Балтийский завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 269: Строка 269:


[[Файл:Опытный тепловоз системы Я.М. Гаккеля ГЭ1 (12).jpg|thumb|150px|left|Тепловоз ЯГ№ 1, 2015]]
[[Файл:Опытный тепловоз системы Я.М. Гаккеля ГЭ1 (12).jpg|thumb|150px|left|Тепловоз ЯГ№ 1, 2015]]
* '''Тепловоз ЯГ№ 1 (позднее Г<sup>э</sup>1, Ю<sup>э</sup>002 и Щ<sup>ЭЛ</sup>1)''' (построен в 1924 году) — первый отечественный тепловоз и первый в мире магистральный тепловоз (строившийся параллельно в [[Германия|Германии]] другой отечественный же магистральный тепловоз совершил первую поездку на несколько месяцев позднее). Локомотив до 1927 года работал на железных дорогах, после чего был снят с эксплуатации. С 1934 года использовался в качестве электростанции. Впоследствии электровоз был сохранён - изначально его установили на постаменте в депо Ховрино Октябрьской железной дороги в 1972 году, однако в 1997 году он передан в железнодорожный музей на Варшавском вокзале в [[Санкт-Петербург]]е, где он пребывает и поныне.
* '''Тепловоз ЯГ№ 1 (позднее Г<sup>э</sup>1, Ю<sup>э</sup>002 и Щ<sup>ЭЛ</sup>1)''' (построен в 1924 году) — первый отечественный тепловоз и первый в мире магистральный тепловоз (строившийся параллельно в [[Германия|Германии]] другой отечественный же магистральный тепловоз совершил первую поездку на несколько месяцев позднее). Локомотив до 1927 года работал на железных дорогах, после чего был снят с эксплуатации. С 1934 года использовался в качестве электростанции. Впоследствии электровоз был сохранён — изначально его установили на постаменте в депо Ховрино Октябрьской железной дороги в 1972 году, однако в 1997 году он передан в железнодорожный музей на Варшавском вокзале в [[Санкт-Петербург]]е, где он пребывает и поныне.


* '''[[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1924-1934)#.D0.9B.D0.B5.D0.B3.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.B2.D0.B5.D1.82.D0.BB.D0.B0.D0.BD.D0.B0.C2.BB|Гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым» («Светлана», «Профинтерн»)]]''' (строился на заводе Руссо-Балт в Ревеле, а после его эвакуации на Адмиралтейском и Балтийском заводах, силами последнего и был достроен в 1924—1928 годах)
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1924-1934)#.D0.9B.D0.B5.D0.B3.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.A1.D0.B2.D0.B5.D1.82.D0.BB.D0.B0.D0.BD.D0.B0.C2.BB|Гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым» («Светлана», «Профинтерн»)]]''' (строился на заводе Руссо-Балт в Ревеле, а после его эвакуации на Адмиралтейском и Балтийском заводах, силами последнего и был достроен в 1924—1928 годах)
Строка 276: Строка 276:


* '''Ледокол «Иосиф Сталин» («Сибирь»)''' (построен в 1935—1938 годах) — первый линейный ледокол, построенный на отечественной верфи.
* '''Ледокол «Иосиф Сталин» («Сибирь»)''' (построен в 1935—1938 годах) — первый линейный ледокол, построенный на отечественной верфи.
* '''Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин»''' (построен в 1969—1971 годах) — крупнейшее в истории научно-исследовательское судно. Построенное на базе корпуса танкера судно несло, помимо прочего, две 12-ти и две 25-метровые антенны дальней космической связи при водоизмещении 45 тыс. тонн. После развала СССР досталось Украине в порту Одессы и вскоре было продано на металл.


* '''Атомный ледокол «Арктика»''' — судно, первым достигшее Северного Полюса Земли в активном плавании.
* '''Атомный ледокол «Арктика»''' — судно, первым достигшее Северного Полюса Земли в активном плавании.

