Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
мНет описания правки
 
(не показано 189 промежуточных версий 11 участников)
Строка 1: Строка 1:
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.</ref> , введенные в строй с 20 ноября (2 декабря) 1825 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.
[[Файл:Николай I Павлович. Худ. Александр Поляков.jpg|thumb|240px|[[Правители России#Николай I Павлович Инженер (Незабвенный), 1825—1855|Николай I Инженер]]]]
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй в 1825–1832 годах.


Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]],  [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]].
Границы периода обусловлены вступлением [[Николай I|Николая I]] на престол 20 ноября (2 декабря) 1825 года (начало) и утверждением Органического статута Царства Польского 14 (26) февраля 1832 года<sup>[http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2683611]</sup>, изменившим правовое положение Польши в рамках Российской Империи (окончание периода).


Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье [[Крупные российские проекты (строящиеся)]].
{{Крупные российские проекты (список периодов)}}


== Крупнейшие корабли и суда ==
== Символы нации ==
[[File:Корабль Париж.jpg|150px|thumb|left|Линейный корабль «Париж» (картина И.К. Айвазовского, 1854 г.)]]
[[Файл:Главный штаб (вид с Дворцовой площади).jpg|250px|thumb|left|Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге, 2006]]
[[Файл:Smotr Cernomorskogo Flota - Ajvazovskij.jpg|250px|thumb|Смотр Черноморского флота в 1849 г. (картина И.К. Айвазовского, 1883 г.) «В кадре» линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», «Ягудиил»,…]]
=== Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге ===
Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.
Здание, которое являлось частью ансамбля Дворцовой площади –главной площади Российской Империи в XIX-XX веках — было заложено в 1819 году, при Александре I. Грандиознейший строительный проект тех лет стал символом стиля зрелого русского неоклассицизма (ампира). Автором проекта был знаменитый архитектор Карл Иванович Росси.
 
В громадном здании, помимо собственно Главного штаба, разместились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Полностью здание было введено в строй с завершением его отделки 24 октября 1828 года.
 
[[Файл:Арка Главного Штаба (первоначальный проект).jpg|250px|thumb|Первоначальный проект арки Главного штаба, 1820]]
 
Центральная часть здания представляет собой дугу длиной 580 метров (самый длинный классический фасад в мире),<sup><sup>[http://www.spb-guide.ru/page_463.htm]</sup></sup> состоящую из двух частей, соединённых богато декорированной триумфальной аркой в честь победы над Наполеоном. Арка Главного штаба, являющаяся проходом на Дворцовую площадь со стороны Невского проспекта, увенчана бронзовой колесницей со статуями богини победы Виктории, шести коней и двух воинов, ведущих крайних лошадей под уздцы.  


=== Парусные 110-130-пушечные линейные корабли Балтийского флота ===
Главный штаб и его арка с колесницей вошли в число основных архитектурных символов [[Санкт-Петербург]]а и [[Россия|России]].
Трехполосные (трехдечные) линейные корабли. В официальных документах часто назывались «120-пушечными» вне зависимости от реального количества орудий на борту.
* «Император Александр I»
* «Император Пётр I»
* «Святой Георгий Победоносец»
* «Россия»


[[Файл:Aivasovsky I C Ship "Twelve Apostles".jpg|150px|thumb|Линейный корабль «Двенадцать апостолов» (картина И.К. Айвазовского, 1897 г.)]]
На 2014 год здание Главного штаба частично используется по назначению Министерством обороны Российской Федерации, а восточное крыло после [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2012-2018)#Восточное крыло здания Главного штаба — выставочный комплекс Государственного Эрмитажа|проведённой в 2008—2013 гг. реконструкции стало музеем в составе Эрмитажа]] (крупнейший музейный проект современной России).


[[File:Линейный корабль Три Святителя.jpg|150px|thumb|Линейный корабль «Три Святителя» (литография В.А. Прохорова, до 1855 г.)]]
[[Файл:Александринский театр в Санкт-Петербурге.jpg|250px|thumb|left|Александринский театр, 1969]]


=== Парусные 110-130-пушечные линейные корабли Черноморского флота ===
=== Александринский театр и ансамбль Александринской площади в Санкт-Петербурге ===
Трехполосные (трехдечные) линейные корабли.
Корабли типа «Двенадцать Апостолов»
* «Двенадцать Апостолов»
* «Париж»
* «Великий Князь Константин»
Индивидуальные проекты:
* «Дербент» (в феврале 1827 г. переименован в «Париж»)
* «Варшава»
* «Три Святителя»


[[Файл:Lefort.gif|150px|thumb|Линейный корабль «Лефорт» (рисунок неизвестного художника, 1857 г.)]]
Сооружение нового каменного городского театра в Санкт-Петербурге началось в 1828 году и было завершено 31 августа (12 сентября) 1832 года. Название театру и расположенной перед ним парадной площади было дано в честь Александры Фёдоровны, жены Николая I (в девичестве принцессы Прусской).


=== Парусные 84-90-пушечные линейные корабли Балтийского флота ===
В конструкции театра были использованы ультрасовременные по тем временам металлические конструкции крыши, разработанные архитектором Карлом Ивановичем Росси и инженером Матвеем Егоровичем Кларком. О надёжности конструкций архитектор Росси высказался так: ''«…в случае, когда бы… от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.»''
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными, исключение составлял «90-пушечный» «Эмгейтен» (вооруженный на самом деле 94 орудиями).
* «Эмгейтен»
* «Гангут»
* «Императрица Александра»
* «Полтава»
* «Не тронь меня»
* «Владимир»
* «Лефорт»
* «Вола» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
* «Андрей»
* «Прохор»
* «Орёл»
* «Ретвизан»


=== Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота ===
Одновременно с театром по проекту Карла Росси была построена  значительная часть других зданий Александринской площади (ныне площадь Островского).
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-хпушечными.


