Мифы о китайской угрозе России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мифы об угрозах для России со стороны Китая возникли и бытуют по двум основным причинам. Население Китая примерно на порядок больше населения России, так же обстоит дело и с экономикой Китая по отношению к российской экономике. Подобная разница в потенциалах вызывает вопросы, сводящиеся к тому, а не «подомнёт» ли Китай своего соседа — Россию — под себя, пользуясь своим масштабом.

Вторая причина активного педалирования мифов о китайской угрозе состоит в том, что дружеские и союзные отношения между Россией и Китаем, установившиеся в начале XXI века, представляют определённую стратегическую угрозу для США и Запада в целом. Военный, ресурсный и технологический потенциал России в сочетании с экономическим потенциалом Китая означает создание мощного военного блока, политического и экономического центра в Евразии, альтернативного США и ЕС. В связи с этим прозападные СМИ и комментаторы активно поддерживают и внедряют мифы, способные привести к охлаждению отношений России и Китая, в случае если под давлением соответствующим образом сформированного общественного мнения руководство двух стран начнёт воспринимать данные мифы как истину и руководство к деятельности.

Разбор основных мифов

Миф: Путин подарил Китаю острова

См. Изменения границ современной России#Урегулирование территориального спора с Китаем

Договор 2004 года критикуется не только в России, но и самом Китае:

  • В России. Популярно утверждение, что Россия «уступила» Китаю острова. На самом же деле до 2004 года острова юридически считались нейтральной территорией и не были под юрисдикцией ни России, ни Китая. Заключённый в 1991 году договор о русско-китайской границе сделал данную территорию спорной. Стремясь утвердить окончательно свою юрисдикцию над этой территорией, Китай начал проводить т. н. ирригационные войны[1], победить в которых имел большие шансы. Финал такого развития событий очевиден.
  • В Китае. Ху Цзиньтао чуть ли не обвиняют в предательстве интересов Китая, тем самым косвенно признавая утрату Китаем последнего casus belli[1] — предлога к пересмотру неравных договоров середины XIX века.

Было бы неплохо, если критиканы данного договора объяснили почему приобретение в окончательную собственность данных островов важнее, чем шанс окончательно урегулировать проблемную границу с Китаем и отнять у него шансы оспорить владение Россией Приморья и Приамурья юридическими методами.

Миф: Дальний Восток захватывают китайцы

Основная статья: Либеральные мифы#Дальний восток захватывают китайцы

Плотность населения Китая

Из интервью с главой ФМС К. О. Ромадановским от 23 апреля 2015 года[2]:

— Вы верите в "китайскую угрозу"?
— Не верю. Граждан Китая к нам приезжает чуть меньше, чем граждан Германии. А в 2012 и 2013 годах граждан Германии в России было больше, чем китайцев. У нас есть опасность германской миграционной экспансии? Во сне никому не приснится. Почему тогда говорят о китайской угрозе? Это обычное политиканство.

Данные переписи 2010 года зафиксировали лишь 28,94 китайцев среди граждан России (0,02 % от населения). 13,5 % (3898 чел.) китайцев-россиян было зафиксировано в Хабаровском крае и этом самый большой процент китайцев среди остальных субъектов РФ. В 2002 году было зафиксировано 34,57 тысяч китайцев, большая часть из которых (37 % или 12,8 тыс.) зафиксировано в Москве.

Для сравнения: в США по данным 2015 года китайцы составляют 1,26 % населения или 3,997 млн человек. Примечательно, что в Калифорнии китайцы составляют 3,6 % населения (ewp:Demographics of California#2010 Populations with multiracial identifiers) — почти втрое выше процента в целом по стране.

Наконец стоит отметить, что численность выходцев китайцев в других странах наиболее высока в странах Юго-Восточной Азии таких как Таиланд (14 %), Малайзия (24,6 %) и Сингапур (78 %). Все эти страны ближе к Китаю, чем Россия или США, плюс миграция китайцев в эти страны началась ещё в XIX веке, особенно если говорить про Таиланд. Также китайцев в России существенно меньше, чем других народов, чьи мигранты у нас работают (данные 2010) — армян (0,83 %), таджиков (0,14 %), узбеков (0,2 %) и т. д. Почему-то либеральная общественность ни разу разразилось истериков вроде «Нас захватывает Средняя Азия».

