Вопрос о гомосексуальности Чайковского
Пётр Ильич Чайко́вский (25 апреля/7 мая 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября/6 ноября 1893, Санкт-Петербург) — один из крупнейших русских и мировых композиторов, дирижер, педагог, музыкальный критик и журналист.[1]
Помимо своего обширного (более 80 произведений) музыкального насления, Чайковский также известен слухами о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Разбору данного мифа посвещена данная статья.
Опровержение мифа
Комментарий Михаила Буянова
Интервью 2003 года
Издание Аргументы и факты № 49 (1206) от 03 декабря 2003[3]
Во-первых, шла речь о личности самого Чайковского, которая определялась его психастеническим (тревожно-мнительным) характером. У таких людей (психастеников) имеется несколько доминирующих свойств. Одно из них постоянное самокопание в сочетании с самообвинениями — иными словами, склонность постоянно анализировать свои поступки, видеть эти поступки в мрачном свете и преувеличивать собственные недостатки, раздувая их до размеров порока. Это отражено в многочисленных письмах композитора, где довольно часто встречаются фразы вроде «мои пороки», «моя порочная натура», «я мерзкий»[1] и т. д.
Другая главная черта психастаников — Ипоходрия, при которой больной ищет у себя (и, как правило, находит) всякие несуществующие болезни и по этой причине любит «ходить по врачам». Хождение по врачам для Чайковского было не слишком удачным, но вот с психиатрами ему повезло — он консультировался у известных в то время психиатров И. М. Балинского[2] и француз Теофиль Д’Аршамбо, которые не оставили (по нормам врачебной этики) подробных воспоминаний о своем великом пациенте, но кое-что можно восстановить из их лекций и дискуссий с коллегами. Точно можно сказать, что в медицинских, в том числе психиатрических кругах никаких разговоров о гомосексуализме Чайковского не ходило. Более того: при его жизни подобное обвинение вообще не выдвигалось.
Во-вторых, обсуждался факт его неудачной женитьбы как «доказательство» его гомосексуальности. В 37 лет Чайковский женился на Антонине Милюковой. Чайковский отзывался о женитьбе не иначе как о «катастрофе» — даже в зрелом возрасте композитор не обзавелся талантом к семейной жизни. До свадьбы он писал, что «надо жениться», «продолжить род» (кстати, после распада брака он писал то же самое). Правда, брак оказался неудачным из-за несовместимости характеров — союз с женщинами истерического темперамента категорически противопоказан тревожно-мнительным людям. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.
Как всегда, Чайковский во всем обвинил себя. Его отчаяние было столь велико, что тогда, единственный раз в жизни, он был на грани самоубийства (даже топиться пробовал). Заработал воспаление легких и впал в тяжелую депрессию. А Милюкова вскоре попала в психиатрическую больницу и пробыла в ней до конца жизни.
В-третьих, обсуждалась гипотеза о самоубийстве Чайковского. Считается, что он выпил воды с холерным вибрионом, что является сплетнями и слухами[3]. Психастеникам не свойственно кончать жизнь самоубийством, особенно в случае Чайковского, страдающего от навязчивого страха смерти (танатофобия).
В-четвертых, обсуждалась ориентация младшего брата Петра Ильича, Модеста Чайковского. Буянов признает, что тот, возможно, был гомосексуалистом, обращая внимания, что остальные сиблинги были гетеросексуалами и оставили немалое потомство.
Интервью 2010 года
Издание Новости Королева от 05 ноября 2010 года[4]
Михаил Иванович, откуда вообще родилось суждение, что Чайковский — гей?
