Адмиралтейские верфи

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Проходная АО «Адмиралтейские верфи»

Акционерное общество «Адмиралтейские верфи» (официальное сокращённое название АО «Адмиралтейские верфи») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 5 ноября 1704 года как «Адмиралтейский дом», позднее в его состав вошло ещё несколько ранее крупных и важных предприятий Санкт-Петербурга.

История наименований предприятия:

  • 5 ноября 1704 года — предприятие основано как «Адмиралтейский дом» в только начавшем строиться Санкт-Петербурге.

  • 28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.
  • 7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».
  • 13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А.Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).
  • 1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».
  • 13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».
  • 1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).
  • 21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».
  • 1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».
  • 1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.
  • 30 марта 1992 года — объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве прежде всего неатомных подводных лодок, а также среднего размера танкерах и специальных судах. Выпускаются также маломерные суда — алюминиевые лодки под брендом «Мастер».

История предприятия

Русское Царство

5 ноября 1704 года — предприятие основано в Санкт-Петербурге как «Адмиралтейский дом».

Российская Империя

1799—1800 годы — на предприятии одновременно строятся 130-пушечный корабль «Благодать», 74-пушечный корабль «Зачатие святой Анны» и 72-пушечный корабль «Архистратиг Михаил»[1] заложенные 25 февраля 1799 года. «Благодать» был сильнейшим, а с 1805 года и крупнейшим боевым кораблём своего времени, при постройке которого использовались самые передовые на тот момент технологии, а «Зачатие святой Анны» и «Архистратиг Михаил» были построены по чертежам трофейных шведских линкоров «Ретвизан» и «Эймгейтен» соответственно для практического освоения корабелами трофейных технологий. Последние два корабля были спущены на воду 3 мая 1800 года, а сверхтяжёлый линкор «Благодать» удалось спустить на воду только с помощью сделанной И. П. Кулибиным специальной системы блоков 2 августа 1800 года.

Эскадренный броненосец «Пётр Великий»

1869—1877 годы — на верфи на Галерном острове построен монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов[2].

Советская Россия

28 октября 1921 года — из-за отсутствия заказов принято решение о присоединении основной части судостроительных заводов Петрограда к Балтийскому заводу. Адмиралтейский завод, Галерный островок и Охтинский снарядный цех стали Адмиралтейским отделом Балтийского завода.

7 ноября 1922 года — Адмиралтейскому судостроительному заводу присвоено имя французского рабочего-коммуниста Андре Марти. Он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».

13 января 1926 года — «Судостроительный завод им. А.Марти» выведен из подчинения Балтийскому заводу, при этом к нему был присоединен ранее находившийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский завод).

1 декабря 1926 года — из «Судостроительного завода им. А. Марти» выделен для ликвидации Завод «Новое адмиралтейство».

13 июля 1926 года — завод «Новое адмиралтейство» переименован в Завод вспомогательных механизмов «Судомех».

1 января 1937 года — в связи с мобилизацией экономики страны были введены номерные названия предприятий оборонного значения. Завод «Судомех» в официальных документах стал называться «Завод № 196» (в литературе также «Судостроительный завод № 196»), а «Судостроительный завод им. А. Марти» — «Завод № 194» (в литературе также «Судостроительный завод № 194»).

21 декабря 1957 года — Завод № 194 получил имя «Адмиралтейский завод».

1966 год — Завод № 196 получил имя «Ново-Адмиралтейский завод».

1972 год — путём объединения Адмиралтейского и Ново-Адмиралтейского заводов создано Ленинградское адмиралтейское объединение.

1983—1990 годы — на заводе построены шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Индии.

1991 год — началось строительство серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана. Первый корабль серии — «Tareg» — был введён в строй в последний день существования СССР и в тот же день был заложен второй — «Noor».

Современная Россия

1991—1996 годы — завершение строительства серии из трёх подводных лодок проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морского флота Ирана, введены в строй подводные лодки «Noor» и «Yunes».

30 марта 1992 года — Ленинградское адмиралтейское объединение преобразовано в Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи».

1995—1997 годы — построена подводная лодка S63 «Sindhurakshak» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.