Крабли типа «Иезекиль» (25 единиц)
[[Файл:Российская национальная библиотека (корпус Росси).jpg|250px|thumb|Корпус Росси Российской национальной библиотеки, 2008]]
* «Иезекиль»
* «Азов»
* «Александр Невский»
* «Великий князь Михаил»
* «Кацбах»
* «Кульм»
* «Арсис»
* «Лесное»
* «Нарва»
* «Бриен»
* «Красное» (распространенное в интернете намименование «Красной» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у населенного пункта Красное)
* «Бородино»
* «Березина» (распространенное в интернете намименование «Березино» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у реки Березина)
* «Смоленск»
* «Память Азова»
* «Орёл»
* «Остроленка»
* «Лейпциг»
* «Ретвизан»
* «Финланд»
* «Ингерманланд»
* «Ингерманланд» (изначально при постройке назывался «Иезекиль», переименован еще на стапеле)
* «Память Азова»
* «Сысой Великий»
* «Нарва»
Корабли типа «Фершампенуаз»
* «Фершампенуаз»
* «Константин» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
* «Выборг» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
Корабли типа «Бородино»
* «Бородино»
* «Вилагош»
Индивидуальные проекты
* «Царь Константин»
* «Красное»


[[Файл:Ганзен Императрица Мария.jpg|150px|thumb|Линейный корабль «Императрица Мария» (рисунок А.В. Ганзена)]]
В частности, в это же время в 1828—1832 годах был построен новый монументальный корпус Императорской публичной библиотеки, ныне известный как корпус Росси Российской национальной библиотеки. Помимо них, также была построена с нуля Театральная улица, ведущая на площадь к театру и носящая ныне имя Зодчего Росси. На улице расположены пять монументальных офисных правительственных зданий, объединённых единым фасадом, что создаёт впечатление, что их всего два. Вся улица по длине, ширине и высоте зданий выполнена полностью соответствующей модным в то время канонам древнегреческой архитектуры. Ныне все здания, построенные в рамках проекта, признаны объектами культурного наследия России.


=== Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота ===
Несмотря на то, что основная часть объектов проекта была введена в строй в 1832 году, часть зданий по Театральной улице [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1832-1843)#Ансамбль_Театральной_улицы_в_Санкт-Петербурге|достраивались позднее, до 1834 года]].
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными, исключение составлял «90-пушечный» «Эмгейтен» (вооруженный на самом деле 94 орудиями).


Корабли типа «Императрица Мария»
== Крупнейшие корабли и суда ==
* «Императрица Мария»
Даже во времена парусного флота постройка крупных военных кораблей была чрезвычайно затратным делом — у англичан даже в своё время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания её интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это в конечном счёте привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлёбывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.
* «Чесма»
* «Анапа»
[[Файл:Линейный корабль Султан Махмуд.jpg|150px|thumb|Линейный корабль «Султан Махмуд»<ref>типа «Силистрия»</ref>Литография Подустова с рисунка В.А. Прохорова]]
Корабли типа «Силистрия»
* «Силистрия»
* «Султан Махмуд»
* «Трёх Иерархов»
* «Гавриил»
* «Селафаил»
* «Уриил»
* «Варна»
* «Ягудиил»
* «Святослав»
Корабли типа «Храбрый»
* «Храбрый»
* «Императрица Мария»
Индивидуальные проекты
* «Память Евстафия»
* «Адрианополь»
* «Императрица Екатерина II»
* «Ростислав»
* «Чесма»


=== Парусный 74-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Иоанн Златоуст» ===
=== Парусные 110-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Император Александр I» ===
Строительство начато в январе 1824 г., спущен на воду в сентябре 1825 г., введен в строй в июле 1826 г.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Иоанн_Златоуст_(линейный_корабль,_1825)]
Трёхполосные (трёхдечные) линейные корабли. В это время в [[Адмиралтейские верфи|Главном адмиралтействе]] в [[Санкт-Петербург]]е было построено три корабля этого проекта:
* «Император Александр I» — заложен 8 мая 1826 г., спущен на воду 13 октября 1827 г. Участвовал в подавлении польского мятежа 1831 года и в экспедиции в датские воды 1848—1850 годов;
* «Император Пётр I» — заложен 5 декабря 1827 г., спущен на воду 2 мая 1829 г. Реально нёс 118 пушек. Стоимость корабля составила 443 тыс. рублей серебром<sup>[http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4390]</sup>. Участвовал в Крымской войне 1853—1856 годов;
* «Святой Георгий Победоносец» — заложен 5 декабря 1828 г., спущен на воду 15 октября 1829 г. Реально нёс 118 пушек.  Участвовал в экспедиции в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1853—1856 годов.


== Железные дороги ==
=== Парусные 110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж») Черноморского флота ===
Трёхполосный (трёхдечный) линейный корабль. В феврале 1827 г. переименован в «Париж». Заложен 17 октября 1823 г. в [[Судостроительный завод имени 61 коммунара|Николаевском адмиралтействе]], спущен 23 сентября 1826 г. Реально нёс 112 пушек. Участвовал в войне с Турцией 1828—1829 годов.


=== Царскосельская железная дорога ===
=== Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Императрица Александра» ===
Первая в стране и шестая в мире железная дорога общего пользования длиной 25 верст. Строилась с мая 1836 г., введена в строй в октябре (ноябре) 1837 г.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E0%F0%F1%EA%EE%F1%E5%EB%FC%F1%EA%E0%FF_%E6%E5%EB%E5%E7%ED%E0%FF_%E4%EE%F0%EE%E3%E0] Стоимость проекта 5 млн рублей ассигнациями[http://plible.ucoz.ru/news/carskoselskaja_zheleznaja_doroga/2012-12-06-88], а по данным 1894 г. — 3,514 млн рублей, видимо, серебром[http://dlib.rsl.ru/viewer/01003924238#?page=3].
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту, доходившего до 96, назывались 84-пушечными. В это время в [[Адмиралтейские верфи|Новом адмиралтействе]] в [[Санкт-Петербург]]е были построены первые три корабля этого проекта:
* «Императрица Александра» — заложен 8 мая 1826 года, спущен на воду 19 октября 1827 года. Реально нёс 96 пушек. Участвовал в подавлении польского мятежа 1831 года, в Экспедиции Балтийского флота в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1853—1856 годов;
* «Эмгейтен» — заложен 25 ноября 1827 года, спущен на воду 29 сентября 1828 года. Назван по имени трофейного линейного корабля, взятого в плен у шведов 22 июня 1790 года в Выборгском сражении (предыдущий линейный корабль, носивший это имя, спущенный на воду в 1822 г., с 1829 г. был переименован в «Кронштадт»). Реально нёс 94 пушки. Участвовал в подавлении польского мятежа 1831 года, в экспедиции Балтийского флота в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1853—1856 годов;
* «Полтава» — заложен 5 декабря 1828 года, спущен на воду 12 октября 1829 года. Реально нёс 90 пушек. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1853—1856 годов.
Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1832-1843)#Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Императрица Александра»|ещё пять кораблей этого проекта]].


