Центр судоремонта «Дальзавод»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 77: Строка 77:
Заводом, специализирующемся в основном на судоремонте были, тем не менее, построены множество кораблей и судов, некоторые из которых впоследствии прославились. В частности, среди них можно отметить:
Заводом, специализирующемся в основном на судоремонте были, тем не менее, построены множество кораблей и судов, некоторые из которых впоследствии прославились. В частности, среди них можно отметить:


* '''Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган»''' — заложен 18 декабря 1931 года на заводе [[Северная верфь]] в [[Ленинграде]]е (ныне [[Санкт-Петербург]]е), перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
* '''Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган»''' — заложен 18 декабря 1931 года на заводе [[Северная верфь]] в [[Ленинград]]е (ныне [[Санкт-Петербург]]е), перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.


[[Файл:Площадь в Островном.jpg|thumb|150px|right|С-51 в Островном, 2008]]
[[Файл:Площадь в Островном.jpg|thumb|150px|right|С-51 в Островном, 2008]]

Версия от 01:19, 30 августа 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngВековые традиции качестваRightquotes.png
Девиз завода

Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод» — одно из старейших и крупнейших судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке России в городе Владивосток. Предприятие является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане. Основано в 1887 году как «Мастерские Военного порта» или, неофициально, «Новое Адмиралтейство».

История наименований предприятия:

  • 1887 год — Мастерские Военного порта.
  • Конец 1918 года — мастерские переданы железнодорожному ведомству и переименованы в Дальневосточный механический и судостроительный завод «Дальзавод».
  • 1919 год — завод разделён на две части: «Дальзавод» и Мастерские «Совторгфлота».
  • 1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.
  • 1949 год — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в 178 судоремонтный завод.
  • 2011 год — ОАО «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод».
  • 201… год — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод».

Завод входит в состав холдинга «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС).

Предприятие не следует путать с ООО «Дальзавод», также претендующим на преемственность с историей предприятия, но осуществляющем производственную деятельность в 50 км от Владивостока на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край.

История предприятия

Предыстория создания завода

Российская Империя

14 (26) октября 1887 года — предприятие основано как Мастерские Военного порта или, как их неофициально называли в то время «Новое адмиралтейство».

1891—1897 годы — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный сухой док имени Цесаревича Николая, на закладке которого поучаствовал лично Цесаревич Николай (будущий Император Николай II).

27 января (9 февраля) 1904 года — Япония без объявления войны напала на Россию.

2 (15) мая 1904 года — в Амурском заливе у мыса Брюс напоролся на камни, а к концу дня после неудачных попыток буксировки и эвакуации экипажа встретил на них шторм бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь». Корабль, разбивший фактически всё днище в передней части корпуса, впоследствии был с большим трудом спасён, но из-за тяжести повреждений стал одним из основных объектом работ предприятия до конца войны.

4 (17) мая 1904 года — погодные условия позволили продолжить работы по спасению крейсера «Богатырь».

1 (14) июня 1904 года — крейсер «Богатырь» отбуксирован во Владивосток для ремонта на предприятии.

1 (14) августа 1904 года — Владивостокский отряд крейсеров принял Бой в Корейском проливе, надолго загрузивший завод ремонтом уцелевших броненосных крейсеров «Россия» и «Громобой», которые заодно были модернизированы — довооружены и слегка добронированны.

30 сентября (13 октября) 1904 года — броненосный крейсер «Громобой» серьёзно поцарапал корпус в заливе Посьет. Вскоре корабль был поставлен на ремонт сухом доке Цесаревича Николая, причём для этого недоремонтированный крейсер «Богатырь» пришлось надолго вывести из дока, вследствие чего его новое деревянное днище в носу дало течь.

9 февраля 1905 года — завершён ремонт потерпевшего аварию броненосного крейсера «Громобой».

11 (24) мая 1905 года — броненосный крейсер «Громобой» подорвался на мине у о строва Русский и был вскоре отправлен на ремонт, но в док его в этот раз решили не вводить до завершения работ в подводной части ремонтировавшегося «Богатыря».

Начало июля 1905 года — крейсер «Богатырь» выведен из сухого дока, а на его место поставлен ранее подорвавшийся на мине крейсер «Громобой».

23 августа (5 сентября) 1905 года — завершена война с Японией.

5 (18) сентября 1905 года — вышел в море отремонтированный заводом крейсер «Богатырь».

Середина сентября 1905 года — из дока выведен отремонтированный крейсер «Громобой».

Советская Россия

1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.

1932—1934 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод, Северная верфь и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[1]

1933—1935 годы — на Дальзаводе достроены 7 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Прочный корпус одной из этих подводных лодок (Щ-118 она же «Кефаль») был обнаружен в 2015 году в виде мазутохранилища в неплохом состоянии, планируется его музеефикация.[2] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 4 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») II серии, в том числе и гвардейский впоследствии сторожевой корабль «Метель». Секции для сборки поставлялись морем из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь, а также железной дорогой с Завода им. А. Марти в Николаеве.

1934 год — на Дальзаводе окончательно достроены 28 подводных лодок типа «М» VI серии, поступившие в почти готовом виде с предприятий Судостроительный завод имени 61 коммунара и Завод им. А. Марти, расположенные в Николаеве.

Начало 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 5 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[3]

Конец 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») X серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[4] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 2 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») III серии. Секции для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь.

Конец 1934(1935?)—1937 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводных лодки типа «Л» («Ленинец») XI серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[5]

1935—1939 годы — на Дальзаводе достроены все 7 подводных лодок типа «Л» («Ленинец») XIII серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[6]

1938—1941 годы — на Дальзаводе достроены 6 подводных лодок типа «С» («Средняя») IX-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Среди этих субмарин были и впоследствии прославившиеся С-51 и С-56.[7]

1939—1941 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») X-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их выпускал Судостроительный завод им. А. Марти, ныне вернувшийся в состав предприятия Адмиралтейские верфи.[8]

Российская Федерация

Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии

Гвардейский сторожевой корабль «Метель» на российской марке, 2013

Заводом, специализирующемся в основном на судоремонте были, тем не менее, построены множество кораблей и судов, некоторые из которых впоследствии прославились. В частности, среди них можно отметить:

  • Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган» — заложен 18 декабря 1931 года на заводе Северная верфь в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
С-51 в Островном, 2008
  • Краснознамённая подводная лодка C-51 серии IX-бис (построена в 1937—1941 годах на предприятии и заводе № 189 в Ленинграде) — в 1942—1943 годах перешла через Панамский канал с Тихоокеанского на Северный флот. Достоверно потопила один сторожевой корабль. С 1954 года — кабинет боевой подготовки, с 1956 года — учебно-тренировочная станция, в 1970 году вытащена на берег, в 1972 году исключена из состава флота. В 1973 году рубка и часть корпуса установлены в качестве памятника в закрытом городе Островной Мурманской области.

См. также

Ссылки

Примечания