1996—1998 годы — на заводе построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» (улучшенной версии проекта 877ЭКМ «Палтус») для военно-морского флота Китая.

1997—2010 годы — на заводе построена спущенная на воду в 2004 году большая неатомная подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» — головная подводная лодка проекта 677 «Лада». Вследствие неких выявившихся конструктивных недостатков принципиально новая подводная лодка была принята только в опытную эксплуатацию в 2010 году, что позднее задержало строительство и серийных подводных лодок этого проекта.

1998—2000 годы — построена подводная лодка S65 «Sindhushastra» проекта 877ЭКМ «Палтус» для военно-морских сил Индии.

2002—2006 годы — на заводе построены пять подводные лодок проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая.

2005—2011 годы — на заводе начато строительство двух серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада», однако в связи с проблемами, выявившимися при приёмке головной подводной лодки проекта Б-585 "Санкт-Петербург" их достройка была приостановлена для доработки проекта.

2006—2010 годы — на заводе построены две подводные лодки проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Алжира.

2013—н.в. — на заводе по скорректированному проекту возобновлено строительство серийных неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».

Подводная лодка Б-261 «Новороссийск» пр. 636.3

2010—н.в. — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» для отечественного Черноморского флота.

2010—н.в. — на предприятии строится серия из шести подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» для военно-морского флота Вьетнама.

Ожидаемые события

  • Строительство двух подводных лодок проекта 636.1 «Варшавянка» по заказу Алжира.
  • Начало строительства серии из шести подводных лодок новой модификации проекта 636 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота.
  • Серийное производство неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада».

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Линейный корабль «Полтава»
  • 64-пушечный линейный корабль «Ингерманланд»
  • 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»
  • 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»
Копия линкора «Благодать», Петербург (ресторанный комплекс «Фрегат Благодать»)
  • 130-пушечный корабль «Благодать» (построен в 1799—1800 годах) — сильнейший и, с 1805 года, крупнейший в мире корабль своего времени вплоть до конца службы. Первоначально уступал по размеру только испанскому 140-пушечному четырёхдечному «Сантисима Тринидад» до гибели последнего в Трафальгарском сражении 1805 года, однако в боевом отношении «Благодать» изначально был сильнее из-за крайне ограниченной маневренности испанского аналога. При строительстве корабля были использованы все новейшие технологии того времени. Участвовал в Наполеоновских войнах. Списан по ветхости в 1814 году. В 2005 году в Санкт-Петербурге была пришвартована современная копия корабля, названная «Фрегат Благодать», во внутренних помещениях которой размещаются рестораны и банкетные залы.
Эскадренный броненосец «Пётр Великий»
  • Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» (построен в 1869—1877 годах) — сильнейший в мире боевой корабль конца 1870-х годов[3]. Прослужил в последствии с переделками более 80 лет, приняв участие в Первой мировой войне и Ледовом походе. Разобран на металл в 1959 году.
  • Гвардейская подводная лодка М-172 (М-88) (построена в 1936—1937 годах на Заводе № 196)
  • Гвардейская подводная лодка М-174 (М-91) (построена в 1937—1938 годах на Заводе № 196)
  • Гвардейская подводная лодка К-22 (построена в 1938—1940 годах на Заводе № 196)
Подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону», 2015
  • Подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 «Варшавянка» (построена в 2011—2014 годах) — подводная лодка прославилась в 2015 году, когда на переходе к постоянному месту базирования на Чёрном море впервые в истории отечественного флота провела боевые стрельбы крылатыми ракетами из-под воды по реальным наземным целям в рамках боевых действий России против террористических группировок в Сирии из акватории Средиземного моря.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Формально 72-пушечный, реально «Архистратиг Михаил» нёс только 64 пушки, но по тем временам достаточно крупные.
  2. Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута»
  3. Озабоченные строительством «Петра Великого» англичане за несколько месяцев до его вступления в строй построили броненосец «Дредноут», формально слегка превосходящий русского оппонента по всем показателям, в том числе и по калибру орудий и водоизмещению. Однако на самом деле заряжавшиеся с казённой части пушки Обуховского завода на голову превосходили дульнозарядную артиллерию тогдашнего «Дредноута»