Вернёмся к китайцам в России. По официальным данным, в Россию за последние два десятка лет приезжало для постоянного проживания или пребывания от нескольких сотен до нескольких тысяч граждан Китая в год, и от нескольких десятков до нескольких тысяч в год уезжало из России в Китай[3]. Даже для малозаселённого Дальнего Востока это очень незначительные миграционные потоки — максимум треть или половина процента от общего населения Дальневосточного округа.

Существует как минимум одна серьёзная причина почему китайцам не имеет смысла массово переселяться в Россию. Это неравномерное распределение населения по территории страны. Большая часть населения проживает в сильно урбанизированных районах восточного побережья, которые обладают самой высокой плотностью населения. К северу и западу плотность населения снижается и на окраинах страны (особенно западных) близка к российским показателям плотности населения — менее 50 человек на км2. То есть большинство населения Китая проживает на меньшей части территории своей же страны. Стоит ли говорить, что эти территории богаты ресурсами и их освоение способствует укреплению влияния Китая на Монголию и Среднюю Азию.


Миф: Учения армии КНР

Теперь построены мосты и китайские танки при желании могут за 20-30 минут оказаться в центре Хабаровска. А о том, что такое желание вполне может возникнуть свидетельствуют учения китайской армии, в которых отрабатывались действия в условиях глубокого снежного покрова и низких температур. Такие условия есть только в России — из фильма Китай - смертельный друг
Территориальный конфликт в Южно-Китайском море. Подробнее — в статье На грани фола: политика Китая в Южно-Китайском море.

Такие учения Китай бесспорно проводит, но также он проводит учения и юге своих границ в Южно-Китайском море, что вызывает сильное беспокойство США и их союзников в регионе[4][5]. Южно-Китайское море — зона территориального конфликта не только между Китаем и США с союзниками[6], но и между Китаем и Вьетнамом[7][8].

Зарубежная пресса о конфликте США и Китая в ЮКМ:

В сохранении напряжённости конфликта немалую роль играют не только территориальные претензии Китая в ЮКМ, но и Тайваньский вопрос. Поддержка сепаратизма Тайваня со стороны США продолжается уже более 60 лет, что не может способствовать улучшению отношений Китая как с Тайванем, так и с США.

В завершении разговора о военной угрозе Китая стоит задать либеральным паникерам парочку вопросов, как-то:

  • Кого они видят в качестве вероятного противника Китая — Россию или Вьетнам? Россия имеет вторую по силе армию в мире и ядерное оружие, а Вьетнам не имеет ЯО и более сильной чем у Китая армии, но при этом имеет богатый и неприятный опыт военных столкновений с КНР.
  • Почему аналогичные опасения не звучат по поводу войск и баз НАТО? Не секрет, что в 1990—2000 гг. происходил процесс расширения альянса в направлении России, используя ее слабость. Ведь не случайно в Восточной Европе, Южной Корее и Японии сосредоточены крупнейшие зарубежные группировки войск США.

Подмиф: Зимний камуфляж китайских танков

«Зимние» танки Китая

4 сентября 2015 года — новостной портал ОнПресс-Инфо опубликовал новость под заголовком «СибирьНаш!»[9] с фотографией китайских танков на параде по случаю 70-летия окончания Второй Мировой Войны, в которой обратил внимание на синий цвет камуфляжа танков. Камуфляж был назван зимним — для нагнетания страха, что КНР пойдёт в почти всегда снежную Сибирь, где такой камуфляж будет идеален для укрытия.

На китайских танках, показанных путину на параде в Пекине — зимний камуфляж. Здравствуй, Сибирь — блогер Олег Данилов, информатор ОнПресс

Возникает резонный вопрос: если такой камуфляж идеален для маскировки среди снегов, то почему Россия не имеет танков с такой раскраской? Ведь Россия — это страна, где снег идёт большую часть года в большой части регионов, особенно если говорить про Сибирь. Плюс России, скорее всего, придётся вести оборонительную войну на начальном этапе военных действий.

Далее стоит обратить внимание на щитки спереди и сзади танков. Такие щитки присутствуют у т. н. плавучих танков, а точнее у китайских лёгких танков Type 63 (WZ-211)[10], которые и были представлены[уточнить] на фотографии от ОнПресс. Используются такие танки для преодоления в основном морских преград — поэтому было бы логичнее Тайваню и Южной Корее опасаться таких танков, а не России. Ведь зачем Китаю строить мосты через Амур, если у него есть танки, что могут с легкостью пересечь реку?