При его жизни подобных разговоров не было совсем. Появились они несколько десятилетий спустя. И первой слух пустила некая Пургольд. Она была студенткой Чайковского и однажды написала ему письмо, в котором требовала, чтобы он женился на ней, в противном случае грозила покончить с собой. Но Чайковский был научен горьким опытом и никак не отреагировал на шантаж. Ведь до этого точно таким же образом его женила на себе другая студентка. Получив ее письмо, он очень переживал, что может стать причиной гибели молодой девушки. Их брак был недолгим. Чайковский понял, что совершил ошибку и развелся, до конца жизни оставшись один. А его бывшая супруга Антонина Милюкова потом попала в психиатрическую больницу, где провела 21 год вплоть до своей смерти. Это была, судя по нашим данным, истеричная дама с вялотекущей шизофренией. Если бы Чайковскому попалась психически здоровая женщина, она, возможно, нашла бы к нему ключики, оставляла бы его в покое, чтобы он мог заниматься творчеством. Но теперь вы понимаете почему трюк Пургольд не прошел. Она потом приставала к Мусоргскому, жила какое-то время с Римским-Корсаковым (в умении соблазнять талантливых музыкантов ей не откажешь). Так вот еще Римский-Корсаков говорил ей, чтобы она не болтала ерунды про Чайковского, на которого была всю жизнь сильно обижена. Впрочем, тогда слух о якобы нетрадиционной ориентации Петра Ильича был неопределенным и неясным. Эту сплетню вспоминали крайне редко и ей мало кто верил. Так было до тех пор пока в 1985 -м году в парижском журнале «Континент» не напечатали статью русской эмигрантки, которая утверждала (совершенно без всякой аргументации), что Чайковский- гей. Это были времена перестройки в СССР, так что скандальный слух, пущенный из-за границы, лег на благодатную почву. |
Почему именно психиатры решили спасти доброе имя гения?
Однажды группа психиатров, в число которой я входил, в рамках своей конференции посетила музей-усадьбу Чайковского в Воткинске. Сотрудницы музея подошли к нам и, стесняясь и робея, спросили: «Правда, что все психиатры думают, будто Чайковский был гомосексуалом?». Мы сильно удивились, но крыть эту карты было на тот момент нечем. Тогда профессор Василий Банщиков (ныне покойный, а в то время зав.кафедрой психиатрии в 1-м московском медицинской институте) дал мне указание: «Вот вы этим делом и займитесь». С тех пор я досконально изучил все архивные документы о Чайковском, его переписку, любые упоминания о его жизни у современников и особенно, разумеется, у врачей и т.д. Перед мной стояла задача разобраться по сути в трех скандальных слухах: первый, что Чайковский был геем, второй - что он покончил с собой именно из-за этого, третий - что он вообще был душевнобольным. |
И с чего вы начали?
С последнего. Изучил психологический портрет композитора. Оказалось, что Чайковский как многие талантливые люди с детства отличался особенностью (мы, врачи, условно называем ее тревожной мнительностью). Он также как Чарльз Дарвин или Павлов был очень застенчивым, чрезмерно деликатным и аккуратным, дотошным, близко к сердцу принимал любые неудачи и винил в них только себя. Вообще считал себя источником всех несчастий. Но все это проявление его психастенического характера, а не какая-то грубая патология. С точки зрения психиатрии он был совершенно ЗДОРОВ. Если его нрав и приносил кому неприятности- так только ему самому. Таким людям сложно жениться, решиться на что-то серьезное, они все время боятся чем-то заболеть. А спасения ищут в творчестве, где чувствуют себя наиболее комфортно. И если бы не особенности характера Чайковского, мы, возможно, лишились бы гениального композитора. |
Но ведь известно, что Чайковский ходил по психиатрам…
Это действительно так. Из-за своего трагического отношения к миру, страхов (особенно танатофобии- страха смерти) он часто обращался к врачам. Его, к примеру, лечил известный в то время психиатр Иван Балинский, который был завкафедрой Военно-медицинской академии). Тот ему, в конце концов, сказал, дескать, у вас, батенька, характер такой и не надо искать никаких болезней у себя, а то ведь кто ищет, тот всегда найдет. Однако Чайковский ему не очень-то поверил и, когда был в Париже, обратился к нескольким французским экспертам. Он хотел получить ответ на главный вопрос- почему жизнь для него сплошное мучение, непрерывное ожидание смерти, а он сам- сплошное скопище пороков. Но они ответили ему примерно тоже самое, что и Балинский. |
А верно, что Чайковский пил?
