Мифы о Российской Империи: различия между версиями
POLIGON (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
GrihanS (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
В итоге, на основе этих данных можно сделать вывод, что % грамотного населения на момент революции был приблизительно '''45 %''' (население Российской империи в 1917 году было приблизительно 180 млн человек, 45 % грамотных выявлено на основе вышеупомянутых приблизительных числовых данных). На момент 1897 года число грамотных в стране было — 26.25 млн человек[http://istmat.info/node/25037], а на 1917 год — 80 млн человек [http://istmat.info/node/25529], то есть увеличение в '''3 раза'''. Такие темпы вполне сравнимы с советскими. Если брать примерно тот же промежуток времени, можно рассмотреть перепись 1939 года[http://istmat.info/files/uploads/50901/rgae_1562.329.279_l.31-54.pdf]. По этой переписи населения было выявлено 170 млн человек. Если опираться на данные советского статистического сборника «Страна Советов за 50 лет», то % грамотного населения на момент 1939 года в возрасте от 9 до 49 лет составлял 87,4 %, а всего населения куда меньше. Но даже если использовать эту цифру для выявления % грамотного населения на 1939 год, то получим 148.5 млн человек грамотного населения. И если сравнивать с данными 1917 года, то получим, что количество грамотного населения увеличилось в '''1.86 раза'''. Это означает, что темпы по борьбе с безграмотностью в царское время были ни чуть не хуже темпов советских. | В итоге, на основе этих данных можно сделать вывод, что % грамотного населения на момент революции был приблизительно '''45 %''' (население Российской империи в 1917 году было приблизительно 180 млн человек, 45 % грамотных выявлено на основе вышеупомянутых приблизительных числовых данных). На момент 1897 года число грамотных в стране было — 26.25 млн человек[http://istmat.info/node/25037], а на 1917 год — 80 млн человек [http://istmat.info/node/25529], то есть увеличение в '''3 раза'''. Такие темпы вполне сравнимы с советскими. Если брать примерно тот же промежуток времени, можно рассмотреть перепись 1939 года[http://istmat.info/files/uploads/50901/rgae_1562.329.279_l.31-54.pdf]. По этой переписи населения было выявлено 170 млн человек. Если опираться на данные советского статистического сборника «Страна Советов за 50 лет», то % грамотного населения на момент 1939 года в возрасте от 9 до 49 лет составлял 87,4 %, а всего населения куда меньше. Но даже если использовать эту цифру для выявления % грамотного населения на 1939 год, то получим 148.5 млн человек грамотного населения. И если сравнивать с данными 1917 года, то получим, что количество грамотного населения увеличилось в '''1.86 раза'''. Это означает, что темпы по борьбе с безграмотностью в царское время были ни чуть не хуже темпов советских. | ||
===Миф о том, что в Российской империи строили больше ж/д дорог, чем в СССР=== | |||
Действительно, в Российской империи строили немало ж/д дорог, особенно в царствование Николая II. На момент 1895 года суммарное количество ж/д путей было 36.800 км. На момент 1917 года - 81.000 км, то есть увеличение в 2.2 раза за 22 года[http://bookre.org/reader?file=769272&pg=124]. | |||
Теперь посмотрим сколько ж/д путей было построено к 1990-ому году. По данным Центральной научно-технической библиотеки железнодорожного транспорта России[http://istmat.info/node/37492] общее число ж/д путей общего пользования было построено с 1917-Го года по 1990-й - 51.100 км дорог. И действительно, в числовом варианте дорог общего пользования в Российской империи было построено больше, чем в СССР, однако есть один момент. В СССР также строились ж/д пути, связанные между предприятиями. В стат. сборнике "Народное хозяйство СССР в 1960 году на стр. 535 есть маленькая приписка:"Кроме указанной эксплуатационной длины железных дорог общего пользования Министерства путей сообщения, имеются железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий и организаций; протяжение этих путей необщего пользования составило на начало 1961 г. 102,4 тыс. км.". В сборнике "Народное хозяйство СССР в 1956 году" на стр. 177 есть такая эе приписка, свидетельствующая о том, что в 1955 году таких же ж/д было 78.3 тыс. км. Это означает, что основные силы советская власть направляла в то время направляла на строительство ж/д путей, связывающие предприятия. И очевидно из математического расчета, в СССР дорог общего и не общего пользования было построено больше, чем в Российской империи | |||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия от 02:43, 25 июня 2017
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
|
В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской Империи.