Миф: Природные катастрофы спровоцированы

Долгое время такие слухи были только слухами. Но вот совсем недавно появилось официальное предложение руководителя одного из китайских регионов о помощи жителям Хакасии, пострадавшей от лесных пожаров. Суть предложения — пересилить пострадавших в один из новопостроенных и пустующих китайских городов Инкоу, а взамен китайцы возьмут в аренду на 25 лет выгоревшие территории и займутся там сельским хозяйством. В такие же пустующие города (а их в Китае построенно уже масса) предлагается заселить пострадавших от наводнения в Приамурье. Может так называемые природные катастрофы и спровоцированы теми, кто рассчитывает получить от них выгоду? — из фильма Китай - смертельный друг

Пожары. Спровоцировать их реально — путём обычного поджога, что под силу даже одному человеку. Вот только примеров задержаний граждан КНР за поджог или подозреваемых в поджоге ни пограничными, ни природоохранными службами РФ даже в сети нет. Плюс не секрет, что частой причиной пожаров названы нарушение правил безопасности в турпоходах[11][12], в частности оставление мусора и неправильное разведение костров.

Ливни. С ливнями такой номер уже не пройдёт. В теории, конечно, возможно с помощью самолетов посыпать облака специальными составами дабы они стали дождевыми. Но вот менять направление движения облаков человечеству пока что не под силу — отсюда вероятность что обработанные облака направятся в сторону самого Китая. То есть сработает пословица «Не рой другому яму — сам в неё попадёшь», а как известно китайцы люди умные и прозорливые, себе во вред не будут действовать.

Миф: Продажа электричества Китаю задёшево

См. Мифы:Россия продаёт электричество Китаю за копейки

Миф: Великая Китайская стена построена для защиты от китайской угрозы

См. также Неоязычество

На географических картах XVIII века линия Великой Китайской стены в точности соответствует границе между Великой Тартарией (то есть Русью) и Китаем. Таким образом, все что находится к северу от Великой Китайской стены это исторически территория Руси (Великой Тартарии) — из фильма Китай - смертельный друг
Карта строительства

Великая Китайская стена на сайте ЮНЕСКО

Великая Китайская стена (далее ВКС) была заложена ещё в середине III века до н. э. при императоре Цинь Шихуанди (246—210 гг. до н.э.), а в период династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) стена была достроена современной провинции Ганьсу, где находятся её самые западные участки. То есть почти вся стена была построена в те времена, когда не было даже упоминаний о славянах, не говоря уже об их присутствии на Дальнем Востоке. К моменту прихода русских на Дальний Восток (1640-е годы) были построены участки стены, которые лучше остальных сохранились до нашего времени — ещё при династии Мин (1368—1644 гг.).

Гипотеза о возведении ВКС русскими очень несостоятельна как с научной, так и с логической точки зрения. Ибо её сторонники не включили в свою гипотезу ответы на следующие вопросы:

  • ВКС проходит в непосредственной близости от Пекина. Когда и как Россия присоединила территорию Монголии, северного и северо-восточного Китая? Стоит напомнить, что на этих территориях жили тюрко-монгольские племена, в то числе маньчжуры, завоевавшие в 1644 году Китай. Вопрос: когда и как Россия присоединила территорию Монголии и Северо-Восточного Китая?
  • Если Россия присоединила территорию Монголии и Северо-Восточного Китая, то какие остроги и поселения были основаны и почему о них ничего нет ни в российских, ни китайских источниках, не говоря уже про археологические источники? Ведь России пришлось бы воевать с Китаем за эту территорию и эта война вряд ли не была бы описана китайскими летописцами.
  • Если Россия смогла возвести каменную стену в таком отдалении от центра страны, то почему для обороны Слободской Украины и степей Дона и Поволжья от набегов крымских татар возводила засечные черты из земляных валов, речных засек и т. д.? Ведь территория Дикого Поля к Москве была намного ближе, чем далёкая территория Северо-Восточного Китая.
  • Обращает на себя внимание и то, что сплошные укрепления — линии, стены, засеки — строились там, где «за стеной» жили склонные к набегам кочевники, в принадлежности к которым китайцев заподозрить трудно, но не для обороны от организованных армий.

