Российский автопром

Материал из Русского эксперта
(перенаправлено с «Автопромышленность России»)
Перейти к: навигация, поиск

Российская автопромышленность — важная отрасль российского машиностроения и в целом экономики России.

По состоянию на 2017 год Россия занимает 15-е место в мире по количеству производимых моторных транспортных средств. [5] Этот показатель медленно, но верно растёт, начиная с 1970-ых годов, с перерывом на экономические кризисы, которые сильно влияют на продажи автомобилей.

В 2019 году доля импортных автомобилей составила 15 % от рынка, и это в условиях низких пошлин и свободной конкуренции. [6] При этом за 10 лет до этого доля импорта составляла огромные 48 %. Уровень локализации составляет от 30 % до 90 % в зависимости от модели и сегмента.[7]

Крупнейшими автопроизводителями в России являются АвтоВАЗ (легковые автомобили), ГАЗ (малые грузовики и фургоны), КАМАЗ (большие грузовики и самосвалы), ЛиАЗ (автобусы).

В автопроме в 2013 году были заняты 243 тысячи человек (с учётом смежных производств — более миллиона человек). При этом число занятых резко (на десятки процентов) сократилось после 2009 года, [8] тогда как выпуск автомобилей продолжал расти.

Производство автомобилей в России выросло с 1,2 млн автомобилей в год в 2000 году [9] до 2,2 млн автомобилей в 2012 году (включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и т. д.). [10] Российский автопарк вырос с 7,25 млн в 1991 году до 41 млн в 2014.[11] Средний возраст российского автопарка — 11,9 лет в 2014 году, что примерно равно среднему возрасту автопарка в США и Финляндии в тот же период.[12]

Содержание

Отличия автотранспорта бывшего СССР от соседей

Отличия в первую очередь связаны с географией и особенностями застройки.

  • Анатолий Вассерман считает, что в Европе из-за расстояний выгодно делать хорошие дороги и плохие авто. В России (кроме крупных городов) — наоборот.
  • Даже в Москве нехватка стояночного места не настолько страшна, как в Европе.
  • Редки автосервисы, способные на нестандартные вещи (например, ремонт коробки-робот).
  • Застрял в глуши — стандартная проблема.

Отсюда кузова «седан» и «кроссовер», как лучше проходящие препятствия и более ёмкие по сравнению с хэчбэком. Подвеска всегда усиливается. Трудноремонтируемые новшества непопулярны. Вместе с многими современными авто поставляется система ЭРА-ГЛОНАСС.

Общие данные

Автобусы

Производство тяжёлых автобусов в России в 1999—2013 годах (по данным OICA). [2]

Россия является абсолютным лидером по производству тяжёлых автобусов в Европе, по данным OICA в России в 2013 году было произведено 23 107 шт. автобусов данного типа, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 12 460 шт.[13]

В целом, доля России составила 42,6 % от произведённых в Европе в 2013 году тяжёлых автобусов (54 208 шт.), или 6,7 % произведённых в мире тяжёлых автобусов (345 279 шт.)

В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 26 700 автобусов в год (всех типов). Для сравнения в период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 250 шт./год.[1]

В тоже время следует отметить, что абсолютным рекордсменом в данной области является Китай с производством в 173 148 автобусов в год по состоянию на 2013 год.

Грузовые автомобили

Производство тяжёлых грузовиков в России в 1999—2013 годах (по данным OICA).[3]

Россия занимает второе место в Европе по производству тяжёлых грузовиков (с полной массой более 3,5 тонн), уступая по этому показателю лишь Германии (по состоянию на 2010 год, к сожалению, начиная с 2010 года Германия, Франция и Швеция прекратили публикацию статистики в OICA).

По данным OICA в России в 2013 году было произведено 66 393 шт. грузовиков и самосвалов в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) было произведено 162 021 шт. [14] Таким образом, доля России составила 23,5 % от произведённых в Европе в 2013 году грузовиков и самосвалов (283 068 шт.), или 1,7 % произведённых в мире грузовиков и самосвалов (3 818 186 шт.)

В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 29 870 тяжёлых грузовиков (в том числе включая автосамосвалы) в год. Основные мощности введены в строй в 2005 (12 тысяч грузовиков), 2007 (1 700 грузовиков и 4 070 самосвалов, причём самосвалы — новое производство, новые мощности не вводились в строй со времён СССР) и 2008 году (12 100 грузовиков). В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 36 050 грузовиков в год.[1]

В 2017 году объём рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,2 тыс. единиц, что на 50,4 % больше, чем за тот же период 2016 года.[15]

Легковые автомобили

Производство легковых автомобилей в России в 1999—2013 годах (по данным OICA). [4]

Россия занимает второе место по количеству произведённых легковых автомобилей в Европе, уступая лишь Германии с её 5 439 904 произведёнными автомобилями в 2013 году.