Версия от 04:10, 23 июля 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Почтовый блок в честь 150-летия Балтийского завода, 2006

Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский завод — Судостроение» (официальное сокращённое название ООО «Балтийский завод — Судостроение») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 26 мая 1856 года как «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».

История наименований предприятия:

  • 1856—1874 гг. — Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона
  • 1874—1876 гг. — Балтийское железоделательное и механическое общество.
  • 1876—1894 гг. — Русское акционерное Балтийское железоделательное, судостроительное и механическое общество.
  • 1894—... гг. — Балтийский судостроительный и механический завод Морского ведомства.
  • 1911—1918 гг. — Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода.

  • с 2011 года по настоящее время — ООО «Балтийский завод — Судостроение».

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве самых крупных надводных кораблей для военно-морского флота, является единственным в мире производителем атомных ледоколов и плавучих атомных энергоблоков. Строит также обычные ледоколы и суда ледового класса, а также крупногабаритные агрегаты судовой энергетики и машиностроения, являясь в некоторых областях, например в производстве крупных гребных винтов массой до 70 тонн, единственным производителем такого рода техники в России.

История предприятия

Российская Империя

26 мая (13 мая по старому стилю) 1856 года — петербургским купцом 1-й гильдии М. Е. Карром и подданным Великобритании инженером-механиком императорской яхты «Невка» М. Л. Макферсоном, ранее имевшим в Санкт-Петербурге мастерскую, основан «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».

осень 1857 года — завод достиг значительных по тем временам размеров, имея 400—500 рабочих и будучи полностью укомплектован технологическим оборудованием.

1861 год — за отличную продукцию для нужд Морского флота заводу присуждена золотую медаль Промышленной выставки в Санкт-Петербурге.

1861—1862 годы — на заводе построена броненосная канонерская лодка «Опыт» — первый отечественный корабль с металлическим корпусом.

середина 1860 годов — оформилось сохранявшееся последующие полвека разделение завода на корабельную и механическую стороны. Корабельная часть, занимавшаяся строительством корпусов судов располагалась между Невой и Кожевенной линией, а механическая часть за Кожевенной линией производила паровые котлы и машины.

1863—1865 годы — на предприятии в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны мониторной судостроительной программы построены две броненосных лодки (монитора) типа «Ураган» — «Броненосец» и «Латник».

1866 год — на заводе построена подводная лодка Александровского — опытный корабль, имевший выдающиеся по тем временам характеристики.

1867—1869 годы — на предприятии построен трёхбашенный броненосный фрегат «Адмирал Лазарев» — первый крупный цельнометаллический корабль отечественного флота. Для ещё одного аналогичного фрегата «Адмирал Грейг», параллельно строившегося в Новом адмиралтействе, завод изготовил двигательную установку.

1870—1877 годы — на заводе построен полуброненосный фрегат «Герцог Эдинбургский» (при постройке «Александр Невский», переименован ещё до ввода в строй в честь второго сына английской королевы Виктории, за которого вышла замуж дочь Александра II великая княжна Мария Александровна. Корабль являлся вторым и последним в серии первых в мире океанских броненосных крейсеров типа «Генерал-Адмирал», головной корабль которой строился в Заводе Семянникова и Полетики в Санкт-Петербурге.

1872 год — предприятие объявило о банкротстве.

май 1874 года — предприятие было продано английскому акционерному обществу и сменило название на «Балтийское железоделательное и механическое общество».

1876 год — после скупки акций Морским ведомством Российской Империи предприятие преобразовано в «Русское акционерное Балтийское железоделательное, судостроительное и механическое общество».

1881—1883 годы — на заводе построен полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Владимир Мономах», формально однотипный с заложенным ранее в Новом адмиралтействе крейсером «Дмитрий Донской», но на практике заметно друг от друга отличавшихся, вплоть до разного количества гребных винтов.

1883—1888 годы — на заводе построен сильнейший в мире на то время броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Адмирал Нахимов».

1886—1890 годы — на заводе построен броненосный (полуброненосный) фрегат (броненосный крейсер) «Память Азова».

