Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 105 промежуточных версий 10 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл: | [[Файл:Б.Н. Ельцин (декабрь 1999, фото).jpg|thumb|240px|[[Правители России#Борис Николаевич Ельцин, 1991—1999|Борис Николаевич Ельцин]]]] | ||
Здесь приведены [[ | Здесь приведены [[крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй в 1996–1999 годах. | ||
Границы периода обусловлены избранием Бориса Ельцина на второй президентский срок 9 августа 1996 года (начало периода) и его уходом в отставку с поста Президента России 31 декабря 1999 года (конец периода). | |||
{{Крупные российские проекты (список периодов)}} | |||
== Символы нации == | |||
[[Файл:Реконструкция Храма Христа Спасителя (1997, фото).jpg|250px|thumb|right|Реконструкция Храма Христа Спасителя]] | |||
=== Воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве === | === Воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве === | ||
[[ | Храм Христа Спасителя изначально [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)#Храм Христа Спасителя в Москве|был построен]] (1839–1883) как памятник героям Войны 1812 года<sup>[http://xxc.ru/about/history/istoriya/]</sup>. При советской власти (1931) он был снесен ''«ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов»''<sup>[http://xxc.ru/about/history/istoriya/]</sup>. В 1994 году был создан Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя для сбора пожертвований на восстановение храма. Суммарно было собрано 4 млрд рублей в ценах 2001 года (более 14 млрд в ценах 2013-го)<sup>[http://web.archive.org/web/20171128031953/https://xxc.ru/reconst/particip/ffp.htm]</sup> При восстановлении были возведены также отсутствовавший в первоначальном проекте нижний храм (Преображенская церковь) и обширная стилобатная часть, включающая, в частности, зал Церковных Соборов. Открытие воссозданного храма состоялось 31 декабря 1999 года. | ||
На сегодняшний день Храм Христа Спасителя является крупнейшим храмом в России, вмещая до 10 тысяч человек<sup>[http://xxc.ru/kompleks/khram-khrista-spasitelya/]<sup>. | |||
== Космонавтика и ракетная техника == | |||
=== Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум» === | === Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум» === | ||
Создана в | Создана в 1998 году за $5 млрд. Российский «Центр им. Хруничева» участвовал в её развёртывании (вложено $87 млн), за что получил 4,8 %. Однако через короткое время компания, не получившая достаточного числа абонентов для своих спутниковых телефонов, в том числе, как считается, по вине плохого менеджмента, была объявлена банкротом. В результате, в 2001 году готовая сеть низкоорбитальной связи за бесценок ($25 млн) досталась неким частным инвесторам. При этом у неё появился постоянный клиент в виде правительства США (точнее, видимо, американской армии), что позволило проекту благополучно существовать и поныне, но без какого-либо российского участия. Проект служит явным примером того, зачем нужны, как минимум, блокирующие пакеты акций в международных коммерческих проектах. | ||
[[Файл:Запуск «Зенита» (2004).jpg|250px|thumb|left|Запуск ракеты «Зенит» с платформы «Морской старт»]] | |||
=== Морской старт === | === Морской старт === | ||
Проект запуска ракет-носителей «Зенит» с плавучей платформы у экватора, вошёл в строй в 1999 году. Её учредителями стали Boeing, российская РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские конструкторское бюро «Южное» и производственное объединение «Южмаш». Стоимость проекта 3,5 млрд долларов. В настоящий момент после банкротства из-за застоя на рынке космических услуг проект (включающий платформу, судно управления и инфраструктуру в порту г. Лос-Анджелес, США) на 2017 год принадлежит российской компании ''«S7»''.<sup>[http://www.energia.ru/ru/news/news-2013/public_02-12.html]</sup> | |||
Проект запуска ракет-носителей «Зенит» с плавучей платформы у экватора, вошёл в строй в | |||
[[Файл:«Марс-96» (сборка).jpg|200px|thumb|right|«Марс-96» в процессе сборки]] | |||
=== Марс-96 === | |||
Главный отечественный научный проект в космосе первой половины 1990-х — автоматическая межпланетная станция для исследований планеты Марс являлась самым тяжёлым когда-либо созданным на то время межпланетным космическим аппаратом и несла 4 малых посадочных модуля и множество научных приборов как отечественной, так и зарубежной разработки. | |||
«Марс-96» был весьма амбициозным проектом: он был самым тяжелым межпланетным аппаратом из когда-либо запущенных (масса на старте 6825 кг). Оснащен он был передовым научным оборудованием общим весом 550 кг, произведенное и за рубежом – среди участников проекта были Франция, Великобритания, Германия и другие страны. | |||
Космический аппарат погиб при запуске на орбиту из-за отказа разгонного блока, однако разработанные приборы и технологии, многие из которых позднее с успехом применены в последующих аппаратах, в частности, европейском ''«Mars Express»'' не позволяют считать проект полностью неудачным. Стоимость проекта оценивалась в 500 млрд рублей, по-видимому, в текущих ценах. | |||
=== Ракета «Тополь-М» (фактический ввод в строй шахтного варианта) === | === Ракета «Тополь-М» (фактический ввод в строй шахтного варианта) === | ||
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) | Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — глубокая модернизация МБР «Тополь». Создавалась с 1993 года одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Фактически первые шахтные пусковые комплексы были введены в строй в 1998 году, [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Ракета «Тополь-М» шахтного варианта|официальное же принятие на вооружение]] состоялось только в 2000 году. Стоимость проекта 143 млрд рублей в ценах 1992 года.<sup>[http://chast-93764.narod.ru/books_articles_buklets/icbm_history/texts/glava-6.htm]</sup> | ||
=== Оптико-электронный комплекс «Окно», г. Нурек, Таджикистан === | === Оптико-электронный комплекс «Окно», г. Нурек, Таджикистан === | ||
Комплекс российских войск воздушно-космической обороны, предназначенный для слежения за объектами в космическом пространстве. Строился с 1979 | Комплекс российских войск воздушно-космической обороны, предназначенный для слежения за объектами в космическом пространстве. Строился с 1979 года и был введен в строй лишь 20 лет спустя из-за гражданской войны в Таджикистане (1992–1997)<sup>[http://pvo.guns.ru/abm/okno.htm]</sup>. | ||
==Крупнейшие корабли и суда== | == Крупнейшие корабли и суда == | ||
Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект. | Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно, может заметно удорожать проект. | ||
[[Файл: | [[Файл:«Пётр Великий» (крейсер).jpg|thumb|250px|right|Крейсер «Пётр Великий»]] | ||
=== Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» === | |||
Четвёртый и последний в серии атомных крейсеров проекта 1144 ([[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» («Адмирал Нахимов»)|предыдущий корабль]] вошёл в строй в 1988 году), крупнейший и сильнейший на 2014 год неавианесущий надводный корабль в мире. В связи с несопоставимостью размеров и боевой мощи с крейсерами других стран в зарубежной литературе эти корабли обычно классифицируются как линейные крейсера по аналогии с соответствующим классом кораблей, популярным в 1910-е годы. Строился на [[Балтийский завод|Балтийском заводе]] в [[Санкт-Петербург]]е (Ленинграде) с 1986 по 1998 г. Общая стоимость создания оценивается в $1,2 млрд<sup>[http://topwar.ru/17099-vladimir-putin-nagradil-ordenom-nahimova-tyazhelyy-atomnyy-raketnyy-kreyser-petr-velikiy.html]</sup>. | |||
Выполнил большое количество дальних походов, участвовал в совместных с Венесуэлой учениях в Карибском бассейне, в борьбе с пиратами в Аденском заливе и совершил кругосветное плавание. В 2012 награждён орденом Нахимова «За мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». Назван в честь императора [[Пётр I|Петра I]], сыгравшего выдающуюся роль в становлении [[Российский военно-морской флот|Российского военно-морского флота]]. Ранее то же имя носил также сильнейший корабль своего времени — [[Крупные российские проекты (Александр II, 1870-1881)#Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий»|монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий»]], прослуживший в отечественном флоте в различных качествах с 1877 по 1959 годы. | |||
=== Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» === | === Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1 === | ||
Корабль проекта 1155.1 за счёт установки более совершенных систем вооружения получил по сравнению с предыдущими кораблями этого класса значительно больше возможностей для нанесения ударов по надводным и наземным целям, в частности такое же ракетное противокорабельное вооружение как на | Корабль проекта 1155.1 за счёт установки более совершенных систем вооружения получил по сравнению с предыдущими кораблями этого класса значительно больше возможностей для нанесения ударов по надводным и наземным целям, в частности такое же ракетное противокорабельное вооружение как на эсминцах типа «Сарыч». В результате корабль получился значительно более универсальным. Заложен на [[Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»|Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь»]] в [[Калининград]]е в 1990 году, введён в строй в 1999 году. | ||
=== Эсминец «Ханчжоу» проекта 956 «Сарыч» === | === Эсминец «Ханчжоу» проекта 956-Э «Сарыч» === | ||
Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строились | Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строились в 1972–2006 годах. Стоимость кораблей порядка $0,5–0,7 млрд долларов за штуку<sup>[http://gosha.clan.su/publ/korabli/ehskadrennye_minonoscy_proekta_956_sarych/6-1-0-45]</sup>. Ранее было [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Эсминцы проекта 956-А «Сарыч»|построено]] три корабля этого типа (1991–1993) и 14 кораблей в советское время. В этот период на судостроительном заводе «[[Северная верфь]]» в [[Санкт-Петербург]]е был введён в строй эсминец «Ханчжоу» (ранее «Важный», «Екатеринбург»), заложенный в 1988 году по проекту 956-А и достроенный для ВМС Китая в 1999 году по проекту 956-Э. | ||
Позднее были | Позднее были [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Эсминец «Фучжоу» проекта 956-Э «Сарыч»|введены в эксплуатацию]] ещё три корабля этого типа. | ||
[[Файл:К-150 «Томск» (подлодка).jpg|thumb|right|250px|Субмарина К-150 «Томск» в Вилючинске]] | |||
=== Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-150 «Томск» проекта 949А «Антей» === | === Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-150 «Томск» проекта 949А «Антей» === | ||
В 1982–1996 годах в СССР и России строилась серия атомных подводных лодок по проекту 949А «Антей» – всего в строй было введено 11 субмарин. Подводные лодки этого типа оснащались большим количеством мощных противокорабельных ракет и предназначались, прежде всего, для борьбы с авианосными ударными группами, за что получили у журналистов прозвище «убийцы авианосцев». Стоимость каждой составляет 226 млн рублей в ценах середины 1980-х гг. (то есть порядка 30 млрд рублей в ценах 2012 года)<sup>[http://navycollection.narod.ru/library/soviet_subs/tprk/949.htm]</sup>. | |||
[[ | После распада СССР вступило в строй пять подлодок этого типа, из них четыре [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей»|построили]] в 1992–1995 годах. Последняя из них, К-150 «Томск», была заложена на на [[Севмаш|Производственном объединении «Севмаш»]] в [[Северодвинск]]е 27 августа 1991 года, спущена на воду 20 июля 1996 года и вошла в строй 30 декабря 1996 года. | ||
На данный момент [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Исследовательская атомная подводная лодка проекта 09852|достаривается]] одна субмарина по проекту 09852. | |||
[[Файл:S63 «Синдхуракшак» (субмарина).jpg|thumb|left|250px|Субмарина «Синдхуракшак» на службе ВМС Индии]] | |||
=== Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций === | === Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций === | ||
Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет порядка 13 млрд рублей в ценах | Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет порядка 13 млрд рублей в ценах 2012 года.<sup>[http://globalconflict.ru/armed-forces/5115-chernomorskij-flot-poluchit-novye-podlodki-v-2014-godu]</sup> Десятки подводных лодок уже [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Подводные лодки проекта 877 и его модификаций|были построены]] по этим проектам в 1991–1996 годах. В этот период на предприятии [[Адмиралтейские верфи|Ленинградском адмиралтейском объединении]] в [[Санкт-Петербург]]е были введены в строй: | ||
* «Yunes» проекта 877ЭКМ для | * «Yunes» проекта 877ЭКМ для военно-морского флота [[Иран]]а — заложен 5 февраля 1992 года, спущен на воду 12 июля 1994 года, введён в строй 2 сентября 1996 года; | ||
* S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ для | * S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ для военно-морских сил [[Индия|Индии]] — заложен 16 февраля 1995 года, спущен на воду 26 июня 1997 года, введён в строй 24 декабря 1997 года; | ||
* «366 Yuan Zhend 66 Hao» проекта 636 для | * «366 Yuan Zhend 66 Hao» проекта 636 для ВМФ [[Китай|Китая]] — заложен 16 июля 1996 года, спущен на воду 26 апреля 1997 года, введён в строй 26 августа 1997 года; | ||
* «367 Yuan Zhend 67 Hao» проекта 636 для | * «367 Yuan Zhend 67 Hao» проекта 636 для ВМФ [[Китай|Китая]] — заложен 28 августа 1997 года, спущен на воду 18 июня 1998 года, введён в строй 25 октября 1998 года. | ||
Позднее, в 2000–2004 годах, [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций|было продолжено]] строительство подводных лодок этого семейства. | |||
==Автомобильные дороги== | == Автомобильные дороги == | ||
[[Файл:Реконструкция МКАД (1995, фото).jpg|thumb|right|250px|Реконструкция МКАДа (середина 1990-х)]] | |||
[[Файл: | === Коренная реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги === | ||
Возможности МКАДа, [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964)#Московская кольцевая автомобильная дорога — коренная реконструкция|построенного еще в начале 1960-х]], спустя 30 лет оказались оказались исчерпанными, благодаря чему она приобрела в народе прозвище «Дороги смерти».<sup>[http://newsland.com/news/detail/id/589801/]</sup> Начавшаяся в 1994 году реконструкция расширила МКАД к 1998 году с 2-х до 5 полос в каждом направлении. Было применено множество новых на то время для российского дорожного строительства технологий. Пока в политике оставался Ю. М. Лужков, проект служил объектом постоянных нападок либерального сообщества. Стоимость реконструкции найти не удалось — по одним данным составляла примерно 1 млрд рублей за километр в ценах 1996 года<sup>[http://www.kommersant.ru/doc/243738]</sup>, в то же время по интернету широко гуляет миф о хищении аж 256 млрд рублей за счёт сужения дороги всего на 10 сантиметров (по данным части источников проверка была, но подробные промеры выявили только допустимую согласно СНИП неравномерность ширины дороги). | |||
Позднее началась [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2024-2030)#Реконструкция развязок на Московской кольцевой автомобильной дороге|новая серьёзная реконструкция МКАД]], заключающаяся в массовой замене устаревших двухуровневых развязок типа «клеверный лист» на четырёхуровневые развязки с направленными съездами. | |||
С | === Автодорога Ленинск-Кузнецкий — Новокузнецк === | ||
Дорога длиной 130 км, имеющая по две полосы движения в каждую сторону и разделительную полосу с газоном, а также многоуровневые развязки, была введена в строй 21 октября 1996 года.<sup>[http://gogolevka.ru/chitatelyam/o-novokuznetske/xronika/1990]</sup> Стоимость проекта найти не удалось, но объём проведённых работ однозначно показывает, что он был крупным. С 2013 года появились планы реконструкции дороги с целью её превращения в скоростную магистраль. | |||
=== Автодорога | === Автодорога Пермь — Березники === | ||
В конце 1996 года под Пермью была введена в строй автодорога, включавшая, помимо прочего крупный [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1996-1999)#Чусовской_мост_под_Пермью|Чусовской мост]].<sup>[http://ok.ru/bihmmuseum/topic/153516289622268]</sup> | |||
== Линии метрополитена == | == Линии метрополитена == | ||
=== Строительство Петербургского метрополитена === | === Строительство Петербургского метрополитена === | ||
