Русский характер

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Широта души
Любовь к Родине
Подвиг
Труд
Духовность
Стойкость
Доброта
Терпение
Вера

Русский национальный характер складывался на протяжении веков под влиянием таких факторов, как суровый климат Северной Евразии с холодными зимами и ярко выраженной сменой сезонов, необъятные просторы России, многоэтнический характер государства, необходимость обороны протяжённых внешних границ. Значительную роль в формировании национального характера сыграло православие — наиболее распространённая религия и основа мировоззрения в течение столетий.

К основным чертам русского характера относят широту души, стойкость, сострадание, смирение, стремление к справедливости, общинность, способность к подвигу, умение не сдаваться. Русским не свойственны такие черты, как высокомерие, заносчивость, лицемерие (наоборот, весьма распространена болезненная самокритика). Русские, как правило, часто переживают эмоциональные подъёмы и упадки (этому способствует смена сезонов), и хотя могут испытывать трудности по части регулярной ритмичной работы, но зато время от времени способны на героический труд. Русские неплохо умеют находить общий язык с представителями других народов.

В общем и целом, русские не так уж сильно отличаются от остальных народов и не являются «белой вороной». Все народы имеют свои особенности и русские — не исключение. Впрочем, как и во многих других полиэтнических государствах, здесь речь может идти уже не о характере собственно русских как народа по крови, а о преобладающей культуре страны, частью которой давно стали представители многих других этносов. Поэтому можно говорить как о русском, так и о российском национальном характере.

Важнейшие черты

Каждая из черт характера имеет свою обратную сторону, превращаясь из силы в слабость. Эти слабости тоже вкратце упомянуты ниже.

Способность к подъёму и подвигу

Одной из важнейших черт русского характера, которую отмечают и отечественные и зарубежные исследователи является «чувство революционного подъёма», «героическая доминанта», готовность к подвигу, способность к мобилизации сил в определённый момент. Эта черта обусловлена особой цикличностью жизненного уклада русских, вероятно сформировавшегося под влиянием долгих зим и необходимости быстрого сбора урожая. Большую часть времени русские копят или экономят энергию, стараются не напрягаться лишний раз, проявляют низкий интерес к происходящему, склонны к лёгкой депрессии, поискам смысла жизни, рассуждениям. В такие периоды, как у медведя в спячке, потребности к качеству жизни снижаются до минимума, русские довольствуются малым, воздерживаются от трат. Иностранцы, видящие русских в такой период, делают выводы об их лености, апатичности, разгильдяйстве, долготерпении, рабской сущности.

Периоды низкой активности имеют разный масштаб и продолжительность: в масштабе страны — годы, десятилетия, в масштабе семьи — недели, месяцы. Однако, наступают периоды, когда русские переходят в «режим подвига». Поводом к активным действиям может послужить война, революция, индустриализация, строительство коммунизма, освоение новых территорий и т. п. В такие периоды русские проявляют свои наилучшие черты: массовый героизм, самопожертвование, чувство локтя, трудолюбие, невероятное упорство, лидерские качества. Русских считают «типичными теневыми лидерами» в экстренной ситуации. [2] Русские часто создают сами себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать, например, выполняя месячный план в последнюю неделю. Есть пословица: «Русские долго запрягают, но быстро ездят».

Поводом для небольшого «подвига» может стать праздничная дата: день рождения, Новый год, свадьба. В такие периоды русский перестаёт довольствоваться малым, раскупоривает все заначки, влезает в долги, проявляет беспрецедентную щедрость и расточительность.

По Вассерману, у русских власть в определённые моменты может потребовать намного большей самоотдачи, чем в Европе (отсюда «русский тоталитаризм»), но взамен давала широкую бытовую свободу. У немцев, конечно, чистые окна, но во всех германских государствах полицейский мог устранить грязное окно метко брошенным булыжником [3] — невообразимая дикость для русских.

Слабость: русским зачастую тяжело работать ровно и постоянно. Также им свойственна бытовая расхлябанность, приводящая, например, к стихийным свалкам.

