Судоремонтный завод «Красная Кузница»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 15: Строка 15:


=== Предыстория создания завода ===
=== Предыстория создания завода ===
'''1471 год''' - Соломбала впервые упомянута в перечне Двинских земель в связи с процессом начала перехода их в прямое управление Великого Князя Московского.
'''1471 год''' — Соломбала впервые упомянута в перечне Двинских земель в связи с процессом начала перехода их в прямое управление Великого Князя Московского.


'''1553—1555 годы''' — с заключением торговых соглашений Ивана IV Грозного и английской королевы Елизаветы I дельта Северной Двины превращается в международный порт, где постоянно бывают и чинятся по мере необходимости с привлечением местных рабочих и материалов суда европейской постройки.
'''1553—1555 годы''' — с заключением торговых соглашений Ивана IV Грозного и английской королевы Елизаветы I дельта Северной Двины превращается в международный порт, где постоянно бывают и чинятся по мере необходимости с привлечением местных рабочих и материалов суда европейской постройки.


'''1584 год''' - для охраны торговых факторий (порта) в дельте Северной Двины вокрйг Михаило-архангельского монастыря построен укреплённый город-крепость [[Крупные_российские_проекты_(Фёдор_I,_1584-1598)#.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.A5.D0.BE.D0.BB.D0.BC.D0.BE.D0.B3.D0.BE.D1.80.D1.8B_.28.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.29|Новые Холмогоры]], уже вскоре переименованный в Архангельск (название в ходу в документах с 1596 года, официально с 1613 года).
'''1584 год''' — для охраны торговых факторий (порта) в дельте Северной Двины вокрйг Михаило-архангельского монастыря построен укреплённый город-крепость [[Крупные_российские_проекты_(Фёдор_I,_1584-1598)#.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.A5.D0.BE.D0.BB.D0.BC.D0.BE.D0.B3.D0.BE.D1.80.D1.8B_.28.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.29|Новые Холмогоры]], уже вскоре переименованный в Архангельск (название в ходу в документах с 1596 года, официально с 1613 года).
 
'''1684 год''' — в Архангельске вместо сгоревшей крепости построен хорошо защищённый каменный [[Крупные_российские_проекты_(Софья_Алексеевна,_1682-1689)#.D0.93.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80_.D0.B2_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B5|Гостиный двор]] (по терминологии XXI века логистический комплекс).


=== Российское Царство ===
=== Российское Царство ===

Версия от 23:30, 12 апреля 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судоремонтный завод «Красная Кузница» (Архангельский филиал Центра судоремонта «Звёздочка», ранее Архангельское адмиралтейство,также широко известное как Соломбальская верфь) — судоремонтное предприятие в г. Архангельск, в прошлом одно из крупнейших судостроительных предприятий эпохи парусного флота. Предприятие, осуществляющее свою деятельность на одном месте с перерывами с 1693 года, является одним из старейших в России.

История наименований предприятия:

  • 1693—1701 гг. — «Соломбальская верфь»
  • 1701—1725 гг., 1733—1862 гг. — «Архангельское адмиралтейство»

  • с 2012 года по настоящее время — Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка».

В настоящий момент предприятие специализируется на судоремонте, в том числе доковом ремонте кораблей и судов водоизмещением до 9 тыс. тонн.[1]

Как часть ОАО "ЦС «Звёздочка» завод входит в состав Северного судостроительного и судоремонтного центра ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

История предприятия

Предыстория создания завода

1471 год — Соломбала впервые упомянута в перечне Двинских земель в связи с процессом начала перехода их в прямое управление Великого Князя Московского.

1553—1555 годы — с заключением торговых соглашений Ивана IV Грозного и английской королевы Елизаветы I дельта Северной Двины превращается в международный порт, где постоянно бывают и чинятся по мере необходимости с привлечением местных рабочих и материалов суда европейской постройки.

1584 год — для охраны торговых факторий (порта) в дельте Северной Двины вокрйг Михаило-архангельского монастыря построен укреплённый город-крепость Новые Холмогоры, уже вскоре переименованный в Архангельск (название в ходу в документах с 1596 года, официально с 1613 года).

1684 год — в Архангельске вместо сгоревшей крепости построен хорошо защищённый каменный Гостиный двор (по терминологии XXI века логистический комплекс).

Российское Царство

июль 1693 года — в Архангельск прибывает Царь Пётр I и вскоре отдаёт распоряжение о строительстве верфи на речном острове Соломбала, что в то время ещё не находился в черте Архангельска.

осень 1693 года — фактически вступила в строй в объёме первого пускового комплекса Соломбальская верфь.

18 сентября 1693 года — на Соломбальской верфи лично Царём Петром I заложен 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел», впоследствии использовавшийся также в качестве торгового корабля.

20 мая 1694 года — «Святой апостол Павел» в присутствии Царя Петра I спущен на воду.

«Ягудиил» — представитель первой серии линейных кораблей архангельского производства

1701 год — на базе Соломбальской верфи и ещё двух верфей создано Архангельское (Соломбальское) адмиралтейство.

1712—1715 годы — Архангельским адмиралтейством строится первая серия линейных кораблей для Балтийского флота. Все семь 52-пушечных кораблей серии получили имена различных архангелов. После этого, в связи со вводом в строй Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге, более удобного в условиях войны на Балтике, всё строительство линейных кораблей было на двадцать лет перенесено в Санкт-Петербург.

Российская Империя

5 марта 1862 года — Императором Александром II в связи с отсутствием производственной базы для строительства в Архангельске металлических судов и обмелением Северной Двины подписан указ о закрытии Архангельского адмиралтейства.

1 июля 1862 года — завершена ликвидация Архангельского военного порта и Архангельского адмиралтейства, за исключением гидрографической части, при которой осталась функционировать и небольшая часть мастерских. База гидрографических судов фактически приняла на себя судоремонтные функции бывшего военного порта, в связи с чем её неофициально так и называли — «военный порт».

1877 год — на другой, ранее пустовавшей, части территории бывшего Адмиралтейства созданы мастерские по обеспечению деятельности дноуглубительного флота вновь созданного «Управления работ по улучшению Архангельского порта».

Советская Россия

февраль 1920 года — Гражданская война на Севере закончилась победой Красной армии и установлением в Архангельске Советской власти.

Российская Федерация

июль 2012 года — 176 судоремонтный завод вместе с ранее приобретёнными мощностями завода «Красная Кузница» переименован в Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка».

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Линейный корабль «Азов» в бою

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • 74-пушечный линейный корабль «Азов» — один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота, первым получивший Георгиевский флаг. Корабль совершил подвиг во время Наваринского сражения в Средиземном море 1 октября 1827 года, когда находясь во главе русского отряда союзной эскадры утопил и серьёзно повредил несколько турецких кораблей сопоставимого с ним размера.

См. также

Ссылки

Примечания