Центр судоремонта «Дальзавод» — различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
(Российская Империя)
(Российская Федерация)
 
(не показаны 17 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
 
 
{{Эпиграф|Вековые традиции качества|Девиз завода}}
 
{{Эпиграф|Вековые традиции качества|Девиз завода}}
 
'''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>''' (официальное краткое наименование '''АО «ЦСД»''') — одно из старейших и крупнейших судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке России в городе [[Владивосток]]. Предприятие является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане. Основано в 1887 году как «Мастерские военного порта» при переносе их на современное место или, неофициально, «Новое Адмиралтейство». Поскольку мастерские существовали в городе и ранее, только на другом месте, завод, вообще говоря, может отсчитывать своё существование и с 1865 года.
 
'''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>''' (официальное краткое наименование '''АО «ЦСД»''') — одно из старейших и крупнейших судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке России в городе [[Владивосток]]. Предприятие является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане. Основано в 1887 году как «Мастерские военного порта» при переносе их на современное место или, неофициально, «Новое Адмиралтейство». Поскольку мастерские существовали в городе и ранее, только на другом месте, завод, вообще говоря, может отсчитывать своё существование и с 1865 года.
 +
 +
[[Файл:Подводная лодка в бухте Золотой Рог Владивосток ф1.JPG|thumb|right|150px|Плавучий док Дальзавода и подводная лодка на ремонте, 2016]]
  
 
История наименований предприятия:
 
История наименований предприятия:
Строка 44: Строка 45:
 
'''14 (26) октября 1887 года''' — предприятие основано как '''Мастерские военного порта''' после их переноса на новое, занимаемое и поныне предприятием место, в то время неофициально называвшееся «Новое Адмиралтейство» или, позднее, «Механический завод».
 
'''14 (26) октября 1887 года''' — предприятие основано как '''Мастерские военного порта''' после их переноса на новое, занимаемое и поныне предприятием место, в то время неофициально называвшееся «Новое Адмиралтейство» или, позднее, «Механический завод».
  
[[Файл:Доки Владивостока около 1900.jpg|thumb|right|150px|Док Цесаревича (открыт в 1897 году) и плавучий док 1899 года на заднем плане]]
+
[[Файл:Доки Владивостока около 1900.jpg|thumb|right|150px|Док Цесаревича и плавучий док 1899 года на заднем плане]]
  
 
'''1889 год''' — во Владивостоке достроен созданный частично из закупленных в [[Великобритания|Англии]] комплектующих железный плавучий док системы Кларка, не обеспечивавший, однако ремонт новых крупных крейсеров 1 ранга. Вследствие этого крупные крейсера продолжали вынужденно ремонтироваться за границей, как правило в городе Нагасаки, [[Япония]]. Док имел длину 304 фута (90 метров) и мог принимать суда водоизмещением до 8,4 тысяч тонн. Первой в плавучий док для ремонта поставили баржу, затем — шхуны «Ермак», «Сибирь», «Тунгуз», колесный пароход «Амур». [http://gorodskoyportal.ru/vladivostok/news/society/18679282/]
 
'''1889 год''' — во Владивостоке достроен созданный частично из закупленных в [[Великобритания|Англии]] комплектующих железный плавучий док системы Кларка, не обеспечивавший, однако ремонт новых крупных крейсеров 1 ранга. Вследствие этого крупные крейсера продолжали вынужденно ремонтироваться за границей, как правило в городе Нагасаки, [[Япония]]. Док имел длину 304 фута (90 метров) и мог принимать суда водоизмещением до 8,4 тысяч тонн. Первой в плавучий док для ремонта поставили баржу, затем — шхуны «Ермак», «Сибирь», «Тунгуз», колесный пароход «Амур». [http://gorodskoyportal.ru/vladivostok/news/society/18679282/]
  
 
'''1890 год''' — военно-морским ведомством приняло решение построить во Владивостоке сухой док, обеспечивающий ремонт крупных кораблей.[http://www.kfss.ru/content/nikolaevskiy-suhoy-dok]
 
'''1890 год''' — военно-морским ведомством приняло решение построить во Владивостоке сухой док, обеспечивающий ремонт крупных кораблей.[http://www.kfss.ru/content/nikolaevskiy-suhoy-dok]
 +
 +
[[Файл:Док Цесаревича.jpg|thumb|left|150px|Торжественное открытие дока Цесаревича — на ремонт поставлен броненосный крейсер 1 ранга «Дмитрий Донской», 1897]]
  
 
'''1891—1897 годы''' — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.A1.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9 .D0.B4.D0.BE.D0.BA .D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8 .D0.A6.D0.B5.D1.81.D0.B0.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.B8.D1.87.D0.B0 .D0.9D.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0.D1.8F .D0.B2.D0.BE .D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.D0.B5|сухой док имени цесаревича Николая]], на закладке которого поучаствовал лично цесаревич Николай (будущий Император [[Николай II]]).
 
