Сменяемость власти: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 179: Строка 179:


=== Индия ===
=== Индия ===
Джавахарлал Неру правил страной с 1946 по 1964, 17 лет. Ушел с поста по причине своей смерти. После него 18 лет страной управляла его дочка, Индира Ганди. Так же покинула свой пост потому что умерла. Следом за ней страну возглавил её старший сын, и правил до 1991-го пока его, в свою очередь не убил террорист. Итого, в Индии власть по наследству передавалась половину 20-го века. Страна считается демократической.
Джавахарлал Неру правил страной с 1946 по 1964, 17 лет. Ушел с поста по причине своей смерти. После него 18 лет страной управляла его дочка, Индира Ганди. Так же покинула свой пост, потому что умерла. Следом за ней страну возглавил её старший сын, и правил до 1991-го пока его, в свою очередь не убил террорист. Итого, в Индии власть по наследству передавалась половину 20-го века. Страна считается демократической.


=== Канада ===
=== Канада ===

Версия от 20:50, 23 октября 2015

Среди либеральной публики весьма распространён миф о том, что частая сменяемость власти крайне полезна и совершенно необходима для процветания государства. Этот аргумент часто используется противниками действующей власти и участниками цветных революций. На деле, однако, быстро сменяемые правители неизбежно оказываются временщиками, а по-настоящему успешны лишь те руководители, которые либо правят десятки лет, либо принимают власть от своих предшественников без резкой смены курса, что позволяет государству избежать задержек в развитии и шараханий из стороны в сторону. То есть, выигрывает долгосрочная эволюционная стратегия.

С вопросом о сменяемости верховной власти тесно связан вопрос о том, как вообще следует взращивать дееспособных управленцев и предотвращать деградацию государственной элиты, с тем чтобы обеспечить стране долгосрочное развитие и всегда давать адекватные ответы на внутренние и внешние вызовы.

Опровержение мифа

Практика показывает, что сменяемость власти неизбежно приводит к эффекту временщика: правители, которые не имеют возможности планировать свои действия хотя бы на 10-15 лет вперед, быстро приводят страны к катастрофе.

Во-первых, у таких временщиков банально нет возможности полноценно управлять государством. Их команды часто игнорируются — так как все понимают, что скоро к власти придет другой правитель, с которым отношения начнутся «с чистого листа».

По той же причине олигархи разного рода чувствуют себя при часто сменяемой власти великолепно. Вес «владельца заводов, газет, пароходов» становится сравним с весом президента — так как, опять-таки, всем понятно, что президент скоро уйдет со сцены, а олигарх так и останется при своих ресурсах.

Наконец, в президенты при системе сменяемой власти обычно попадают слабые и предельно циничные люди, типа того же господина Януковича. Других не пропускает процедура демократических выборов. Порядочный человек не сможет набрать достаточно голосов, а сильного претендента не пропустят на пост олигархи. Отсюда, кстати, и появляются запредельные долги у западных стран. Берут их одни временщики, а отдавать приходится уже другим.

Действительно независимые и самостоятельные страны, входящие в число мировых держав, не могут позволить себе власть временщиков без риска дестабилизировать обстановку (вплоть до развала страны), залезть в долги или впасть в политическую зависимость от других государств.

Подмифы

См. также: Либеральная демагогия

Власть нужно менять регулярно как подгузники, и по той же причине

Очень популярный и широко рекламируемый тезис, который решает одновременно две задачи либералов: рекламирует идею государственного переворота и прививает пренебрежительное отношение к представителям власти.

Тезис «власть портится со временем» не выдерживает никакой критики. Если мы посмотрим на историю, мы обнаружим, что лучшие правители России держали в руках бразды правления по 20-30 лет, в то время как худшим хватало совсем непродолжительного периода времени, чтобы привести страну к катастрофе.

Опыт других государств говорит о том же самом — практически все великие правители правили значительно дольше любезных либералам нескольких лет одного президентского срока.

