Запад: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) (Перенаправление на Англосаксы) |
Кредактор (обсуждение | вклад) (Уточнение) |
||
(не показаны 52 промежуточные версии 9 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
# | [[Файл:Civilizations map.png|thumb|right|350px|Мировые цивилизации по версии Хантингтона.<br /> | ||
<span style="color: #2f3699">██</span> — '''Англосаксонско-европейский / западнохристианский / католическо-протестантский Запад''' (тёмно-синий цвет);<br /> | |||
Иногда включаются в западную цивилизацию:<br /> | |||
<span style="color: #6f3198">██</span> — Латинская Америка (фиолетовый цвет);<br /> | |||
<span style="color: #00b7ef">██</span> — православная цивилизация и Израиль (бирюзовый цвет);<br /> | |||
<br /> | |||
Прочие цивилизации и культуры:<br /> | |||
<span style="color: #ed1c24">██</span> — Япония (ярко-красный цвет);<br /> | |||
<span style="color: #990030">██</span> — китайская цивилизация (тёмно-красный цвет);<br /> | |||
<span style="color: #ff7e00">██</span> — индийская цивилизация (оранжевый цвет);<br /> | |||
<span style="color: #008000">██</span> — исламская цивилизация (зелёный цвет);<br /> | |||
<span style="color: #ffc20e">██</span> — буддистская культура (жёлтый цвет);<br /> | |||
<span style="color: #804040">██</span> — африканская культура (коричневый цвет).<br /> | |||
Страны переходной, смешанной или иной особой культурной принадлежности показаны отдельными подцветами (Израиль, Турция, Иран, Эфиопия, Гайана, Суринам, Гаити, Ямайка и др.)]] | |||
'''Западный мир''', '''западная цивилизация''' или просто '''Запад''' — это совокупность стран и народов, включающая большинство государств Европы, а также некоторые страны Америки и Океании, которые ранее были колониями европейских держав и населены преимущественно потомками европейцев. В рамках современной западной цивилизации главными политическими центрами являются [[Соединённые Штаты Америки]] и [[Европейский союз]]. Дискуссионным является вопрос о включении в западную цивилизацию таких стран и регионов, как [[Россия]] (вместе с [[Евразийский Союз|Евразийским союзом]] и православными странами Восточной Европы), Латинская Америка, [[Израиль]], некоторые вестернизированные страны Востока. | |||
Страны западного мира характеризуются широким рядом культурных, экономических, политических и иных особенностей, исторически отличавших их от прочих культур и цивилизаций. Часть этих особенностей привела к масштабному экономическому и технологическому прогрессу на Западе, благодаря чему в последние столетия (начиная с так называемого Нового времени) западные державы смогли занять доминирующее геополитическое положение в мире. В результате страны других цивилизаций были вынуждены в значительной степени перенять разработанные на Западе технологии, политические и экономические модели, элементы культуры и искусства. Впрочем, следует отметить, что Запад в ходе своего развития также перенял множество достижений Востока и иных культур, что стало одной из причин цивилизационного успеха западных стран. | |||
В последние десятилетия в мире наблюдается рост центров силы, альтернативных западной цивилизации. Прежде всего речь идёт о [[Китай|Китае]], успешно заимствовавшем большинство ключевых западных технологий, равно как и многие элементы западных по происхождению общественных систем — капитализма и социализма. Усиление конкурентов происходит в условиях кризисных процессов на самом Западе — именно западные страны являются эпицентром современного [[Мировой кризис|мирового кризиса]]. Если данные процессы продолжатся, то это приведёт к закату западного могущества и заметному выравниванию международного баланса сил и уровня развития разных стран, то есть к наступлению эпохи [[Многополярный мир|многополярного мира]]. | |||
== Запад и не-Запад == | |||
=== Запад === | |||
К западному миру традиционно относят страны Европы, исторически бывшие католическими или протестантскими — то есть все страны Западной Европы, а также большинство или даже все страны Северной и Центральной Европы, в зависимости от географического определения этих регионов. | |||
Большинство стран европейского Запада ныне входят в [[Европейский союз]]. | |||
Также к Западу относят бывшие колонии европейских стран в Америке и Океании, в том случае, если эти колонии населены преимущественно потомками выходцев из Европы. Это в первую очередь так называемые англосаксонские страны ([[США]], [[Канада]], [[Австралия]], [[Новая Зеландия]]), а также заморские территории [[Великобритания|Британии]], [[Франция|Франции]] и других европейских стран. | |||
=== Спорные случаи === | |||
==== Россия и православные страны ==== | |||
Спорным является вопрос о принадлежности [[Россия|России]] к западной цивилизации. Россия, с одной стороны, разделяет с Западом много общего (христианство, родственный язык, участие в большинстве крупнейших исторических процессов и событий в Европе за последние 1500 лет), но также имела и имеет много существенных отличий. Россия является продолжателем традиций Византии и восточной ветви христианства (православия, в отличие от западного католичества и протестантства). | |||
Также под вопросом принадлежность к Западу православных стран Восточной Европы. Их, наряду с Россией, часто относят не к западной, а к православной, или русской, или евразийской цивилизации (см. также [[Русский мир]] и [[Евразийский Союз]]). Россия и православные страны составляют Восток в рамках общей христианской цивилизации, в связи с чем противопоставление Запада и Востока в контексте отношений России с западными странами может означать не то же самое, что противопоставление Запада и Востока в общемировом контексте. | |||
