Центр судоремонта «Дальзавод»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 7: Строка 7:
* 1887 год — '''Мастерские Военного порта'''.
* 1887 год — '''Мастерские Военного порта'''.
* Конец 1918 года — мастерские переданы железнодорожному ведомству и переименованы в '''Дальневосточный механический и судостроительный завод «Дальзавод»'''.
* Конец 1918 года — мастерские переданы железнодорожному ведомству и переименованы в '''Дальневосточный механический и судостроительный завод «Дальзавод»'''.
* 1919 год — завод разделён на две части: '''«Дальзавод»''' и '''Мастерские «Совторгфлота»'''.
* 1919 год — завод разделён на две части: '''Казенный Дальневосточный механический и судостроительный завод («Дальзавод»)''' и '''Мастерские «Совторгфлота»'''.
* 1931 год — «Дальзавод» стал называться '''«Дальзавод» имени К. Е. Ворошилова'''.
* 1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в '''Мастерские Главного Военного порта'''.
* 1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в '''Мастерские Главного Военного порта'''.
* 1937 год — '''«Дальзавод» им. К. Е. Ворошилова''' был частично засекречен и получил новое открытое название '''Завод № 202'''.
* 1949 год — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в '''178 судоремонтный завод'''.
* 1949 год — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в '''178 судоремонтный завод'''.
* 1957 год — «Дальзавод» им. Ворошилова (Завод № 202) изменил ввнутреннее название на просто '''«Дальзавод»'''.
* 1962 год — название '''«Дальзавод»''' стало открытым.
* 1972 год — «Дальзавод» переименован в '''«Дальзавод» им. 50-летия СССР'''.
* 1992 год — …
* 2011 год — ОАО «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''.
* 2011 год — ОАО «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''.
* 201… год — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''.
* 201… год — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''.
Строка 26: Строка 32:
'''1891—1897 годы''' — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.A1.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9 .D0.B4.D0.BE.D0.BA .D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8 .D0.A6.D0.B5.D1.81.D0.B0.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.B8.D1.87.D0.B0 .D0.9D.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0.D1.8F .D0.B2.D0.BE .D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.D0.B5|сухой док имени Цесаревича Николая]], на закладке которого поучаствовал лично Цесаревич Николай (будущий Император [[Николай II]]).
'''1891—1897 годы''' — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.A1.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9 .D0.B4.D0.BE.D0.BA .D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8 .D0.A6.D0.B5.D1.81.D0.B0.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.B8.D1.87.D0.B0 .D0.9D.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0.D1.8F .D0.B2.D0.BE .D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.D0.B5|сухой док имени Цесаревича Николая]], на закладке которого поучаствовал лично Цесаревич Николай (будущий Император [[Николай II]]).


'''1900—1906(1910?) годы''' — на предприятии построен новый крупный [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#.D0.94.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D1.81.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9_.D0.B4.D0.BE.D0.BA_.D0.B2.D0.BE_.D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.D0.B5|двойной сухой док]].
'''1900—1906(1910?) годы''' — на предприятии построен новый крупный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)#.D0.94.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D0.BE.D0.B9 .D1.81.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9 .D0.B4.D0.BE.D0.BA .D0.B2.D0.BE .D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.D0.B5|двойной сухой док]].


'''27 января (9 февраля) 1904 года''' — [[Япония]] без объявления войны напала на Россию.
'''27 января (9 февраля) 1904 года''' — [[Япония]] без объявления войны напала на Россию.
Строка 79: Строка 85:
Заводом, специализирующемся в основном на судоремонте были, тем не менее, построены множество кораблей и судов, некоторые из которых впоследствии прославились. В частности, среди них можно отметить:
Заводом, специализирующемся в основном на судоремонте были, тем не менее, построены множество кораблей и судов, некоторые из которых впоследствии прославились. В частности, среди них можно отметить:


* '''Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган»''' (построена в 1931—1934 годах на предприятии и заводе [[Северная верфь]]) заложен 18 декабря 1931 года на заводе [[Северная верфь]] в [[Ленинград]]е (ныне [[Санкт-Петербург]]е), перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
* '''Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган»''' (построена в 1931—1934 годах на предприятии и заводе [[Северная верфь]]) — заложен 18 декабря 1931 года на заводе [[Северная верфь]] в [[Ленинград]]е (ныне [[Санкт-Петербург]]е), перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.


