Мифы об экономической неэффективности территории России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мифы об экономической неэффективности территории России распространены не только в среде русофобов, но даже в среде российских патриотов. Регулярно встречаются утверждения о том, что экономика России якобы заведомо неконкурентоспособна из-за большой территории, континентального характера страны и прочих природных условий. Вот ключевые утверждения сторонников такого рода мифов:

  • Холодный климат: из-за холодного климата в России невозможно создание достаточно эффективного сельского хозяйства, а необходимость огромных затрат энергии на отопление снижает как эффективность промышленности, так и качество жизни и экономические возможности обычных граждан, которым приходится оплачивать тепло зимой.
  • Большие расстояния и низкая плотность населения: российская экономика неэффективна из-за огромных размеров страны, а следовательно огромных расстояний и больших транспортных расходов на перевозки, а низкая плотность населения увеличивает расходы на инфраструктуру и мешает быстрому распространению передовых технологий.
  • Дефицит выходов к морям: у России почти нет выходов к незамерзающим морям и основная часть населения проживает вдалеке от морских побережий, тогда как морские перевозки являются наиболее дешёвыми и эффективными, а море является созданным самой природой «естественным объектом инфраструктуры», доступа к которому Россия в основном лишена.

Хотя указанные выше проблемы (холодный климат, большие расстояния, дефицит выходов к морям) в России действительно имеют место, не следует забывать следующее:

  • Во-первых, технологии позволяют во многом устранить последствия связанных с географией и природными условиями проблем.
  • Во-вторых, эти проблемы являются оборотной стороной некоторых существенных преимуществ (огромная территория богата ресурсами, а климат и ограниченность выходов к тёплым морям неоднократно способствовали отражению вторжений с Запада).
  • В-третьих, другие страны мира также испытывают разнообразные проблемы из-за своих географических особенностей — Россия не является исключительной в этом плане.

«Почему Россия не Америка?»

Наиболее известной работой по этой теме является книга Андрея Паршева «Почему Россия не Америка», в которой утверждается, что из-за таких особенностей России, как суровый климат и большие расстояния, повышающие ресурсоёмкость и энергоёмкость производства, для России непригодна либеральная экономика и пагубно участие в свободном мировом рынке, где российские товары окажутся в основном неконкурентоспособны. По мнению Паршева, чтобы избежать краха государства и вымирания населения, Россия должна отойти от либерализма и перейти к сравнительно автаркичной экономике, ориентированной на внутренний рынок (полная автаркия, то есть внутренняя замкнутость, конечно же, невозможна). Отчасти с этими предложениями можно согласиться — книга вышла в 1999 г., когда негативные последствия либеральных реформ 1990-х стали уже полностью очевидны — и в 2000-е гг. экономика России росла во многом за счёт восстановления роста внутреннего рынка. Однако базовые тезисы о географически обусловленной неэффективности российской экономики во многом мифологичны и требуют опровержения.[1]

Холодный климат

Россия может с некоторыми оговорками считаться самой холодной страной на Земле. Среднегодовая температура в России, если брать всю территорию, равняется минус 5,5°, тогда как среднегодовая температура в Исландии — + 1,2° градуса, а в Швеции она составляет + 4° градуса. Для всей территории Канады среднегодовая температура составляет −4,4°, однако канадцы расселены так, что в целом живут при среднегодовой +5,8°. [2][3] Холоднее России только Антарктида и Гренландия, причём первая не населена и находится за пределами территорий каких-либо государств, а вторая является автономией Дании и имеет столь низкую среднюю температуру за счёт огромного ледника в центре, тогда как немногочисленное население в основном проживает в прибрежных районах с морским климатом, который лишь немного суровее исландского.