Для стран Востока Россия — это, конечно, страна западной культуры. Однако в восточных странах осознают также значительные отличия России от Запада, в основном в плане её геополитической роли как многовекового противника сильнейших западных держав. | |||
==== Латинская Америка ==== | |||
Часто к Западу относят латиноамериканские страны — бывшие колонии Испании и Португалии, подвергнувшиеся гораздо более долгой и более значительной вестернизации, чем страны Африки или Азии. | |||
Однако эти страны всё же не стали странами западной культуры в той же мере, что США, Канада или, во многих отношениях, даже Россия. Они сохранили значительный доколониальный генофонд индейского населения, а кроме того, очень многие жители Латинской Америки являются потомками привезённых из Африки рабов, что, впрочем, верно и для США — это во многом определяет культурное своеобразие Латинской Америки. В тропической и экваториальной части Латинской Америки климат, хозяйство, традиции и образ жизни значительно отличаются от европейских или североамериканских. | |||
==== Израиль ==== | |||
В древности территория Израиля была частью ближневосточной, затем греко-римской, затем христианской, затем мусульманской цивилизаций. Дело в том, что после неудачных восстаний I—II вв. н. э. большинство евреев были изгнаны римлянами из их родной Иудеи, и значительная часть изгнанников осела в Европе, которая во втором тысячелетии нашей эры стала крупнейшим регионом проживания еврейского населения, причём большинство евреев проживали поначалу в католических странах Западной Европы, затем были большей частью изгнаны оттуда и переместились в Польшу и протестантские страны (после разделов Речи Посполитой крупнейшее в мире еврейское население оказалось на территории России). | |||
В результате различных исторических перипетий и деятельности евреев-сионистов, добивавшихся с конца XIX века создания национального еврейского государства, в 1948 году было основано государство [[Израиль]], ныне населённое в большинстве своём потомками евреев, прибывших на историческую родину преимущественно из стран Запада (хотя небольшое местное еврейское население всегда непрерывно сохранялось в Израиле). | |||
Таким образом, [[Израиль]] фактически основан и населён в основном людьми западного происхождения и западной культуры, что даёт значительные основания относить Израиль к западной цивилизации. Тем более что страна находится в довольно сложных отношениях с соседними арабскими странами и в политическом и военном плане опирается на поддержку стран Запада. С другой стороны, израильская идентичность во многом связана с религией иудаизма (производными от которого можно считать христианство с исламом), и немалая часть жителей страны имеет происхождение из азиатских и африканских еврейских общин. Так что если современный Израиль и можно отнести к западной цивилизации, то на правах весьма специфической её ветви. | |||
==== «Западные» страны Востока ==== | |||
Иногда, в экономическом или геополитическом контексте, к Западу относят также [[Япония|Японию]], [[Южная Корея|Южную Корею]], [[Сингапур]] и некоторые другие страны Восточной Азии, наиболее далеко зашедшие по пути копирования западных технологий, институтов и приёмов искусства. Эти восточноазиатские страны также крайне плотно встроены в мировую торговую и финансовую систему, контролируемую в первую очередь экономическими и политическими центрами Запада. | |||
По геополитическим, экономическим и (частично) историко-культурным причинам к Западу также иногда относят [[Турция|Турцию]], проведшую в XX веке значительные реформы, направленные на вестернизацию культуры и экономики, вступившую в [[НАТО]] в 1952 г. и уже полвека пытающуюся вступить в [[Евросоюз]] (с 1960-х гг.). | |||
=== Восток === | |||
К однозначно не-западным странам традиционно относят страны исламского мира<ref>За исключением Албании, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Косова и Турции.</ref> и прочие страны Африки и Азии. | |||
В широком смысле западная культура / западная цивилизация часто противопоставляется восточной культуре / восточной цивилизации, взятой в целом. В рамках последней выделяются исламская цивилизация, китайская цивилизация, индийская цивилизация. | |||
Также можно выделить буддийскую и африканскую культуры (речь идет о неисламской части Африки) — однако они, в отличие от Индии, Китая и исламского мира, не смогли сформировать какое-либо подобие политического единства ни в прошлом, ни в настоящем. | |||
Надо отметить, что на страны Востока приходится гораздо более половины мирового населения, на Востоке зародилось большинство древнейших цивилизаций и государств, и поэтому Восток характеризуется существенно большим культурным разнообразием, чем Запад. В определённом смысле западная и восточная цивилизации — это явления разного порядка. Понятие восточной культуры — это гораздо большее обобщение, чем западная культура (и значительно более искусственное обобщение). | |||
Таким образом, с учётом масштаба и генезиса цивилизаций корректнее говорить об одной западной и нескольких восточных цивилизациях. Тем не менее западную цивилизацию также можно считать составной. | |||
Если всё-таки считать Латинскую Америку и русский/православный мир отдельными ветвями западной цивилизации, равно как считать Европу и её бывшие заморские колонии также отдельными ветвями, то эту конструкцию западной цивилизации можно соотнести с внутренней структурой восточных цивилизаций. Так, исламские страны разделяются на суннитские и шиитские, а также по этническому составу — на преимущественно арабские, индо-европейские, тюркские. Отдельными ветвями индийской цивилизации можно считать Индию и Бирму, а ветвями китайской цивилизации — Китай, Корею, Японию и Вьетнам. | |||
