Мифы о Российской Империи: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Рукспертификация.)
Строка 8: Строка 8:


Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21 % грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения.
Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21 % грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения.
Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 119.4 тысячи.[http://istmat.info/node/25555] Количество гимназий, то есть средних учебных заведений в 1892 году было 239,[http://www.runivers.ru/bookreader/book10147/#page/233/mode/1up] а в 1914 году -  2300.[http://istmat.info/node/17165] Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1914 году 9.7 млн.[http://istmat.info/node/18484] Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1914 году 280 тысяч.[http://istmat.info/node/69] Число студентов в 1890 году - 12.5 тысяч,[http://bookre.org/reader?file=732165&pg=70] в 1914 году - 127 тысяч.[http://istmat.info/node/69] Бюджет народного просвещения вырос в 6.9 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей, в 1914 году — 153.5 млн рублей. [http://istmat.info/node/47078]. Кроме того, образование финансировалось еще и через Синод, Военное и другие министерства. На 1893 год суммарно выделялось 43 млн. рублей, что составляло 4.1% от всех расходов, а в 1914 году - 225 млн. рублей, что составляло 7.5% от всех бюджетных расходов. [http://istmat.info/node/47195][http://istmat.info/node/47131] К тому же, во время Великой войны расходы на просвещение росли. В 1916 году суммарные расходы всех министерств на просвещение составляли 252 млн. рублей, что составляло 7.6% от всех расходов.  
Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 119.4 тысячи.[http://istmat.info/node/25555] Количество гимназий, то есть средних учебных заведений в 1892 году было 239,[http://www.runivers.ru/bookreader/book10147/#page/233/mode/1up] а в 1914 году — 2300.[http://istmat.info/node/17165] Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1914 году 9.7 млн.[http://istmat.info/node/18484] Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1914 году 280 тысяч.[http://istmat.info/node/69] Число студентов в 1890 году — 12.5 тысяч, [http://bookre.org/reader?file=732165&pg=70] в 1914 году — 127 тысяч.[http://istmat.info/node/69] Бюджет народного просвещения вырос в 6.9 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей, в 1914 году — 153.5 млн рублей. [http://istmat.info/node/47078]. Кроме того, образование финансировалось еще и через Синод, Военное и другие министерства. На 1893 год суммарно выделялось 43 млн рублей, что составляло 4,1 % от всех расходов, а в 1914 году — 225 млн рублей, что составляло 7,5 % от всех бюджетных расходов. [http://istmat.info/node/47195][http://istmat.info/node/47131] К тому же, во время Великой войны расходы на просвещение росли. В 1916 году суммарные расходы всех министерств на просвещение составляли 252 млн рублей, что составляло 7,6 % от всех расходов.


И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на данные переписи 1926 года,[http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16531-vyp-7-vozrast-i-gramotnost-naseleniya-sssr-1928#page/14/mode/inspect/zoom/4] то можно выяснить, что грамотных было 40 % в СССР на момент 1926 года (на тот момент население СССР составляло 147 млн человек). Однако, стоит упомянуть о нескольких моментах. В отличие от переписи 1897 года, в переписи 1926 года не было учтено население Польши, Финляндии и, вошедших в состав СССР лишь в 1939 году, Прибалтийских республик:
И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на данные переписи 1926 года, [http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16531-vyp-7-vozrast-i-gramotnost-naseleniya-sssr-1928#page/14/mode/inspect/zoom/4] то можно выяснить, что грамотных было 40 % в СССР на момент 1926 года (на тот момент население СССР составляло 147 млн человек). Однако, стоит упомянуть о нескольких моментах. В отличие от переписи 1897 года, в переписи 1926 года не было учтено население Польши, Финляндии и, вошедших в состав СССР лишь в 1939 году, Прибалтийских республик:
* В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи — 30,5 %.[http://istmat.info/node/25037] По данным Русского календаря на 1917 год,[http://istmat.info/node/18484] в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников. Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Также Варшавская губерния находилась по этому показателю на 2-ом месте среди остальных губерний. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи, то есть не менее 50 %. Численность Польши на 1916 год составляла 12 млн.[http://istmat.info/node/25514]
* В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи — 30,5 %.[http://istmat.info/node/25037] По данным Русского календаря на 1917 год, [http://istmat.info/node/18484] в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников. Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Также Варшавская губерния находилась по этому показателю на 2-ом месте среди остальных губерний. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи, то есть не менее 50 %. Численность Польши на 1916 год составляла 12 млн.[http://istmat.info/node/25514]
* В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек. И в связи с этим, можно предположить, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн. человек.[http://istmat.info/node/25529]  
* В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек. И в связи с этим, можно предположить, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн человек.[http://istmat.info/node/25529]
* В Прибалтийских губерниях были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80 % грамотных, в Курляндской — 71 %, в Лифляндской — 78 %.[http://istmat.info/node/25037] Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн человек.[http://istmat.info/node/25529]
* В Прибалтийских губерниях были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80 % грамотных, в Курляндской — 71 %, в Лифляндской — 78 %.[http://istmat.info/node/25037] Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн человек.[http://istmat.info/node/25529]


Строка 19: Строка 19:
* Во время гражданской войны появлялись проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали, некоторые работали не в полную меру.
* Во время гражданской войны появлялись проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали, некоторые работали не в полную меру.