=== Варшаво-Венская железная дорога ===
=== Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота ===
Первая крупная железная дорога на территории страны. Железная дорога европейской колеи от Варшавы до австрийской границы длиной 308 верст (328 км) строилась с 1839 г. сначала частным обществом, а с 1842 г. — государством. Введена в строй поэтапно в 1845—1848 гг.[http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Варшавско-Венская_железная_дорога] Стоимость проекта 4 млн рублей серебром.[http://xreferat.ru/96/1664-1-istoriya-razvitiya-zheleznoiy-dorogi.html]
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.
* «Императрица Мария» — заложен 23 сентября 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 17 октября 1827 г. Реально нёс 96 пушек;
* «Чесма» — заложен 22 декабря 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1828 г. Реально нёс 91 пушку;
* «Анапа» — заложен 22 июля 1828 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1829 г. Реально нёс 108 пушек;
* «Память Евстафия» — заложен 11 мая 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 августа 1830 г. Реально нёс 108 пушек;
* «Адрианополь» — заложен 27 августа 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 11 ноября 1830 г. Реально нёс 108 пушек;
* «Императрица Екатерина II» — заложен 27 августа 1829 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 июля 1831 г. Реально нёс 96 пушек.


=== Санкт-Петербурго-Московская железная дорога ===
[[Файл:Корабль «Азов» в Наваринском сражении.jpg |250px|thumb|Линейный корабль «Азов» в бою (фрагмент картины Айвазовского «Сражение при Наварине»)]]
Двухпутная железнодорожная магистраль длиной 604 версты (645 км), являлась первой в стране железной дорогой с колеей 1524 мм. Строительство началось в мае (июне) 1843 г., рабочее движение открыто на различных участках в мае 1847 — августе 1851 г., официально открыта в ноябре 1851 г. Стоимость проекта 67 млн рублей.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%F1%EA%E0%FF_%E6%E5%EB%E5%E7%ED%E0%FF_%E4%EE%F0%EE%E3%E0]
=== Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Иезекиль» ===
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными. В это время были построены первые 15 кораблей серии:
* «Иезекиль» — заложен 10 октября 1825 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нёс 80 пушек;
* «Азов» — заложен 10 октября 1825 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нёс 80 пушек. Один из самых прославленных кораблей российского флота, сильно отличившийся в Наваринском сражении. Строился при участии его командира — прославленного мореплавателя М. П. Лазарева, в результате получился настолько технически удачным, что его чертежи были изготовлены на бронзе и использовались для строительства — небывалый в те времена случай — серии из 15 одинаковых кораблей. Во время Наваринского сражения на корабле одновременно проходили службу будущие адмиралы Лазарев, Нахимов, Корнилов, Истомин и Путятин;
* «Александр Невский» — заложен 24 сентября 1825 г. на [[Охтенское адмиралтейство|Охтенской верфи]] в [[Санкт-Петербург]]е, спущен на воду 7 октября 1826 г;
* «Великий князь Михаил» — заложен 15 ноября 1826 г. на [[Охтенское адмиралтейство|Охтенской верфи]] в [[Санкт-Петербург]]е, спущен на воду 15 октября 1827 г. Реально нёс 86 пушек;
* «Кацбах» — заложен 5 сентября 1827 г.в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нёс 80 пушек;
* «Кульм» — заложен 5 сентября 1827 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нёс 90 пушек;
* «Арсис» — заложен 30 ноября 1827 г. в [[Адмиралтейские верфи|Главном адмиралтействе]] в [[Санкт-Петербург]]е, спущен на воду 29 сентября 1828 г. Реально нёс 86 пушек;
* «Лесное» — заложен 24 августа 1828 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нёс 80 пушек;
* «Нарва» — заложен 24 августа 1828 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нёс 80 пушек;
* «Бриен» — заложен 29 ноября 1828 г. на [[Охтенское адмиралтейство|Охтенской верфи]] в [[Санкт-Петербург]]е, спущен на воду 10 сентября 1829 г. Реально нёс 80 пушек;
* «Красной» — заложен 16 августа 1829 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек;
* «Бородино» — заложен 16 августа 1829 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек. Стоимость корабля составила 350 тыс. рублей серебром<sup>[http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4390]</sup>;
* «Березино» — заложен 21 ноября 1829 г. на [[Охтенское адмиралтейство|Охтенской верфи]] в [[Санкт-Петербург]]е, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нёс 80 пушек;
* «Смоленск» — заложен 21 ноября 1829 г. в [[Адмиралтейские верфи|Новом адмиралтействе]] в [[Санкт-Петербург]]е, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нёс 80 пушек;
* «Память Азова» — заложен 27 сентября 1830 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1831 г. Реально нёс 86 пушек;
Ещё десять кораблей этого типа были построены [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1832-1843)#Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Иезекиль»|позднее]].


=== Первая очередь Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги (участок Санкт-Петербург — Гатчина) ===
=== 64-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эммануил» ===
Построенный за казенный счет первый пусковой участок будущей магистрали Санкт-Петербург — Варшава введен в строй в ноябре 1853 г., дальнейшее строительство дороги затормозила Крымская война и ее последствия. Длина участка составила 42 версты. Стоимость строительства можно оценить по известной средней цене строительства версты магистрали, составлявшей 114 736 рублей [http://dlib.rsl.ru/viewer/01003924238#?page=345]. Соответственно, общую стоимость проекта можно оценить в 4,8 млн рублей.
Лёгкий линейный корабль первоначально был заложен 24 февраля 1822 года в [[Охтенское адмиралтейство|Охтенском адмиралтействе]] в [[Санкт-Петербург]]е как фрегат и спущен на воду 19 июля 1824 года. В связи с большими потерями линейных кораблей при наводнении 1824 года в 1826 году переклассифицирован в линейные корабли, для чего было изменено вооружение (64-пушечных фрегатов в русском флоте не было), а также, вероятно, и корпус для размещения дополнительных орудий. В связи с вышеизложенным корабль фактически вступил в строй, по-видимому, только в 1826 году. Корабль первым в отечественном флоте получил смешанную систему набора с металлическими элементами в носу, а также первым получил более простую по конструкции, но куда более совершенную круглую корму, улучшившую его мореходность и, особенно, прочность. Участвовал в войне с Турцией 1828—1829 годов.