По данным OICA в России в 2013 году было произведено 1 919 636 шт. легковых автомобилей, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 11 341 479 шт. [16] Таким образом, доля России составила 11 % от произведённых в Европе в 2013 году легковых автомобилей (17 383 144 шт.), или 2,9 % произведённых в мире легковых автомобилей (65 462 496 шт.)

В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 422 920 легковых автомобилей год. Основные мощности введены в строй в 2007 (235 тысяч л/а) и 2008 (135 тысяч л/а) годах. В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 25 500 шт./год.[1]

Отечественные производители

Производство Lada Vesta

«АвтоВАЗ»

«Волжский Автомобильный завод», крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе, 19 % машин России — его производства. Основан в 1966 году, путём покупки оснастки и лицензий у автоконцерна «Fiat». Однако, после испытаний предложенных моделей, отечественным инженерам пришлось внести свыше 800 изменений в конструкцию первенца завода. Так, например, заново был сконструирован двигатель «ВАЗ-2101».

Научно-технический центр «АвтоВАЗа» включает в себя аэродинамическую трубу, комплекс ударных испытаний (краш-тесты), аэроклиматический комплекс, комплекс электромагнитной совместимости, камера по исследованию шумов, комплекс испытательных автомобильных дорог (имеется овал длиной 10 км с профилированными виражами) и опытно-промышленное производство мощностью 15 тысяч автомобилей в год.[17], [18], [19].

В непосредственной близости к производственной площадке «АВТОВАЗ» расположена особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти». Площадь ОЭЗ 660 гектар. По состоянию на 1 мая 2015 года резидентами ОЭЗ «Тольятти» являются 16 компаний. Большая часть предприятий производители автокомпонентов.[20], [21]. Напротив завода (через дорогу) находится технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина» — один из крупнейших технопарков России. Общая площадь его объектов составляет 55 437,7 кв.м. Основной задачей Технопарка является предоставление поддержки проектам и компаниям, работающим в сфере инноваций и высоких технологий на всех стадиях: от идеи до внедрения на рынок конечного продукта. Общая стоимость проекта 4 млрд. 818 млн рублей.[22]. Таким образом Государство не просто помогает АвтоВАЗу многомиллиардными кредитами, но создаёт условия для того, чтобы завод сам зарабатывал деньги.

В сентябре 2015 года на «АвтоВАЗе» стартует выпуск новейших моделей российских автомобилей «Лада Веста». Планируется, что модель заменит линейку автомобилей «Приора».[23] В январе 2016 года планируется запустить производство нового кроссовера «Лада X-RAY».[24] 1 сентября на АвтоВАЗе стартовал выпуск спортивного автомобиля «Lada Kalina NFR».[25]

Вопреки распространённому мифу, качество выпускаемых сейчас на заводе автомобилей вполне соответствует среднемировому уровню: в том числе и по уровню безопасности. Так, например, в 2015 году «лада гранта люкс» показала в краш-тестах весьма достойный результат, опередив некоторые «иномарки» того же класса. [26]

6 ноября 2015 года «АвтоВАЗ» представил модель нового городского кроссовера «Lada Xray», серийный выпуск которого планируется начать с 15 декабря.[27]

22 декабря 2015 года «АвтоВАЗ» впервые открыл автосалон «Lada» в Венгрии. Планируется, что в скором времени автосалоны с российскими автомобилями появятся ещё в 9 городах страны.[28]

В начале 2016 года «АвтоВАЗ» впервые запускает производство двигателя с изменяемыми фазами газораспределения, который может быть поставлен на любую модель завода. [29]

По продажам в РФ за июнь 2018 года 1-е место заняла Лада «Веста» (9 843 автомобиля) против 6 609 автомобилей за июнь 2017 года. Тем самым продажи увеличились на 3 234 автомобиля в пользу июня 2018 года. 2-е место заняла «Лада Гранта» (9 182 автомобиля), увеличив продажи, по сравнению с июнем 2017 года (8 552 автомобиля), на 630 автомобилей. 8-е место заняла «Лада Ларгус» (3 846 автомобилей). В июне 2017 года было продано 3 236 автомобилей. Таким образом, разница в продажах в пользу июня 2018 года составила 610 автомобилей. 14-е место по продажам за июнь 2018 года заняла «Лада 4x4» (2 672 автомобиля). По сравнению с июнем 2017 года (2 270 автомобилей) разница составила 402 автомобиля в пользу продаж в июне 2018 года. 20-е место заняла «Лада XRAY» (2 302). В июне 2017 года был продан 2 761 автомобиль. Таким образом, разница составила 459 автомобиля в пользу июня 2017 года. Всего среди 25 самых продаваемых автомобилей в РФ за июнь 2018 года (как и за июнь 2017 года) оказалось 5 российских автомобилей, 5 из которых было произведено на «АвтоВАЗе».[30]

«LADA Sport»

