Красное Сормово

Материал из Русского эксперта
Версия от 11:37, 24 октября 2024; Бульдозер (обсуждение | вклад) (→‎Примечания)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Leftquotes.pngИскусство строить кораблиRightquotes.png
Девиз завода

Публичное акционерное общество «Завод «Красное Сормово» (официальное сокращённое название ПАО «Завод «Красное Сормово») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в Нижнем Новгороде. Образовано 21 июля 1849 года как «Нижегородская машинная фабрика» (в некоторых источниках фигурирует название «Сормовская машинная фабрика»).

История наименований предприятия:

  • 1849 год — Нижегородская машинная фабрика.
  • 1872 год — создано Акционерное общество «Сормово»[1].
  • 1913 год — создан Концерн «Коломна-Сормово».
  • 1918 год — Завод «Сормово» национализирован.
  • 1922 год — Завод «Красное Сормово».
  • 1930-е годы — Завод № 112.
  • 1948 год — заводу присвоено имя А. А. Жданова.
  • 19?? год — заводу возвращено название «Красное Сормово» (в советское время имени А. А. Жданова; с 1994 года акционирован).

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется в основном на строительстве коммерческих судов среднего водоизмещения класса «река-море». В советское время завод производил также подводные лодки, в том числе атомные, кроме самых крупных — из-за расположения на реке.

История предприятия

Предыстория создания завода

8 марта 1849 года — тайный советник князь Лев Викторович Кочубей, полковник князь Владимир Александрович Меньшиков и отставной гвардии поручик Дмитрий Егорович Бенардаки создают в Санкт-Петербурге компанию Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства, поставившую целью производство и эксплуатацию пароходов на Волге, для чего было решено построить завод по производству пароходов, на что было выделено 500 тыс. рублей серебром.

30 июня 1849 года — компания купила у вдовствующей помещицы Крюковой участок земли под строительство предприятия между деревнями Соромово и Мышьяковка, «начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовой, вниз по течению реки Волги, вдоль правого её берега».

Российская Империя

21 июля 1849 года — Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю, купленную под предприятие. Этот день считается датой его рождения.

24 июля 1849 года — расчищена площадка под строительство корпусов предприятия.

Ноябрь 1849 года — предприятие в основном построено и приступило к производственной деятельности. Завод, построенный по проекту отставного майора Алексея Ивановича Узатиса, представлял собой три здания: среднее (оно же главное) — двухэтажное, с нижним каменным и верхним деревянным этажами, где располагались, помимо прочих, токарное и слесарное отделения, и два боковых здания, в одном из которых были размещены чугунолитейное и кузнечное производство, а в другом — котельная мастерская. Также были построены верфь для сборки судов, пять жилых флигелей и склады[2]. Оборудование мастерских, закупленное в Бельгии и смонтированное осенью 1849 года имело привод с помощью трансмиссий от двух стационарных паровых машин мощностью 5 и 25 л. с. С этого времени и до 1854 года на заводе работало около 100 человек.

Май 1850 года — спущен на воду первый пароход, построенный на предприятии — деревянный колёсный пароход-«забежка»[3] «Ласточка».

1856 год — после проведённого технического перевооружения численность работающих на предприятии превысила 600 человек.

1858 год — на предприятии построена первая в стране землечерпательница.

Февраль 1860 года — единоличным хозяином предприятия становится скупивший все акции компании, называвшейся в то время Нижегородской машинной фабрикой, Дмитрий Егорович Бенардаки.

1870 год — на предприятии построена первая в стране мартеновская печь для выплавки стали. За представленные после этого на Всероссийской промышленной выставке в Санкт-Петербурге стальные болванки завод был награждён бронзовой медалью. В этом же году после смерти Дмитрия Бернадаки управляющим завода его наследниками поставлен К. М. Окунев.

Пароход «Переворот», 1903

1871 год — на заводе построен первый в бассейне Волги двухъярусный пароход «Переворот» (позднее «Колорадо»).

1872 год — наследниками Бернадаки создано Акционерное общество «Сормово», учреждённое «для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий, построения машин, судов, подвижного состава для железных дорог, рельсов и прочего…». В связи с этим завод был реконструирован под нужды вагоностроения. В его составе были построены вагонный цех и связанные с ним колесная, деревообделочная и бандажная мастерские. В других цехах и мастерских также было установлено новое оборудование, а кузнечный и прокатный цеха были дополнительно расширены. В этом же году за представленную на Большой политехнической выставке в Москве сталь завод был награждён Большой золотой медалью этой выставки.

1876 год — по государственному заказу заводом выпущено 1150 вагонов.

1877 год — предприятием выпущено 1500 вагонов, полувагонов и платформ.

1882 год — за представленные на XV Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве пассажирский кресло-кроватный вагон I класса и вагон-ледник для перевозки мяса завод удостоен права изображения на изделиях Государственного герба России.

1887 год — по заказу нефтяной компании «Товарищество Братьев Нобель» предприятие построило свой первый морской танкер.

