Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2024-2030): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника)
Строка 12: Строка 12:


== Космонавтика и ракетная техника ==
== Космонавтика и ракетная техника ==
=== Боевой ракетный комплекс «Орешник» ===
Не имеющий прямых аналогов на момент создания и первого боевого применения 21 ноября 2024 года гиперзвуковой ракетный комплекс средней дальности вследствие исключительной высокотехнологичности и достаточно больших размеров однозначно является крупным проектом.


== Авиация ==
== Авиация ==
Строка 74: Строка 77:


Концессионное соглашение между правительством Московской области и Группой «ВИС» подписано 30 января 2018 года. Строительство дороги началось в конце 2020 — начале 2021 года[https://www.youtube.com/watch?v=-n1NP0XKGhk], ввод в эксплуатацию состоялся 17 декабря 2024 года[https://m.vz.ru/news/2024/12/17/1304013.html].
Концессионное соглашение между правительством Московской области и Группой «ВИС» подписано 30 января 2018 года. Строительство дороги началось в конце 2020 — начале 2021 года[https://www.youtube.com/watch?v=-n1NP0XKGhk], ввод в эксплуатацию состоялся 17 декабря 2024 года[https://m.vz.ru/news/2024/12/17/1304013.html].
==== Витебская развязка в Санкт-Петербурге ====
Строительство развязки в [[Санкт-Петербург]]е, которая, находясь на Западном скоростном диаметре, одновременно является первым этапом строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), началось в марте 2021 года и было торжественно завершено 22 декабря 2024 года. Развязка фактически включает в свой состав две развязки — с Западным скоростным диаметром и с Витебским проспектом, а также участок собственно скоростной дороги длиной 2,6 км с эстакадой над Московским проспектом, который дорога минует без съездов. Стоимость проекта оценивалась в 39,4 млрд рублей.[https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/invest/news/218260/][https://www.fontanka.ru/2024/12/22/74908880/][http://asninfo.ru/articles/1990-peterburgu-dobavyat-skorosti-nachalos-stroitelstvo-shirotnoy-magistrali-skorostnogo-dvizheniya].
==== Автодорога Краснодар — Крымский мост ====
Новая дорога протяжённостью около 119 км прошла южнее старой А-289 — от Белого (в районе Темрюка) до Марьянской (в начале другой будущей трассы — Дальнего западного обхода Краснодара) и получила тот же номер (А-289). Старую же трассу при этом перевели в разряд региональных дорог. Стоимость строительства оценивалась в сумму около 100 млрд рублей[http://www.mk.ru/social/2020/02/25/vlasti-pristupayut-k-stroitelstvu-avtomagistrali-ot-krasnodara-do-krymskogo-mosta.html][http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/08/29/810016-vlasti-planiruyut-stroit-novuyu-trassu-k-krimskomu-mostu]. Контракт на первый этап работ (от окрестностей Темрюка до окрестностей Славянска-на-Кубани за 59 млрд рублей) был заключён весной 2020 года, а летом того же года на месте начались подготовительные работы к строительству.[http://zen.yandex.ru/media/id/5d206b896a438100ae585bec/uznal-u-rabochih-o-stroitelstve-novoi-trassy-iz-krasnodara-k-krymskomu-mostu-5ee4e0e476f3fc727f6774d1] Торжественный ввод дороги в строй состоялся 22 декабря 2024 года.[https://kuban.newizv.ru/news/2024-12-22/zapuschena-avtodoroga-iz-krasnodara-k-krymskomu-mostu-start-dal-putin-435155]
==== Обход Нижнекамска и Набережных Челнов ====
Дорога, являющаяся частью [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Продолжение трассы М-12 от Казани до Екатеринбурга|продолжения трассы М-12 Москва — Казань до Екатеринбурга]], была призвана избавить от транзитного транспорта улицы города [[Набережные Челны]] и убрать чрезмерное количество автомобилей с плотины Нижнекамской ГЭС. Проект был разделён на три этапа, причём раньше других начали реализовывать второй этап, контракт на строительство которого был заключен 11 декабря 2021 года, а само строительство началось 15 января 2022 года.[http://www.tatar-inform.ru/news/pervyi-asfalt-ulozen-stroitelstvo-obxoda-niznekamska-i-celnov-idet-s-operezeniem-5873393] Стоимость проекта, который должен был торжественно запущен 22 декабря 2024 года[https://chelny-biz.ru/news/634780/], оценивалась в 79 млрд рублей, из которых 13 млрд рублей были потрачены на строительство нового моста через Каму[http://www.business-gazeta.ru/article/532758].
==== Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа на участке км 1169 — км 1231 в обход населённых пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново ====
Новая скоростная автодорога с мудрёным официальным названием[https://www.bashinform.ru/news/social/2024-12-22/v-bashkirii-otkrylos-dvizhenie-na-novom-uchastke-trassy-m-12-vostok-4063114], приведенным в заголовке, являющаяся частью [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Продолжение трассы М-12 от Казани до Екатеринбурга|продолжения трассы М-12 Москва — Казань до Екатеринбурга]] строилась с 2022 года и была торжественно введена в строй 22 декабря 2024 года, примерно за год до первоначального срока окончания строительства. Стоимость проекта оценивалась в 57 млрд рублей [https://www.interfax.ru/russia/976670].


