Миф:В России ничего не строится
В 2000-е годы, несмотря на явный подъём российской экономики, широкое распространение получил абсурдный миф о том, что в России ничего не строится — ни новые заводы, ни транспортная инфраструктура, ни вообще ничего хорошего, причём страна живёт якобы только на советском наследии, которое разваливается и разворовывается. Этот миф широко тиражировали как несистемные оппозиционеры, так и некоторые представители парламентской оппозиции — например, коммунисты:
Вот вдумайтесь: 10 лет — ни одного нового современного завода. Геннадий Зюганов. [1] |
В последние годы число сторонников данного мифа заметно уменьшилось — во-первых, в сети появились специализированные ресурсы, материалы которых наглядно опровергают утверждение о том, что ничего не строится; во-вторых, федеральные СМИ начали уделять значительно больше внимания новостям о новых стройках и развитии экономики.
Наглядное опровержение мифа
Разумеется, заводы и прочая инфраструктура, в том числе самая что ни на есть современная, в России строились и строятся. Долгое время в сетевых спорах приходилось опровергать миф о том, что ничего не строится, с помощью отдельных примеров того или иного нового завода, моста и т. д., на что оппоненты отмахивались, говоря что это случайное исключение, что не видно системной работы по развитию экономики страны и т. п.
В 2010 году появился сайт Сделано у нас (http://сделаноунас.рф), на котором пользователями публикуются актуальные новости об открытых в России новых производствах, объектах транспортной и социальной инфраструктуры, технических, научных и иных достижениях. На портале быстро накопились огромные объёмы информации, начали выпускаться месячные и годовые отчёты. С тех пор для убедительного опровержения мифа достаточно ссылки на этот сайт.
По данным «Сделано у нас», несмотря на антироссийские санкции, в 2014 году России построено более 200 крупных производственных предприятий (120 — с нуля) стоимостью от 10 млн евро и выше каждое (по ценам начала 2014 года). В сумме за последние четыре года (2011—2014) в России открыто около 950−1000 крупных промышленных производств и еще примерно столько же более мелких заводов и цехов.[2][3] В дополнение к этому были построены многие сотни и тысячи объектов транспортной и прочей инфраструктуры.
Наиболее крупные российские проекты[1] с 2000 года по настоящее время собраны в следующих списках:
- Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)
- Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)
- Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)
- Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)
- Крупные российские проекты (строящиеся)
Поскольку в данных списках собраны только крупные проекты, аргументы типа «это мелкие цеха, а не полноценные заводы» здесь не пройдут.
В сравнении с другими эпохами
Путина часто сравнивают со Сталиным, утверждая, что при Сталине строили гораздо больше, гораздо масштабнее и практически с нуля. Не умаляя достижений сталинской эпохи, всё же, надо отметить, что исторические периоды Путина и Сталина следует сравнивать с осторожностью. [4] За годы правления Сталина ВВП на душу населения в среднем рос на 4,29 %, а при Путине на 6,54 % с 2000 по 2008 и с 2012 по 2013 года.[5] Вот перечни построенного при Сталине:
- Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)
- Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)
- Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946)
- Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)
Эти списки пока менее полны, чем списки современных строек, но, тем не менее, их уже вполне достаточно для сравнения масштабов. При Путине в целом строится не меньше, чем при Сталине, и тоже очень много грандиозных по масштабу проектов, равно как и проектов, начатых с нуля.
Между тем, мифом является утверждение о том, что в советский период экономику и промышленность пришлось создавать практически на голом месте. Российская Империя весьма активно развивала промышленное производство и делала огромные вложения в строительство инфраструктуры. Вот неполные списки построенного только на рубеже XIX—XX веков:
- Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)
- Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)
В частности, масштабный рост железнодорожной сети при последних русских царях, строительство Транссиба и прочих магистралей (связавших огромную страну воедино), военные заводы Российской империи, строительство первых крупных электростанций, развитие университетов и технического образования — без всего этого сталинская индустриализация была бы невозможна. Точно так же, как и современные достижения были бы невозможны без созданного в советское время. Причём в разные эпохи решались несколько разные задачи, и решение одних было необходимо для того, чтобы приступить к полномасштабному решению других. Так, при царях строилось заметно больше железных дорог, чем при СССР, в советское время строилось больше машиностроительных заводов и электростанций, а в наше время строится больше жилья и небоскрёбов, чем при СССР, а также гораздо больше крупных мостов и объездных дорог (ввод энергообъектов при этом на уровне, близком к 1985 году [6]).
См. также
Примечания
- ↑ Стоимостью более 10 млрд руб. в ценах 2012 года.