Примерно 70 % территории России имеют официальный статус районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, где наличествуют суровые климатические условия. В этих районах живет чуть более 11,5 миллиона человек. Хотя плотность населения здесь весьма низкая (1 человек на км2), но все же российский Север на порядок многолюднее, чем американский или канадский — самые пустынные северные округа РФ не так пусты, как северные территории Канады. [4]

Однако всё же более 90 % населения России проживает в срединной полосе расселения, занимающей около трети территории страны — на западе, юго-западе, и юге. И хотя среднегодовая температура для территории России составляет −5,5°С, однако если рассчитывать её в среднем для населения, то это будет уже +2,8° (больше, чем в Исландии, и всего на градус меньше, чем в Швеции). Для канадца зима (период с отрицательными температурами) в среднем длится 125 дней, для россиянина — 143 дня, для жителя европейской части России — 133 дня, а для шведа — 94 дня.[5]

По другим оценкам, сделанным по методике вычисления среднегодовой температуры на среднего жителя страны, с опорой не на географические центры федеральных округов, а на регионы и в ряде случаев на крупные города, среднегодовая температура, при которой проживает средний россиянин, составляет +4,8 градуса. В то же время, подобная методика, например, для Норвегии даёт приведённую к жителю среднегодовую температуру +6,2 градуса (это эквивалентно примерно температуре в России чуть южнее Липецка), для Аляски (США) +2,5 градуса (эквивалентно температурным условиям Екатеринбурга), север Германии примерно соответствует по погоде нашей Калининградской области (+7,9 градусов). [6]

Таким образом, климат в основной зоне расселения России лишь несколько суровей климата в канадской зоне расселения (на 1-2 недели длиннее зима и на три градуса холоднее в среднем за год). Однако основная зона расселения в России также климатически неоднородна, и значительная часть россиян (в Приморье, на западной границе, на Северном Кавказе) проживает в условиях, сопоставимых со cкандинавcкими странами или с югом Канады, а часть жителей России вообще живёт в субтропиках (черноморское побережье Крыма и Кавказа).

Затраты на отопление

Сторонники геофатализма утверждают, что из-за более сурового климата любая экономическая деятельность (производство продукции, проведение работ, оказание услуг), да и вообще проживание в России требует существенно большего расхода энергоносителей. На них приходится тратить дополнительные деньги, отчего российская продукция при прочих равных условиях получается более дорогой. Да и зарплату работникам приходится платить из-расчёта на то, что они должны себя не только прокормить, но и обогреть. Из-за этого, а также из-за повышенных расходов на строительство приспособленной к холодному климату инфраструктуры, Россия якобы является куда менее привлекательной страной для инвестиций.

Однако все эти рассуждения были бы верны только в том случае, если бы единственным экономическим достоянием России была бы дешевая рабочая сила. Но это не так — в России рабочая сила сравнительно высококвалифицированная, есть собственные высокие технологии и уникальные продукты, а также, разумеется, есть огромные природные богатства, в которые всегда выгодно инвестировать. В условиях достаточно высоких зарплат инвестору неважно, потратят ли их работники на отопление или на дополнительное потребление.

Да и в целом значимость фактора холода не стоит преувеличивать. Представим себе двух человек, один из которых вдвое прожорливее другого. На первый взгляд, прожорливый человек обречён на нищету: он вынужден ежедневно набивать свой желудок дорогостоящими продуктами, при этом, мало того, ему ещё и чисто по времени приходится дольше мыть посуду и дольше работать челюстями. Казалось бы, это приговор. В реальной жизни однако, как нам известно, прожорливость слабо коррелирует с бедностью: лишние тысяча-другая в месяц на продукты погоды обычно не делают. То же самое и с холодом, от которого должна в теории страдать российская экономика. Отопление — это совершенно незначительная статья затрат по сравнению с затратами на оплату труда, закупку сырья и на налоги. [7]

Кроме того, не стоит забывать, что если России приходится тратить средства на отопление, то южным странам, наоборот, приходится тратиться на кондиционирование воздуха.

Так, по некоторым данным, энергозатраты на отопление всей Российской Федерации примерно равны затратам Калифорнии на кондиционирование.[8] Известно, что при общих затратах на энергию 220—235 кВт·ч/м² в год в самых современных зданиях в Сингапуре и Малайзии затраты на кондиционирование составляет 64 %,[9] тогда как в России ещё «в начале 1990 гг. планировалась в качестве основного нормативного показателя величина удельного годового расхода тепла не более 180 кВт·ч/м²», [10] то есть климатические затраты в Юго-Восточной Азии лишь немногим менее российских.[2]