== Линии метрополитена ==
== Линии метрополитена ==

Текущая версия от 21:09, 25 декабря 2024

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 7 мая 2024 года по настоящее время (пятый срок).

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Освящение комплекса «Новый Херсонес», 2024

Музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес»

В рамках проекта, частично утверждённого ещё в 1913(!) году, в основном на территории, ранее занятой объектами Министерства обороны и прилегающей к археологическому музею-заповеднику Херсонес Таврический, были построены три музея — Христианства, Византии и Античности, Крыма и Новороссии, храм-парк, амфитеатр «Грифон-арена», а также реконструированный «Византийский квартал» времён князя Владимира и многие другие объекты, выполнены беспрецедентные по объёму археологические изыскания и благоустройство на площади, далеко выходящей за пределы объекта. Общая площадь зданий, построенных в рамках проекта, составила 86 720 м2[1], а вместе с сооружениями — 140 тыс. м2[2]. Комплекс был освящён 28 июля 2024 года и открыт для посетителей 30 июля 2024 года. [3]

Космонавтика и ракетная техника

Боевой ракетный комплекс «Орешник»

Не имеющий прямых аналогов на момент создания и первого боевого применения 21 ноября 2024 года гиперзвуковой ракетный комплекс средней дальности вследствие исключительной высокотехнологичности и достаточно больших размеров однозначно является крупным проектом.

Авиация

Двигателестроение

Крупнейшие корабли и суда

Фрегаты проекта 11356 типа «Тальвар» для ВМС Индии

В этот период на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде были построены:

  • «Тушил» (ранее «Адмирал Бутаков») — заложен 12 июля 2013 года, спущен на воду 2 марта 2016 года[4], введëн в строй (передан заказчику) 9 декабря 2024 года[5].

Морские порты

Железные дороги

Автомобильные дороги

2024 год

Строительство и реконструкция автодороги Симферополь — Евпатория — Мирный

Проект, стартовавший в апреле 2018 года, предусматривает коренную реконструкцию со строительством новых дорог направления на запад от Симферополя вплоть до озера Донузлав общей длиной более 90 км, включая новые обходы городов Саки и Евпатория. Фактически в рамках того же проекта планировалось одновременно также построить относительно небольшую почти параллельную дорогу Симферополь — Николаевка и соединяющую оба направления автодорогу Саки — Орловка. Стоимость строительства оценивалась в 53 млрд рублей[6]. Проект планировалось завершить в 2025 году[7].

Первая очередь стоимостью 8 млрд рублей, включавшая 18 км участок от трассы «Таврида» северо-западнее Симферополя до села Скворцово Симферопольского района, также включавшая строительство части обхода Симферополя в составе трассы «Таврида», была введена в строй в 2021 году. Контракт на строительство второй очереди дороги был заключен в 2021 году. Она представляла собой автодорогу длиной 61,2 км от Скворцово в обход города Саки, озера Сасык-Сиваш и города Евпатории. Введена в строй вторая очередь была в августе 2024 года, при этом её стоимость составила 48,286 млрд рублей.[8]

Обход Твери на трассе М11, 2024

Обход Твери на магистрали М11 «Нева»

Последний участок магистрали начали строить в июне 2022 года. Протяженность четырёхполосного участка высшей категории составила более 60 км, разрешенная скорость движения — 130 км/ч, что позволило сократить время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом на час. В составе трассы были построены 28 мостов, в том числе мост через Волгу длиной 738 м. Ввод в строй, вероятно, не полностью долеланной трассы состоялся 16 июля 2024 года. Стоимость проекта оценивалась в 69,7 млрд рублей [9].

Обход Тольятти

Проект, предусматривающий строительство в общей сложности 97 км автомобильных дорог [10], в том числе крупного Климовского моста через Волгу, выполнялся в рамках создания международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай»[11][12].