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Строительство Петербургского метрополитена|до]], так и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)#Строительство Петербургского метрополитена|после]] описываемого периода. В это время был введены в строй два участка 4-й (Правобережной) линии: | Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Строительство Петербургского метрополитена|до]], так и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)#Строительство Петербургского метрополитена|после]] описываемого периода. В это время был введены в строй два участка 4-й (Правобережной) линии: | ||
* | * Садовая – Чкаловская с двумя новыми станциями и одним заделом под станцию в 15 сентября 1997 года; | ||
* | * Чкаловская – Старая Деревня с двумя новыми станциями в 14 января 1999 года. | ||
Позднее, с 2009 года, оба этих участка и станция «Садовая» были переведены в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной) линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская». Также 3 сентября 1999 года на действующем участке | Позднее, с 2009 года, оба этих участка и станция «Садовая» были переведены в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной), линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская». Также 3 сентября 1999 года на действующем участке Чкаловская – Старая Деревня 4-й (Правобережной) линии была открыта станция «Крестовский остров». | ||
<gallery> | |||
Файл:Станция метро «Чкаловская» (павильон).jpg|Станция метро «Чкаловская» | |||
Файл:Станция метро «Спортивная» (вход).jpg|Станция метро «Спортивная» | |||
Файл:Станция метро «Старая Деревня» (павильон).jpg|Станция метро «Старая Деревня» | |||
Файл:Станция метро «Крестовский Остров» (павильон).jpg|Станция «Крестовский Остров» | |||
</gallery> | |||
=== Строительство Московского метрополитена === | === Строительство Московского метрополитена === | ||
Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, хоть и разными темпами, но постоянно строился и [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Строительство Московского метрополитена|до]], и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Строительство Московского метрополитена|после]] этого периода. | Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, хоть и разными темпами, но постоянно строился и [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#Строительство Московского метрополитена|до]], и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Строительство Московского метрополитена|после]] этого периода. | ||
В рассматриваемое время осуществлена достройка первой очереди Люблинской линии, участок Волжская — Марьино с тремя станциями был введён в строй 25 декабря 1996 года, а ещё одна | В рассматриваемое время осуществлена достройка первой очереди Люблинской линии, участок Волжская — Марьино с тремя станциями был введён в строй 25 декабря 1996 года, а ещё одна станция – «Дубровка» – на которой имелись проблемы со строительством наклонного хода из-за сложных геологических условий была открыта на действующем участке линии между станциями «Крестьянская застава» и «Кожуховская» 11 декабря 1999 года. | ||
<gallery> | |||
Файл:Станция метро «Люблино».jpg|Станция метро «Люблино» | |||
Файл:Станция метро «Братиславская».jpg|Станция метро «Братиславская» | |||
Файл:Станция метро «Марьино».jpg|Станция метро «Марьино» | |||
Файл:Станция метро «Дубровка».jpg|Станция метро «Дубровка» | |||
</gallery> | |||
== Крупнейшие мосты == | == Крупнейшие мосты == | ||
[[Файл: | [[Файл:Строительство нового Амурского моста (1995–1996, фото).jpg|thumb|250px|right|Хабаровский мост в процессе реконструкции (1997)]] | ||
=== Реконструкция Амурского (Хабаровского) моста (первая очередь) === | |||
К началу 1990-х гг. пролётные строения одного из крупнейших мостов страны, [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)#Алексеевский мост через Амур в Хабаровске|построенного]] ещё при Николае II в 1916 году оказались в предаварийном состоянии. Однако, этот однопутный железнодорожный мост, вместе с построенным при Сталине тоннелем под Амуром продолжал обеспечивать весь грузовой и пассажирский поток Транссибирской магистрали. Поэтому на первом этапе реконструкции опоры моста были уширены за счёт наращивания ледорезной части и на них были помещены новые пролёты моста с однопутным железнодорожным движением внутри ферменной конструкции и двухполосным автомобильным движением по верху ферм. Также возводились подъездные автомобильные эстакады. В результате мост стал частью [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Федеральная автомагистраль «Амур»|федеральной автомагистрали «Амур»]]. Строительство началось в 1992 г. и было завершено в 1999 году. Стоимость проекта 500 млн долларов в ценах тех лет.<sup>[http://edu.dvgups.ru/METDOC/ITS/MOST_TON/TONNELI/METOD/UP/frame/2_1_3.htm]</sup> | |||
[[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Реконструкция Амурского (Хабаровского) моста|Вторая очередь реконструкции]] была осуществлена в 1999–2009 годах. | |||
[[Крупные_российские_проекты_( | [[Файл:Строительство Чусовского моста (1995–1996, фото).jpg|thumb|250px|left|Строительство Чусовского моста (1995–1996)]] | ||
=== Чусовской мост под Пермью === | |||
Двухполосный автомобильный мост через реку Чусовая (а точнее через соответствующий участок Камского водохранилища) дли строился в составе [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1996-1999)#Автодорога_Пермь_—_Березники|автомобильной дороги Пермь — Березники]] с 1988 года и был введён в строй 29 ноября 1996 года. Особенностью строительства стали большие глубины воды до 25 метров.<sup>[http://ok.ru/bihmmuseum/topic/153516289622268]</sup> С учётом сравнимости моста с построенным параллельно ему через четверть века в рамках [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2018-2024)#Чусовской_мост_под_Пермью —_коренная_реконструкция|проекта коренной реконструкции этого мостового перехода]] почти идентичным мостом, проект однозначно является крупным. | |||
== | == Трубопроводы == | ||
[[Файл:Трубопровод «Ямал – Европа» (схема).jpg|thumb|250px|right|Трубопровод «Ямал – Европа» (схема)]] | |||
=== Газопровод Ямал — Европа === | |||
Крупнейший газопровод, строился как обход российского газа вокруг спекулировавшей своим положением на трубе [[Украина|Украины]] с 1994 г., запущен в 1999 году, достроен в 2006 году. По первоначальным планам должен был соединять Бованенковское месторождение с [[Германия|Германией]] через [[Беларусь]] и [[Польша|Польшу]], но в дальнейшем на российской территории был достроен только на заграничном участке и в России от границы до г. Торжок Тверской области, где присоединён к системе существующих газопроводов. Протяжённость более 2000 км. Производительность по проекту 32,9 млрд м³ в год<sup>[http://ria.ru/economy/20090130/160570148.html#13612613839873]</sup><sup>[http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/yamal-evropa/]</sup>. Стоимость проекта 5,5-6 млрд долларов<sup>[http://www.ru-90.ru/node/1320]</sup>. | |||
Обсуждавшееся строительство второй линии отменено в пользу [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Северный поток|Северного потока]], в основном из-за политически мотивированного отказа Польши в расширении проекта. | |||
== | === Углепровод Белово — Новосибирск === | ||
Первый и, по крайней мере, до середины 2020-х последний в стране трубопровод для транспортировки водоугольного топлива длиной 262 км был введён в строй в 1997 году. Потребителем топлива до самого закрытия трубопровода в 2003 году была соответствующим образом подготовленная к его использованию Новосибирская ТЭЦ-5. Учитывая и исключительную инновационность проекта, включавшего не только собственно трубопровод с насосными станциями, но и оборудование по подготовке водоугля, а также широкое использование импортной и специально разработанной техники в крупности проекта сомневаться практически не приходится. В неавторитетных источниках упоминается стоимость проекта в 100 млрд рублей в ценах 1994 года. | |||
== Крупнейшие линии электропередач и подстанции == | |||
=== ВЛ 1150 кВ Барнаул — Итат (Межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал) === | === ВЛ 1150 кВ Барнаул — Итат (Межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал) === | ||
