Мифы о Российской Империи
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
|
В отличие от ученого мира, массовое общественное сознание живет мифами. В каждом обществе есть свой национальный исторический миф, который играет центральную роль в национальном самосознании. Общество, утратившее этот национальный миф, рано или поздно обречено на распад. Везде в мире национальный миф склонен видеть историю своего народа лучше, чем она есть – помнить о героических эпохах и забывать о фактах, неприятных для общества. Особенностью современной России является то, что здесь, напротив, исторический миф представляет прошлое нашей страны во многом хуже, чем оно было в реальности.
В 1917 году произошел разрыв национального самосознания. Главным делом культурной политики большевиков стало создание советского мифа, частью которого стало формирование негативного облика дореволюционной России. В этом большевики выступили преемниками левой интеллигенции, которая десятилетия готовила революцию, разрушая религиозные, национальные и монархические основы русской культуры. Теперь, в отличие от советского периода, свободно выходят научные работы, в которых объективно изучается мир старой России, однако эти сведения по большей части остаются достоянием ученых. Большинство современных школьных и вузовских учебников по истории России все еще будто написаны по образцу «генеральной линии» партии, слегка подновленной. И сейчас школьники и студенты узнают о прошлом нашей страны по рассказам о бездельниках и кровопийцах-помещиках, безземельных крестьянах, нищих рабочих, поголовной неграмотности населения и бездарных царских генералах, которые проигрывали все сражения.
В данной статье разбираются наиболее часто встречающиеся мифы о Российской Империи.
Миф: всеобщая безграмотность населения
Довольно часто приходится слышать про то, что все население Российской Империи было неграмотным, правительство ничего не делало для искоренения этой проблемы и тому подобную чушь. Хотя все можно проверить по документам.
Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности (разве что утверждение церковно-приходских школ в России).[1] Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 22.7 % грамотных (вместе с Финляндией),[2][3] что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 119.4 тысячи.[4] Количество гимназий, то есть средних учебных заведений в 1892 году было 239,[5] а в 1914 году — 2300.[6] Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1914 году 9.7 млн.[7] Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1914 году 280 тысяч.[8] Число студентов в 1890 году — 12.5 тысяч, [9] в 1914 году — 127 тысяч.[10] Бюджет народного просвещения вырос в 6.9 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей, в 1914 году — 153.5 млн рублей. [11]. Кроме того, образование финансировалось еще и через Синод, Военное и другие министерства. В 1893 году на образование суммарно выделялось 43 млн рублей, что составляло 4,1 % от всех расходов, а в 1914 году — 225 млн рублей, что составляло 7,5 % от всех бюджетных расходов. [12][13] К тому же, во время Великой войны расходы на просвещение росли. В 1916 году суммарные расходы всех министерств на просвещение составляли 252 млн рублей, что составляло 7,6 % от всех расходов.
Также многие считают, что в Российской Империи в 1908 году было введено обязательное начальное образование. Однако это не так. В 1908 году был принят закон, по которому правительство ежегодно начало выделять дополнительно 6.9 млн рублей на строительство и ремонт начальных школ, а также на финансирование тех, в которых были проблемы с бюджетом. При этом, в этих школах обучение становилось бесплатным.[14]
И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на данные переписи 1926 года, [15] то можно выяснить, что грамотных было 40 % в СССР на момент 1926 года (на тот момент население СССР составляло 147 млн человек). Однако, стоит упомянуть о нескольких моментах. В отличие от переписи 1897 года, в переписи 1926 года не было учтено население Польши, Финляндии и, вошедших в состав СССР лишь в 1939 году, Прибалтийских республик:
- В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи — 30,5 %.[16] По данным Русского календаря на 1917 год, [17] в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников. Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Также Варшавская губерния находилась по этому показателю на 2-ом месте среди остальных губерний. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи, то есть не менее 50 %. Численность Польши на 1916 год составляла 12 млн.[18]
- В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек к 1915 году. По переписи населения 1897 года грамотного населения было выявлено 80.9%.[19] И в связи с этим, можно сделать вывод, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи, к 1915 году вполне вероятно более 90%. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн человек.[20]
- В Прибалтийских губерниях были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80 % грамотных, в Курляндской — 71 %, в Лифляндской — 78 %.[21] Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн человек.[22]
К тому же, 40 % это заниженное число, и вот по еще каким причинам:
- Перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 2 млн человек.[23] Также эмигрировало немало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн человек. И в связи с этим грамотность существенно упала к 1926 году.
- Во время гражданской войны появлялись проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали, а некоторые работали не в полную меру.