[[Файл:1982 CPA 5334.jpg|thumb|left|150px|Подводная лодка C-56 на почтовой марке, 1982]]
[[Файл:1982 CPA 5334.jpg|thumb|left|150px|Подводная лодка C-56 на почтовой марке, 1982]]
Строка 86: Строка 92:


[[Файл:Площадь в Островном.jpg|thumb|150px|right|С-51 в Островном, 2008]]
[[Файл:Площадь в Островном.jpg|thumb|150px|right|С-51 в Островном, 2008]]
* '''Краснознамённая подводная лодка C-51 серии IX-бис''' (построена в 1937—1941 годах на предприятии и [[Балтийский завод|заводе № 189]] в [[Ленинград]]е) — в 1942—1943 годах перешла через Панамский канал с Тихоокеанского на Северный флот. Достоверно потопила один сторожевой корабль. С 1954 года — кабинет боевой подготовки, с 1956 года — учебно-тренировочная станция, в 1970 году вытащена на берег, в 1972 году исключена из состава флота. В 1973 году рубка и часть корпуса установлены в качестве памятника в закрытом городе [[Островной]] [[Мурманская область|Мурманской области]].
* '''Краснознамённая подводная лодка C-51 серии IX-бис''' (построена в 1937—1941 годах на предприятии и [[Балтийский завод|заводе № 189]] в [[Ленинград]]е) — в 1942—1943 годах перешла через Панамский канал с Тихоокеанского на Северный флот. Достоверно потопила один сторожевой корабль. С 1954 года — кабинет боевой подготовки, с 1956 года — учебно-тренировочная станция, в 1970 году вытащена на берег, в 1972 году исключена из состава флота. В 1973 году рубка и часть корпуса установлены в качестве памятника в закрытом городе [[Островной]] [[Мурманская область|Мурманской области]].


== См. также ==
== См. также ==

Версия от 04:59, 30 августа 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngВековые традиции качестваRightquotes.png
Девиз завода

Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод» — одно из старейших и крупнейших судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке России в городе Владивосток. Предприятие является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане. Основано в 1887 году как «Мастерские Военного порта» или, неофициально, «Новое Адмиралтейство».

История наименований предприятия:

  • 1887 год — Мастерские Военного порта.
  • Конец 1918 года — мастерские переданы железнодорожному ведомству и переименованы в Дальневосточный механический и судостроительный завод «Дальзавод».
  • 1919 год — завод разделён на две части: Казенный Дальневосточный механический и судостроительный завод («Дальзавод») и Мастерские «Совторгфлота».
  • 1931 год — «Дальзавод» стал называться «Дальзавод» имени К. Е. Ворошилова.
  • 1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.
  • 1937 год — «Дальзавод» им. К. Е. Ворошилова был частично засекречен и получил новое открытое название Завод № 202.
  • 1949 год — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в 178 судоремонтный завод.
  • 1957 год — «Дальзавод» им. Ворошилова (Завод № 202) изменил ввнутреннее название на просто «Дальзавод».
  • 1962 год — название «Дальзавод» стало открытым.
  • 1972 год — «Дальзавод» переименован в «Дальзавод» им. 50-летия СССР.
  • 1992 год — …
  • 2011 год — ОАО «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод».
  • 201… год — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод».

Завод входит в состав холдинга «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС).

Предприятие не следует путать с ООО «Дальзавод», также претендующим на преемственность с историей предприятия, но осуществляющем производственную деятельность в 50 км от Владивостока на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край.

История предприятия

Предыстория создания завода

Российская Империя

14 (26) октября 1887 года — предприятие основано как Мастерские Военного порта или, как их неофициально называли в то время «Новое адмиралтейство».

1891—1897 годы — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный сухой док имени Цесаревича Николая, на закладке которого поучаствовал лично Цесаревич Николай (будущий Император Николай II).

1900—1906(1910?) годы — на предприятии построен новый крупный двойной сухой док.

27 января (9 февраля) 1904 года — Япония без объявления войны напала на Россию.

2 (15) мая 1904 года — в Амурском заливе у мыса Брюс напоролся на камни, а к концу дня после неудачных попыток буксировки и эвакуации экипажа встретил на них шторм бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь». Корабль, разбивший фактически всё днище в передней части корпуса, впоследствии был с большим трудом спасён, но из-за тяжести повреждений стал одним из основных объектом работ предприятия до конца войны.

4 (17) мая 1904 года — погодные условия позволили продолжить работы по спасению крейсера «Богатырь».

1 (14) июня 1904 года — крейсер «Богатырь» отбуксирован во Владивосток для ремонта на предприятии.

1 (14) августа 1904 года — Владивостокский отряд крейсеров принял Бой в Корейском проливе, надолго загрузивший завод ремонтом уцелевших броненосных крейсеров «Россия» и «Громобой», которые заодно были модернизированы — довооружены и слегка добронированны.

30 сентября (13 октября) 1904 года — броненосный крейсер «Громобой» серьёзно поцарапал корпус в заливе Посьет. Вскоре корабль был поставлен на ремонт сухом доке Цесаревича Николая, причём для этого недоремонтированный крейсер «Богатырь» пришлось надолго вывести из дока, вследствие чего его новое деревянное днище в носу дало течь.