Дополнительные затраты на инфраструктуру

В России помимо инфраструктурных затрат на отопительную систему (каждое предприятие или посёлок должно иметь котельную) приходится делать и другие инфраструктурные затраты. Дома приходится строить с толстыми, не проводящими тепло стенами, а не с тонкими стенками, как в большинстве других стран. Коммуникации приходится прокладывать в промерзающей каждый год земле, а на Севере и в Сибири так и вовсе в вечной мерзлоте, что требует особых технологий строительства и прокладки инженерных сооружений. Из-за частого перехода температуры через отметку 0 °C и постоянного замерзания/таяния воды в грунте дороги в России гораздо быстрее трескаются и приходят в разбитое состояние, чем в более теплых странах.

Однако нельзя забывать, что другие страны также зачастую вынуждены делать повышенные затраты на инфраструктуру и строительство из-за местных условий. Так, в Японии, Китае и многих других странах Азии и Латинской Америки, находящихся в сейсмоопасных зонах, приходится строить устойчивые к землетрясениям дома и сооружения. В горных странах — Швейцария, Норвегия и т. д. — повышены расходы на дорожное строительство (зачастую необходимы дорогие по стоимости мосты и тоннели), равно как и расходы на инженерную защиту от лавин, камнепадов и т. д. В таких странах, как Индонезия и Исландия, большую опасность представляют вулканы, что вносит свои ограничения на строительство и освоение территорий. Во многих низменных и прибрежных регионах — Пакистан, Бангладеш, юг США и т. д. — большой ущерб приносят ураганы и наводнения, регулярно уничтожающие инфраструктуру и вынуждающие строить специальные защитные сооружения.

В основной зоне расселения России этих проблемы почти не встречаются — значимые землетрясения бывают только в южных горных областях, разрушительные ураганы относительно редки и слабы, сток рек в Европейской части страны и на юге Западной Сибири зарегулирован водохранилищами, а Санкт-Петербург с недавних пор защищён от наводнений дамбой.

Общая энергоёмкость экономики

Проведенные некоторыми исследователями расчёты показывают, что не видно никакой явной зависимости и нет никакого явно отрицательного влияния холодного климата на экономическую эффективность страны (выражаемую в величине подушевого ВВП). Множество сравнительно холодных северных стран — Канада. Исландия, Швеция, Норвегия, Финляндия — являются вполне богатыми и успешными, куда богаче большинства более южных государств. Даже внутри самой России благосостояние более холодных регионов чуть выше, чем у более теплых.[11]

По данным исследований, удельные затраты энергии на доллар ВВП равны для таких стран, как расположенный в тропиках Алжир и находящаяся на севере Норвегия, при этом наиболее энергоёмкими странами на доллар ВВП оказались Узбекистан и Кувейт.[3] Примечательно, что энергозатратность экономики России меньше энергозатратности экономики гораздо более тёплой Украины.

Суммарные расходы на поддержание арктических регионов России составляют до 12 % ВНП страны — примерно столько же составляют затраты Саудовской Аравии на компенсацию проблем пустынных районов (отсутствие воды и прочее).[4]

Эффективность сельского хозяйства

См. также: Сельское хозяйство России

Полнейшим мифом является утверждение о том, что из-за холодного климата в России невозможно создать эффективное сельское хозяйство.

Россия — это огромная страна, расположенная в различных климатических зонах (от субтропиков в Сочи и Крыму до арктических пустынь на севере) и в её южных российских регионах климат для сельского хозяйства в целом довольно благоприятен. В Сочи выращивается чай, в Крыму, на Северном Кавказе и даже на Алтае выращивается виноград и делается вино.

На юге России растениеводство является исключительно выгодным бизнесом. Так, рентабельность производства зерна на Кубани составляет 100 %. [12] Хотя на большей части территории юга России действует континентальный климат с прохладными зимами и жарким летом, это не мешает высокой урожайности.