В фильме «Китай — смертельный друг» используется «Новая карта всей империи Великой России», посвящённая памяти Петра Великого (Петра Алексеевича Романова, 1672—1725 гг.), выпущенная в Амстердаме Райнером и Джошуа Оттенсами в 1730 году. Надпись в левом нижнем углу гласит:

Новая Карта всей Империи Великой России, в том состоянии, как она оставлена была Петром Великим. Составлена по новейшим наблюдениям и посвящена бессмертной памяти Великого Монарха. По привилегии
Тартария на «Новой карте всей империи Великой России» (1730 год)

Вся территория к северу от Китая названа Великой Тартарией и названа целиком и полностью территорией Российской империи. Данная карта часто используется как аргумент в пользу гипотезы возведении ВКС русскими. Видно, что на карте изображены территории, помеченные разными цветами. Давайте посмотрим, чем является каждая территория:

  • Жёлтая — азиатская часть территории Российской империи, подписанная Imperium Russicum. Её юго-восточная граница соответствует границе между Россией и Цинским Китаем по Нерчинскому договору 1689 года.
  • Розовая (у Каспия) — Хивинское ханство.
  • Зелёная — Джунгарское ханство.
  • Розовая (к северу от Китая) — территория монгольских племён и ханств, которые переживали эпоху раздробленности и начали попадать под китайское влияние. Она подписана как Tartaria и Mongolia, то есть названиями местных кочевых племён. Южная граница этой области как раз совпадает с линией ВКС. То есть ВКС служила границей между оседлым Китаем и кочевыми племенами.

Стоит отметить, что племя татар, проживающее на той территории, имело мало общего с татарами, проживающих в России, в частности на территории Среднего, Нижнего Поволжья и Западной Сибири. Например, татары Казанской губернии или казанские татары вплоть до XX века называли себе булгарами, что в определённой степени верно — ведь они были потомками от смешанных браков неассимилированных волжских булгаров и татаро-монгольских креолов[2].

Миф: ТОР — помощь «тихой экспансии» Китая

Территория опережающего развития (ТОР) — экономическая зона в которой предусмотрены льготы в области налогообложения, административных процедур и ряд других привилегий, созданная для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения в малоосвоенном, но перспективном регионе России. Является аналогом особой экономической зоны (ОЭЗ).

Как описывает данный закон журналист Сергей Мурашов в статье «Распродажа России. Пока в розницу»[13]

Вот так: право собственности на территории РФ фактически упраздняется, и на территориях, назначенных для передачи в аренду в соответствии с этим законом, земля и имущество будут изъяты у российских собственников, "для создания и развития объектов инфраструктуры", и - проживать на этих территориях, в любых количествах и на протяжении длительного времени, будут иностранцы. Впрочем, может быть, это делается на благо России?

Будучи оппозиционным журналистом, Мурашов переврал суть федерального закона. Подобное отношение к федеральным законам со стороны либеральной оппозиции уже стало обыденностью — достаточно вспомнить Закон Димы Яковлева или т. н. Антигейский закон.

Но вернёмся к закону о ТОРах. При чтении текста закона очевидно, что в нем нет ничего подобного. Если вкратце, то закон предусматривает создание ТОРов как катализатора развития регионов России. Создание ТОРов — это заимствование опыта создания аналогичных зон в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай, Сингапур. Мало кто станет оспаривать как перспективность развития Азиатско-Тихоокеанского региона, так и хорошие текущие темпы его развития. Что плохого, если Дальний Восток России пойдёт по тому же пути, укрепляя таким образом статус России как тихоокеанской державы? Что плохого, если наши же предприниматели получат возможность инвестировать в развитие экономики своей же страны без бюрократических и коррупционных «подводных камней»? И наконец, что плохого в притоке на Дальний Восток населения при его крайне низкой на данный момент плотности населения?

Чтобы убедить людей в справедливости своего недовольства законом, оппозиционеры приводят две статьи из закона:

Статья 18. Особенности трудовой деятельности у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития:

1. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития, осуществляющие функции работодателя, привлекают и используют иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития в порядке и на условиях, которые предусмотрены для соответствующих категорий иностранных граждан Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при этом:
1) получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;

2) приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам на территории опережающего социально-экономического развития выдаются без учёта квот на их выдачу, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статья 27. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов, необходимых для создания инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития.
1. В целях создания и развития объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, при этом решение об изъятии земельных участков на территории опережающего социально-экономического развития может быть принято по ходатайству управляющей компании».

Самое смешное, что этих статей в законе просто-напросто нет. Статьи под этими номерами содержат в себе совершенно другие положения.

Как на самом деле звучат тексты статьёй 18 и 27 законах о ТОРах[14]:

Статья 18. Особенности осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития. Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 27. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития:

1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проектной документации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо проведение такой экспертизы, проводится при условии соответствия требованиям указанного Федерального закона проектной документации, материалов и иных документов, представляемых заказчиком непосредственно для её проведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы.

2. Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 настоящей статьи, не может превышать сорок пять дней после её предварительной оплаты в полном объёме.

Стоит отдельно поговорить о статье 28 данного закона. Звучит она следующим образом:

Статья 28. Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд:

1. Принудительное отчуждение земельных участков (изъятие земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.
2. Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании.
3. Управляющая компания обеспечивает все мероприятия, необходимые для исполнения решения о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, в том числе проведение по поручению уполномоченного федерального органа оценки изымаемого недвижимого имущества, осуществление необходимых кадастровых работ, проведение переговоров с правообладателями изымаемого недвижимого имущества.

4. Отчёт об оценке подготавливается оценщиком по заказу уполномоченного федерального органа, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.

Вопросы изъятия земли у собственников регулируются статьёй 239 части первой Гражданского кодекса РФ, которая звучит следующим образом:

Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится:
В случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путём продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 284 - 286 настоящего Кодекса.

Иными словами, требование об изъятии недвижимости не удовлетворяется, если орган государственной власти или местного самоуправления при его обращении в суд не сможет доказать, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное имущество. Органы местного самоуправления и региональные власти могут изъять землю в установленном законом порядке вкупе с условием выкупа у собственника. При возникновении проблем разногласия решаются судом. То есть закон о ТОРах ничего нового не внёс.

Что касается «засилья» иностранцев, то мы видим, что статья указана неверно и по действующему закону о иностранцах вообще ни слова не сказано. Указано, что вопрос трудовых отношений будет регламентироваться Трудовым Кодексом. В самом кодексе, на момент написания этой статьи таких правил не было, но они появились, ибо уже были в статье 315.5 Трудового кодекса:

Работодатели, признаваемые резидентами территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с законодательством о территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, привлекают и используют иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, при этом:

1) получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;
2) разрешение на работу иностранному гражданину, привлекаемому для осуществления трудовой деятельности резидентом территории опережающего социально-экономического развития, выдаётся без учёта квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

3) при приёме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации.

Проще говоря, резиденты ТОРов имеют юридическое право нанимать иностранцев на работу без дополнительного разрешения от ФМС. Сами же трудовые мигранты, при этом, будут обязаны иметь разрешения на работу в России от ФМС (вероятно их оформляет работодатель). Снимаются в Особых экономических зонах и квоты, установленные Правительством России, для приёма иностранцев на территории России. Однако приоритет на работу в таких зонах все-таки имеют граждане России.

Миф: Аренда земли китайцам — нарушение территориальной целостности России

28 июля 2015 года — партия Воля опубликовала на своём официальном сайте обращение к президенту РФ[15]:

Передача земель под видом аренды китайским инвесторам способствует заселению нашей страны китайцами и создаёт реальную угрозу утраты территориальной целостности Российской Федерации, способствует реализации враждебного плана «тихой экспансии» по заселению и захвату территории нашей страны Китаем. По нашему мнению, такие сделки нарушают права народа России, закреплённые положением ч. 1 статьи 9 Конституции России: «Земля и другие природные ресурсы, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Приведённый отрывок обращения взят из фильма Китай — смертельный друг, выпущенный самой же партией Воля и представляет собой склейку отдельных положений данного обращения. Но даже из этого отрывка видны очевидные несостыковки и логические ошибки данного обращения.

Для начала скажем, что в обращении правильно привели текст статьи 9 Конституции РФ, но лишь наполовину. О второй половине активисты партии Воля тактично умолчали:

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности

А частная собственность — это не только российский капитал, но и зарубежный. Кстати, подобное положение не предусмотрено в основных законах других стран. Благодаря ему Запад в 90-е годы завладел большой частью нефтегазодобычи в России.

Аренда земли китайскими бизнесменами не может считаться нарушением территориальной целостности России, так как Россия сохраняет за собой юрисдикцию над этой территорией и не передаёт её руководству Китая. Это как сказать, что 50 % акций контейнерного терминала порта Ильчевск в Одесской области Украины купил не американская компания «Siguler Guff & Company»[16], а американское государство. Наконец хочется спросить является ли намерение Китая взять у Австралии в аренду 1 % её территории (примерно площадь Ирландии) посягательством на её территориальную целостность[17][18].

Ссылки

См. также

Примечания

  1. в переводе с латинского случай для войны, военный инцидент
  2. В данной случае потомки народа-завоевателя, родившиеся на присоединённой территории