Севастопольский морской завод

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Севастопольский морской завод — крупное судоремонтное и, отчасти, судостроительное предприятие в городе Севастополь, основанное в 3 (14) июня 1783 года как Ахтиарское адмиралтейство. На 2016 год заводом владеет ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» города Севастополь, однако фактически деятельность на его площадях на правах долгосрочной аренды осуществляет Филиал АО «ЦС «Звездочка» в г. Севастополь.

История наименований предприятия:

  • 1783—1784 годы — Ахтиарское адмиралтейство.
  • 1784—1797 годы — Севастопольское адмиралтейство.
  • 1797—1826 годы — Ахтиарское адмиралтейство.
  • 1826—1851 годы — Севастопольское адмиралтейство (в том числе Старое и Новое).
  • 1851—1855 годы — Лазаревское адмиралтейство.
  • 1858—1897 годы — Севастопольское адмиралтейство Русского общества пароходства и торговли (Севастопольское адмиралтейство РОПиТ)
  • 1897—1919 годы — Лазаревское адмиралтейство Севастопольского порта
  • 1919-… — Севастопольский судостроительный, машиностроительный и электромеханический завод.
  • …-1996 годы — Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе.
  • 1996—2015 годы — Открытое акционерное общество «Севастопольский морской завод». В это время на территории предприятия работало много арендаторов, в частности, в 1999—2014 годах ООО СРУП "Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское Адмиралтейство».
  • 2015 год — Государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе».
  • 2015-настоящее время — Филиал АО «ЦС «Звездочка» в г. Севастополь.

Как часть АО «ЦС «Звёздочка» завод входит в состав ОАО «Объединённая судостроительная корпорация».

В настоящее время предприятие специализируется на ремонте кораблей и судов, в том числе очень крупных. В советское время специализировался также на производстве крупных плавучих кранов. На 2016 год это направление деятельности предприятия планируется[1] возродить в ближайшее время.

История предприятия

Предыстория создания завода

1778 год — по приказу Александра Суворова в районе будущего Севастополя построены земляные укрепления для частей русской армии, размещённых в Крымском ханстве.

8 апреля 1783 года — Императрицей Екатериной II принят манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу».

апрель 1783 года — Севастопольская (тогда Атиарская) бухта, в числе прочих осмотрена капитаном II ранга Иваном Берсеневым, специально отправленным распоряжением Императрицы для выбора места для военного порта на юго-западном побережье Крыма и признана им наиболее для этого подходящей.

Российская Империя

3 (14) июня 1783 года — под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: часовня, дом командующего эскадрой, часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, впоследствии известная как Графская. Этот день считается днём основания города Севастополь, в то время носившего название Ахтиар, и Севастопольского морского завода, в то время — Ахтиарского адмиралтейства (в то время слово «адмиралтейство» отчасти являлось синонимом портовых мастерских и сладов).

12 июня 1783 года — на предприятии выполнено первое килевание[1], в ходе которого был отремонтирован корабль «Хотин».

10 (21) февраля 1784 года — Императорским указом Екатерины II Ахтиар переименован в Севастополь, тем же указом его предписывалось превратить в большую крепость. Соответственно будущий завод получил название Севастопольское адмиралтейство.

1797 год — указом Императора Павла I Севастополь переименован обратно в Ахтиар. Предприятие снова стало Ахтиарским адмиралтейством.

1819—1820 годы — на заводе построен бриг «Меркурий» — небольшой парусно-гребной корабль (по терминологии того времени — судно, кораблями тогда называли только линкоры), впоследствии ставший одним из самых прославленных кораблей отечественного флота — одним из двух получивших до 1917 года кормовой георгиевский флаг за одну из самых выдающихся в мировой истории побед, одержанную 14 (26) мая 1829 года в бою с двумя в десятки раз более сильными и более быстроходными турецкими линейными кораблями.

1825—1828 годы — на предприятии построен 36-пушечный фрегат «Рафаил».

1826 год — сенатским указом город снова переименован в Севастополь. Предприятие вновь получило название Севастопольское адмиралтейство.

1835—1836 годы — построен 44-пушечный фрегат «Браилов».

1839—1841 годы — построен 20-пушечный корвет «Менелай» (с 1846 года «Оливуца») типа «Пилад», впоследствии ставший известным благодаря участию в кругосветном плавании и в боевых действиях Крымской войны на Дальнем Востоке.

осень 1854 года — в ходе Крымской войны началась Первая оборона Севастополя.

27 августа (8 сентября) 1855 года — южная сторона Севастополя, на которой располагался завод, разрушенная к этому времени, по мнению очевидцев[2], сильнее, чем Помпеи, оставлена российскими войсками.

1856 год — основные сооружения адмиралтейства взорваны англичанами.

1858 год — в связи с условиями Парижского мира завод возрождается как коммерческое предприятие — Севастопольское адмиралтейство РОПиТ.

1869 год — на заводе построено первое для него стальное паровое судно «Первенец».