Зимы в России действительно холодные, но зато и лето жаркое и даёт много тепла. При этом весеннее таяние снегов даже способствует плодородию почвы, а сравнительная редкость дождей во второй половине лета благоприятствует сбору и сохранению урожая. Более существенной проблемой для российского сельского хозяйства исторически являлся не зимний холод, а условия увлажнения — на болотистом севере слишком влажно, а на юге наоборот, слишком сухо, и в целом на юге и в центре страны время от времени случаются губительные для урожая засухи. Однако за последние полтораста лет такие мероприятия, как осушение болот на севере и высаживание лесополос и мелиорация на юге существенно улучшили сельскохозяйственные условия. Что касается засух, то и с ними отчасти можно бороться за счёт мелиорации, а высокий урожай в незасушливые годы и сделанные на его основе запасы вполне достаточны для обеспечения как внутренних потребностей, так и экспорта.

Мировое распределение чернозёмов

На юге Европейской России и юге Сибири сосредоточена основная часть мирового чернозёма — плодороднейшего типа почвы. Но и там, где почва менее плодородна, её всегда можно использовать по крайней мере для выпаса животных или выращивания кормовых культур. При этом по площади сельскохозяйственных земель различного назначения Россия занимает одно из первых мест в мире (что неудивительно для крупнейшего по площади государства), и в условиях низкой плотности населения качество земель с избытком компенсируется их количеством. Основная же часть неиспользуемых в сельском хозяйстве земель покрыта лесом (крупнейшим в мире по совокупной площади) — экспорт леса, лесопереработка и целлюлозно-бумажная промышленность занимают заметное место в экономике России.

В северных регионах России также можно с успехом развивать эффективные сельскохозяйственные предприятия. Это подтверждается как опытом самой России, так и опытом Финляндии, Швеции и Канады, сельское хозяйство которых работает в основном в тех же условиях, что и северная и центральная Россия. Залогом успеха является региональная сельскохозяйственная специализация — если в южных регионах выгодно развивать зерноводство (в особенности выращивать пшеницу и кукурузу), то на севере выгоднее развивать животноводство, а также высаживать менее теплолюбивые сорта культурных растений (рожь, ячмень, овёс, картофель, лён).

Современные технологии животноводства и птицеводства позволяют значительно сглаживать влияние климатического фактора на производство — был бы корм для животных и птицы. В современном растениеводстве урожай во многом зависит от доступности искусственных удобрений, а Россия является одним из крупнейших их производителей.

Наконец, природные условия России способствуют развитию ряда эксклюзивных производств — пчеловодства, сбора натуральных ягод, трав и грибов. Также Россия известна во всём мире как производитель и экспортёр икры, а моря России, особенно дальневосточные, содержат значительные запасы рыбы.

Индекс производства в с/х России в 1990—2013 гг.

Одной из причин распространения мифов о заведомой неэффективности с/х в России был провал сельскохозяйственного производства в 1990-х гг. Однако в начале 2000-х гг. в аграрном секторе был наведен порядок, организована выдача сельхозкредитов, и теперь сельское хозяйство является одним из наиболее быстрорастущих секторов экономики. В 2014 г. в России был собран рекордный с 1990 года урожай зерновых (более 110 млн тонн), производство мяса птицы превысило лучшие советские показатели, производство свинины почти достигло уровня РСФСР, отстаёт лишь производство мяса крупного рогатого скота, в целом же показатели животноводства растут.

