Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Leftquotes.pngКачество, проверенное моремRightquotes.png
Девиз завода
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», 2008

Акционерное общество «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (официальное сокращённое наименование АО «ПСЗ «Янтарь») — крупное судостроительное предприятие в г. Калининград Калининградской области, имеющее большое значение в масштабах всей страны. Образовано 2 августа 1945 года как относительно небольшой «Судостроительный завод № 820» на базе имущества верфи «Ф. Шихау» в Калининграде и впоследствии радикально расширено в начале 1970-х годов, получив и новое название «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Важной особенностью завода является расположение на берегу незамерзающей части Балтийского моря, позволяющее круглогодично проводить спуск кораблей и их ходовые испытания.

История наименований предприятия:

  • 1945–1966 гг. — «Судостроительный завод № 820».
  • с 1966 года по настоящее время — «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (в 1992 году завод был преобразован из государственного предприятия в акционерное общество).

Входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

В настоящее время завод специализируется в основном на военном судостроении в области крупных надводных кораблей, исключая самые крупные.

История предприятия

Предыстория создания завода

1 мая 1826 года — в городе Кёнигсберге, находившемся в то время на территории Королевства Пруссия, три горожанина решили открыть предприятие «Унион Гизерай», специализировавшееся на изготовлении различных металлоконструкций. Позднее предприятие стало развиваться и как машиностроительное, в том числе с производством оборудования для пищевой промышленности, паровых машин, паровозов и судов различных классов.[1]

1907 год — для расширения производства предприятие купило новую территорию с выходом к воде в городском районе Континен[1].

1912 год — предприятие переехало на нынешнюю территорию завода «Янтарь».

1929 год — на фоне мирового экономического кризиса фирма «Унион Гизерай» обанкротилась и была закрыта.

1930 год — мощности завода выкуплены у кредиторов судостроительной фирмой «Ф. Шихау»[2]. Вскоре была проведена обширная модернизация производства, прежде всего под военное кораблестроение.

9 апреля 1945 года — Кёнигсберг взят штурмом советскими войсками, при этом верфь существенно не пострадала, так как русские её специально не бомбили, а немцы не озаботились её уничтожением.

8 июля 1945 года — вышло Постановление № 9467-С Государственного Комитета Обороны СССР, предусматривающее создание на базе бывшего завода «Ф. Шихау» в Кёнигсберге отечественного судостроительного предприятия.

Советская Россия

2 августа 1945 года — организован Судостроительный завод № 820 (ныне АО «ПСЗ „Янтарь“»). Предприятие было создано на базе сохранившегося имущества верфи «Ф. Шихау», переданного Народному Комиссариату судостроительной промышленности СССР.

осень 1945 года — предприятие начало деятельность по частичному ремонту небольших кораблей и судов.

БДК проекта 1171 «Николай Фильченков»

1964–1975 годы — завод строит крупной серией в 14 единиц большие десантные корабли проекта 1171.

1952-1959 годы — на заводе построены 43 сторожевых корабля проекта 50 (тип «Горностай»), два из которых, предназначенные на экспорт в Китай, были достроены в Шанхае.[2]

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

1966 год — за успешную трудовую деятельность завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

31 января 1966 года — завод № 820 переименован в «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь».

БПК[3] «Дружный» проекта 1135, 1985

21 июля 1968 года — на заводе заложен большой противолодочный корабль «Бдительный» — головной корабль огромной впоследствии серии достаточно крупных кораблей второго ранга проекта 1135, выпускавшихся в разных модификациях до 2010-х годов включительно. С 1977 года они были переклассифицированы в сторожевые корабли, а на экспорт продавались как фрегаты. Сам же «Бдительный» был спущен на воду и введён в строй в 1970 году.

1969–1975 годы — на заводе построены семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1135.

1972–1992 годы — построены десять морских железнодорожных паромов-ледоколов серии «Сахалин» проекта 1809 для паромной переправы Ванино — Холмск.

1972 год — введён в строй судостроительный комплекс «Янтарь» с крытым эллингом, позволяющий производить суда спусковым весом до 12 000 тонн, ставший основной производственной площадкой завода.

10 декабря 1973 года — на заводе заложен большой противолодочный корабль «Резвый» — головной корабль проекта 1135М, являющегося улучшенной версией проекта 1135. Корабль был спущен на воду и введён в строй в 1975 году.

1973–1990 годы — на заводе медленно[4] строится серия из трёх больших десантных кораблей проекта 1174.

БПК «Удалой» проекта 1155, 1983

1974–1981 годы — на заводе построены все десять серийных больших противолодочных кораблей (с 1977 года — сторожевых кораблей) проекта 1135М.

23 июля 1977 года — заложен большой противолодочный корабль «Удалой» — головной корабль проекта 1155, спущенный на воду и введённый в строй в 1980 году. Корабли этого типа отличались наличием практически самого мощного противолодочного вооружения, какое только можно было создать в то время.

1979–1987 годы — строится серия из четырёх больших разведывательных кораблей проекта 1826 «Рубидий».

1981–1991 годы — на заводе построены семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1155.

СКР «Неустрашимый» проекта 11540

25 марта 1987 года — на заводе заложен сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540 — головной в планировавшейся крупной серии, призванной прийти на смену сторожевикам проекта 1135. Корабль был спущен на воду в 1988 году и введён в строй в 1990 году.