1890—1895 годы — построен большой крейсер фрегатского ранга (броненосный крейсер 1 ранга) «Рюрик» — очень крупный корабль, предназначенный для борьбы с судоходством противника на Тихом океане. Крейсер был спроектирован исходя из требования практической неуязвимости от небольших крейсеров, осуществлявших охрану торговли в удалённых районах Мирового океана.

1891—1895 годы — на территории завода построен крупнейший в Европе каменный эллинг, длиной более 165 м, впоследствии позволивший построить в нём без существенных переделок первый отечественный линкор-дредноут «Севастополь».

1893—1897 годы — построен броненосный крейсер «Россия», являвшийся развитием концепции «Рюрика» на новом техническом уровне.

1894 год — предприятие сменило форму собственности и переименовано в Балтийский судостроительный и механический завод Морского ведомства.

1895—1903 годы — на заводе построены все три эскадренных броненосца типа «Пересвет»[1].

1898—1900 годы — на заводе по улучшенному проекту броненосного крейсера «Россия» построен броненосный крейсер «Громобой».

1900—1903 годы — на заводе построен эскадренный броненосец «Император Александр III» типа «Бородино», ставший первым вступившим в строй кораблём этого типа.

1901—1904 годы — на предприятии построена первая полнофункциональная отечественная подводная лодка «Дельфин» (при постройке «Миноносец № 113», затем «Миноносец № 150»), в это же время Кронштадтским отделением завода в ещё более глубокой тайне была построена диверсионная подводная лодка «Матрос Пётр Кошка»[2].

1901—1904 годы — на заводе построен эскадренный броненосец «Князь Суворов» типа «Бородино». Позднее в 1905 году корабль, являясь основным флагманом Второй тихоокеанской эскадры героически[3] погиб в Цусимском сражении со значительно превосходящим японским флотом.

1902—1903 годы — на заводе построен крейсер 2 ранга «Алмаз» — безбронное «посыльное судно для Тихого океана», фактически — яхта наместника Алексеева. Изначально планировалось построить полноценный крейсер 2 ранга, но из-за обнаружившегося уже после начала подготовки к строительству отсутствия необходимой проектной документации пришлось ограничиться более простым крейсером-яхтой. Прославился в Цусимском сражении, став самым крупным из трёх кораблей огромной эскадры, сумевшим выполнить приказ и прорваться во Владивосток.

1902—1905 годы — на заводе построен эскадренный броненосец «Слава» типа «Бородино». В годы Первой мировой войны он прославился, героически обороняя Рижский залив.

1904—1908 годы — на предприятии построены шесть подводных лодок типа «Касатка».

1905—1911 годы — на заводе построен линейный корабль (эскадренный броненосец) «Император Павел I» типа «Андрей Первозванный».

1906 год — на заводе организован «Отдел подводного плавания» во главе с И. Г. Бубновым.

1906—1909 годы — на заводе по индивидуальному проекту построена подводная лодка «Минога».

1906—1911 годы — на заводе по индивидуальному проекту построена подводная лодка «Акула».

Генеральный план Балтийского завода, 1908

1908-1909 годы — большой деревянный эллинг завода разобран и на его месте устроен стапель под производство линкоров-дредноутов.

1909—1914 годы — на заводе построены первый отечественный линкор-дредноут «Севастополь», впоследствии ставший краснознамённым по итогам Великой Отечественной войны, и, практически одновременно, однотипный [корабль «Петропавловск»].

1911 год — Балтийский завод объединён с Адмиралтейским заводом под единой дирекцией как Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода. При этом фактически полностью слиты во едино были только проектные подразделения, образовавшие базировавшееся на Балтийском заводе «Объединенное проекционное бюро», а производственные подразделения работали хоть и под единым управлением, но фактически как два отдельных предприятия.[1]

1911—1912 годы — большой каменный эллинг завода был разобран, а на его месте оборудован открытый стапель длиной 203,9 м для строительства линкоров-сверхдредноутов. Примерно в это же время второй линкорный стапель на месте бывшего деревянного эллинга был увеличен до размеров 207,8×33 м, став самым большим в стране.

