Невский завод

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Закрытое акционерное общество «Невский завод» — энергомашиностроительное предприятие в городе Санкт-Петербурге, один из лидеров турбокомпрессоростроения[1], до революций 1917 года являвшееся крупным судостроительным и паровозостроительным заводом. Входит в состав Акционерного общества «РЭП Холдинг». Основан 15 января (3 января по старому стилю) 1857 года[2] как «Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики».

В настоящее время специализируется на производстве газовых и паровых турбин, центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.

История предприятия

Предыстория предприятия

1850-е годы — на месте завода работает сначала шёлковая фабрика Бинарда[3], затем небольшой чугунолитейный завод Томсона, специализировавшийся на производстве чугунного литья и артиллерийских снарядов, в то время тоже чугуных.

1853—1856 годы — Крымская война показала необходимость радикальной модернизации как конструкций кораблей, так судостроительной отрасли с окончательным переходом от деревянных парусников ко всё более металическим парусно-винтовым кораблям, в том числе броненосцам.

Российская Империя

15 января (3 января по старому стилю) 1857 года — два горных инженерах — генерал-майор П. Ф. Семянников и подполковник В. А. Полетика на основе выкупленного ими чугунолитейного завода Томсона основали судостроительный «Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики».

1858 год — спущены на воду первые два небольших парохода «Мария» и «Работник».

1863—1864 годы — проведена масштабная реконструкция предприятия, помимо прочего, построены два больших металлических эллинга под два средних размеров судна каждый. В настоящее время часть производственных корпусов завода, построенных в это время по проекту архитектора Р. Р. Генрихсена, имеют статус памятника промышленной архитектуры.

1865 год — спущен на воду первый отечественный броненосец «Кремль».

1866—1869 годы — на заводе построены два двухбашенных броненосных фрегата типа «Адмирал Спиридов»

март 1867 года — объявлен правительственный конкурс на лучший паровоз, изготовленный отечественными заводами.

1868 год — завод получил первый заказ на постройку паровозов.

1869 год — завод выпустил свою первую модель паровоза.

1870 год — представленный заводом на Всероссийской промышленной выставке паровоз признан лучшим в стране, за что предприятие было награждено Малым Гербом Российской Империи, установленным впоследствии над главными воротами перед зданием заводоуправления.

1882 год — заводом выпущен 1000-й паровоз.

1884 год — в связи с тяжёлым финансовым положением завод приостановил производство на четыре месяца.

1888 год — после смерти обоих акционеров предприятие обанкротилось и было куплен инженером В. Титовым за 691 тысячу рублей.

1889 год — завод преобразован в «Московское товарищество Невского судостроительного и механического завода», крупнейшим акционером которого стал знаменитый меценат С. Мамонтов.

1898 год — после скупки основной части акций Государственный банком предприятие преобразовано в «Невский судостроительный и механический завод».

1898 — май 1902 года — на заводе для Балтийского флота построены четыре миноносца (эскадренных миноносца, а по терминологии того времени — «истребителя»[1]) типа «Сокол».[4]

1901—1902(1905) годы — на заводе построены десять миноносцев (истребителей) типа «Буйный». Девять из десяти миноносцев были сданы флоту в 1902 году, а последний — «Видный» (до 22 марта 1902 года «Сиг»), который предполагалось оснастить вместо паровой машины экспериментальным двигателем внутреннего сгорания, в результате был срочно достроен во время Русско-японской войны с паровой машиной, но по улучшенному проекту (практически типа «Грозный») и вступил в строй вскоре после окончания боевых действий.

1901— ноябрь 1903 года — на заводе построены пять номерных (безымянных) миноносцев типа «Циклон».

1900—1904 годы — ещё девять миноносцев (истребителей) типа «Сокол» построены заводом для Тихоокеанской эскадры. Готовые секции кораблей перевозились по только что открытым Транссибирской железной дороге и КВЖД на Дальний Восток в арендованную у Китая морскую крепость Порт-Артур, где производилась их окончательная сборка и спуск на воду.[5]

1902—1904 годы — на предприятии одновременно построены оба крейсера 2-го ранга типа «Жемчуг» («Жемчуг» и «Изумруд»).

1903—1905 годы — на заводе построены три миноносца (истребителя, с 1907 года эскадренных миноносца) типа «Грозный».

1905—1908 годы — на заводе построено восемь миноносцев (истребителей, с 1907 года эскадренных миноносцев) типа «Деятельный».