== Ключевые черты западной цивилизации == | |||
Запад, в его узком территориальном определении, обладает следующими общими характеристиками: | |||
* '''Германские и романские языки'''. Практически все жители западных стран говорят на языках германской либо романской группы, то есть происходящих либо от прагерманского языка, возникшего в I тысячелетии до н. э. в Южной Скандинавии и Северной Германии, либо от латинского языка, сложившегося в I тысячелетии до н. э. в Римской республике и распространившегося затем по всей Римской империи. В середине I тысячелетия н. э. германские племена завоевали Западную Римскую империю, и именно в этом регионе сложилось ядро западной цивилизации, к которому впоследствии были присоединены исконные земли проживания германцев. | |||
** Самый распространённый среди германских языков — английский язык (родной для порядка 400 млн человек), при этом в XI—XV вв. он подвергся сильнейшей латинизации (в основном через влияние французского языка, на котором говорили нормандские завоеватели Англии), а также предельному упрощению словоизменения; всё это, наряду с высокой геополитической ролью Британской империи, позволило английскому языку стать основным языком межнационального общения сначала на Западе, а затем и во всём мире. | |||
** Негерманские и нелатинские языки периферийных стран западной цивилизации, например венгерский язык или западнославянские языки (польский, чешский, словацкий), подверглись сильной германизации и латинизации своего лексикона (в Чехии, впрочем, в XX веке была предпринята частично успешная попытка обратной славянизации языка). | |||
* '''Латинский алфавит'''. Все коренные западные страны и большинство их бывших колоний используют латинский алфавит, возникший в VII в. до н. э., когда древние римляне заимствовали и видоизменили версию греческого алфавита из соседних греческих колоний в Италии. При этом классический греческий алфавит используется в западной по происхождению научной нотации (в математике, физике и т. д.). | |||
* '''Католицизм и протестантизм в качестве основных конфессий, широкое распространение атеизма'''. В XI веке католицизм окончательно оформился как отдельная, западная ветвь христианства, противопоставленная византийскому православию и другим восточным христианским церквям. Вероучительные отличия католицизма от православия сравнительно невелики, однако у них серьёзно отличаются организационные моменты, многие обрядовые и художественные традиции, отчасти — этика и философия. В XVI веке как ответ на средневековые злоупотребления католической церкви возник протестантизм, охвативший почти всю Северную Европу и часть Центральной, а также распространившийся в западных колониях (преимущественно британских). С конца XVIII века в Европе также начал распространяться атеизм, приобретший особенно широкое распространение в протестантских странах. | |||
== Великое Расхождение == | |||
В современной западной публицистике широко обсуждается феномен, известный как '''Великое Расхождение''' (англ. ''[[ewp:Great_Divergence|Great Divergence]]'', термин Самюэля Хантингтона) или '''Европейское чудо''' (''[[ewp:European miracle|European miracle]]'', термин Эрика Джонса). Речь идёт о тех исторических процессах, которые привели к экономическому, технологическому, политическому и культурному доминированию Запада в современном мире. | |||
Явное доминирование Запада в военном смысле стало очевидно в XIX веке, когда бóльшая часть мира оказалась разделена между западными колониальными державами. Альтернативные Западу центры силы и цивилизации оказались на тот момент в глубоком упадке ([[Исторические державы#Османская империя|Османская империя]]), в положении колоний ([[Индия]]) или зависимых стран ([[Китай]]), либо, в лучшем случае, в положении сильно отстающих и догоняющих ([[Япония]]). | |||
Поскольку военное доминирование Запада было обусловлено в основном мощной производственной, технологической и научной базой, то можно говорить о том, что во всех этих областях западная цивилизация превзошла прочие цивилизации также по крайней мере к XIX веку. | |||
Что касается того, в какой исторический момент Запад начал своё восхождение к мировому доминированию, то обычно называется период конца XV — начала XVII вв., так называемый «длинный XVI век» (более точно его можно определить, например, как период с 1492 по 1640 год, то есть от первого плавания Колумба до Английской буржуазной революции). Ключевые процессы этого периода таковы: Великие Географические открытия и образование первых западных колоний, становление капитализма и первых так называемых буржуазных правительств в западной Европе (то есть переход власти от наследственных монархов и феодалов к держателям капитала), начало Научной революции и широкое распространение идей и искусства эпохи Ренессанса. | |||
Действительно, именно этот период, называемый также Раннее Новое Время, стал эпохой резкого экономического, военного, технологического и прочего усиления Запада (тем не менее в середине XVII века Османская империя, Китай и Индия всё ещё могли успешно противостоять Западу в военном плане, а по абсолютной величине китайская и индийская экономики были крупнейшими в мире). Однако многие важнейшие условия, способствовавшие успехам Запада, сложились ещё в Средневековье или даже восходят к Античности; кроме того, значительную роль сыграли природные ресурсы, климат и география Европы. | |||
