Крупные российские проекты (Павел I, 1796-1801): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
Сверхтяжёлый по тому времени линейный корабль, соответствовавший в глазах современников нынешнему ударному атомному авианосцу. Первый в России и второй в мире корабль более чем 120-пушечного ранга, уступавший по размерам только не вполне удачному с точки зрения манёвренности четырёхдечному испанскому линейному кораблю «Сантисима Тринидад». После гибели последнего в Трафальгарском сражении в 1805 году — крупнейший боевой корабль в мире до списания в 1814 году. Назван фактически в честь фаворитки Императора, чьё имя Анна именно так и переводится. Заложен 25 февраля 1799 года в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 2 августа 1800 года с помощью разработанной И. П. Кулибиным системы блоков. Корабль являлся последним достижением гонки вооружений того времени: имел улучшенные пропорции, металлические крепления корпуса и диагональные связи набора, улучшавшие прочность конструкции, а также медную обшивку, защищавшую днище корабля от обрастания и биологических повреждений в тёплых водах.<sup>[http://shipsondesk.info/forum/3-74-1]</sup> Стоимость корабля составила 500 тыс. рублей серебром<sup>[http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4390]</sup>. | Сверхтяжёлый по тому времени линейный корабль, соответствовавший в глазах современников нынешнему ударному атомному авианосцу. Первый в России и второй в мире корабль более чем 120-пушечного ранга, уступавший по размерам только не вполне удачному с точки зрения манёвренности четырёхдечному испанскому линейному кораблю «Сантисима Тринидад». После гибели последнего в Трафальгарском сражении в 1805 году — крупнейший боевой корабль в мире до списания в 1814 году. Назван фактически в честь фаворитки Императора, чьё имя Анна именно так и переводится. Заложен 25 февраля 1799 года в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 2 августа 1800 года с помощью разработанной И. П. Кулибиным системы блоков. Корабль являлся последним достижением гонки вооружений того времени: имел улучшенные пропорции, металлические крепления корпуса и диагональные связи набора, улучшавшие прочность конструкции, а также медную обшивку, защищавшую днище корабля от обрастания и биологических повреждений в тёплых водах.<sup>[http://shipsondesk.info/forum/3-74-1]</sup> Стоимость корабля составила 500 тыс. рублей серебром<sup>[http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4390]</sup>. | ||
[[Файл:Реплика фрегата Благодать, Петровская набережная.jpg|thumb|200px|left|Реплика фрегата «Благодать» на Петровской набережной Санкт-Петербурга]] | |||
В дальнейшем корабль участвовал во всех наполеоновских войнах, которые вела Россия. В настоящее время в Санкт-Петербурге имеется современная копия корабля «Фрегат Благодать», на которой размещаются рестораны и банкетные залы. | В дальнейшем корабль участвовал во всех наполеоновских войнах, которые вела Россия. В настоящее время в Санкт-Петербурге имеется современная копия корабля «Фрегат Благодать», на которой размещаются рестораны и банкетные залы. | ||
Версия от 00:42, 4 мая 2023
Здесь приведены крупные российские проекты времён Павла I, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 7 (18) ноября 1796 года по 12 (24) марта 1801 года.
Границы периода обусловлены вступлением Павла I Петровича Рыцарственного на российский престол после смерти его матери, Императрицы Екатерины II Великой 6 (17) ноября 1796 года, и свержением (убийством) Павла I во время дворцового переворота в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Символы нации
Михайловский замок
Императорский дворец, названный в честь Архангела Михаила, ныне также известен как «Инженерный замок» из-за размещавшегося в нём позднее Главного инженерного училища. Дворец проектировался с 1784 года при непосредственном участии самого Павла I, причём к моменту начала строительства было разработано уже 13 вариантов проекта дворца.
Указ о строительстве дворца на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны был подписан 28 ноября 1796 года. Непосредственно строительство дворца началось 26 февраля (9 марта) 1797 года. Само строительство по требованию Павла I велось стахановскими темпами — до 6000 рабочих под руководством сразу нескольких архитекторов строили дворец днём и ночью при свете фонарей и факелов. Также для строительства дворца использовались материалы, заготовленные для других строек и даже разбирались отдельные дворцовые строения в других местах.
Дворец был введён в строй (торжественно освящён) в день святого Архангела Михаила 8 (21[2]) ноября 1800 года. При этом отделочные работы продолжались до марта 1801 года. Всего лишь через 40 дней после переезда в Михайловский замок Император Павел I был убит заговорщиками.
Общая стоимость строительства замка составила 6 171 069 рублей.