Многие из людей, отличающихся тревожной мнительностью, прикладываются к бутылке, и Чайковский не был здесь исключением. Но особенность таких людей в том, что они склонны все преувеличивать, приписывая себе пороки, которых в реальности нет. Вот и Чайковский, выпив накануне рюмку водки, говорил журналистам: «Я снова вчера напился до беспамятства». Еще одна особенность такого типа- они не мужественные люди, часто оказываются под каблуком сильных личностей, им легче подчиняться, чем быть самостоятельными |
Мы подходим к самому главному — был ли он гомосексуалом?
Изучив все материалы, я пришел к однозначному выводу - нет. Чайковский был асексуалом- секс как такой его интересовал очень мало, его занимали более высокие материи. Однако гормоны все равно время от времени брали свое, потому такие люди эпизодически посещают бордели. Не могу сказать, как часто конкретно Чайковский там бывал. Но после таких похождений композитор во всеуслышание заявлял, что он самый порочный человек на свете. И ведь любой не знающий его характера мог поверить в это и представить себе бог знает что. |
Вообще утаить от кого бы то ни было свои гомосексуальные наклонности в то время было невозможно. Да тот же Чехов, который был его другом, сразу бы заметил это. Но ни в одних воспоминания нет даже намека на возможную «голубизну» Чайковского. Заметьте, что композитор был фигурой публичной, объехал полсвета, подолгу жил в гостиницах, где его допекали поклонники и корреспонденты. И если бы с ним что-то было не так, это тут же стало бы достоянием общественности. Плюс люди такого типа, как он, обожают писать письма, в которых сообщают все свои переживания. Чайковский написал одной только Надежде Фон Мекк столько, что они вошли в громадный трехтомник. Глазами психиатра я изучил каждое письмо и никакой склонности к гомосексуализму не нашел. |
Вот в письме к брату он писал: «Целый день сладко ныло сердце, ибо я очень расположен в настоящую минуту безумно влюбиться в кого-нибудь. Приходим на бульвар, знакомимся и я влюбляюсь мгновенно, как Татьяна в Онегина. Его лицо и его фигура - un reve, воплощение сладкой мечты. Погулявши и окончательно влюбившись, я приглашаю его и Николая Львовича в трактир. Мы берем отдельную комнату. Он садится рядом со мной на диван, снимает перчатки... и ... и о ужас? Руки, ужасные руки, маленькие, с маленькими ногтями, слегка обкусанными, и с блеском на коже возле ногтей, как у Николая Рубинштейна! Ах, что это был за страшный удар моему сердцу!» |
Это все говорит только о чувственности его творческой натуры. Платоническая любовь к представителям своего пола не является гомосексуализмом: повздыхали, погладили ручки и разошлись. Кстати, в тюремной среде, где нет женщин, некоторые мужчины занимаются сексом с товарищами. Но они выходят на свободу и думать забывают о мужчинах. А вот если женщин много, но неудержимо тянет именно к представителям своего пола, это чистый гомосексуализм. Психиатрия считает это очень редким расстройством- им страдает не более 0,01 % населения. И все врачи, которые занимаются с такими пациентами, соглашаются в одном- обычно гомосексуализм встречается вкупе с другим психическим расстройством и что тут причина, а что следствие не всегда разберешь. |
А как насчет утверждения, будто в 1893 году в Петербурге был созван «суд чести», который осудил Чайковского за роман с юным племянником графа Стенбок-Фермора, близкого друга Александра III?