В итоге, на основе этих данных можно сделать вывод, что % грамотного населения на момент революции был равен около 42 % (население Российской империи в 1917 году было приблизительно 184 млн человек, [24][25]). На момент 1897 года число грамотных в стране было — 28.4 млн человек,[26][27] а уже в 1917 году — 78 млн человек, [28] то есть произошло увеличение в 2.75 раза. Такие темпы вполне сравнимы с советскими. Если брать примерно тот же промежуток времени, можно рассмотреть перепись 1939 года.[29] По этой переписи населения было выявлено 170 млн человек. Если опираться на данные советского статистического сборника «Страна Советов за 50 лет», то % грамотного населения на момент 1939 года в возрасте от 9 до 49 лет составлял 87,4 %, а всего населения куда меньше. Но даже если использовать эту цифру для выявления % грамотного населения на 1939 год, то получим 148.5 млн человек грамотного населения. И если сравнивать с данными 1917 года, то получим, что количество грамотного населения увеличилось в 1.9 раза. Это означает, что темпы по борьбе с безграмотностью в царское время были ни чуть не хуже темпов советских.
Миф: Российская Империя — тюрьма народов
Данное утверждение применяется уж совсем завравшимися русофобами, однако оно легко опровергаемо.
Только в Российской Империи представитель некоренного народа мог занимать высокие государственные посты. На большую часть мусульманского населения России не распространялась воинская повинность, грузинские крестьяне практически не облагались налогами, которые и без того являлись самыми низкими в мире. Власть не применяла террор против своего населения, даже во время революции 1905—1907 годов. Налогообложение населения было одно из самых низких в мире. К тому же довольно часто за время правления Николая II объявлялась амнистия заключенным. [30][31][32][33] Россия проявила поразительные примеры веротерпимости, поддерживала религиозные меньшинства. Так, например, все дети мусульман получили возможность учиться в учебных заведениях, тем самым, кроме всего прочего, на корню была устранена опасность появления экстремистских настроений. В геополитические планы Николая II входило расширение Империи на юго-восток, постепенное присоединение Тибета и Монголии, народы которых сами изъявляли желание присоединиться к России.
Также, можно рассмотреть количество заключенных на 100.000 человек в Российской Империи и других периодах нашей истории. Так, по данным Центрального Статистического Комитета МВД Российской Империи на 1 января 1904 года число заключенных на 100.000 человек насчитывалось 69 (было заключенных — 97.546 человек. Население империи насчитывалось 142 млн человек).[34] Данные цифры подтверждаются общим количеством мест в тюрьмах, а также данными советского источника Гернет «История царской тюрьмы».[35] Из того же источника можно узнать, что на 1 января 1891 года было 108.169 заключенных. [36] То есть на 1 января 1891 года было 100 заключенных на 100.000 человек (численность населения приблизительно 108 млн человек).
В дальнейшем, во время революции 1905—1907 годов этот коэффициент повышается. На 1909 год насчитывалось уже 180.206 заключенных. То есть на 100.000 человек приходилось 112 заключенных (численность населения — 160 млн). После этого коэффициент понизился и больше не превысил данного значения, поскольку в стране был наведен порядок, а также по причине издания манифеста об амнистии в честь 300-летия дома Романовых.[37]
Если сравнивать эти показатели с сегодняшней Россией, поздним СССР, а также временами сталинских репрессий, выйдет следующее:
- Если рассматривать 1939 год, число заключенных в лагерях, тюрьмах и колониях насчитывалось приблизительно 2 млн человек.[38] Населения СССР по переписи 1939 года насчитывалось 170 млн. Итого: 1176 заключенных на 100.000 человек.
- Поздний СССР. С приходом Горбачева к власти началась массовая амнистия заключенных, но позже, после 1988 года, количество заключенных опять начало расти. [39] Возьмем на рассмотрение год 1988, с самым минимальным количеством заключенных. Их численность составляла 679 тысяч человек, при населении приблизительно 285 млн. Итого: 238 заключенных на 100.000 человек.
- Настоящее время. С приходом В. Путина к власти численность заключенных в целом имеет тенденцию на снижение. Возьмем данные за 2016 год. [40] Заключенных — 640 тысяч, население — 146.8 млн. Итого: 436 на 100.000 человек.
Также стоит упомянуть о казнях. За период 1875—1905 год казнено 484 человека. [41] Это число было побито за один день 1937 года. [42] Также за всю «столыпинскую реакцию» 1906—1907 годов было казнено — 1713 человек (за все время действия военно-полевых судов, то есть с 19 августа 1906 по 20 апреля 1907 года были приговорены к казни — 1102 человека, [43] а исполнено приговоров — 629). [44]
Миф: позорное поражение России в Русско-японской войне
См. Мифы о русско-японской войне
Миф: недоедим, но вывезем
Миф существует давно, еще с большевистской времен, и до сего дня общественностью воспринимается как реальная картина дореволюционного сельского хозяйства. Однако, это совсем не так.
