первую очередь так называемые англосаксонские страны ([[США]], [[Канада]], [[Австралия]], [[Новая Зеландия]]), а также заморские территории [[Великобритания|Британии]], [[Франция|Франции]] и других европейских стран.


=== Спорные случаи ===
=== Спорные случаи ===
Строка 34: Строка 34:
Спорным является вопрос о принадлежности [[Россия|России]] к западной цивилизации. Россия, с одной стороны, разделяет с Западом много общего (христианство, родственный язык, участие в большинстве крупнейших исторических процессов и событий в Европе за последние 1500 лет), но также имела и имеет много существенных отличий. Россия является продолжателем традиций Византии и восточной ветви христианства (православия, в отличие от западного католичества и протестантства).
Спорным является вопрос о принадлежности [[Россия|России]] к западной цивилизации. Россия, с одной стороны, разделяет с Западом много общего (христианство, родственный язык, участие в большинстве крупнейших исторических процессов и событий в Европе за последние 1500 лет), но также имела и имеет много существенных отличий. Россия является продолжателем традиций Византии и восточной ветви христианства (православия, в отличие от западного католичества и протестантства).


Также под вопросом принадлежность к Западу православных стран Восточной Европы. Их, наряду с Россией, часто относят не к западной, а к православной, или русской, или евразийской цивилизации (см. также [[Русский мир]] и [[Евразийский союз]]). Россия и православные страны составляют Восток в рамках общей христианской цивилизации, в связи с чем противопоставление Запада и Востока в контексте отношений России с западными странами может означать не то же самое, что противопоставление Запада и Востока в общемировом контексте.
Также под вопросом принадлежность к Западу православных стран Восточной Европы. Их, наряду с Россией, часто относят не к западной, а к православной, или русской, или евразийской цивилизации (см. также [[Русский мир]] и [[Евразийский Союз]]). Россия и православные страны составляют Восток в рамках общей христианской цивилизации, в связи с чем противопоставление Запада и Востока в контексте отношений России с западными странами может означать не то же самое, что противопоставление Запада и Востока в общемировом контексте.


Для стран Востока Россия — это, конечно, страна западной культуры. Однако в восточных странах осознают также значительные отличия России от Запада, в основном в плане её геополитической роли как многовекового противника сильнейших западных держав.
Для стран Востока Россия — это, конечно, страна западной культуры. Однако в восточных странах осознают также значительные отличия России от Запада, в основном в плане её геополитической роли как многовекового противника сильнейших западных держав.
Строка 48: Строка 48:
В результате различных исторических перипетий и деятельности евреев-сионистов, добивавшихся с конца XIX века создания национального еврейского государства, в 1948 году было основано государство [[Израиль]], ныне населённое в большинстве своём потомками евреев, прибывших на историческую родину преимущественно из стран Запада (хотя небольшое местное еврейское население всегда непрерывно сохранялось в Израиле).
В результате различных исторических перипетий и деятельности евреев-сионистов, добивавшихся с конца XIX века создания национального еврейского государства, в 1948 году было основано государство [[Израиль]], ныне населённое в большинстве своём потомками евреев, прибывших на историческую родину преимущественно из стран Запада (хотя небольшое местное еврейское население всегда непрерывно сохранялось в Израиле).


Таким образом, фактически современный Израиль основан и населён в основном людьми западного происхождения и западной культуры, что даёт значительные основания относить Израиль к западной цивилизации. Тем более, что страна находится в довольно сложных отношениях с соседними арабскими странами и в политическом и военном плане опирается на поддержку стран Запада. С другой стороны, израильская идентичность во многом связана с религией иудаизма, и значительная часть жителей страны имеет происхождение из азиатских и африканских еврейских общин. В результате, если современный Израиль и можно отнести к западной цивилизации, то на правах весьма специфической её ветви.
Таким образом, [[Израиль]] фактически основан и населён в основном людьми западного происхождения и западной культуры, что даёт значительные основания относить Израиль к западной цивилизации. Тем более что страна находится в довольно сложных отношениях с соседними арабскими странами и в политическом и военном плане опирается на поддержку стран Запада. С другой стороны, израильская идентичность во многом связана с религией иудаизма (производными от которого можно считать христианство с исламом), и немалая часть жителей страны имеет происхождение из азиатских и африканских еврейских общин. Так что если современный Израиль и можно отнести к западной цивилизации, то на правах весьма специфической её ветви.


==== «Западные» страны Востока ====
==== «Западные» страны Востока ====
Иногда, в экономическом или геополитическом контексте, к Западу относят также Японию, Южную Корею, Сингапур и некоторые другие страны Восточной Азии, наиболее далеко зашедшие по пути копирования западных технологий, институтов и приёмов искусства. Эти восточноазиатские страны также крайне плотно встроены в мировую торговую и финансовую систему, контролируемую в первую очередь экономическими и политическими центрами Запада.
Иногда, в экономическом или геополитическом контексте, к Западу относят также [[Япония|Японию]], [[Южная Корея|Южную Корею]], [[Сингапур]] и некоторые другие страны Восточной Азии, наиболее далеко зашедшие по пути копирования западных технологий, институтов и приёмов искусства. Эти восточноазиатские страны также крайне плотно встроены в мировую торговую и финансовую систему, контролируемую в первую очередь экономическими и политическими центрами Запада.


По геополитическим причинам к Западу также иногда относят Турцию, проведшую в XX веке значительные реформы, направленные на вестернизацию культуры и экономики, вступившую в НАТО в 1952 г. и уже полвека пытающуюся вступить в [[Евросоюз]] (с 1960-х гг.).
По геополитическим, экономическим и (частично) историко-культурным причинам к Западу также иногда относят [[Турция|Турцию]], проведшую в XX веке значительные реформы, направленные на вестернизацию культуры и экономики, вступившую в [[НАТО]] в 1952 г. и уже полвека пытающуюся вступить в [[Евросоюз]] (с 1960-х гг.).