Линия с самым высоким в мире переменным напряжением — межсистемный транзит 1150 кВ | Линия с самым высоким в мире переменным напряжением — межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь – Казахстан – Урал<sup>[http://www.ruscable.ru/interactive/forum/show_msg-143500.html]</sup> строилась в советское время для обеспечения транзита мощности из Сибири и Казахстана на Урал и более эффективного регулирования суточных колебаний в системе. Последняя линия транзита Барнаул – Итат длиной 444,5 км введена в строй в 1998 г. на напряжении 500 кВ. Согласно отраслевым нормативам<sup>[http://leg.co.ua/arhiv/vl-arhiv/stoimostnye-pokazateli-dlya-vozdushnyh-liniy-elektroperedach.html]</sup>, где этот уникальный объект выделен отдельной строкой, каждый километр такой линии обошёлся в 11 млн рублей в ценах 2000 года, что составляет около 31 млрд рублей в ценах 2012 года за всю линию. | ||
== Гидроэнергетика == | == Гидроэнергетика == | ||
=== Зеленчукская ГЭС === | |||
Первый гидроагрегат строившейся с сентября 1976 года ГЭС мощностью 80 МВт был введён в строй ранее 9 августа 1999 года, при этом значительная стоимость построенных к этому моменту собственно гидротехнических сооружений позволяет считать, что проект уже на этот момент достиг размеров крупного. | |||
Завершение строительства электростанции [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Зеленчукская ГЭС — продолжение строительствабыло осуществлено]] в начале 2000-х, причём ещё позднее эта гидроэлектростанции была достроена гидроаккумулирующая часть и она стала Зеленчукской ГЭС-ГАЭС.<sup>[http://www.kchf.rushydro.ru/hpp/hpp-history/]</sup> | |||
[[ | === Ирганайская ГЭС === | ||
Строившаяся с 29 апреля 1977 года в Дагестане гидроэлектростанция к концу 1990-х испытывала трудности с финансированием, в связи с чем было решено сначала запустить её в эксплуатацию при пониженном уровне воды в водохранилище. 22 декабря 1998 года был введён в эксплуатацию первый гидроагрегат ГЭС установленной мощностью 200 МВт, фактически работавший с мощностью 107 МВт. Следует отметить, что на средства, выделенные на строительство этой гидроэлектростанции был в целом построен крупнейший в стране [[Крупные_российские_проекты_(Михаил_Горбачёв,_1985-1991)#Гимринский_автодорожный_тоннель|Гимринский автодорожный тоннель]], являвшийся частью транспортной инфраструктуры, построенной для доставки материалов к месту строительства ГЭС. | |||
Полностью электростанция [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Ирганайская ГЭС — продолжение строительства|была достроена]] в начале 2000-х годов. | |||
== Атомная энергетика == | == Атомная энергетика == | ||
[[Файл:АЭС «Моховце» (Словакия).jpg|thumb|250px|right|АЭС «Моховце» (Словакия)]] | |||
=== АЭС «Моховце», Словакия === | |||
В это время был достроен первый энергоблок АЭС «Моховце» в [[Словакия|Словакии]]. Энергоблок, оснащённый советским атомным реактором типа ВВЭР-440 мощностью 470 МВт, строился с 13 октября 1983 года с перерывом между 1993 и 1996 годами и был введён в строй 29 октября 1998 года.<sup>[http://www.iaea.org/PRIS/CountryStatistics/ReactorDetails.aspx?current=550]</sup> | |||
Дальнейшее развитие атомной электостанции (строительство 2-го энергоблока) [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2000-2004)#2-й_энергоблок_АЭС_«Моховце»,_Словакиябыло продолжено]] в начале 2000-х годов. | |||
=== 6-й энергоблок Запорожской АЭС, Украина === | === 6-й энергоблок Запорожской АЭС, Украина === | ||
Очередной энергоблок с реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт сделал [[ | Очередной энергоблок с реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт сделал [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Запорожская АЭС|Запорожскую АЭС]] крупнейшей в Европе. Энергоблок строился с 1 июня 1986 года и был введён в строй 16 сентября 1996 года. | ||
== Тепловая энергетика == | |||
=== Йошкар-Олинская ТЭЦ-2 === | |||
Строившаяся с 1977 года теплоэлектроцентраль была введена в строй с одним водогрейным котлом в 1984 году. Первый энергоблок мощностью 80 МВт был введён в эксплуатацию в 1994 году. А с вводом в строй в декабре 1999 года второго энергоблока мощностью 115 МВт ТЭЦ, обладающая относительно большой тепловой мощностью, наверняка достигла размеров крупного проекта. | |||
=== | === Псковская ГРЭС — второй энергоблок === | ||
В | В этот период на [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1991-1996)#Псковская_ГРЭС|введëнной в строй ранее]] Псковской ГРЭС, был достроен второй энергоблок, принятый в эксплуатацию в декабре 1996 года[https://helion-ltd.ru/part-13-pskov-e-mon/] с мощностью 215 МВт<sup>[http://www.icc-pskov.ru/db/38]</sup>, позднее в 2013 году увеличенной до 220 МВт[https://ogk2.ru/press-tsentr/novosti/pskovskaya-gres-uvelichila-ustanovlennuyu-moshchnost/]. С вводом в строй второго энергоблока мощномть ГРЭС составила 430 МВт. Судя по аналогам, проект, в силу относительно большой мощности энергоблока, затянутости строительства всей ГРЭС и повышенной стоимости из-за изначально торфяного проектного топлива практически наверняка является крупным. | ||
Год спустя начали строить третий энергоблок Псковской ГРЭС и тогда же это строительство отложили на неопределённый срок, несмотря на в значительной части уже прибывшее основное оборудование.<sup>[http://so-ups.ru/index.php?id=1524]</sup> | |||
== | === ТЭС «Иминь», Китай === | ||
Электростанция на каменном угле с двумя энергоблоками мощностью по 500 МВт построена ОАО "ВО «Технопромэкспорт» в 1999 году.<sup>[http://www.tpe.ru/upload/iblock/d3d/Reference-list-TPE.pdf]</sup> | |||
=== | == Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность == | ||
=== Тобольский нефтехимический комбинат — производство бутадиена === | |||
В 1997 году на [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Тобольский нефтехимический комбинат — производство изобутилена и метилтретбутилового эфира|Тобольском нефтехимическом комбинате]] были введена в строй установка по производству концентрированного изобутилена производительностью 80 тысяч тонн в год и, на основе этого изобутилена, установка по производству метилтретбутилового эфира — экологически чистой высокооктановой присадки к автомобильному бензину производительностью 100 тысяч тонн в год.<sup>[http://t-l.ru/166322.html]</sup><sup>[http://www.newchemistry.ru/blog.php?id_company=4&n_id=334&category=&page=1]</sup> | |||
Дальнейшее развитие комбинат [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Тобольск-Нефтехим — расширение мощности центральной газофракционирующей установкиполучил при Дмитрии Медведеве]] с расширением мощности центральной газофракционирующей установки. | |||
=== | == Химическая промышленность == | ||
=== Завод «Невинномысский Азот» — продолжение строительства === | |||
В этот период на [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)#Невинномысское производственное объединение «Азот» — крупнотоннажная установка по производству карбамида|заводе «Невинномысский Азот»]] в 1995 году был достроен и в 1998 году официально принят в эксплуатацию крупнотоннажный агрегат по производству уксусной кислоты и весь цех № 12-А производительностью 150 тысяч тонн синтетической уксусной кислоты в год, а в 1999 году на основе устаревшего оборудования предыдущего производства уксусной кислоты было начато производство бутилацетата.<sup>[http://www.nevworker.ru/number/13994/33]</sup><sup>[http://elcomart.com/show/6267.html]</sup><sup>[http://www.nevworker.ru/number/13915/61]</sup> | |||
В 2010-х годах объединение [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Завод «Невинномысский Азот» — установка по производству меламина|продолжало развиваться]], когда была построена установка по производству меламина. | |||
== Машиностроение == | |||
[[Файл:ТАГАЗ (главный въезд).jpg|thumb|right|250px|Таганрогский автомобильный завод (ТАГАЗ)]] | |||
=== Таганрогский автомобильный завод, Ростовская область === | === Таганрогский автомобильный завод, Ростовская область === | ||
Таганрогский автомобильный завод (ТАГАЗ) построен в 1997–1998 годах в г. [[Таганрог]] компанией Донинвест при поддержке южнокорейской Daewoo. Стоимость проекта в ценах тех лет более 260 млн долларов, что соответствует более чем 10 млрд долларов в ценах 2012 года. К 2013 году общий объем инвестиций превысил 320 млн долларов.<sup>[http://www.tagaz.ru/plant/]</sup><sup>[http://carsunit.ru/istoriya-avtomobilnogo-zavoda-tagaz]</sup> | |||