Это абсолютно нелепая фантазия. Вы еще забыли упомянуть, что якобы условием, при котором «судьи» соглашались скрыть обстоятельства этого дела, было то, что композитор лишит себя жизни, «разыграв» холеру, симптомы которой могли быть сходны с отравлением мышьяком. Это полная чушь! Если бы такой суд был, то он судил бы не одного Чайковского (геев в то время в Петербурге хватало). Но мы ничего о нем даже не знаем. К тому же вряд ли было бы возможно, что члены такого «суда» смогли бы сохранить тайну. Что известно даже двум- будет рано или поздно известно всем. А про холеру... Чайковский умирал долго и публично. И никаких сомнений, что это была именно холера, а не мышьяк, у современных врачей, с которыми я изучил архивы, нет. И самое интересное, выяснилось, что он умирал он ровно столько времени и также, как его мать, которая в свое время тоже заболела холерой. Я очень надеюсь что наше исследование поставит точку в этом деле. Все, кто заявляют о «бугорстве» Чайковского (гомосексуализм в России принято было называть «бугорством», а активных участников процесса – «буграми») грешат против истины. |
Замечания к литературе о гомосексуальности Чайковского
«Автобиография» (автор М. И. Чайковский) — документ, обнаруженный исследователями клинского архива в 1920—1930-е годы. В 1938 году предлагалось сделать его публикацию, был создан адаптированный вариант текста, который хранится в архиве клинского музея в виде машинописного текста, приготовленного к изданию вместе с другими материалами. Включает в себя рассказ об инциденте, случившимся с П. И. Чайковский во время его учебы в Училище Правоведения (Санкт-Петербург, 1852—1859). Судя по рукописным вставкам в адаптированном тексте 1938 года, он был приготовлен к изданию Ф. Н. Малининым, автором неизданной книги о М. И. Чайковском, которая хранится в архиве исследователя в клинском музее. Документ явно не предназначался для публики, поскольку написанная М. И. Чайковским биография «Жизнь Петра Ильича Чайковского» указаний на гомосексуальность П. И. Чайковского не содержит.
«Чайковский, история одинокой жизни» (автор Н. Н. Берберова) — биография композитора, написанная в 1936 году. Написана во многом под влиянием биографического романа о Чайковском известного немецкого писателя К. Манна «Патетическая симфония» (1935 г., роман написан как серия эпизодов последних лет жизни композитора, характер которого трактован в трагических и фрейдистских тонах с многозначительными выводами). Содержит цитаты из писем П. И. Чайковского к Алексею Ивановичу Сафронову (Алеше Сафронову, поскольку он был в услужении у П. И. Ч. с 12 лет), племяннику Владимиру (Володе, Бобу) Давыдову, к поэту А. Н. Апухтину. Цитаты показывают, что письма были написаны с нежностью, но в них нет никакой явной гомосексуальности. Н. Берберова трактует их в пользу гомосексуальности и в предисловии Н. Берберова признается, что достоверность информации установлена на основании бесед с жившими к тому времени родственниками П. И. Чайковского.
«Письма П. И. Чайковского без купюр. Неизвестные страницы эпистолярии» (автор В. С. Соколов) — исследование, написанное в 1995 году. Соколов приводит отрывки из писем П. И. Чайковского к брату Модесту (1877) с явной гомосексуальной окраской. Например:
13 января 1870 года - "Если есть малейшая возможность, старайся быть не бугром (жаргонный термин, обозначающих гомосексуальность - прим. ред). Это весьма грустно. В твои лета еще можно заставить себя полюбить прекрасный пол; попробуй хоть один раз, может быть, удастся". |
Не умаляя достоинств исследования автора, следует обратить внимание на факт: насколько известно, оригиналов этих писем не сохранилось — так гомосексуальные письма Чайковского отсутствуют в Российской Национальной Библиотеке Санкт-Петербурга, плюс язык в некоторых письмах не очень похож на аутентичный. При этом нельзя сразу отбрасывать вероятность авторства Чайковского — множество писем Чайковского существует лишь в копиях, а информация о местоположении оригиналов утеряна, что сохраняет вероятность авторства.
