Миф:В России ничего не строится: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
Строка 46: | Строка 46: | ||
* Небольшая часть указанных предприятий была закрыта в 1990-е гг. (список преимущественно рассматривает закрытия в эпоху Путина и Медведева), однако ещё больше катастрофически сократили своё производство ещё в 1990-е, и к 2000-м уже подошли к предбанкротному состоянию. | * Небольшая часть указанных предприятий была закрыта в 1990-е гг. (список преимущественно рассматривает закрытия в эпоху Путина и Медведева), однако ещё больше катастрофически сократили своё производство ещё в 1990-е, и к 2000-м уже подошли к предбанкротному состоянию. | ||
* Отнюдь не все перечисленные в списке предприятия были полностью закрыты — часть просто сильно сократила производство и продолжает работать до сих пор, часть слилась с другими предприятиями, часть распалась на более мелкие предприятия, часть предоставила свои производственные мощности кому-то другому. | * Отнюдь не все перечисленные в списке предприятия были полностью закрыты — часть просто сильно сократила производство и продолжает работать до сих пор, часть слилась с другими предприятиями, часть распалась на более мелкие предприятия, часть предоставила свои производственные мощности кому-то другому. | ||
* Далеко не все указанные в списке обанкротившиеся или близкие к банкротству предприятия прекратили свое существование — некоторые с успехом прошли процедуры оздоровления и реорганизации, или получили новые заказы. Так, Морской завод в Кронштадте, Балтийский завод в Петербурге и Ижмаш в Ижевске вполне себе продолжают работать (Морзавод и | * Далеко не все указанные в списке обанкротившиеся или близкие к банкротству предприятия прекратили свое существование — некоторые с успехом прошли процедуры оздоровления и реорганизации, или получили новые заказы. Так, Морской завод в Кронштадте, Балтийский завод в Петербурге и Ижмаш в Ижевске вполне себе продолжают работать (Морзавод и Балтзавод получили новые заказы, Ижмаш прошел финансовое оздоровление и стал частью концерна «Калашников»). | ||
* Иногда говорят о разрушении производства на основании резкого сокращения числа работников на нём или на основании ликвидации какого-то давно используемого оборудования, однако это вовсе не обязательно соответствует истине. При использовании современного оборудования и современных технологических процессов то количество рабочей силы, которое было характерно для заводов советских времён, становится зачастую крайне избыточным. Кроме того, в советское время крупные предприятия зачастую представляли собою не просто производства полного цикла, но и имели большой штат сотрудников, которые занимались готовкой, уборкой, организацией отдыха, строительством и т. д. — теперь же для решения таких не связанных непосредственно с производством задач зачастую выгоднее привлекать сторонних исполнителей, а вместо производств полного цикла иногда бывает выгоднее закупать какие-то компоненты и материалы у других производителей. | * Иногда говорят о разрушении производства на основании резкого сокращения числа работников на нём или на основании ликвидации какого-то давно используемого оборудования, однако это вовсе не обязательно соответствует истине. При использовании современного оборудования и современных технологических процессов то количество рабочей силы, которое было характерно для заводов советских времён, становится зачастую крайне избыточным. Кроме того, в советское время крупные предприятия зачастую представляли собою не просто производства полного цикла, но и имели большой штат сотрудников, которые занимались готовкой, уборкой, организацией отдыха, строительством и т. д. — теперь же для решения таких не связанных непосредственно с производством задач зачастую выгоднее привлекать сторонних исполнителей, а вместо производств полного цикла иногда бывает выгоднее закупать какие-то компоненты и материалы у других производителей. | ||
Версия от 23:18, 9 марта 2015
В 2000-е годы, несмотря на явный подъём российской экономики, широкое распространение получил абсурдный миф о том, что в России ничего не строится — ни новые заводы, ни транспортная инфраструктура, ни вообще ничего хорошего, причём страна живёт якобы только на советском наследии, которое разваливается и разворовывается. Этот миф широко тиражировали как несистемные оппозиционеры, так и некоторые представители парламентской оппозиции — например, коммунисты:
"Вот вдумайтесь: 10 лет — ни одного нового современного завода". Геннадий Зюганов. [2] |
В последние годы число сторонников данного мифа заметно уменьшилось — во-первых, в сети появились специализированные ресурсы, материалы которых наглядно опровергают утверждение о том, что ничего не строится; во-вторых, федеральные СМИ начали уделять значительно больше внимания новостям о новых стройках и развитии экономики.
Наглядное опровержение мифа
Разумеется, заводы и прочая инфраструктура, в том числе самая что ни на есть современная, в России строились и строятся. Долгое время в сетевых спорах приходилось опровергать миф о том, что ничего не строится, с помощью отдельных примеров того или иного нового завода, моста и т. д., на что оппоненты отмахивались, говоря что это случайное исключение, что не видно системной работы по развитию экономики страны и т. п.
В 2010 году появился сайт Сделано у нас (http://сделаноунас.рф), на котором пользователями публикуются актуальные новости об открытых в России новых производствах, объектах транспортной и социальной инфраструктуры, технических и научных достижениях. На портале быстро накопились огромные объёмы информации, начали выпускаться месячные и годовые отчёты. С тех пор для убедительного опровержения мифа достаточно ссылки на этот сайт.
По данным «Сделано у нас», несмотря на антироссийские санкции, в 2014 году России построено более 200 крупных производственных предприятий (120 — с нуля) стоимостью от 10 млн евро и выше каждое (по ценам начала 2014 года). В сумме за последние четыре года (2011—2014) в России открыто более 1000[1] крупных промышленных производств и еще примерно столько же более мелких заводов и цехов (см. подсчёт).[3][4] В дополнение к этому были построены многие сотни и тысячи объектов транспортной и прочей инфраструктуры.