Плюсы холодного континентального климата

  • Холодный северный климат улучшает эпидемиологическую обстановку в отношении множества опаснейших заболеваний, распространённых в экваториальном и тропическом поясах. Возбудители и переносчики этих болезней (насекомые, типа мухи цеце) не выживают в холодных условиях.
  • Зима даёт возможность северным жителям на полгода передохнуть от назойливых насекомых, да и многие опасные виды на севере не живут (например, ядовитые пауки и скорпионы).
  • Континентальность климата ведёт к его контрастности — зимы в России холодные, но зато лето теплое и жаркое. Во многом такая климатическая ситуация гораздо лучше, чем морской климат побережий и островов северной Атлантики (Исландия, Норвегия, берега Канады, отчасти Британские острова), где нет ни настоящего лета, ни зимы — лето холодное, а зима тёплая, и почти всегда одинаково сыро и прохладно.
  • Хотя из-за континентального климата в России бывают засухи (чего нет в морском климате), зато сухие морозы люди переносят легче, чем даже небольшой холод на влажном и резком морском ветру.
  • Полноценная смена сезонов — весна, лето, осень, зима — вносит в жизнь значительное разнообразие. Депрессивность некоторых сезонов компенсируется чувством радости и оживления в другие.
  • Наличие зимы, снежного и ледового покрова даёт возможность полноценно развивать зимние виды спорта.
  • От зимнего холода можно спастись с помощью тёплой одежды и в отапливаемых помещениях, коих в России подавляющее большинство, а вот от жестокого летнего зноя в южных странах спастись зачастую гораздо сложнее (лишь в последние десятилетия кондиционирование частично решило эту проблему).
  • Холодные зимы и разнообразие сезонов вырабатывают в народе стойкость и приспосабливаемость к разным условиям.
  • В холодном северном климате невозможно прожить и вести хозяйство без технических приспособлений и усовершенствований — это является стимулом развития технологий и интеллекта.
  • «Генерал Мороз» неоднократно помогал России отражать внешние вторжения (хотя значение этого фактора во многом преувеличивается, но он всё же имел место).
  • Северный климат не «сушит» людей так, как это делает палящее южное солнце — благодаря этому, в частности, женщины на севере имеют шанс сохранять свою красоту на более долгий срок.

Большие расстояния

Расстояние от западных морских ворот России — Санкт-Петербурга — до восточных морских ворот — Владивостока — составляет 10 тысяч км, а Транссибирская магистраль является самой длинной железнодорожной магистралью в мире. Но даже если брать только европейскую территорию России, то и там типичные расстояния между крупными городами в разы выше, чем расстояния между городами западноевропейских стран. Действительно, среднее транспортное плечо при внутренних перевозках в России весьма велико, что приводит к увеличению стоимости транспортного фактора в экономике.

В XIX веке, когда во всей Европе началась ускоренная индустриализация на основе угля, паровых машин и железных дорог, огромные расстояния России привели к тому, что проведение индустриализации в масштабах всей страны оказалось невозможно произвести столь же быстро, как это произошло в компактных странах Западной Европы. Построенная в 1837 г. Царскосельская железная дорога была 6-й в мире, так что Россия одной из первых стран встала на путь железнодорожного строительства. Однако масштабировать этот процесс на всю огромную страну было крайне непросто. Построенная к 1851 г. Петербургско-Московская железная дорога длиной 645 км оказалась самой протяжённой в мире на тот момент. В итоге, несмотря на огромный размах строительства железных дорог во второй половине XIX и в начале XX вв., говорить о появлении всероссийской сети (охватывающей все ключевые регионы и наиболее густонаселенные области страны) можно было только к 1916 году, когда были достроены Транссиб и Мурманская железная дорога. И хотя российские столицы (Москва и Петербург), западные порты и другие крупнейшие города были сравнимы по уровню промышленного развития с Западной Европой, глубинные регионы России и страна в целом оказалась в состоянии догоняющего развития.

Плотность населения

Следует понимать, однако, что расстояния важны не сами по себе, а с учётом фактора плотности населения. Если бы плотность населения в Европе была такая же, как в России, то расстояния стали бы проблемой и там. Чем больше населения — тем больше потенциальной экономической отдачи от перевозок, тем больше возможностей строить и обслуживать качественные дороги (не случайно дороги в Москве, Петербурге и вокруг них относятся к лучшим в России и по состоянию на 2015 годы сравнимы по качеству с западными). Кроме того, чем больше плотность населения, тем больше шанс, что нужный товар будет производится ближе и, соответственно, везти его нужно будет не так долго и далеко.

Таким образом, основной проблемой являются не столько большие расстояния, сколько «недоселённость России». И если существующие расстояния не могут быть сокращены, то население России вполне может увеличиться, ведь и места для расселения более чем хватает, и продуктов питания Россия в состоянии производить гораздо больше, чем сейчас (многие пахотные земли пустуют, рыбное хозяйство развито довольно слабо, значителен потенциал увеличения производства мяса).

Определённую альтернативу повышению численности населения составляет его концентрация вблизи важнейших транспортных путей и узлов, что позволит обеспечить высокую плотность населения и высокий уровень поддержки инфраструктуры хотя бы на ключевых направлениях.