=== Восток ===
=== Восток ===
К однозначно не-западным странам традиционно относят страны исламского мира и прочие страны Африки и Азии.
К однозначно не-западным странам традиционно относят страны исламского мира<ref>За исключением Албании, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Косова и Турции.</ref> и прочие страны Африки и Азии.


В широком смысле западная культура / западная цивилизация часто противопоставляется восточной культуре / восточной цивилизации, взятой в целом. В рамках последней выделяются исламская цивилизация, китайская цивилизация, индийская цивилизация.
В широком смысле западная культура / западная цивилизация часто противопоставляется восточной культуре / восточной цивилизации, взятой в целом. В рамках последней выделяются исламская цивилизация, китайская цивилизация, индийская цивилизация.


Также можно выделить буддийскую и африканскую культуры (речь идет о неисламской части Африки) — однако они, в отличие от Индии, Китая и исламского мира, не смогли сформировать какое либо подобие политического единства ни в прошлом, ни в настоящем.
Также можно выделить буддийскую и африканскую культуры (речь идет о неисламской части Африки) — однако они, в отличие от Индии, Китая и исламского мира, не смогли сформировать какое-либо подобие политического единства ни в прошлом, ни в настоящем.


Надо отметить, что на страны Востока приходится гораздо более половины мирового населения, на Востоке находились центры большинства древнейших цивилизаций и государств, и поэтому Восток характеризуется существенно большим культурным разнообразием, чем Запад. В определённом смысле западная и восточная цивилизации — это явления разного порядка. Понятие восточной культуры — это гораздо большее обобщение, чем западная культура (и значительно более искусственное обобщение).
Надо отметить, что на страны Востока приходится гораздо более половины мирового населения, на Востоке зародилось большинство древнейших цивилизаций и государств, и поэтому Восток характеризуется существенно большим культурным разнообразием, чем Запад. В определённом смысле западная и восточная цивилизации — это явления разного порядка. Понятие восточной культуры — это гораздо большее обобщение, чем западная культура (и значительно более искусственное обобщение).


Таким образом, с учётом масштаба и генезиса цивилизаций может быть корректнее говорить об одной западной и нескольких восточных цивилизациях. Тем не менее, западную цивилизацию также можно считать составной.
Таким образом, с учётом масштаба и генезиса цивилизаций корректнее говорить об одной западной и нескольких восточных цивилизациях. Тем не менее западную цивилизацию также можно считать составной.


Если всё-таки считать Латинскую Америку и русский/православный мир отдельными ветвями западной цивилизации, равно как считать Европу и ее бывшие заморские колонии таже отдельными ветвями, то эту конструкцию западной цивилизации можно соотнести с внутренней структурой восточных цивилизаций. Так, исламские страны разделяются на суннитские и шиитские, а также по этническому составу — на преимущественно арабские, индо-европейские, тюркские. Отдельными ветвями индийской цивилизации можно считать Индию и Бирму, а ветвями китайской цивилизации — Китай, Корею, Японию и Вьетнам.
Если всё-таки считать Латинскую Америку и русский/православный мир отдельными ветвями западной цивилизации, равно как считать Европу и её бывшие заморские колонии также отдельными ветвями, то эту конструкцию западной цивилизации можно соотнести с внутренней структурой восточных цивилизаций. Так, исламские страны разделяются на суннитские и шиитские, а также по этническому составу — на преимущественно арабские, индо-европейские, тюркские. Отдельными ветвями индийской цивилизации можно считать Индию и Бирму, а ветвями китайской цивилизации — Китай, Корею, Японию и Вьетнам.


== Ключевые черты западной цивилизации ==
== Ключевые черты западной цивилизации ==
Строка 72: Строка 72:
Запад, в его узком территориальном определении, обладает следующими общими характеристиками:
Запад, в его узком территориальном определении, обладает следующими общими характеристиками:


* '''Германские и романские языки'''. Практически все жители западных стран говорят на языках германской либо романской группы, то есть происходящих либо от прагерманского языка, возникшего в I тысячелетии до н. э. в Южной Скандинавии и Северной Германии, либо от латинского языка, сложившегося в I тысячелетии до н. э. в Римской республике и распространившегося затем по всей Римской империи. В середине I тысячелетия н. э. германские племена завоевали Западную римскую империю, и именно в этом регионе сложилось ядро западной цивилизации, к которому впоследствии были присоединены исконные земли проживания германцев.
* '''Германские и романские языки'''. Практически все жители западных стран говорят на языках германской либо романской группы, то есть происходящих либо от прагерманского языка, возникшего в I тысячелетии до н. э. в Южной Скандинавии и Северной Германии, либо от латинского языка, сложившегося в I тысячелетии до н. э. в Римской республике и распространившегося затем по всей Римской империи. В середине I тысячелетия н. э. германские племена завоевали Западную Римскую империю, и именно в этом регионе сложилось ядро западной цивилизации, к которому впоследствии были присоединены исконные земли проживания германцев.
** Самый распространённый среди германских языков — английский язык (родной для порядка 400 млн человек), при этом в XI—XV вв. он подвергся сильнейшей латинизации (в основном через влияние французского языка, на котором говорили нормандские завоеватели Англии), а также предельному упрощению словоизменения; всё это, наряду с высокой геополитической ролью Британской империи позволило английскому языку стать основным языком межнационального общения сначала на Западе, а затем и во всём мире.
** Самый распространённый среди германских языков — английский язык (родной для порядка 400 млн человек), при этом в XI—XV вв. он подвергся сильнейшей латинизации (в основном через влияние французского языка, на котором говорили нормандские завоеватели Англии), а также предельному упрощению словоизменения; всё это, наряду с высокой геополитической ролью Британской империи, позволило английскому языку стать основным языком межнационального общения сначала на Западе, а затем и во всём мире.
** Негерманские и нелатинские языки периферийных стран западной цивилизации, например, венгерский язык или западнославянские языки (польский, чешский, словацкий) подверглись сильной германизации и латинизации своего лексикона (в Чехии, впрочем, в XX веке была предпринята частично успешная попытка обратной славянизации языка).
** Негерманские и нелатинские языки периферийных стран западной цивилизации, например венгерский язык или западнославянские языки (польский, чешский, словацкий), подверглись сильной германизации и латинизации своего лексикона (в Чехии, впрочем, в XX веке была предпринята частично успешная попытка обратной славянизации языка).