== Гужевые (будущие автомобильные) дороги ==
== Гужевые (будущие автомобильные) дороги ==
[[Файл:Санные гонки на Петербургском шоссе. Худ. А.А. Голицын.jpg|250px|thumb|left|Санные гонки на Петербургском шоссе, 1848]]
=== Симферопольско-Алуштинское шоссе ===
Шоссе, в то время традиционно называвшееся Алуштинским в Симферополе и Симферопольским в Алуште, было построено в 1824—1826 годах. Хотя дорога с твёрдым покрытием была не очень длинной — около 45 вёрст, но пересекала Крымские горы, в связи с чем, несомненно, тянула по стоимости на крупный проект.<sup>[http://журналкрым.рф/alushta/istoriya/528-kratkaya-istoriya-alushty.html]</sup><sup>[http://www.krim.biz.ua/alushta_history.html]</sup>


=== Московское шоссе ===
Позднее шоссе было продлено до Ялты.
Строительство начато в 1817 г., завершено в 1833 г. (с временными переправами через Волгу, Тверпу и Мету) [http://openwiki.net/wiki/История_железнодорожного_транспорта_России/Проектирование_и_строительство_шоссейной_магистрали_Петербург_—_Новгород_—_Москва._Создание_отечественной_школы_строителей_путей_сообщения][http://rosavtodor.ru/doc/history/moscow.htm]


== Крупнейшие мосты ==
=== Белостокское шоссе в Царстве Польском ===
[[File:Vereb'inskiy bridge. 13.jpg|150px|thumb|Веребьинский мост в 1860-х]]
По всей видимости, в этотвремя было завершено наполовину построенное ещё при Алексадре I шоссе Белосток — Варшава, идущее от Белостока на запад и примыкавшее к ранее построенному шоссе Варшава — Августов у городка Вержбиц (ныне деревня Вержбица) в 3 км севернее города Сероцк<sup>[http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/nilsky-n.a/0_58fb2_caf68626_orig]</sup>.


=== Веребьинский мост ===
== Рудные месторождения ==
Крупнейший в Европе на тот момент мост высотой 53 м и общей длиной 590 м проходил через глубокий овраг и речку Веребье на трассе Николаевской ж.д. Мост являлся первым математически рассчитанным крупным мостом и был построен неразрезным из деревянных ферм Грау по проекту Д.И. Журавского. Открыт одновременно с Николаевской ж.д. в 1851 г.[http://www.open-marhi.ru/upload/iblock/c29/01.pdf]
=== Начало золотодобычи в Сибири ===
[[Файл:Рудник Старый Берикуль.jpg|thumb|250px|Посёлок рудника Старый Берикуль, 2006]]
Крупномасштабная добыча и производство драгоценных металлов в Сибири развернулись ещё [[Крупные_российские_проекты_(Петр_I,_1700-1711)#Аргунский (Нерчинский) среброплавильный завод|в конце XVII — начале XVIII вв.]], однако добывалось тогда лишь серебро. Золотодобыча в России началась в середине XVIII века на восточных склонах Урала (Берёзовские рудники). На «основной» же территории Сибири массовая добыча золота началась в 1828—1829 гг. в районе реки Сухой Берикуль в Томской губернии (ныне Тисульский район Кемеровская область). Ранее золото в этих местах добывал Егор Лесной (по одним сведениям, старообрядец-крестьянин, по другим — ссыльный). О том, что он нашел на Берикуле золотые месторождения, узнали богатые виноторговцы Андрей Яковлевич Попов и его племянник Феодот Иванович Попов. Поповы вложили огромные деньги в разведку золота (более 2 млн рублей). В 1829 г. прииск «1-я Берикульская площадь» дал 1 пуд 20 фунтов золота, в 1830 году — более 4,5 пудов, а к 1835 году добыча золота на приисках купцов Поповы выросла до 16 с лишним пудов. Уже в 1829 году в Сибири началась «золотая лихорадка» и рядом с приисками Поповых начали добычу золота и другие купцы.


Позднее при замене деревянных мостов на Николаевской ж.д. в 1860-х гг. было принято решение не перестраивать мост, а построить специальный обход с целью уменьшения уклона на этом участке дороги. Веребьинский обход был открыт в 1881 г. и проработал до 2001 г., когда для увеличения скорости движения поездов и сокращения пути был построен новый Веребьинский мост.
География сибирской золотодобычи быстро расширялась. В 1830 году Поповыми было открыто золото в Салаирском кряже, в Коктекбинском, Красноярском и Минусинском округах Енисейской губернии, в 1832 году — в Ачинском уезде по рекам Урюпе, Абакане, Июсе и Казыре. В 1831 году Поповы владели уже более чем 120 приисками, на протяжении 1830-х гг. к добыче золота подключились около 200 предпринимателей, а разведкой занимались сотни поисковых партий. Впоследствии золотые месторождения были открыты не только в Средней, но и в Западной и Восточной Сибири. В итоге добыча золота стала одной из основных отраслей сибирской экономики и весьма поспособствовала росту населения Сибири в XIX веке.


[[File:Blagoveshchensky Bridge.jpg|150px|thumb|Благовещенский мост в Санкт-Петербурге]]
== Машиностроение ==
=== Благовещенский мост через Неву в Санкт-Петербурге ===
=== Реконструкция завода Берда в Санкт-Петербурге ===
Первый постоянный мост через большую Неву в Санкт-Петербурге. Построен в 1843-1850 гг. Позднее дважды реконструировался в 1930-х и в 2000-х.
В это время, получая постоянные крупные заказы на строительстве Исаакиевского собора и пароходов, активно расширялся крупнейший в стране частный машиностроительный завод Берда в Санкт-Петербурге.<sup>[http://www.isaac.spb.ru/cathedra/num4/okunev]</sup>
 
== Наука и образование ==
[[Файл:Главный корпус СПбГТИ (первоначальный вид).jpg|250px|thumb|left|Главный корпус СПБГТИ (ТУ) в первоначальном виде]]
[[Файл:Главный корпус СПбГТИ (ТУ).jpg|thumb|Главный корпус СПБГТИ (ТУ), 2002 г.]]
=== Санкт-Петербургский практический технологический институт ===
Высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки «людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и или частями оных» — ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) — основано 28 ноября 1828 года по старому стилю, когда Николаем I было утверждено соответствующее Положение. Торжественное открытие кампуса института, в том числе трёхэтажного главного корпуса, и начало занятий состоялись 11 октября 1831 года.<sup>[http://www1.lti-gti.ru/museum/history.htm]</sup>
 
Проект, видимо, является крупным как в силу достаточно большого объёма строительства, так и в силу весьма высоких цен на необходимые промышленное оборудование, литературу и учебные пособия.