1894 год — на базе предприятия образовано новое, более солидное Акционерное общество «Сормово» — «Сормовские сталелитейные, железоделательные, чугунные и меднолитейные, механические, судостроительные, паровозо- и вагоностроительные заводы». В связи с этим предприятие прошло очередную реконструкцию, в ходе которой были построены новые цеха.

100-й паровоз, построенный на заводе (серия Од), 1899
Паровоз серии Од в цехе завода, 1903

1896 год — на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке завод повторно удостоен права изображения на изделиях Государственного герба России.

1898 год — на предприятии началось производство паровозов, ставших на долгое время одним из основных видов продукции завода.

1898—1902 годы — на предприятии построены первые для него 404 паровоза серии Од «Нормального типа 1897 г.».

1902 год — на заводе построены две паровые машины для крейсера «Очаков».

1902—1907 годы — на предприятии построены 698 паровозов серии Ов «Нормального типа 1901 г.» и близкого к нему «Нормального типа 1904 г.».

Чертежи первого в мире теплохода «Вандал», 1903
Пожарно-спасательный катер «Гаситель» («Царёв»), 2004

1903 год — на заводе построен первый в мире теплоход и первый в мире дизель-электроход — танкер «Вандал».[1] В том же году на заводе был построен пожарно-спасательный катер «Царёв» (с 1926 года «Гаситель») — ныне музейный корабль в Волгограде.

1905 год — на заводе построен 1000-й паровоз, в связи с чем были выпущены памятные жетоны.

1906 год — в колесопрокатном цехе было организовано производство стальных дисковых катаных колёсных центров (ранее использовались менее совершенные спицевые колёсные центры), поставлявшихся, в том числе, и другим вагоностроительным заводам.

1908 год — на предприятии построены три паровоза серии Ос (с 1912 года Оп) с пароперегревателями.

1910 год — предприятием за свою продукцию получены Большие золотые медали на сельскохозяйственной выставке в Елизаветграде (за двигатель «Бронса») и выставке в Екатеринославе (за двигатель «Лиценмайер-Сормово»), а также Большая серебряная медаль выставки в Санкт-Петербурге (за двигатель «Лиценмайер»).

1910—1911 годы — по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман» на заводе построены пассажирские пароходы «Н. В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко». Первый из них — «Н. В. Гоголь» — впоследствии стал самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации и на 2016 год[2], то есть не менее 105(!) лет.

Паровоз С.224, 1918

1911 год — закончено проектирование первого разработанного на предприятии паровоза — им стал пассажирский «Паровоз типа 1-3-1 „Прери“ Сормовского завода», получившего в 1912 года название «паровоз серии С», также на предприятии в этом году были построены последние два паровоза типа О.

1911—1918 годы — на предприятии выпущены 384 паровоза серии С, параллельно выпускавшихся и на других заводах.

1912 год — полный контроль над предприятием получил Международный коммерческий банк. В этом же году предприятие выпустило 50-тысячный вагон. Им оказался свежеразработанный и запущенный в этом же году в производство, оборудованный паровой машиной «вагон-самоход», в современных терминах рельсовый автобус.

1913 год — предприятие объединили с его главным конкурентом — Коломенским машиностроительным заводом, которым также к этому времени владел Международный коммерческий банк — в концерн «Коломна-Сормово».

1914 год — по заказу известной в то время транспортной компании «Самолёт» введён в строй крупный и шикарный по тем временам речной пассажирский пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» и, по-видимому, однотипный ему «Великая княжна Татьяна Николаевна». Первый из них, в 1917 году стал называться «Алёша Попович», а в 1918 году — «Володарский». Впоследствии этот пароход стал одним из самых долгоэксплуатировавшихся речных судов, будучи списан только в 1989 году, через 75 лет после начала эксплуатации, включавшей и участие в Сталинградской битве, что сделало его достаточно известным.

Советская Россия

Памятник первому советскому танку Русский «Рено» с личным именем «Борец за свободу тов. Ленин» (копия) у проходной завода, 2010

18 июня 1918 года — завод национализирован.

1920 год — на заводе собран первый танк отечественной сборки современного типа «Борец за свободу тов. Ленин».

1922 год — завод переименован в «Красное Сормово».

Паровоз серии Су, 2005

1925—1927 годы — на предприятии выпущено 38 паровозов серии Су. Серия была разработана на базе сормовского паровоза типа С и стала самым массовым пассажирским паровозом СССР.

1930—1931 годы — на заводе частично построена подводная лодка Щ-304 («Комсомолец», «Язь», «Ударник», «Баржа № 550») типа Щ («Щука») серии III, достроенная после доставки в транспортном доке на Балтийском заводе в Ленинграде в 1931—1934 годах. Подводная лодка, ставшая первой построенной на заводе, впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне на Балтике.

1931 год — на заводе выпущены первые советские думпкары (вагоны-самосвалы).

1 января 1932 года — спецкомиссией ВСНХ принято решение о приоритетном развитии на предприятии судостроения, большей частью военного, в связи с чем производство железнодорожной техники на заводе стало сворачиваться.