Юрий Гагарин — один из ярких носителей различных черт русского характера

Щедрость, широта и гостеприимство

Заметной чертой русского характера является щедрость, широта натуры. Вероятно, причиной этому послужили природные условия: широта территории и изобилие пресной воды. Русские одни из немногих, кто моется под струёй воды. Например, многие англичане и японцы набирают воду и моются всей семьёй, не из-за бедности или дефицита, а из-за традиции экономить. [4]

Русские отличаются добротой, гостеприимством, состраданием, прямотой в общении, им не свойственны спесивость и заносчивость. Благодаря этому они легко могут находить общий язык с другими народами. Причиной этому служит то, что русское государство с самого основания и до наших дней является многоэтническим. Как следствие, россияне смогли освоить огромные территории от Урала до Аляски. [5]

Слабость: на доброте и сострадании наживаются паразиты наподобие профессиональных нищих. Щедрость и широта могут перерастать в расточительство, приводящее к бессмысленному расходованию ресурсов (например, когда берётся потребительский кредит на проведение пышной свадьбы с десятками, а то и сотнями приглашённых).

Смирение и духовность

Важнейшей чертой русских является потребность в вере. Эта потребность реализуется как глубинная уверенность в себе, в своём деле, в своей стране, в своём народе, и, разумеется, как духовность и религиозность. Более тысячи лет назад Россия получила христианское наследие Византии и ревностно хранила его. Идея «Третьего Рима» веками сплачивала страну. Русская религиозность носила и продолжает носить ярко выраженный духовный характер, в отличие, например, от протестантской этики, направленной на достижение материального достатка. Тем не менее существует и православная этика труда.

Среди русских выработались такие черты характера, как нестяжательство, стремление к духовным, а не материальным благам, доброта, отзывчивость, а также христианское смирение — качество, проявляющееся в способности действовать в любых обстоятельствах без заносчивости и гнева.

Слабость: неправильно понимаемая добродетель смирения на деле очень часто выливается в низкую национальную самооценку, излишнюю склонность к самокритике, раболепие перед другими нациями. Довольно часто встречается и ложная духовность — разрушительные культы; «бабки из церкви», орущие на любого, кто хочет приобщиться к высокому, но плохо знает правила поведения.

Стойкость

Картина «Живой мост» Франца Рубо. В 1805 году отряд из 493 русских при двух пушках две недели успешно сражался с целой персидской армией (от 10 до 40 тыс. чел по разным источникам). 2 июля настал момент, когда нужно было срочно переправить орудия через большую яму. Среди русских солдат нашлись добровольцы, выстроившие из себя живой мост[1]. Без жертв не обошлось, но пушки перетащили
Утро 27 января (9 февраля) 1904 г. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» выходят на бой с многократно превосходящей японской эскадрой

Веками, проживая в зоне рискованного земледелия под постоянной угрозой набегов, как из Великой Степи, так и из Скандинавии, русские, в отличие от европейцев, не могли надеяться, что построенное или посеянное ими точно не пропадёт зря, поэтому русским несвойственен западноевропейский перфекционизм. Если что-либо доведено до работоспособного состояния, русские часто на этом и успокаиваются, в меньшей степени заботясь о долговечности и в ещё меньшей степени — о внешнем виде.

Опыт отражения набегов, когда женщины уводили детей в лес, а затем воспитывали их сами, а мужчины оставались, чтобы задержать противника, и тот факт, что, в отличие от Европы, в России большинство войн шли фактически на уничтожение, а также опыт долгих православных постов сильно повлияли на характер русских как воинов. В отличие от, например, поляков русские мало гонятся за личной славой — общая победа важнее. Особенно исключительную стойкость русские могут проявлять в обороне (причём не только непосредственно участвующие в боевых действиях, но и всё население страны). Поэтому расчёты Запада на недовольство и бунты в России из-за потерь в боевых действиях и тем более из-за некоторого снижения уровня материального благосостояния не оправдываются. В средние века русские крепости могли месяцами обороняться, имея в запасах лишь муку, овощи, воду и водку (последняя использовалась как антисептик и анестетик).[2] В других странах крепости обычно сдавались вскоре после исчерпания запасов мяса.

