Балтийский завод

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский завод — Судостроение» (официальное сокращённое название ООО «Балтийский завод — Судостроение») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 26 мая 1856 года как «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».

История наименований предприятия:

  • 1856—… гг. — Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона

  • с 2011 года по настоящее время — ООО «Балтийский завод — Судостроение».

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве самых крупных надводных кораблей для военно-морского флота, является единственным в мире производителем атомных ледоколов и плавучих атомных энергоблоков. Строит также обычные ледоколы и суда ледового класса, а также крупногабаритные агрегаты судовой энергетики и машиностроения, являясь в некоторых областях, например в производстве крупных гребных винтов массой до 70 тонн, единственным производителем такого рода техники в России.

История предприятия

Российская Империя

26 мая (13 мая по старому стилю) 1856 года — петербургским купцом 1-й гильдии М. Е. Карром и подданным Великобритании инженером-механиком императорской яхты «Невка» М. Л. Макферсоном, ранее имевшим в Санкт-Петербурге мастерскую, основан «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».

осень 1857 года — завод достиг значительных по тем временам размеров, имея 400—500 рабочих и будучи полнстью укомплектован технологическим оборудованием.

1861 год — за отличную продукцию для нужд Морского флота заводу присуждена золотую медаль Промышленной выставки в Санкт-Петербурге.

1861—1862 годы — на заводе построена броненосная канонерская лодка «Опыт» — первый отечественный корабль с металлическим корпусом.

середина 1860 годов — оформилось сохранявшееся последующие полвека разделение завода на корабельную и механическую стороны. Корабельная часть, занимавшаяся строительством корпусов судов располагалась между Невой и Кожевенной линией, а механическая часть за Кожевенной линией производила паровые котлы и машины.

1866 год — на заводе построена подводная лодка Александровского — опытный корабль, имевший выдающиеся по тем временам характеристики.

1872 год — предприятие объявило о банкротстве.

май 1874 года — предприятие было продано английскому акционерному обществу и сменило название на «Балтийское железоделательного и механическое общество».

1876 год — после скупки акций Морским ведомством Российской Империи предприятие преобразовано в «Русское акционерное Балтийское железоделательное, судостроительное и механическое общество».

1901—1904 годы — на предприятии построена первая полнофункциональная отечественная подводная лодка «Дельфин» (при постройке «Миноносец № 113», затем «Миноносец № 150»), в это же время Кронштадтским отделением завода в ещё более глубокой тайне была построена диверсионная подводная лодка «Матрос Пётр Кошка».

1904—1908 годы — на предприятии построены шесть подводных лодок типа «Касатка».

1906—1909 годы — на заводе по индивидуальному проекту построена подводная лодка «Минога».

1906—1911 годы — на заводе по индивидуальному проекту построена подводная лодка «Акула».

1911—1915 годы — отделением предприятия в Николаеве построена серия из трёх подводных лодок типа «Морж».

1912—1917 годы — на предприятии строятся два линейных крейсера типа «Измаил» («Измаил» и «Кинбурн»), фактически — быстроходные линкоры-сверхдредноуты, классифицировавшиеся как линейные крейсера в основном по причине устаревшей классификации в Законе о флоте, по которому осуществлялось финансирование их строительства. В 1917 году строительство замедлилось, а после Октябрьской революции и вовсе остановилось. Оба корабля, достраивавшиеся этому времени уже на плаву, были переданы на хранение Санкт-Петербургскому порту.

1913—1917 годы — на предприятии построена серия из восьми подводных лодок типа «Барс», из которых две изготовлены отделением предприятия в Николаеве для Черноморского флота.

1916 год — на заводе перезаложены и достроены пять подводных лодок типа «АГ» («Американский Голланд»), построенные в Канаде для ВМС Британской Империи, перекупленные для Российского Императорского флота и доставленные в Санкт-Петербург из Владивостока по железной дороге. В 1918 году в силу последствий Брестского мира все эти подводные лодки, кроме одной ранее погибшей, входившие в состав, 4-го дивизиона были взорваны экипажами во избежание захвата Германией в изолированном льдами пункте базирования Ганге (юго-западная Финляндия).

