Жильё в России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Жилой фонд Российской Федерации на начало 2015 г. составляет около 3,5 млрд м², из которых 93,9 млн м² (менее 3 % по состоянию на 2013 г.) относятся к категории аварийного и ветхого жилья.[1]

Обеспеченность жильём

По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире с показателем чуть меньше 24 м²/чел (в Швеции — 42 м²/чел., в Германии — 40). Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире (0,9 комнат на человека). По мировым меркам это хороший показатель, по европейским — относительно низкий. Стратегическая потребность населения России в жилых площадях оценивается ещё в 1,5 млрд м².

С 2000 по 2013 год обеспеченность жильём в России выросла с 19,2 м²/чел до 23,4 м²/чел.[2]

Жилищное строительство

В 2014 году Россия ввела рекордный за всю свою историю объем жилья — 81 млн кв метров, увеличив показатели почти на 15 % по сравнению с 2013 годом и побив рекорд РСФСР 1987 года.[3] К 2020 году планируется довести ввод нового жилья до 140 млн м² в год.

Качество жилья

В 2014 году, по данным ОЭСР, 62 % россиян удовлетворены своим жильем, что является сравнительно низким показателем (в Германии удовлетворены 93 %), при этом в России один из самых высоких в мире показателей доли населения, живущего в собственном жилье, что стало результатом приватизации в 1990-е и 2000-е гг. [4]

Плюсы жилья в России:

  • По сравнению с Европой и США, дома в России отличаются большей прочностью и лучшей приспособленностью под суровые погодные условия. Дома имеют толстые стены и не рушатся от непогоды, как это постоянно происходит в США.
  • Полноценное отопление позволяет россиянам переживать зиму с комфортом, в жарко натопленных квартирах, а не в полухолодных помещениях, как часто приходится делать европейцам с их крайне дорогой коммуналкой (а также с их более мягкими зимами, что приводит к тому, что во многих районах вообще практически полностью отказываются от отопления, о осенне-весенние холода и редкие случаи мороза перетерпевают как неизбежное бедствие).
  • Коммунальные расходы в России всё ещё значительно (в разы) ниже, чем на Западе. Средние расходы российской семьи на жилищно-коммунальные услуги составляют 5000 руб/мес. (2013 г.), что вдвое ниже, чем в Норвегии (11 тыс руб/мес.) или в Германии (9 тыс руб/мес.), а расходы на электроэнергию и вовсе в 3-4 раза ниже, чем в большинстве европейских стран.[5] При этом для малоимущих расходы на ЖКУ в значительной мере субсидируются.

Минусы:

  • Вместе с тем, повышенные требования к теплоизоляции и прочности строений удорожают строительство.
  • Теплоснабжение в России часто неэффективно из-за устаревшей инфраструктуры,[6] а значительную долю жилищных расходов граждан составляют именно расходы на отопление (порядка трети всех расходов [7]). Впрочем, в 2010-е гг. предпринимаются активные усилия по модернизации теплосетей.[8]
  • Низкое качество городской среды (типично для большинства так называемых «спальных районов» в российских городах).

Городская среда России крайне неразвита, за исключением центров некоторых исторических городов и элитных районов — массовая микрорайонная застройка с середины 1960-х гг. хотя и обеспечила население жильём, но привела к деградации облика российских городов практически во всех аспектах, начиная от архитектуры и дизайна до общей организации городского планирования и заполнения связующих пространств между домами. Исправлении ситуации мешают устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), [9] жадность застройщиков (стремящихся построить максимум квадратных метров на участке) и деградировавший за десятилетия общий уровень архитектуры и градостроительства, при том что запрос привыкших к непритязательности россиян на комфортную среду все еще низкий, хотя и растёт.

В городах за последние 25 лет наблюдаются противоречивые тенденции в отношении качества жилья — с одной стороны, появился обширный рынок элитного жилья и возводится много качественных зданий (как по удобству, так и по архитектуре), внутренние потребительские качества новой застройки эконом-класса также повысились. Однако в отношении городской среды новые районы зачастую представляют собой значительно ухудшенную версию позднесоветской застройки — каменные джунгли высотой до 20-30 этажей среди сплошных наземных автопарковок, при дефиците зелени и освещения, когда единственным заметным элементом благоустройства часто оказывается детская площадка (стандартного цветастого окраса).

В сельской местности значительная доля россиян живет в достаточно неразвитых по европейским меркам условиях. Однако здесь также происходит обновление застройки — по сравнению с советскими временами в России наблюдается бум строительства частных загородных домов (именно домов, а не небольших дач или сезонных дачных строений).

Доступность жилья

Thief 64.jpgКопипаста
Статья содержит скопированные с других ресурсов фрагменты текста. Удалите их или тщательно перепишите своими словами. Уровень копипасты можно проверить вот здесь.

Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей — в большом разрыве между средней стоимостью «квадрата» и средней ежемесячной зарплаты населения. Согласно федерально целевой программе «Жилище», к 2014 году предполагалось достичь коэффициента ценовой доступности жилья 4 года, то есть чтобы среднестатистическая семья могла приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход. При предельно комфортном размере накопления в 20 % от совокупного ежемесячного дохода семьи, граждане РФ могут собрать необходимую сумму на квартиру где-то за 20 лет.

При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости «квадрата» и средней месячной зарплаты россиян составляло 3,7, а в 2011 году — чуть менее 2. Уровень доступности жилья в России повысился как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения.

Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном «среднем доходе», нужно понимать, что всегда останется большой пласт людей с доходами гораздо ниже среднего".

Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере ипотечного кредитования. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё.

Аренда

По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья — это всего 25-30 % жилой недвижимости в России, причём большую часть этого сектора составляет социальное и специализированное жильё, находящееся в основном в муниципальной собственности.

Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё.

Долгосрочная аренда привлекает россиян, лишь когда речь идёт о социальном найме у государства. Для улучшения же ситуации с коммерческим наймом у частных собственников в первую очередь необходимо упрощение системы налогообложения для арендодателей, например, через систему патентов, которые должны быть дифференцированы по классу жилья.

Предоставление жилья государством

Сегодня в России муниципальные квартиры (жильё за государственный счёт) полагаются следующим категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, детям-сиротам, переселенцам из ветхих и аварийных домов, а также людям, страдающим тяжёлой формой какого-либо хронического заболевания. Также могут требовать от государства помощи в получении жилья военнослужащие.

Также квартиру от государства по договору социального найма могут получить малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях (если на каждого члена семьи выходит меньше 10 м², или существующая квартира длительное время не отвечает установленным нормам для жилых помещений; если в одной квартире проживает гражданин, страдающий заболеванием, при котором совместное проживание становится невозможным, а другого жилья нет; если своей квартиры нет вовсе, ни на основе права собственности, ни по договору соцнайма). Срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределённое время и зависит от времени постановки на очередь, от региона и размеров его жилищного бюджета, от количества очередников и льготников.

Российское законодательство предусматривает возможность обеспечения служебным жильём практически любого сотрудника бюджетной сферы, если у работодателя на это хватает средств. В обязательном порядке служебными жилыми помещениями (при необходимости в таковых) обеспечиваются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, граждане, занимающие выборные должности, сотрудники полиции и правоохранительных органов, судьи и военнослужащие. Если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то по решению органов власти занимаемую служебную квартиру могут передать в собственность.[10]

Законодательная база

На федеральном уровне приняты и действуют следующие программы и целевые ориентиры:

См. также

Ссылки