Принцип «умирай, где стоишь» настолько въелся в национальный характер, что яркие его проявления можно найти почти на каждой войне. Примеров тому множество, в частности: Оборона Козельска (1238 г.), Оборона Пскова (1581—1582 гг.), Оборона Троице-Сергиева монастыря (1608—1610), Оборона крепости Белая (1634), Оборона Албазинского острога (1686—1687), Бой брига Меркурий (1829 г.), Оборона крепости Баязет (1877 г.), «Атака мертвецов» (1915 г.), Оборона Брестской крепости (1941 г.), Бой у высоты 776 (2000 г.), оборона Славянска (2014 г.)

Слабость: русские держатся даже тогда, когда этого делать не следует, а именно когда необходимо обращаться к врачам. Россия — известный заповедник запущенных болезней.

Дух взаимопомощи

На Западе (по крайней мере в последнее время) наиболее ярким классом (получающим много денег, раскрученным в прессе, их лексикон просачивается в общеупотребительный словарь и т. д.) являются наёмные управленцы — профессионалы, которые позволяют компании не утонуть в конкуренции: ведь тот, кто плохо организован, будет «съеден» тем, кто организован лучше.

Рискованная жизнь привела к тому, что русские всячески подавляли конкуренцию, ведь она бесцельно тратит ресурсы на саму конкуренцию. Всё с точностью до наоборот: от более удачливых ресурсы «сверху» передавали менее удачливым. Во все времена самым ярким классом в России был тот, кто занимался перераспределением ресурсов (кто бы то ни был — комиссары, номенклатура, бандиты). А самым нижним ячейкам (бригадам, крестьянским общинам…) давалась относительная свобода: сверху приходит задание, а как его выполнить — решайте сами. Это приводит к тому, что русские смотрят на начальника как на волка, но обрастают горизонтальными связями: сегодня ты мне, завтра я тебе. Мнение соседей (коллег по работе, друзей и т.д.) нередко является для русского наиболее важным, поскольку это зачастую единственные люди, на чью помощь можно рассчитывать в трудной ситуации. Эти связи, в отличие от народов Средней Азии и Кавказа, организуются по духовному родству, а не по кровному. Русские не поощряют доносительство.[3]

Со стороны государства этот дух взаимопомощи выливается в широкую социальную политику: везде, где есть центральное отопление, оно не отключалось даже в трудные годы. По мнению оппозиционеров, это мешает политической сознательности: он воспринимает отопление как данность. Но публицист Виктор Мараховский считает иначе: [6] это означает, что у русских в подсознании записано: сохранить людей.

Слабость: начинаются проблемы, когда нужно наказывать конкретных одиночек ради общего блага: русские дают списывать на экзамене, выдают расположение засад ГИБДД. И не какая-то маргинальная группа, а все как один. Также часто не поощряется обращение к правоохранительным органам для решения конфликта. Подобный дух взаимопомощи, даже в противовес закону, вместе с медийным форсированием и разрухой 90-х приводит к тому, что в жизнь русских приходит всё больше вещей из арестантского уклада: так, слово «беспредел» ещё в 80-е годы было «феней»[4]. Излишняя ориентация на мнение соседей, «что люди скажут», даже в тех ситуациях, которые никак не затрагивают интересы этих самых соседей (например, уже упомянутая организация пышной свадьбы, чтобы было «не хуже, чем у людей»).

Обострённое чувство справедливости

В американской культуре справедливо всё, что законно. В глазах русских справедливо то, что заслуженно. Русские со скрипом переносят даже творческие династии — а «подарил папа» или «купил на залоговом аукционе» им вообще не по душе. Русский откровенно ненавидит гонщиков на «гелендвагенах». Главной целью перестроечной сатиры было именно незаслуженное неравенство.

Слабость: даже на заслуженное неравенство русский может смотреть косо. Уравниловка на советский манер — не выход. По мнению Виктора Мараховского, одна из проблем России — как наладить неравенство, которое выглядело бы справедливо в глазах народа.[7]. Чувство справедливости может приводить к конфликту с законом (например, кража имущества у человека, длительное время не возвращающего долг, может выглядеть вполне справедливой для вора, но с точки зрения закона остаётся преступлением).