В августе 2018 года Министерство транспорта Самарской области зарезервировало для строительства 10,8 км² земли в Ставропольском, Шигонском, Сызранском районах и в городе Тольятти[13]. В октябре 2019 года было подписано соглашение о строительстве между правительством Самарской области и хозяйственным партнёрством "Концессионная компания «Обход Тольятти»[14][15]. Минимум с октября 2019 года ведётся строительство подъездных дорог к месту будущего мостового перехода[16].

Планировалось, что в результате строительства проекта время в пути между Москвой и Самарой сократится с 16 до 8 часов. Стоимость проекта, включая и мост, и дороги, оцениваласт в 100—120,8 млрд рублей[17][18]. Проект был введён в строй 16 июля 2024 года.[19]

Реконструкция развязок на Московской кольцевой автомобильной дороге

С 2011 года реконструированная десятилетием раньше десятиполосная скоростная Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) стала подвергаться новой масштабной реконструкции, предполагающей массовую замену устаревших развязок на более современные, чаще всего двухуровневых развязок типа «клеверный лист» на четырёхуровневые развязки с левоповоротными съездами. Часть из этих развязок одновременно по сути являлись частями других крупных проектов. До осени 2017 года были реконструированы в общей сложности 14 развязок, в том числе все крупнейшие, однако проект до сентября 2024 года, когда была завершена реконструкция последней из 22 затронутых проектом развязок[20]. Некоторые из реконструируемых развязок сами по себе тянули по размерам на крупные проекты, в частности:

Обход Октябрьского на федеральной трассе М5 «Урал»

Обход подмосковных посёлка Октябрьский и деревни Островцы на федеральной трассе М5 «Урал», включающий два параллельных моста через реку Москва и реконструкцию прилегающего участка до МКАД[21], строился с 2019 года[22]. Введена в строй дорога была 16 октября 2024 года [23]. Стоимость проекта оценивалась в общей сложности 40 млрд рублей [24], в том числе на собственно обход — 28 млрд рублей[25].

Северо-западный обход Кемерово

Дорога длиной 48 км призвана вывести за пределы города федеральную трассу Р-255 «Сибирь».[26].

Дорога соответствует категории 1Б и имеет четыре полосы движения (по две полосы в каждом направлении). Ширина проезжей части — 15 метров, встречные потоки разделены барьерным ограждением. Также в рамках реализации проекта были построенычетыре транспортные развязки, экодук и мост через реку Томь длиной около 885 м.

Строительство обхода Кемерово началось в 2021 году[27], завершилось же строительство после существенного сокращения ранее планировавшихся сроков 29 октября 2024 года. Стоимость строительства оценивалась в 52 млрд рублей [28].

Обход Усолья-Сибирского и Тельмы на трассе Р255 «Сибирь»

В Усольском районе Иркутской области построено 43 км обхода на федеральной трассе Р255 «Сибирь». Новый участок обеспечил проезд 15 тысяч машин транзитного транспорта в сутки, которые могут преодолевать данный отрезок пути со скоростью до 90 км/ч по новому участку автомобильной дороги I категории с четырьмя полосами движения.

Общая стоимость объекта оценивалась в 16-17 млрд рублей[29].

В июне 2019 года был объявлен тендер на строительство[30]. В ноябре 2019 года начались строительные работы[31]. Введëн в строй участок был 21 ноября 2024 года[32].

Мытищинсеая хорда (платная автодорога Виноградово — Болтино — Тарасовка), Московская область

Скоростная платная автодорога соединяет населённые пункты Московской области, расположенные между посёлком Виноградово, деревней Болтино и селом Тарасовка, прилегающие к Дмитровскому и Ярославскому шоссе. Новый объект обеспечит прямое сообщение между дорогами федерального значения А104 «Москва — Дмитров — Дубна» и М8 «Холмогоры». Дорога проходит на удалении от 4 до 8 км от МКАД, выполняя роль дублёра и сохраняя местные дороги как альтернативные. Среднесуточный трафик на момент строительства прогнозиоовался не менее 24,6 тыс. автомобилей в сутки, а в среднем должен был составить 39 тыс. автомобилей в сутки. Строительство велось в форме концессии с последующей эксплуатацией дороги концессионером до 2033 года. Общая стоимость проекта оценивалась в 52 млрд рублей[33], из них 44,5 млрд — частные инвестиции, 7,5 млрд — капитальный грант от Московской области[34][35].

Концессионное соглашение между правительством Московской области и Группой «ВИС» подписано 30 января 2018 года. Строительство дороги началось в конце 2020 — начале 2021 года[36], ввод в эксплуатацию состоялся 17 декабря 2024 года[37].

