Херсонское адмиралтейство
Херсонское адмиралтейство — историческое судостроительное предприятие в Херсоне, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 19 ноября 1778 года. В 1829 году окончательно прекратило деятельность в связи с переводом всего оборудования и персонала в Николаевское адмиралтейство, проработав до этого момента чуть более 50 лет под первоначальным названием.
Всего за время деятельности предприятия на нём было построено[1]:
- 43 линейных[1] корабля различных рангов (вне зависимости от реального числа орудий):
- 110-пушечных кораблей — 18;
- 74-пушечных кораблей — 9;
- 66-пушечных кораблей — 16.
- Бомбардирских судов — 3;
- Люгеров (разведывательных судов) — 2;
- Транспортных судов — 8;
- Мелких судов — 110.
История предприятия
Предыстория предприятия
1737 год — в ходе Русско-турецкой войны 1735—1739 на правом (северном) берегу нижнего течения Днепра построено российское укрепление Александр-Шанц.
10 (21) июля 1774 года — по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору с Турцией, завершившему Русско-турецкую войну 1768—1774 годов, правый берег устья Днепра отошёл к России.
декабрь 1775 года — Императрицей Екатериной II Великой одобрен план адмирала А. Н. Сенявина, предлагавшего организовать строительство кораблей будущего Черноморского флота под прикрытием Александр-Шанца (на месте будущего Херсона) с последующей достройкой в Днепровском лимане.
8 сентября 1778 года — по проекту главного архитектора Адмиралтейств-коллегий М. Н. Ветошкина заложена Херсонская крепость, в которую в дальнейшем было интегрировано Херсонское адмиралтейство.
Российская Империя
19 ноября 1778 года — заложено Херсонское адмиралтейство. Первый камень был освящён архиепископом Славянским и Таврическим Никифором.
26 мая 1779 года — заложен 66-пушечный линейный[1] корабль «Святая Екатерина», впоследствии недостроенный.
1780—1786 годы — строится серия из пяти 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава Екатерины».
1783—1785 годы — построен 50-пушечный фрегат «Святой Георгий Победоносец», с 1788 по 1793 годы числившийся линейным[1] кораблём.
1784 год — Потёмкин распорядился достроить недостроенный 66-пушечный линейный[1] корабль «Святая Екатерина» как 50-пушечный фрегат, однако при осмотре оказалось, что стапель сгнил, а набор корпуса нуждается в переборке.
1785 год — недостроенный 66-пушечный линейный[1] корабль «Святая Екатерина» разобран на стапеле. В том же году в Херсоне создано Черноморское адмиралтейское правление, отвечавшее в те годы за всё кораблестроительные предприятия и весь военный флот на Чёрном море.
1785—1787 годы — построены 50-пушечные фрегаты «Апостол Андрей» и «Александр Невский» типа «Апостол Андрей», с 1788 по 1793 годы числившиеся линейными[1] кораблями.
1786 год — российской контрразведкой раскрыта 36-летняя английская шпионка Кравен, урожденная графиня Беркли, добывавшая секретные сведения о Херсонском адмиралтействе и Херсонской крепости.[2]
1786—1789 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина».
1786—1787 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Иосиф II» (с 15 марта 1790 года «Рождество Христово»). Корабль был спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II, в честь которого и был назван в ходе Таврического вояжа Екатерины II.
12—17 мая 1787 года — в ходе Таврического вояжа в специально построенном путевом дворце на территории Херсонского адмиралтейства пять дней прожила Императрица Екатерина II.
15 мая 1787 года — в предельно торжественной обстановке спущены на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и императора Австрии Иосифа II 80-пушечный линейный[1] корабль «Иосиф II», 66-пушечный линейный корабль «Святой Владимир» и 50-пушечный фрегат «Александр Невский».
1789—1790 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 40/46 орудиями «Навархия» («Вознесение Господне»), числившийся до 1793 года кораблём.
1789—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Богоявление Господне».
1790—1791 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 66-пушечный линейный корабль «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа»).
1793 год — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Счастливый».
1794—1799 годы — строится серия из семи 74-пушечных линейных кораблей типа «Святой Пётр», первыми в отечественном флоте получивших сплошную палубу от бака до юта, что позволило увеличить их огневую мощь и упростить управление парусами.
1795—1796 годы — построен 50-пушечный фрегат «Михаил».
1798—1800 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 68-пушечный линейный корабль «Варахаил».
1799—1800 годы — на предприятии построены 110-пушечный линейный корабль «Ягудиил» и 44-пушечный фрегат «Назарет».
1801 год — на предприятии построен 54-пушечный фрегат «Крепкий».
1801—1802 годы — на предприятии построен 110-пушечный линейный корабль «Ратный».
1801—1804 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Правый» — первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом.
1803—1804 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Воин».
1805—1806 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Лилия».
1806—1818 годы — строится серия из десяти 74-пушечных линейных кораблей типа «Анапа». Ещё один аналогичный корабль был построен в Николаевском адмиралтействе.
1806—1814 годы — на предприятии построена серия из трёх 110-пушечных линейных кораблей типа «Полтава».
1809—1811 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Африка» типа «Воин».
1812—1813 годы — на предприятии построены два 32-пушечных фрегата типа «Везул».
1816—1817 годы — построен 44-пушечный фрегат «Евстафий».
1818 год — в Николаевском адмиралтействе построено паровое землечерпательное судно, приступившая к существенному углублению местного фарватера, впоследствии завершённому 7 мая 1829 года[3] и приведшему к резкому повышению конкурентоспособности Николаевского адмиралтейства по сравнению с Херсонским, где также была проблема с мелководным баром в устье Днепра.[4]
1818—1821 годы — на предприятии построен 110-пушечный линейный корабль «Император Франц».
1822—1823 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Пимен».
1822—1824 годы — построен 44-пушечный фрегат «Штандарт», реально нёс до 60 орудий.
1824—1825 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Иоанн Златоуст».
1827 год — после принятия решения о закрытии предприятия началась транспортировка его оборудования в Николаевское адмиралтейство.
1829 год — предприятие окончательно прекратило свою деятельность[5].
Последующие события
1902 год — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях.
1951 год — в Херсоне специально для коммерческого судостроения создан Херсонский судостроительный завод, производивший впоследствии суда водоизмещением до 60 тыс. тонн.
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- 66-пушечный линейный корабль «Святой Павел» типа «Слава Екатерины» (построен в 1780—1785 годах) — линейный корабль, отличившийся под командованием Ф. Ф. Ушакова в сражении у острова Фидониси (ныне Змеиный).
- 80-пушечный линейный корабль «Рождество Христово» (до 15 марта 1790 года «Иосиф II») (построен в 1786—1787 годах) — спущен на воду в присутствии Императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Первый столь крупный корабль отечественного военно-морского флота с нормальной осадкой на Чёрном море. Флагманский корабль Ф. Ф. Ушакова в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов, в частности в Керченском сражении 1790 года, сражении у мыса Тендра и в сражении при Килиакрии.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|