Фактически, именно путём концентрации населения пошла Россия в XX веке в эпоху массовой урбанизации. Однако этот путь означает отказ от должного развития глубинных территорий, а кроме того, в условиях сверхвысокой концентрации людей в крупных городах резко снижается рождаемость и воспроизводство населения. Поэтому в долгосрочном плане это проигрышный путь, и следует добиваться концентрации населения в первую очередь за счёт его общего роста.

Впрочем, отнюдь нет необходимости плотно заселять всю территорию России. Достаточно плотно заселить хотя бы европейскую часть (кроме Крайнего Севера и Северо-Востока) и юг Сибири и Дальнего Востока, где сравнительно комфортный климат и существует возможность вести развитое сельское хозяйство.

Плюсы больших расстояний

  • Главным плюсом больших российских расстояний являются огромные запасы природных ресурсов, сосредоточенных на этих расстояниях. Россия является самой большой и самой ресурсообеспеченной страной в мире.
  • Большие расстояния означают резкое усиление обороноспособности страны. Хотя защиту на таких больших масштабах выстраивать непросто, но и завоевать Россию путём единого быстрого удара практически невозможно, на чём погорели Карл XII, Наполеон и Гитлер.
  • Люди в России, в отличие от многих перенаселённых стран, имеют возможность выбирать, жить ли им в густонаселённых районах, либо на сельских просторах в условиях хорошей экологии и, зачастую, дикой нетронутой природы.
  • Большие размеры страны означают достаточно большое природное и культурное разнообразие, что является плюсом и в плане интересности жизни, и в плане возможностей развития.

Выход к морям и судоходные реки

Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации

Россия имеет выход к трём океанам (Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий) и к 13 морям (Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское, Каспийское море-озеро). Фактически, ни одна страна, если брать основную территорию (без заморских владений у некоторых западных стран), не граничит с таким количеством морей, и лишь немногие выходят к 3 океанам. По протяжённости береговой линии Россия занимает одно из первых мест в мире (38 808 км из 60 933 км границ России являются морскими).

Однако большинство морских границ России относится к замерзающим зимою морям. Не замерзают лишь сравнительно небольшие участки — мурманское побережье, черноморское побережье, юг полуострова Камчатка и Курильских островов. Таким образом, сезон навигации на большинстве водных путей в России составляет не круглый год, а оказывается на несколько месяцев короче (часто до полугода и более).

Тем не менее, даже если брать только незамерзающую часть побережий России, это составит немалую величину береговой линии, о которой многие страны могут только мечтать.

Система речных путей

Россия занимает первое и второе место в мире по длине судоходных рек и прочих водных путей (Россию, при определённом способе подсчёта, обходит лишь Китай).[13] Уже в XVIII—XIX вв. в России был построен ряд крупных систем каналов, связавших Балтику с бассейном Волги, а в XX в. после строительства Волгодонского канала, Беломорканала и Волжского каскада ГЭС была создана Единая глубоководная система Европейской части Российской Федерации, в результате чего Москва превратилась в «порт 5 морей».

Наличие этой системы позволяет вести водные перевозки, в том числе крупными судами типа река-море, в широкой полосе европейской России, захватывающей крупнейшие города.

Определённую проблему составляет то, что судоходные реки и каналы России, как и большинство российских морей, также замерзают зимой, без исключений.

Роль водных путей хорошо видна в истории России — именно вдоль рек шло расселение русского народа, и именно вдоль речных торговых путей «из варяг в греки» (из Балтики по рекам системы Невы и по Днепру) и «из варяг в арабы» (из Балтики по рекам системы Невы и по Волге) шло формирование Древнерусского государства, а позднее именно по речным путям была освоена Сибирь. Ещё в XIX веке транспортная система России была жёстко привязана к сезону речной навигации: основной поток товаров шёл по рекам (в том числе крупногабаритные и насыпные грузы), во время судоходного сезона происходили основные ярмарки, делались запасы на зиму.

Себестоимость морских и наземных перевозок

Энергозатраты и время перевозок морем и по ж/д между Европой и странами Дальнего Востока [1]
Себестоимость грузовых перевозок по видам транспорта в зависимости от изменения дальности

Морские и речные перевозки дешевле наземных — энергозатраты на передвижение по воде меньше, чем по суше.