Начнем по порядку, вот по каким признакам можно определить, были ли проблемы с продовольствием в стране, был ли голод за тот или иной период:
- 1. Количество умерших;
- 2. Чистый коэффициент смертности на 1000 человек;
- 3. Чистый прирост населения на 1000 человек;
- 4. Производство, экспорт сельхозтоваров, потребление на отечественном рынке;
Итак, рассмотрим эти признаки:
- Количество умерших с 1885 года до 1914 года в Европейской России (в год):
По графику видно, что резкий скачок смертности происходит в период голода 1891-1892 годов. Ничего подобного в правление Николая II не наблюдается (не считая небольшого повышения в 1910-1911 годах, связанное с неурожаем). Тем не менее, суммарная смертность увеличивается, но это связано прежде всего с ростом населения (при этом стоит заметить, что население увеличилось в 1.4 раза, а смертность незначительно).[45][46] Также стоит упомянуть, что данных учета смертности по всей империи не велось, а только по Европейской части России, которая составляла 50 губерний, суммарное население которых на момент 1911 года — 120.5 млн человек, а общее население империи — 167 млн человек,[47] то есть 72% всего населения жило в Европейской части России. Если и был голод, то безусловно он отражался на большинстве населения, в том числе и на населении Европейской части России. Поэтому приводить сравнения по Европейской части России вполне корректно.
- Чистый коэффициент смертности на 1000 человек в Европейской России:
Наблюдаем такую же картину, резкий скачок смертности на 1000 человек был в период голода 1891-1892 годов. В дальнейшем, в правление Николая II никаких подобных скачков не наблюдается. К тому же, с 1894 по 1916 год наблюдается стабильное понижение смертности, связанное с улучшением жизни населения. В дальнейшем, идет резкий скачок, связанный с революцией и гражданской войной. К 1922 году началось снижение смертности, но вскоре к 1933 году произошёл резкий взлет смертности из-за голода на Украине. Ничего подобного не было даже в период голода 1891-1892 годов.[48][49][50]
- Чистый прирост населения на 1000 человек в Европейской России:
Точно такая же картина, подтверждающая вышеперечисленные графики.
- Производство, экспорт сельскохозяйственной продукции, потребление на отечественном рынке:
Тут стоит разобраться чуть подробнее. Прежде всего, стоит упомянуть, что Российская Империя, по известным нам данным:
- — Первая по экспорту пшеницы в 1904, 1905, 1906, 1909, 1910, 1911 годах (в 1912 и 1913 годах занимала 2 место);
- — По экспорту кукурузы занимала стабильно 4 место;
- — По экспорту масла 2 место после Дании;
- — По яйцам 1 место;
- — По молочным продуктам 3 место с 1911 года
- — По ржи 2 место после Германии (в 1911 году была на первом);
- — По ячменю абсолютные лидеры рынка (более 72 % всех поставок);
- — По овсу 1 место;
- — По общему экспорту зерна наше государство — стабильный лидер.[51][52][53][54][55][56]
И в связи с этим рождается миф о том, что вывозили много, но себе оставляли мало. Но это полная чушь. И вот почему:
- Из справки, составленной председателю Совета Министров СССР А.И. Микояну,[57] можно узнать сколько в месяц потреблял один крестьянин хлеба, мяса, картофеля и пр. в период 1905-1913 годов. Видим, что потребление даже чуть выше чем в советское время. И, при приблизительно таком же потреблении продуктов, в советское время с 1923 по 1933 года не было больших проблем с продовольствием, как и показано на графиках.
- Продовольственный баланс (разница между сбором и экспортом) постоянно рос, точно также как и сбор с десятины. Потребление основных видов зерновых на человека росло. Приведём статистику по основным потребляемым продуктам в Империи:
Как видим, количество потребляемых сельскохозяйственных продуктов на душу населения увеличилось в сравнении с другими периодами. Так, картофеля на 15%, пшеницы на 25%, кукурузы на 116%, всех зерновых без овса — на 9 %. Эти данные полностью опровергают миф о недоедании. [58][59][60][61][62][63]
- Также, на всех сберкнижках крестьян к 1 января 1913 года имелось 479,9 млн рублей, то есть в среднем, один крестьянин, имевший сберкнижку, имел на счету в среднем 200 рублей, что по нынешнему курсу приблизительно 350 тысяч рублей.[64][65] Это означает, что крестьяне жили уж точно не плохо, и у них не было проблем с едой.
См. также
- Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)
- Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)
- Николай II
- Мифы о русско-японской войне
- Тексты:Хорошо забытые уроки Русско-японской войны
Ссылки