Зеленодольский завод имени А. М. Горького

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» (официальное сокращённое наименование АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького») — судостроительное предприятие в г. Зеленодольск Республики Татарстан, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1895 году как Паратские судоремонтные мастерские. Во время Первой Мировой войны после эвакуации на его территорию части мощностей судостроительных заводов Петрограда (ныне Санкт-Петербурга) преобразован в судостроительный завод.

История наименований предприятия:


В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве малых ракетных и артиллерийских кораблей, а также относительно небольших экспортных сторожевых кораблей. Поскольку располагается на реке Волге, то может строить корабли и суда только малого и среднего размера.

История предприятия

Предыстория создания завода

1552 год — Казанское ханство вошло в состав России.

1865 год — в официальных документах впервые упомянуто расположенное у Паратского затона реки Волги село Кабачищи, ныне город Зеленодольск Республики Татарстан.

Российская Империя

1895 год — для обслуживания технического флота Министерства путей сообщения, занимающегося, в основном, дноуглублением, на берегу Паратского затона реки Волги у села Кабачищи основаны Паратские судоремонтные мастерские.

1897 года — посёлок при заводе, в которое преобразовалось село, стал называться Паратский затон (Паратск).

1907 год — в составе Паратских мастерских уже работают построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цехи. 86 человек.

Советская Россия

1918 год — на базу Паратских мастерских эвакуированы часть оборудования Балтийского и Ижорского заводов. Паратские судоремонтные мастерские с учётом эвакуированных в Паратский Затон мощностей преобразованы Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата.

1922 год — завод, специализировавшийся в это время на судоремонте и производстве сельхозтехники, переименован в «Красный металлист».

1926—1941 годы — завод производит сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100—2300 тонн и речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л. с. в количестве 35-40 единиц в год[1]. Кроме того, он производит паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы.

1928 год — рабочий посёлок при заводе переименован в Зелёный Дол.

1932 год — заводу было присвоено имя А. М. Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя, при этом рабочий посёлок при заводе преобразован в город Зеленодольск.

1934 год — предприятие начало производство речных бронекатеров проектов 1124 и 1125, ставших его первым оборонным заказом.

1947—1966 годы — завод серийно производит большие и малые охотники за подводными лодками проектов 122б, 201, 201М, а также противолодочные корабли проекта 204.

1949 год — на предприятии впервые в стране внедрен поточно-позиционный метод постройки судов. Это позволило резко увеличить производственную мощность завода, достигшую уровня 25 — 35 кораблей в год.

1955—1958 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц строятся корабли проекта 201, 10 из которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, а ещё два — как пограничные сторожевые корабли.[2]

1958—1960 годы — на заводе очень крупной серией в 41 единицу строятся корабли проекта 201М, основная часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли (один из которых был достроен в Китае), ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, а ещё один был достроен как корабль-макет проекта М1121 шифр «Смерч» для Зеленодольского проектно-конструкторского бюро.[3]

1959—1968 годы — на заводе крупной серией в 31 единицу строятся малые противолодочные корабли проекта 204.[4]

1966 год — завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники.

1967 год — на предприятии введен в строй крупнейший в Европе цех титанового литья.

1966—1982 годы — на заводе крупной серией в 19 единиц строятся малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос».[5]

1972—1985 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц строятся пограничные сторожевые корабли проекта 1124П «Альбатрос».[6]

1974—1977 годы — на заводе построен «Александр кунахович» — головной в семействе малых противолодочных кораблей на подводных крыльях типа «Сокол» и единственный из них, построенный по проекту 1141.[7]

1982—1991 годы — на предприятии строятся малые противолодочные корабли проекта 1124М «Альбатрос», всего в это время заводом было построено 10 таких кораблей и заложено ещё 3, достроенных позднее.[8]

Российская Федерация

1991—1994 годы — на предприятии достроены три заложенных ранее малых противолодочных корабля проекта 1124М «Альбатрос».[9]

См. также

Ссылки

Примечания