Сухопутные дороги до XIX века не могли составить конкуренцию речным и морским путям в области грузоперевозок на дальние расстояния (в том числе импортно-экспортных). Грузовые подводы (на гужевой тяге) шли, как правило, до ближайших пристаней, либо на местные рынки; в остальном дороги предназначались для почты, военных и пассажирских перевозок. Однако всё изменилось с появлением железных дорог, которые смогли составить конкуренцию речным путям.

Железнодорожный транспорт с точки зрения энергозатрат в 2-3 раза менее выгоден, чем водный, однако строительство прямых железных дорог от пункта отправления до пункта доставки груза способно сократить расстояние перевозки как раз в те самые 2-3 раза (а иногда и более) по сравнению с извилистым речным или морским путём. Так, энергозатраты на перевозку товаров в Европу из Китая или Кореи через железные дороги России оказывается по расчётам несколько дешевле, чем альтернативные морские перевозки (см. таблицу справа).

Важно отметить, что с ростом расстояния себестоимость перевозок в расчете на тонну груза существенно падает. То есть, например, если вам надо перевезти груз на расстояние 10 км, то основная часть трудозатрат (и, соответственно, стоимости) придётся на его загрузку и разгрузку. А вот на расстояниях порядка 1000 км основные затраты связаны уже именно с пройденным расстоянием и эффективностью способа перевозки. Благодаря этому себестоимость перевозки груза морским путём на расстояние 1000 км по сравнению с 10 км снижается до 1 % от исходной величины, речным транспортом — до 2-3 %, железнодорожным — до 3 %. В итоге при перевозке на дальние расстояния можно весьма дёшево провозить крупные партии товаров, и в общей цене товара стоимость транспортной составляющей оказывается зачастую весьма низкой — в таких условиях железные дороги вполне успешно конкурируют с морскими перевозками (см. таблицу справа).

Таким образом, строительство прямых железнодорожных путей и перевозки крупных партий грузов уравнивают морской и железнодорожный транспорт по себестоимости, а если речь идёт о перевозках между внутриконтинентальными точками, где всё равно пришлось бы перегружать груз с морского транспорта на наземный, то железные дороги оказываются заметно выгоднее. Также они могут быть заметно выгоднее в случае необходимости доставки товара в кратчайшее время по прямому пути.

Так что в России вполне возможно эффективное и конкурентное по мировым меркам функционирование транспортной системы. Однако создание такой системы в виде сети железных дорог требует значительных вложений в инфраструктуру (в море же дорога готова, нужны только порты и суда). Впрочем, к настоящему времени развитая железнодорожная сеть в России уже создана, новые ж/д требуются лишь на ряде направлений, в основном для освоения новых ресурсов Сибири и ускорения пассажирских перевозок.

В 2015 году был открыт первый регулярный контейнерный маршрут из Китая в Нидерланды через территорию России, [14] также был открыт маршрут Харбин — Гамбург, также через территорию России. [15] Есть все основания думать, что эта практика будет расширяться и окажется весьма успешной.

Ледокольный флот

Существенно продлить навигацию на морях и реках помогает использование ледоколов. Россия является историческим первопроходцем и мировым лидером в ледокольных технологиях, обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом и единственным в мире ядерным ледокольным флотом. Атомные ледоколы России в состоянии преодолевать любые арктические льды и обеспечивать при необходимости круглогодичный проход по Северному морскому пути (СМП).

В последние годы растёт число проходов иностранных коммерческих судов по СМП, началось освоение российских нефтегазовых месторождений арктического шельфа (Приразломное месторождение в Печорском море), активизировалось обустройство арктических портов, аэродромов, военных баз.

Плюсы континентального расположения и ледяных морей

  • Основной плюс — это фундаментальная защищённость от военно-морского флота иностранных держав, не обладающих развитым ледокольным флотом.

Итоговые выводы

Размеры и природные условия России имеют множество плюсов

  • Огромные размеры страны означают разнообразие природных условий и наличие во многих регионах довольно комфортных условий для проживания и ведения сельского хозяйства.
  • Холодный климат, расстояние и ограниченное число выходов к незамерзающим морям в целом повышают обороноспособность России.
  • Если России приходится бороться с холодным климатом и расстояниями, то другим странам приходится бороться с жарой и нехваткой ресурсов, в том числе нехваткой земли и воды.