1911—1915 годы — отделением предприятия в Николаеве построена серия из трёх подводных лодок типа «Морж».

1912—1917 годы — на предприятии строятся два линейных крейсера типа «Измаил» («Измаил» и «Кинбурн»), фактически — быстроходные линкоры-сверхдредноуты, классифицировавшиеся как линейные крейсера в основном по причине устаревшей классификации в Законе о флоте, по которому осуществлялось финансирование их строительства. В 1917 году строительство замедлилось, а после Октябрьской революции и вовсе остановилось. Оба корабля, достраивавшиеся этому времени уже на плаву, были переданы на хранение Санкт-Петербургскому порту.

1913—1917 годы — на предприятии построена серия из восьми подводных лодок типа «Барс», из которых две изготовлены отделением предприятия в Николаеве для Черноморского флота.

1916 год — на заводе перезаложены и достроены пять подводных лодок типа «АГ» («Американский Голланд»), построенные в Канаде для ВМС Британской Империи, перекупленные для Российского Императорского флота и доставленные в Санкт-Петербург из Владивостока по железной дороге. В 1918 году в силу последствий Брестского мира все эти подводные лодки входившие в состав 4-го дивизиона, кроме одной ранее погибшей, были взорваны экипажами во избежание захвата Германией в изолированном тяжёлыми льдами пункте базирования Ганге (юго-западная Финляндия).

Советская Россия

1923 год — недостроенный линейный крейсер «Кинбурн» типа «Измаил» продан на металл в Германию.

1924—1928 годы — завод достраивает лёгкий крейсер «Светлана» (с 1925 года «Профинтерн», позднее гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым»). Изначально крейсер строился заводом Руссо-Балт в Ревеле (ныне Таллин), после эвакуации в ходе Первой мировой войны осеню 1917 года корабль достраивался Адмиралтейским заводом в Петрограде, а затем с 1918 года находился там же на хранении.

Первый отечественный тепловоз Щэл1, 2015

1925 год — на предприятии построен первый отечественный тепловоз системы профессора Геккеля.

1926—1931 годы — на заводе для работы на черноморских линиях между Крымом и Кавказом (позднее на линии Одесса — Батуми) построены четыре почтово-товаро-пассажирских судна типа «Абхазия», крупнейших в отечественном гражданском флоте того времени. Водоизмещение судов составляло 5770 тонн, грузоподъёмность — 1000 генеральных и 100 тонн рефрижераторных грузов, пассажировместимость — 960 человек (518 классных мест, остальные сидячие и палубные).[2]

Подводная лодка
Д-2 «Народоволец», 2007

1927—1939 годы — на заводе построены три подводные лодки типа «Д» («Декабрист») серии I — первые отечественные подводные лодки, заложенные после революций 1917 года. Впоследствии все три корабля стали достаточно известными по разным причинам: Д-1 «Декабрист» как первая советская подводная лодка, Д-2 «Народоволец» как музейный корабль в Санкт-Петербурге, а краснознамённая гвардейская Д-3 «Красногвардеец» не только в боях Великой Отечественной войны, но и как первая в мире подводная лодка, совершившая плавание под арктическими льдами, а также первая отечественная подводная лодка побывавшая в Западном полушарии Земли.

6 сентября 1929 года — осень 1933 года — на заводе построены три подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии II, в том числе Л-3 «Фрунзенец», впоследствии гвардейская.

5 февраля 1930 года — осень 1933 года — на заводе построены три подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии III, в том числе Щ-303 «Ёрш», впоследствии гвардейская.

1931—1932 годы — недостроенный линейный крейсер «Измаил» из-за сохранившейся нехватки средств разобран на метал трестом «Металлолом».

1931—1936 годы — на заводе построены все три подводные лодки типа «П» («Правда») серии IV.

