Списание долгов Россией: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 91: Строка 91:


<br />
<br />
{{Экономософия}}
{{Мифы}}
{{Мифы}}



Версия от 03:57, 5 июня 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Частичное или полное списание долгов безнадёжным должникам является общепринятой практикой. Даже банкиры, которых не уличить в мягкости и доброте считают списание и реструктуризацию долгов нормальным рабочим инструментом.

Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть.

Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам. Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно — они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны.

Перечень случаев списания долгов

Год Страна Сумма списания ($)
2000 Вьетнам 11 млрд.
2003 Ирак 12 млрд.
2007 Алжир 4,7 млрд.[1]
2007 Монголия 11,1 млрд.
2007 Афганистан 11,1 млрд.
2008 Ливия 4,6 млрд.[2]
2010 Монголия 168 млн.
2012 Ряд стран Африки 20 млрд.
2012 КНДР 11 млрд.
2012 Киргизия 500 млн.
2014 Узбекистан 865 млн.
2015 Ряд стран Африки 20 млрд.[3]
Итого 107,033 млрд.

Разобранные случаи списания долгов

Куба (2013 год)

Из 32 млрд долларов долга Кубы было списано 29 млрд. Куба должна теперь России только 3,2 млрд долларов — тоже значительную сумму, которую, впрочем, ей также будет весьма и весьма непросто нам выплатить.

С политической точки зрения это списание позволило нам улучшить отношения не только с самой Кубой, но и со всеми латиноамериканскими странами, которые не дружат с США. Прежде всего с главным кубинским партнёром, с Венесуэлой. [2]

Также, вероятно, с руководством Кубы были согласованы какие-то шаги по допуску российских компаний к работе на нефтяном шельфе Кубы.[3]

Наконец, Россия получила возможность вернуться в разведцентр в Лурдесе, который был оставлен в 2001 году из-за нехватки в российском бюджете денег на эти цели. [4]

Узбекистан (2014 год)

В декабре 2014 года Россия и Узбекистан договорились о списании долга последнему, а в марте 2016 года Госдума ратифицировала это соглашение[5][6]. Суть соглашения заключается в следующем:

  • Узбекистан отказывается от претензий на долю в Алмазном фонде бСССР на сумму в 1-2 млрд долларов;
  • Россия и Узбекистан отказываются от претензий друг к другу по операциям бСССР и возникшим в связи с распадом бСССР;
  • Россия отказывается от претензий по долгам 1992—1993 годов;
  • Узбекистан выплачивает России в течение месяца после подписания соглашения 25 млн долларов.

Таким образом разрешается старый финансовый спор между Россией и Узбекистаном.

Долги, списанные России

Основная статья: Статистика:Внешний долг России

Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по «царским» долгам Россия заплатила в итоге всего лишь 1 % от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [7]

Примечания

  1. в обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере
  2. в обмен на контаркты, реализация которых была остановлена натовской интервенцией
  3. в рамках программы международного развития и понижения глобального уровня бедности[1]