[[File:Nicholas Chain Bridge LOC 03819.jpg|150px|thumb|left|Николаевкий цепной мост через Днепр в Киеве]]
== Гидротехнические сооружения ==
=== Канал герцога Александра Вюртембергского ===
Канал, соединявший [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#Мариинская водная система|Мариинскую водную систему]] (ныне Волго-Балтийский водный путь) с бассейном Северной Двины и при проектировании и строительстве называвшийся Кирилловским, а с 1920-х годов носящий название Северо-Двинского, проектировался ещё с начала XIX века. Однако в то время предпочтение было отдано [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#Северо-Екатерининский канал|Северо-Екатерининскому каналу]], дублировавшему его через Каму. Однако после ввода в строй последнего в 1818 году стала окончательно ясна его неудобность, в связи с чем в 1823—1824 годах были проведены повторные изыскания и доработан проект канала, утверждённый в том же году Императором Николаем I. Стартовавшее после этого строительство (земляные работы были начаты в 1825 году) было завершено уже в мае 1828 года, а 23 августа того же года канал был назван в честь организовавшего его строительство главы российского Ведомства путей сообщения Александра, герцога Вюртембергского<sup>[http://regionavtica.ru/articles/severo-dvinskij_kanal.html]</sup>.


=== Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве ===
Проект предусматривал обустройство для прохода судов грузоподъёмностью до 160 тонн в общей сложности 67 вёрст (71 км) водных путей со строительством 17 км каналов с устройством 13 шлюзов.
Один из крупнейших в мире для своего времени мост длиной 776 м и шириной 16 м был заложен 30 августа (11 сентября) 1848 года. Строился из импортных металлоконструкций. Введен в строй (освящен) 28 сентября (10 октября) 1853 года.


В 1920 г. отступавшими польскими войсками была взорвана первая от правого берега опора моста, в результате чего из-за разрыва цепей разрушились и пролетные строения. Остатки цепей удалили взрывом для обеспечения свободного плавания по Днепру. Позднее сооружение было реконструировано с новыми балочными пролетными строениями и переименовано в мост имени Евгении Бош. Снова мост был взорван отступающей Красной Армией 19 сентября 1941 г., окончательно надводные остатки опор уничтожены в 1960в связи со строительством неподалеку моста .
Позднее, в 1834 году, на канале была построена плотина «Знаменитая», в 1861—1862 годах были удлинёны шлюзы, а в 1880канал [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#Реконструкция Канала герцога Александра Вюртембергского|был серьёзно реконструирован]].


== Машиностроение ==
== Фортификационные сооружения ==
[[Файл:Виды кладок в крепости Динабург.jpg |250px|thumb|Виды кладок гранитной облицовки стен укреплений крепости Динабург, 1845]]
=== Крепость Динабург — продолжение строительства ===
В это время в [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#Крепость Динабург – первая очередь восстановления и достройки|фактически вступившей в строй ранее]] крепости продолжались активные строительные работы, значительно её усилившие. В частности, были основаны форштадты (внешние поселения вокруг крепости), большое количество каменных оборонительных сооружений, облицованных гранитом<ref>В то время стены из крупных хорошо подогнанных гранитных блоков были почти неуязвимы для артиллерии того времени. В крепости Динабург применялась очень дорогая, но самая прочная из возможных кладка стен из шестигранных гранитных призм, конструкция и качество изготовления которой при инспекции крепости генералом Опперманом в 1825 году описывалось так: «кладка каменных стен и сводов настолько хороша, что лучшей и требовать нельзя» и «способы построек эскарпов усовершенствовались до того, что дальнейшего усовершенствования и не требуется».</ref>, а также множество сооружений внутри крепости, в частности три трёхэтажные казармы на 500 человек, комендантский дом с путевым дворцом Императора, три дома для офицеров, госпиталь на 500 коек, острог на 400 арестантов и провиантский склад вместимостью 1256 тонн продовольствия.<sup>[http://dinaburgascietoksnis.lcb.lv/stroiprodolru.htm]</sup> Кроме того, в 1827 году было завершено строительство главного вала крепости длиной 5154 метра с гранитной облицовкой.


== Гидротехническое строительство ==
Крепость продолжали строить и [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1832-1843)#Крепость Динабург|позднее]].


=== Обводный канал в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция) ===
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий ==
1833 г.
[[Файл:Полное собрание законов, титульный лист (1830).jpg|thumb|200px|left|Полное собрание законов Российской империи, титульный лист 1830 г.]]
=== Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи ===
В самом начале своего царствования Николай I поручил Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии провести кодификацию законодательства Российской империи, то есть составить свод всех действующих законов. Для составления свода действующих законов также надо было собрать вообще все принятые к тому времени законы, что было весьма непросто — последний раз в более менее полном объёме российское законодательство было упорядочено более полутора веков назад (см. [[Крупные_российские_проекты_(Алексей_I,_1645-1654)#Земский собор и Соборное уложение 1649 года|Соборное уложение Царя Алексея Михайловича 1649 г.]]). Отсутствие единого свода законов на протяжении многих десятков лет осложняло судопроизводство и ведение государственных дел.


== Фортификационные сооружения ==
Грандиозная работа по составлению и изданию Полного собрания законов была проведена c 25 апреля [7 мая]</sup> 1826 г. по 1 [13]</sup> апреля 1830 г. под руководством Михаила Михайловича Сперанского (ранее известного государственного деятеля в царствование Александра I).<ref>В царствование Николая I под руководством Сперанского также была осуществлена кодификация ряда специальных и местных законодательств, в том числе были составлены свод военных постановлений в 12 томах, свод законов остзейских и западных губерний, свод законов Великого княжества Финляндского.<sup>[http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec85.htm]</sup></ref>


=== Крепость Новогеоргиевск ===
В 1830 г. было издано первое «Полное собрание законов Российской империи» в количестве 45 томов (за период с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. — от Соборного уложения Алексея I до конца царствования Александра I). В это издание вошли 30 920 актов, подробные хронологические и предметные указатели. В 1832 г. на основе Полного собрания законов было издано собрание всех действующих законов — «Свод законов Российской империи» в составе 15 томов. Эти два издания стали важнейшими справочниками в области российского законодательства, их сила и действие распространялись на всё устройство государственной и общественной жизни Российской империи. По сей день Полное собрание и Свод законов остаются важнейшими и масштабнейшими памятниками русского права.
Крупнейшее фортификационное сооружение своего времени, казарма цитадели которого и по сей день (на 2013 г.) остается самым длинным зданием в Европе.