Главной причиной успеха Запада, давшей ему значительные дополнительные ресурсы и возможности по сравнению с другими цивилизациями, часто называют колониализм. Это во многом действительно так, однако сводить всё только к колониализму — это чрезмерное упрощение. Кроме того, требует ответа следующий вопрос: почему именно западная цивилизация в позднее средневековье сумела перейти к военной и политической экспансии общемирового масштаба? Почему этого не сумели сделать другие развитые цивилизации той же эпохи, почему этого не сумели сделать предшественники средневекового Запада — Римская империя, достигшая расцвета в VIII веке, или Византийская Империя образца VI или XI веков? | |||
<!-- | |||
== Причины успеха Западной цивилизации == | |||
[[Файл:Europe topography map en.png|thumb|250px|Топография Европы характеризуется сложным рельефом и изрезанной береговой линией]] | |||
=== Географические особенности Европы === | |||
[[Файл:Raffael 058.jpg|thumb|250px|''[[rwp:Афинская школа|Афинская школа]]'' (1509—1511). Фреска итальянского художника Рафаэля, на которой изображены древние греческие философы, «моделями» для портретов которых послужили скульпторы и художники эпохи Возрождения]] | |||
=== Наследие Античности === | |||
=== Достижения европейского Средневековья === | |||
=== Факторы Нового Времени === | |||
* '''Протестантская трудовая этика'''. | |||
* Капитализм, этика капитализма, этос контракта | |||
* '''Политическая и раздробленность Европы и высокая конкуренция между странами'''. Поддержка ученых, путешественников, изобретателей со стороны государств и правителей, которые осознавали важность науки и техники для военного и экономического успеха. | |||
===Особые причины отставания конкурентов от Запада=== | |||
* '''[[Китай]]'''. | |||
** В императорском Китае первым классом общества считались чиновники и земледельцы, а ремесленники и торговцы - лишь вторым, то есть торговать или мастерить считалось менее престижным, что не вполне способствовало росту промышленной экономики и меркантилизма, как это было в Европе. | |||
** Идеалом успеха в Китае была чиновничья служба и продвижение по карьерной лестнице путём сдачи государственного экзамена, то есть общество было нацелено в первую очередь на поддержание существующей планки развития, на овладение имеющимися знаниями и на тщательное воспроизведение сложившихся традиций. Тогда как в Европе оказалась сильнее установка на поиск нового уникального знания (дающего персональное преимущество в чем-то), на личный финансовый, художественный или иной социальный успех без предустановленного стандарта. | |||
* '''[[Индия]]''' | |||
** Кастовая система. | |||
--> | |||
== Россия и Запад == | |||
''См. также: [[Миф о вековой отсталости России]]'' | |||
В особом положении относительно западной цивилизации находится [[Россия]], которую нельзя однозначно отнести ни к Западу, ни к не-Западу. | |||
Россия разделяла и разделяет много общего с западными государствами (христианство, родственный язык и этническое происхождение, общее политическое и культурное пространство, технологическое и научное лидерство), но всегда имела и имеет также много существенных отличий. В частности, Россия в несравнимо большей мере являлась классической сухопутной империей, нежели морской колониальной державой (единственной заморской колонией была малонаселённая Аляска); к присоединённым и окрестным народам простые русские относились как к равным. | |||
Таким образом, в целом Россию можно назвать одним из участников «Европейского чуда», причём одним из наиболее успешных участников, если оценивать по государственным, культурным, научным и прочим [[Достижения России|достижениям]]. Но весьма обоснованной является также и та точка зрения, в рамках которой Россия и [[русский мир]] считаются отдельной цивилизацией либо, по крайней мере, особой ветвью в рамках широко понимаемой западной цивилизации. Именно такой подход, с соответствующим узким пониманием термина «Запад», является основным в современной российской публицистике. | |||
В отношении современной или исторической России иногда применяют полемическое утверждение о [[Миф о вековой отсталости России|вековой отсталости России]] по сравнению с Западом. Этот миф основан отчасти на сравнении несравнимого, отчасти на тенденциозном выборе тех параметров, по которым ведётся сравнение, и, наконец, на простом историческом невежестве. Во-первых, Россия хоть и представляет собой огромную страну масштабом с целую цивилизацию, но всё же совокупное население западных государств всегда было во много раз больше российского, поэтому абсолютный масштаб достижений сравнивать не вполне корректно. Во-вторых, совершенно некорректно сравнивать уровень развития России в целом — со всеми её огромными территориями и слабо освоенными окраинами — с уровнем развития ядерных территорий западных государств, без их эксплуатируемых и отсталых колоний или экс-колоний. В-третьих, можно вспомнить не только о множестве отдельных российских достижений ([[Изобретения России|изобретений]], [[Открытия России|открытий]], [[Достижения культуры России|произведений культуры]], [[Рекорды России|рекордов]], военных побед), но и о том, например, что по сравнению с европейцами жители России во многих отношениях жили и живут гораздо лучше: лучше был и остается доступ к чистой воде, дешёвому топливу, свободной земле для застройки и обработки, к рыбалке и охоте, грибам и ягодам; русские веками лучше мылись, больше отдыхали и меньше работали, чем западноевропейцы (хотя последнее, возможно, и не стоит считать достижением). | |||
