Херсонское адмиралтейство: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 22 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Plan fort Kherson (1792).jpg|thumb|250px|right|План Херсонской крепости и Херсонского адмиралтейства (внизу за отдельной линией валов), 1792]] | [[Файл:Plan fort Kherson (1792).jpg|thumb|250px|right|План Херсонской крепости и Херсонского адмиралтейства (внизу за отдельной линией валов), 1792]] | ||
'''Херсонское адмиралтейство''' | '''Херсонское адмиралтейство''' — историческое судостроительное предприятие в [[Херсон]]е, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 19 ноября 1778 года. В 1829 году окончательно прекратило деятельность в связи с переводом всего оборудования и персонала в [[Николаевское адмиралтейство]], проработав до этого момента чуть более 50 лет под первоначальным названием. | ||
Всего за время деятельности предприятия на нём было построено[http://www.liveinternet.ru/users/3317942/post175642650/]: | Всего за время деятельности предприятия на нём было построено[http://www.liveinternet.ru/users/3317942/post175642650/]: | ||
* 43 линейных корабля различных рангов (вне зависимости от реального числа орудий): | * 43 линейных<ref name="Линейный">По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.</ref> корабля различных рангов (вне зависимости от реального числа орудий): | ||
** 110-пушечных кораблей — 18; | ** 110-пушечных кораблей — 18; | ||
** 74-пушечных кораблей — 9; | ** 74-пушечных кораблей — 9; | ||
Строка 27: | Строка 26: | ||
'''19 ноября 1778 года''' — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором. | '''19 ноября 1778 года''' — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором. | ||
'''26 мая 1779 года''' — заложен 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина», впоследствии недостроенный. | '''26 мая 1779 года''' — заложен 66-пушечный линейный<ref name="Линейный"/> корабль «Святая Екатерина», впоследствии недостроенный. | ||
[[Файл:Stamp of Ukraine sUa388 (Michel).jpg|thumb|150px|right|Линкор «Святой Павел» типа «Слава Екатерины»]] | |||
'''1780—1786 годы''' — строится серия из [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D1.8B.C2.BB|пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины»]]. | '''1780—1786 годы''' — строится серия из [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D1.8B.C2.BB|пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины»]]. | ||
'''1783—1785 годы''' — построен 50-пушечный фрегат «Святой Георгий Победоносец», с 1788 по 1793 годы числившийся кораблём. | '''1783—1785 годы''' — построен 50-пушечный фрегат «Святой Георгий Победоносец», с 1788 по 1793 годы числившийся линейным<ref name="Линейный"/> кораблём. | ||
'''1784 год''' — Потёмкин распорядился достроить недостроенный 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке. | '''1784 год''' — Потёмкин распорядился достроить недостроенный 66-пушечный линейный<ref name="Линейный"/> корабль «Святая Екатерина» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке. | ||
'''1785 год''' — недостроенный 66-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина» разобран на стапеле. В том же году в Херсоне создано Черноморское адмиралтейское правление, отвечавшее за всё кораблестроительные предприятия и весь военный флот на Чёрном море. | '''1785 год''' — недостроенный 66-пушечный линейный<ref name="Линейный"/> корабль «Святая Екатерина» разобран на стапеле. В том же году в Херсоне создано Черноморское адмиралтейское правление, отвечавшее в те годы за всё кораблестроительные предприятия и весь военный флот на Чёрном море. | ||
'''1785—1787 годы''' — построены 50-пушечные фрегаты «Апостол Андрей» и «Александр Невский» типа «Апостол Андрей», с 1788 по 1793 годы числившиеся кораблями. | '''1785—1787 годы''' — построены 50-пушечные фрегаты «Апостол Андрей» и «Александр Невский» типа «Апостол Андрей», с 1788 по 1793 годы числившиеся линейными<ref name="Линейный"/> кораблями. | ||
'''1786 год''' — российской контрразведкой раскрыта 36-летняя английская шпионка | '''1786 год''' — российской контрразведкой раскрыта 36-летняя английская шпионка Кравен, урожденная графиня Беркли, добывавшая секретные сведения о Херсонском адмиралтействе и Херсонской крепости.[http://www.liveinternet.ru/users/3317942/post175642650/] | ||
'''1786—1789 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина»]]. | '''1786—1789 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина»]]. | ||
Строка 49: | Строка 50: | ||
'''12—17 мая 1787 года''' — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила [[Екатерина II|Императрица Екатерина II]]. | '''12—17 мая 1787 года''' — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила [[Екатерина II|Императрица Екатерина II]]. | ||
'''15 мая 1787 года''' — в предельно торжественной обстановке спущены на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II 80-пушечный линейный<ref name="Линейный"/> корабль «Иосиф II», 66-пушечный линейный корабль «Святой Владимир» и 50-пушечный фрегат «Александр Невский». | |||
'''1789—1790 годы''' — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 40/46 орудиями «Навархия» («Вознесение Господне»), числившийся до 1793 года кораблём. | '''1789—1790 годы''' — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 40/46 орудиями «Навархия» («Вознесение Господне»), числившийся до 1793 года кораблём. | ||