1932—1935 годы — на заводе построена подводная лодка Щ-308 («Сёмга») типа Щ («Щука») серии V-бис. Подводная лодка впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне на Балтике.

1933 год — на предприятии построен 3000-й паровоз.

Краснознамённая подводная лодка Щ-311

1933—1936 годы — на заводе построены три подводные лодки типа Щ («Щука») серии V-бис 2: Щ-309 («Дельфин»), Щ-310 («Белуха») и Щ-311 («Кумжа»). Все три подводных лодки впоследствии в целом очень успешно участвовали в Финской (Зимней) и Великой Отечественной войнах на Балтике, где первая из них стала гвардейской, а остальные две — краснознамёнными. При этом Щ-311 стала самой результативной подводной лодкой Финской войны, но она же единственная из трёх погибла во время Великой Отечественной войны.

1934 год — на предприятии прекращён выпуск железнодорожных вагонов.

Подводная лодка Щ-324, 1940

1934—1937 годы — на заводе построены шесть подводных лодок типа Щ («Щука») серии X, три из которых первоначально были заложены и строились на территории Коломенского завода имени Куйбышева, но силами завода «Красное Сормово». В их число входили впоследствии краснознамённые Щ-323, Щ-324 и Щ-313 (Щ-421), а также гвардейская Щ-314 (Щ-422).

1936—1937 годы — по проекту Коломенского завода серийно строятся узкоколейные (750 мм) паровозы серии 157.

Копия рубки подводной лодки С-13 в Нижегородском кремле, 2013

1936 — август 1941 года — на предприятии построено 9 подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис. К началу войны были введены в строй шесть из них, ещё три были сданы флоту в конце июня — июле 1941 года. Помимо них, в это время на предприятии были заложены и спущены на воду, но не достроены ещё 12 подводных лодок этой серии. Среди построенных в это время на предприятии подводных лодок серии IX-бис была и подводная лодка С-13 — впоследствии краснознамённая и одна из самых прославленных подводных лодок отечественного военно-морского флота, уверенно держащая первое место по общему тоннажу потопленных судов в Великую Отечественную войну. Она же, как считается, совершила самую стратегически важную победу в истории, утопив вместе с лайнером «Вильгельм Густлофф» множество курсантов-подводников, что оставило новейшие подводные лодки Германии, вполне способные создать множество проблем союзникам в Атлантике, без экипажей. Также среди них были впоследствии краснознамённые С-101 и С-104.

1936—1940(?) годы — на предприятии построены три монитора проекта 1190 типа «Хасан». Их сборку проводили на заводе № 368 в Хабаровске, где они были введены в строй в 1942—1946 годах.

1934 год — на предприятии прекращён, как оказалось впоследствии временно, выпуск паровозов.

1937 — август 1941 года — на предприятии построено 32 подводные лодки типа М («Малютка») серии XII (проект 40). Поскольку с августа 1941 года завод был перепрофилирован, а лодки этого типа после снятия части выступающих элементов легко перевозились по железной дороге, для окончательной сборки и проведения испытаний 14 подводных лодок, не вступивших к этому времени в строй, были переданы другим судостроительным и судоремонтным заводам в Астрахани, Баку, Мурманске и Молотовске (ныне Северодвинске), причём данные в источниках, какую где лодку достраивали, зачастую есть только приблизительные. Впоследствии две из подстроенных предприятием подлодок этой серии стали гвардейскими и две — краснознамёнными.

Order of Red Banner of Labor thumb.png

1939 год — к 90-летнему юбилею предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.

1939—1940 годы — на заводе строятся четыре подводных лодки типа Щ («Щука») серии X-бис, затем отправленные по частям для окончательной сборки на Завод № 194 в Ленинграде. Все они были спущены на воду в 1941 году, однако впоследствии только два корабля из четырёх были окончательно достроены.

Передача флоту сормовской подводной лодки М-104 «Ярославский комсомолец» серии XII, 1943

Апрель 1941 — октябрь 1941 года — на предприятии строятся, по разным данным, 6 или 8 подводных лодок типа М («Малютка») серии XV (проект 96). Поскольку с августа 1941 года завод был полностью перепрофилирован, субмарины сначала законсервировали, а в 1943 году 6 из них отправили для достройки на Завод № 402 (ныне Севмаш) в Молотовске (ныне Северодвинск); там была полностью достроена одна подводная лодка, одна переоборудована в плавучее нефтехранилище, а ещё четыре были отправлены после войны для достройки на Заводе № 196 в Ленинграде, где их наконец и достроили. По некоторым источникам, ещё две подводные лодки, заложенные на заводе 20 июня 1941 года, а не в 1947 году, хранились на заводе Красное Сормово (в то время Завод № 112) и были достроены уже после войны также на Заводе № 196 в Ленинграде.

Август 1941 года — в связи с передачей завода в другой наркомат и его соответствующим переходом к выпуску танков, прервано строительство 12 достраивавшихся на плаву подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис. Для завершения работ они были распределены между Заводом № 638 им. Сталина в Астрахани (по разным источникам,[4] 6 или 7 подводных лодок) и Заводом № 402 в Молотовске (одна С-17), ещё, по разным источникам, 4 или 5 субмарин были законсервированы и достраивалась позднее на самом предприятии. Позднее 8 из этих 12 подводных лодок были достроены по улучшенному проекту серии IX-бис 2.

