Судоремонтный завод «Красная Кузница»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 39: Строка 39:


=== Российская Империя ===
=== Российская Империя ===
'''9 июня 1961 года''' - фрегата «Пересвет» при спуске на воду неожиданно отделился от полозьев и, набрав скорость, сел кормой на мель, утратив при этом герметичность корпуса. Для ликвидации последствий аварии из Петербурга прибыли инспектор кораблестроительных работ инженер-полковник И. С. Дмитриев и такелажмейстер подполковника С.А. Мустафьев, которые организовали ремонт фрегата прямо на берегу реки Маймакса. Последующие сложности с выводом корабля из обмелевшей из-за вырубки лесов Северной Двины и начавшаяся в Архангельске нехватка строевого леса оказались, таким образом в центре внимания столичного начальства и стали непосредственным поводом к последовавшему вскоре закрытию верфи.


'''5 марта 1862 года''' — Императором Александром II в связи с отсутствием производственной базы для строительства в Архангельске металлических судов и обмелением Северной Двины подписан указ о закрытии Архангельского адмиралтейства.
'''5 марта 1862 года''' — Императором Александром II в связи с отсутствием производственной базы для строительства в Архангельске металлических судов и обмелением Северной Двины подписан указ о закрытии Архангельского адмиралтейства.

Версия от 13:42, 13 апреля 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судоремонтный завод «Красная Кузница» (Архангельский филиал Центра судоремонта «Звёздочка», ранее Архангельское адмиралтейство,также широко известное как Соломбальская верфь) — судоремонтное предприятие в г. Архангельск, в прошлом одно из крупнейших судостроительных предприятий эпохи парусного флота. Предприятие, осуществляющее свою деятельность на одном месте с перерывами с 1693 года, является одним из старейших в России.

История наименований предприятия:

  • 1693—1701 гг. — «Соломбальская верфь»
  • 1701—1725 гг., 1733—1862 гг. — «Архангельское адмиралтейство»

  • с 2012 года по настоящее время — Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка».

В настоящий момент предприятие специализируется на судоремонте, в том числе доковом ремонте кораблей и судов водоизмещением до 9 тыс. тонн.[1]

Как часть ОАО "ЦС «Звёздочка» завод входит в состав Северного судостроительного и судоремонтного центра ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

История предприятия

Предыстория создания завода

1471 год — Соломбала впервые упомянута в перечне Двинских земель в связи с процессом начала перехода их в прямое управление Великого Князя Московского.

1553—1555 годы — с заключением торговых соглашений Ивана IV Грозного и английской королевы Елизаветы I дельта Северной Двины превращается в международный порт, где постоянно бывают и чинятся по мере необходимости с привлечением местных рабочих и материалов суда европейской постройки.

1584 год — для охраны торговых факторий (порта) в дельте Северной Двины вокрйг Михаило-архангельского монастыря построен укреплённый город-крепость Новые Холмогоры, уже вскоре переименованный в Архангельск (название в ходу в документах с 1596 года, официально с 1613 года).

1684 год — в Архангельске вместо сгоревшей крепости построен хорошо защищённый каменный Гостиный двор (по терминологии XXI века логистический комплекс).

Российское Царство

июль 1693 года — в Архангельск прибывает Царь Пётр I и вскоре отдаёт распоряжение о строительстве верфи на речном острове Соломбала, что в то время ещё не находился в черте Архангельска.

осень 1693 года — фактически вступила в строй в объёме первого пускового комплекса Соломбальская верфь.

18 сентября 1693 года — на Соломбальской верфи лично Царём Петром I заложен 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел», впоследствии использовавшийся также в качестве торгового корабля.

20 мая 1694 года — «Святой апостол Павел» в присутствии Царя Петра I спущен на воду.

«Ягудиил» — представитель первой серии линейных кораблей архангельского производства

1701 год — на базе Соломбальской верфи и ещё двух верфей создано Архангельское (Соломбальское) адмиралтейство.

1712—1715 годы — Архангельским адмиралтейством строится первая серия линейных кораблей для Балтийского флота. Все семь 52-пушечных кораблей серии получили имена различных архангелов. После этого, в связи со вводом в строй Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге, более удобного в условиях войны на Балтике, всё строительство линейных кораблей было на двадцать лет перенесено в Санкт-Петербург.

Российская Империя

9 июня 1961 года - фрегата «Пересвет» при спуске на воду неожиданно отделился от полозьев и, набрав скорость, сел кормой на мель, утратив при этом герметичность корпуса. Для ликвидации последствий аварии из Петербурга прибыли инспектор кораблестроительных работ инженер-полковник И. С. Дмитриев и такелажмейстер подполковника С.А. Мустафьев, которые организовали ремонт фрегата прямо на берегу реки Маймакса. Последующие сложности с выводом корабля из обмелевшей из-за вырубки лесов Северной Двины и начавшаяся в Архангельске нехватка строевого леса оказались, таким образом в центре внимания столичного начальства и стали непосредственным поводом к последовавшему вскоре закрытию верфи.

5 марта 1862 года — Императором Александром II в связи с отсутствием производственной базы для строительства в Архангельске металлических судов и обмелением Северной Двины подписан указ о закрытии Архангельского адмиралтейства.

1 июля 1862 года — завершена ликвидация Архангельского военного порта и Архангельского адмиралтейства, за исключением гидрографической части, при которой осталась функционировать и небольшая часть мастерских. База гидрографических судов фактически приняла на себя судоремонтные функции бывшего военного порта, в связи с чем её неофициально так и называли — «военный порт».

1877 год — на другой, ранее пустовавшей, части территории бывшего Адмиралтейства созданы мастерские по обеспечению деятельности дноуглубительного флота вновь созданного «Управления работ по улучшению Архангельского порта».

Советская Россия

февраль 1920 года — Гражданская война на Севере закончилась победой Красной армии и установлением в Архангельске Советской власти.

Российская Федерация

июль 2012 года — 176 судоремонтный завод вместе с ранее приобретёнными мощностями завода «Красная Кузница» переименован в Архангельский филиал "Судоремонтный завод «Красная Кузница» ОАО "ЦС «Звёздочка».

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Линейный корабль «Азов» в бою

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • 74-пушечный линейный корабль «Азов» — один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота, первым получивший Георгиевский флаг. Корабль совершил подвиг во время Наваринского сражения в Средиземном море 1 октября 1827 года, когда находясь во главе русского отряда союзной эскадры утопил и серьёзно повредил несколько турецких кораблей сопоставимого с ним размера.

См. также

Ссылки

Примечания