'''1891—1897 годы''' — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.A1.D1.83.D1.85.D0.BE.D0.B9 .D0.B4.D0.BE.D0.BA .D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8 .D0.A6.D0.B5.D1.81.D0.B0.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.B8.D1.87.D0.B0 .D0.9D.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0.D1.8F .D0.B2.D0.BE .D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.D0.B5|сухой док имени цесаревича Николая]], на закладке которого поучаствовал лично цесаревич Николай (будущий Император [[Николай II]]).
Строка 55: Строка 58:
  
 
'''27 января (9 февраля) 1904 года''' — [[Япония]] без объявления войны напала на [[Россия|Россию]].
 
'''27 января (9 февраля) 1904 года''' — [[Япония]] без объявления войны напала на [[Россия|Россию]].
 +
 +
[[Файл:Крейсер Богатырь на камнях у мыса Брюс.jpg|thumb|right|150px|Крейсер Богатырь на камнях у мыса Брюс, 1904]]
  
 
'''2 (15) мая 1904 года''' — в Амурском заливе у мыса Брюс напоролся на камни, а к концу дня после неудачных попыток буксировки и эвакуации экипажа встретил на них шторм бронепалубный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BF.D0.B0.D0.BB.D1.83.D0.B1.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0 1-.D0.B3.D0.BE .D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B0 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.91.D0.BE.D0.B3.D0.B0.D1.82.D1.8B.D1.80.D1.8C.C2.BB|крейсер 1 ранга «Богатырь»]]. Корабль, разбивший фактически всё днище в передней части корпуса, впоследствии был с большим трудом спасён, но из-за тяжести повреждений стал одним из основных объектов работ предприятия до конца войны.
 
'''2 (15) мая 1904 года''' — в Амурском заливе у мыса Брюс напоролся на камни, а к концу дня после неудачных попыток буксировки и эвакуации экипажа встретил на них шторм бронепалубный [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.91.D1.80.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D0.BF.D0.B0.D0.BB.D1.83.D0.B1.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0 1-.D0.B3.D0.BE .D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B0 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.91.D0.BE.D0.B3.D0.B0.D1.82.D1.8B.D1.80.D1.8C.C2.BB|крейсер 1 ранга «Богатырь»]]. Корабль, разбивший фактически всё днище в передней части корпуса, впоследствии был с большим трудом спасён, но из-за тяжести повреждений стал одним из основных объектов работ предприятия до конца войны.
Строка 102: Строка 107:
  
 
'''1932—1934 годы''' — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали [[Балтийский завод]], [[Северная верфь]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]).[http://www.deepstorm.ru/]
 
'''1932—1934 годы''' — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали [[Балтийский завод]], [[Северная верфь]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]).[http://www.deepstorm.ru/]
 +
 +
[[Файл:ShCh-117 Image.jpg|thumb|left|150px|Подводная лодка V-бис серии Щ-117, 1930-е]]
 +
[[Файл:Stamp of Russia 2013 No 1695 Guard ship Metel.jpg|thumb|150px|right|Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 2]]
  
 
'''1933—1935 годы''' — на Дальзаводе достроены 7 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями выпускали [[Балтийский завод]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]). Прочный корпус одной из этих подводных лодок (Щ-118 она же «Кефаль») был обнаружен в 2015 году в виде мазутохранилища в неплохом состоянии, планируется его музеефикация.[http://www.deepstorm.ru/] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 4 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») II серии, в том числе и гвардейский впоследствии сторожевой корабль «Метель». Секции для сборки поставлялись морем из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а) с завода [[Северная верфь]], а также железной дорогой с [[Черноморский судостроительный завод|Завода им. А. Марти]] в [[Николаев]]е.
 