* '''Латинский алфавит'''. Все коренные западные страны и большинство их бывших колоний используют латинский алфавит, возникший в VII в. до н. э., когда древние римляне заимствовали и видоизменили версию греческого алфавита из соседних греческих колоний в Италии. При этом классический греческий алфавит используется в западной по происхождению научной нотации (в математике, физике и т. д.).
* '''Латинский алфавит'''. Все коренные западные страны и большинство их бывших колоний используют латинский алфавит, возникший в VII в. до н. э., когда древние римляне заимствовали и видоизменили версию греческого алфавита из соседних греческих колоний в Италии. При этом классический греческий алфавит используется в западной по происхождению научной нотации (в математике, физике и т. д.).
Строка 83: Строка 83:
В современной западной публицистике широко обсуждается феномен, известный как '''Великое Расхождение''' (англ. ''[[ewp:Great_Divergence|Great Divergence]]'', термин Самюэля Хантингтона) или '''Европейское чудо''' (''[[ewp:European miracle|European miracle]]'', термин Эрика Джонса). Речь идёт о тех исторических процессах, которые привели к экономическому, технологическому, политическому и культурному доминированию Запада в современном мире.
В современной западной публицистике широко обсуждается феномен, известный как '''Великое Расхождение''' (англ. ''[[ewp:Great_Divergence|Great Divergence]]'', термин Самюэля Хантингтона) или '''Европейское чудо''' (''[[ewp:European miracle|European miracle]]'', термин Эрика Джонса). Речь идёт о тех исторических процессах, которые привели к экономическому, технологическому, политическому и культурному доминированию Запада в современном мире.


Явное доминирование Запада в военном смысле стало очевидно в 19 веке, когда бóльшая часть мира оказалась разделена между западными колониальными державами. Альтернативные Западу центры силы и цивилизации оказались на тот момент в глубоком упадке (Османская империя), в положении колоний ([[Индия]]) или зависимых стран ([[Китай]]), либо, в лучшем случае, в положении сильно отстающих и догоняющих ([[Япония]]).
Явное доминирование Запада в военном смысле стало очевидно в XIX веке, когда бóльшая часть мира оказалась разделена между западными колониальными державами. Альтернативные Западу центры силы и цивилизации оказались на тот момент в глубоком упадке ([[Исторические державы#Османская империя|Османская империя]]), в положении колоний ([[Индия]]) или зависимых стран ([[Китай]]), либо, в лучшем случае, в положении сильно отстающих и догоняющих ([[Япония]]).


Поскольку военное доминирование Запада было обусловлено в основном мощной производственной, технологической и научной базой, то можно говорить о том, что во всех этих областях западная цивилизация превзошла прочие цивилизации также по крайней мере к XIX веку.
Поскольку военное доминирование Запада было обусловлено в основном мощной производственной, технологической и научной базой, то можно говорить о том, что во всех этих областях западная цивилизация превзошла прочие цивилизации также по крайней мере к XIX веку.


Что касается того, в какой исторический момент Запад начал своё восхождение к мировому доминированию, то обычно называется период конца XV — начала XVII вв., так называемый «длинный XVIвек» (более точно его можно определить, например, как период от 1492 до 1640 гг., то есть от первого плавания Колумба до Английской буржуазной революции). Ключевые процессы этого периода таковы: Великие Географические открытия и образование первых западных колоний, становление капитализма и первых так называемых буржуазных правительств в западной Европе (то есть переход власти от наследственных монархов и феодалов к держателям капитала), начало Научной революции и широкое распространение идей и искусства эпохи Ренессанса.
Что касается того, в какой исторический момент Запад начал своё восхождение к мировому доминированию, то обычно называется период конца XV — начала XVII вв., так называемый «длинный XVI век» (более точно его можно определить, например, как период с 1492 по 1640 год, то есть от первого плавания Колумба до Английской буржуазной революции). Ключевые процессы этого периода таковы: Великие Географические открытия и образование первых западных колоний, становление капитализма и первых так называемых буржуазных правительств в западной Европе (то есть переход власти от наследственных монархов и феодалов к держателям капитала), начало Научной революции и широкое распространение идей и искусства эпохи Ренессанса.


Действительно, именно этот период, называемый также Раннее Новое Время, стал эпохой резкого экономического, военного, технологического и прочего усиления Запада (тем не менее, в середине XVII века Османская империя, Китай и Индия всё ешё могли успешно противостоять Западу в военном плане, а по абсолютной величине китайская и индийская экономики были крупнейшими в мире). Однако многие важнейшие условия, способствовавшие успехам Запада, сложились ещё в Средневековье или даже восходят к Античности; кроме того, значительную роль сыграли природные ресурсы, климат и география Европы.
Действительно, именно этот период, называемый также Раннее Новое Время, стал эпохой резкого экономического, военного, технологического и прочего усиления Запада (тем не менее в середине XVII века Османская империя, Китай и Индия всё ещё могли успешно противостоять Западу в военном плане, а по абсолютной величине китайская и индийская экономики были крупнейшими в мире). Однако многие важнейшие условия, способствовавшие успехам Запада, сложились ещё в Средневековье или даже восходят к Античности; кроме того, значительную роль сыграли природные ресурсы, климат и география Европы.