Советская Россия

1923 год — недостроенный линейный крейсер «Кинбурн» типа «Измаил» продан на металл в Германию.

1924—1928 годы — завод достраивает лёгкий крейсер «Светлана» (с 1925 года «Профинтерн», позднее гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым»). Изначально крейсер строился заводом Руссо-Балт в Ревеле (ныне Таллин), после эвакуации в ходе Первой мировой войны осеню 1917 года корабль достраивался Адмиралтейским заводом в Петрограде, а затем с 1918 года находился там же на хранении.

1925 год — на предприятии построен первый отечественный тепловоз системы профессора Геккеля.

Подводная лодка
Д-2 «Народоволец», 2007

1927—1939 годы — на заводе построены три подводные лодки типа «Д» («Декабрист») серии I — первые отечественные подводные лодки, заложенные после революций 1917 года. Впоследствии все три корабля стали достаточно известными по разным причинам: Д-1 «Декабрист» как первая советская подводная лодка, Д-2 «Народоволец» как музейный корабль в Санкт-Петербурге, а краснознамённая гвардейская Д-3 «Красногвардеец» не только в боях Великой Отечественной войны, но и как первая в мире подводная лодка, совершившая плавание под арктическими льдами, а также первая отечественная подводная лодка побывавшая в Западном полушарии Земли.

6 сентября 1929 года — осень 1933 года — на заводе построены три подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии II, в том числе Л-3 «Фрунзенец», впоследствии гвардейская.

5 февраля 1930 года — осень 1933 года — на заводе построены три подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии III, в том числе Щ-303 «Ёрш», впоследствии гвардейская.

1931—1932 годы — недостроенный линейный крейсер «Измаил» из-за сохранившейся нехватки средств разобран на метал трестом «Металлолом».

1931—1936 годы — на заводе построены все три подводные лодки типа «П» («Правда») серии IV.

1932—1933 годы — на заводе для Тихоокеанского флота изготовлены шесть подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на дальневосточные судостроительные заводы (две на Дальзавод № 202 во Владивостоке и четыре на Судомеханический завод № 368 Хабаровске), в том числе Щ-101 «Карась» (позднее «Лосось»), впоследствии ставшая единственным кораблём, награждённым за успехи в боевой и политической подготовке комсомольским значком.

1932—1934 годы — на заводе для Тихоокеанского и Черноморского флотов изготовлены четыре подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис, отправленные для окончательной сборки на другие судостроительные заводы (три на Дальзавод № 202 во Владивостоке и одна на Судостроительный завод имени 61 коммунара № 200 в Николаеве).

1933—1934 годы — на заводе построены пять подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии V-бис 2, две из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке, а одна — на Судостроительный завод имени 61 коммунара № 200 в Николаеве).

1933—1934 годы — значительной модернизации подвергнута подводная лодка дореволюционной постройки Б-2 (ранее «Пантера», Коммисар") типа «Барс», ранее прославившаяся потоплением во время гражданской войны английского эсминца «Виттория».

1934—1936 годы — на заводе построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X, три из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке. В это же время были построены три подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии XI (II-бис), также отправленные для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

1934—1938 годы — на заводе построены три подводных лодки типа «Н» («Немецкая») серии IX с 20 сентября 1937 года переклассифицированных в тип «С» («Средняя», в отдельных источниках «Сталинец»), в том числе С-1, впоследствии награждённая орденом Красного Знамени.

1935—1939 годы — на заводе для Тихоокеанского флота построены четыре подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии XIII, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

1935—1938 годы — на заводе построен первый отечественный крупный корабль, заложенный после Революций 1917 года — лёгкий крейсер «Киров» проекта 26, впоследствии краснознамённый.

декабрь 1935—1941 годы — на заводе построены девять подводных лодок типа «С» («Средняя», в отдельных источниках «Сталинец») серии IX-бис, шесть из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке. Среди них были впоследствии краснознамённая подводная лодка С-51, рубка и часть корпуса которой установлены в качестве памятника в Гремихе и С-56 — впоследствии гвардейская краснознамённая, с 1975 года — корабль-музей в городе Владивосток.