'''1933—1935 годы''' — на Дальзаводе достроены 7 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями выпускали [[Балтийский завод]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]). Прочный корпус одной из этих подводных лодок (Щ-118 она же «Кефаль») был обнаружен в 2015 году в виде мазутохранилища в неплохом состоянии, планируется его музеефикация.[http://www.deepstorm.ru/] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 4 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») II серии, в том числе и гвардейский впоследствии сторожевой корабль «Метель». Секции для сборки поставлялись морем из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а) с завода [[Северная верфь]], а также железной дорогой с [[Черноморский судостроительный завод|Завода им. А. Марти]] в [[Николаев]]е.
Строка 114: Строка 122:
  
 
'''1935—1939 годы''' — на Дальзаводе достроены все 7 подводных лодок типа «Л» («Ленинец») XIII серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли [[Балтийский завод]] в [[Ленинград]]е (ныне [[Санкт-Петербург]]е) и [[Черноморский судостроительный завод|Завод им. А. Марти]] в [[Николаев]]е.[http://www.deepstorm.ru/]
 
'''1935—1939 годы''' — на Дальзаводе достроены все 7 подводных лодок типа «Л» («Ленинец») XIII серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли [[Балтийский завод]] в [[Ленинград]]е (ныне [[Санкт-Петербург]]е) и [[Черноморский судостроительный завод|Завод им. А. Марти]] в [[Николаев]]е.[http://www.deepstorm.ru/]
 +
 +
[[Файл:海参崴C-56submarine - panoramio.jpg|thumb|right|150px|Подводная лодка IX-бис 2 серии С-56, усттановленная в качестве монумента во Владивостоке, 2002]]
  
 
'''1938—1941 годы''' — на Дальзаводе достроены 6 подводных лодок типа «С» («Средняя») IX-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали [[Балтийский завод]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]). Среди этих субмарин были и впоследствии прославившиеся С-51 и С-56.[http://www.deepstorm.ru/]
 
'''1938—1941 годы''' — на Дальзаводе достроены 6 подводных лодок типа «С» («Средняя») IX-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из [[Ленинград]]а (ныне [[Санкт-Петербург]]а), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали [[Балтийский завод]] и [[Адмиралтейские верфи|Судостроительный завод им. А. Марти]] (последний ныне вернулся в состав предприятия [[Адмиралтейские верфи]]). Среди этих субмарин были и впоследствии прославившиеся С-51 и С-56.[http://www.deepstorm.ru/]
Строка 124: Строка 134:
 
'''2 июня 1945 года''' — за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны Дальзавод награждён орденом Ленина.
 
'''2 июня 1945 года''' — за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны Дальзавод награждён орденом Ленина.
  
'''1949 год''' Мастерские Главного Военного порта преобразованы в '''178 судоремонтный завод'''.
+
'''1949 год''' — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в '''178 судоремонтный завод'''.
 +
 
 +
'''1958 год''' — на Дальзаводе завершён капитальный ремонт с переводом на жидкое топливо и перепланировкой помещений певого линейного ледокола советской постройки «Иосиф Сталин», ныне более известного как «Сибирь» из-за последовавшего в 1961 году переименования.
  
 
'''1962 год''' — название '''«Дальзавод»''' стало открытым.
 
'''1962 год''' — название '''«Дальзавод»''' стало открытым.
Строка 136: Строка 148:
  
 
[[Файл:Order of Red Banner of Labor thumb.png|30px|left]]
 
[[Файл:Order of Red Banner of Labor thumb.png|30px|left]]
'''Апрель 1982 года''' «178 СРЗ» в честь своего 50-летия и, по-видимому, за прочие успехи награжден орденом Трудового Красного Знамени.
+
'''Апрель 1982 года''' — «178 СРЗ» в честь своего 50-летия и, по-видимому, за прочие успехи награжден орденом Трудового Красного Знамени.
  
 
=== Российская Федерация ===
 
=== Российская Федерация ===
 
'''1992 год''' — Дальзавод преобразован в '''Государственное предприятие «Дальзавод»'''.
 
'''1992 год''' — Дальзавод преобразован в '''Государственное предприятие «Дальзавод»'''.
  
'''1993(?)—2011 годы''' «Дальзавод» преобразован в '''Акционерное общество открытого типа «Дальзавод»''', которое в дальнейшем превратилось в '''Открытое акционерное общество «Дальзавод»''', а позднее были созданы также '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Холдинговая компания  «Дальзавод»</nowiki>''' и дочернее Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью «Дальзавод». Эта чехарда не отменяла предбанкротного состояния завода почти весь этот период.
+
'''1993(?)—2011 годы''' — «Дальзавод» преобразован в '''Акционерное общество открытого типа «Дальзавод»''', которое в дальнейшем превратилось в '''Открытое акционерное общество «Дальзавод»''', а позднее были созданы также '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Холдинговая компания  «Дальзавод»</nowiki>''' и дочернее Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью «Дальзавод». Эта чехарда не отменяла предбанкротного состояния завода почти весь этот период.
  
