Охтенское адмиралтейство

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Вид на Охтенское адмиралтейство со стороны Невы, 1865

О́хтенское адмиралте́йство (позднее Петрозавод и другие названия) — историческое судостроительное предприятие в Санкт-Петербурге, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основано в 1806 году как высшее техническое учебное заведение Паноптический институт судостроительной направленности. После ряда перепрофилирований в 2001 году окончательно прекратило деятельность и его территория сначала была использована под бизнес-центры, а затем была передана под коммерческую застройку.

История наименований предприятия (требует уточнения[1]):

  • 1806—1818 годы — Паноптический институт.
  • 1818—1828 годы — Охтенская верфь.
  • 1828—1896 годы — Охтенское адмиралтейство.
  • 1896—1913 годы — Судостроительная верфь, литейный и механический завод Морского ведомства в аренде Акционерного общества Крейтон и К, или, в сокращённом виде, — Крейтоновская верфь либо Завод Крейтона (филиал фирмы «В. Крейтон и Ко», расположенной в г. Або Великого Княжества Финляндского, ныне г. Турку, Финляндия).
  • 1913—1925 годы — Петрозавод (в 1915—1921 годах Охтинский снарядный цех, действовавший на его площадях в аренде у Адмиралтейского завода)
  • 1925—1937 годы — Ленинградский Петрозавод.
  • 1937—1969 годы — Завод № 370.
  • 1969—1973 годы — Петрозавод.
  • 1973—1985 годы — Петрозавод (филиал НПО «Ритм»).
  • 1985—1992 годы — совместное российско-шведское предприятие «Седерваль-Ритм».
  • 1992—2001 годы — Петрозавод.

История предприятия

Предыстория предприятия

Российская Империя

1806 год — у Смольного института благородных девиц казной выкуплен садовый питомник, располагавшийся на месте крепости Ниеншанц, на месте которого основан Паноптический[1] институт судостроительной направленности, очень крупный по тому времени, при котором впоследствии предполагалось развернуть приборостроение и судостроение для совмещения учёбы с практикой.

1808 год — в составе Паноптического института началось строительство Охтенской верфи.

1811 год — на верфи в присутствии Императора Александра I спустили на воду первый с момента начала строительства верфи заказ — шхуну «Стрела».

1811—1812 годы — на предприятии построен 32-пушечный фрегат «Полукс».

1812—1813 годы — построен 44-пушечный фрегат «Аргус» типа «Амфитрида».

1814 год — в целом завершено создание Паноптического института, в том числе Охтенской верфи, получившей, помимо прочего, пять эллингов для строительства судов разного размера вплоть до небольших линейных кораблей.

1814—1815 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Меркурий» типа «Спешный», проданный впоследствии в 1818 году Испании.

1815—1816 годы — на предприятии построены 44-пушечный фрегат «Лёгкий» типа «Спешный» и 36-пушечный фрегат «Поспешный» типа «Проворный».

1816—1817 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Гектор» типа «Проворный».

15 марта 1818 года — в результате попадания искры на балку в кузнечной мастерской полностью сгорело монументальное (из шести деревянных корпусов 3-7 этажей на каменном фундаменте) здание главного корпуса Паноптического института. Пострадавших не было, но ценное имущество вуза, включающее также ультрасовременные мастерские по производству навигационных приборов, также было утрачено практически полностью. Только прямой ущерб составил до 513 тыс. рублей (что соответствует нескольким миллиардам рублей в ценах 2012 года). При этом верфь практически не пострадала. В результате, было принято решение не восстанавливать очень дорогой институт, а Охтенскую верфь использовать в дальнейшем как обычное судостроительное предприятие.

1818—1819 годы — построены 44-пушечные фрегаты «Автроил» и «Лёгкий» типа «Амфитрида».

1819—1820 годы — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Урания» типа «Малый».

1820 год — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Проворный» типа «Спешный».

?—1821 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Александр Невский» (с 1826 года «Винд-Хунд») типа «Проворный».