Если же сравнивать сравнимые вещи, то картина такова. Дореволюционные Петербург и Москва, а также прочие крупные и средние города Российской Империи (особенно Киев, Казань, Одесса, Рига, Харьков, Ростов-на-Дону, Томск, города Крыма) и части прилегающих к ним областей были развиты вполне на европейском уровне: здесь существовала развитая промышленность, торговля, наука, университеты, искусство, архитектура — всё на основе европейских образцов, смешанных с древнерусскими и византийскими традициями. Достижения России той эпохи нашли широкое признание в Европе; уровень жизни в культурных и экономических центрах России мало отличался от средне- или западноевропейского. Во многом такая ситуация сохранилась и в советский период, и в нынешнее время. | |||
Но, нельзя не признать, в России существовали и существуют малозаселённые территории на Русском Севере и в Сибири, равно как и сравнительно поздно присоединённые и экономически слабо развитые национальные окраины на юге и востоке, а также, разумеется, и провинциальная русская глубинка в центре страны. Несмотря на активные усилия правительства Российской Империи по преодолению экономического и культурного разрыва между центром и периферией (в том числе внутренней периферией), это внутреннее расхождение стало одной из причин [[Революция 1917 года в России|революции 1917 года]] (наряду с [[Миф о вековой отсталости России#Причины кризиса поздней Российской Империи|другими сложностями, с которыми столкнулась поздняя Российская Империя]]. В советское время этот разрыв был преодолён лишь частично. | |||
Россия, по сравнению с западноевропейскими странами, обладала и обладает лишь частью [[#Причины успеха Западной цивилизации|тех преимуществ, которые привели к глобальному успеху западной цивилизации]]. В чём-то Россия оказалась менее успешна, чем Запад, а в чём-то успехи дались ей гораздо бóльшими усилиями. Однако в некоторых областях Россия имела и имеет преимущества перед Западом, и была или остаётся успешнее в ряде областей искусства и технологий. Собственные [[факторы истории России]] объясняют взлёты и падения страны, её особое положение в мире и особый путь. | |||
== Мифы о Западе == | |||
{{main|Мифы о Западе}} | |||
== Закат Запада и многополярный мир == | |||
''Основные статьи: [[Мировой кризис]], [[Многополярный мир]]'' | |||
== См. также == | |||
* [[Амероскептицизм]] | |||
* [[Евроскептицизм]] | |||
* [[Многополярный мир]] | |||
* [[Мифы о Западе]] | |||
== Ссылки == | |||
* [http://www.proza.ru/2010/04/09/47 Основные черты западной цивилизации] | |||
<br /> | |||
{{Историософия}} | |||
{{Запад}} | |||
[[Категория:Страны мира]] | |||
[[Категория:Историософия]] | |||
[[Категория:Геополитика]] |
Текущая версия от 15:08, 10 августа 2024
Западный мир, западная цивилизация или просто Запад — это совокупность стран и народов, включающая большинство государств Европы, а также некоторые страны Америки и Океании, которые ранее были колониями европейских держав и населены преимущественно потомками европейцев. В рамках современной западной цивилизации главными политическими центрами являются Соединённые Штаты Америки и Европейский союз. Дискуссионным является вопрос о включении в западную цивилизацию таких стран и регионов, как Россия (вместе с Евразийским союзом и православными странами Восточной Европы), Латинская Америка, Израиль, некоторые вестернизированные страны Востока.
Страны западного мира характеризуются широким рядом культурных, экономических, политических и иных особенностей, исторически отличавших их от прочих культур и цивилизаций. Часть этих особенностей привела к масштабному экономическому и технологическому прогрессу на Западе, благодаря чему в последние столетия (начиная с так называемого Нового времени) западные державы смогли занять доминирующее геополитическое положение в мире. В результате страны других цивилизаций были вынуждены в значительной степени перенять разработанные на Западе технологии, политические и экономические модели, элементы культуры и искусства. Впрочем, следует отметить, что Запад в ходе своего развития также перенял множество достижений Востока и иных культур, что стало одной из причин цивилизационного успеха западных стран.
В последние десятилетия в мире наблюдается рост центров силы, альтернативных западной цивилизации. Прежде всего речь идёт о Китае, успешно заимствовавшем большинство ключевых западных технологий, равно как и многие элементы западных по происхождению общественных систем — капитализма и социализма. Усиление конкурентов происходит в условиях кризисных процессов на самом Западе — именно западные страны являются эпицентром современного мирового кризиса. Если данные процессы продолжатся, то это приведёт к закату западного могущества и заметному выравниванию международного баланса сил и уровня развития разных стран, то есть к наступлению эпохи многополярного мира.
Запад и не-Запад
Запад
К западному миру традиционно относят страны Европы, исторически бывшие католическими или протестантскими — то есть все страны Западной Европы, а также большинство или даже все страны Северной и Центральной Европы, в зависимости от географического определения этих регионов.
Большинство стран европейского Запада ныне входят в Европейский союз.
Также к Западу относят бывшие колонии европейских стран в Америке и Океании, в том случае, если эти колонии населены преимущественно потомками выходцев из Европы. Это в первую очередь так называемые англосаксонские страны (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), а также заморские территории Британии, Франции и других европейских стран.