Витебская развязка в Санкт-Петербурге

Строительство развязки в Санкт-Петербурге, которая, находясь на Западном скоростном диаметре, одновременно является первым этапом строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), началось в марте 2021 года и было торжественно завершено 22 декабря 2024 года. Развязка фактически включает в свой состав две развязки — с Западным скоростным диаметром и с Витебским проспектом, а также участок собственно скоростной дороги длиной 2,6 км с эстакадой над Московским проспектом, который дорога минует без съездов. Стоимость проекта оценивалась в 39,4 млрд рублей.[38][39][40].

Автодорога Краснодар — Крымский мост

Новая дорога протяжённостью около 119 км прошла южнее старой А-289 — от Белого (в районе Темрюка) до Марьянской (в начале другой будущей трассы — Дальнего западного обхода Краснодара) и получила тот же номер (А-289). Старую же трассу при этом перевели в разряд региональных дорог. Стоимость строительства оценивалась в сумму около 100 млрд рублей[41][42]. Контракт на первый этап работ (от окрестностей Темрюка до окрестностей Славянска-на-Кубани за 59 млрд рублей) был заключён весной 2020 года, а летом того же года на месте начались подготовительные работы к строительству.[43] Торжественный ввод дороги в строй состоялся 22 декабря 2024 года.[44]

Обход Нижнекамска и Набережных Челнов

Дорога, являющаяся частью продолжения трассы М-12 Москва — Казань до Екатеринбурга, была призвана избавить от транзитного транспорта улицы города Набережные Челны и убрать чрезмерное количество автомобилей с плотины Нижнекамской ГЭС. Проект был разделён на три этапа, причём раньше других начали реализовывать второй этап, контракт на строительство которого был заключен 11 декабря 2021 года, а само строительство началось 15 января 2022 года.[45] Стоимость проекта, который должен был торжественно запущен 22 декабря 2024 года[46], оценивалась в 79 млрд рублей, из которых 13 млрд рублей были потрачены на строительство нового моста через Каму[47].

Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа на участке км 1169 — км 1231 в обход населённых пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново

Новая скоростная автодорога с мудрёным официальным названием[48], приведенным в заголовке, являющаяся частью продолжения трассы М-12 Москва — Казань до Екатеринбурга строилась с 2022 года и была торжественно введена в строй 22 декабря 2024 года, примерно за год до первоначального срока окончания строительства. Стоимость проекта оценивалась в 57 млрд рублей [49].

Линии метрополитена

Строительство Московского метрополитена

Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 году, хоть и разными темпами, но постоянно строился и до этого периода и строится сейчас. В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты:

  • Троицкая линия — первая очередь линии в составе четырёх подземных станций на участке Новаторская - Тютчевская была открыта 7 сентября 2024 года. На этапе проектирования носила название Коммунарская, поскольку линия идëт в посёлок Коммунарка. Однако была переименована ещё до ввода в строй в связи с планируемым еë продлением до Троицка[50]. Стоимость строительства вместе с продолжением до сто нции Новомосковской оценивалась 90 млрд рублей[51]. В строительстве ради получения московскими метростроителями передового опыта коллег приняли участие инвестиционные компании из КНР[52]. Строительство началось летом 2019 года[53].

Аэропорты и аэродромы

Крупнейшие мосты

Климовский мост через Волгу, 2024

Климовский мост через Волгу, Самарская область

Идея строительства автодорожного моста через Волгу в Самарской области существовала минимум с 2000-х годов[54].

Строительство велось западнее Тольятти, рядом с селом Климовка Шигонского района, в рамках реализации международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай»[55][56], являясь частью проекта обхода Тольятти, предусматривавшего строительство в общей сложности 97 км автомобильных дорог[57].

Створ мостового перехода находится в самом узком в окрестных районах месте Куйбышевского водохранилища в 35 км выше плотины Жигулёвской ГЭС. Протяжённость участка строительства составляет 11 114 м, длина самого моста — 3 754 м[58]. Стальной мост был построен с раздельными пролётными строениями шириной по 14,4 м под каждое направление автодороги с расчетными пролётами до 157,5 м. При строительстве предусматривалрсь, что на мосту будет организовано четыре полосы движения автотранспорта с расчётной скоростью 120 км/ч[59].