Широкая специализация

Из-за нехватки людей и деревянного строительства, которое надо быстро закончить за короткий сезон, русские вынуждали каждого осваивать много специальностей. У них мало «людей-функций», выполняющих одну работу, но очень хорошо, зато очень много «мастеров на все руки». Практически все русские мужчины (а часто и женщины) собирают себе ящик инструментов. Многие самостоятельно проводят простейшее обслуживание автомобиля. Если в США требуется, чтобы домашнюю электросеть построил лицензированный электрик и принял государственный ревизор, а в Германии попытка самостоятельно заменить сгоревшую лампочку на рабочем месте чревата крупными неприятностями ([8]), то бывший СССР допускает и самостоятельный монтаж. Игра «Что? Где? Когда?», с её широким пониманием разных сторон жизни и логическим выведением ответа из общеизвестных посылок, могла зародиться только в СССР.

Слабость: если надо сделать что-то на высшем уровне (например, придумать дизайн дорогой квартиры) — крайне сложно найти такого специалиста: посмотрите хотя бы на квартиры проворовавшихся чиновников и сравните с жилищами американских биллгейтсов. Передача таких специалистов «из уст в уста» часто переходит в кумовство. С усложнением бытовой (и не только бытовой) техники доморощенный «мастер» переоценивает уровень своей компетентности и часто делает совершенно недопустимые вещи — например, скручивает алюминий с медью, не учитывает какие-то неочевидные, но важные нюансы техники безопасности, что может привести к печальным последствиям, и тому подобное. Поверхностное понимание политики приводит к русскому протесту, бессмысленному и беспощадному.

Цитаты

Александр Васильевич Суворов

Великий полководец

Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб. [9]
Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. [10]

Константин Михайлович Симонов

Писатель и поэт

Но русские — упрямый народ, и если им однажды пришла в голову хорошая идея, они рано или поздно осуществят её с подлинным русским размахом![11][12]

Джордж Фридман

Глава американской разведывательно-аналитической компании Stratfor

Сила русских — это способность вытерпеть то, что сломало бы другие нации. Также подчёркивалась склонность поддерживать правительство безотносительно его компетентности в том случае, если Россия ощущает угрозу. Поэтому, утверждали русские, никто не может ожидать, что санкции, какими бы жёсткими они ни были, могли бы склонить Москву к сдаче. Вместо этого русские ответят своими собственными санкциями… [13]

Иван Александрович Ильин

Философ

Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть её драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный русским людям, и в тоже время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским — значит верить в Россию, так как верили в неё все русские великие люди, все её гении и строители. [14]

Иван Васильевич Киреевский

Религиозный философ

Западный [человек], говоря вообще, почти всегда доволен своим нравственным состоянием, почти каждый из европейцев всегда готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди все были на него похожи. Если же случится, что самые наружные действия его придут в противоречие с общепринятыми понятиями о нравственности, он выдумывает себе особую, оригинальную систему нравственности, вследствие которой его совесть опять успокаивается. Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя — и потому тем менее бывает доволен собою. При уклонениях от истинного пути он не ищет обмануть себя каким-нибудь хитрым рассуждением, придавая наружный вид правильности своему внутреннему заблуждению, но даже в самые страстные минуты увлечения всегда готов сознать его нравственную незаконность. [15]

Николай Александрович Бердяев

Философ

У русских «природа», стихийная сила, сильнее, чем у западных людей, особенно людей самой оформленной латинской культуры. Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство. В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента — первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремлённость к потустороннему миру. Для русского народа одинаково характерен и природный дионисизм и христианский аскетизм. Бесконечно трудная задача стояла перед русским человеком — задача оформления и организации своей необъятной земли. Необъятность русской земли, отсутствие границ и пределов выразились в строении русской души. Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта. [16]

Фёдор Михайлович Достоевский

Писатель

Высшая и самая резкая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда её. [17]

См. также

Ссылки

Дополнительное чтение

Примечания

  1. В реальности, в отличие от картины, солдаты держали на плечах ружья, служившие подпорками настилу, по которому ехали пушки.
  2. «Ливонская хроника» (Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края; автор Рюссов Б.) — «Почему русские так хороши в крепостях. <…> Во-вторых, русский с юности привык поститься и обходиться скудною пищею; если только у него есть вода, мука, соль и водка, то он долго может прожить ими, а немец не может». (1879—1880)[1]
  3. Изложено по книге Александра Прохорова «Русская модель управления».
  4. Хотя браузерный спеллчекер на момент написания его всё ещё подчёркивает, согласитесь: тридцать лет спустя оно общеупотребительное.