1932—1933 годы — на заводе для Тихоокеанского флота изготовлены шесть подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на дальневосточные судостроительные заводы (две на Дальзавод № 202 во Владивостоке и четыре на Судомеханический завод № 368 Хабаровске), в том числе Щ-101 «Карась» (позднее «Лосось»), впоследствии ставшая единственным кораблём, награждённым за успехи в боевой и политической подготовке комсомольским значком.

1932—1934 годы — на заводе для Тихоокеанского и Черноморского флотов изготовлены четыре подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис, отправленные для окончательной сборки на другие судостроительные заводы: три на Дальзавод № 202 во Владивостоке и одна на Судостроительный завод имени 61 коммунара № 200 в Николаеве.

1933—1934 годы — на заводе построены пять подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии V-бис 2, две из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке, а одна — на Судостроительный завод имени 61 коммунара № 200 в Николаеве).

1933—1934 годы — значительной модернизации подвергнута подводная лодка дореволюционной постройки Б-2 (ранее «Пантера», «Коммисар») типа «Барс», ранее прославившаяся потоплением во время гражданской войны английского эсминца «Виттория».

1934 год — заводу присвоено имя Серго Орджоникидзе, в результате чего он стал называться… В том же году для участия в спасении экспедиции Папанина в Арктике срочно отремонтированы линейные ледоколы «Красин» и «Ермак», последний всего за 10 дней. В том же году на заводе построен ремонтный плавучий док для ВМФ СССР грузоподъёмностью 5 тыс. тонн.

1934—1936 годы — на заводе построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X, три из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке. В это же время были построены три подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии XI (II-бис), также отправленные для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

1934—1938 годы — на заводе построены три подводных лодки типа «Н» («Немецкая») серии IX с 20 сентября 1937 года переклассифицированных в тип «С» («Средняя», в отдельных источниках «Сталинец»), в том числе С-1, впоследствии награждённая орденом Красного Знамени.

1935—1938 годы — на заводе построен первый для отечественных верфей линейный ледокол «И. Сталин» (с 1958 года «Сибирь») проекта 51, позднее получивший орден Ленина.

1935—1939 годы — на заводе для Тихоокеанского флота построены четыре подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии XIII, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

1935—1938 годы — на заводе построен первый отечественный крупный корабль, заложенный после Революций 1917 года — лёгкий крейсер «Киров» проекта 26, впоследствии краснознамённый.

декабрь 1935—1941 годы — на заводе построены девять подводных лодок типа «С» («Средняя», в отдельных источниках «Сталинец») серии IX-бис, шесть из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке. Среди них были впоследствии краснознамённая подводная лодка С-51, рубка и часть корпуса которой установлены в качестве памятника в Гремихе и С-56 — впоследствии гвардейская краснознамённая, с 1975 года — корабль-музей в городе Владивосток.

1936 год — на заводе построен ремонтный плавучий док для ВМФ СССР грузоподъёмностью 2,1 тыс. тонн.

1936—1939 годы — на заводе строится серия эскадренных миноносцев типа 7. Всего было построено три эсминца и достроен один строившийся ранее на заводе № 190. Ещё два эсминца, заложенные на заводе для Тихоокеанского флота, были разобраны на стапеле.

1936—1940 годы — на заводе построен лёгкий крейсер «Максим Горький» — головной корабль проекта 26-бис.

1937—1944 годы — построены две подводные лодки типа «К» («Крейсерская») серии XIV, ещё одна подводная лодка этого проекта, спущенная на воду на предприятии, достроена не была.

1938 год — на базе бюро подводного плавания предприятия создано ЦКБ-18, впоследствии ЦКБ «Рубин».

1938—1941 годы — на заводе построен линейный ледокол «В. Молотов» (с 1958 года «Адмирал Макаров») проекта 51.

1938—1943 годы — на заводе построены три подводных минных заградителя типа «Л»(«Ленинец») серии XIII-1938 (XIII-бис), в том числе Л-22, впоследствии награждённая орденом Красного Знамени. Две из трёх подводных лодок осенью 1941 года были переведены для достройки на Завод № 402 (ныне Севмаш) в Молотовске (ныне Северодвинске.