Характерные особенности танка Т-34 обр. 41-го года выпускавшемся на завода № 112 «Красное Сормово».
Танк Т-34-85 позднего выпуска.

19 сентября 1941 года — завод официально передан наркомату танковой промышленности. На заводе налажено производство танков Т-34, впоследствии выпускавшихся в различных модификациях. Также завод во время войны выпускал снаряды для ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня «Катюша».[3][4]

Order of Lenin third type.jpg

1943 год — за успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов завод награждён орденом Ленина.

Лето 1943 года — построен первый в стране опытный катер на подводных крыльях (самоходная модель) А-4.

Конец 1943 года — заводом разработана новая башня для танка Т-34, послужившая основой его модернизации до Т-34-85.

Orden-otechestvennoy-voyny A0078505.jpg

1945 год — предприятие награждено орденом Отечественной войны I степени за выпуск танков и оборонной продукции.

1945(1942?)—1947 годы — хранившиеся на плаву 4 или 5 недостроенных подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис достроены по улучшенному проекту серии IX-бис 2 того же типа.

1947 год — на предприятии строятся, по некоторым данным, 5 подводных лодок типа М («Малютка») серии XV (проект 96). Все они для окончательной сборки были вскоре отправлены на Заводе № 196 в Ленинграде, при этом часть источников указывает, что 2 из 5 субмарин были заложены не в 1947 году, а находились на заводе на консервации с 1941 года.

1947 — I квартал 1951 года — в связи с острой необходимостью на предприятии временно возобновлено производство паровозов и выпущено 410 паровозов серии Су.

1948 год — заводу присвоено имя А. А. Жданова.

Теплоход «Курск» проекта 11, 1985

1948—1956 годы — на заводе параллельно со Сталинградским судоремонтным заводом крупной серией (порядка 120—130 судов) строятся речные теплоходы-сухогрузы проекта 11 (типа «Большая Волга») грузоподъёмностью 2000 тонн.

Order of Lenin third type.jpg

1949 год — к 100-летнему юбилею завод награждён вторым орденом Ленина.

1951 год — на предприятии окончательно прекращено производство паровозов. К этому моменту на предприятии было выпущено в общей сложности более 3800 паровозов.

Подводная лодка проекта 613 в походе

1950—1956 годы — на заводе построено 116(!) средних подводных лодок проекта 613.

1953 год — на предприятии начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.

1955—1958 годы — на заводе модернизирована по проекту 640 подводная лодка С-149 проекта 613, на которой размещена радиолокационная станция для противовоздушной обороны побережья.

1956 год — в связи с переходом от бандажных составных железнодорожных колёс к более совершенным цельнокатаным, на предприятии остановлено производство катаных центров колёс.

1956—1958 годы — на заводе по проекту П613 модернизирована с установкой контейнера для запуска крылатых ракет П-5 подводная лодка С-146 проекта 613, предназначенная для испытаний ракетного комплекса П-5.

Теплоход «Сарапул» проекта 576, 2011

1956—1968 годы — на предприятии серийно строятся речные сухогрузные теплоходы проекта 576 типа «Шестая пятилетка»[5].

1957 год — на заводе построено первое в стране пассажирское судно на подводных крыльях — «Ракета» («Ракета-1»). Дальнейшее серийное производство судов этого типа было организовано уже на Феодосийском судостроительном заводе «Море» в Феодосии.

1957—1958 годы — на заводе модернизирована подводная лодка С-148 проекта 613, превращённая в научно-исследовательское судно «Северянка», предназначенное для ведения подводных исследований в интересах Министерства рыбного хозяйства.

Подводная лодка проекта 633

1957—1961 годы — на заводе построено 20 средних подводных лодок проекта 633.

Теплоход «Советский союз» на почтовой марке

1958 год — на Брюссельской международной выставке предприятие награждено двумя Большими золотыми медалями за дизель-электроход «Советский Союз» и за разъездной катер на подводных крыльях.

1958—1959 годы — на заводе спущены на воду оба дизель-электрохода проекта 20 (тип «Ленин») — «Ленин» (1958) и «Советский Союз» (1959). Трёхпалубные пассажирские теплоходы, предназначенные для круизов и скоростных линий, резко выделялись размерами, мощностью и комфортабельностью от ранее построенных отечественных речных пассажирских судов. Оба судна стали флагманами отечественного речного флота в то время, что сделало их, наряду с международным признанием, достаточно знаменитыми.

1958—1960 годы — на заводе модернизированы по проекту 644 шесть подводных лодок проекта 613, на каждой из которых установлено по два контейнера с крылатыми ракетами П-5.

1959—1961 годы — на заводе модернизирована по проекту 613С подводная лодка С-43 проекта 613, на которой размещено различное вновь разработанное спасательное оборудование. В это же время на предприятии были модернизированы по проекту 640 ещё три подводных лодки проекта 613, на которых размещены радиолокационные станции для противовоздушной обороны побережья.