В итоге, на основе этих данных можно сделать вывод, что % грамотного населения на момент революции был приблизительно '''42 %''' (население Российской империи в 1917 году было приблизительно 184 млн человек,[http://istmat.info/node/25529][http://istmat.info/node/25514] 42 % грамотных выявлено на основе вышеупомянутых приблизительных числовых данных). На момент 1897 года число грамотных в стране было — 26.25 млн человек[http://istmat.info/node/25037], а на 1917 год — 78 млн человек,[http://istmat.info/node/25529] то есть увеличение в '''3 раза'''. Такие темпы вполне сравнимы с советскими. Если брать примерно тот же промежуток времени, можно рассмотреть перепись 1939 года.[http://istmat.info/files/uploads/50901/rgae_1562.329.279_l.31-54.pdf] По этой переписи населения было выявлено 170 млн человек. Если опираться на данные советского статистического сборника «Страна Советов за 50 лет», то % грамотного населения на момент 1939 года в возрасте от 9 до 49 лет составлял 87,4 %, а всего населения куда меньше. Но даже если использовать эту цифру для выявления % грамотного населения на 1939 год, то получим 148.5 млн человек грамотного населения. И если сравнивать с данными 1917 года, то получим, что количество грамотного населения увеличилось в '''1.9 раза'''. Это означает, что темпы по борьбе с безграмотностью в царское время были ни чуть не хуже темпов советских.
В итоге, на основе этих данных можно сделать вывод, что % грамотного населения на момент революции был приблизительно '''42 %''' (население Российской империи в 1917 году было приблизительно 184 млн человек, [http://istmat.info/node/25529][http://istmat.info/node/25514] 42 % грамотных выявлено на основе вышеупомянутых приблизительных числовых данных). На момент 1897 года число грамотных в стране было — 26.25 млн человек[http://istmat.info/node/25037], а на 1917 год — 78 млн человек, [http://istmat.info/node/25529] то есть увеличение в '''3 раза'''. Такие темпы вполне сравнимы с советскими. Если брать примерно тот же промежуток времени, можно рассмотреть перепись 1939 года.[http://istmat.info/files/uploads/50901/rgae_1562.329.279_l.31-54.pdf] По этой переписи населения было выявлено 170 млн человек. Если опираться на данные советского статистического сборника «Страна Советов за 50 лет», то % грамотного населения на момент 1939 года в возрасте от 9 до 49 лет составлял 87,4 %, а всего населения куда меньше. Но даже если использовать эту цифру для выявления % грамотного населения на 1939 год, то получим 148.5 млн человек грамотного населения. И если сравнивать с данными 1917 года, то получим, что количество грамотного населения увеличилось в '''1.9 раза'''. Это означает, что темпы по борьбе с безграмотностью в царское время были ни чуть не хуже темпов советских.


=== Миф: Российская Империя - тюрьма народов ===
=== Миф: Российская Империя - тюрьма народов ===

Версия от 23:05, 1 июля 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngНарод, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.Rightquotes.png
Михаил Ломоносов

В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской Империи.

Миф: всеобщая безграмотность населения

Довольно часто приходится слышать про то, что все население Российской Империи было неграмотным, правительство ничего не делало для искоренения этой проблемы и тому подобную чушь. Хотя все можно проверить по документам.

Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21 % грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 119.4 тысячи.[1] Количество гимназий, то есть средних учебных заведений в 1892 году было 239,[2] а в 1914 году — 2300.[3] Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1914 году 9.7 млн.[4] Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1914 году 280 тысяч.[5] Число студентов в 1890 году — 12.5 тысяч, [6] в 1914 году — 127 тысяч.[7] Бюджет народного просвещения вырос в 6.9 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей, в 1914 году — 153.5 млн рублей. [8]. Кроме того, образование финансировалось еще и через Синод, Военное и другие министерства. На 1893 год суммарно выделялось 43 млн рублей, что составляло 4,1 % от всех расходов, а в 1914 году — 225 млн рублей, что составляло 7,5 % от всех бюджетных расходов. [9][10] К тому же, во время Великой войны расходы на просвещение росли. В 1916 году суммарные расходы всех министерств на просвещение составляли 252 млн рублей, что составляло 7,6 % от всех расходов.

И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на данные переписи 1926 года, [11] то можно выяснить, что грамотных было 40 % в СССР на момент 1926 года (на тот момент население СССР составляло 147 млн человек). Однако, стоит упомянуть о нескольких моментах. В отличие от переписи 1897 года, в переписи 1926 года не было учтено население Польши, Финляндии и, вошедших в состав СССР лишь в 1939 году, Прибалтийских республик:

  • В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи — 30,5 %.[12] По данным Русского календаря на 1917 год, [13] в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников. Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Также Варшавская губерния находилась по этому показателю на 2-ом месте среди остальных губерний. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи, то есть не менее 50 %. Численность Польши на 1916 год составляла 12 млн.[14]
  • В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек. И в связи с этим, можно предположить, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн человек.[15]
  • В Прибалтийских губерниях были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80 % грамотных, в Курляндской — 71 %, в Лифляндской — 78 %.[16] Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн человек.[17]

К тому же, 40 % это заниженное число, и вот по еще каким причинам:

  • Перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 2 млн человек.[18] Также эмигрировало немало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн человек. И в связи с этим грамотность существенно упала к 1926 году.
  • Во время гражданской войны появлялись проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали, некоторые работали не в полную меру.