Собственно, это вполне очевидно: не предлагает же никто менять каждые пять лет врачей или, скажем, инженеров. Опыт работы весьма важен в любой профессии, а для политика кроме опыта также важны его связи и политический вес.

Либералы принимают как аксиому предположение, будто власть портит людей, и будто продержавшись какое-то время у власти они непременно начинают безудержно воровать. Возможно, это отражает скрытые желания самих либералов, о которых проговорился в 2012 году Каспаров.

Однако тот же исторический опыт подсказывает, что больше всего воруют как раз временщики, и что самые большие проблемы государство при этом получает даже не от воровства временщиков, а от их слабости: от того, что те живут «одним днём».

Вторая часть софистического построения — «власть это наша прислуга» — заслуживает отдельного разбора.

Любая другая власть будет лучше этой

Софистика основана на наивной формуле «пусть все хорошие люди соберутся вместе и прогонят плохих людей». При этом хорошими люди считаются те, которые носят вместе с нами белые ленточки, работают в рукопожатных СМИ и общаются на креативных форумах в интернете. То есть, подразумевается, что люди «из нашей тусовки» — это хорошие люди, которые однозначно лучше тех, кто находится во власти в настоящее время.

Текущая же власть объявляется невыносимо плохой на том основании, что как она сама, так и находящаяся под её управлением Россия далека от идеала. Таким образом выводится привлекательная для недалёких людей формула: «в России есть проблемы, давайте же устроим революцию, чтобы отдать власть людям из нашей тусовки».

Ложь заключается в двух тезисах:

а) Революция приведёт к улучшениям.
б) В нашей тусовке есть достойные люди.

К сожалению, история показывает, что нет ни одной страны, которой революция помогла бы прийти хотя бы к относительному процветанию. Как правило, революция ввергает страну в хаос, из которого страна потом долго и мучительно выбирается — при этом нередко революция сопровождается развалом страны.

Кроме того, нельзя служить одновременно и России и США. Либеральная оппозиция работает на США практически открыто: получает финансирование из-за рубежа и пользуется мощнейшей пиар-поддержкой с Запада. Вполне очевидно, что ставленник Запада будет проводить в России выгодную Западу политику — то есть, будет в полном соответствии со «Стратегией Анаконды» ослаблять и уничтожать Россию.

Революции полезны

В России за последние 100 лет было две больших революции: в 1917 и 1991 году. Что характерно, двадцатые и девяностые годы почему-то не запомнились как сытые, спокойные и изобильные. Опыт осколков СССР также показывает, что революции ни к чему хорошему там не приводили. Так, например, Украина и Грузия после своих цветных экспериментов живут в разы беднее, чем стабильные Россия и Белоруссия.

Чудес не бывает. Нельзя вылечить человека, ударив его наотмашь молотком по голове. Для развития экономики, снижения коррупции и прочих важных задач нужны не толпы размахивающих белыми ленточками дизайнеров на площадях, а долгая и нудная работа с нормативными актами.

Также надо отметить, что в Англии и Швейцарии последняя революция была чуть ли не несколько веков назад, а в США не то что революций не было — там вот уже 150 лет у власти находится одна сросшаяся партия республиканцев/демократов. Шансы любой третьей партии продвинуть своего президента на трон США равны нулю.

Кроме того, надо учитывать, что после революции к власти обычно приходят не восторженные высокодуховные либералы, а самые что ни на есть радикальные элементы. В Египте, например, в 2011 году вышедшие на Тахрир люди возмущались отсутствием свободы слова, а к 2014 году очередные революционеры дошли уже до массовых казней. [1]

Хорошего правителя можно выбрать перебором

Либералы утверждают, что народ несколько раз поменяет правительство, то, несколько раз ошибившись, он в конце концов выберет подходящее.

Однако на практике так не происходит: уже два-три госпереворота отбрасывают страну в такую пропасть, из которой ей приходится выбираться десятилетиями. При этом вероятность прихода к власти хорошего правителя в результате госпереворота близка к нулю: так как нелегитимный правитель первые годы очень слаб, из-за чего вынужден руководствоваться не интересами страны, а интересами тех, кто может помочь ему удержаться на троне.