В 2014 году завод был закрыт из-за банкротства. В 2020 году появилась информация о продаже недвижимого имущества бывшего завода на сумму 81,7 млн рублей.<sup>[http://rg.ru/2020/02/02/rassvet-i-zakat-tagaza-istoriia-odnogo-iz-znakovyh-rossijskih-avtozavodov.html]</sup>. В 2022 году было объявлено о строительстве нового завода, в которое вложили 1,5 млрд рублей.<sup>[http://www.rostov.kp.ru/online/news/4744945/]</sup> | |||
==Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы== | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы == | ||
[[Файл: | [[Файл:Здание Президиума РАН (Москва).jpg|thumb|250px|left|Здание Президиума Российской академии наук («Золотые мозги»)]] | ||
=== Здание Президиума Российской академии наук, г. Москва === | |||
Планировавшееся ещё с 1966 года здание, к облику которого успел приложить руку легендарный Президент Академии наук СССР времён начала покорения космоса Мстислав Келдыш, начали строить в 1974 году. Однако по разным причинам достроен шикарно отделанный и изнутри и снаружи комплекс зданий со стилобатной и высотной частями был уже в 1990-х. Первую его очередь – офисную часть – ввели в строй в 1990 году, а полностью строительство было завершено с вводом в строй второй очереди – большого концертного зала – в 1997 году. | |||
[[Файл:Реконструкция Манежной площади (1990-е, фото).jpg|thumb|right|250px|Реконструкция Манежной площади (1990-е)]] | |||
=== Реконструкция Манежной площади (подземный торговый центр «Охотный ряд»), г. Москва === | === Реконструкция Манежной площади (подземный торговый центр «Охотный ряд»), г. Москва === | ||
К концу 1980-х Манежная площадь представляла собой большое заасфальтированное пространство в самом центре города использовавшееся, в основном, только в дни парадов и демонстраций для накопления их участников, сменившиеся в начале 1990-х огромными митингами. В | К концу 1980-х Манежная площадь представляла собой большое заасфальтированное пространство в самом центре города использовавшееся, в основном, только в дни парадов и демонстраций для накопления их участников, сменившиеся в начале 1990-х огромными митингами. В 1994-1997 годах к [[#850-летие Москвы|празднованию 850-летия Москвы]] была проведена коренная реконструкция площади – под нею был построен трёхэтажный торговый центр «Охотный ряд», соединённый с одноименной станцией метро, а также подземный Музей археологии Москвы и пешеходные переходы. На поверхности выполнено художественное оформление площади с фонтанами и газонами. Между площадью и Александровским садом устроена имитация убранной в коллектор реки Неглинной (воду в отрезке «реки» насосы качают по кругу). Стоимость только непосредственно строительства торгового центра без переноса коммуникаций и художественного оформления площади составила 350 млн долларов в ценах тех лет<sup>[http://www.mos.ru/documents/index.php?id_4=118894]</sup>. | ||
В результате строительства стал невозможен проезд | В результате строительства стал невозможен проезд тяжёлой военной техники на Красную площадь, что породило легенду о том, что Ельцин, таким образом, защищается от возможного военного переворота<sup>[http://molotkofff.blogspot.ru/2012/05/blog-post_11.html]</sup>. Это сделало невозможным проведение полноценных парадов на Красной площади, что таки вызывает подозрения о подоплёке проекта. Однако, с приходом Путина установки небольшого числа простейших подкреплений оказалось достаточно, чтобы по площади снова смогли ездить и танки, и подвижные грунтовые комплексы межконтинентальных баллистических ракет и прочая тяжёлая техника — разве что корабли на воздушной подушке ещё не посетили Красную площадь, но им это, видимо, и не грозит из-за огромных облаков пыли, поднимаемых при движении этим видом военной техники. | ||
==Связь, телекоммуникации и обработка данных== | == Связь, телекоммуникации и обработка данных == | ||
=== Система спутниковой связи «Иридиум» === | === Система спутниковой связи «Иридиум» === | ||
См. раздел [[#Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»|Космонавтика и ракетная техника]]. | См. раздел [[#Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»|Космонавтика и ракетная техника]]. | ||
== | == Наука и образование == | ||
[[Файл:Курчатовский институт.jpg|thumb|250px|right|Курчатовский институт]] | |||
=== Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов» === | |||
Строившаяся с 1986 года в Москве с задержками из-за экономической ситуации в стране крупная научная установка<sup>[http://nrcki.ru/product/telekanal-nauka/telekanal-nauka--35740.shtml]</sup> была введена в строй 1 октября 1999 года в присутствии в то время ещё премьер-министра [[Владимир Путин|В.В. Путина]]. Судя по стоимости аналогичных установок и тем, что только на модернизацию в 2020-х выделялось 13 млрд рублей<sup>[https://ru.investing.com/news/economy/article-2045661]</sup>, проект однозначно является крупным. | |||
[[Файл: | == Спортивные и туристические объекты== | ||
=== Реконструкция стадиона «Лужники» 1996—1997 гг., г. Москва === | |||
[[Файл:Стадион «Лужники» (1996–1997, фото).jpg|250px|left|thumb|Стадион «Лужники» (середина 1990-х)]] | |||
''Основная статья [[Большая спортивная арена Олимпийского комплекса «Лужники»]].'' | |||
Генеральная реконструкция крупнейшего стадиона страны – [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#Олимпийский комплекс «Лужники» — коренная реконструкция|Большой спортивной арены Олимпийского комплекса «Лужники»]], в ходе которой было заменено практически все оборудование чаши стадиона и возведена крыша над трибунами была проведена к [[#850-летие Москвы|празднованию 850-летия Москвы]]. От устройства раздвижной крыши над полем, которая должна была быть установлена в ходе второго этапа реконструкции, позднее было решено отказаться. Стоимость проекта – 1,2 триллиона неденоминированных рублей в ценах тех лет (порядка 20-24 млрд рублей в ценах 2012 года).<sup>[http://www.kommersant.ru/doc/14867]</sup> | |||
Генеральная реконструкция крупнейшего стадиона | |||
Следующая глобальная реконструкция стадиона началась в | Следующая [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2012-2018)#Реконструкция_Большой_спортивоной_арены_Олимпийского_комплекса_«Лужники»_в_Москве|глобальная реконструкция]] стадиона началась в 2013 году. | ||
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | |||
[[Файл:850-летие Москвы (монета).jpg|250px|right|thumb|850-летие Москвы (монета Банка России)]] | |||
=== 850-летие Москвы === | === 850-летие Москвы === | ||
850-летие Москвы отмечалось в 1997 году, на программу подготовки города к юбилею было потрачено порядка 13 трлн неденоминированных руб. [http://www.5atm.ru/articles/Na_ci_moskva_gulyet.html]. В рамках подготовки была проведена реставрация сотен исторических зданий, крупная реконструкция стадиона «Лужники», создан парк 850-летия Москвы[http://relax-in-moscow.ru/samie-krasivie-parki-moskvi/park-850-letiya-moskvi]. Из новых крупных объектов был введён [[#Реконструкция Манежной площади (подземный торговый центр «Охотный ряд»), г. Москва|подземный торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади]] у Кремля. | 850-летие Москвы отмечалось в 1997 году, на программу подготовки города к юбилею было потрачено порядка 13 трлн неденоминированных руб. <sup>[http://www.5atm.ru/articles/Na_ci_moskva_gulyet.html]</sup>. В рамках подготовки была проведена реставрация сотен исторических зданий, крупная реконструкция стадиона «Лужники», создан парк 850-летия Москвы<sup>[http://relax-in-moscow.ru/samie-krasivie-parki-moskvi/park-850-letiya-moskvi]</sup>. Из новых крупных объектов был введён [[#Реконструкция Манежной площади (подземный торговый центр «Охотный ряд»), г. Москва|подземный торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади]] у Кремля. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
<br> | <br> | ||
{{Крупные российские проекты}} | {{Крупные российские проекты}} | ||
[[Категория: Крупные российские проекты |**1996]] | [[Категория:Крупные российские проекты|**1996]] | ||
[[Категория: История России]] | [[Категория:История России]] | ||
[[Категория:Борис Ельцин]] | |||
[[Категория:1990-е годы]] |
Текущая версия от 10:59, 7 сентября 2024
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1996–1999 годах.