Судно на подводных крыльях «Спутник»

1960—1961 годы — на заводе модернизированы по проекту 665 две подводных лодки проекта 613, на каждой из которых установлено по четыре контейнера с крылатыми ракетами П-5.

1960—1962 годы — на заводе модернизирована по проекту 666 подводная лодка С-63 проекта 613, превращённая в экспериментальную спасательную подводную лодку, оснащённую также построенным на предприятии в это время самоходным спасательным аппаратом УПС.

1961 год — на заводе построили крупнейшее в мире на тот момент пассажирское судно на подводных крыльях «Спутник», впоследствии установленное в качестве корабля-музея в Тольятти.

Подводная лодка проекта 651

1961—1968 годы — на предприятии построены 14 дизель-электрических подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 651. Одна из этих подводных лодок — К-24 (с 1977 года Б-24) впоследствии была установлена в качестве корабля-музея в Пенемюнде, Германия.

Атомная подводная лодка проекта 670 «Скат»

1964—1972 годы — на предприятии построены все 11 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 670 «Скат».

1966—1968 годы — на заводе модернизирована для испытаний астрокорректора «Символ» по проекту АВ611С подводная лодка Б-78 «Мурманский комсомолец» проекта АВ611.

1967—1969 (1970) годы — на заводе модернизирована для испытаний перспективных технологий снижения сопротивления по проекту 633Л подводная лодка С-350 проекта 633.

1969—1970 годы — на сдаточной базе завода в Севастополе модернизирована с установкой гелиевого оборудования экспериментальная спасательная подводная лодка С-63 проекта 666.

1969—1978 годы — на заводе построено 5 спасательных подводных снарядов проекта 1837.

OrderOctoberRevolution.gif

1970 год — предприятие награждено орденом Октябрьской Революции.

Подводный крейсер проекта 671РТ «Сёмга»

1970—1983 годы — на заводе построено 7 автономных рабочих снарядов для подводных работ проекта 1839.

1971—1978 годы — на предприятии построены четыре атомных подводных крейсера проекта 671РТ «Сёмга», один из которых был достроен на Ленинградском адмиралтейском объединении в Ленинграде, где параллельно велось строительство таких же подлодок. Ещё один — пятый — аналогичный корабль, заложенный на предприятии в 1975 году, был впоследствии снят со строительства и разобран на стапеле.

Подводная лодка проекта 641Б

1971—1982 годы — на заводе построены все 18 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 641Б. Среди них были три, ставшие впоследствии кораблями-музеями: Б-307 — в Тольятти Самарской области; Б-396 «Новосибирский комсомолец» — в Москве и Б-515 — в Гамбурге, Германия.

Атомная подводная лодка проекта 670М «Чайка» на перископной глубине, 1986

1972—1980 годы — на предприятии построены все шесть атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 670М-1 «Чайка».

1978—1981 годы — на заводе построено 4 спасательно-рабочих подводных снарядов проекта 1837К.

1979—1984 годы — построен головной атомный подводный крейсер проекта 675 «Барракуда» К-239.

1979—1986 годы — на предприятии прошла модернизацию по проекту 651Э большая дизель-электрическая подводная лодка с крылатыми ракетами Б-68. Получившая в результате вспомогательную ядерную энергетическую установку для медленного, но долгого подводного хода подводная лодка стала единственным кораблём такого типа в истории мирового кораблестроения, поскольку в других странах проекты такого рода разрабатывались, но до металла не доводились.

МТВ «Даугава», 2014

1980 год — введён в строй созданный на заводе морской транспорт вооружений (транспорт-ракетовоз) «Даугава» проекта 1791Р «Кальмар-3», предназначенный для перевозки и погрузки на носители крылатых и межконтинентальных баллистических ракет атомных подводных крейсеров.

Подводная лодка Б-808 «Ярославль» проекта 877

1980—1986(1989?) годы — на заводе модернизирована для отработки энергоустановки на топливных элементах по проекту 613Э подводная лодка С-273 проекта 613, переименованная после этого в СС-273.

1982—1989 годы — на заводе построено четыре спасательных глубоководных аппарата проекта 18550 «Приз».

1982—1991 годы — на заводе построено 14 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» и его модификаций, пять из которых пошли на экспорт (два корабля закупил Алжир и по одной подлодке получили Польша, Румыния и Индия), ещё три аналогичные лодки были достроены позднее, уже после развала СССР в начале 1990-х, а последняя — 18-я — и вовсе уже при Путине.

1983—1990 годы — на заводе построено четыре поисково-обследовательских подводных аппарата проекта 18392.

1984—1987 годы — построен второй и последний в серии атомный подводный крейсер проекта 675 «Барракуда» К-276.

Подлодка Б-534 «Нижний Новгород»

1986—1991 годы — на заводе был построен головной атомный подводный крейсер К-534 проекта 945А «Кондор», а также был заложен второй и последний корабль этого проекта К-336, достроенный позднее.