Примеры: Украина с 2004 года, Россия в период Ельцина, Грузия с 2003 года, Египет и другие страны с произошедшей принудительной сменой власти.

Царь хороший, а бояре плохие?

Такое легко может быть. Президент — один человек, и он вполне может быть хорошим. А чиновников — миллионы, и среди них в любом случае будут как хорошие, так и плохие. Кроме того, чиновники, в отличие от президента, не избираются раз в несколько лет, а могут сидеть на своем посту хоть всю жизнь, а значит, их мог поставить предыдущий президент, за которого нынешний тогда не мог отвечать. И, в любом случае, президент не может одновременно контролировать работу всех чиновников, даже если и хочет. Поэтому за плохого чиновника надо увольнять самого чиновника и, по необходимости, несколько уровней его начальства. Однако, это еще не повод требовать отставки президента страны.

Кроме того, надо учесть, что замена «плохих бояр» занимает десятилетия, это очень медленный процесс. Поэтому даже лучший в мире «царь» вынужден будет проводить длительное время работать с теми боярами, которые ему достались «в наследство» — назначая их при этом на различные должности внутри властных структур.

Способы смены власти

Демократические выборы

Выборы могут неплохо работать в сравнительно небольших сообществах, где все выборщики хорошо друг друга знают, хорошо знают кандидатов, и в целом адекватно оценивают ситуацию.

Однако когда речь идет о крупных сообществах, таких как современные страны со многомиллионным населением, то при прочих равных на выборах побеждают демагоги и владельцы медиа-ресурсов. Приход новых лиц в политику становится, таким образом, в значительной мере похож на лотерею — если повезёт, то среди демагогов-карьеристов или же людей, представляющих чьи-то частные интересы, может случайно оказаться государственник, радеющий за интересы страны в целом и достойно исполняющий свои обязанности.

Монархия

Монархия является важным и достаточно эффективным институтом, стабилизирующим общество и направляющим его на путь разумного долгосрочного развития. Большинство современных европейских государств с конституционными монархиями — это одни из самых стабильных и богатых стран мира.

Однако в России монархическая традиция была пресечена в 1917 году при активном пособничестве конкурирующих с Россией европейских держав. Согласно распространённой среди монархистов точке зрения, восстановление монархии в Россия было бы весьма полезно во многих отношениях — монарх мог бы служить дополнительным символом единения общества и выполнять часть церемониальных и представительских функций, предоставив президенту и премьеру вплотную заняться основной государственной работой.

Но в современных условиях проект восстановления монархии в России, очевидно, столкнётся с рядом сложностей.

Установка новой династии поставит в полный рост вопрос легитимности: наследнику будет не так-то легко удержаться на троне. Идея восстановления на троне династии Романовых также вызывает много вопросов. Последний век потомки Романовых провели за границей, в обстановке западного влияния и западной культуры, отчего есть обоснованные сомнения в том, что они адекватно разбираются в российских реалиях и что народ примет таких правителей.

Существует также вариант выборной монархии, но он немногим лучше варианта демократических выборов.

Преемничество

Передача власти заранее назначенному преемнику была исторически достаточно распространена в ряде стран, например, в Византии, где императоры зачастую заранее назначали и готовили себе одного или двух преемников, иногда из числа своих родственников, а иногда из иных кандидатов, пригодных к государственному управлению.

Фактически система преемничества, легитимизированная проводящимися согласно Конституции демократическими выборами, действует в современной России. Путин был назначен в преемники Ельциным, Медведев был назначен в преемники Путиным (при этом изначально были и другие возможные кандидаты). С началом правления Путина подобная передача власти в России в целом оправдывает себя, однако нет уверенности в том, что в более долгосрочной перспективе она будет столь же успешна. К тому же, данную систему невозможно распространить на всю властную иерархию в целом.