1907 год — предприятие вошло в синдикат «Продпаровоз».

июль 1910 года — к пятидесятилетию первого крупного промышленного заказа заводом выпущен трехтысячный паровоз.

1912 год — завод выкуплен консорциумом русских и французских банков и присоединён к акционерному обществу Путиловских заводов.

Советская Россия

1918 год — «Невский завод» национализирован.

1920-е годы — завод перепрофилирован на энергетическое машиностроение с включением в План ГОЭЛРО.

1922 год — по инициативе рабочих завод переименован в «Невский завод имени Ленина».

1926 год — на заводе установлен один из первых памятников В. И. Ленину.

1935 год — на заводе изготовлена первая паровая турбина.

Order of Red Banner of Labor thumb.png

1939 год — завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

1941 год — часть завода эвакуирована в Барнаул, на её базе создан Барнаульский котельный завод.

1941 год — во время Блокады Ленинграда оставшаяся в городе часть завода выпускала военную продукцию: лебёдки для тралов, авиабомбы, неуправляемые ракеты систем залпового огня (по терминологии того времени — реактивные снаряды).

1949 (по другим данным 1952) год — на предприятии изготовлена первая отечественная газовая турбина.

Order of Lenin third type.jpg

1957 год — завод награждён орденом Ленина.

1958 год — заводом начато производство газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов, впоследствии ставшее основной специализацией завода.

1968 год — на заводе запущено серийное производство газоперекачивающих агрегатов ГТК 10 мощностью 10МВт, впоследствии самых массовых в СССР.

1968—1972 годы — при заводе построен Дом культуры «Невский».

1976 год — на базе завода создано одноимённое «Производственное объединение „Невский завод“ имени В. И. Ленина», сам завод вошёл в него как «Невский машиностроительный завод».

Современная Россия

2007 год — «Невский Завод» вошел в состав энергомашиностроительного предприятия «Росэлектропром Холдинг» (позднее «РЭП Холдинг»).

2008—2010 годы — на предприятии «Невский Завод» проведена существенная реконструкция стоимостью в текущих ценах несколько миллиардов рублей.

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии в своё время было построено множество судов, часть из которых впоследствии в той или иной мере прославилась:

  • Истребитель (миноносец) «Стерегущий» (до 22 марта 1902 года «Кулик») типа «Сокол» (построен в 1900—1903 годах, спуск на воду осуществлён в арендованной у Китая морской крепости Порт-Артур) — эскадренный миноносец, героически погибший в неравном бою с превосходящими силами японцев 10 марта (26 февраля) 1904 года во время Русско-японской войны под Порт-Артуром и, как считается, затопленный запершимися в трюме моряками воизбежание неминуемого захвата корабля противником.
  • Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Буйный» (до 22 марта 1902 года «Бычок») типа «Буйный» (построен в 1901—1902 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда под огнём неприятеля организовал спасение большого числе моряков с утонувшего эскадренного броненосца «Ослябя», а затем с большим риском эвакуировал штаб с тяжело повреждённого и также обстреливаемого противником флагмана эскадры — эскадренного броненосца «Князь Суворов». Впоследствии был потоплен в том же бою крейсером «Дмитрий Донской» вследствие невозможности дальнейшего использования из-за полученных повреждений.
  • Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Бравый» (до 22 марта 1902 года «Налим») типа «Буйный» (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во Владивосток.
  • Эскадренный миноносец (до 1907 года истребитель) «Грозный» типа «Грозный» (построен в 1903—1904 годах) — прославился в Цусимском сражении во время Русско-японской войны 1904—1905 годов, когда в числе всего трёх кораблей огромной эскадры сумел выполнить боевую задачу, прорвавшись во Владивосток.
  • Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (построены в 1907—1909 годах) — научно-исследовательские, по сути, суда, предназначенные специально для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, впервые прошли Северный морской путь с востока на запад и стали первыми русскими кораблями, прошедшими его насквозь в 1914—1915 годах. Позднее в их честь назвали советские атомные ледоколы.

Ссылки

Примечания

  1. Военно-морскими теоретиками тех лет предполагалось, что эти корабли будут «истреблять» многочисленные в то время более мелкие миноносцы. Однако, поскольку по результатам Русско-японской войны 1904—1905 годов участвовавшие в ней десятки кораблей этого класса не истребили ни одного миноносца, их в российском флоте с 10 октября 1907 года переклассифицировали в «эскадренные миноносцы» (эсминцы), в то время как в англоязычных странах они так и остались «дестроерами».