15 июля 1938 года — на заводе заложен линейный корабль «Советский Союз» — головной в серии недостроенных линкоров проекта 23.

1939 год — на заводе заложены два лёгких крейсера проекта 68 («Чапаев» и «Чкалов» (с 1958 года «Комсомолец»)) с плановым сроком сдачи в 1942 году, достроенных впоследствии уже после войны по улучшенному проекту 68-К.

Order of Lenin third type.jpg

1940 год — завод награжден орденом Ленина за заслуги в деле укрепления обороноспособности СССР и переименован в Завод № 189 Наркомата судостроительной промышленности.

28 апреля 1941 года — спущен на воду лёгкий крейсер «Чапаев» проекта 68.

10 июля 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны заморожено строительство линкора «Советский Союз» проекта 23.

10 сентября 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны заморожено строительство лёгких крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» проекта 68, примерно тогда же отменили планировавшуюся на конец года закладку второй для завода пары аналогичных крейсеров «Ленин» и «Дзержинский». Тем же приказом недостроенные линкоры проекта 23, включая строившийся на предприятии головной «Советский Союз», были исключены из списков флота.[3]

1946 год — на базе котлостроительного производства предприятия создано Специальное конструкторское бюро котлостроения.

1947 год — по личному распоряжению Сталина форсирована достройка крейсеров проекта 68 довоенной закладки по улучшенному проекту 68-К, отличавшемуся существенно усиленным зенитным вооружением.

25 октября 1947 года — спущен на воду лёгкий крейсер «Чкалов» проекта 68-К.

середина 1949 года — корпус недостроенного линкора «Советский Союз» проекта 23 спущен на воду и вскоре разобран.

15 октября 1949 года — заложен головной в серии самых крупных отечественных кораблей, строившихся в те годы — лёгкий крейсер «Свердлов» проекта 68-бис.

1950 год — введены в строй лёгкие крейсера «Чапаев» и «Чкалов» проекта 68-К, заложен крейсер «Жданов» проекта 68-бис.

1951 год — заложены крейсера «Александр Суворов» и «Адмирал Сенявин» проекта 68-бис.

1952 год — введены в строй крейсера «Свердлов» и «Жданов» проекта 68-бис, заложен крейсер «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис.

1953 год — введён в крейсер «Александр Суворов» проекта 68-бис, заложены крейсера «Кронштадт» и «Таллин» проекта 68-бис.

1954—1958 годы — на заводе построены 16 средних дизель-электрических подводных лодок проекта 613, в том числе С-189, установленная в качестве музея в Санкт-Петербурге.

1954 год — введены в строй крейсера «Адмирал Сенявин» и «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис, заложен крейсер «Варяг» проекта 68-бис.

2 сентября 1959 года — сняты со строительства все крейсера проекта 68-бис, включая строившиеся на предприятии «Кронштадт» (готовность 84,2 %), «Таллин» (готовность 70,3 %) и «Варяг» (готовность 40 %).

1960—1964 годы — на заводе построены вооружённые крылатыми ракетами дизель-электрические подводные крейсера [[4]] и К-85 — головной и первый серийный подводные корабли проекта 651, впоследствии строившиеся крупной серией на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород).

1963 год — на заводе построен транспортный плавучий док для ВМФ СССР грузоподъёмностью 3,6 тыс. тонн.

1969—1971 годы — на заводе на основе корпуса танкера проекта 1552 типа «София» построено крупнейшее в истории научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» проекта 10909, предназначенное для дальней космической связи.

1971—1975 годы — на заводе построен второй в мире и крупнейший на то время атомный ледокол «Арктика» проекта 10520, ставший вскоре первым в мире судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Позднее на заводе были постепенно построены ещё пять ледоколов этого проекта.

1973—1980 годы — на заводе построен головной в серии сильнейших неавианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков») проекта 1144 «Орлан».

