Герб России
Герб России — один из официальных государственных символов России.
Изображение Герба России регламентировано Федеральным конституционным законом. [1] Автором современного варианта герба является Народный художник Российской Федерации Евгений Ильич Ухналёв.
История российского герба
Герб России состоит из двух частей: двуглавого орла и всадника, поражающего змея. Во времена древней Руси было две государевых печати: Малая и Большая. Малая печать прикреплялась с двух сторон к документу, на одной стороне был орёл, на другой — всадник. Большая печать располагалась с одной стороны документа и совмещала оба символа. Малая печать с двуглавым орлом впервые появилась при Иване III (1497 год). Большая печать впервые встречается во времена Ивана Грозного.
Происхождение двуглавого орла
Византийская версия
Двуглавый орёл был фамильным гербом Палеологов — последней и самой долговечной династии византийских правителей.
В 1472 году племянница последнего византийского императора София Фоминична Палеолог стала женой великого князя Ивана III. Она была матерью великого князя Василия III и бабушкой царя Ивана IV Грозного.
Считается, что благодаря этому браку гербовой двуглавый орёл был унаследован Россией от Византии, хотя данный символ присутствовал в русском искусстве задолго до этого (см. #Древнерусские двуглавые орлы).
Византийский двуглавый орёл в качестве герба России стал выражением идеи «Москва — Третий Рим», согласно которой Русское государство стало продолжателем и наследником Византии (Второго Рима) и древней Римской империи (Первого Рима).
Болгарская версия
По некоторым предположениям, идея Третьего Рима была принесена на Русь болгарскими книжниками, бежавшими в Москву во время покорения Второго Болгарского царства турками-османами. Видя ослабление Византии в XIV веке, сербский царь Стефан Душан и болгарский царь Иоанн-Александр, имевшие родственные связи с византийской династией, объявляли себя наследниками Рима. В болгарской литературе той эпохи встречается идея, что новым Константинополем («Третьим Римом») является Тырново, тогдашняя столица Болгарии. Но в 1396 году Болгарское царство пало, а в 1453 году пал и Константинополь. После этого на роль Третьего Рима православные беженцы из Болгарии и Греции выдвинули Москву.
Орёл был одним из популярных в Болгарии царских символов, наряду со львом. В христианстве орёл и лев считаются символами евангелистов Иоанна и Марка соответственно. В болгарской традиции в качестве основного государственного символа постепенно закрепился лев, однако так было не всегда.
Евангелист Иоанн Богослов был небесным покровителем Великого Князя Иоанна III, объединителя Руси, равно как и его внука Иоанна IV, первого русского Царя (отметим, что уже Иван III в некоторых дипломатических документах назывался Царём). Поэтому выбор орла в качестве царского символа представляется крайне логичным.
Трёхглавый орёл
То, что у орла две головы, однако над ними три короны, может быть связано с текстом из 3-й книги Ездры, одной из неканонических книг Ветхого завета, которая была известна в Болгарии и Византии, и вероятно, известна также на Руси в XV веке. В этой книге говорится о трёхглавом орле, правящем миром, как о символе последнего, третьего царства:
И видел я сон, и вот, поднялся с моря орёл, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы. И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею, и все ветры небесные дули на него и собирались облака. |
И вот, орел стал на когти свои и испустил голос к перьям своим и сказал: не бодрствуйте все вместе; спите каждое на своем месте, и бодрствуйте поочередно, |
После того я видел, что и средняя голова внезапно исчезла, как и крылья; оставались две головы, которые подобным образом царствовали на земле и над её обитателями. Третья книга Ездры. Глава 11. |
В процессе речи средняя голова орла исчезает (становится невидимой). Именно это отражается в символизме трёх корон над двумя оставшимися (видимыми) головами.
Немецкая версия
По другой версии, двуглавый орёл был заимствован из западноевропейской геральдики. Скорее всего, прототипом послужил герб Священной Римской империи. В пользу этой гипотезы говорит то, что цвет русского гербового орла на некоторых ранних изображениях — чёрный, как и у священноримского герба.
В конце XV—XVI веках Священная Римская империя обладала гораздо большим престижем, чем погибшие к тому времени Византия и Болгарское царство. Двуглавый орёл стал официальным символом СРИ сравнительно поздно, в 1434 году.