Миф про безграмотность
Довольно часто приходится слышать про то, что все население Российской Империи было неграмотным, правительство ничего не делало для искоренения этой проблемы и тому подобную чушь. Хотя все можно проверить по документам.
Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21 % грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[1]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[2]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[3]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей, в 1913 году — 194 млн рублей. [4]
И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на данные переписи 1926 года[5], то можно выяснить, что грамотных было 40 % в СССР на момент 1926 года (на тот момент население СССР составляло 147 млн человек). Однако, стоит упомянуть о нескольких моментах. В отличие от переписи 1897 года, в переписи 1926 года не было учтено население Польши, Финляндии и, вошедших в состав СССР лишь в 1939 году, Прибалтийских республик:
- В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи — 30,5 %[6]. По данным Русского календаря на 1917 год[7], в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников. Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Также Варшавская губерния находилась по этому показателю на 2-ом месте среди остальных губерний. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи, то есть не менее 50 %. Численность Польши на 1916 год составляла не более 15 млн человек[8].
- В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек. И в связи с этим, можно предположить, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн.[9] человек.
- В Прибалтийских губерниях были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80 % грамотных, в Курляндской — 71 %, в Лифляндской — 78 %[10]. Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн человек[11].
К тому же, 40 % это заниженное число, и вот по еще каким причинам:
- Перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 2 млн человек[12]. Также эмигрировало немало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн человек. И в связи с этим грамотность существенно упала к 1926 году.
- Во время гражданской войны появлялись проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали, некоторые работали не в полную меру.
В итоге, на основе этих данных можно сделать вывод, что % грамотного населения на момент революции был приблизительно 45 % (население Российской империи в 1917 году было приблизительно 180 млн человек, 45 % грамотных выявлено на основе вышеупомянутых приблизительных числовых данных). На момент 1897 года число грамотных в стране было — 26.25 млн человек[13], а на 1917 год — 80 млн человек [14], то есть увеличение в 3 раза. Такие темпы вполне сравнимы с советскими. Если брать примерно тот же промежуток времени, можно рассмотреть перепись 1939 года[15]. По этой переписи населения было выявлено 170 млн человек. Если опираться на данные советского статистического сборника «Страна Советов за 50 лет», то % грамотного населения на момент 1939 года в возрасте от 9 до 49 лет составлял 87,4 %, а всего населения куда меньше. Но даже если использовать эту цифру для выявления % грамотного населения на 1939 год, то получим 148.5 млн человек грамотного населения. И если сравнивать с данными 1917 года, то получим, что количество грамотного населения увеличилось в 1.86 раза. Это означает, что темпы по борьбе с безграмотностью в царское время были ни чуть не хуже темпов советских.
Миф о том, что в Российской империи строили больше ж/д дорог, чем в СССР
Действительно, в Российской империи строили немало ж/д дорог, особенно в царствование Николая II. На момент 1895 года суммарное количество ж/д путей было 36.800 км. На момент 1917 года - 81.000 км, то есть увеличение в 2.2 раза за 22 года[16].
Теперь посмотрим сколько ж/д путей было построено к 1990-ому году. По данным Центральной научно-технической библиотеки железнодорожного транспорта России[17] общее число ж/д путей общего пользования было построено с 1917-Го года по 1990-й - 51.100 км дорог. И действительно, в числовом варианте дорог общего пользования в Российской империи было построено больше, чем в СССР, однако есть один момент. В СССР также строились ж/д пути, связанные между предприятиями. В стат. сборнике "Народное хозяйство СССР в 1960 году на стр. 535 есть маленькая приписка:"Кроме указанной эксплуатационной длины железных дорог общего пользования Министерства путей сообщения, имеются железнодорожные подъездные пути промышленных предприятий и организаций; протяжение этих путей необщего пользования составило на начало 1961 г. 102,4 тыс. км.". В сборнике "Народное хозяйство СССР в 1956 году" на стр. 177 есть такая эе приписка, свидетельствующая о том, что в 1955 году таких же ж/д было 78.3 тыс. км. Это означает, что основные силы советская власть направляла в то время направляла на строительство ж/д путей, связывающие предприятия. И очевидно из математического расчета, в СССР дорог общего и не общего пользования было построено больше, чем в Российской империи
Ссылки