Главной причиной успеха Запада, давшей ему значительные дополнительные ресурсы и возможности по сравнению с другими цивилизациями, часто называют колониализм. Это во многом действительно так, однако сводить всё только к колониализму — это чрезмерное упрощение. Кроме того, требует ответа следующий вопрос: почему именно западная цивилизация в позднее средневековье сумела перейти к военной и политической экспансии общемирового масштаба? Почему этого не сумели сделать другие развитые цивилизации той же эпохи, почему этого не сумели сделать предшественники средневекового Запада — Римская империя, достигшая расцвета в VIII веке, или Византийская Империя образца VI или XI веков?
Главной причиной успеха Запада, давшей ему значительные дополнительные ресурсы и возможности по сравнению с другими цивилизациями, часто называют колониализм. Это во многом действительно так, однако сводить всё только к колониализму — это чрезмерное упрощение. Кроме того, требует ответа следующий вопрос: почему именно западная цивилизация в позднее средневековье сумела перейти к военной и политической экспансии общемирового масштаба? Почему этого не сумели сделать другие развитые цивилизации той же эпохи, почему этого не сумели сделать предшественники средневекового Запада — Римская империя, достигшая расцвета в VIII веке, или Византийская Империя образца VI или XI веков?
Строка 126: Строка 126:
В особом положении относительно западной цивилизации находится [[Россия]], которую нельзя однозначно отнести ни к Западу, ни к не-Западу.
В особом положении относительно западной цивилизации находится [[Россия]], которую нельзя однозначно отнести ни к Западу, ни к не-Западу.


Россия разделяла и разделяет много общего с западными государствами (христианство, родственный язык и этническое происхождение, общее политическое и культурное пространство, технологическое и научное лидерство), но всегда имела и имеет также много существенных отличий. В частности, Россия в несравнимо большей мере являлась классической сухопутной империей, нежели морской колониальной державой (единственной заморской колонией была малонаселённая Аляска); к присоединённым и окрестным народам русские относились как к равным.
Россия разделяла и разделяет много общего с западными государствами (христианство, родственный язык и этническое происхождение, общее политическое и культурное пространство, технологическое и научное лидерство), но всегда имела и имеет также много существенных отличий. В частности, Россия в несравнимо большей мере являлась классической сухопутной империей, нежели морской колониальной державой (единственной заморской колонией была малонаселённая Аляска); к присоединённым и окрестным народам простые русские относились как к равным.


Таким образом, Россию, в целом, можно назвать одним из участников «Европейского чуда», причём одним из наиболее успешных участников, если оценивать по государственным, культурным, научным и прочим [[Достижения России|достижениям]]. Но весьма обоснованной является также и та точка зрения, в рамках которой Россия и [[русский мир]] считаются отдельной цивилизацией либо, по крайней мере, особой ветвью в рамках широко понимаемой западной цивилизации. Именно такой подход, с соответствующим узким пониманием термина «Запад», является основным в современной российской публицистике.
Таким образом, в целом Россию можно назвать одним из участников «Европейского чуда», причём одним из наиболее успешных участников, если оценивать по государственным, культурным, научным и прочим [[Достижения России|достижениям]]. Но весьма обоснованной является также и та точка зрения, в рамках которой Россия и [[русский мир]] считаются отдельной цивилизацией либо, по крайней мере, особой ветвью в рамках широко понимаемой западной цивилизации. Именно такой подход, с соответствующим узким пониманием термина «Запад», является основным в современной российской публицистике.


В отношении современной или исторической России иногда применяют полемическое утверждение о [[Миф о вековой отсталости России|вековой отсталости России]] по сравнению с Западом. Этот миф основан отчасти на сравнении несравнимого, отчасти на тенденциозном выборе тех параметров, по которым ведётся сравнение, и, наконец, на простом историческом невежестве. Во-первых, Россия хоть и представляет собой огромную страну масштабом с целую цивилизацию, но всё же совокупное население западных государств всегда было во много раз больше российского, поэтому абсолютный масштаб достижений сравнивать не вполне корректно. Во-вторых, совершенно некорректно сравнивать уровень развития России в целом — со всеми её огромными территориями и слабо освоенными окраинами — с уровнем развития ядерных территорий западных государств, без их эксплуатируемых и отсталых колоний или экс-колоний. В-третьих, можно вспомнить не только о множестве отдельных российских достижений ([[Изобретения России|изобретений]], [[Открытия России|открытий]], [[Достижения культуры России|произведений культуры]], [[Рекорды России|рекордов]], военных побед), но и о том, например, что по сравнению с европейцами жители России во многих отношениях жили и живут гораздо лучше: лучше был и остается доступ к чистой воде, дешевому топливу, свободной земле для застройки и обработки, к рыбалке и охоте, грибам и ягодам; русские веками лучше мылись, больше отдыхали и меньше работали, чем западноевропейцы (хотя последнее, возможно, и не стоит считать достижением).
В отношении современной или исторической России иногда применяют полемическое утверждение о [[Миф о вековой отсталости России|вековой отсталости России]] по сравнению с Западом. Этот миф основан отчасти на сравнении несравнимого, отчасти на тенденциозном выборе тех параметров, по которым ведётся сравнение, и, наконец, на простом историческом невежестве. Во-первых, Россия хоть и представляет собой огромную страну масштабом с целую цивилизацию, но всё же совокупное население западных государств всегда было во много раз больше российского, поэтому абсолютный масштаб достижений сравнивать не вполне корректно. Во-вторых, совершенно некорректно сравнивать уровень развития России в целом — со всеми её огромными территориями и слабо освоенными окраинами — с уровнем развития ядерных территорий западных государств, без их эксплуатируемых и отсталых колоний или экс-колоний. В-третьих, можно вспомнить не только о множестве отдельных российских достижений ([[Изобретения России|изобретений]], [[Открытия России|открытий]], [[Достижения культуры России|произведений культуры]], [[Рекорды России|рекордов]], военных побед), но и о том, например, что по сравнению с европейцами жители России во многих отношениях жили и живут гораздо лучше: лучше был и остается доступ к чистой воде, дешёвому топливу, свободной земле для застройки и обработки, к рыбалке и охоте, грибам и ягодам; русские веками лучше мылись, больше отдыхали и меньше работали, чем западноевропейцы (хотя последнее, возможно, и не стоит считать достижением).