 
'''2008 год''' — 178 судоремонтный завод вошёл в состав холдинга [[Объединённая судостроительная корпорация]].
 
'''2008 год''' — 178 судоремонтный завод вошёл в состав холдинга [[Объединённая судостроительная корпорация]].
  
* '''2011 год''' — ОАО «Дальзавод», ОАО <nowiki>«ХК «Дальзавод»</nowiki> и ОАО «178СРЗ» снова слиты в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>''' под контролем холдинга [[Дальневосточный центр судостроения и судоремонта]] — в то время дальневосточного подразделения государственной [[Объединённая судостроительная корпорация|Объединённой судостроительной корпорации]]. ООО "Дальзавод" при этом осталось за пределами процесса слияния и с тех пор является отдельным предприятием с офисом во Владивостоке, но производственной деятельностью на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, [[Приморский край]]
+
'''31 декабря 2009 года''' — из-за банкротства прекратило производственную деятельность ОАО <nowiki>«ХК  «Дальзавод»</nowiki>, контролировавшая основную часть площадей предприятия.[http://vlkprf.ru/node/13583]
  
'''2011—2013 годы''' — завод, несмотря на фактическое продолжение деятельности, попал в текст известной в то время оппозиционной агитки [[Агитки:Список уничтоженных при Путине предприятий|«Список уничтоженных при Путине предприятий»]].
+
'''2011 год''' — ОАО «Дальзавод», ОАО <nowiki>«ХК «Дальзавод»</nowiki> и ОАО «178СРЗ» снова слиты в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>''' под контролем холдинга [[Дальневосточный центр судостроения и судоремонта]] — в то время дальневосточного подразделения государственной [[Объединённая судостроительная корпорация|Объединённой судостроительной корпорации]]. ООО «Дальзавод» при этом осталось за пределами процесса слияния и с тех пор является отдельным предприятием с офисом во Владивостоке, но производственной деятельностью на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, [[Приморский край]]
  
'''2013 год''' — находившийся с позднесоветского времени в полуразобранном и заброшенном состоянии сухой док 2 передан автомобильному заводу «Соллерс-ДВ» под строительство новых цехов, для чего сухой док был полностью засыпан грунтом. При этом из-за последовавшего вскоре экономического кризиса площадка, по крайней мере, несколько лет оставалась незастроенной. Следует отметить, что засыпанный сухой док к этому моменту не функционировал нескколько десятков лет и выглядел едва ли не просто ямой, что послужило причиной того, что во многих публикациях его называли «недостроенным». На самом же деле есть его фотография 1965 года[http://noel-17.livejournal.com/21224.html] с ремонтируемым кораблём (видимо, крейсером) внутри.
+
'''2011—2013 годы''' — завод, несмотря на фактическое продолжение деятельности, попал в текст известной в то время оппозиционной агитки [[Агитка:Список уничтоженных при Путине предприятий|«Список уничтоженных при Путине предприятий»]].
 +
 
 +
'''2013 год''' — находившийся с позднесоветского времени в полуразобранном и заброшенном состоянии сухой док 2 передан автомобильному заводу «Соллерс-ДВ» под строительство новых цехов, для чего сухой док был полностью засыпан грунтом. При этом из-за последовавшего вскоре экономического кризиса площадка, по крайней мере, несколько лет оставалась незастроенной. Следует отметить, что засыпанный сухой док к этому моменту не функционировал несколько десятков лет и выглядел едва ли не просто ямой, что послужило причиной того, что во многих публикациях его называли «недостроенным». На самом же деле есть его фотография 1965 года[http://noel-17.livejournal.com/21224.html] с ремонтируемым кораблём (видимо, крейсером) внутри.
 +
 
 +
'''2014— сентябрь 2018 года''' — на предприятии прошло глубокую модернизацию единственное действующее судно связи измерительного комплекса «Маршал Крылов».
  
 
'''2016(?) год''' — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''.
 
'''2016(?) год''' — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество <nowiki>«Центр судоремонта «Дальзавод»</nowiki>'''.
 +
 +
'''Апрель 2014 года — настоящее время (2019 год)''' — заводом достраиваются два танкера ледового класса проекта 00211 («РН Сахадин» и «РН Приморье»), собранные на Находкинском судоремонтном заводе.
  