1988—1998 годы — на предприятии строилась, но не была доделана опытовая подводная лодка Б-90 «Саров», достроенная уже позднее на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Рубка подлодки в 1998 году была установлена на территории завода в качестве памятника к его 150-летию.

Российская Федерация

1991—1993 годы — на заводе был достроен заложенный ранее атомный подводный крейсер К-336 проекта 945А «Кондор».

Подводная лодка проекта 877 перевозится в Китай

1991—1994 годы — на заводе, в дополнение к 14 выпущенным при советской власти, были достроены заложенные ранее три подводные лодки проекта 877 «Палтус» различных модификаций, при этом два из трёх кораблей были построены на экспорт в Китай. В это же время была заложена, но в 1994 году временно снята со строительства аналогичная подводная лодка Б-340, достроенная впоследствии по улучшенному проекту уже позднее при Путине.

1994 год — завод был преобразован в акционерное общество с сохранением названия.

Лето 2003 года — недостроенная опытовая подводная лодка Б-90 «Саров» была перевезена для достройки на завод «Севмаш» в Северодвинске.

2003—2004 годы — построены три сухогруза проекта 00101 «Русич» дедвейтом 5500 тонн.

2003—2006 годы — на заводе достроена подводная лодка 373 Yuan Zhend 73 Hao проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая, строительство которой под названием «Б-340» по более раннему проекту было прервано в 1994 году.

2006—2007 годы — построено пять сухогрузов проекта RSD17 дедвейтом 6350 тонн. Один из них стал первым судном российской постройки, сертифицированным по ужесточённому экологическому стандарту ECO.

2011—2016 годы — на заводе серийно строятся танкеры проекта RST27 дедвейтом в реке/море 5400/6980 тонн, всего их в этот период было построено 23 единицы.

2013—2014 годы — заводом для ООО «П.ТрансКо» в интересах ПАО «Северсталь» построено 10 несамоходных барж проекта 82.[6]

2015 год — форма собственности предприятия изменена с открытого акционерного общества на акционерное общество.

2016 год — форма собственности предприятия изменена с акционерного общества на публичное акционерное общество.

2017—2018 годы — на заводе построена серия из пяти танкеров-химовозов проекта RST27М.

2017—2020 годы — на предприятии построено первое в стране за многие десятилетия круизное пассажирское судно «Мустай Карим» проекта PV300.[7]

2017 год — настоящее время (2023) — на предприятии строится в несколько этапов серия из, как минимум, 40 многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD59.[8][9]

2020 год — настоящее время (2022, план 2024) — заводом одновременно строится партия из 5 краболовов-процессоров проекта КСП01.

2023 год — настоящее время (2023) — на предприятии строится серия из трёх круизных лайнеров проекта 00840 смешанного река-море плавания.[10]