=== Варшавская крепость (Александровская цитадель) ===
После первого издания вплоть до 1916 г. каждый отдельный год публиковалось дополнение к Полному собранию законов. Свод законов полностью переиздавался в 1842 и 1857 гг., а впоследствии переиздавался частично (в 1885 г. был добавлен 16 том), при этом печатались ежегодные и сводные (раз в несколько лет) продолжения Свода законов с указанием на упразднённые и изменённые статьи.
Стоимость проекта 11 млн рублей.
[[Файл:План острова и порта Кронштадт, XIX век.jpg|thumb|150px|left|Кронштадтские гавани, XIX в.]]
[[Файл:Птичья перспектива острова, гаваней и укрепления Кронштадта, 1855 г..jpg|thumb|150px|Остров Котлин и Кронштадт, 1855 г.]]


=== Крепость Кронштадт (коренная реконструкция) ===
[[Файл:«Холерный бунт 1831 года» (барельеф).jpeg|thumb|250px|Николай I усмиряет холерный бунт на Сенной площади Санкт-Петербурга, барельеф на памятнике Императору, 1850-е]]
=== Борьба с пандемией холеры и устранение её последствий ===
Прокатившаяся в 1829—1834 (1854) годах почти по всей планете холера не обошла стороной и Россию, пройдя по ней в 1830—1831 годах. Были затрачены огромные средства на карантинные мероприятия, уход за больными и подавление холерных бунтов, вызванных недоверием непросвещённык слоёв общества к врачам и карантинным мерам. Подобные бунты захлестнули в то время не только Россию, но и прочие европейские страны. Кроме того, были и другие затраты, в частности в Москве для успокоения общественности во время эпидемии издавалась бесплатная газета «Ведомость о состоянии города Москвы».


=== Крепость Севастополь (коренная реконструкция) ===
Переболел холерой и сам Император Николай I, лично участвовавший в борьбе с распространением болезни в Москве. Позднее 22 июня 1831 года он также лично усмирял холерный бунт в Санкт-Петербурге, куда инфекция всё-таки сумела добраться.
[http://www.razlib.ru/istorija/sevastopolskaja_krepost/p5.php#metkadoc4]


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
{{примечания}}
<br />
{{Крупные российские проекты}}


[[Категория: Крупные российские проекты |**1825]]
[[Категория:Крупные российские проекты |**1825]]
[[Категория: Инкубатор]]
[[Категория:Российская Империя]]
[[Категория: История России]]
[[Категория:История России]]
[[Категория:1820-е годы]]
[[Категория:1830-е годы]]
[[Категория:XIX век]]
[[Категория:Николай I]]

Текущая версия от 16:35, 19 марта 2024

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1825–1832 годах.

Границы периода обусловлены вступлением Николая I на престол 20 ноября (2 декабря) 1825 года (начало) и утверждением Органического статута Царства Польского 14 (26) февраля 1832 года[2], изменившим правовое положение Польши в рамках Российской Империи (окончание периода).

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге, 2006

Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге

Здание, которое являлось частью ансамбля Дворцовой площади –главной площади Российской Империи в XIX-XX веках — было заложено в 1819 году, при Александре I. Грандиознейший строительный проект тех лет стал символом стиля зрелого русского неоклассицизма (ампира). Автором проекта был знаменитый архитектор Карл Иванович Росси.

В громадном здании, помимо собственно Главного штаба, разместились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Полностью здание было введено в строй с завершением его отделки 24 октября 1828 года.

Первоначальный проект арки Главного штаба, 1820

Центральная часть здания представляет собой дугу длиной 580 метров (самый длинный классический фасад в мире),[3] состоящую из двух частей, соединённых богато декорированной триумфальной аркой в честь победы над Наполеоном. Арка Главного штаба, являющаяся проходом на Дворцовую площадь со стороны Невского проспекта, увенчана бронзовой колесницей со статуями богини победы Виктории, шести коней и двух воинов, ведущих крайних лошадей под уздцы.

Главный штаб и его арка с колесницей вошли в число основных архитектурных символов Санкт-Петербурга и России.

На 2014 год здание Главного штаба частично используется по назначению Министерством обороны Российской Федерации, а восточное крыло после проведённой в 2008—2013 гг. реконструкции стало музеем в составе Эрмитажа (крупнейший музейный проект современной России).

Александринский театр, 1969

Александринский театр и ансамбль Александринской площади в Санкт-Петербурге

Сооружение нового каменного городского театра в Санкт-Петербурге началось в 1828 году и было завершено 31 августа (12 сентября) 1832 года. Название театру и расположенной перед ним парадной площади было дано в честь Александры Фёдоровны, жены Николая I (в девичестве принцессы Прусской).

В конструкции театра были использованы ультрасовременные по тем временам металлические конструкции крыши, разработанные архитектором Карлом Ивановичем Росси и инженером Матвеем Егоровичем Кларком. О надёжности конструкций архитектор Росси высказался так: «…в случае, когда бы… от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.»

Одновременно с театром по проекту Карла Росси была построена значительная часть других зданий Александринской площади (ныне площадь Островского).

Корпус Росси Российской национальной библиотеки, 2008

В частности, в это же время в 1828—1832 годах был построен новый монументальный корпус Императорской публичной библиотеки, ныне известный как корпус Росси Российской национальной библиотеки. Помимо них, также была построена с нуля Театральная улица, ведущая на площадь к театру и носящая ныне имя Зодчего Росси. На улице расположены пять монументальных офисных правительственных зданий, объединённых единым фасадом, что создаёт впечатление, что их всего два. Вся улица по длине, ширине и высоте зданий выполнена полностью соответствующей модным в то время канонам древнегреческой архитектуры. Ныне все здания, построенные в рамках проекта, признаны объектами культурного наследия России.

Несмотря на то, что основная часть объектов проекта была введена в строй в 1832 году, часть зданий по Театральной улице достраивались позднее, до 1834 года.

Крупнейшие корабли и суда

Даже во времена парусного флота постройка крупных военных кораблей была чрезвычайно затратным делом — у англичан даже в своё время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания её интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это в конечном счёте привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлёбывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.

Парусные 110-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Император Александр I»

Трёхполосные (трёхдечные) линейные корабли. В это время в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге было построено три корабля этого проекта:

  • «Император Александр I» — заложен 8 мая 1826 г., спущен на воду 13 октября 1827 г. Участвовал в подавлении польского мятежа 1831 года и в экспедиции в датские воды 1848—1850 годов;
  • «Император Пётр I» — заложен 5 декабря 1827 г., спущен на воду 2 мая 1829 г. Реально нёс 118 пушек. Стоимость корабля составила 443 тыс. рублей серебром[4]. Участвовал в Крымской войне 1853—1856 годов;
  • «Святой Георгий Победоносец» — заложен 5 декабря 1828 г., спущен на воду 15 октября 1829 г. Реально нёс 118 пушек. Участвовал в экспедиции в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1853—1856 годов.