1936—1940 годы — на заводе построен лёгкий крейсер «Максим Горький» — головной корабль проекта 26-бис.

1937—1944 годы — построены две подводные лодки типа «К» («Крейсерская») серии XIV, ещё одна подводная лодка этого проекта, спущенная на воду на предприятии, достроена не была.

1938—1943 годы — на заводе построены три подводных минных заградителя типа «Л»(«Ленинец») серии XIII-1938 (XIII-бис), в том числе Л-22, впоследствии награждённая орденом Красного Знамени. Две из трёх подводных лодок осенью 1941 года были переведены для достройки на Завод № 402 (ныне Севмаш) в Молотовске (ныне Северодвинске.

15 июля 1938 года — на заводе заложен линейный корабль «Советский Союз» — головной в серии недостроенных линкоров проекта 23.

1939 год — на заводе заложены два лёгких крейсера проекта 68 («Чапаев» и «Чкалов» (с 1958 года «Комсомолец»)) с плановым сроком сдачи в 1942 году, достроенных впоследствии уже после войны по улучшенному проекту 68-К.

Order of Lenin third type.jpg

1940 год — завод награжден орденом Ленина за заслуги в деле укрепления обороноспособности СССР.

28 апреля 1941 года — спущен на воду лёгкий крейсер «Чапаев» проекта 68.

10 июля 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны заморожено строительство линкора «Советский Союз» проекта 23.

10 сентября 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны заморожено строительство лёгких крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» проекта 68, примерно тогда же отменили планировавшуюся на конец года закладку второй для завода пары аналогичных крейсеров «Ленин» и «Дзержинский». Тем же приказом недостроенные линкоры проекта 23, включая строившийся на предприятии головной «Советский Союз», были исключены из списков флота.[1]

1947 год — по личному распоряжению Сталина форсирована достройка крейсеров проекта 68 довоенной закладки по улучшенному проекту 68-К, отличавшемуся существенно усиленным зенитным вооружением.

25 октября 1947 года — спущен на воду лёгкий крейсер «Чкалов» проекта 68-К.

середина 1949 года — корпус недостроенного линкора «Советский Союз» проекта 23 спущен на воду и вскоре разобран.

15 октября 1949 года — заложен головной в серии самых крупных отечественных кораблей, строившихся в те годы — лёгкий крейсер «Свердлов» проекта 68-бис.

1950 год — введены в строй лёгкие крейсера «Чапаев» и «Чкалов» проекта 68-К, заложен лёгкий крейсер «Жданов» проекта 68-бис.

1951 год — заложены лёгкие крейсера «Александр Суворов» и «Адмирал Сенявин» проекта 68-бис.

1952 год — введены в строй лёгкие крейсера «Свердлов» и «Жданов» проекта 68-бис, заложен лёгкий крейсер «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис.

1953 год — введён в лёгкий крейсер «Александр Суворов» проекта 68-бис, заложены лёгкие крейсера «Кронштадт» и «Таллин» проекта 68-бис.

1954—1958 годы — на заводе построены 16 средних дизель-электрических подводных лодок проекта 613, в том числе С-189, установленная в качестве музея в Санкт-Петербурге.

1954 год — введены в строй лёгкие крейсера «Адмирал Сенявин» и «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис, заложен лёгкий крейсер «Варяг» проекта 68-бис.

2 сентября 1959 года — сняты со строительства все лёгкие крейсера проекта 68-бис, включая строившиеся на предприятии «Кронштадт» (готовность 84,2 %), «Таллин» (готовность 70,3 %) и «Варяг» (готовность 40 %).

1971—1975 годы — на заводе построен второй в мире и крупнейший на то время атомный ледокол «Арктика» проекта 10520, ставший вскоре первым в мире судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Позднее на заводе были постепенно построены ещё пять ледоколов этого проекта.

1973—1980 годы — на заводе построен головной в серии сильнейших неавианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков») проекта 1144 «Орлан».

1974—1977 годы — на заводе построен второй атомный ледокол проекта 10520 — «Сибирь».

1978—1984 годы — на заводе по улучшенному проекту построен второй в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» (с 1992 года «Адмирал Лазарев») проекта 1144.2 «Орлан».