1822—1823 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Кастор» типа «Проворный».

1822—1824(1826) годы — на предприятии построен 64-пушечный линейный корабль «Эммануил» переклассифицированный и, по-видимому, доработанный и перевооружённый в 1824—1826 годах в Кронштадте из фрегатов в связи с большими потерями корабельного флота при катастрофическом наводнении 1824 года. Корабль первым в отечественном флоте получил смешанную систему набора с металлическими элементами в носу, а также первым получил более простую по конструкции, но куда более совершенную круглую корму, улучшившую его мореходность и, особенно, прочность.

1825—1830 годы — строится серия из трёх 74-пушечных линейных кораблей типа «Иезекиль», строившихся также на других предприятиях.

1827—1828 годы — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Надежда» типа «Малый».

1828—1829 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Анна» типа «Спешный». Реально нёс 54 орудия.

1829—1830 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Беллона» типа «Спешный». Реально нёс 54 орудия.

Фрегат «Паллада» в Нагасаки, Япония, 1854

1831—1833 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Паллада», реально несший 52 орудия. Фрегат был построен в основном по чертежам «добытым» в Великобритании, которая, в свою очередь, сняла их с трофейного фрегата, построенного США, но с использованием также отечественных «ноу-хау» в области военного судостроения. Впоследствии получил широкую известность благодаря циклу путевых заметок писателя И. А. Гончарова, участвовавшего на нём в переходе в Японию.[2]

1832—1841 годы — на предприятии полностью строится серия из трёх 74-пушечных линейных кораблей типа «Фершампенуаз».

1833—1834 годы — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Верность», головной в серии из трёх фрегатов этого типа.

1833—1835 годы — на предприятии построен 44-пушечный фрегат «Аврора» типа «Спешный». Реально нёс 56 орудий.

1834 год — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Надежда» типа «Малый».

1838—1839 годы — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Успех» типа «Верность».

1842—1844 годы — на предприятии построен 4-пушечный пароходофрегат[2] «Отважный». В 1854 году нёс 10 пушек.[3]

1843—1845 годы — на предприятии построен 4-пушечный пароходофрегат[2] «Грозящий». В 1854 году нёс 8 пушек, а в 1862 году — 4 пушки.[4]

1844—1845 годы — на предприятии построен 24-пушечный учебный фрегат «Надежда» типа «Верность».

1845—1852 годы — на предприятии построен 8-пушечный пароходофрегат[2] «Гремящий».[5]

1846—1849 годы — на предприятии построен 52-пушечный парусно-винтовой[3] фрегат «Архимед» — первый винтовой фрегат отечественного флота.[6]

1857 год — на предприятии построен 8-пушечный пароходофрегат[2] «Храбрый».[7]

1857—1858 годы — на предприятии построен 8-пушечный пароходофрегат[2] «Смелый».[8]

1858—1860(?) годы — на предприятии построен 45-пушечный парусно-винтовой[3] фрегат «Ослябя» (спущен на воду 8 октября 1860 года, точное время вступления в строй обнаружить не удалось, скорее всего это 1861—1862 годы).[9]

1859—1863 годы — на предприятии построен 51-пушечный парусно-винтовой[3] фрегат «Александр Невский».http://www.randewy.ru/nk/fregatbf9.html

осень 1878 года — на заводе экстренно построены 20 миноносок.

август 1899 — сентябрь 1902 года — на заводе для Балтийского флота построены четыре миноносца (эскадренных миноносца, а по терминологии того времени — «истребителя»[4]) типа «Сокол».[10]

1901 — октябрь 1902 года — на заводе построены два номерных (безымянных) миноносца типа «Улучшенный Сунгари».

1901 — ноябрь (декабрь) 1903 года — на заводе построены два номерных (безымянных) миноносца типа «Циклон».