Многоступенчатая система отбора кадров

Весьма перспективным представляется современный китайский вариант смены власти: тщательная подготовка кадров, многоступенчатая система отбора и назначение лучших на ответственные посты. Безо всякого применения коррупционных процедур по типу демократических выборов, на которых неспециалисты выбирают себе лекарство по яркости упаковки.

В данный момент Россия пытается постепенно идти именно по этому пути. Взят курс на однозначную национализацию элит и на лишение международных олигархов всякого влияния на власть. Представителей власти последовательно отсекают от «золотых унитазов», особенно зарубежных. Выстраиваются структуры по типу ОНФ, в которых работают вертикальные лифты наверх.

Данный путь также чреват рядом подводных камней — задачу построения эффективной системы отбора кадров пытались решить в Советском Союзе, но по ряду причин не преуспели в этом, что привело к деградации государственности и к развалу СССР. Этот негативный советский опыт был весьма тщательно изучен в Китае, где целые институты исследовали этот вопрос с целью не допустить подобного сценария в КНР.

Смешанная система

В реальности, если брать все уровни власти, становится очевидным, что в большинстве стран мира действуют достаточно сложные смешанные системы отбора управленческих кадров и передачи властных полномочий.

В Великобритании, например, действует конституционная монархия (несменяемая власть, при которой монарх «царствует, но не управляет», однако при этом и сам монарх, и наследственные лорды из Палаты лордов в парламенте имеют значительные властные полномочия). Британская монархия, наследственная аристократия и крупный бизнес фактически невозбранно, хотя и с некоторыми ограничениями, управляют Великобританией в течение многих веков, при этом британские премьер-министры выступают скорее как менеджеры, крайне зависимые от реальных властей страны.

Выборы партий в британский парламент представляют собой скорее шоу для публики, а важнейшие решения принимаются не столько на обсуждениях в парламенте, сколько в кулуарах и на совещаниях тех групп, интересы которых публично представляют те или иные парламентарии. Примерно такая же система действует в США, с той разницей, что в США нет монархии, а все решают в конечном итоге владельцы крупнейших корпораций и финансовых групп.

При этом на уровне местной власти в Британии и в США действует зачастую уже вполне реальная, а не постановочная демократия.

Одновременно в бизнес-среде, а также в рамках важнейших государственных институтов (армия, разведка, система образования и т. д.) действует та самая многоступенчатая система отбора наиболее компетентных и ценных кадров.

Такая разнообразная и смешанная система позволяет бороться с деградацией отдельных государственных систем за счет влияния других, более здоровых государственных институтов. Однако, как показывает пример современных Британии и США, здесь также нет полной гарантии защиты системы от общей деградации.

Примеры несменяемости власти в «демократических» странах

США

Президент США Франклин Рузвельт был на своем посту с 1933 по 1945 год (4 срока подряд), вывел страну из Великой Депрессии, помогал СССР победить фашистов и ушел с поста, только потому что умер. [2]

На 2015 год сенатор США от Аризоны Джон Маккейн находится на этой должности 28 лет (с 1987 года) [3].

Карл Винсон (1883–1981), конгрессмен-демократ от штата Джорджия, находился в этой должности 50 лет (1914–1965), что является рекордом по длительности пребывания в Конгрессе США [4].

Джон Стеннис (1901–1995), сенатор-демократ от штата Миссисипи, находился в этой должности 41 год (1947–1989), что является рекордом по длительности пребывания в Сенате США [5].

Ни одна партия, кроме Республиканской и Демократической, не была у власти в США за последние 150 лет. Все президенты и губернаторы штатов США также принадлежат к двум этим партиям.