 
== Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии ==
 
== Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии ==

Текущая версия на 01:05, 9 декабря 2019

 
Leftquotes.pngВековые традиции качестваRightquotes.png
Девиз завода

Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод» (официальное краткое наименование АО «ЦСД») — одно из старейших и крупнейших судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке России в городе Владивосток. Предприятие является главной ремонтной базой надводного и дизель-электрического подводного Флота России на Тихом океане. Основано в 1887 году как «Мастерские военного порта» при переносе их на современное место или, неофициально, «Новое Адмиралтейство». Поскольку мастерские существовали в городе и ранее, только на другом месте, завод, вообще говоря, может отсчитывать своё существование и с 1865 года.

Плавучий док Дальзавода и подводная лодка на ремонте, 2016

История наименований предприятия:

  • 1865 (на нынешнем месте 1887) год — Мастерские военного порта.
  • Конец 1918 года — мастерские переданы железнодорожному ведомству и переименованы в Дальневосточный механический и судостроительный завод «Дальзавод».
  • 1919 год — завод разделён на две части: Казенный Дальневосточный механический и судостроительный завод («Дальзавод») и Мастерские «Совторгфлота».
  • 1931 год — «Дальзавод» стал называться «Дальзавод» имени К. Е. Ворошилова.
  • 1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.
  • 1937 год — «Дальзавод» им. К. Е. Ворошилова был частично засекречен и получил новое открытое название Завод № 202.
  • 1949 год — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в 178 судоремонтный завод.
  • 1957 год — «Дальзавод» им. Ворошилова (Завод № 202) изменил ввнутреннее название на просто «Дальзавод».
  • 1962 год — название «Дальзавод» стало открытым.
  • 1972 год — «Дальзавод» переименован в «Дальзавод» им. 50-летия СССР.
  • 1992 год — Дальзавод преобразован в Государственное предприятие «Дальзавод».
  • 1993(?)—2011 годы — предприятие преобразовано Акционерное общество открытого типа «Дальзавод», которое в дальнейшем превратилось в Открытое акционерное общество «Дальзавод», а позднее были созданы также Открытое акционерное общество «Холдинговая компания «Дальзавод» и дочернее Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью «Дальзавод». Эта чехарда не отменяла предбанкротного состояния завода почти весь этот период.
  • 2011 год — ОАО «Дальзавод», ОАО «ХК «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод». ООО "Дальзавод" при этом осталось за пределами процесса слияния и с тех пор является отдельным предприятием с офисом во Владивостоке, но производственной деятельностью на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край.
  • 2016(?) год — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод».

Завод входит в состав холдинга «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС).

Предприятие не следует путать с ООО «Дальзавод», также претендующим на преемственность с историей предприятия, но осуществляющем производственную деятельность в 50 км от Владивостока на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край.

Содержание

[править] История предприятия

[править] Предыстория создания завода

1860 год — на берегах бухты Золотой Рог (Восточный) основан военный пост, ныне город, Владивосток.

Весна 1861 года — во Владивосток пришло первое иностранное торговое судно «Эмма и Матильда».

1862 год — бывший военный губернатор Приморской области контр-адмирал П. В. Казакевич сделал представление в Петербург о необходимости завести в бухте Золотой Рог плавучий и сухой доки в ожидании роста Владивостока.

1865 год — в порту Владивостока появилось «Адмиралтейство» — Мастерские военного порта, от начала работы которых, вообще говоря, предприятие тоже может отсчитывать свою деятельность. Располагались они на территории нынешней Корабельной набережной.[1]

1868—1869 годы — первая попытка построить во Владивостоке сухой док в районе тогдашнего «Адмиралтейства». Док из-за недостатка средств тогда остался недостроенным, но какое-то время использовался для мелкого ремонта.[2]

1871 год — во Владивосток из Николаевска-на-Амуре вместе со ставкой военного губернатора переведена главная морская база Сибирской военной флотилии со всеми её службами.

1880 год — Владивосток получил статус города.

[править] Российская Империя

14 (26) октября 1887 года — предприятие основано как Мастерские военного порта после их переноса на новое, занимаемое и поныне предприятием место, в то время неофициально называвшееся «Новое Адмиралтейство» или, позднее, «Механический завод».

Док Цесаревича и плавучий док 1899 года на заднем плане

1889 год — во Владивостоке достроен созданный частично из закупленных в Англии комплектующих железный плавучий док системы Кларка, не обеспечивавший, однако ремонт новых крупных крейсеров 1 ранга. Вследствие этого крупные крейсера продолжали вынужденно ремонтироваться за границей, как правило в городе Нагасаки, Япония. Док имел длину 304 фута (90 метров) и мог принимать суда водоизмещением до 8,4 тысяч тонн. Первой в плавучий док для ремонта поставили баржу, затем — шхуны «Ермак», «Сибирь», «Тунгуз», колесный пароход «Амур». [3]

1890 год — военно-морским ведомством приняло решение построить во Владивостоке сухой док, обеспечивающий ремонт крупных кораблей.[4]

Торжественное открытие дока Цесаревича — на ремонт поставлен броненосный крейсер 1 ранга «Дмитрий Донской», 1897

1891—1897 годы — на предприятии построен первый на Дальнем Востоке России крупный сухой док имени цесаревича Николая, на закладке которого поучаствовал лично цесаревич Николай (будущий Император Николай II).