На Руксперте наиболее крупные российские проекты[2] с 2000 года по настоящее время собраны в следующих списках:
- Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)
- Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)
- Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)
- Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)
- Крупные российские проекты (строящиеся)
Поскольку в этих списках представлены только достаточно крупные по размеру проекты, аргументы типа «это мелкие цеха, а не полноценные заводы» здесь не пройдут.
В сравнении с другими эпохами
Путина часто сравнивают со Сталиным, утверждая, что при Сталине строили гораздо больше, гораздо масштабнее и практически с нуля. Не умаляя достижений сталинской эпохи, всё же, надо отметить, что исторические периоды Путина и Сталина следует сравнивать с осторожностью. [5] За годы правления Сталина ВВП на душу населения в среднем рос на 4,29 %, а при Путине на 6,54 % с 2000 по 2008 и с 2012 по 2013 года.[6] Вот перечни построенного при Сталине:
- Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)
- Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)
- Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946)
- Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)
Эти списки пока менее полны, чем списки современных строек, но, тем не менее, их уже вполне достаточно для сравнения масштабов. При Путине в целом строится не меньше, чем при Сталине, и тоже очень много грандиозных по масштабу проектов, равно как и проектов, начатых с нуля на новом месте.
Между тем, мифом является утверждение о том, что в советский период экономику и промышленность пришлось создавать практически на голом месте. Российская Империя весьма активно развивала промышленное производство и делала огромные вложения в строительство инфраструктуры. Вот неполные списки построенного только на рубеже XIX—XX веков:
- Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)
- Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)
В частности, масштабный рост железнодорожной сети при последних русских царях, строительство Транссиба и прочих магистралей (связавших огромную страну воедино), военные заводы Российской империи, строительство первых крупных электростанций, развитие университетов и технического образования — без всего этого сталинская индустриализация была бы невозможна. Точно так же, как и современные достижения были бы невозможны без созданного в советское время. Причём в разные эпохи решались несколько разные задачи, и решение одних было необходимо для того, чтобы приступить к полномасштабному решению других. Так, при царях строилось заметно больше железных дорог, чем при СССР, в советское время строилось больше машиностроительных заводов и электростанций, а в наше время строится больше жилья и небоскрёбов, чем при СССР, а также гораздо больше крупных мостов и объездных дорог (ввод энергообъектов при этом на уровне, близком к 1985 году [7]).
А сколько всего закрывается и разрушается?
Итак, в России действительно строится и открывается очень много крупных предприятий и объектов инфраструктуры. Но, даже смирившись с этим фактом, оппоненты в дискуссиях часто указывают на то, что якобы много предприятий закрывается и разрушается. Однако почему-то никто не может привести убедительный список подобных закрытых предприятий, сравнимый по величине с тем, что было вновь построено, расширено или модернизировано.
Некоторая попытка составить список закрытых в современную эпоху производств была предпринята в 2011—2013 гг. на ресурсе «ЭФГ».[8] Всего в списке около 65 предприятий, как крупных по размеру, так и не очень. Однако если разобраться с этим списком внимательнее, то выясняется следующее:
- Небольшая часть указанных предприятий была закрыта в 1990-е гг. (список преимущественно рассматривает закрытия в эпоху Путина и Медведева), однако ещё больше катастрофически сократили своё производство ещё в 1990-е, и к 2000-м уже подошли к предбанкротному состоянию.
- Отнюдь не все перечисленные в списке предприятия были полностью закрыты — часть просто сильно сократила производство и продолжает работать до сих пор, часть слилась с другими предприятиями, часть распалась на более мелкие предприятия, часть предоставила свои производственные мощности кому-то другому.
- Далеко не все указанные в списке обанкротившиеся или близкие к банкротству предприятия прекратили свое существование — некоторые с успехом прошли процедуры оздоровления и реорганизации, или получили новые заказы. Так, Морской завод в Кронштадте, Балтийский завод в Петербурге и Ижмаш в Ижевске вполне себе продолжают работать (Морзавод и Балтзавод получили новые заказы, Ижмаш прошел финансовое оздоровление и стал частью концерна «Калашников»).
- Иногда говорят о разрушении производства на основании резкого сокращения числа работников на нём или на основании ликвидации какого-то давно используемого оборудования, однако это вовсе не обязательно соответствует истине. При использовании современного оборудования и современных технологических процессов то количество рабочей силы, которое было характерно для заводов советских времён, становится зачастую крайне избыточным. Кроме того, в советское время крупные предприятия зачастую представляли собою не просто производства полного цикла, но и имели большой штат сотрудников, которые занимались готовкой, уборкой, организацией отдыха, строительством и т. д. — теперь же для решения таких не связанных непосредственно с производством задач зачастую выгоднее привлекать сторонних исполнителей, а вместо производств полного цикла иногда бывает выгоднее закупать какие-то компоненты и материалы у других производителей.
В целом, по имеющимся данным, масштабы закрытия и банкротства промышленных предприятий, особенно крупных, после 2000 года невелики — они с лихвой покрываются введенными в строй новыми предприятиями, либо компенсируются расширением производства и модернизацией старых. На данный момент существует лишь несколько относительно крупных отраслей, где произошедшее в 1990-х падение производства 1990-х не было полностью или в значительной мере скомпенсировано ростом в 2000-е и в начале 2010-х — это, например, станкостроение, текстильная промышленность, отчасти — приборостроение.
См. также
Примечания