Великобритания

Палата Лордов — вторая (верхняя) палата Британского парламента. Полное название — «Почтенные Лорды духовные и светские Соединённого короле́вства Великобритании и Северной Ирландии, собравшиеся в парламенте». [6] Члены Палаты Лордов (пэры) состоят из высших чинов церкви, верховных судей и обычных пэров. Членов Палаты Лордов не выбирают. Изначально они были избраны из наиболее влиятельных и могущественных представителей знати Великобритании; много членов верхней палаты получили это место по наследству, но с выходом закона, позволяющего королеве присваивать пожизненное пэрство, значительно увеличилось количество людей, входящих в Палату Лордов пожизненно. Таким образом, все члены Палаты Лордов либо попадают туда по наследству, либо назначаются монархами. Ни один из них не избирается народом. Максимальное количество членов Палаты Лордов законодательно не ограниченно, их текущее число — 782 пэра.[7]

Все билли проходят через обе палаты перед тем, как стать законами, причем не важно, в какой из палат был разработан документ. Если Палата Лордов вносит изменения в билль, то его должна одобрить и нижняя палата. Лорды тратят не меньше усилий на доработку будущих законов. Однако, в 1911 году был принят закон, по которому члены верхней палаты не могли больше отвергать законы, принятые нижней палатой. Теперь они могут отложить представление билля на одобрение королевой на один год. Также Палата Лордов является высшим апелляционным судом по гражданским делам в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. [8]

Примеры британских долгожителей во власти: Маргарет Тэтчер была премьер-министром 11 лет подряд, затем перешла в должность "наставника" для своего преемника, Джона Мейджора, всего 18 лет. Тони Блэр управлял страной 10 лет, после него Королева назначила Гордона Брауна. Никаких выборов для его назначения вовсе не проводилось.

Финляндия

Президент Финляндии Урхо Кекконен был на своем посту с 1956 по 1982 (4 срока по 6 лет). Ушел с должности по состоянию здоровья. [9]

Япония

Либерально-демократическая партия Японии с 1955 года является единственной правящей партией Японии, все премьеры Японии с тех пор состоят в этой партии, и почти все (кроме одного) — одновременно являются лидерами этой партии. [10]

Премьер-министр Японии назначается императором по представлению парламента, и это должен быть один из членов парламента. Членов верховного суда также назначает император по представлению правительства, а остальные судьи назначаются Кабинетом министров по представлению Верховного суда.[11]

Германия

Канцлер ФРГ Гельмут Шмидт находился на своем посту три срока подряд (1974—1982). [12]

Канцлер ФРГ Гельмут Коль находился на своем посту четыре срока подряд (1982—1998). [13]

На 2015 год канцлер ФРГ Ангела Меркель находится на своем посту третий срок подряд (с 2005 г.) и планирует четвертый. [14]

Норвегия

Король является главой государства и исполнительной власти. По основному закону страны Норвегия провозглашалась «свободным, независимым и неделимым государством», имеющим «монархическую, ограниченную и наследственную форму правления». Церковь не отделена от государства, что отражается и в обязанности короля и хотя бы половины Государственного совета исповедовать лютеранство, причем только последние имеют права обсуждать вопросы, касающиеся государственной церкви. Власть короля не рассматривается как анахронизм, поэтому роль республиканских сил в партийном спектре чрезвычайно мала.

При этом, начиная с 2009 года, Норвегия возглавляет список стран по Индексу человеческого развития. [15]

Бельгия

Правительство Бельгии назначается королём. Также состав правительства должен быть утверждён парламентом. [16]

Дания

Дания — конституционная монархия.

Исландия

Президент Исландии Оулавюр Рагнар Гримссон находится на своём посту пятый срок подряд (с 1996 г.). [17] Ограничения по количеству сроков в стране нет.

Нидерланды

Нидерланды — конституционная монархия.

Швеция

Швеция — конституционная монархия. А Социал-демократическая рабочая партия Швеции без четверти век доминирует на политической арене, из них 40 лет (1936-1976) — непрерывно. С 1921 года по 2014 год эта партия стабильно захватывает относительное большинство мест в парламенте (в 1940-1944 и 1968-1970 гг. абсолютное). [18]

Сингапур

Партия "Народное Действие" правит страной бессменно с 1963 года. С 1959-го по 1990-й партию возглавлял первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, создатель «сингапурского экономического чуда». В 1990—2004 годах он перешел в должность старшего министра в правительстве преемнмка, Го Чок Тонга. Затем его должность называлась министр-ментор (наставника) в правительстве своего Сына Ли Сяньлуна. Итого Ли Куан Ю управлял Сингапуром с 1963-го вплоть до своей смерти в 2015-м, 52 года подряд. В настоящее время страной продолжает управлять его сын. Сингапур находиться на третьем месте в мире по уровню ВВП-ППС на душу населения $82,762 в год.