1900—1906(1910?) годы — на предприятии построен новый крупный двойной сухой док.

27 января (9 февраля) 1904 года — Япония без объявления войны напала на Россию.

Крейсер Богатырь на камнях у мыса Брюс, 1904

2 (15) мая 1904 года — в Амурском заливе у мыса Брюс напоролся на камни, а к концу дня после неудачных попыток буксировки и эвакуации экипажа встретил на них шторм бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь». Корабль, разбивший фактически всё днище в передней части корпуса, впоследствии был с большим трудом спасён, но из-за тяжести повреждений стал одним из основных объектов работ предприятия до конца войны.

4 (17) мая 1904 года — погодные условия позволили продолжить работы по спасению крейсера «Богатырь».

1 (14) июня 1904 года — крейсер «Богатырь» отбуксирован во Владивосток для ремонта на предприятии.

1 (14) августа 1904 года — Владивостокский отряд крейсеров принял Бой в Корейском проливе, надолго загрузивший завод ремонтом уцелевших броненосных крейсеров «Россия» и «Громобой», которые заодно были модернизированы — довооружены и слегка добронированны.

30 сентября (13 октября) 1904 года — броненосный крейсер «Громобой» серьёзно поцарапал корпус в заливе Посьет. Вскоре корабль был поставлен на ремонт сухом доке Цесаревича Николая, причём для этого недоремонтированный крейсер «Богатырь» пришлось надолго вывести из дока, вследствие чего его новое деревянное днище в носу дало течь.

9 февраля 1905 года — завершён ремонт потерпевшего аварию броненосного крейсера «Громобой».

11 (24) мая 1905 года — броненосный крейсер «Громобой» подорвался на мине у о строва Русский и был вскоре отправлен на ремонт, но в док его в этот раз решили не вводить до завершения работ в подводной части ремонтировавшегося «Богатыря».

Начало июля 1905 года — крейсер «Богатырь» выведен из сухого дока, а на его место поставлен ранее подорвавшийся на мине крейсер «Громобой».

23 августа (5 сентября) 1905 года — завершена война с Японией.

5 (18) сентября 1905 года — вышел в море отремонтированный заводом крейсер «Богатырь».

Середина сентября 1905 года — из дока выведен отремонтированный крейсер «Громобой».

1906 год — сухой док имени цесаревича Николая пришёл в аварийное состояние, но продолжал использоваться.[5]

Конец 1914 года — сухой док имени цесаревича Николая поставлен на капитальный ремонт, который затянулся в связи с началом Первой Мировой войны, в результате чего до 1917 года он был выполнен не полностью, а затем док и вовсе был фактически на некоторое время заброшен.[6][7]

[править] Советская Россия

Около 1918 года — не до конца отремонтированный сухой док имени цесаревича Николая фактически на некоторое время заброшен.[8][9]

1920 год — на предприятии впервые в стране для ремонта судов применена электросварка.[10]

1921 год — на предприятии изготовлен первый в стране цельносварной огнетрубный паровой котёл.[11]

1922 год — на предприятии изготовлен первый в стране цельносварной водотрубный паровой котёл давлением 12 атм.[12]

1923 год — заброшенный сухой док имени цесаревича Николая получил название «док № 3», а новые «луговские» доки — док № 1 и № 2. Тем не менее, из-за иного хронологического порядка их строительства в печати и в интернете встречается обозначение Николаевского дока как № 1, а новых — как № 2 и № 3.[13]

1925 год — совместно с Государственным дальневосточным университетом создана первая в стране Лаборатория электродуговой и газовой сварки.

1930 год — на «Дальзаводе» построено первое в стране цельносварное судно — катер «Ж-1» — малый буксир типа «ЖС» (железный сварной), спроектированный на базе клёпанного буксира типа «Ж».

1931-1936 годы — после длительного периода заброшенности проведён ремонт сухого дока № 3 (бывшего дока имени цесаревича Николая).

1932 год — мастерские «Совторгфлота» были переданы Военному порту Морских сил Дальнего Востока (МСДВ) и переименованы в Мастерские Главного Военного порта.