Спорные случаи
Россия и православные страны
Спорным является вопрос о принадлежности России к западной цивилизации. Россия, с одной стороны, разделяет с Западом много общего (христианство, родственный язык, участие в большинстве крупнейших исторических процессов и событий в Европе за последние 1500 лет), но также имела и имеет много существенных отличий. Россия является продолжателем традиций Византии и восточной ветви христианства (православия, в отличие от западного католичества и протестантства).
Также под вопросом принадлежность к Западу православных стран Восточной Европы. Их, наряду с Россией, часто относят не к западной, а к православной, или русской, или евразийской цивилизации (см. также Русский мир и Евразийский Союз). Россия и православные страны составляют Восток в рамках общей христианской цивилизации, в связи с чем противопоставление Запада и Востока в контексте отношений России с западными странами может означать не то же самое, что противопоставление Запада и Востока в общемировом контексте.
Для стран Востока Россия — это, конечно, страна западной культуры. Однако в восточных странах осознают также значительные отличия России от Запада, в основном в плане её геополитической роли как многовекового противника сильнейших западных держав.
Латинская Америка
Часто к Западу относят латиноамериканские страны — бывшие колонии Испании и Португалии, подвергнувшиеся гораздо более долгой и более значительной вестернизации, чем страны Африки или Азии.
Однако эти страны всё же не стали странами западной культуры в той же мере, что США, Канада или, во многих отношениях, даже Россия. Они сохранили значительный доколониальный генофонд индейского населения, а кроме того, очень многие жители Латинской Америки являются потомками привезённых из Африки рабов, что, впрочем, верно и для США — это во многом определяет культурное своеобразие Латинской Америки. В тропической и экваториальной части Латинской Америки климат, хозяйство, традиции и образ жизни значительно отличаются от европейских или североамериканских.
Израиль
В древности территория Израиля была частью ближневосточной, затем греко-римской, затем христианской, затем мусульманской цивилизаций. Дело в том, что после неудачных восстаний I—II вв. н. э. большинство евреев были изгнаны римлянами из их родной Иудеи, и значительная часть изгнанников осела в Европе, которая во втором тысячелетии нашей эры стала крупнейшим регионом проживания еврейского населения, причём большинство евреев проживали поначалу в католических странах Западной Европы, затем были большей частью изгнаны оттуда и переместились в Польшу и протестантские страны (после разделов Речи Посполитой крупнейшее в мире еврейское население оказалось на территории России).
В результате различных исторических перипетий и деятельности евреев-сионистов, добивавшихся с конца XIX века создания национального еврейского государства, в 1948 году было основано государство Израиль, ныне населённое в большинстве своём потомками евреев, прибывших на историческую родину преимущественно из стран Запада (хотя небольшое местное еврейское население всегда непрерывно сохранялось в Израиле).
Таким образом, Израиль фактически основан и населён в основном людьми западного происхождения и западной культуры, что даёт значительные основания относить Израиль к западной цивилизации. Тем более что страна находится в довольно сложных отношениях с соседними арабскими странами и в политическом и военном плане опирается на поддержку стран Запада. С другой стороны, израильская идентичность во многом связана с религией иудаизма (производными от которого можно считать христианство с исламом), и немалая часть жителей страны имеет происхождение из азиатских и африканских еврейских общин. Так что если современный Израиль и можно отнести к западной цивилизации, то на правах весьма специфической её ветви.
«Западные» страны Востока
Иногда, в экономическом или геополитическом контексте, к Западу относят также Японию, Южную Корею, Сингапур и некоторые другие страны Восточной Азии, наиболее далеко зашедшие по пути копирования западных технологий, институтов и приёмов искусства. Эти восточноазиатские страны также крайне плотно встроены в мировую торговую и финансовую систему, контролируемую в первую очередь экономическими и политическими центрами Запада.
По геополитическим, экономическим и (частично) историко-культурным причинам к Западу также иногда относят Турцию, проведшую в XX веке значительные реформы, направленные на вестернизацию культуры и экономики, вступившую в НАТО в 1952 г. и уже полвека пытающуюся вступить в Евросоюз (с 1960-х гг.).
Восток
К однозначно не-западным странам традиционно относят страны исламского мира[1] и прочие страны Африки и Азии.
В широком смысле западная культура / западная цивилизация часто противопоставляется восточной культуре / восточной цивилизации, взятой в целом. В рамках последней выделяются исламская цивилизация, китайская цивилизация, индийская цивилизация.
Также можно выделить буддийскую и африканскую культуры (речь идет о неисламской части Африки) — однако они, в отличие от Индии, Китая и исламского мира, не смогли сформировать какое-либо подобие политического единства ни в прошлом, ни в настоящем.
Надо отметить, что на страны Востока приходится гораздо более половины мирового населения, на Востоке зародилось большинство древнейших цивилизаций и государств, и поэтому Восток характеризуется существенно большим культурным разнообразием, чем Запад. В определённом смысле западная и восточная цивилизации — это явления разного порядка. Понятие восточной культуры — это гораздо большее обобщение, чем западная культура (и значительно более искусственное обобщение).
Таким образом, с учётом масштаба и генезиса цивилизаций корректнее говорить об одной западной и нескольких восточных цивилизациях. Тем не менее западную цивилизацию также можно считать составной.