9 февраля 1905 года — завершён ремонт потерпевшего аварию броненосного крейсера «Громобой».

11 (24) мая 1905 года — броненосный крейсер «Громобой» подорвался на мине у о строва Русский и был вскоре отправлен на ремонт, но в док его в этот раз решили не вводить до завершения работ в подводной части ремонтировавшегося «Богатыря».

Начало июля 1905 года — крейсер «Богатырь» выведен из сухого дока, а на его место поставлен ранее подорвавшийся на мине крейсер «Громобой».

23 августа (5 сентября) 1905 года — завершена война с Японией.

5 (18) сентября 1905 года — вышел в море отремонтированный заводом крейсер «Богатырь».

Середина сентября 1905 года — из дока выведен отремонтированный крейсер «Громобой».

Советская Россия

1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.

1932—1934 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод, Северная верфь и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[1]

1933—1935 годы — на Дальзаводе достроены 7 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Прочный корпус одной из этих подводных лодок (Щ-118 она же «Кефаль») был обнаружен в 2015 году в виде мазутохранилища в неплохом состоянии, планируется его музеефикация.[2] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 4 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») II серии, в том числе и гвардейский впоследствии сторожевой корабль «Метель». Секции для сборки поставлялись морем из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь, а также железной дорогой с Завода им. А. Марти в Николаеве.

1934 год — на Дальзаводе окончательно достроены 28 подводных лодок типа «М» VI серии, поступившие в почти готовом виде с предприятий Судостроительный завод имени 61 коммунара и Завод им. А. Марти, расположенные в Николаеве.

Начало 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 5 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[3]

Конец 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») X серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[4] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 2 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») III серии. Секции для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь.

Конец 1934(1935?)—1937 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводных лодки типа «Л» («Ленинец») XI серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[5]

1935—1939 годы — на Дальзаводе достроены все 7 подводных лодок типа «Л» («Ленинец») XIII серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[6]

1938—1941 годы — на Дальзаводе достроены 6 подводных лодок типа «С» («Средняя») IX-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Среди этих субмарин были и впоследствии прославившиеся С-51 и С-56.[7]

1939—1941 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») X-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их выпускал Судостроительный завод им. А. Марти, ныне вернувшийся в состав предприятия Адмиралтейские верфи.[8]

Российская Федерация

Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии

Гвардейский сторожевой корабль «Метель» на российской марке, 2013

Заводом, специализирующемся в основном на судоремонте были, тем не менее, построены множество кораблей и судов, некоторые из которых впоследствии прославились. В частности, среди них можно отметить:

  • Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган» (построена в 1931—1934 годах на предприятии и заводе Северная верфь) — заложен 18 декабря 1931 года на заводе Северная верфь в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
Подводная лодка C-56 на почтовой марке, 1982
Подводная лодка C-56, 2005
  • Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56 IX-бис серии типа С («Средняя») (построена в 1937—1941 годах на предприятии и Заводе № 194) — была по секциям привезена во Владивосток для окончательной сборки. В 1942 году через Панамский канал перешла на Северный флот. За боевые заслуги награждена орденом Красного Знамени 31 марта 1944 года. С 23 февраля 1945 года — гвардейская. Самая результативная отечественная подводная лодка Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных торпедным оружие целей, хоть и, в массе своей относительно небольших — субмарина потопила сторожевой корабль, тральщик и два транспорта, один из которых имел водоизмещение более 5 тыс. тонн. Ещё один столь же крупный транспорт был ею только повреждён из-за не срабатывания взрывателя торпеды. Всего совершила 8 походов, 13 атак и выпустила 30 торпед. Противник истратил на охоту за ней около 3 тыс. глубинных бомб, при этом подводную лодку 19(!) раз официально объявляли погибшей. После войны вернулась по Севморпути на Тихоокеанский флот, первой из отечественных подводных лодок выполнив кругосветное плавание. С 14 марта 1955 года преобразована в плавучую зарядную станцию. С 1964 года — учебно-тренировочная подводная лодка. С 9 мая 1975 года установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной во Владивостоке, с 25 июля 1982 года входит в состав Мемориала славы Тихоокеанского флота.
С-51 в Островном, 2008
  • Краснознамённая подводная лодка C-51 серии IX-бис (построена в 1937—1941 годах на предприятии и заводе № 189 в Ленинграде) — в 1942—1943 годах перешла через Панамский канал с Тихоокеанского на Северный флот. Достоверно потопила один сторожевой корабль. С 1954 года — кабинет боевой подготовки, с 1956 года — учебно-тренировочная станция, в 1970 году вытащена на берег, в 1972 году исключена из состава флота. В 1973 году рубка и часть корпуса установлены в качестве памятника в закрытом городе Островной Мурманской области.

См. также

Ссылки

Примечания