1932—1934 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод, Северная верфь и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[14]

Подводная лодка V-бис серии Щ-117, 1930-е
Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 2

1933—1935 годы — на Дальзаводе достроены 7 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Прочный корпус одной из этих подводных лодок (Щ-118 она же «Кефаль») был обнаружен в 2015 году в виде мазутохранилища в неплохом состоянии, планируется его музеефикация.[15] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 4 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») II серии, в том числе и гвардейский впоследствии сторожевой корабль «Метель». Секции для сборки поставлялись морем из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь, а также железной дорогой с Завода им. А. Марти в Николаеве.

1934 год — на Дальзаводе окончательно достроены 28 подводных лодок типа «М» VI серии, поступившие в почти готовом виде с предприятий Судостроительный завод имени 61 коммунара и Завод им. А. Марти, расположенные в Николаеве.

Начало 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 5 подводных лодок типа «Щ» («Щука») V-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[16]

Конец 1934—1936 годы — на Дальзаводе достроены 8 подводных лодок типа «Щ» («Щука») X серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи).[17] В это же время на Дальзаводе были собраны из готовых секций 2 сторожевых корабля проекта 2 (типа «Ураган») III серии. Секции для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) с завода Северная верфь.

Конец 1934(1935?)—1937 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводных лодки типа «Л» («Ленинец») XI серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[18]

1935—1939 годы — на Дальзаводе достроены все 7 подводных лодок типа «Л» («Ленинец») XIII серии. Секции подводных лодок для сборки поставляли Балтийский завод в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) и Завод им. А. Марти в Николаеве.[19]

Подводная лодка IX-бис 2 серии С-56, усттановленная в качестве монумента во Владивостоке, 2002

1938—1941 годы — на Дальзаводе достроены 6 подводных лодок типа «С» («Средняя») IX-бис 2 серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их совместными усилиями в очень сжатые сроки выпускали Балтийский завод и Судостроительный завод им. А. Марти (последний ныне вернулся в состав предприятия Адмиралтейские верфи). Среди этих субмарин были и впоследствии прославившиеся С-51 и С-56.[20]

1939—1941 годы — на Дальзаводе достроены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») X-бис серии. Секции подводных лодок для сборки поставлялись из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), где их выпускал Судостроительный завод им. А. Марти, ныне вернувшийся в состав предприятия Адмиралтейские верфи.[21]

1941—1945 годы — во время Великой Отечественной войны на Дальзаводе дополнительно организовано производство оружия и боеприпасов.

Kiselev's Order of Lenin (cropped).png

2 июня 1945 года — за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны Дальзавод награждён орденом Ленина.

1949 год — Мастерские Главного Военного порта преобразованы в 178 судоремонтный завод.

1958 год — на Дальзаводе завершён капитальный ремонт с переводом на жидкое топливо и перепланировкой помещений певого линейного ледокола советской постройки «Иосиф Сталин», ныне более известного как «Сибирь» из-за последовавшего в 1961 году переименования.

1962 год — название «Дальзавод» стало открытым.

1963—1972 годы — на Дальзаводе переоборудованы по проекту 629А шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 629. Работы предусматривали установку на борт лодок ракетного комплекса Д4 с баллистическими ракетами Р-21, являвшимися первыми в мире баллистическими ракетами с подводным стартом.

Order of Red Banner of Labor thumb.png

18 января 1971 года — «по итогам работы в VIII пятилетке и за освоение новой техники» Дальзавод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Декабрь 1972 года — «Дальзавод» переименован в «Дальзавод» им. 50-летия СССР.

Order of Red Banner of Labor thumb.png

Апрель 1982 года — «178 СРЗ» в честь своего 50-летия и, по-видимому, за прочие успехи награжден орденом Трудового Красного Знамени.

[править] Российская Федерация

1992 год — Дальзавод преобразован в Государственное предприятие «Дальзавод».

1993(?)—2011 годы — «Дальзавод» преобразован в Акционерное общество открытого типа «Дальзавод», которое в дальнейшем превратилось в Открытое акционерное общество «Дальзавод», а позднее были созданы также Открытое акционерное общество «Холдинговая компания «Дальзавод» и дочернее Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью «Дальзавод». Эта чехарда не отменяла предбанкротного состояния завода почти весь этот период.