27 мая 1988 года — заложен первый серийный сторожевой корабль проекта 11540 «Неукротимый». Корабль, спущенный на воду в 1990 году, был достроен только в 2009 году под именем «Ярослав Мудрый».

28 февраля 1989 года — на заводе заложен большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» — первый корабль проекта 1155.1, вступивший в строй гораздо позднее в связи с развалом СССР и последующим экономическим коллапсом.

1991 год — начато строительство серийных больших противолодочных кораблей проекта 1155.1. Однако в связи с последовавшим развалом СССР производство этих кораблей вскоре было отменено[5].

БПК «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1

Российская Федерация

1992 год — завод преобразован из государственного предприятия в акционерное общество.

1993 год — заложен второй серийный сторожевой корабль проекта 11540 «Туман», впоследствии так и не достроенный.

28 января 1999 года — введён в строй большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», заложенный ещё в 1989 году и спущенный на воду в 1992 году. Корабль стал первым и единственным представителем проекта 1155.1.

Фрегат ВМС Индии «Триканд» проекта 11356

23 декабря 2004 года — начато строительство большого десантного корабля «Иван Грен» — головного корабля проекта 11711. Корабль был спущен на воду в 2012 году и должен войти в строй в 2016 году.

2007—2013 годы — на заводе построена серия из трёх фрегатов проекта 11356 для военно-морских сил Индии.

Июль 2009 года — введён в строй сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» — первый и последний серийный сторожевик проекта 11540, заложенный ещё в 1988 году и спущенный на воду в 1990 году под именем «Неприступный».

2010—2015 годы — на заводе построено океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010 «Крюйс».[3]

2010—2017 годы — на заводе строилась серия из шести сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 11356 типа «Адмирал Григорович» для Черноморского флота России. Первые три корабля в это время были успешно переданы флоту. Дальнейшее же строительство встретилось с трудностями вследствие начавшегося в 2014 году Украинского кризиса, поскольку Украина отказалась поставлять закупленные Россией двигатели для последних трёх кораблей серии. Поэтому их строительство было прервано для разработки изготовления новых двигательных установок, а сами они в 2016—2017 годах были спущены на воду для освобождения места под другие заказы.

2015 — 2020 годы — на заводе построен единственный серийный большой десантный корабль изначальной версии проекта 11711 «Пётр Моргунов». В дальнейшем корабли этого типа строились по существенно изменённому проекту.

2016 — 2020 годы — на заводе построена серия из трёх траулеров-сейнеров для Рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина (г. Петропавловск-Камчатский) по норвежскому проекту SK-3101R «Командор», позволяющему хранить улов свежим до 7 дней. Ранее траулеры такого класса в России не производились. Сам завод «Янтарь» также ранее не строил рыболовецкие суда, но уже за несколько лет до этого предпринимал активные усилия, чтобы зайти на этот рынок, считая его для себя стратегическим.[4]

2016 — настоящее время (2021) — на заводе путём модернизации спасательного буксира «МБ-305» строится океанографическое исследовательское судно «Евгений Горигледжан» проекта 02670.

2016 — настоящее время (2021) — на заводе строится второе в серии океанографическое исследовательское судно «Алмаз» проекта 22010 «Крюйс».[5]

2017 — настоящее время (2021) — на предприятии для Росморречфлота строится головное судно обеспечения аварийно-спасательных работ «Воевода» проекта 23700.[6]

2019 — настоящее время (2021) — предприятием достраиваются два сторожевых корабля (фрегата) проекта 11356 типа «Адмирал Григорович» по несколько изменённому проекту для Индии, для чего они были вновь извлечены из воды, а двигательные установки украинского производства для них закупил иностранный заказчик.[7]

2019 — настоящее время (2021, окончание ожидается в 2025) — на заводе строятся два больших десантных корабля по существенно изменённой версии проекта 11711.

2019 — настоящее время (2021, окончание ожидается в 2023) — ведётся строительство большого морозильного рыболовного траулера «Виктор Гаврилов» нового проекта 5670WSD водоизмещением около 5 тысяч тонн для Рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина (г. Петропавловск-Камчатский).[8]

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

  • Многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика» проекта Р-70202 (строилось в 2012—2013 годах) — первое в мире аварийно-спасательное судно (ледокол) с ассиметричным корпусом. Благодаря этой особенности может создании судоходного канала во льду двигаться немного боком и образовывать проход намного больше собственной ширины. В 2012-2014 годах судно достраивалось и испытывалось верфью Arctech Helsinki Shipyard (Финляндия), также принадлежащей российской ОСК.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. В это время город Кёнигсберг находился на территории Германской Империи.
  2. Фирма «Фердинанд Шихау» в то время имела несколько крупных верфей по всей Германии, в том числе в Эльбинге и Данциге, где строились корабли и суда всех классов вплоть до линкоров-сверхдредноутов.
  3. На момент снимка — сторожевой корабль.
  4. Основные закупки больших десантных кораблей военно-морской флот СССР в это время делал на польской верфи «Stocznia Polnocna» в Гданьске, производившей корабли проекта 775.
  5. Единственный заложенный в тот год корабль проекта 1155.1 — «Адмирал Басистый» — впоследствии был разобран на стапеле, а заказ на ещё один — «Адмирал Кучеров» — аннулирован.