1974—1977 годы — на заводе построен второй атомный ледокол проекта 10520 — «Сибирь». В эти же годы заводом проводилась работа над кораблём измерительного комплекса «Маршал Неделин» проекта 1914, строительство которого после этого было передано в Ленинградское адмиралтейское объединение.

1978—1984 годы — на заводе по улучшенному проекту построен второй в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» (с 1992 года «Адмирал Лазарев») проекта 1144.2 «Орлан».

1981—1989 годы — заводе построен крупнейший отечественный надводный корабль с атомной силовой установкой и крупнейший разведывательный корабль в истории — плавучий командно-измерительный комплекс «Урал» проекта 1941.

1981—1985 годы — на заводе построен третий атомный ледокол проекта 10520 — «Россия».

1983—1988 годы — заводе построен третий в серии сильнейших авианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахимов») проекта 1144 «Орлан».

1983—1989 годы — на заводе построен четвёртый атомный ледокол проекта 10520 — «Советский Союз».

Order of Lenin third type.jpg

1985 год — завод награжден орденом Ленина за большие заслуги в создании и производстве новой техники.

1986—1991 годы — на заводе строился достроенный позднее пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».

1986—1991 годы — на заводе строился и был спущен на воду достроенный позднее четвёртый в серии сильнейших авианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Куйбышев» (позднее «Юрий Андропов», с 1992 года «Пётр Великий») проекта 1144 «Орлан».

1988—1990 годы — на заводе достроены в основном собранные на финской верфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки два атомных ледокола типа «Таймыр», специально предназначенных для работы в устьях крупных рек на Северном морском пути.

1989—1991 годы — на заводе строился достроенный позднее атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»).

Современная Россия

1991—1993 годы — на заводе достроен пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».

1991—1993 годы — на заводе достраивался до спуска на воду атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»), после чего из-за отсутствия средств последовал перерыв в его строительстве до 2003 года.

1991—1998 годы — заводе достраивался четвёртый в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» (ранее «Куйбышев» и «Юрий Андропов») проекта 1144 «Орлан».

1999—2004 годы — на заводе для ВМС Индии построены три фрегата типа «Тальвар» проекта 11356.

2003—2007 годы — на заводе достроен спущенный на воду ещё в 1993 году и находившийся на консервации атомный ледокол «50 лет Победы» (при закладке «Урал») улучшенного проекта 10521, получивший более совершенный ложкообразный нос и ставший крупнейшим когда-либо построенным атомным ледоколом.

2008 год — настоящее время — на заводе строится плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов».

2012 год — настоящее время — на заводе строится крупнейший в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» типа ЛК-25 мощностью 25 МВт.

2013 год — настоящее время — на заводе строится крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 (типа ЛК-60Я) мощностью на валах 60 МВт.

2015 год — настоящее время — на заводе строится второй (первый серийный) атомный ледокол проекта 22220 (типа ЛК-60Я) «Сибирь».

Ожидаемые события

конец июля 2016 года — закладка третьего (второго серийного) атомного ледокола проекта 22220 (типа ЛК-60Я) «Урал».

Перспективы предприятия

  • Глубокая реконструкция предприятия с заменой наклонных стапелей на более современный тип мощностей для окончательной крупноузловой сборки кораблей и судов.
  • Строительство атомного ледокола-лидера, способного обеспечивать круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути. Предприятие является наиболее вероятным кандидатом на выполнение этого заказа, поскольку уже несколько десятилетий является единственным производителем атомных ледоколов.
  • Строительство российских десантных вертолётоносцев. Предприятие является наиболее вероятным кандидатом на выполнение этого заказа, имеющегося в долгосрочных планах, поскольку имеет опыт строительства значительных частей корпусов УДК типа «Мистраль».