2008 год — 178 судоремонтный завод вошёл в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

31 декабря 2009 года — из-за банкротства прекратило производственную деятельность ОАО «ХК «Дальзавод», контролировавшая основную часть площадей предприятия.[22]

2011 год — ОАО «Дальзавод», ОАО «ХК «Дальзавод» и ОАО «178СРЗ» снова слиты в Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод» под контролем холдинга Дальневосточный центр судостроения и судоремонта — в то время дальневосточного подразделения государственной Объединённой судостроительной корпорации. ООО «Дальзавод» при этом осталось за пределами процесса слияния и с тех пор является отдельным предприятием с офисом во Владивостоке, но производственной деятельностью на территории Славянского судоремонтного завода в п. Славянка, Приморский край

2011—2013 годы — завод, несмотря на фактическое продолжение деятельности, попал в текст известной в то время оппозиционной агитки «Список уничтоженных при Путине предприятий».

2013 год — находившийся с позднесоветского времени в полуразобранном и заброшенном состоянии сухой док 2 передан автомобильному заводу «Соллерс-ДВ» под строительство новых цехов, для чего сухой док был полностью засыпан грунтом. При этом из-за последовавшего вскоре экономического кризиса площадка, по крайней мере, несколько лет оставалась незастроенной. Следует отметить, что засыпанный сухой док к этому моменту не функционировал несколько десятков лет и выглядел едва ли не просто ямой, что послужило причиной того, что во многих публикациях его называли «недостроенным». На самом же деле есть его фотография 1965 года[23] с ремонтируемым кораблём (видимо, крейсером) внутри.

2014— сентябрь 2018 года — на предприятии прошло глубокую модернизацию единственное действующее судно связи измерительного комплекса «Маршал Крылов».

2016(?) год — предприятие преобразовано в Акционерное общество «Центр судоремонта «Дальзавод».

Апрель 2014 года — настоящее время (2019 год) — заводом достраиваются два танкера ледового класса проекта 00211 («РН Сахадин» и «РН Приморье»), собранные на Находкинском судоремонтном заводе.

[править] Знаменитые корабли и катера, построенные на предприятии

Гвардейский сторожевой корабль «Метель» на российской марке, 2013

Заводом, специализирующемся в основном на судоремонте были, тем не менее, построены множество кораблей и судов, некоторые из которых впоследствии прославились. В частности, среди них можно отметить:

  • Малый буксир «Ж-1» типа «ЖС» (построен в 1930 году) — первое в стране цельносварное судно.
  • Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган» (построена в 1931—1934 годах на предприятии и заводе Северная верфь) — заложен 18 декабря 1931 года на заводе Северная верфь в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге), перевезён на Дальний Восток по частям, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
Подводная лодка C-56 на почтовой марке, 1982
Подводная лодка C-56, 2005
  • Гвардейская краснознамённая подводная лодка С-56 IX-бис серии типа С («Средняя») (построена в 1937—1941 годах на предприятии и Заводе № 194) — была по секциям привезена во Владивосток для окончательной сборки. В 1942 году через Панамский канал перешла на Северный флот. За боевые заслуги награждена орденом Красного Знамени 31 марта 1944 года. С 23 февраля 1945 года — гвардейская. Самая результативная отечественная подводная лодка Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных торпедным оружие целей, хоть и, в массе своей относительно небольших — субмарина потопила сторожевой корабль, тральщик и два транспорта, один из которых имел водоизмещение более 5 тыс. тонн. Ещё один столь же крупный транспорт был ею только повреждён из-за не срабатывания взрывателя торпеды. Всего совершила 8 походов, 13 атак и выпустила 30 торпед. Противник истратил на охоту за ней около 3 тыс. глубинных бомб, при этом подводную лодку 19(!) раз официально объявляли погибшей. После войны вернулась по Севморпути на Тихоокеанский флот, первой из отечественных подводных лодок выполнив кругосветное плавание. С 14 марта 1955 года преобразована в плавучую зарядную станцию. С 1964 года — учебно-тренировочная подводная лодка. С 9 мая 1975 года установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной во Владивостоке, с 25 июля 1982 года входит в состав Мемориала славы Тихоокеанского флота.
С-51 в Островном, 2008
  • Краснознамённая подводная лодка C-51 серии IX-бис (построена в 1937—1941 годах на предприятии и заводе № 189 в Ленинграде) — в 1942—1943 годах перешла через Панамский канал с Тихоокеанского на Северный флот. Достоверно потопила один сторожевой корабль. С 1954 года — кабинет боевой подготовки, с 1956 года — учебно-тренировочная станция, в 1970 году вытащена на берег, в 1972 году исключена из состава флота. В 1973 году рубка и часть корпуса установлены в качестве памятника в закрытом городе Островной Мурманской области.

[править] См. также

[править] Ссылки

[править] Примечания