Агитка:Военный трибунал по разрушительной деятельности В.В.Путина

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

11 февраля 2011 года на официальном сайте экс-депутата Государственной Думы В. И. Илюхина появилась стенограмма его речи о так называемом военном трибунале над В. В. Путиным от 10 февраля 2011 года, проведенном по решению Общероссийского офицерского собрания. Подобно докладам Немцова «Путин. Итоги. 10 лет» и «Путин. Война» данный обвинительный акт претендует на разоблачение якобы разрушительной и предательской деятельности В. В. Путина, о чём сказано в самом начале обвинительной речи:

Группа ученых, юристов, крупных военных специалистов, экспертов из разных областей знаний, проведя глубокий и непредвзятый анализ деятельности В.Путина, пришла к однозначному выводу о совершении им умышленных действий, приведших к резкому ослаблению военной, экономической и иной мощи страны

Казалось бы, от человека, который немало написал о мифах вокруг Катыни, [1] можно ожидать аргументированного доклада с конструктивной критикой. Или нет? Давайте разберёмся.

Разбор агитки

Полномочия Президента РФ

В своем обосновании мы исходим из того, что президент концентрирует в своих руках неограниченные, исключительно важные для управления государством и обществом, полномочия. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, утверждает военную доктрину Российской Федерации. Он же формирует российское правительство и руководит его деятельностью, имеет огромные полномочия в законотворческой деятельности, обладая правом выдвижения законодательных инициатив, подписания и обнародования законов. Исключительные полномочия президента во многом стали определяющими в жизни общества и государства. Поэтому он, как никто другой, несет в полной мере ответственность за судьбу народов России и безопасность нашего Отечества.

Конституция РФ. Раздел 4: Президент РФ

Полномочия Президента РФ четко описаны в Конституции РФ, на конкретные положения которых Илюхин не сослался — что странно, раз он пытается доказать наличие исключительных полномочий у Президента. Но давайте рассмотрим перечисленные Илюхиным полномочия Президента РФ.

  • Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства
Статья 80.3 Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государств[2].
Здесь Илюхин оказался прав лишь формально — упомянул прерогативу, но не упомянул, чем она ограничена. Помимо Конституции, это также федеральные законы, которые издает Государственная Дума при одобрении Совета Федерации (статья 105) — палатам Федерального Собрания, высшего органа законодательной власти в РФ. Президент же обладает полномочиями, которые присущи исполнительной власти, хотя он считается не частью какой-либо ветви власти, а отдельным звеном, возвышающимся над тремя ветвями власти.
  • Утверждение военной доктрины Российской Федерации
Статья 83 Президент Российской Федерации:… з) утверждает военную доктрину Российской Федерации[3].
Здесь текст Конституции передан правильно — текст доктрины действительно утверждается указом Президента РФ. Вот только Илюхин забыл упомянуть, что составляет правовую основу военной доктрины РФ, а именно:
3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации[4]
Указы и распоряжения Президента не имеют большей юридической силы, чем Конституция и федеральные законы, которым они не имеют права противоречить (статья 90.3).
  • Формирование и руководство правительством
Статья 83 Президент Российской Федерации:...д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров[5].
Президент не может единоличным решением назначить федерального министра — лишь по предложению Председателя Правительства, то есть его главы. А назначается глава правительства хоть и президентом, но лишь с согласия Государственной Думы (статья 111). Право же президента принимать решение о роспуске правительства (статья 117), причем иногда по желанию самого правительства нельзя назвать прерогативой формировать правительство путем единоличных решений.
Президент также не может и руководить правительством, так как по Конституции определение основных деятельности Правительства Российской Федерации и организация его работы (руководство правительством) осуществляется Председателя Правительства РФ (статья 113), причем опять же в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Правительство как высший орган исполнительной власти не имеет прерогативы издания федеральных законов.
  • Внесение законопроектов, а также подписание и обнародование федеральных законов
Статья 84. Президент Российской Федерации:...г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;[6]
Опять же, Илюхин верно передал текст Конституции РФ. Но правом законодательной инициативы принадлежит и другим органам власти РФ, а именно:
  1. Совет Федерации и его члены
  2. Депутаты Государственной Думы
  3. Правительство Российской Федерации
  4. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации
  5. Конституционный Суд РФ
  6. Верховный Суд РФ
Согласно статье 104.1 данное право закреплено за эти органами при условии соответствия инициативы кругу вопросов их ведения. Хочется спросить, как же данное право Президента РФ может считаться неограниченным полномочием, если им обладает ряд других органов власти, а принимает законы Федеральное Собрание (Парламент).