Реконструкция Гатчинского дворцово-паркового комплекса
Подаренный Екатериной II Павлу I недавно построенный дворец с парком и после восшествия его на престол продолжал играть роль императорской резиденции. Серьёзная реконструкция дворцово-паркового комплекса началась ещё до восшествия Павла I на престол[2] и особенно ускорилась с 1796 года, а завершилась только в 1800 году — в её ходе были серьёзно перестроены и увеличены с одного до трёх этажей оба каре, сделана новая отделка парадных залов, устроен огороженный бастионами большой плац для парадов. Также были проведены большие работы по перепланировке парка со строительством новых павильонов, каменных ворот и мостов, и ещё был построен небольшой Приоратский дворец (в то время — просто Приорат), являвшийся представительством Мальтийского ордена.
В таком виде дворец просуществовал до 1840-х гг., когда началась его очередная серьёзная реконструкция.
Крупнейшие корабли и суда
130-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Благодать»
Сверхтяжёлый по тому времени линейный корабль, соответствовавший в глазах современников нынешнему ударному атомному авианосцу. Первый в России и второй в мире корабль более чем 120-пушечного ранга, уступавший по размерам только не вполне удачному с точки зрения манёвренности четырёхдечному испанскому линейному кораблю «Сантисима Тринидад». После гибели последнего в Трафальгарском сражении в 1805 году — крупнейший боевой корабль в мире до списания в 1814 году. Назван фактически в честь фаворитки Императора, чьё имя Анна именно так и переводится. Заложен 25 февраля 1799 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1800 года с помощью разработанной И. П. Кулибиным системы блоков. Корабль являлся последним достижением гонки вооружений того времени: имел улучшенные пропорции, металлические крепления корпуса и диагональные связи набора, улучшавшие прочность конструкции, а также медную обшивку, защищавшую днище корабля от обрастания и биологических повреждений в тёплых водах.[3] Стоимость корабля составила 500 тыс. рублей серебром[4].
В дальнейшем корабль участвовал во всех наполеоновских войнах, которые вела Россия. В настоящее время в Санкт-Петербурге имеется современная копия корабля «Фрегат Благодать», на которой размещаются рестораны и банкетные залы.
110-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Ягудиил»
Заложен 6 декабря 1799 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 17 ноября 1800 года. Стоимость корабля составила 430 тыс. рублей серебром[5].
74-пушечные корабли Балтийского флота типа «Ярослав»
74-пушечные линейные корабли составляли основу отечественных эскадр того времени. В это время в Архангельском адмиралтействе в дополнение к пятнадцати кораблям этого типа, введённым в строй ранее, были построены последние четыре корабля серии:
- «Северный Орёл» — заложен 21 сентября 1794 года, спущен на воду 2 мая 1797 года.
- «Москва» — заложен 21 августа 1798 года, спущен на воду 22 мая 1799 года.
- «Ярослав» — заложен 21 августа 1798 года, спущен на воду 22 мая 1799 года.
- «Святой Пётр» — заложен 12 ноября 1798 года, спущен на воду 22 июля 1799 года.
74-пушечный корабль Балтийского флота «Зачатие Святой Анны» (типа «Ретвизан»)
В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе по чертежу трофейного линейного корабля «Ретвизан», захваченного у шведов в 1790 году, был построен линейный корабль «Зачатие Святой Анны». Корабль был заложен 25 февраля 1799 года, спущен на воду 3 мая 1800 года.
74-пушечные линейные корабли Черноморского флота типа «Святой Пётр»
74-пушечные линейные корабли составляли основу эскадр того времени. В это время в дополнение к двум, построенным ранее, в Херсонском адмиралтействе были построены последние пять кораблей этого типа:
- «Симеон и Анна» — заложен 15 ноября 1795 года, спущен на воду 19 июля 1797 года.
- «Михаил» («Святой Михаил») — заложен 31 октября 1796 года, спущен на воду 20 июня 1798 года.
- «Тольская Богородица» — заложен 9 марта 1798 года, спущен на воду 7 августа 1799 года.
- «Мария Магдалина Вторая» — заложен 9 марта 1798 года, спущен на воду 7 августа 1799 года.
- «Святая Параскева» — заложен 4 ноября 1798 года, спущен на воду 6 ноября 1799 года.
72-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Архистратиг Михаил»
Корабль, реально нёсший 64 пушки, был построен по чертежу трофейного линейного корабля «Эмгейтен», захваченного у шведов в 1790 году. Заложен 25 февраля 1799 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 3 мая 1800 года.
68-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Варахаил»
Заложен 6 ноября 1798 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 12 октября 1800 года.
66-пушечный линейный корабль «Победа» типа «Азия»
Последний в крупной серии кораблей, 27 из которых были введены в строй ранее. Заложен 11 сентября 1795 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1797 года. В 1801 году перечислен из Балтийского флота в Черноморский, воевал в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море, а также участвовал в войне с Турцией 1809…1812 гг. на Чёрном море.
Металлургическая промышленность
Металлургическое производство Луганского литейного завода
См. Луганский литейный завод (первый пусковой комплекс).