Современные технологии позволяют успешно бороться с расстояниями и природными условиями

  • Многие производства, особенно высокотехнологичные, мало зависят от климатических условий.
  • В России, несмотря на климат, можно поддерживать довольно высокую урожайность как за счёт природного богатства почв, так и за счёт искусственных удобрений, производимых с использованием богатых минеральных ресурсов страны.
  • Современные технологии энергосбережения и энергогенерации значительно снижают издержки на отопление.
  • Железные дороги составляют достойную конкуренцию грузовым перевозкам на морском транспорте (и, разумеется, выигрывают в плане пассажирских перевозок).
  • Ледокольный флот, строительство судоходных каналов, углубление фарватера рек путём строительства ГЭС — всё это резко увеличивает возможности использования водного транспорта в России.
  • Россия владеет передовыми технологиями в области мирного атома. Эти технологии позволяют жить и работать в тяжелейших условиях, обеспечивая всем необходимым — электричеством, теплом, питьевой водой.

Возможность заселения и развития холодных и отдалённых регионов России

Россия не является государством, особенностью которого является дешёвая рабочая сила. Между тем Россия имеет уникальные продукты в отраслях авиации, космонавтики, оборонки, ледоколостроения и т. д.

В условиях среднесерийного производства высокотехнологичных продуктов, когда стоимость одного отдельно взятого продукта составляет миллиарды рублей, производить их можно хоть на полюсе холода (Верхоянск, Оймякон), хоть Таймыре: огромные по меркам остальной России затраты на отопление, еду и транспорт будут составлять не более одного процента от стоимости условного истребителя, космического корабля или средства ПРО.

В то время как либеральные западные экономисты считают, что все население России нужно перевезти в 10-20 крупных городов, расположенных на западе, юго-западе и юге страны, Россия имеет все возможности для того, чтобы равномерно заселить всю свою территорию. Причём юго-восток, юг и запад можно заселить весьма плотно, а север, восток и северо-восток можно по крайней мере покрыть сетью достаточно крупных производственных центров, где несмотря на холодный климат будут производиься уникальные высокотехнологичные продукты (и, разумеется, добываться природные ресурсы, наиболее богатые запасы которых находятся в Арктике и Сибири).

Низкотехнологичную продукцию (чулочно-носочные изделия и фарфоро-фаянсовые изделия), цена которой при массовом производстве крайне низка и стремится в пределе к себестоимости сырья, а межгосударственная рыночная конкуренция для данных изделий крайне высока, имеет смысл размещать как раз на юге, западе и юго-западе страны, чтобы максимально снизить издержки. Только таким образом Россия сможет наиболее оптимальным образом обустроить и заселить всю свою территорию.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Подобные утверждения свойственны концепциям географического детерминизма (геодетерминизма), согласно которым история и экономика стран и народов определяется в первую очередь их географией. Во многом это действительно так, однако не стоит переоценивать негативные природные факторы, забывая при этом о позитивных, равно как не стоит недооценивать социальные и технологические факторы. В данном случае мы имеем дело с ситуацией, когда геодетерминизм вырождается в геофатализм.
  2. Исторически южные страны вплоть до новейшего времени имели очень ограниченные технические возможности по поддержанию нормальной температуры в помещениях — для этого строились подвалы и прочие специальные сооружения, куда не проникали солнечные лучи и воздух оставался холодным. Но по большей части южанам приходилось — и до сих пор приходится — прибегать к сиесте, то есть попросту останавливать экономическую деятельность в наиболее жаркие часы дня. Жителям России в этом плане было куда легче, так как обогреть помещение было технически проще, чем охладить, а количество слишком жарких или слишком холодных дней в России меньше, чем жарких дней в тропиках, когда в полдень нельзя работать (тем более, что основные холода в России да и во всем мире бывают ночью, когда люди спят, а не работают).
  3. Институт технологий энергетики (Япония): Международное сравнение энергозатратности экономик
  4. По данным А. Кагана. «Огонёк», N 12 (4687), март 2001