1904 — 1908 годы — пять миноносцев (истребителей, с 1907 года эскадренных миноносцев) типа «Твёрдый» (усовершенствованный тип «Сокол») построены на заводе для Тихоокеанской эскадры. Готовые секции кораблей перевозились по только что открытым Транссибирской железной дороге и КВЖД во Владивосток, где производилась их окончательная сборка и спуск на воду.[11]

1905—1910 годы — на заводе построены все четыре подводные лодки типа «Кайман»[12].

Советская Россия

Современная Россия

Последующие события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Шлюп «Камчатка» (спущен на воду в 1817 году) — корабль, совершивший в 1817—1818 годах кругосветное плавание под руководством В. М. Головина.
  • Шлюп «Восток» (спущен на воду в 1818 году) — один из двух кораблей 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов, открывшей Антарктиду.
  • 16-пушечный бриг «Сенявин» (кругосветная экспедиция в 1826—1829 гг. под командованием Ф. П. Литке),
Фрегат «Паллада»
  • Фрегат «Паллада» (построен в 1831—1833 годах) — фрегат был построен в основном по чертежам «добытым» в Великобритании, которая, в свою очередь, сняла их с трофейного фрегата, построенного США, которые в то время достигли больших успехов именно в строительстве фрегатов. Тем не менее строитель фрегата полковник В. Ф. Стокке перепроектировал корабль, ради использования более совершенной круглой кормы, технологией создания которой обладало русское кораблестроение. Корабль являлся во многом демонстратором технологий, так как впервые получил и множество других новшеств, а также служил для отработки схемы артиллерийского вооружения. Впоследствии получил широкую известность благодаря циклу путевых заметок писателя И. А. Гончарова, участвовавшего на нём в переходе в Японию. Во время Крымской войны из-за невозможности входа в устье Амура, угрозы нападения англичан и крайнего износа конструкций корпуса фрегат был разоружён и затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани в январе 1856 года.
  • Фрегат «Аврора» (построен в 1833—1835 годах) — фрегат, отличившийся во время Крымской войны при успешной обороне Петропавловска-Камчатского.
Парусно-винтовой фрегат «Архимед» и его конструктор И.А. Амосов на почтовой марке
  • Парусно-винтовой[3] фрегат «Архимед» (построен в 1846—1849 годах) — первый парусно-винтовой фрегат отечественного военно-морского флота.
  • Парусно-винтовой фрегат «Александр Невский» (построен в 1859—1863 годах) — последний русский боевой корабль, построенный из дерева. Участвовал в экспедиции крейсерских эскадр к берегам США в качестве флагмана эскадры адмирала Лисовского в Атлантическом океане, базировавшейся в Нью-Йорке. Позднее погиб во время шторма в проливе Скаггерак из-за несогласованности действий командования, что впоследствии привело к изменению отечественных правил судовождения и созданию Общества спасения на водах.
  • «Красный вымпел» (парусно-паровая яхта «Адмирал Завойко») (спущен в 1910 году) — мемориальный корабль Тихоокеанского флота в г. Владивосток[13].

См. также

Ссылки

Примечания

  1. «Паноптический» — от греческого «всевидящий» — по сути, то же, что «политехнический».
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Пароходофрегат — фрегат с паровой машиной и гребными колёсами. Гребные колёса и расположенные над уровнем воды механизмы были уязвимы в бою, поэтому пароходофрегаты строили относительно небольшими, не расчитанными на длительные бои.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 По терминологии тех лет парусно-винтовые фрегаты назывались просто винтовыми фрегатами, так как наличие парусов и так было всем очевидно.
  4. Военно-морскими теоретиками тех лет предполагалось, что эти корабли будут «истреблять» многочисленные в то время более мелкие миноносцы. Однако, поскольку по результатам Русско-японской войны 1904—1905 годов участвовавшие в ней десятки кораблей этого класса не истребили ни одного миноносца, их в российском флоте с 10 октября 1907 года переклассифицировали в «эскадренные миноносцы» (эсминцы), в то время как в англоязычных странах они так и остались «дестроерами».