Знаменитые корабли, суда и танки, построенные на предприятии

Первый в мире теплоход «Вандал» на марке Азербайджана

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Танкер «Вандал» (построен в 1902—1903 годах) — первый в мире теплоход и первый в мире дизель-электроход. Построен по заказу и при использовании двигателей «Товарищества братьев Нобель», которые установили после буксировки судна в Санкт-Петербург. Был предназначен специально для доставки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург по Мариинской системе каналов. Имел три дизельных двигателя общей мощностью 120 л. с. Головной в серии из трёх судов. Проработал до 1913 года, после чего, по-видимому, был разрезан на металлолом.
Катер «Гаситель», 2005
  • Пожарно-спасательный катер «Гаситель» (изначально «Царёв») (построен в 1903 году) — пожарно-спасательный катер был переименован в 1926 году в «Гаситель». Активно участвовал в Сталинградской битве, затонул в октябре 1942 года, поднят после войны и проработал до 1966 года, когда был списан и затоплен напротив Волгограда. Снова поднят в 1974 году и в 1976 году установлен на монументе в Волгограде в качестве корабля-музея. Памятник регионального значения.
Пароход «Н. В. Гоголь», 2009
  • Пассажирский пароход «Н. В. Гоголь» (построен в 1910—1911 годах) — построен по заказу Северного пароходного общества «Котлас — Архангельск — Мурман». Впоследствии стал самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации и на 2016 год[11], то есть не менее 105(!) лет. Памятник регионального значения.
Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна»
  • Пассажирский теплоход «Володарский» (изначально «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Алёша Попович») (построен в 1913(?)—1914 годах) — крупный и шикарный по тем временам речной пассажирский пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» был построен по заказу известной в то время транспортной компании «Самолёт». В 1917 году стал называться «Алёша Попович», а в 1918 году — «Володарский». Впоследствии пароход стал одним из самых долго эксплуатировавшихся речных судов, будучи списан только в 1989 году, через 75 лет после начала эксплуатации, включавшей и участие в Сталинградской битве, что сделало его достаточно известным. Тогда же было принято принципиальное решение о превращении судна в музей, однако эти планы реализованы не были, поскольку подрядившаяся восстановить его фирма обязательств не выполнила, а в 2000 году на его борту произошёл пожар, после чего остатки корпуса парохода были разобраны на металл.
Копия танка «Борец за свободу товарищ Ленин» у проходной завода, 2010
  • Танк «Борец за свободу товарищ Ленин» (построен в 1920 году) — танк, выполненный на заводе по образцу неполнокомплектного трофейного французского танка Рено FT-17 стал первым отечественным танком классической компоновки и первым танком, построенным в советский период. Заводом в то время была выпущена целая партия аналогичных танков с именами собственными, известные под общим названием «Рено русский», однако ни одного танка этого типа не сохранилось, поскольку после снятия с вооружения в 1930 году все они были разобраны на металл.
Подводная лодка Щ-309, 1942
  • Гвардейская подводная лодка Щ-309 (построена в 1933—1935 годах) — подводная лодка серии V-бис 2 (тип «Щ» в названии означает «Щука», изначально имела собственное им «Дельфин»). Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах. В ходе последней выполнила 8 боевых походов, потопив 4 вражеских судна. Гвардейская с 1 марта 1943 года. Списана в 1949 году и впоследствии разделана на металл.
  • Краснознамённая подводная лодка Щ-310 (построена в 1933—1936 годах) — подводная лодка серии V-бис 2 (тип «Щ» в названии означает «Щука», изначально имела собственное имя «Белуха»). Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах, в ходе которых выполнила 7 боевых походов, достоверно потопив 3 вражеских судна. Краснознамённая с 6 марта 1945 года. С 1949 года — С-310. Списана в 1953 году, утилизирована в 1958 году.
Краснознамённая подводная лодка Щ-311,
17 мая 1941
  • Краснознамённая подводная лодка Щ-311 (построена в 1933—1936 годах) — подводная лодка серии V-бис 2 (тип «Щ» в названии означает «Щука», изначально имела собственное им «Кумжа»). Самая результативная подлодка Советско-финской войны, в ходе которой за один боевой поход потопила два судна. Краснознамённая с 7 февраля 1940 года. В Великой Отечественной войне выполнила 4 боевых похода, в последнем из которых 14 октября 1942 года погибла.
  • Краснознамённая подводная лодка Щ-323 (построена в 1934—1936 годах) — подводная лодка серии X (тип «Щ» в названии означает «Щука»). Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах, где выполнила 2 и 4 боевых похода соответственно. Краснознамённая с 17 января 1942 года. Затонула 1 мая 1943 года после подрыва на донной неконтактной мине.
Подводная лодка Щ-324, 1940
  • Краснознамённая подводная лодка Щ-324 (построена в 1934—1936 годах) — подводная лодка серии X (тип «Щ» в названии означает «Щука»). Участвовала в Советско-финской и Великой Отечественной войнах, где выполнила по два боевых похода, причём в 1940 году выполнила возврат из боевого похода подо льдом без каких-либо приспособлений для подлёдного плавания. Краснознамённая с 21 апреля 1940 года. Погибла по невыясненным обстоятельствам в боевом походе в ноябре 1941 года.
  • Краснознамённая подводная лодка Щ-313 (Щ-405, Щ-421) (построена в 1934—1937 годах) — подводная лодка серии X (тип «Щ» в названии означает «Щука»). Заложена на Коломенском заводе, но строилась там силами коллектива завода «Красное Сормово». С 1939 года вошла в состав Северного флота. В годы войны совершила 6 боевых походов, достоверно потопила один транспорт. Краснознамённая с 3 апреля 1942 года. Подорвалась на мине в подводном положении 8 апреля 1942 года, после чего, потеряв оба винта, двигалась, используя импровизированный парус из чехлов дизелей на перископе. Утром 9 апреля обнаружена посланной на помощь подводной лодкой К-22. Хотя из-за волнения моря буксировка не удалась и лодку пришлось затопить торпедой, выпущенной с лодки К-22 при появлении противника, зато весь экипаж был благополучно эвакуирован.