Если же сравнивать сравнимые вещи, то картина такова. Дореволюционные Петербург и Москва, а также прочие крупные и средние города Российской Империи (особенно Киев, Казань, Одесса, Рига, Харьков, Ростов-на-Дону, Томск, города Крыма) и части прилегающих к ним областей были развиты вполне на европейском уровне: здесь существовала развитая промышленность, торговля, наука, университеты, искусство, архитектура — всё на основе европейских образцов смешанных с древнерусскими и византийскими традициями. Достижения России той эпохи нашли широкое признание в Европе; уровень жизни в культурных и экономических центрах России мало отличался от средне- или западноевропейского. Во многом такая ситуация сохранилась и в советский период, и в нынешнее время.
Если же сравнивать сравнимые вещи, то картина такова. Дореволюционные Петербург и Москва, а также прочие крупные и средние города Российской Империи (особенно Киев, Казань, Одесса, Рига, Харьков, Ростов-на-Дону, Томск, города Крыма) и части прилегающих к ним областей были развиты вполне на европейском уровне: здесь существовала развитая промышленность, торговля, наука, университеты, искусство, архитектура — всё на основе европейских образцов, смешанных с древнерусскими и византийскими традициями. Достижения России той эпохи нашли широкое признание в Европе; уровень жизни в культурных и экономических центрах России мало отличался от средне- или западноевропейского. Во многом такая ситуация сохранилась и в советский период, и в нынешнее время.


Но, нельзя не признать, в России существовали и существуют малозаселённые территории на Русском Севере и в Сибири, равно как и сравнительно поздно присоединённые и экономически слабо развитые национальные окраины на юге и востоке, а также, разумеется, и провинциальная русская глубинка в центре страны. Несмотря на активные усилия правительства Российской Империи по преодолению экономического и культурного разрыва между центром и периферией (в том числе внутренней периферией), это внутреннее расхождение стало одной из причин [[Революция 1917 года в России|революции 1917 года]] (наряду с [[Миф о вековой отсталости России#Причины кризиса поздней Российской Империи|другими сложностями, с которыми столкнулась поздняя Российская Империя]]. В советское время этот разрыв был преодолён лишь частично.
Но, нельзя не признать, в России существовали и существуют малозаселённые территории на Русском Севере и в Сибири, равно как и сравнительно поздно присоединённые и экономически слабо развитые национальные окраины на юге и востоке, а также, разумеется, и провинциальная русская глубинка в центре страны. Несмотря на активные усилия правительства Российской Империи по преодолению экономического и культурного разрыва между центром и периферией (в том числе внутренней периферией), это внутреннее расхождение стало одной из причин [[Революция 1917 года в России|революции 1917 года]] (наряду с [[Миф о вековой отсталости России#Причины кризиса поздней Российской Империи|другими сложностями, с которыми столкнулась поздняя Российская Империя]]. В советское время этот разрыв был преодолён лишь частично.


Россия, по сравнению с западноевропейскими странами, обладала и обладает лишь частью [[#Причины успеха Западной цивилизации|тех преимуществ, которые привели к глобальному успеху западной цивилизации]]. В чём-то Россия оказалась менее успешна, чем Запад, а в чём-то успехи дались ей гораздо большими усилиями. Однако в некоторых областях Россия имела и имеет преимущества перед Западом, и была или остаётся успешнее в ряде областей искусства и технологий. Собственные [[факторы истории России]] объясняют взлёты и падения страны, её особое положение в мире и особый путь.
Россия, по сравнению с западноевропейскими странами, обладала и обладает лишь частью [[#Причины успеха Западной цивилизации|тех преимуществ, которые привели к глобальному успеху западной цивилизации]]. В чём-то Россия оказалась менее успешна, чем Запад, а в чём-то успехи дались ей гораздо бóльшими усилиями. Однако в некоторых областях Россия имела и имеет преимущества перед Западом, и была или остаётся успешнее в ряде областей искусства и технологий. Собственные [[факторы истории России]] объясняют взлёты и падения страны, её особое положение в мире и особый путь.


== Мифы о Западе ==
== Мифы о Западе ==
Строка 145: Строка 145:


== См. также ==
== См. также ==
* [[Англосаксы]]
* [[Амероскептицизм]]
* [[Амероскептицизм]]
* [[Евроскептицизм]]
* [[Евроскептицизм]]
Строка 152: Строка 151:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [https://www.proza.ru/2010/04/09/47 Основные черты западной цивилизации]
* [http://www.proza.ru/2010/04/09/47 Основные черты западной цивилизации]


<br />
<br />
Строка 159: Строка 158:


[[Категория:Страны мира]]
[[Категория:Страны мира]]
[[Категория:Историософия]]
[[Категория:Геополитика]]

Текущая версия от 15:08, 10 августа 2024

Мировые цивилизации по версии Хантингтона.
██ — Англосаксонско-европейский / западнохристианский / католическо-протестантский Запад (тёмно-синий цвет);
Иногда включаются в западную цивилизацию:
██ — Латинская Америка (фиолетовый цвет);
██ — православная цивилизация и Израиль (бирюзовый цвет);

Прочие цивилизации и культуры:
██ — Япония (ярко-красный цвет);
██ — китайская цивилизация (тёмно-красный цвет);
██ — индийская цивилизация (оранжевый цвет);
██ — исламская цивилизация (зелёный цвет);
██ — буддистская культура (жёлтый цвет);
██ — африканская культура (коричневый цвет).
Страны переходной, смешанной или иной особой культурной принадлежности показаны отдельными подцветами (Израиль, Турция, Иран, Эфиопия, Гайана, Суринам, Гаити, Ямайка и др.)