Машиностроение
Луганский литейный завод (первый пусковой комплекс)
Решение о строительстве крупного металлургического и машиностроительного предприятия на юге страны для снабжения, прежде всего, Черноморского флота и войск на турецкой границе более дешёвым вооружением было принято 14 (25 ноября) 1795 года по результатам проведённых ранее изысканий руд и углей в Донбассе. Екатерина II издала указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля», который гласил:
В Славяно-сербском уезде Екатеринославской губернии учредить литейный завод. Употребить на это важное дело 715733 рубля, оставшихся от вооружения Черноморского флота. Определить заводу до трёх тысяч мастеровых и поселян. |
Фактически же строительные работы развернулись ещё с ранней весны 1794 года с широким участием опытных в угольной металлургии английских специалистов. Проектом предусматривалось обширное гидротехническое строительство с каналом, плотинами, резервуарами и крупной мельницей, а также создание угольных шахт в районе балки Лисичьей (ныне Лисичанск), первый уголь на которых был добыт в апреле 1796 года. Первая домна завода, впервые в стране работающая на коксе, была введена в строй 16 октября 1800 года.
Полностью завод вошёл в строй позднее в 1804 году, когда были завершены мельница и цех с паровой машиной для механической обработки орудийных стволов. Вокруг завода вырос крупный город Луганск.
Новое Адмиралтейство и реконструкция Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
Основная статья: Адмиралтейские верфи
В 1799 году началась радикальная реконструкция Галерной верфи в Санкт-Петербурге, которую в связи с упразднением галерного флота перепрофилировали в универсальное предприятие, способное производить все суда военного назначения, вплоть до самых крупных. Предприятие было официально переименовано в Новое Адмиралтейство и приступило к производственной деятельности в 1800 году. Одновременно с 1797 года была проведена реконструкция работавшего с единой системой складов с Новым Адмиралтейством и Санкт-Петербургского адмиралтейства, особенно в части укреплений. С 1800 года оно было переименовано в Главное Адмиралтейство. В это же время, скорее всего, оба адмиралтейства пополнились оборудованием и персоналом закрытых в 1800 году верфей в Галерной гавани и на Галерном островке. В это же время в 1798 году при Главном Адмиралтействе было организовано Училище корабельной архитектуры (ныне Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»). Учитывая, что несколько ранее оборудование полноценных верфей в Кронштадте оценивалось в грандиозные 9 млн рублей, создание Нового адмиралтейства, пусть и наверняка в разы более дешёвое, однозначно достигло размеров крупного проекта, а прочие работы по комплексному развитию адмиралтейских верфей эту сумму только увеличили.
Завод Берда
Основная статья: Адмиралтейские верфи
Уже в это время, судя по всему, очень быстро достиг крупных размеров Завод Берда — фактически производственное объединение, занимавшееся не только металлургией и машиностроением, основанное в 1792 году мастером Адмиралтейства Фрицем (Френсисом) Морганом как литейно-инструментальная мастерская, работавшая по заказам Адмиралтейства. В 1792 году компаньоном, а с 1794 года и зятем Моргана становится другой работавший в России шотландский инженер Карл (Чарльз) Берд, сумевший в короткий срок сильно развить предприятие. В 1796 году Морган умер и Берд стал фактически единоличным владельцем завода, который с этого года размещался уже в четырёх каменных корпусах и имел собственную верфь. Тогда же на заводе, выпускавшем очень широкую номенклатуру изделий металлургического и механообрабатывающего производств начинается создание, по-видимому, первых в России паровых машин уаттовского (современного) типа. Посетивший завод в 1800 году Император Павел I, в результате, был настолько впечатлён ультрасовременным по тому времени производством, что потребовал внедрить аналогичные машины, единственным отечественным производителем которых в то время был Берд, и в казённых адмиралтействах. В 1800 же году завод получил разрешение на строительство первых двух крупных коммерческих судов и выпустил за год продукции на 151 652 рублей.
Ныне завод является частью предприятия Адмиралтейские верфи.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы
Казармы лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге
Увлечённый военным делом Павел I в рамках своей военной реформы начал строительство каменных военных городков. Первым образцовым комплексом такого типа стали построенные в 1798…1800 годах архитекторами Ф. И. Волковым и Ф. И. Демерцовым Семёновские казармы. Это был целый комплекс каменных зданий, включавший, помимо собственно офицерских и солдатских казарм, образовавших каре вокруг плац-парада, штабные, складские и вспомогательные помещения, а также полковой госпиталь и церковь (которая, видимо, существовала ранее).
Часть зданий того периода — несколько казарм и госпиталь — сохранились до наших дней в перестроенном виде.