  • Гвардейская подводная лодка Щ-314 (Щ-406, Щ-422) (построена в 1934—1936 годах) — подводная лодка серии X (тип «Щ» в названии означает «Щука»). Заложена на Коломенском заводе, но строилась там силами коллектива завода «Красное Сормово». Во время Великой Отечественной войны выполнила 15 боевых походов. Гвардейская с 25 июля 1943 года. Корабль погиб в боевом походе при невыясненных до конца обстоятельствах, по-видимому, в первой декаде июня 1943 года.
Краснознамённая подводная лодка С-13 на российской марке, 1996
  • Краснознамённая подводная лодка С-13 (построена в 1938—1939 годах) — подводная лодка серии IX-бис (тип «С» в названии означает «Средняя» или «Сталинец»). Подводная лодка, как считается, провела самую успешную в плане далеко идущих последствий торпедную атаку в истории Человечества, утопив 30 января 1945 года немецкое судно (вооружённый лайнер) «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25,5 тыс. тонн, на борту которого, помимо прочего, находились 918 военнослужащих 2-й учебной дивизии подводных сил, что полностью сорвало ввод в строй последней крупной и весьма совершенной серии германских подводных лодок, оставшихся без экипажей. Также подводная лодка потопила крупный вооружённый войсковой транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14,6 тыс. тонн и ещё четыре парохода поменьше. Таким образом, подводная лодка стала наиболее результативной в отечественном военно-морском флоте по суммарному тоннажу потопленных судов, достигшему 44,1 тыс. тонн, а две наиболее результативные атаки, выполненные без каких-либо нарушений законов и обычаев войны, тем не менее входят в число крупнейiих морских катастроф (на 2016 год 5 и 16 строки списка соответственно). Лодка была награждена орденом Красного Знамени 20 апреля 1945 года. В 1957 году подводная лодка была списана и затем разобрана. Флаг корабля находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в Москве, а копия рубки установлена на территории Нижегородского Кремля.
  • Гвардейская подводная лодка М-62 (М-59) XII серии типа М («Малютка») (построена в 1938—1940 годах) — введена в строй на Балтике, осенью 1940 года перевезена на Чёрное море. Участвовала в Великой Отечественной войне. Гвардейская с 22 июля 1944 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 25 боевых походов, списана в 1953 году.
Памятник подводной лодке М-104 «Ярославский комсомолец» в Ярославле
  • Гвардейская подводная лодка М-35 (М-68) XII серии типа М («Малютка») (построена в 1939—1941 годах) — проходила испытания на заводе № 198 в Николаеве. Участвовала в Великой Отечественной войне. Гвардейская с 31 мая 1943 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 30 боевых походов, с 1953 года плавучая зарядная станция ПЗС-16, списана в 1956 году.
  • Подводная лодка М-104 «Ярославский комсомолец» XII серии типа М («Малютка») (построена в 1940—1941 годах) — заложена на заводе «Красное Сормово», достраивалась на заводе № 402 в Молотовске (ныне Северодвинске), окончательно доделывалась и проходила испытания на Судоремонтном заводе Главного управления Севморпути в посёлке Роста в Мурманске. Участвовала в Великой Отечественной войне на Северном флоте, где выполнила шесть боевых походов, после чего в 1944 году была переведена на Черноморский флот. Выведена из боевого состава флота 17 августа 1953 года, после чего служила в качестве кабинета боевой подготовки КБП-27. Летом 1955 года переведена на Каспийское море, где 27 декабря 1956 года переформирована в учебно-тренировочную станцию УТС-32. В 1958 году затонула в Бакинском военном порту, но была поднята. Исключена 19 сентября 1960 года и впоследствии разобрана на металл. В Ярославле кораблю установлен памятник в виде копии рубки с частью корпуса. Кроме того, отдельные небольшие элементы подводной лодки были переданы в ярославский Музей боевой славы, где экспонируются до сих пор.
  • Краснознамённая подводная лодка М-111 XII серии типа М («Малютка») (построена в 1940—1941 годах) — проходила испытания на заводе № 198 в Николаеве. Участвовала в Великой Отечественной войне. Награждена орденом Красного Знамени 22 июля 1944 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 29 боевых походов, с 1953 года — плавучая зарядная станция ПЗС-18, списана в 1954 году.
  • Краснознамённая подводная лодка М-117 XII серии типа М («Малютка») (построена в 1940—1941 годах) — достраивалась и проходила испытания на заводе № 198 в Николаеве. Участвовала в Великой Отечественной войне. Награждена орденом Красного Знамени 22 июля 1944 года. Выполнила в Великой Отечественной войне 14 боевых походов, списана в 1953 году.
Теплоход «Ленин»
Теплоход «Советский Союз»
  • Пассажирские теплоходы «Ленин» и «Советский Союз» (спущены на воду в 1958 и 1959 годах соответственно) — дизель-электроходы проекта 20 (тип «Ленин») — трёхпалубные пассажирские теплоходы, предназначенные для круизов и скоростных линий, резко выделявшиеся размером, мощностью и комфортабельностью от ранее построенных отечественных речных пассажирских судов. Оба судна стали флагманами отечественного речного флота в то время, что сделало их, наряду с международным признанием, достаточно знаменитыми. Пароход «Ленин» сгорел во время ремонта в 1984 году, а «Советский Союз» сохраняется на плаву в нерабочем состоянии.
Судно на подводных крыльях «Спутник» в Тольятти
  • Пассажирское судно на подводных крыльях «Спутник» (построено в 1961 году) — крупнейшее на тот момент в мире пассажирское судно на подводных крыльях проекта 329, выполненное в значительной мере из лёгких сплавов. Из-за проблем с вибрацией и экономичностью в серию не пошло, но находилось в эксплуатации вплоть до аварии при столкновении с топляком (плавающим деревом) в 1965 году. Впоследствии было установлено на постаменте на набережной в Тольятти.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Общество было перерегистрировано в 1894 году под тем же названием.
  2. По терминологии того времени — запасные сараи.
  3. Пароход такого типа перевозил якорь, подтягиваясь к которому с помощью лебёдки, другое судно могло идти против течения.
  4. Сомнение вызывает место достройки подводной лодки С-22. Судя по срокам работ, её достраивали всё же в Астрахани, но в источниках часто указывается и Красное Сормово.