Италия

Сильвио Берлускони - четырежды занимал должность председателя Совета министров Италии (1994—1995, 2001—2005, 2005—2006, 2008—2011)

Индия

Джавахарлал Неру правил страной с 1946 по 1964, 17 лет. Ушел с поста по причине своей смерти. После него 18 лет страной управляла его дочка, Индира Ганди. Так же покинула свой пост, потому что умерла. Следом за ней страну возглавил её старший сын, и правил до 1991-го пока его, в свою очередь не убил террорист. Итого, в Индии власть по наследству передавалась половину 20-го века. Страна считается демократической.

Канада

Жан Кретьен был 12 лет генеральным прокурором, затем 10 лет премьер-министром.

В 2015 году премьер-министром Канады стал Джастин Трюдо, сын Пьера Трюдо, бывшего премьером Канады около 16 лет (в 1968—1979 и 1980—1984 гг.).

Франция

Шарль де Голль начал свое правление как Председатель Временного правительства в 1944-м, затем, с кратким перерывом - и президентом вплоть до 1968-го года, 25 лет во главе страны. Жорж Помпиду был прямым преемником Де Голля, управлял страной ещё 12 лет. Франсуа Миттеран был президентом 14 лет, с 1981 по 1995-й. Жак Ширак был президентом 12 лет, с 1995-го по 2007-й. Президента во Франции сначала избирал парламент, затем "коллегия выборщиков". С 1962-го года - прямым всеобщим голосованием народа. Однако, чтобы стать кандидатом в президенты надо собрать 500 подписей... чиновников. Партия ОЗР-СНД бессменно правит во Франции с 1995-го года, последние 20 лет.

Австралия

Премьер Роберт Мензис правил страной 17 лет подряд. Роберт Хоук - 13 лет подряд, Джорж Говард -- 11 лет подряд.

Индонезия

Президент Сукарно правил страной 31 год подряд.

Мексика

Национальная революционная партия (позже переименованная в ИРП) правила страной 70 лет подряд (с 1930 по 2000)

Испания

Конституционная монархия. Король назначает премьер-министра (совещаясь с партиями)

Израиль

Давид Бен-Гурион правил страной 15 лет, его партия 29 лет подряд (с 1948 по 1977 год).

Аргентина

После смерти президента Нестора Киршнера новым лидером страны стала его супруга, Кристина Киршнер. Династия правит страной с 2003-го года.

Австрия

Социал демократическая партия правила страной 30 лет подряд (она же назначала всех премьер-министров)

Список богатейших стран мира

Если посмотреть на первые 50 стран из списка стран по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности то окажется, что подавляющее большинство из них или монархии, или страны с ограниченной сменяемостью власти (перечислены выше). Некоторые страны имеют вывеску "парламентская республика", тогда как на деле ими правит один человек (Сингапур), династия (Индия) или партия (Япония).

Выводы

Так или иначе, чтобы обеспечить свое существование и выстроить долгосрочную эффективную систему управления, общество неизбежно должно создавать сложную, многоуровневую и многоотраслевую систему, в которой будут все компоненты: на высшем уровне — долгосрочная несменяемая (или редко сменяемая) власть; на местном уровне и в отдельных отраслях — механизмы среднесрочной и краткосрочной смены власти, в том числе на выборной основе; в целом на всех уровнях государственной системы — многоступенчатая система отбора кадров.

При этом, как отметил Владимир Путин в одном из своих интервью, в первую очередь стране нужно четко и ясно определить цели, и на первом месте должны стоять моральные ценности.[19] Только на основе общепринятой системы нравственных ценностей можно построить стабильное и успешное государство.

См. также

Ссылки