Удвоение ВВП

При этом мы исходим из того, что многие тягчайшие последствия его правления вполне очевидны и не требуют доказывания. Очевиден и процесс постепенного, разложения России под прикрытием невыполненных обещаний об увеличении Валового внутреннего продукта в два раза к декабрю 2010 года, рассуждений о программах 20-20, о якобы решенных военных вопросах, о проблемах демографии и т.д.

Илюхин обвиняет Путина в невыполнении обещания удвоить ВВП к декабрю 2010 года без отсылок к одному конкретному из всех его выступлений. Формально, постановка такой задачи действительно была, однако есть ряд важных нюансов:

За десятилетие мы должны, как минимум, удвоить валовой внутренний продукт страны
Удвоение ВВП — это системная и, конечно же, масштабная задача. Она потребует глубого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Но главное, что нам здесь нужно сделать, что нам здес понадобится, — это, опять же, консолидация политических сил, всего общества. Консолидация всех властей, объединение лучших интеллектуальных сил, поддержка общественно-политических структур. Сотрудничество парламента и Правительства. Совместный поиск оптимальных путей решения такой действительно статегической, важнейшей исторической задачи для России
  • В послании не было ни слова про достижение этой задачи до декабря 2010 года.
  • Наконец, если посмотреть на динамику роста ВВП, то можно убедиться что с задачей удвоения ВВП Россия справилась. Номинальный ВВП 2003 года ($0,43 трлн) был удвоен за три года, ВВП по ППС ($1,338 трлн) за 7 лет.

Стоит поблагодарить Илюхина, что он не стал вспоминать фейковый манифест Единой России 2002 года, коль уж завел речь об обещаниях. Иначе его бы это выдало как пропагандиста так же, как и его формулировки «не требует доказательств» и «очевидно». Стоит ли говорить, что в серьёзном документе такая риторика не уместна, равно как о том, что существует множество доказательств, опровергающих «процесс разложения» России. См. Миф:Путин-бездельник, Либеральные мифы.

Главный аспект доклада

Однако мы предлагаем военному трибуналу сконцентрировать свое внимание на оборонном аспекте, но это не значит, что не будут затронуты иные сферы экономического и политического характера. И, тем не менее, военный аспект является для нас определяющим.
Мы исходим из того, что все деяния, приведшие к существенному ослаблению обороноспособности страны, В.Путиным совершены осознано. Между его действиями и наступившими последствиями есть прямая связь. Мы также осознаем, что развал вооруженных сил страны начал Б.Ельцин, однако В.Путин не только не воспротивился, а усилил его.

Разоблачение основных мифов об армии РФ

Илюхин пытается сделать Путина преемником Ельцина в деле развала российской армии. Для начала стоит напомнить, что развал армии в 90-е годы это продолжение военной политики М. С. Горбачева, которая носила название «оборонительная достаточность» и основывалась на одностороннем сокращении военных сил СССР. Также в рамках данной политики были осуществлены следующие действия:

  • Сокращение, а позже вывод советских войск из Восточной Европы, Германии и Монголии.
  • Сокращение в европейской части СССР числа танков на 10 тыс., артиллерийских систем на 8,5 тыс., боевых самолётов — на 820.
  • Принятие Горбачевым обещаний от НАТО не расширяться на восток.

В 1990-е годы государство придерживалось линии «У России нет внешних врагов», а бывшие враги из НАТО считались чуть ли не союзниками. Авторитет армии в обществе падал, так как из-за недофинансирования и общего экономического кризиса в стране государство не могло обеспечить военных достойную оплату и условия службы, а также из-за откровенно издевательской риторики в СМИ, особенно из-за неудач во время Первой Чеченской войны. При этом Россия старалась вносить вклад в поддержку мира на постсоветском пространстве, что выразилось в ряде миротворческих операций в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, а также охране границы Таджикистана с Азербайджаном.

Ситуация стала понемногу меняться из-за угрозы начала новой войны в Чечне, а также противостояния России и НАТО в Косово, которое едва не переросло в прямой военный конфликт в июне 1999 года (Марш-бросок на Приштину). При Путине лозунг «У России нет внешних врагов» на государственном уровне был окончательно упразднён и перешёл в арсенал пропаганды маргинальных политиков и партий. В частности, в подобном духе в 2009 году высказался оппозиционный журналист Леонид Радзиховский:

Под словом «враги» я понимаю следующее, и, исходя из этого только и сформулировал свой тезис: в настоящее время нет в мире ни одной страны, которая бы планировала вооруженное нападение на Россию, и нет страны, про которую мы могли бы сказать в обозримом будущем, что она планирует подобную акцию. Равно как нет и такой комбинации стран — то есть, НАТО — эта комбинация стран, — тоже не входит в число тех институтов, которые планировали бы реально или потенциально военное нападение на Россию — только это я понимаю под словом «враги»[7]

Стоит сказать, что в настоящее время миф о ненужности модернизации армии и отсутствии врагов у России распространяет именно несистемная оппозиция, риторику которой Путин априори не поддерживает, особенно если в ней присутствует откровенная русофобия и продвижение интересов Запада.