Россия спустя полвека могла сознательно последовать геральдическому примеру СРИ, заявив таким образом свои претензии на наследство Рима.
Древнерусские двуглавые орлы
По одной из гипотез, символом Черниговского княжества уже во времена Древней Руси был чёрный двуглавый орёл. Прямых доказательств его использования черниговскими князьями в домонгольский период нет, однако есть косвенные свидетельства:
- найденный при раскопках кургана Чёрная могила княжеский турий рог с орлом на оковке;
- высеченное из камня изображение двуглавого орла на стене Борисоглебского собора в Чернигове (1123 год);
- использование чёрного двуглавого орла потомками князя Святослава Ярославича, родоначальника черниговских князей.
В 1633 году, когда Чернигов был в составе Речи Посполитой, польский король Владислав IV утвердил на сейме герб Черниговского воеводства — чёрного двуглавого орла.
На монетах Русского Королевства, которые чеканились во Львове в XIV веке (так называемые русские грошики), изображались орёл и лев.
Также орлы на Руси встречаются на серебряной пряжке из Гнёздовского клада (датируется 950 годом), на фреске с изображением Бориса и Глеба в церкви Спаса Преображения на Ковалёве (Великий Новгород, 1345 год). По одной из версий, орёл присутствует на фреске киевского Софийского собора на одежде Ярослава Мудрого, где изображены «светлые» двуглавые орлы (середина XI века).
Ещё до появления в Москве, в середине XV века двуглавый орёл стал эмблемой Великого княжества Тверского, где правил в то время князь Борис Александрович. Туда символ мог попасть из Византии, Болгарии или Священной Римской империи, а уже затем, после присоединения Твери к Москве, быть воспринятым в качестве герба московским князем Иваном III.
Происхождение всадника, поражающего змея
Издавна древнерусские князья изображали на своих печатях всадника. Оружие могло быть разным: копье, лук, меч. Наездник символизировал самого князя. Во времена Ивана II на монетах впервые появляется пеший воин, поражающий мечом змея или дракона. Подобные гербы были во многих древнерусских землях, но всадник, поражающий копьём змея, закрепился за московскими князями. Герб Москвы и поныне такой. Всадник и змей символизируют победу добра над злом. Намного позже, в 1710 году, Пётр I официально назвал всадника Святым Георгием Победоносцем [2]. Однако стоит отметить, что упоминание Святого Георгия в современном официальном описании герба отсутствует, изображение описывается как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне». [3]
Символизм российского герба
В разные периоды над головами орла было две или три короны, которые в геральдике традиционно указывают на ту или иную меру суверенитета, в зависимости от вида короны. На российском гербе они императорские (ранее — царские). Царь Алексей Михайлович впервые дал официально толкование, три короны означают три царства: Казанское, Астраханское, Сибирское. Затем три короны символизировали три титула Петра Великого, включая императорский. В новых условиях три короны обозначают три уровня власти (федеральную, региональную и муниципальную), либо три ветви власти (исполнительной, законодательной и судебной).
Скипетр и держава в лапах орла также олицетворяют государственную власть и государственное единство.
В 1917 году Временное правительство Российской республики приняло решение лишить герб трёх корон. Поскольку в своих основных чертах эмблема представляла собой двуглавого орла Российской империи, лишённого государственно-монархической атрибутики, в народе она получила прозвище «Ощипанная курица».[1]
Две головы российского орла часто трактуются как символ двусторонней политики России, направленной как на Запад, так и на Восток — при этом Россия является отдельной цивилизацией, отличной и от Запада, и от Востока. Иногда под двумя головами орла понимается европейская и азиатская части России — государственный герб таким образом подчёркивает трансконтинентальный характер российской державы.
Следует отметить, что во времена Российской Империи орёл был чёрным, поскольку власти взяли для герба традиционные цвета Священной Римской Империи, а соответствующую работу по определению исконно русских геральдических цветов провели только при Николае II, но внедрили только в современной России.
Золотой цвет орла в геральдической традиции является символом величия и богатства. В русской иконописной традиции золотой цвет является символом Божьего присутствия, небесного света, вечности и благодати.
Красный цвет гербового щита на официальном варианте герба — это традиционный символ российского народа; цвет любви, мужества и отваги; цвет крови, пролитой в защиту Отечества. Изначальное его значение на древнерусских стягах — иконописный цвет Пасхи, то есть цвет настоящей, жертвенной Любви.