Западный мир, западная цивилизация или просто Запад — это совокупность стран и народов, включающая большинство государств Европы, а также некоторые страны Америки и Океании, которые ранее были колониями европейских держав и населены преимущественно потомками европейцев. В рамках современной западной цивилизации главными политическими центрами являются Соединённые Штаты Америки и Европейский союз. Дискуссионным является вопрос о включении в западную цивилизацию таких стран и регионов, как Россия (вместе с Евразийским союзом и православными странами Восточной Европы), Латинская Америка, Израиль, некоторые вестернизированные страны Востока.

Страны западного мира характеризуются широким рядом культурных, экономических, политических и иных особенностей, исторически отличавших их от прочих культур и цивилизаций. Часть этих особенностей привела к масштабному экономическому и технологическому прогрессу на Западе, благодаря чему в последние столетия (начиная с так называемого Нового времени) западные державы смогли занять доминирующее геополитическое положение в мире. В результате страны других цивилизаций были вынуждены в значительной степени перенять разработанные на Западе технологии, политические и экономические модели, элементы культуры и искусства. Впрочем, следует отметить, что Запад в ходе своего развития также перенял множество достижений Востока и иных культур, что стало одной из причин цивилизационного успеха западных стран.

В последние десятилетия в мире наблюдается рост центров силы, альтернативных западной цивилизации. Прежде всего речь идёт о Китае, успешно заимствовавшем большинство ключевых западных технологий, равно как и многие элементы западных по происхождению общественных систем — капитализма и социализма. Усиление конкурентов происходит в условиях кризисных процессов на самом Западе — именно западные страны являются эпицентром современного мирового кризиса. Если данные процессы продолжатся, то это приведёт к закату западного могущества и заметному выравниванию международного баланса сил и уровня развития разных стран, то есть к наступлению эпохи многополярного мира.

Запад и не-Запад

Запад

К западному миру традиционно относят страны Европы, исторически бывшие католическими или протестантскими — то есть все страны Западной Европы, а также большинство или даже все страны Северной и Центральной Европы, в зависимости от географического определения этих регионов.

Большинство стран европейского Запада ныне входят в Европейский союз.

Также к Западу относят бывшие колонии европейских стран в Америке и Океании, в том случае, если эти колонии населены преимущественно потомками выходцев из Европы. Это в первую очередь так называемые англосаксонские страны (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), а также заморские территории Британии, Франции и других европейских стран.

Спорные случаи

Россия и православные страны

Спорным является вопрос о принадлежности России к западной цивилизации. Россия, с одной стороны, разделяет с Западом много общего (христианство, родственный язык, участие в большинстве крупнейших исторических процессов и событий в Европе за последние 1500 лет), но также имела и имеет много существенных отличий. Россия является продолжателем традиций Византии и восточной ветви христианства (православия, в отличие от западного католичества и протестантства).

Также под вопросом принадлежность к Западу православных стран Восточной Европы. Их, наряду с Россией, часто относят не к западной, а к православной, или русской, или евразийской цивилизации (см. также Русский мир и Евразийский Союз). Россия и православные страны составляют Восток в рамках общей христианской цивилизации, в связи с чем противопоставление Запада и Востока в контексте отношений России с западными странами может означать не то же самое, что противопоставление Запада и Востока в общемировом контексте.

Для стран Востока Россия — это, конечно, страна западной культуры. Однако в восточных странах осознают также значительные отличия России от Запада, в основном в плане её геополитической роли как многовекового противника сильнейших западных держав.

Латинская Америка

Часто к Западу относят латиноамериканские страны — бывшие колонии Испании и Португалии, подвергнувшиеся гораздо более долгой и более значительной вестернизации, чем страны Африки или Азии.

Однако эти страны всё же не стали странами западной культуры в той же мере, что США, Канада или, во многих отношениях, даже Россия. Они сохранили значительный доколониальный генофонд индейского населения, а кроме того, очень многие жители Латинской Америки являются потомками привезённых из Африки рабов, что, впрочем, верно и для США — это во многом определяет культурное своеобразие Латинской Америки. В тропической и экваториальной части Латинской Америки климат, хозяйство, традиции и образ жизни значительно отличаются от европейских или североамериканских.

Израиль

В древности территория Израиля была частью ближневосточной, затем греко-римской, затем христианской, затем мусульманской цивилизаций. Дело в том, что после неудачных восстаний I—II вв. н. э. большинство евреев были изгнаны римлянами из их родной Иудеи, и значительная часть изгнанников осела в Европе, которая во втором тысячелетии нашей эры стала крупнейшим регионом проживания еврейского населения, причём большинство евреев проживали поначалу в католических странах Западной Европы, затем были большей частью изгнаны оттуда и переместились в Польшу и протестантские страны (после разделов Речи Посполитой крупнейшее в мире еврейское население оказалось на территории России).

В результате различных исторических перипетий и деятельности евреев-сионистов, добивавшихся с конца XIX века создания национального еврейского государства, в 1948 году было основано государство Израиль, ныне населённое в большинстве своём потомками евреев, прибывших на историческую родину преимущественно из стран Запада (хотя небольшое местное еврейское население всегда непрерывно сохранялось в Израиле).

Таким образом, Израиль фактически основан и населён в основном людьми западного происхождения и западной культуры, что даёт значительные основания относить Израиль к западной цивилизации. Тем более что страна находится в довольно сложных отношениях с соседними арабскими странами и в политическом и военном плане опирается на поддержку стран Запада. С другой стороны, израильская идентичность во многом связана с религией иудаизма (производными от которого можно считать христианство с исламом), и немалая часть жителей страны имеет происхождение из азиатских и африканских еврейских общин. Так что если современный Израиль и можно отнести к западной цивилизации, то на правах весьма специфической её ветви.

«Западные» страны Востока

Иногда, в экономическом или геополитическом контексте, к Западу относят также Японию, Южную Корею, Сингапур и некоторые другие страны Восточной Азии, наиболее далеко зашедшие по пути копирования западных технологий, институтов и приёмов искусства. Эти восточноазиатские страны также крайне плотно встроены в мировую торговую и финансовую систему, контролируемую в первую очередь экономическими и политическими центрами Запада.

