Подростковая оппозиционность

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

Подростковая или молодёжная оппозиционность — явление, заключающееся в склонности подростков и молодёжи к политическому активизму оппозиционного толка, к участию в протестах, к несогласию с существующими порядками, к желанию поменять всё вокруг незамедлительно, революционным путём.

Данный феномен характерен не только для подростков, но и для значительной части людей, впервые заинтересовавшихся политикой вне зависимости от возраста и не имеющих должного опыта и адекватного представления о том, как устроено и функционирует общество. Со временем, приобретая опыт и постепенно разбираясь в ситуации, многие такие оппозиционеры меняют свои взгляды, либо полностью расставаясь с оппозиционностью, либо направляя свои усилия в более узкое и конструктивное русло, для реальной борьбы с конкретными проблемами. Немало людей, однако, застревают на уровне развития подростка-оппозиционера на всю жизнь.

Содержание

[править] Логика юного оппозиционера

Увлечение школьников политикой — особенно оппозиционной — совершенно нормально. Подросткам вообще нравится идти против системы: ходить без шапки, курить за трансформаторной будкой, заниматься сексом без презерватива, стоять на митинге с плакатиком, желательно провокационным.

Лозунги оппозиционеров также отлично ложатся на души готовящихся войти во взрослую жизнь граждан. Молодёжь любит три вещи — справедливость, перемены и простые решения. Идеи в духе «взять всё и поделить» или «прогнать всех чужаков» находят в горячих головах горячий отклик.

Понятная подросткам логика достаточно примитивна и может быть сведена к нескольким элементарным тезисам.

  1. Все наши беды от такой-то группы населения — чиновников, евреев, коррупционеров, бизнесменов, гомосексуалистов, гомофобов или ещё каких-нибудь «плохих людей».
  2. От плохих людей надо избавиться, выгнав их из страны, расстреляв или посадив в тюрьму. Это долг всех хороших людей со светлыми лицами, вот таких как мы с вами, как мудрый учитель физики Иван Петрович и как весёлый, остроумный оппозиционный деятель, которого мы хотим видеть на должности главы государства.
  3. Как только мы избавимся от плохих людей, в стране сразу же высвободятся огромные ресурсы, такие как деньги и рабочие места, например. Эти ресурсы мы по справедливости разделим между хорошими людьми, после чего настанет не только сытая и спокойная жизнь, но и время для великих романтических свершений. На Марсе таки зацветёт яблоневый сад.
  4. У власти находятся плохие люди. Во-первых, они принадлежат к ненавидимой нами группе плохих людей (чиновники, евреи, далее по списку), во-вторых, они не выполняют действий, которые мы считаем очевидными и необходимыми. Не приказывают полиции немедленно расправиться с плохими людьми, не вводят (не выводят) войска в такую-то страну (из такой-то страны), отказываются запрещать то, что мы хотим запретить и разрешить то, что мы хотим разрешить.
  5. Ещё одно доказательство подлости и никчёмности власти — многочисленные примеры неустроенности, окружающие нас со всех сторон. На дорогах выбоины. Честного борца за правду посадили в тюрьму по фальшивому обвинению в воровстве. Зарплата у родителей ниже, чем была бы у них в США. Нормальная власть давно бы уже эти проблемы решила.
  6. Всё это настолько очевидно, что не согласны с нами могут быть только люди двух типов. Или старые дураки, впавшие от телевизора в маразм к своим сорока годам, или предатели, которые поддерживают плохих людей за деньги. Первых надо переубеждать, зачитывая им тексты из оппозиционных блогов, вторых ненавидеть всем сердцем и травить.
  7. Когда наш лидер придёт к власти, он вспомнит, как я такой красивый и смелый (красивая и смелая) стоял (стояла) на его митинге с плакатиком и назначит меня министром. Уж я-то покажу всем, как должен работать настоящий министр!

Подростки на первом этапе обычно не задумываются о том, что общественные проблемы, как правило, вызваны состоянием всего общества в целом, а не только власти. Они не задумываются о сложности и инертности общественной системы, о неготовности большинства людей к быстрым переменам, о сложности внедрения новых практик и технологий, о многочисленных конфликтах интересов и конкуренции (как внутри страны так и со стороны зарубежных стран). Они не понимают, что для достижения устойчивых положительных изменений в обществе требуются годы, наполненные постепенными продуманными реформами и сравнительно медленными эволюционными процессами. Упорный труд и долгосрочное планирование нехарактерны и непривычны для юных оппозиционеров.

На втором этапе подростки начинают постепенно всё это осознавать, однако многие продолжают рассуждать в духе «если власть не сменится, то это болото расшевелить не удастся» или «хуже уже всё равно быть не может». Другие от ненависти к власти переходят к негативному отношению к стране и народу в целом, начиная рассуждать, как бы «свалить» в воображаемый заграничный рай. Разочаровавшись в возможности быстро что-либо изменить, многие становятся циниками. Участие в оппозиционных движениях они используют для эмоциональной разрядки либо, в некоторых случаях, как способ заработать деньги.

[править] Влияние окружения

В случае России, в сознание подростков закладывается замедленная бомба в виде советской романтизации образа революционеров, которые, по большей части, были в реальной жизни довольно неприятными людьми. За последние 25 лет никто так и не собрался почистить учебники от всех этих бомбистов и декабристов — также никто, разумеется, и не пытался ни изменить взгляды школьных учителей, ни пересмотреть список «классиков», вычеркнув оттуда писателей вроде Чернышевского, Герцена, Радищева, признанных в своё время великими исключительно за поддержку революционных идей.

Само собой, подливают маслица в огонь и наши американские друзья — в голливудских фильмах и в компьютерных играх с бюджетами в сотни миллионов долларов, в качестве главных героев зачастую выступают романтические повстанцы, сражающиеся за «правое дело» против «плохих людей». Это готовые образцы для распираемого от героических настроений подростка.

Впрочем, главное влияние на неокрепшую психику оказывает, конечно же, ближайшее окружение. Если родители используют государство в качестве чучела, сваливая на него все свои проблемы и всё своё недовольство жизнью, если школьные учителя на уроках не стесняются проводить политинформацию в духе «какие же дебилы в нашей власти», подросток с большой долей вероятности будет подражать старшим, с важным видом повторяя в интернете услышанные от них фразы.

[править] Выводы

Быть политическим активистом для подростка — это вполне нормальное возрастное явление.

Справедливости ради стоит сказать, что далеко не все интересующиеся политикой школьники поверхностны и наивны. Некоторым родители дают правильную картину мира, упрощая, но не искажая её. Другие школьники — правда, таковых совсем мало — имеют в багаже сотни прочитанных книг об общественном устройстве и способны на равных обсуждать политику с профессионалами.

Нас ведь не удивляет существование 14-летних шахматистов, с лёгкостью обыгрывающих взрослых мастеров спорта? Изредка встречаются и разбирающиеся в политике школьники, ничего невероятного тут нет.

Однако если говорить про среднего увлекающегося политикой подростка, верной всё же остаётся старая поговорка. Если вы не мечтали о революции в 17 лет, у вас нет сердца. Если вы продолжаете мечтать о революции в 37 лет, у вас нет мозгов.

[править] Ссылки