Парусные 110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж») Черноморского флота

Трёхполосный (трёхдечный) линейный корабль. В феврале 1827 г. переименован в «Париж». Заложен 17 октября 1823 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен 23 сентября 1826 г. Реально нёс 112 пушек. Участвовал в войне с Турцией 1828—1829 годов.

Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Императрица Александра»

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту, доходившего до 96, назывались 84-пушечными. В это время в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге были построены первые три корабля этого проекта:

  • «Императрица Александра» — заложен 8 мая 1826 года, спущен на воду 19 октября 1827 года. Реально нёс 96 пушек. Участвовал в подавлении польского мятежа 1831 года, в Экспедиции Балтийского флота в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1853—1856 годов;
  • «Эмгейтен» — заложен 25 ноября 1827 года, спущен на воду 29 сентября 1828 года. Назван по имени трофейного линейного корабля, взятого в плен у шведов 22 июня 1790 года в Выборгском сражении (предыдущий линейный корабль, носивший это имя, спущенный на воду в 1822 г., с 1829 г. был переименован в «Кронштадт»). Реально нёс 94 пушки. Участвовал в подавлении польского мятежа 1831 года, в экспедиции Балтийского флота в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1853—1856 годов;
  • «Полтава» — заложен 5 декабря 1828 года, спущен на воду 12 октября 1829 года. Реально нёс 90 пушек. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1853—1856 годов.

Позднее были построены ещё пять кораблей этого проекта.

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.

  • «Императрица Мария» — заложен 23 сентября 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 17 октября 1827 г. Реально нёс 96 пушек;
  • «Чесма» — заложен 22 декабря 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1828 г. Реально нёс 91 пушку;
  • «Анапа» — заложен 22 июля 1828 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1829 г. Реально нёс 108 пушек;
  • «Память Евстафия» — заложен 11 мая 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 августа 1830 г. Реально нёс 108 пушек;
  • «Адрианополь» — заложен 27 августа 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 11 ноября 1830 г. Реально нёс 108 пушек;
  • «Императрица Екатерина II» — заложен 27 августа 1829 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 июля 1831 г. Реально нёс 96 пушек.
Линейный корабль «Азов» в бою (фрагмент картины Айвазовского «Сражение при Наварине»)

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Иезекиль»

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными. В это время были построены первые 15 кораблей серии:

Ещё десять кораблей этого типа были построены позднее.

64-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эммануил»

Лёгкий линейный корабль первоначально был заложен 24 февраля 1822 года в Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге как фрегат и спущен на воду 19 июля 1824 года. В связи с большими потерями линейных кораблей при наводнении 1824 года в 1826 году переклассифицирован в линейные корабли, для чего было изменено вооружение (64-пушечных фрегатов в русском флоте не было), а также, вероятно, и корпус для размещения дополнительных орудий. В связи с вышеизложенным корабль фактически вступил в строй, по-видимому, только в 1826 году. Корабль первым в отечественном флоте получил смешанную систему набора с металлическими элементами в носу, а также первым получил более простую по конструкции, но куда более совершенную круглую корму, улучшившую его мореходность и, особенно, прочность. Участвовал в войне с Турцией 1828—1829 годов.

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Санные гонки на Петербургском шоссе, 1848

Симферопольско-Алуштинское шоссе

Шоссе, в то время традиционно называвшееся Алуштинским в Симферополе и Симферопольским в Алуште, было построено в 1824—1826 годах. Хотя дорога с твёрдым покрытием была не очень длинной — около 45 вёрст, но пересекала Крымские горы, в связи с чем, несомненно, тянула по стоимости на крупный проект.[6][7]

Позднее шоссе было продлено до Ялты.

Белостокское шоссе в Царстве Польском

По всей видимости, в этотвремя было завершено наполовину построенное ещё при Алексадре I шоссе Белосток — Варшава, идущее от Белостока на запад и примыкавшее к ранее построенному шоссе Варшава — Августов у городка Вержбиц (ныне деревня Вержбица) в 3 км севернее города Сероцк[8].

Рудные месторождения

Начало золотодобычи в Сибири

Посёлок рудника Старый Берикуль, 2006

Крупномасштабная добыча и производство драгоценных металлов в Сибири развернулись ещё в конце XVII — начале XVIII вв., однако добывалось тогда лишь серебро. Золотодобыча в России началась в середине XVIII века на восточных склонах Урала (Берёзовские рудники). На «основной» же территории Сибири массовая добыча золота началась в 1828—1829 гг. в районе реки Сухой Берикуль в Томской губернии (ныне Тисульский район Кемеровская область). Ранее золото в этих местах добывал Егор Лесной (по одним сведениям, старообрядец-крестьянин, по другим — ссыльный). О том, что он нашел на Берикуле золотые месторождения, узнали богатые виноторговцы Андрей Яковлевич Попов и его племянник Феодот Иванович Попов. Поповы вложили огромные деньги в разведку золота (более 2 млн рублей). В 1829 г. прииск «1-я Берикульская площадь» дал 1 пуд 20 фунтов золота, в 1830 году — более 4,5 пудов, а к 1835 году добыча золота на приисках купцов Поповы выросла до 16 с лишним пудов. Уже в 1829 году в Сибири началась «золотая лихорадка» и рядом с приисками Поповых начали добычу золота и другие купцы.

География сибирской золотодобычи быстро расширялась. В 1830 году Поповыми было открыто золото в Салаирском кряже, в Коктекбинском, Красноярском и Минусинском округах Енисейской губернии, в 1832 году — в Ачинском уезде по рекам Урюпе, Абакане, Июсе и Казыре. В 1831 году Поповы владели уже более чем 120 приисками, на протяжении 1830-х гг. к добыче золота подключились около 200 предпринимателей, а разведкой занимались сотни поисковых партий. Впоследствии золотые месторождения были открыты не только в Средней, но и в Западной и Восточной Сибири. В итоге добыча золота стала одной из основных отраслей сибирской экономики и весьма поспособствовала росту населения Сибири в XIX веке.