Наконец, Илюхин забыл сказать о том, что при Путине проводилась модернизация армии, причем в несколько этапов:

Закон о неприкосновенности экс-президента

Будучи президентом страны 30 августа 2000 года он, подтверждая свою приверженность ельцинскому курсу, внес в Государственную Думу законопроект «О гарантиях Президента Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи», который депутататами-единороссамим был «протащен» с горячим одобрением. Они тогда еще не совсем осознавали, что через десяток лет такие же документы о гарантиях глав субъектов Федерации будут приниматься и в регионах.

Текст закона № 12-ФЗ «О гарантиях Президента Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий и членам его семьи»

В подтверждение своих слов Илюхин приводит прямую цитату из закона:

Статья 3.1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации

По мнению Илюхина, этот закон не только обеспечил Ельцину отмазку от ответственности за его преступления, а Путину индульгенцию от ответственности за преступления, но также нарушает Римский статут, согласно которому должностное положение главы государства или правительства, члена правительства или парламента, избранного представителя или должностного лица правительства ни в коем случае не освобождает лицо от уголовной ответственности согласно настоящему Статуту и не является само по себе основанием для смягчения приговора.

Пытаясь выступить в роли прокурора, Илюхин не учел ряд серьезных нюансов, касающихся как законопроекта, так и Римского статута. Начнём с законопроекта:

  • 12 февраля 2001 года — принят закон № 12-ФЗ. О порядке принятия законов говорилось ранее (статья 105)
  • Закон не мог быть протащен единороссами уже только по той простой причине, что партия «Единая Россия» была образована лишь в декабре 2001 года, а ее предшественник «Единство» в Госдуме III созыва имела лишь 16,22 % (73 депутата).
  • Согласно этому закону экс-президент может быть лишен неприкосновенности, если против него будет возбуждено уголовное дело по факту совершения им тяжкого преступления в период исполнения им полномочий президента РФ (статья 3.2).
  • В 1999 году была попытка отстранить Ельцина от власти путем импичмента. По всем пунктам обвинения не набралось нужных 300 голосов (2/3 от состава Думы), чтобы вопрос об импичменте был продвинут в Совет Федерации, как того требует Конституция (статья 93).

Теперь по Римскому статуту:

  • Непонятно, как приведённое положение Статута (статья 27.1) относится к Борису Ельцину как экс-президенту. Ведь после отставки Ельцин не занимал никаких государственных должностей, особенно в Правительстве РФ.
  • Россия подписала, но не ратифицировала Римский статут.
  • Согласно статье 126.1 Римского статута он вступает в силу в первый день месяца, следующего после 60-го дня после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций 60-й ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении. Барьер был преодолён лишь в апреле 2002 года и в июле того же года Статут вступил в силу. К 11 октября 2002 года Статут был подписан 139 и ратифицирован 81 государством.[8]
  • Юрисдикция Римского статута не распространяется на преступления, совершенные до его принятия (статья 11.1).
  • Фраза «Из этого положения международного права, имеющего приоритет над национальным законодательством, мы и будем исходить» говорит о том, что патриота Илюхина почему-то совершенно не смущает факт превосходства международного законодательства над законами РФ. Подробнее см. Проблемы Конституции РФ#Статья 15. Пункт 4.

Повторение Немцова

Противоправные деяния В.Путина до президентства и во время его выразились в разных формах, начиная от участия в так называемой операции по неправомерному перемещению А.Собчака через государственную границу под видом лечения его во Франции, а фактически увода от уголовного преследования, которое вела против того Генеральная прокуратура Российской Федерации в начале 90-х годов, до умышленного ослабления обороноспособности российского государства из-за ее существенного недофинансирования, через издание явно несостоятельных указов, распоряжений, назначение на руководящие должности очевидно некомпетентных личностей, формирование органов власти на базе питерско-мафиозного клана, порождения во власти безответственности и бесконтрольности, обстановки всеобщей коррумпированности и вседозволенности, которые умело маскировались и маскируются до сих пор популистскими выступлениями, телевизионными передачами, попыткой чиновничьей партии «Единая Россия» через послушные и контролируемые ими средства массовой информации создать из В.Путина образ национального лидера и спасителя Отечества.