Границы периода обусловлены избранием Бориса Ельцина на второй президентский срок 9 августа 1996 года (начало периода) и его уходом в отставку с поста Президента России 31 декабря 1999 года (конец периода).
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Символы нации
Воссоздание Храма Христа Спасителя в Москве
Храм Христа Спасителя изначально был построен (1839–1883) как памятник героям Войны 1812 года[1]. При советской власти (1931) он был снесен «ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов»[2]. В 1994 году был создан Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя для сбора пожертвований на восстановение храма. Суммарно было собрано 4 млрд рублей в ценах 2001 года (более 14 млрд в ценах 2013-го)[3] При восстановлении были возведены также отсутствовавший в первоначальном проекте нижний храм (Преображенская церковь) и обширная стилобатная часть, включающая, в частности, зал Церковных Соборов. Открытие воссозданного храма состоялось 31 декабря 1999 года.
На сегодняшний день Храм Христа Спасителя является крупнейшим храмом в России, вмещая до 10 тысяч человек[4].
Космонавтика и ракетная техника
Система низкоорбитальной спутниковой связи «Иридиум»
Создана в 1998 году за $5 млрд. Российский «Центр им. Хруничева» участвовал в её развёртывании (вложено $87 млн), за что получил 4,8 %. Однако через короткое время компания, не получившая достаточного числа абонентов для своих спутниковых телефонов, в том числе, как считается, по вине плохого менеджмента, была объявлена банкротом. В результате, в 2001 году готовая сеть низкоорбитальной связи за бесценок ($25 млн) досталась неким частным инвесторам. При этом у неё появился постоянный клиент в виде правительства США (точнее, видимо, американской армии), что позволило проекту благополучно существовать и поныне, но без какого-либо российского участия. Проект служит явным примером того, зачем нужны, как минимум, блокирующие пакеты акций в международных коммерческих проектах.
Морской старт
Проект запуска ракет-носителей «Зенит» с плавучей платформы у экватора, вошёл в строй в 1999 году. Её учредителями стали Boeing, российская РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские конструкторское бюро «Южное» и производственное объединение «Южмаш». Стоимость проекта 3,5 млрд долларов. В настоящий момент после банкротства из-за застоя на рынке космических услуг проект (включающий платформу, судно управления и инфраструктуру в порту г. Лос-Анджелес, США) на 2017 год принадлежит российской компании «S7».[5]
Марс-96
Главный отечественный научный проект в космосе первой половины 1990-х — автоматическая межпланетная станция для исследований планеты Марс являлась самым тяжёлым когда-либо созданным на то время межпланетным космическим аппаратом и несла 4 малых посадочных модуля и множество научных приборов как отечественной, так и зарубежной разработки.
«Марс-96» был весьма амбициозным проектом: он был самым тяжелым межпланетным аппаратом из когда-либо запущенных (масса на старте 6825 кг). Оснащен он был передовым научным оборудованием общим весом 550 кг, произведенное и за рубежом – среди участников проекта были Франция, Великобритания, Германия и другие страны.
Космический аппарат погиб при запуске на орбиту из-за отказа разгонного блока, однако разработанные приборы и технологии, многие из которых позднее с успехом применены в последующих аппаратах, в частности, европейском «Mars Express» не позволяют считать проект полностью неудачным. Стоимость проекта оценивалась в 500 млрд рублей, по-видимому, в текущих ценах.
Ракета «Тополь-М» (фактический ввод в строй шахтного варианта)
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) — глубокая модернизация МБР «Тополь». Создавалась с 1993 года одновременно в шахтном и мобильном вариантах, чего ранее не практиковалось. Фактически первые шахтные пусковые комплексы были введены в строй в 1998 году, официальное же принятие на вооружение состоялось только в 2000 году. Стоимость проекта 143 млрд рублей в ценах 1992 года.[6]
Оптико-электронный комплекс «Окно», г. Нурек, Таджикистан
Комплекс российских войск воздушно-космической обороны, предназначенный для слежения за объектами в космическом пространстве. Строился с 1979 года и был введен в строй лишь 20 лет спустя из-за гражданской войны в Таджикистане (1992–1997)[7].
Крупнейшие корабли и суда
Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно, может заметно удорожать проект.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»
Четвёртый и последний в серии атомных крейсеров проекта 1144 (предыдущий корабль вошёл в строй в 1988 году), крупнейший и сильнейший на 2014 год неавианесущий надводный корабль в мире. В связи с несопоставимостью размеров и боевой мощи с крейсерами других стран в зарубежной литературе эти корабли обычно классифицируются как линейные крейсера по аналогии с соответствующим классом кораблей, популярным в 1910-е годы. Строился на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге (Ленинграде) с 1986 по 1998 г. Общая стоимость создания оценивается в $1,2 млрд[8].
Выполнил большое количество дальних походов, участвовал в совместных с Венесуэлой учениях в Карибском бассейне, в борьбе с пиратами в Аденском заливе и совершил кругосветное плавание. В 2012 награждён орденом Нахимова «За мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». Назван в честь императора Петра I, сыгравшего выдающуюся роль в становлении Российского военно-морского флота. Ранее то же имя носил также сильнейший корабль своего времени — монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий», прослуживший в отечественном флоте в различных качествах с 1877 по 1959 годы.
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1
Корабль проекта 1155.1 за счёт установки более совершенных систем вооружения получил по сравнению с предыдущими кораблями этого класса значительно больше возможностей для нанесения ударов по надводным и наземным целям, в частности такое же ракетное противокорабельное вооружение как на эсминцах типа «Сарыч». В результате корабль получился значительно более универсальным. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде в 1990 году, введён в строй в 1999 году.
Эсминец «Ханчжоу» проекта 956-Э «Сарыч»
Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строились в 1972–2006 годах. Стоимость кораблей порядка $0,5–0,7 млрд долларов за штуку[9]. Ранее было построено три корабля этого типа (1991–1993) и 14 кораблей в советское время. В этот период на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был введён в строй эсминец «Ханчжоу» (ранее «Важный», «Екатеринбург»), заложенный в 1988 году по проекту 956-А и достроенный для ВМС Китая в 1999 году по проекту 956-Э.
Позднее были введены в эксплуатацию ещё три корабля этого типа.
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-150 «Томск» проекта 949А «Антей»
В 1982–1996 годах в СССР и России строилась серия атомных подводных лодок по проекту 949А «Антей» – всего в строй было введено 11 субмарин. Подводные лодки этого типа оснащались большим количеством мощных противокорабельных ракет и предназначались, прежде всего, для борьбы с авианосными ударными группами, за что получили у журналистов прозвище «убийцы авианосцев». Стоимость каждой составляет 226 млн рублей в ценах середины 1980-х гг. (то есть порядка 30 млрд рублей в ценах 2012 года)[10].
После распада СССР вступило в строй пять подлодок этого типа, из них четыре построили в 1992–1995 годах. Последняя из них, К-150 «Томск», была заложена на на Производственном объединении «Севмаш» в Северодвинске 27 августа 1991 года, спущена на воду 20 июля 1996 года и вошла в строй 30 декабря 1996 года.
На данный момент достаривается одна субмарина по проекту 09852.
Подводные лодки проектов 877, 636 и их модификаций
Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет порядка 13 млрд рублей в ценах 2012 года.[11] Десятки подводных лодок уже были построены по этим проектам в 1991–1996 годах. В этот период на предприятии Ленинградском адмиралтейском объединении в Санкт-Петербурге были введены в строй:
- «Yunes» проекта 877ЭКМ для военно-морского флота Ирана — заложен 5 февраля 1992 года, спущен на воду 12 июля 1994 года, введён в строй 2 сентября 1996 года;
- S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ для военно-морских сил Индии — заложен 16 февраля 1995 года, спущен на воду 26 июня 1997 года, введён в строй 24 декабря 1997 года;
- «366 Yuan Zhend 66 Hao» проекта 636 для ВМФ Китая — заложен 16 июля 1996 года, спущен на воду 26 апреля 1997 года, введён в строй 26 августа 1997 года;
- «367 Yuan Zhend 67 Hao» проекта 636 для ВМФ Китая — заложен 28 августа 1997 года, спущен на воду 18 июня 1998 года, введён в строй 25 октября 1998 года.