Строка 97: | Строка 98: | ||
'''1824—1825 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|74-пушечный линейный корабль «Иоанн Златоуст»]]. | '''1824—1825 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|74-пушечный линейный корабль «Иоанн Златоуст»]]. | ||
'''1827 | '''1827 год''' — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в [[Николаевское адмиралтейство]]. | ||
'''1829 год''' — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[http://infoline.ks.ua/public/585/]. | '''1829 год''' — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[http://infoline.ks.ua/public/585/]. | ||
=== Последующие события === | === Последующие события === | ||
'''1902 год''' — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего [[Херсон]] стал полноценным, хоть и не глубоководным морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях. | |||
'''1951 год''' — в Херсоне специально для коммерческого судостроения создан [[Херсонский судостроительный завод]], производивший впоследствии суда водоизмещением до 60 тыс. тонн. | |||
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии == | == Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии == | ||
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить: | На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить: | ||
* '''80-пушечный корабль «Рождество Христово»''' (до 15 марта 1790 года «Иосиф II») (построен в 1786—1787 годах) — спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Первый столь крупный корабль | * [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.95.D0.BA.D0.B0.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.BD.D1.8B.C2.BB|66-пушечный линейный корабль «Святой Павел» типа «Слава Екатерины»]] (построен в 1780—1785 годах) — линейный корабль, отличившийся под командованием Ф. Ф. Ушакова в сражении у острова Фидониси (ныне Змеиный). | ||
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#80-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|80-пушечный линейный корабль «Рождество Христово»]]''' (до 15 марта 1790 года «Иосиф II») (построен в 1786—1787 годах) — спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Первый столь крупный корабль отечественного военно-морского флота с нормальной осадкой на Чёрном море. Флагманский корабль Ф. Ф. Ушакова в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов, в частности в Керченском сражении 1790 года, сражении у мыса Тендра и в сражении при Килиакрии. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Российский военно-морской флот]] | * [[Российский военно-морской флот]] | ||
* [[ | * [[Российское судостроение]] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 119: | Строка 122: | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
<br | <br> | ||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
{{Крупные российские проекты}} | {{Крупные российские проекты}} | ||
[[Категория: | [[Категория:Избранные статьи]] | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия России]] | [[Категория:Предприятия России]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Предприятия Херсонской области]] | ||
[[Категория:Закрытые предприятия]] | |||
[[Категория:История России]] | [[Категория:История России]] | ||
[[Категория:Херсон]] | [[Категория:Херсон]] |
Текущая версия от 11:47, 24 октября 2024
Херсонское адмиралтейство — историческое судостроительное предприятие в Херсоне, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 19 ноября 1778 года. В 1829 году окончательно прекратило деятельность в связи с переводом всего оборудования и персонала в Николаевское адмиралтейство, проработав до этого момента чуть более 50 лет под первоначальным названием.
Всего за время деятельности предприятия на нём было построено[1]:
- 43 линейных[1] корабля различных рангов (вне зависимости от реального числа орудий):
- 110-пушечных кораблей — 18;
- 74-пушечных кораблей — 9;
- 66-пушечных кораблей — 16.
- Бомбардирских судов — 3;
- Люгеров (разведывательных судов) — 2;
- Транспортных судов — 8;
- Мелких судов — 110.
История предприятия
Предыстория предприятия
1737 год — в ходе Русско-турецкой войны 1735—1739 на правом (северном) берегу нижнего течения Днепра построено российское укрепление Александр-Шанц.
10 (21) июля 1774 года — по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией, завершившему Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, правый берег устья Днепра отошёл к России.
декабрь 1775 года — Императрицей Екатериной II Великой одобрен план адмирала А. Н. Сенявина, предлагавшего организовать строительство кораблей будущего Черноморского флота под прикрытием Александр-Шанца (на месте будущего Херсона) с последующей достройкой в Днепровском лимане.
8 сентября 1778 года — по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегий М. Н. Ветошкина заложена Херсонская крепость, в которую в дальнейшем было интегрировано Херсонское адмиралтейство.
Российская Империя
19 ноября 1778 года — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором.
26 мая 1779 года — заложен 66-пушечный линейный[1] корабль «Святая Екатерина», впоследствии недостроенный.