По геополитическим, экономическим и (частично) историко-культурным причинам к Западу также иногда относят Турцию, проведшую в XX веке значительные реформы, направленные на вестернизацию культуры и экономики, вступившую в НАТО в 1952 г. и уже полвека пытающуюся вступить в Евросоюз (с 1960-х гг.).

Восток

К однозначно не-западным странам традиционно относят страны исламского мира[1] и прочие страны Африки и Азии.

В широком смысле западная культура / западная цивилизация часто противопоставляется восточной культуре / восточной цивилизации, взятой в целом. В рамках последней выделяются исламская цивилизация, китайская цивилизация, индийская цивилизация.

Также можно выделить буддийскую и африканскую культуры (речь идет о неисламской части Африки) — однако они, в отличие от Индии, Китая и исламского мира, не смогли сформировать какое-либо подобие политического единства ни в прошлом, ни в настоящем.

Надо отметить, что на страны Востока приходится гораздо более половины мирового населения, на Востоке зародилось большинство древнейших цивилизаций и государств, и поэтому Восток характеризуется существенно большим культурным разнообразием, чем Запад. В определённом смысле западная и восточная цивилизации — это явления разного порядка. Понятие восточной культуры — это гораздо большее обобщение, чем западная культура (и значительно более искусственное обобщение).

Таким образом, с учётом масштаба и генезиса цивилизаций корректнее говорить об одной западной и нескольких восточных цивилизациях. Тем не менее западную цивилизацию также можно считать составной.

Если всё-таки считать Латинскую Америку и русский/православный мир отдельными ветвями западной цивилизации, равно как считать Европу и её бывшие заморские колонии также отдельными ветвями, то эту конструкцию западной цивилизации можно соотнести с внутренней структурой восточных цивилизаций. Так, исламские страны разделяются на суннитские и шиитские, а также по этническому составу — на преимущественно арабские, индо-европейские, тюркские. Отдельными ветвями индийской цивилизации можно считать Индию и Бирму, а ветвями китайской цивилизации — Китай, Корею, Японию и Вьетнам.

Ключевые черты западной цивилизации

Запад, в его узком территориальном определении, обладает следующими общими характеристиками:

  • Германские и романские языки. Практически все жители западных стран говорят на языках германской либо романской группы, то есть происходящих либо от прагерманского языка, возникшего в I тысячелетии до н. э. в Южной Скандинавии и Северной Германии, либо от латинского языка, сложившегося в I тысячелетии до н. э. в Римской республике и распространившегося затем по всей Римской империи. В середине I тысячелетия н. э. германские племена завоевали Западную Римскую империю, и именно в этом регионе сложилось ядро западной цивилизации, к которому впоследствии были присоединены исконные земли проживания германцев.
    • Самый распространённый среди германских языков — английский язык (родной для порядка 400 млн человек), при этом в XI—XV вв. он подвергся сильнейшей латинизации (в основном через влияние французского языка, на котором говорили нормандские завоеватели Англии), а также предельному упрощению словоизменения; всё это, наряду с высокой геополитической ролью Британской империи, позволило английскому языку стать основным языком межнационального общения сначала на Западе, а затем и во всём мире.
    • Негерманские и нелатинские языки периферийных стран западной цивилизации, например венгерский язык или западнославянские языки (польский, чешский, словацкий), подверглись сильной германизации и латинизации своего лексикона (в Чехии, впрочем, в XX веке была предпринята частично успешная попытка обратной славянизации языка).
  • Латинский алфавит. Все коренные западные страны и большинство их бывших колоний используют латинский алфавит, возникший в VII в. до н. э., когда древние римляне заимствовали и видоизменили версию греческого алфавита из соседних греческих колоний в Италии. При этом классический греческий алфавит используется в западной по происхождению научной нотации (в математике, физике и т. д.).
  • Католицизм и протестантизм в качестве основных конфессий, широкое распространение атеизма. В XI веке католицизм окончательно оформился как отдельная, западная ветвь христианства, противопоставленная византийскому православию и другим восточным христианским церквям. Вероучительные отличия католицизма от православия сравнительно невелики, однако у них серьёзно отличаются организационные моменты, многие обрядовые и художественные традиции, отчасти — этика и философия. В XVI веке как ответ на средневековые злоупотребления католической церкви возник протестантизм, охвативший почти всю Северную Европу и часть Центральной, а также распространившийся в западных колониях (преимущественно британских). С конца XVIII века в Европе также начал распространяться атеизм, приобретший особенно широкое распространение в протестантских странах.

Великое Расхождение

В современной западной публицистике широко обсуждается феномен, известный как Великое Расхождение (англ. Great Divergence, термин Самюэля Хантингтона) или Европейское чудо (European miracle, термин Эрика Джонса). Речь идёт о тех исторических процессах, которые привели к экономическому, технологическому, политическому и культурному доминированию Запада в современном мире.

Явное доминирование Запада в военном смысле стало очевидно в XIX веке, когда бóльшая часть мира оказалась разделена между западными колониальными державами. Альтернативные Западу центры силы и цивилизации оказались на тот момент в глубоком упадке (Османская империя), в положении колоний (Индия) или зависимых стран (Китай), либо, в лучшем случае, в положении сильно отстающих и догоняющих (Япония).

Поскольку военное доминирование Запада было обусловлено в основном мощной производственной, технологической и научной базой, то можно говорить о том, что во всех этих областях западная цивилизация превзошла прочие цивилизации также по крайней мере к XIX веку.