Позднее, в 2000–2004 годах, было продолжено строительство подводных лодок этого семейства.
Автомобильные дороги
Коренная реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги
Возможности МКАДа, построенного еще в начале 1960-х, спустя 30 лет оказались оказались исчерпанными, благодаря чему она приобрела в народе прозвище «Дороги смерти».[12] Начавшаяся в 1994 году реконструкция расширила МКАД к 1998 году с 2-х до 5 полос в каждом направлении. Было применено множество новых на то время для российского дорожного строительства технологий. Пока в политике оставался Ю. М. Лужков, проект служил объектом постоянных нападок либерального сообщества. Стоимость реконструкции найти не удалось — по одним данным составляла примерно 1 млрд рублей за километр в ценах 1996 года[13], в то же время по интернету широко гуляет миф о хищении аж 256 млрд рублей за счёт сужения дороги всего на 10 сантиметров (по данным части источников проверка была, но подробные промеры выявили только допустимую согласно СНИП неравномерность ширины дороги).
Позднее началась новая серьёзная реконструкция МКАД, заключающаяся в массовой замене устаревших двухуровневых развязок типа «клеверный лист» на четырёхуровневые развязки с направленными съездами.
Автодорога Ленинск-Кузнецкий — Новокузнецк
Дорога длиной 130 км, имеющая по две полосы движения в каждую сторону и разделительную полосу с газоном, а также многоуровневые развязки, была введена в строй 21 октября 1996 года.[14] Стоимость проекта найти не удалось, но объём проведённых работ однозначно показывает, что он был крупным. С 2013 года появились планы реконструкции дороги с целью её превращения в скоростную магистраль.
Автодорога Пермь — Березники
В конце 1996 года под Пермью была введена в строй автодорога, включавшая, помимо прочего крупный Чусовской мост.[15]
Линии метрополитена
Строительство Петербургского метрополитена
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода. В это время был введены в строй два участка 4-й (Правобережной) линии:
- Садовая – Чкаловская с двумя новыми станциями и одним заделом под станцию в 15 сентября 1997 года;
- Чкаловская – Старая Деревня с двумя новыми станциями в 14 января 1999 года.
Позднее, с 2009 года, оба этих участка и станция «Садовая» были переведены в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной), линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская». Также 3 сентября 1999 года на действующем участке Чкаловская – Старая Деревня 4-й (Правобережной) линии была открыта станция «Крестовский остров».
Строительство Московского метрополитена
Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода.
В рассматриваемое время осуществлена достройка первой очереди Люблинской линии, участок Волжская — Марьино с тремя станциями был введён в строй 25 декабря 1996 года, а ещё одна станция – «Дубровка» – на которой имелись проблемы со строительством наклонного хода из-за сложных геологических условий была открыта на действующем участке линии между станциями «Крестьянская застава» и «Кожуховская» 11 декабря 1999 года.
Крупнейшие мосты
Реконструкция Амурского (Хабаровского) моста (первая очередь)
К началу 1990-х гг. пролётные строения одного из крупнейших мостов страны, построенного ещё при Николае II в 1916 году оказались в предаварийном состоянии. Однако, этот однопутный железнодорожный мост, вместе с построенным при Сталине тоннелем под Амуром продолжал обеспечивать весь грузовой и пассажирский поток Транссибирской магистрали. Поэтому на первом этапе реконструкции опоры моста были уширены за счёт наращивания ледорезной части и на них были помещены новые пролёты моста с однопутным железнодорожным движением внутри ферменной конструкции и двухполосным автомобильным движением по верху ферм. Также возводились подъездные автомобильные эстакады. В результате мост стал частью федеральной автомагистрали «Амур». Строительство началось в 1992 г. и было завершено в 1999 году. Стоимость проекта 500 млн долларов в ценах тех лет.[16]
Вторая очередь реконструкции была осуществлена в 1999–2009 годах.
Чусовской мост под Пермью
Двухполосный автомобильный мост через реку Чусовая (а точнее через соответствующий участок Камского водохранилища) дли строился в составе автомобильной дороги Пермь — Березники с 1988 года и был введён в строй 29 ноября 1996 года. Особенностью строительства стали большие глубины воды до 25 метров.[17] С учётом сравнимости моста с построенным параллельно ему через четверть века в рамках проекта коренной реконструкции этого мостового перехода почти идентичным мостом, проект однозначно является крупным.
Трубопроводы
Газопровод Ямал — Европа
Крупнейший газопровод, строился как обход российского газа вокруг спекулировавшей своим положением на трубе Украины с 1994 г., запущен в 1999 году, достроен в 2006 году. По первоначальным планам должен был соединять Бованенковское месторождение с Германией через Беларусь и Польшу, но в дальнейшем на российской территории был достроен только на заграничном участке и в России от границы до г. Торжок Тверской области, где присоединён к системе существующих газопроводов. Протяжённость более 2000 км. Производительность по проекту 32,9 млрд м³ в год[18][19]. Стоимость проекта 5,5-6 млрд долларов[20].
Обсуждавшееся строительство второй линии отменено в пользу Северного потока, в основном из-за политически мотивированного отказа Польши в расширении проекта.
Углепровод Белово — Новосибирск
Первый и, по крайней мере, до середины 2020-х последний в стране трубопровод для транспортировки водоугольного топлива длиной 262 км был введён в строй в 1997 году. Потребителем топлива до самого закрытия трубопровода в 2003 году была соответствующим образом подготовленная к его использованию Новосибирская ТЭЦ-5. Учитывая и исключительную инновационность проекта, включавшего не только собственно трубопровод с насосными станциями, но и оборудование по подготовке водоугля, а также широкое использование импортной и специально разработанной техники в крупности проекта сомневаться практически не приходится. В неавторитетных источниках упоминается стоимость проекта в 100 млрд рублей в ценах 1994 года.
Крупнейшие линии электропередач и подстанции
ВЛ 1150 кВ Барнаул — Итат (Межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал)
Линия с самым высоким в мире переменным напряжением — межсистемный транзит 1150 кВ Сибирь – Казахстан – Урал[21] строилась в советское время для обеспечения транзита мощности из Сибири и Казахстана на Урал и более эффективного регулирования суточных колебаний в системе. Последняя линия транзита Барнаул – Итат длиной 444,5 км введена в строй в 1998 г. на напряжении 500 кВ. Согласно отраслевым нормативам[22], где этот уникальный объект выделен отдельной строкой, каждый километр такой линии обошёлся в 11 млн рублей в ценах 2000 года, что составляет около 31 млрд рублей в ценах 2012 года за всю линию.
Гидроэнергетика
Зеленчукская ГЭС
Первый гидроагрегат строившейся с сентября 1976 года ГЭС мощностью 80 МВт был введён в строй ранее 9 августа 1999 года, при этом значительная стоимость построенных к этому моменту собственно гидротехнических сооружений позволяет считать, что проект уже на этот момент достиг размеров крупного.
Завершение строительства электростанции Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#Зеленчукская ГЭС — продолжение строительствабыло осуществлено в начале 2000-х, причём ещё позднее эта гидроэлектростанции была достроена гидроаккумулирующая часть и она стала Зеленчукской ГЭС-ГАЭС.[23]
Ирганайская ГЭС
Строившаяся с 29 апреля 1977 года в Дагестане гидроэлектростанция к концу 1990-х испытывала трудности с финансированием, в связи с чем было решено сначала запустить её в эксплуатацию при пониженном уровне воды в водохранилище. 22 декабря 1998 года был введён в эксплуатацию первый гидроагрегат ГЭС установленной мощностью 200 МВт, фактически работавший с мощностью 107 МВт. Следует отметить, что на средства, выделенные на строительство этой гидроэлектростанции был в целом построен крупнейший в стране Гимринский автодорожный тоннель, являвшийся частью транспортной инфраструктуры, построенной для доставки материалов к месту строительства ГЭС.