В итоге, на основе этих данных можно сделать вывод, что % грамотного населения на момент революции был приблизительно 42 % (население Российской империи в 1917 году было приблизительно 184 млн человек, [19][20] 42 % грамотных выявлено на основе вышеупомянутых приблизительных числовых данных). На момент 1897 года число грамотных в стране было — 26.25 млн человек[21], а на 1917 год — 78 млн человек, [22] то есть увеличение в 3 раза. Такие темпы вполне сравнимы с советскими. Если брать примерно тот же промежуток времени, можно рассмотреть перепись 1939 года.[23] По этой переписи населения было выявлено 170 млн человек. Если опираться на данные советского статистического сборника «Страна Советов за 50 лет», то % грамотного населения на момент 1939 года в возрасте от 9 до 49 лет составлял 87,4 %, а всего населения куда меньше. Но даже если использовать эту цифру для выявления % грамотного населения на 1939 год, то получим 148.5 млн человек грамотного населения. И если сравнивать с данными 1917 года, то получим, что количество грамотного населения увеличилось в 1.9 раза. Это означает, что темпы по борьбе с безграмотностью в царское время были ни чуть не хуже темпов советских.

Миф: Российская Империя - тюрьма народов

Данное утверждение применяется уж совсем завравшимися русофобами, однако оно легко опровергаемо.

Власть не применяла террор против своего населения, даже во время революции 1905-1907 годов. Налогообложение населения было одно из самых низких в мире. К тому же довольно часто за время правления Николая II объявлялась амнистия заключенным. [24][25][26][27]Россия проявила поразительные примеры веротерпимости, поддерживала религиозные меньшинства. Так, например, все дети мусульман получили возможность учиться в учебных заведениях, тем самым, кроме всего прочего, на корню была устранена опасность появления экстремистских настроений. В геополитические планы Николая II входило расширение Империи на юго-восток, постепенное присоединение Тибета и Монголии, народы которых сами изъявляли желание присоединиться к России.

Также, можно рассмотреть количество заключенных на 100.000 человек в Российской Империи и других периодах нашей истории. Так, по данным Центрального Статистического Комитета МВД Российской Империи на 1 января 1904 года число заключенных на 100.000 человек насчитывалось 69 (было заключенных - 97.546 человек. Население империи насчитывалось 142 млн. человек).[28] Данные цифры подтверждаются общим количеством мест в тюрьмах, а также данными советского источника Гернет "История царской тюрьмы".[29] Из того же источника можно узнать, что на 1 января 1891 года было 108.169 заключенных. [30] То есть на 1 января 1891 года было 100 заключенных на 100.000 человек (Численность населения приблизительно 108 млн. человек).

В дальнейшем, во время революции 1905-1907 годов этот коэффициент повышается. На 1909 год насчитывалось уже 180.206 заключенных. То есть на 100.000 человек приходилось 112 заключенных (численность населения - 160 млн). После этого коэффициент понизился и больше не превысил данного значения, поскольку в стране был наведен порядок, а также по причине издания манифеста об амнистии в честь 300-летия дома Романовых.[31]

Если сравнивать эти показатели с сегодняшней Россией, Поздним СССР, а также времен Сталинских репрессий, выйдет следующее:

  • Если рассматривать 1939 год, число заключенных лагерей, тюрем и колоний насчитывалось приблизительно 2 млн. человек.[32] Населения СССР по переписи 1939 года насчитывалось 170 млн. Итого: 1176 заключенных на 100.000 человек.
  • Поздний СССР. С приходом Горбачева к власти, началась массовая амнистия заключенных, но позже, после 1988 года, количество заключенных опять начало расти. [33] Возьмем на рассмотрение год 1988, с самым минимальным количеством заключенных. Их численность 679 тысяч человек, населения приблизительно 285 млн. Итого: 238 заключенных на 100.000 человек.
  • Настоящее время. С приходом В. Путина к власти численность заключенных в целом имеет тенденцию на снижение. Возьмем данные 2016 год. [34] Заключенных - 640 тысяч, население - 146.8 млн. Итого: 436 на 100.000 человек.

Также стоит упомянуть о казнях. За период 1875-1905 год казнено 484 человека. [35] Это число было побито за один день 1937 года. [36] Также, за всю "столыпинскую реакцию" 1906-1907 годов было казнено - 1713 человек (за все время действия военно-полевых судов, то есть с 19 августа 1906 по 20 апреля 1907 года были приговорены к казни - 1102 человека, [37] а исполнено приговоров - 629). [38]

Ссылки