Весь этот набор обвинений не содержит в себе никаких ссылок на хоть какие-то доказательства и с учетом упоминания телевидения и СМИ по сути просто повторяет раздел «Ложь и пропаганда» доклада «Путин. Война». Конспирологичность данных обвинений находится где-то на уровне обвинений Путина в убийстве Немцова и Литвиненко, с которыми все далеко не однозначно. Например, в 2016 году британские следователи опубликовали результаты 10-летнего расследования смерти Литвиненко, по которому Литвиненко «вероятно» убили с одобрения Путина[9].

На одном обвинении все-таки стоит остановиться — о якобы существенном недофинансировании армии. Лишь за 2000—2009 гг. расходы на оборону выросли более чем в 10 раз — с 0,14 до 1,637 трлн рублей. В период 2009—2015 гг. произошло повторное удвоение расходов — до 3 трлн рублей. Подробнее см.rwp:Вооружённые Силы Российской Федерации#Финансирование и обеспечение.

Коррупция

Обвинение считает необходимым особо подчеркнуть, что именно при путинском правлении коррупция, казнокрадство достигли неимоверных размеров, существенно ослабив оборону страны. Ни кто-нибудь, а В.Путин, будучи президентом, в 2003 году внес в Государственную Думу поправку в Уголовный кодекс об изъятии такого эффективного средства воздействия на опасных преступников, как конфискация имущества. Шаг сделан явно в интересах криминальных элементов, организованной преступности. Поправка была принята единоросовским большинством в Федеральном Собрании. И только лишь под давлением международного сообщества «конфискация» в 2006 году была возвращена в Уголовный кодекс РФ.

Поступок В.Путина дал возможность еще раз оценить его сущность, как человека мало нравственного и корыстного, защищающего интересы олигархического капитала. И если сегодня появились утверждения о нем, как о самом богатом человеке, сколотившем огромное состояние неправедным путем, то они вписываются в логику его поведения. В.Путин, находясь на вершине государственной власти никогда не принимал радикальных мер по противодействию коррупции и организованной преступности.

Находясь в 1998-99 годах во главе ФСБ России, он расформировал управления экономической контрразведки и контрразведывательного обеспечения стратегических объектов. Первое выявляло все самые тяжкие экономические преступления, второе — не давало уводить предприятия, составляющие славу России, в собственность иностранцев.

Касаемо поправки[1] стоит отметить, что она действительно была одобрена законом. Вот только Илюхин забыл упомянуть, что простого изъятия положений о конфискации имущества не было – была замена на выплату штрафа или изъятия дохода за 1 и более год, то есть более мягкие меры наказания. Подробнее с данными поправками можно ознакомится здесь. Стоит ли говорить, что одно дело изъять, а другое изъять с заменой, причем с возвращением назад. И да — закон действительно был одобрен нижней палатой парламента, где после выборов 2003 года единороссы получили большинство (67,56%). Но закон не может быть принят, если он не одобрен Советом Федерации (статья 105.4), а данная палата Парламента комплектуется не по партийному принципу, а путем путем представительства от регионов двух представителей — одного от законодательного, другого от исполнительного органов власти в регионе.

Приверженность Илюхина мифам вроде путинской олигархии, дворца в Геленджике и миллиардах Путина мы комментировать не будем. А вот его слова про радикальные антикоррупционные меры вызывают немало вопросов:

  • Что понимается под радикальными антикоррупционными методами, которые можно осуществить в демократическом правовом государстве? Было бы полезно, если бы Илюхин поведал в своей речи об опыте борьбы с коррупцией в тех же США или Евросоюзе.
  • Почему не рассказано о коррупционной ситуации в начале 2000-х годов и ее развитии в динамике? Такой же просчет допустил Немцов в своем докладе «Путин. Итоги. 10 лет»
  • Почему не учтены принятые при Путине антикоррупционные законы, а также борьба с коррупцией, которую можно отслеживать не только в СМИ, но и через сайты официальных ведомств, в частности МВД?

Под конец Илюхин приводит в качестве доказательства расформирование двух ведомств. Опять же Илюхин не рассказывает просто ли они были упразднены или в ходе реорганизации работы ведомства их полмочия раздали новым управлениям. Также нет объяснения как эти управления работали в 90-е годы и почему они не смогли побороть Семибанкирщину, аферистов вроде У.Браудера, компании, что спекулировали с углеводородами (ЮКОС и т.д.) и уклонялись от уплаты налогов и т.д. Подробнее см.Коррупция в России#Коррупция в 90-е годы

Ссылки

Примечания

  1. Точнее, пакета поправок.