Полностью электростанция была достроена в начале 2000-х годов.
Атомная энергетика
АЭС «Моховце», Словакия
В это время был достроен первый энергоблок АЭС «Моховце» в Словакии. Энергоблок, оснащённый советским атомным реактором типа ВВЭР-440 мощностью 470 МВт, строился с 13 октября 1983 года с перерывом между 1993 и 1996 годами и был введён в строй 29 октября 1998 года.[24]
Дальнейшее развитие атомной электостанции (строительство 2-го энергоблока) Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2000-2004)#2-й_энергоблок_АЭС_«Моховце»,_Словакиябыло продолжено в начале 2000-х годов.
6-й энергоблок Запорожской АЭС, Украина
Очередной энергоблок с реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт сделал Запорожскую АЭС крупнейшей в Европе. Энергоблок строился с 1 июня 1986 года и был введён в строй 16 сентября 1996 года.
Тепловая энергетика
Йошкар-Олинская ТЭЦ-2
Строившаяся с 1977 года теплоэлектроцентраль была введена в строй с одним водогрейным котлом в 1984 году. Первый энергоблок мощностью 80 МВт был введён в эксплуатацию в 1994 году. А с вводом в строй в декабре 1999 года второго энергоблока мощностью 115 МВт ТЭЦ, обладающая относительно большой тепловой мощностью, наверняка достигла размеров крупного проекта.
Псковская ГРЭС — второй энергоблок
В этот период на введëнной в строй ранее Псковской ГРЭС, был достроен второй энергоблок, принятый в эксплуатацию в декабре 1996 года[25] с мощностью 215 МВт[26], позднее в 2013 году увеличенной до 220 МВт[27]. С вводом в строй второго энергоблока мощномть ГРЭС составила 430 МВт. Судя по аналогам, проект, в силу относительно большой мощности энергоблока, затянутости строительства всей ГРЭС и повышенной стоимости из-за изначально торфяного проектного топлива практически наверняка является крупным.
Год спустя начали строить третий энергоблок Псковской ГРЭС и тогда же это строительство отложили на неопределённый срок, несмотря на в значительной части уже прибывшее основное оборудование.[28]
ТЭС «Иминь», Китай
Электростанция на каменном угле с двумя энергоблоками мощностью по 500 МВт построена ОАО "ВО «Технопромэкспорт» в 1999 году.[29]
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Тобольский нефтехимический комбинат — производство бутадиена
В 1997 году на Тобольском нефтехимическом комбинате были введена в строй установка по производству концентрированного изобутилена производительностью 80 тысяч тонн в год и, на основе этого изобутилена, установка по производству метилтретбутилового эфира — экологически чистой высокооктановой присадки к автомобильному бензину производительностью 100 тысяч тонн в год.[30][31]
Дальнейшее развитие комбинат Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)#Тобольск-Нефтехим — расширение мощности центральной газофракционирующей установкиполучил при Дмитрии Медведеве с расширением мощности центральной газофракционирующей установки.
Химическая промышленность
Завод «Невинномысский Азот» — продолжение строительства
В этот период на заводе «Невинномысский Азот» в 1995 году был достроен и в 1998 году официально принят в эксплуатацию крупнотоннажный агрегат по производству уксусной кислоты и весь цех № 12-А производительностью 150 тысяч тонн синтетической уксусной кислоты в год, а в 1999 году на основе устаревшего оборудования предыдущего производства уксусной кислоты было начато производство бутилацетата.[32][33][34]
В 2010-х годах объединение продолжало развиваться, когда была построена установка по производству меламина.
Машиностроение
Таганрогский автомобильный завод, Ростовская область
Таганрогский автомобильный завод (ТАГАЗ) построен в 1997–1998 годах в г. Таганрог компанией Донинвест при поддержке южнокорейской Daewoo. Стоимость проекта в ценах тех лет более 260 млн долларов, что соответствует более чем 10 млрд долларов в ценах 2012 года. К 2013 году общий объем инвестиций превысил 320 млн долларов.[35][36]
В 2014 году завод был закрыт из-за банкротства. В 2020 году появилась информация о продаже недвижимого имущества бывшего завода на сумму 81,7 млн рублей.[37]. В 2022 году было объявлено о строительстве нового завода, в которое вложили 1,5 млрд рублей.[38]
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Здание Президиума Российской академии наук, г. Москва
Планировавшееся ещё с 1966 года здание, к облику которого успел приложить руку легендарный Президент Академии наук СССР времён начала покорения космоса Мстислав Келдыш, начали строить в 1974 году. Однако по разным причинам достроен шикарно отделанный и изнутри и снаружи комплекс зданий со стилобатной и высотной частями был уже в 1990-х. Первую его очередь – офисную часть – ввели в строй в 1990 году, а полностью строительство было завершено с вводом в строй второй очереди – большого концертного зала – в 1997 году.
Реконструкция Манежной площади (подземный торговый центр «Охотный ряд»), г. Москва
К концу 1980-х Манежная площадь представляла собой большое заасфальтированное пространство в самом центре города использовавшееся, в основном, только в дни парадов и демонстраций для накопления их участников, сменившиеся в начале 1990-х огромными митингами. В 1994-1997 годах к празднованию 850-летия Москвы была проведена коренная реконструкция площади – под нею был построен трёхэтажный торговый центр «Охотный ряд», соединённый с одноименной станцией метро, а также подземный Музей археологии Москвы и пешеходные переходы. На поверхности выполнено художественное оформление площади с фонтанами и газонами. Между площадью и Александровским садом устроена имитация убранной в коллектор реки Неглинной (воду в отрезке «реки» насосы качают по кругу). Стоимость только непосредственно строительства торгового центра без переноса коммуникаций и художественного оформления площади составила 350 млн долларов в ценах тех лет[39].
В результате строительства стал невозможен проезд тяжёлой военной техники на Красную площадь, что породило легенду о том, что Ельцин, таким образом, защищается от возможного военного переворота[40]. Это сделало невозможным проведение полноценных парадов на Красной площади, что таки вызывает подозрения о подоплёке проекта. Однако, с приходом Путина установки небольшого числа простейших подкреплений оказалось достаточно, чтобы по площади снова смогли ездить и танки, и подвижные грунтовые комплексы межконтинентальных баллистических ракет и прочая тяжёлая техника — разве что корабли на воздушной подушке ещё не посетили Красную площадь, но им это, видимо, и не грозит из-за огромных облаков пыли, поднимаемых при движении этим видом военной техники.
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Система спутниковой связи «Иридиум»
См. раздел Космонавтика и ракетная техника.
Наука и образование
Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов»
Строившаяся с 1986 года в Москве с задержками из-за экономической ситуации в стране крупная научная установка[41] была введена в строй 1 октября 1999 года в присутствии в то время ещё премьер-министра В.В. Путина. Судя по стоимости аналогичных установок и тем, что только на модернизацию в 2020-х выделялось 13 млрд рублей[42], проект однозначно является крупным.
Спортивные и туристические объекты
Реконструкция стадиона «Лужники» 1996—1997 гг., г. Москва
Основная статья Большая спортивная арена Олимпийского комплекса «Лужники».
Генеральная реконструкция крупнейшего стадиона страны – Большой спортивной арены Олимпийского комплекса «Лужники», в ходе которой было заменено практически все оборудование чаши стадиона и возведена крыша над трибунами была проведена к празднованию 850-летия Москвы. От устройства раздвижной крыши над полем, которая должна была быть установлена в ходе второго этапа реконструкции, позднее было решено отказаться. Стоимость проекта – 1,2 триллиона неденоминированных рублей в ценах тех лет (порядка 20-24 млрд рублей в ценах 2012 года).[43]
Следующая глобальная реконструкция стадиона началась в 2013 году.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
850-летие Москвы
850-летие Москвы отмечалось в 1997 году, на программу подготовки города к юбилею было потрачено порядка 13 трлн неденоминированных руб. [44]. В рамках подготовки была проведена реставрация сотен исторических зданий, крупная реконструкция стадиона «Лужники», создан парк 850-летия Москвы[45]. Из новых крупных объектов был введён подземный торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади у Кремля.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|