Что касается того, в какой исторический момент Запад начал своё восхождение к мировому доминированию, то обычно называется период конца XV — начала XVII вв., так называемый «длинный XVI век» (более точно его можно определить, например, как период с 1492 по 1640 год, то есть от первого плавания Колумба до Английской буржуазной революции). Ключевые процессы этого периода таковы: Великие Географические открытия и образование первых западных колоний, становление капитализма и первых так называемых буржуазных правительств в западной Европе (то есть переход власти от наследственных монархов и феодалов к держателям капитала), начало Научной революции и широкое распространение идей и искусства эпохи Ренессанса.

Действительно, именно этот период, называемый также Раннее Новое Время, стал эпохой резкого экономического, военного, технологического и прочего усиления Запада (тем не менее в середине XVII века Османская империя, Китай и Индия всё ещё могли успешно противостоять Западу в военном плане, а по абсолютной величине китайская и индийская экономики были крупнейшими в мире). Однако многие важнейшие условия, способствовавшие успехам Запада, сложились ещё в Средневековье или даже восходят к Античности; кроме того, значительную роль сыграли природные ресурсы, климат и география Европы.

Главной причиной успеха Запада, давшей ему значительные дополнительные ресурсы и возможности по сравнению с другими цивилизациями, часто называют колониализм. Это во многом действительно так, однако сводить всё только к колониализму — это чрезмерное упрощение. Кроме того, требует ответа следующий вопрос: почему именно западная цивилизация в позднее средневековье сумела перейти к военной и политической экспансии общемирового масштаба? Почему этого не сумели сделать другие развитые цивилизации той же эпохи, почему этого не сумели сделать предшественники средневекового Запада — Римская империя, достигшая расцвета в VIII веке, или Византийская Империя образца VI или XI веков?

Россия и Запад

См. также: Миф о вековой отсталости России

В особом положении относительно западной цивилизации находится Россия, которую нельзя однозначно отнести ни к Западу, ни к не-Западу.

Россия разделяла и разделяет много общего с западными государствами (христианство, родственный язык и этническое происхождение, общее политическое и культурное пространство, технологическое и научное лидерство), но всегда имела и имеет также много существенных отличий. В частности, Россия в несравнимо большей мере являлась классической сухопутной империей, нежели морской колониальной державой (единственной заморской колонией была малонаселённая Аляска); к присоединённым и окрестным народам простые русские относились как к равным.

Таким образом, в целом Россию можно назвать одним из участников «Европейского чуда», причём одним из наиболее успешных участников, если оценивать по государственным, культурным, научным и прочим достижениям. Но весьма обоснованной является также и та точка зрения, в рамках которой Россия и русский мир считаются отдельной цивилизацией либо, по крайней мере, особой ветвью в рамках широко понимаемой западной цивилизации. Именно такой подход, с соответствующим узким пониманием термина «Запад», является основным в современной российской публицистике.

В отношении современной или исторической России иногда применяют полемическое утверждение о вековой отсталости России по сравнению с Западом. Этот миф основан отчасти на сравнении несравнимого, отчасти на тенденциозном выборе тех параметров, по которым ведётся сравнение, и, наконец, на простом историческом невежестве. Во-первых, Россия хоть и представляет собой огромную страну масштабом с целую цивилизацию, но всё же совокупное население западных государств всегда было во много раз больше российского, поэтому абсолютный масштаб достижений сравнивать не вполне корректно. Во-вторых, совершенно некорректно сравнивать уровень развития России в целом — со всеми её огромными территориями и слабо освоенными окраинами — с уровнем развития ядерных территорий западных государств, без их эксплуатируемых и отсталых колоний или экс-колоний. В-третьих, можно вспомнить не только о множестве отдельных российских достижений (изобретений, открытий, произведений культуры, рекордов, военных побед), но и о том, например, что по сравнению с европейцами жители России во многих отношениях жили и живут гораздо лучше: лучше был и остается доступ к чистой воде, дешёвому топливу, свободной земле для застройки и обработки, к рыбалке и охоте, грибам и ягодам; русские веками лучше мылись, больше отдыхали и меньше работали, чем западноевропейцы (хотя последнее, возможно, и не стоит считать достижением).

Если же сравнивать сравнимые вещи, то картина такова. Дореволюционные Петербург и Москва, а также прочие крупные и средние города Российской Империи (особенно Киев, Казань, Одесса, Рига, Харьков, Ростов-на-Дону, Томск, города Крыма) и части прилегающих к ним областей были развиты вполне на европейском уровне: здесь существовала развитая промышленность, торговля, наука, университеты, искусство, архитектура — всё на основе европейских образцов, смешанных с древнерусскими и византийскими традициями. Достижения России той эпохи нашли широкое признание в Европе; уровень жизни в культурных и экономических центрах России мало отличался от средне- или западноевропейского. Во многом такая ситуация сохранилась и в советский период, и в нынешнее время.

Но, нельзя не признать, в России существовали и существуют малозаселённые территории на Русском Севере и в Сибири, равно как и сравнительно поздно присоединённые и экономически слабо развитые национальные окраины на юге и востоке, а также, разумеется, и провинциальная русская глубинка в центре страны. Несмотря на активные усилия правительства Российской Империи по преодолению экономического и культурного разрыва между центром и периферией (в том числе внутренней периферией), это внутреннее расхождение стало одной из причин революции 1917 года (наряду с другими сложностями, с которыми столкнулась поздняя Российская Империя. В советское время этот разрыв был преодолён лишь частично.

Россия, по сравнению с западноевропейскими странами, обладала и обладает лишь частью тех преимуществ, которые привели к глобальному успеху западной цивилизации. В чём-то Россия оказалась менее успешна, чем Запад, а в чём-то успехи дались ей гораздо бóльшими усилиями. Однако в некоторых областях Россия имела и имеет преимущества перед Западом, и была или остаётся успешнее в ряде областей искусства и технологий. Собственные факторы истории России объясняют взлёты и падения страны, её особое положение в мире и особый путь.

Мифы о Западе

Основная статья: Мифы о Западе

Закат Запада и многополярный мир

Основные статьи: Мировой кризис, Многополярный мир

См. также

Ссылки


  1. За исключением Албании, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Косова и Турции.