Если всё-таки считать Латинскую Америку и русский/православный мир отдельными ветвями западной цивилизации, равно как считать Европу и её бывшие заморские колонии также отдельными ветвями, то эту конструкцию западной цивилизации можно соотнести с внутренней структурой восточных цивилизаций. Так, исламские страны разделяются на суннитские и шиитские, а также по этническому составу — на преимущественно арабские, индо-европейские, тюркские. Отдельными ветвями индийской цивилизации можно считать Индию и Бирму, а ветвями китайской цивилизации — Китай, Корею, Японию и Вьетнам.
Ключевые черты западной цивилизации
Запад, в его узком территориальном определении, обладает следующими общими характеристиками:
- Германские и романские языки. Практически все жители западных стран говорят на языках германской либо романской группы, то есть происходящих либо от прагерманского языка, возникшего в I тысячелетии до н. э. в Южной Скандинавии и Северной Германии, либо от латинского языка, сложившегося в I тысячелетии до н. э. в Римской республике и распространившегося затем по всей Римской империи. В середине I тысячелетия н. э. германские племена завоевали Западную Римскую империю, и именно в этом регионе сложилось ядро западной цивилизации, к которому впоследствии были присоединены исконные земли проживания германцев.
- Самый распространённый среди германских языков — английский язык (родной для порядка 400 млн человек), при этом в XI—XV вв. он подвергся сильнейшей латинизации (в основном через влияние французского языка, на котором говорили нормандские завоеватели Англии), а также предельному упрощению словоизменения; всё это, наряду с высокой геополитической ролью Британской империи, позволило английскому языку стать основным языком межнационального общения сначала на Западе, а затем и во всём мире.
- Негерманские и нелатинские языки периферийных стран западной цивилизации, например венгерский язык или западнославянские языки (польский, чешский, словацкий), подверглись сильной германизации и латинизации своего лексикона (в Чехии, впрочем, в XX веке была предпринята частично успешная попытка обратной славянизации языка).
- Латинский алфавит. Все коренные западные страны и большинство их бывших колоний используют латинский алфавит, возникший в VII в. до н. э., когда древние римляне заимствовали и видоизменили версию греческого алфавита из соседних греческих колоний в Италии. При этом классический греческий алфавит используется в западной по происхождению научной нотации (в математике, физике и т. д.).
- Католицизм и протестантизм в качестве основных конфессий, широкое распространение атеизма. В XI веке католицизм окончательно оформился как отдельная, западная ветвь христианства, противопоставленная византийскому православию и другим восточным христианским церквям. Вероучительные отличия католицизма от православия сравнительно невелики, однако у них серьёзно отличаются организационные моменты, многие обрядовые и художественные традиции, отчасти — этика и философия. В XVI веке как ответ на средневековые злоупотребления католической церкви возник протестантизм, охвативший почти всю Северную Европу и часть Центральной, а также распространившийся в западных колониях (преимущественно британских). С конца XVIII века в Европе также начал распространяться атеизм, приобретший особенно широкое распространение в протестантских странах.
Великое Расхождение
В современной западной публицистике широко обсуждается феномен, известный как Великое Расхождение (англ. Great Divergence, термин Самюэля Хантингтона) или Европейское чудо (European miracle, термин Эрика Джонса). Речь идёт о тех исторических процессах, которые привели к экономическому, технологическому, политическому и культурному доминированию Запада в современном мире.
Явное доминирование Запада в военном смысле стало очевидно в XIX веке, когда бóльшая часть мира оказалась разделена между западными колониальными державами. Альтернативные Западу центры силы и цивилизации оказались на тот момент в глубоком упадке (Османская империя), в положении колоний (Индия) или зависимых стран (Китай), либо, в лучшем случае, в положении сильно отстающих и догоняющих (Япония).
Поскольку военное доминирование Запада было обусловлено в основном мощной производственной, технологической и научной базой, то можно говорить о том, что во всех этих областях западная цивилизация превзошла прочие цивилизации также по крайней мере к XIX веку.
Что касается того, в какой исторический момент Запад начал своё восхождение к мировому доминированию, то обычно называется период конца XV — начала XVII вв., так называемый «длинный XVI век» (более точно его можно определить, например, как период с 1492 по 1640 год, то есть от первого плавания Колумба до Английской буржуазной революции). Ключевые процессы этого периода таковы: Великие Географические открытия и образование первых западных колоний, становление капитализма и первых так называемых буржуазных правительств в западной Европе (то есть переход власти от наследственных монархов и феодалов к держателям капитала), начало Научной революции и широкое распространение идей и искусства эпохи Ренессанса.
Действительно, именно этот период, называемый также Раннее Новое Время, стал эпохой резкого экономического, военного, технологического и прочего усиления Запада (тем не менее в середине XVII века Османская империя, Китай и Индия всё ещё могли успешно противостоять Западу в военном плане, а по абсолютной величине китайская и индийская экономики были крупнейшими в мире). Однако многие важнейшие условия, способствовавшие успехам Запада, сложились ещё в Средневековье или даже восходят к Античности; кроме того, значительную роль сыграли природные ресурсы, климат и география Европы.