В августе 2018 года Министерство транспорта Самарской области зарезервировало для строительства обхода Тольятти 10,8 км² земли в Ставропольском, Шигонском, Сызранском районах и в городе Тольятти[60]. В октябре 2019 года было подписано соглашение о строительстве между правительством Самарской области и хозяйственным партнёрством "Концессионная компания «Обход Тольятти»[61][62]. Минимум с октября 2019 года началось строительство подъездных дорог к месту будущего мостового перехода[63].

Планировалось, что в результате строительства обхода Тольятти, основным элементом которого является мост, время в пути между Москвой и Самарой сократится с 16 до 8 часов. Мост был открыт 16 июля 2024 года. Стоимость самого моста и подъездных путей оценивалась в 42 млрд рублей[64] (при этом весь обход Тольятти обошëлся уже примерно в 120 млрд рублей).

Гидроэнергетика

Усть-Среднеканская ГЭС

Усть-Среднеканская ГЭС имени А. Ф. Дьякова — достройка

Гидроэлектростанция на реке Колыма в Магаданской области, строительство которой велось в течение 33 лет с 1991 года. Введена в строй 5 декабря 2024 года. Станция включает земляную плотину длиной 2 100 м и высотой 65 м, а также три дополнительные бетонные плотины общей длиной 325 м и высотой 74 м. 4 гидроагрегата имеют мощность по 142,5 МВт каждый. Ожидается, что ежегодная выработка энергии составит в среднем 2,55 млрд кВт·ч. [65]

Первые два из четырёх гидроагрегатов введены в строй в октябре 2013 года[66][67].

В 2017 году электростанции было присвоено имя первого министра топлива и энергетики РФ, одного из создателей и первого руководителя РАО «ЕЭС России» Анатолия Федоровича Дьякова, посвятившего значительную часть своей жизни энергетике Дальнего Востока. Третий и последний — четвёртый — гидроагрегаты станции были введены в строй в 2019 и 2022 годах соответственно, далее осуществлялась достройка отдельных инженерных сооружений.

Станция должна повысить надёжность обеспечения энергией в изолированной Магаданской энергосистеме, обеспечить энергией новые золотодобывающие производства в регионе, снять за счёт регулировки воды и подачи мощности ограничения на работу более крупной Колымской ГЭС, а также расширить возможности судоходства на Колыме.

Добыча негорючих полезных ископаемых

Озёрный горно-обогатительный комбинат, Бурятия

Строящийся горно-обогатительный комплекс на месторождении Озёрное в Бурятии, содержащем крупные запасы цинка и свинца, а также кадмия, серебра и золота. Планируемая мощность — 435 тысяч тонн концентрата цинка, 130 тысяч тонн цинка в виде металла, 120 тонн серебра, 45 тысяч тонн свинца в год. Подготовка инфраструктуры для ГОКа велась с 2005 года, однако выполнение проекта затянулось и произошла смена владельца. Активное выполнение началось в 2020 году, когда в него было вложено 8 млрд рублей. Стоимость всего проекта, введëнного в строй в сентябре 2024 года, оценивалась в 103 млрд рублей.[68]

Наука и образование

МГТУ им. Н.Э. Баумана — коренная реконструкция

В Москве создан новый научный кампус, интегрированный в городское пространство. Объём нового строительства составил около 169 тыс. м². Также предусматривалась реконструкция и реставрация достаточно крупных зданий Фанагорийских казарм и бывшего Химического отделения вуза, ранее на почти сто лет от него отделëнного. Проект расширения площадей университета объясняется необходимостью размещения новых исследовательских центров и лабораторий. Планируется создать биомедицинский и инженерный центры, а также центр цифровых технологий, лаборатории авиационных и оборонных направлений, комплексы исследований мягких материй и искусственного интеллекта и другие научные сооружения.

Стоимость реконструкции зданий МГТУ имени Баумана оценивалась в 20 млрд рублей[69].

В марте 2021 года начался снос зданий на территории будущего строительства[70]. Основной этап строительства был завершён в сентябре 2024 года, хотя дооснащение оборудованием, благоустройство и работы по устранению недочётов продолжались и позднее.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Стратегическое командно-штабное учение «Океан-2024»

Крупнейшие с советских времён военно-морские манёвры 10 — 16 сентября 2024 года наверняка далеко превзошли по стоимости границы крупного проекта. К учениям двустороннего формата, мероприятия которых проходили в акваториях Тихого и Северного Ледовитого океанов, Средиземного, Каспийского и Балтийского морей было привлечено более 400 боевых кораблей, подводных лодок и судов обеспечения, более 120 летательных аппаратов, порядка 7000 единиц вооружения, военной и специальной техники, а также более 90 000 человек. При этом в учениях приняли участие и другие государства, в частности Китай.[71][72]

Ссылки

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.