Знаменитые корабли, суда и локомотивы, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Броненосная канонерская лодка «Опыт» (с 1883 года «Мина») (построена в 1861—1862 годах) — первый отечественный корабль с металлическим корпусом. Участвовал в Первой мировой войне в качестве судна навигационного обеспечения. Продан на металл в 1922 году.
  • Подводная лодка Александровского
  • Подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 113», «Миноносец № 150»)
  • Броненосец «Князь Суворов» типа «Бородино» — флагманский корабль Второй тихоокеанской эскадры, героически погибший в Цусимском сражении с превосходящим японским флотом 14 (27) мая 1905 года. Действия команды броненосца, продолжавшей вести бой и выполнять приказ даже тогда, когда из полусотни его разноразмерных орудий в строю осталось лишь одна 76-миллиметровка, впоследствии было использовано даже японской пропагандой как пример, достойный всяческого подражания.
  • Линейный корабль (эскадренный броненосец) «Слава» типа «Бородино» — последний из серии эскадренных броненосцев типа «Бородино», позднее переклассифицированный в линейный корабль, прославился во время Первой мировой войны, когда ему в одиночестве долгое время удавалось вести успешные бои с на порядок более мощными германскими дредноутами, обороняя минные заграждения на входе в Рижский залив.
Линкор «Севастополь» на почтовой марке
  • Краснознамённый линейный корабль «Севастополь» («Парижская коммуна») (построен в 1909—1914 годах) — первый отечественный линкор-дредноут. Участвовал в Первой мировой войне на Балтике. В ходе Великой Отечественной войны являлся флагманом Черноморского флота и активно участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива, за что впоследствии был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
Тепловоз ЯГ№ 1, 2015
  • Тепловоз ЯГ№ 1 (позднее Гэ1, Юэ002 и ЩЭЛ1) (построен в 1924 году) — первый отечественный тепловоз и первый в мире магистральный тепловоз (строившийся параллельно в Германии другой отечественный же магистральный тепловоз совершил первую поездку на несколько месяцев позднее). Локомотив до 1927 года работал на железных дорогах, после чего был снят с эксплуатации. С 1934 года использовался в качестве электростанции. Впоследствии электровоз был сохранён — изначально его установили на постаменте в депо Ховрино Октябрьской железной дороги в 1972 году, однако в 1997 году он передан в железнодорожный музей на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге, где он пребывает и поныне.
  • Гвардейская краснознамённая подводная лодка Д-3 «Комсомолец» типа «Декабрист» (построена в 1927—1930 годах) — первая подводная лодка в истории Человечества, выполнившая подлёдное плавание под арктическими льдами и первая отечественная подводная лодка, побывавшая в Западном полушарии Земли. В ходе военных действий в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны стала первым одновремённо и гвардейским, и краснознамённым кораблём отечественного флота. Корабль пропал без вести в боевом походе в июне 1942 года.
  • Ледокол «Иосиф Сталин» («Сибирь») (построен в 1935—1938 годах) — первый линейный ледокол, построенный на отечественной верфи.
  • Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» (построен в 1969—1971 годах) — крупнейшее в истории научно-исследовательское судно. Построенное на базе корпуса танкера судно несло, помимо прочего, две 12-ти и две 25-метровые антенны дальней космической связи при водоизмещении 45 тыс. тонн. После развала СССР досталось Украине в порту Одессы и вскоре было продано на металл.
  • Атомный ледокол «Арктика» — судно, первым достигшее Северного Полюса Земли в активном плавании.
  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
  • Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» — строящаяся плавучая атомная электростанция является первой в мире.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Эскадренные броненосцы типа «Пересвет» по сути являлись линейными крейсерами, поскольку ради улучшения скорости, дальности и мореходности при их создании пришлось отчасти пожертвовать защищённостью и мощью вооружения.
  2. В следствие выявившихся серьёзных конструктивных недостатков корабль по назначению не использовался, что, впрочем, было достаточно частым явлением для проектов подводных кораблей того времени по всему миру из-за недостаточной изученности этой техники на тот момент.
  3. Героизм моряков броненосца, продолжавшего вести бой, даже когда из его нескольких десятков орудий в строю осталось лишь одно из самых мелких, использовался даже японской пропагандой как пример для своих моряков.