Главной причиной успеха Запада, давшей ему значительные дополнительные ресурсы и возможности по сравнению с другими цивилизациями, часто называют колониализм. Это во многом действительно так, однако сводить всё только к колониализму — это чрезмерное упрощение. Кроме того, требует ответа следующий вопрос: почему именно западная цивилизация в позднее средневековье сумела перейти к военной и политической экспансии общемирового масштаба? Почему этого не сумели сделать другие развитые цивилизации той же эпохи, почему этого не сумели сделать предшественники средневекового Запада — Римская империя, достигшая расцвета в VIII веке, или Византийская Империя образца VI или XI веков?
Россия и Запад
См. также: Миф о вековой отсталости России
В особом положении относительно западной цивилизации находится Россия, которую нельзя однозначно отнести ни к Западу, ни к не-Западу.
Россия разделяла и разделяет много общего с западными государствами (христианство, родственный язык и этническое происхождение, общее политическое и культурное пространство, технологическое и научное лидерство), но всегда имела и имеет также много существенных отличий. В частности, Россия в несравнимо большей мере являлась классической сухопутной империей, нежели морской колониальной державой (единственной заморской колонией была малонаселённая Аляска); к присоединённым и окрестным народам простые русские относились как к равным.
Таким образом, в целом Россию можно назвать одним из участников «Европейского чуда», причём одним из наиболее успешных участников, если оценивать по государственным, культурным, научным и прочим достижениям. Но весьма обоснованной является также и та точка зрения, в рамках которой Россия и русский мир считаются отдельной цивилизацией либо, по крайней мере, особой ветвью в рамках широко понимаемой западной цивилизации. Именно такой подход, с соответствующим узким пониманием термина «Запад», является основным в современной российской публицистике.
В отношении современной или исторической России иногда применяют полемическое утверждение о вековой отсталости России по сравнению с Западом. Этот миф основан отчасти на сравнении несравнимого, отчасти на тенденциозном выборе тех параметров, по которым ведётся сравнение, и, наконец, на простом историческом невежестве. Во-первых, Россия хоть и представляет собой огромную страну масштабом с целую цивилизацию, но всё же совокупное население западных государств всегда было во много раз больше российского, поэтому абсолютный масштаб достижений сравнивать не вполне корректно. Во-вторых, совершенно некорректно сравнивать уровень развития России в целом — со всеми её огромными территориями и слабо освоенными окраинами — с уровнем развития ядерных территорий западных государств, без их эксплуатируемых и отсталых колоний или экс-колоний. В-третьих, можно вспомнить не только о множестве отдельных российских достижений (изобретений, открытий, произведений культуры, рекордов, военных побед), но и о том, например, что по сравнению с европейцами жители России во многих отношениях жили и живут гораздо лучше: лучше был и остается доступ к чистой воде, дешёвому топливу, свободной земле для застройки и обработки, к рыбалке и охоте, грибам и ягодам; русские веками лучше мылись, больше отдыхали и меньше работали, чем западноевропейцы (хотя последнее, возможно, и не стоит считать достижением).
Если же сравнивать сравнимые вещи, то картина такова. Дореволюционные Петербург и Москва, а также прочие крупные и средние города Российской Империи (особенно Киев, Казань, Одесса, Рига, Харьков, Ростов-на-Дону, Томск, города Крыма) и части прилегающих к ним областей были развиты вполне на европейском уровне: здесь существовала развитая промышленность, торговля, наука, университеты, искусство, архитектура — всё на основе европейских образцов, смешанных с древнерусскими и византийскими традициями. Достижения России той эпохи нашли широкое признание в Европе; уровень жизни в культурных и экономических центрах России мало отличался от средне- или западноевропейского. Во многом такая ситуация сохранилась и в советский период, и в нынешнее время.
Но, нельзя не признать, в России существовали и существуют малозаселённые территории на Русском Севере и в Сибири, равно как и сравнительно поздно присоединённые и экономически слабо развитые национальные окраины на юге и востоке, а также, разумеется, и провинциальная русская глубинка в центре страны. Несмотря на активные усилия правительства Российской Империи по преодолению экономического и культурного разрыва между центром и периферией (в том числе внутренней периферией), это внутреннее расхождение стало одной из причин революции 1917 года (наряду с другими сложностями, с которыми столкнулась поздняя Российская Империя. В советское время этот разрыв был преодолён лишь частично.
Россия, по сравнению с западноевропейскими странами, обладала и обладает лишь частью тех преимуществ, которые привели к глобальному успеху западной цивилизации. В чём-то Россия оказалась менее успешна, чем Запад, а в чём-то успехи дались ей гораздо бóльшими усилиями. Однако в некоторых областях Россия имела и имеет преимущества перед Западом, и была или остаётся успешнее в ряде областей искусства и технологий. Собственные факторы истории России объясняют взлёты и падения страны, её особое положение в мире и особый путь.
Мифы о Западе
Основная статья: Мифы о Западе
Закат Запада и многополярный мир
Основные статьи: Мировой кризис, Многополярный мир
См. также
Ссылки
[ + ] Историософия и геополитика
|
|
---|---|
- ↑ За исключением Албании, Азербайджана, Боснии и Герцеговины, Косова и Турции.