Система быстрых платежей

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Система быстрых платежей (СБП) — платёжная система Банка России, с помощью которой можно мгновенно по номеру телефона осуществлять платежи и переводить деньги из банка в банк на любые счета и банковские карты. Оператором и конечным расчётным центром СБП является Банк России, операционным платёжно-клиринговым центром — Национальная система платёжных карт (НСПК).

СБП была запущена в эксплуатацию 28 февраля 2019 года. Первоначально к ней подключились 12 банков: ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, банк «Ак Барс», Тинькофф Банк, группа QIWI, СКБ-Банк, Росбанк, Совкомбанк и РНКО «Платежный центр», но представили сервис в полном объеме Промсвязьбанк, Тинькофф Банк, СКБ-Банк, Росбанк и «Ак Барс». Остальные банки находятся в стадии экспериментальной эксплуатации.

Система быстрых платежей

Система Быстрых Платежей даёт возможность пользователям осуществлять переводы в любом месте и в любое время. Платёж можно сделать по простым и понятным реквизитам, которые всегда под рукой: по номеру телефона или по адресу электронной почты. Пользователь может сделать перевод в своём мобильном банке или в другом привычном интерфейсе – будь то мессенджер, социальная сеть или сайт интернет-магазина.

«Система Быстрых Платежей создает принципиально новые возможности в области платежных сервисов как для населения, так и для организаций. Устранение межбанковских барьеров, снижение издержек участников рынка и повышение удобства финансовых услуг для пользователей — ключевые задачи СБП. Важно отметить роль Ассоциации ФинТех в координации этого проекта и в выстраивании конструктивного диалога между участниками рынка и Регулятором», — комментирует Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России. [1]

Цели внедрения СБП

  • развития рынка платежных услуг;
  • снятия межбанковских барьеров при переводах между физическими лицами;
  • предоставления инновационных и удобных сервисов для потребителей финансовых услуг;
  • повышения привлекательности безналичных расчетов;
  • снижения стоимости перевода для конечного потребителя;
  • осуществления переводов в режиме онлайн.

Основные требования

Система быстрых платежей в России должна отвечать ключевым требованиям:

Качество:

  • удобство – легкость инициации перевода, простые реквизиты получателя средств (например, номер мобильного телефона, использование QR-кода и иное);
  • скорость – осуществление платежей в режиме онлайн.

Доступность:

  • работа в режиме 365/24/7;
  • низкая стоимость;
  • различные каналы и способы инициации и получения перевода;
  • возможность масштабирования платформы на всей территории России и в странах ЕАЭС.

Надёжность:

  • безопасность данных и транзакций;
  • завершение расчетов в Банке России.

Инновационность:

  • поддержка расширенных информационных форматов;
  • реализация гибких сценариев взаимодействия с участниками;
  • использование открытых API.

Преимущества СБП

Регулятор / государство:

  • Рост доступности и проникновения финансовых услуг.
  • Снижение издержек на поддержание наличного оборота.
  • Повышение прозрачности и управляемости.
  • Поддержка роста ВВП, способствование конкуренции и развитию инноваций.

Потребители:

  • Удобство, предсказуемость и безопасность.
  • Скорость проведения транзакций с подтверждением доставки средств.
  • Доступность расчётов 24/7/365.
  • Снижение затрат на проведение переводов.

Компании:

  • Скорость денежного оборота.
  • Снижение издержек на инкассацию наличных.
  • Снижение затрат на проведение платежей.
  • Новые сервисы и возможности для упрощения внутренних процессов.

Банки и провайдеры финансовых услуг:

  • Увеличение транзакционных оборотов и средних остатков на клиента.
  • Возможности для разработки новых высокомаржинальных продуктов.
  • Сокращение издержек на инфраструктуру оборота наличности.
  • Защита роли банков в цепочке проведения платежей.

Типы переводов и сценарии использования

В рамках системы быстрых платежей планируются к реализации следующие типы переводов:

Переводы P2P:

  • переводы между физическими лицами;
  • Me2Me – переводы между своими счетами в разных банках.

Переводы С2B / C2G:

  • платежи физических лиц в адрес юридических лиц за товары и услуги;
  • пополнение физическими лицами инвестиционных, брокерских и пенсионных счетов;
  • платежи физических лиц за государственные услуги, включая налоги и штрафы;
  • оплата физическими лицами транспортных, коммунальных и иных услуг.

Переводы B2С:

  • возвраты средств от юридических лиц физическим лицам.

Переводы B2В:

  • переводы/платежи между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями).

На первом этапе планируется реализация переводов P2P, на втором – С2B/C2G, B2С, B2В.

Тарифы

В первый год работы системы ЦБ установил нулевые комиссии для банков, а с начала 2020 года комиссии будут установлены на уровне от 1 до 6 рублей за операцию в зависимости от суммы перевода. Эта комиссия будет разделена пополам между банком-отправителем и банком-получателем [2].

ЦБ в феврале попросил банки не брать комиссию с клиентов по переводам в рамках системы быстрых платежей.

Как пользоваться

Система быстрых платежей позволяет переводить деньги друг другу по номеру телефона (для этого банк-отправитель и банк-получатель должны быть подключены к системе). Переводы производятся в режиме 24/7 365 дней в году, без выходных и праздников. Время на проведение одного перевода не превышает 15 секунд. Максимальная сумма одной операции — 600 тыс. рублей. Пользователю достаточно зайти в банковское мобильное приложение, выбрать нужный раздел, выбрать номер телефона, к которому привязан счет для перевода (а при необходимости еще и банк), ввести сумму и подтвердить перевод. Дополнительно регистрироваться в СБП не нужно, идентификатором клиента служит номер его мобильного. Важная особенность: чтобы совершить перевод в СБП, банк-отправитель и банк-получатель должны быть подключены к системе. Переводы осуществляются по любым счетам, кроме кредитных (так как это, по сути, ссудный счет самого банка). Счет может быть как карточный (при этом неважно, какая у вас платежная система), так и текущий или депозитный. Если деньги были списаны со счета, но не поступили получателю, необходимо обратиться к последнему. Если платеж был списан со счета, значит, он ушел через корсчет в ЦБ в адрес банка назначения. По поводу технических затруднений с получением нужно обращаться в поддержку банка-получателя.[3]

См.также

Ссылки