«Чайковский без ретуши» (автор А. А. Орлова) — исследование, написанное в 2001 году в Нью-Йорке. Здесь также цитируются вышеупомянутые письма к Модесту, а также высказывается версия самоубийства Чайковского, замаскированного под смерть от холеры.
Письма Чайковского
Гомосексуальность Чайковского часто доказывается содержимым его писем, в которых проявлены его наклонности. При этом не объясняется каким образом слова Чайковского выдают его гомосексуальность. Вот, например, выдержки из деловых письмем к пианисту Александру Ильичу Зилоти[4]:
Клинъ, 7 сентября 1888 Голубчикъ Саша! Твой П. Чайковскiй. |
Клинъ, 5 января 1889
Голубчикъ Саша! Въ субботу я буду въ Москвѣ. Обо всемъ поговоримъ. Съ твоимъ измѣненiемъ въ финалѣ совершенно согласенъ. Обнимаю тебя! П. Чайковскiй. Кузинѣ ручку цѣлую. |
Дрезденъ, 19/4 февраля 1889
Голубчикъ Саша! |
23 Iюля 1889, С. Фроловское
Голубчикъ Саша! |
13/1 февраля 1890, Italia, Florenze. Hotel Washington
Милый Саша! |
Гомосексуальные наклонности у Чайковского трудно рассмотреть, обращаясь к тексту и других его писем, вроде делового письма к А. Г. Рубинштейну от 30 марта 1887 года[7] (см.сканы копию № 1-3) и т. п., которые хранятся в архиве П. И. Чайковского в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Галерея
Примечания
- ↑ Переписка П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Фонд 639, архив Н. А. Римского-Корсакова, ед. хран. № 101. Копии писем: Н. А. Римского-Корсакова — машинописные, П. И. Чайковского — рукописные, комментарии к письмам Н. А. Римского-Корсакова — автограф. В письмах П. И. Чайковского прослеживаются интонации самоуничижения, свойственные его творческой личности, например (орфография копии): «Как я мелок, жалок, самодовольно наивен кажусь себе, когда сравниваю себя с Вами! Я часто ремесленник в композиции, Вы будете артист-художник в самом смысле слова!»
- ↑ Глава XIII: Сентябрьский тупик/А. Н. Познанский Чайковский. — Издательский дом: «Молодая гвардия» и «Вита Нова», 2010
- ↑ Вторая тетрадь «Книги о смерти» С. А. Андреевского. Фонд 21, архив С. А. Андреевского, переплет № 5. Черновой автограф С. А. Андреевского об эстетике смерти. На стр. 19-20 содержит информацию о мимолетной встрече (20 октября/1 ноября 1893) автора с П. И. Чайковским накануне его смерти (25 октября /6 ноября 1893) и то, как она была воспринята обществом, а также вклейку газеты «Новое время» с подробным описанием последних пяти дней жизни П. И. Чайковского со слов брата М. И. Чайковского.
- ↑ Письма П. И. Чайковского к пианисту Александру Ильичу Зилоти. Фонд 816, арх. Н. Ф. Финдейзена, опись 1, ед. хран. 679. Копии писем, сделанные рукой Н. Ф. Финдейзена.
- ↑ Прилагаемое к данному письму письмо от великого князя Константина Романова деловое, касается того, что отказать Направнику дирижировать нельзя, поэтому нужно отказать Зилоти (Зилотти в орфографии К.Р.).
- ↑ Письмо о том, что есть вдохновение, и пошла работа.
- ↑ Письмо П. И. Чайковского к А. Г. Рубинштейну от 30 марта 1887. Г. Клин, с. Майданово. Фонд 124, собрание П. Л. Вакселя, ед. хран. № 4652. Автограф (образец почерка) П. И. Чайковского, гербовая бумага.
Ссылки
- Официальный сайт, посвященный П. И. Чайковскому
- Берберова Н. Н. Чайковский, история одинокой жизни
- Познанский А. Н. Чайковский
- Соколов В. С. Письма П. И. Чайковского без купюр: Неизвестные страницы эпистолярии