1981—1985 годы — на заводе построен третий атомный ледокол проекта 10520 — «Россия».

1983—1988 годы — заводе построен третий в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахиммов») проекта 1144 «Орлан».

1983—1989 годы — на заводе построен четвёртый атомный ледокол проекта 10520 — «Советский Союз».

Order of Lenin third type.jpg

1985 год — завод награжден орденом Ленина за большие заслуги в создании и производстве новой техники.

1986—1991 годы —на заводе строился достроенный позднее пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».

1986—1991 годы — заводе строился и был спущен на воду достроенный позднее четвёртый в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Куйбышев» (позднее «Юрий Андропов», с 1992 года «Пётр Великий») проекта 1144 «Орлан».

1989—1991 годы — на заводе строился достроенный позднее атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»).

Современная Россия

1991—1993 годы — на заводе достроен пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».

1991—1993 годы — на заводе достраивался до спуска на воду атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»), после чего из-за отсутствия средств последовал перерыв в его строительстве до 2003 года.

1991—1998 годы — заводе достраивался четвёртый в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» (ранее "Куйбышев"и «Юрий Андропов») проекта 1144 «Орлан».

2003—2007 годы — на заводе достроен спущенный на воду ещё в 1993 году и находившийся на консервации атомный ледокол «50 лет Победы» (при закладке «Урал») улучшенного проекта 10521, получивший более совершенный ложкообразный нос и ставший крупнейшим когда-либо построенным атомным ледоколом.

Ожидаемые события

Начало строительства атомного ледокола-лидера, способного обеспечивать круглогодичню навигацию по всему Северному морскому пути.

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Броненосная канонерская лодка «Опыт» (с 1883 года «Мина») (построена в 1861—1862 годах) — первый отечественный корабль с металлическим корпусом. Участвовал в Первой мировой войне в качестве судна навигационного обеспечения. Продан на металл в 1922 году.
  • Подводная лодка Александровского
  • Подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 113», «Миноносец № 150»)
  • Броненосец «Князь Суворов» типа «Бородино» — флагманский корабль Второй тихоокеанской эскадры, героически погибший в Цусимском сражении с превосходящим японским флотом 14 (27) мая 1905 года. Действия команды броненосца, продолжавшей вести бой и выполнять приказ даже тогда, когда из полусотни его разноразмерных орудий в строю осталось лишь одна 76-миллиметровка, впоследствии было использовано даже японской пропагандой как пример, достойный всяческого подражания.
  • Линейный корабль (эскадренный броненосец) «Слава» типа «Бородино» — последний из серии эскадренных броненосцев типа «Бородино», позднее переклассифицированный в линейный корабль, прославился во время Первой мировой войны, когда ему в одиночестве долгое время удавалось вести успешные бои с на порядок более мощными германскими дредноутами, обороняя минные заграждения на входе в Рижский залив.
Линкор «Севастополь» на почтовой марке
  • Краснознамённый линейный корабль «Севастополь» («Парижская коммуна») (построен в 1909—1914 годах) — первый отечественный линкор-дредноут. В ходе Великой Отечественной войны являлся флагманом Черноморского флота и активно участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива, за что впоследствии был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
  • Гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым» («Светлана», «Профинтерн») (строился на заводе Руссо-Балт в Ревеле, а после его эвакуации на Адмиралтейском и Балтийском заводах)
  • Гвардейская краснознамённая подводная лодка Д-3 «Комсомолец» типа «Декабрист» (построена в 1927—1930 годах) — первая подводная лодка в истории Человечества, выполнившая подлёдное плавание под арктическими льдами и первая отечественная подводная лодка, побывавшая в Западном полушарии Земли. В ходе военных действий в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны стала первым одновремённо и гвардейским, и краснознамённым кораблём отечественного флота. Корабль пропал без вести в боевом походе в июне 1942 года.
  • Атомный ледокол «Арктика» — судно, первым достигшее Северного Полюса Земли в активном плавании.
  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
  • Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» — строящаяся плавучая атомная электростанция является первой в мире.

См. также

Ссылки

Примечания