1883—1889 годы — на предприятии одновременно построены первые два серийных барбетных эскадренных броненосца типа «Екатерина II» — «Синоп» и «Чесма». Последний отличался от «Синопа» и головного корабля серии применением заметно более мощных орудий главного калибра.

1889—1893 годы — построен эскадренный броненосец «Георгий Победоносец» — третий и последний серийный корабль типа «Екатерина II», отличавшийся, помимо аналогичной «Чесме» артиллерии, наличием башенноподобных прикрытий барбетов орудий главного калибра, хоть и относительно тонких.

16 августа 1897 года — подписан акт о передаче Морскому ведомству Севастопольского адмиралтейства РОПиТ Морскому ведомству. Предприятие, оценённое в 1,9 млн рублей, стало называться Лазаревским адмиралтейством Севастопольского порта.

1901—1907 годы — на предприятии построен бронепалубный крейсер «Кагул» («Очаков») типа «Богатырь». Строительство сильно затянулось, поскольку в 1905 году экипаж уже проходившего испытания крейсера поддержал мятеж, в ходе подавления которого корабль получил серьёзные повреждения и был возвращён на завод для ремонта.

1902—1905 годы — на заводе достраивается на плаву собранный в Николаевском адмиралтействе эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический».

Советская Россия

1918 год — согласно условиям подписанного лично Владимиром Лениным Брестского мира Севастополь оккупирован немецкими войсками. Ценное оборудование и материалы, обнаруженные оккупантами в порту и, в том числе, на заводе при этом были вывезены в Германию.[2]

1919 год — белогвардейскими властями завод был выделен из состава военного порта с подчинением Морскому ведомству, и получил название Севастопольский судостроительный, машиностроительный и электромеханический завод.

Order of Red Banner of Labor thumb.png

1923 год — за досрочное завершение ремонта крейсера «Коминтерн» (ранее он же «Память Меркурия», «Кагул») Севастопольский морской завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

14 ноября 1925 года — с закладкой лесовоза «Михаил Фрунзе» возобновлена судостроительная деятельность предприятия, прерванная революциями 1917 года и их последствиями.

1936 год — заводу присвоено имя Серго Орджоникидзе.

1940—1941 годы — на заводе заложены и спущены на воду два морских буксира проекта 901, достроенные впоследствии только в 1953 году по проекту 729.

30 декабря 1941 года — начало Второй обороны Севастополя в ходе Великой Отечественной войны.

1 июля 1942 года — Севастополь захвачен германскими войсками.

9 мая 1944 года — Севастополь освобождён от оккупации.

1945 год — завод получил новое открытое наименование — Завод № 497.

1951—1961 годы — на заводе построены шесть плавкранов проекта 711 грузоподъемностью 50 тонн.[3]

1962—1963 годы — для Индонезии построены два плавкрана проекта 711А.[4]

1964—1968 годы — на предприятии построены четыре плавкрана проекта 1505, являвшегося развитием проекта 711.[5]

1966—1985 годы — на заводе построены 39 плавкранов проекта 1511 типа «Черноморец» грузоподъемностью 100 тонн.[6]

Order of Lenin third type.jpg

28 июля 1966 года — завод награждён орденом Ленина за заслуги в создании новой техники.

1967—1970 годы — построена серия из трёх минно-сетевых заградителей проекта 317 типа «Сухона».[7]

1970—1982 годы — на заводе построены шесть плавкранов проекта 1520 типа «Богатырь» грузоподъемностью 300 тонн.[8]

1975—1977 годы — построен крупный плавкран «Витязь-1» проекта 1600 грузоподъемностью 1600 тонн.

1981—1991 годы — на заводе построены три плавкрана проекта 15201 типа «Слава Севастополя» грузоподъемностью 500 тонн.[9]

OrderOctoberRevolution.gif

1983 год — завод награждён орденом Октябрьской революции за достигнутые успехи в выполнении плановых заданий и в связи с 200-летием со дня основания.

1985—1988 годы — на заводе построены пять плавкранов проекта 16490 типа «Севастополец» грузоподъемностью 140 тонн.[10]

1989—1991 годы — на заводе построены два и заложены ещё два плавкрана проекта 16491 типа «Нептун» грузоподъемностью 150 тонн.[11]

1990—1991 годы — на заводе заложен и спущен на воду плавкран проекта 15202 (развитие проекта 15201) грузоподъемностью 350/400 тонн, достроенный гораздо позднее.[12]

Украина

1991—1992 годы — на заводе достроены два заложенных ранее плавкрана проекта 16491 типа «Нептун» грузоподъемностью 150 тонн. Ещё один аналогичный плавкран в это время был заложен и спущен на воду, но окончательные его ввод в строй состоялся гораздо позже.[13]

1992 год — фактически прекращён ремонт кораблей и судов Черноморского флота. На этот момент на предприятии работало 12 тыс. человек.

1996 год — Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе акционирован с изменением названия на Открытое акционерное общество «Севастопольский морской завод», при этом 26 % акций было закреплено за Фондом госимущества Украины, а 74 % акций распределено среди трудового коллектива[14].