1780—1786 годы — строится серия из пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины».
1783—1785 годы — построен 50-пушечный фрегат «Святой Георгий Победоносец», с 1788 по 1793 годы числившийся линейным[1] кораблём.
1784 год — Потёмкин распорядился достроить недостроенный 66-пушечный линейный[1] корабль «Святая Екатерина» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке.
1785 год — недостроенный 66-пушечный линейный[1] корабль «Святая Екатерина» разобран на стапеле. В том же году в Херсоне создано Черноморское адмиралтейское правление, отвечавшее в те годы за всё кораблестроительные предприятия и весь военный флот на Чёрном море.
1785—1787 годы — построены 50-пушечные фрегаты «Апостол Андрей» и «Александр Невский» типа «Апостол Андрей», с 1788 по 1793 годы числившиеся линейными[1] кораблями.
1786 год — российской контрразведкой раскрыта 36-летняя английская шпионка Кравен, урожденная графиня Беркли, добывавшая секретные сведения о Херсонском адмиралтействе и Херсонской крепости.[2]
1786—1789 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина».
1786—1787 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Иосиф II» (с 15 марта 1790 года «Рождество Христово»). Корабль был спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II, в честь которого и был назван в ходе Таврического вояжа Екатерины II.
12—17 мая 1787 года — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила Императрица Екатерина II.
15 мая 1787 года — в предельно торжественной обстановке спущены на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II 80-пушечный линейный[1] корабль «Иосиф II», 66-пушечный линейный корабль «Святой Владимир» и 50-пушечный фрегат «Александр Невский».
1789—1790 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 40/46 орудиями «Навархия» («Вознесение Господне»), числившийся до 1793 года кораблём.
1789—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Богоявление Господне».
1790—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа»).
1793 год — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Счастливый».
1794—1799 годы — строится серия из семи 74-пушечных линейных кораблей типа «Святой Пётр», первыми в отечественном флоте получивших сплошную палубу от бака до юта, что позволило увеличить их огневую мощь и упростить управление парусами.
1795—1796 годы — построен 50-пушечный фрегат «Михаил».
1798—1800 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 68-пушечный линейный корабль «Варахаил».
1799—1800 годы — на предприятии построены 110-пушечный линейный корабль «Ягудиил» и 44-пушечный фрегат «Назарет».
1801 год — на предприятии построен 54-пушечный фрегат «Крепкий».
1801—1802 годы — на предприятии построен 110-пушечный линейный корабль «Ратный».
1801—1804 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Правый» — первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом.
1803—1804 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Воин».
1805—1806 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Лилия».
1806—1818 годы — строится серия из десяти 74-пушечных линейных кораблей типа «Анапа». Ещё один аналогичный корабль был построен в Николаевском адмиралтействе.
1806—1814 годы — на предприятии построена серия из трёх 110-пушечных линейных кораблей типа «Полтава».
1809—1811 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Африка» типа «Воин».
1812—1813 годы — на предприятии построены два 32-пушечных фрегата типа «Везул».
1816—1817 годы — построен 44-пушечный фрегат «Евстафий».
1818 год — в Николаевском адмиралтействе построено паровое землечерпательное судно, приступившая к существенному углублению местного фарватера, впоследствии завершённому 7 мая 1829 года[3] и приведшему к резкому повышению конкурентоспособности Николаевского адмиралтейства по сравнению с Херсонским, где также была проблема с мелководным баром в устье Днепра.[4]
1818—1821 годы — на предприятии построен 110-пушечный линейный корабль «Император Франц».
1822—1823 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Пимен».
1822—1824 годы — построен 44-пушечный фрегат «Штандарт», реально нёс до 60 орудий.
1824—1825 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Иоанн Златоуст».
1827 год — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в Николаевское адмиралтейство.
1829 год — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[5].
Последующие события
1902 год — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях.
1951 год — в Херсоне специально для коммерческого судостроения создан Херсонский судостроительный завод, производивший впоследствии суда водоизмещением до 60 тыс. тонн.
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- 66-пушечный линейный корабль «Святой Павел» типа «Слава Екатерины» (построен в 1780—1785 годах) — линейный корабль, отличившийся под командованием Ф. Ф. Ушакова в сражении у острова Фидониси (ныне Змеиный).
- 80-пушечный линейный корабль «Рождество Христово» (до 15 марта 1790 года «Иосиф II») (построен в 1786—1787 годах) — спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Первый столь крупный корабль отечественного военно-морского флота с нормальной осадкой на Чёрном море. Флагманский корабль Ф. Ф. Ушакова в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов, в частности в Керченском сражении 1790 года, сражении у мыса Тендра и в сражении при Килиакрии.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
[ + ] ![]() |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|