Усадьба «Останкино»
К этому времени на территории давно обустраиваивавшейся усадьбы вводятся в строй целый ряд объектов, фактически завершающих ансамбль в целом — это парк «Увеселительный сад» (1794), пейзажный парк с прудами (1797) и, главное, большой дворец-театр, построенный в 1794…1797 годах и являвшийся крупнейшим крепостным театром того времени. Причём крепостным он мог считаться уже лишь условно, поскольку проходившие там в это время грандиозные для того времени постановки требовали участия до 170 человек, в том числе вольнонаёмного персонала.
Строительство дворца-театра и усадьбы неразрывно связано с известной романтической историей о женитьбе графа Шереметьева на дочери кузнеца, крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, для которой, по сути, всё это и было построено. И, по-видимому, вполне справедливо, поскольку без её участия Шереметьев, весьма вероятно, спился бы гораздо раньше.[6]
Михайловский замок
См. раздел Символы Нации.
Гидротехническое строительство
Суворовские военные каналы
В 1791—1798 годах на приграничном со Швецией в то время озере Сайма, ныне находящемся на территории Финляндии, была построена система из четырёх относительно небольших каналов, обеспечивающих свободный проход речных судов в обход контролируемого Швецией и хорошо укреплённого в то время пролива Пуумала. Инициатором строительства выступил руководивший в то время укреплением северо-западных подступов к Санкт-Петербургу А. В. Суворов, частью проекта которого являлось строительство каналов, называемых также просто Суворовскими каналами. Несмотря на небольшой размер каналов, местами их пришлось прорубать сквозь скалу, а также строить множество зданий и сооружений, необходимых для нормальной эксплуатации, охраны и обороны системы каналов.
В связи с установлением российского контроля над проливом Пуумала по результатам войны 1808—1809 гг. Суворовские военные каналы в 1816 году были переданы гражданской администрации и в основном функционируют до сих пор, большей частью в качестве туристических объектов.
Фортификационные сооружения
Омская крепость — завершение строительства
По-видимому, именно в это время в построенной ранее второй Омской крепости была завершена неспешная замена временных деревянных сооружений на постоянные каменные. В частности, в 1791—1794 гг. были заменены каменными все четыре въезда в крепость, в том числе и ставшие впоследствии символом Омска Тарские ворота. В 1769—1773 гг. был построен каменный Воскресенский собор, в 1791 г. — каменная лютеранская кирха, а в 1781—1782 гг. — каменное здание гауптвахты. Окончание же работ, по-видимому, ознаменовалось вводом в строй в 1799 году каменного комендантского дома.
Береговые укрепления морской крепости Ахтиар (Севастополь)
Основанная при Екатерине II главная военно-морская база Черноморского флота Севастополь в этот период была переименована в Ахтиар и развивалась сравнительно слабо из-за того, что Павел I предпочитал экономить на флоте, вкладывая основную часть средств в сухопутные войска. При этом, несмотря на то, что основная часть совместно разработанного А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым «Плана Севастопольским укреплениям» выполнена не была, в 1797 году была закончена начатая в 1794 году существенная модернизация, а фактически постройка заново вырубанием в камне трёх крупных приморских фортов — Александровского, Константиновского и Николаевского, укреплённых в том числе и с суши. При этом только на Николаевском форте в амбразурах размещались 80 орудий, а ещё 60 могли быть при необходимости установлены за дополнительным бруствером, расположенном позади и выше основной линии бастионов.[7] При этом, хотя сами форты обошлись сравнительно дёшево, большое количество требовавшейся для их вооружения артиллерии делало, по-видимому, проект крупным.
Крепость и город успешно развивались и модернизировались и позднее.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Военная реформа
При Павле I, значительную часть своего внимания уделявшего российской армии, в ней были проведены довольно-таки радикальные реформы. Прежде всего, немыслимым стало типичное для екатерининских времён явление, когда офицеры годами не появлялись в своих полках — теперь и офицеры, и генералы имели отпуск не более 30 дней. Срок службы солдат вместо пожизненного был ограничен 25 годами. Едва ли не впервые в Европе были учреждены награды для солдат. Вместе с введением новой военной формы впервые в армейской форме появились зимние вещи — шинели, утеплённые жилеты, а также валенки и шубы для несения караула. Началось строительство каменных военных городков казарменного типа — под казармы был передан Екатерининский дворец в Москве, а в Санкт-Петербурге построены Казармы лейб-гвардии Семёновского полка.
По мнению некоторых военных историков, время правления Павла I — одно из немногих в отечественной, да и мировой, истории, когда у каждого солдата действительно имелось решительно всё, что ему полагалось.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ Для перевода дат памятных дней, связанных с церковью, на новый стиль добавляют 13 дней (текущая разница между григорианским и юлианским стилями) к дате по старому стилю, независимо от того, в XVI или в XIX веке произошло событие. [1]
- ↑ Развод караула.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|