1996—1997 годы — 50,5 % акций завода cкуплены Инвестиционным фондом UGF (США).[15]

1999 год — на базе производственных мощностей ОАО «Севморзавод», где к этому времени работали 3 тыс. человек, для выполнения военных заказов было создано ООО «Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское Адмиралтейство», 43 % которого принадлежали ОАО «Севморзавод», а 57 % — Инвестиционной группе IGVK (г. Москва, Россия), которое вскоре стало флагманом севастопольской промышленности, получив заказы на ремонт от прежде всего от Российского военно-морского флота, а также и от Военно-морских сил Украины. Вообще в 2000-х на мощностях завода работало, по меньшей мере, до 34(!) набольших дочерних фирм одновременно, которые и осуществляли подавляющую часть производственной деятельности, в основном по мелким заказам и побочным производствам, что вообще крайне характерно для судостроения Украины.

2002 год — достроен последний, спущенный на воду ещё в 1992 году плавкран проекта 16491 типа «Нептун» грузоподъемностью 150 тонн, переименованный в «Феодосиец».[16]

2004 год — на заводе достроен последний заложенный и спущенный на воду в советское время плавкран «Севморнефтегаз» проекта 15202 (развитие проекта 15201) грузоподъемностью 350/400 тонн, достроенный гораздо позднее.[17]

14 марта 2006 года — городской совет Севастополя принял обращение к Президенту Украины, Верховной Раде и СНБО Украины о неправомерности отчуждения Северной промплощадки ОАО «Севморзавод», недопустимости продажи государственного пакета акций 26 % L.I.T.A.T Group и перепрофилирования ОАО «Севморзавод».[18]

16 января 2014 года — решением Хозяйственного суда Севастополя предприятие ООО СРУП «Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское Адмиралтейство» признано банкротом. Сотрудники предприятия выдвинули ликвидационной комиссии свои требования.[19]

10 февраля 2014 года — сотрудники предприятия «Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское адмиралтейство» провели пикет против банкротства завода.[20]

Российская Федерация

28 февраля 2015 года — постановлением Правительства Севастополя завод национализирован в пользу города.

3 апреля 2015 года — завод переименован в Государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе».

2015 год — завод передан на правах аренды Филиалу ОАО «ЦС «Звёздочка» в городе Севастополь на 49 лет[21].

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Бриг «Меркурий» (построен в 1819—1820 годах) — один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота, одержавший одну из самых удивительных морских побед в истории Человечества. Находясь в патрулировании у вражеских берегов 4 (26) мая 1829 года этот небольшой парусно-гребной корабль был обнаружен двумя турецкими линейными кораблями, заметно превосходящими его по скорости. Боевая мощь противников при этом отличалась примерно в 100 раз в пользу турецких кораблей. Однако экипаж бригга, решив не в коем случае не сдаваться, приготовил корабль к тарану и взрыву, а затем принял артиллерийским бой, в ходе которого, умело маневрируя, сумел серьёзно повредить паруса обоих турецких кораблей и затем уйти от погони.
  • 20-пушечный корвет «Менелай» (с 1846 года «Оливуца») типа «Пилад» (построен в 1839—1841 годах) — стал в некоторой степени известным благодаря участию в кругосветном плавании и в боевых действиях Крымской войны на Дальнем Востоке. До этого использовался также в качестве императорской яхты во время отдыха царской семьи в местечке Оливуца на Сицилии, в честь которого и был перед этим переименован.
Броненосец «Потёмкин» на почтовой марке, 1972
  • Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» (достраивался на плаву в 1902—1905 годах) — построенный большей частью в Николаевском адмиралтействе корабль достраивался на плаву уже в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне. Корабль получил широчайшую известность в советское время благодаря активному участию в восстании (мятеже) 1905 года, после которого он был переименован в «Пантелеймон». Особенно известности корабля способствовал художественный фильм Сергея Эйзенштейна 1925 года «Броненосец «Потёмкин»», считающийся лучшим или, по крайней мере, одним из самых лучших фильмов всех времён и народов.
Крейсер «Очаков» на почтовой марке, 1972
  • Крейсер 1 ранга (бронепалубный крейсер, лёгкий крейсер) «Кагул» («Очаков») типа «Богатырь» (построен в 1901—1907 годах) — строительство крейсера сильно затянулось, поскольку в 1905 году экипаж уже проходившего испытания корабля поддержал мятеж, в ходе подавления которого корабль получил серьёзные повреждения и был возвращён на завод для ремонта. В результате, «Очаков» ещё до официального ввода в строй был переименован в «Кагул», а в 1917 году после Февральской революции — обратно в «Очаков». Участвовал в Первой мировой войне. Впоследствии он ушёл с белым флотом во французскую в то время Бизерту в Северной Африке, где и был продан на металлолом после формального возвращения СССР в 1933 году. Крейсер получил большую известность в советское время, когда его прославляли за участие в восстании (мятеже).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Текущий ремонт днища парусного судна с помощью создания привязанными к мачтам канатами сильного крена, обеспечивающего выход киля из воды.
  2. В данном случае имеется в виду описание Марк Твена, побывавшего в Севастополе в 1867 году.