Машиностроение

Реконструкция завода Берда в Санкт-Петербурге

В это время, получая постоянные крупные заказы на строительстве Исаакиевского собора и пароходов, активно расширялся крупнейший в стране частный машиностроительный завод Берда в Санкт-Петербурге.[9]

Наука и образование

Главный корпус СПБГТИ (ТУ) в первоначальном виде
Главный корпус СПБГТИ (ТУ), 2002 г.

Санкт-Петербургский практический технологический институт

Высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки «людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и или частями оных» — ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) — основано 28 ноября 1828 года по старому стилю, когда Николаем I было утверждено соответствующее Положение. Торжественное открытие кампуса института, в том числе трёхэтажного главного корпуса, и начало занятий состоялись 11 октября 1831 года.[10]

Проект, видимо, является крупным как в силу достаточно большого объёма строительства, так и в силу весьма высоких цен на необходимые промышленное оборудование, литературу и учебные пособия.

Гидротехнические сооружения

Канал герцога Александра Вюртембергского

Канал, соединявший Мариинскую водную систему (ныне Волго-Балтийский водный путь) с бассейном Северной Двины и при проектировании и строительстве называвшийся Кирилловским, а с 1920-х годов носящий название Северо-Двинского, проектировался ещё с начала XIX века. Однако в то время предпочтение было отдано Северо-Екатерининскому каналу, дублировавшему его через Каму. Однако после ввода в строй последнего в 1818 году стала окончательно ясна его неудобность, в связи с чем в 1823—1824 годах были проведены повторные изыскания и доработан проект канала, утверждённый в том же году Императором Николаем I. Стартовавшее после этого строительство (земляные работы были начаты в 1825 году) было завершено уже в мае 1828 года, а 23 августа того же года канал был назван в честь организовавшего его строительство главы российского Ведомства путей сообщения Александра, герцога Вюртембергского[11].

Проект предусматривал обустройство для прохода судов грузоподъёмностью до 160 тонн в общей сложности 67 вёрст (71 км) водных путей со строительством 17 км каналов с устройством 13 шлюзов.

Позднее, в 1834 году, на канале была построена плотина «Знаменитая», в 1861—1862 годах были удлинёны шлюзы, а в 1880-х канал был серьёзно реконструирован.

Фортификационные сооружения

Виды кладок гранитной облицовки стен укреплений крепости Динабург, 1845

Крепость Динабург — продолжение строительства

В это время в фактически вступившей в строй ранее крепости продолжались активные строительные работы, значительно её усилившие. В частности, были основаны форштадты (внешние поселения вокруг крепости), большое количество каменных оборонительных сооружений, облицованных гранитом[2], а также множество сооружений внутри крепости, в частности три трёхэтажные казармы на 500 человек, комендантский дом с путевым дворцом Императора, три дома для офицеров, госпиталь на 500 коек, острог на 400 арестантов и провиантский склад вместимостью 1256 тонн продовольствия.[12] Кроме того, в 1827 году было завершено строительство главного вала крепости длиной 5154 метра с гранитной облицовкой.

Крепость продолжали строить и позднее.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Полное собрание законов Российской империи, титульный лист 1830 г.

Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи

В самом начале своего царствования Николай I поручил Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии провести кодификацию законодательства Российской империи, то есть составить свод всех действующих законов. Для составления свода действующих законов также надо было собрать вообще все принятые к тому времени законы, что было весьма непросто — последний раз в более менее полном объёме российское законодательство было упорядочено более полутора веков назад (см. Соборное уложение Царя Алексея Михайловича 1649 г.). Отсутствие единого свода законов на протяжении многих десятков лет осложняло судопроизводство и ведение государственных дел.

Грандиозная работа по составлению и изданию Полного собрания законов была проведена c 25 апреля [7 мая] 1826 г. по 1 [13] апреля 1830 г. под руководством Михаила Михайловича Сперанского (ранее известного государственного деятеля в царствование Александра I).[3]

В 1830 г. было издано первое «Полное собрание законов Российской империи» в количестве 45 томов (за период с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. — от Соборного уложения Алексея I до конца царствования Александра I). В это издание вошли 30 920 актов, подробные хронологические и предметные указатели. В 1832 г. на основе Полного собрания законов было издано собрание всех действующих законов — «Свод законов Российской империи» в составе 15 томов. Эти два издания стали важнейшими справочниками в области российского законодательства, их сила и действие распространялись на всё устройство государственной и общественной жизни Российской империи. По сей день Полное собрание и Свод законов остаются важнейшими и масштабнейшими памятниками русского права.

После первого издания вплоть до 1916 г. каждый отдельный год публиковалось дополнение к Полному собранию законов. Свод законов полностью переиздавался в 1842 и 1857 гг., а впоследствии переиздавался частично (в 1885 г. был добавлен 16 том), при этом печатались ежегодные и сводные (раз в несколько лет) продолжения Свода законов с указанием на упразднённые и изменённые статьи.

Николай I усмиряет холерный бунт на Сенной площади Санкт-Петербурга, барельеф на памятнике Императору, 1850-е

Борьба с пандемией холеры и устранение её последствий

Прокатившаяся в 1829—1834 (1854) годах почти по всей планете холера не обошла стороной и Россию, пройдя по ней в 1830—1831 годах. Были затрачены огромные средства на карантинные мероприятия, уход за больными и подавление холерных бунтов, вызванных недоверием непросвещённык слоёв общества к врачам и карантинным мерам. Подобные бунты захлестнули в то время не только Россию, но и прочие европейские страны. Кроме того, были и другие затраты, в частности в Москве для успокоения общественности во время эпидемии издавалась бесплатная газета «Ведомость о состоянии города Москвы».

Переболел холерой и сам Император Николай I, лично участвовавший в борьбе с распространением болезни в Москве. Позднее 22 июня 1831 года он также лично усмирял холерный бунт в Санкт-Петербурге, куда инфекция всё-таки сумела добраться.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. В то время стены из крупных хорошо подогнанных гранитных блоков были почти неуязвимы для артиллерии того времени. В крепости Динабург применялась очень дорогая, но самая прочная из возможных кладка стен из шестигранных гранитных призм, конструкция и качество изготовления которой при инспекции крепости генералом Опперманом в 1825 году описывалось так: «кладка каменных стен и сводов настолько хороша, что лучшей и требовать нельзя» и «способы построек эскарпов усовершенствовались до того, что дальнейшего усовершенствования и не требуется».
  3. В царствование Николая I под руководством Сперанского также была осуществлена кодификация ряда специальных и местных законодательств, в том числе были составлены свод военных постановлений в 12 томах, свод законов остзейских и западных губерний, свод законов Великого княжества Финляндского.[1]