Продукция «АВТОВАЗа» вдохнула в 70-е новый виток в отечественное ралли. Автомобили «Жигули» занимали места в международных ралли — «1000 озёр», «Акрополис» и пр. Наиболее успешная раллийная модель — «Лада ВФТС»[31] («Вильнюсская фабрика транспортных средств») сконструировал и выступал легендарный советский раллист Стасис Брундза [32]. Следующим автомобилем, построенным Брундзой, стала «Лада ЭВА» (Экспериментальный Вильнюсский автозавод, совершенно случайно жену Стасиса тоже зовут Ева) заднеприводный, среднемоторный прототип с 16-клапанным турбированным двигателем мощностью 300 л. с. Те, кто видел прототип в действии, говорил — и по звуку, и по езде — вылитая «Lancia Stratos». Автомобиль был почти готов, когда FIA запретила группу В.[33]. Во Франции же официальным (и единственным) экспортёром Лад был Жан-Жак Пок, который был просто влюблён в Тольяттинские автомобили! Под его руководством и частичном финансировании Автоэкспорта была подготовлена «Нива» для ралли-рейдов, занимавшая на Дакаре дважды второе, а также третье место.[34] Затем по мотивам «ВАЗ-2108» был построен прототип «Lada Samara T3». Дидье Ориоль, будущий чемпион мира по ралли, приехал на ней пятым на Дакаре.[35]

Новейшая история автоспорта на «АВТОВАЗе» связана с созданным в 2011-м году дочерним предприятием «LADA Sport», объединившем в себе как производство спортивных версий автомобилей, так и управление автоспортивными программами завода. С середины 2013-го года производятся «Kalina Sport» и «Granta Sport», отличающиеся от гражданских автомобилей более мощным двигателем, иной подвеской, улучшенными тормозами, изменённым интерьером и экстерьером. За полтора года произведено уже более 5000 автомобилей. [36]

Под управлением «LADA Sport» находятся команды, участвующие в российской серии кольцевых гонок, чемпионате России по ралли и туринговом чемпионате мира WTCC (третьем в иерархии автоспортивных чемпионатов мира, после Формулы-1 и чемпионата мира по ралли).

В 2015-м году в российском ралли «Лада Спорт» стала второй в командном зачёте, а российском кольце — первой в командном зачёте в своём классе, причём е` пилоты, выступающие на «Калинах», стали первым и третьим в личном зачёте в соревновании с автомобилями «KIA Rio», «Ford Fiesta», «VW Polo», «Renault Twingo». [37]

В чемпионате WTCC команда «LADA Sport» выступала ещё в 2009-м году, сначала на автомобиле «LADA 110», а затем — на «Приоре», однако ушла из соревнования в связи с кризисом, коснувшимся завода. В 2013-м, команда вернулась уже с «Грантой», и, перестроив её в 2014-м под новый регламент, добилась первых серьёзных успехов: сначала попала на подиум, а потом и вовсе выиграла несколько гонок, соревнуясь с болидами «Citroen», «Honda» и «Chevrolet». Впервые в истории автоспортивных чемпионатов мира на церемонии награждения прозвучал российский гимн. [38] Новый 2015-й год команда начала уже с Вестой, и снова несколько раз попала на подиум. В следующем году на старт должны выйти серьёзно обновлённые автомобили. [39]

«Лада Веста»

«Лада Веста»
  • 8 декабря 2017. Новейший российский легковой автомобиль «Лада Веста», стала второй по популярности машиной в России, впервые с момента выхода модели на отечественный авторынок.[40]

«КамАЗ»

«Камский автомобильный завод» входит в десятку крупнейших заводов по производству грузовых автомобилей в мире. В 2014 году «Камаз» произвёл 38800 грузовиков.[41] Российская команда «КамАЗ» — многократный победитель ралли «Дакар». К 2020 году «КамАЗ» собирается разработать первый в России беспилотный автомобиль.[42] Новая модель «КАМАЗ-5490» была презентована 9 декабря 2013 года. Это принципиально новый магистральный тягач российского производства и по мнению многих специалистов настоящий технологический прорыв в сфере отечественного грузового транспорта.

15 % принадлежит компании «Daimler» (пакет в 10 % был продан «Даймлеру» компанией «Тройка диалог» за $250 млн в начале декабря 2008 года, ещё 5 % были приобретены в конце октября 2014 года у ЕБРР);

В апреле 2015 года состоялось открытие новой производственной линии ОАО «КамАЗ» по выпуску газобаллонного транспорта, работающего на метане. Она позволяет ежегодно производить до восьми тысяч единиц 50 различных моделей автомобильной техники.[43]

«КАМАЗ-63968 Тайфун» — универсальный бронированный автомобиль повышенной защищённости на оригинальном шасси. Соответствует машинам типа MRAP. Машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля. Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. 50 единиц служат в Южном военном округе по состоянию на 3 апреля 2015 года.

Компания «КамАЗ» имеет свои заводы по производству грузовиков в Казахстане, Вьетнаме, Эфиопии, Пакистане. Также планирует открыть завод в Литве.

  • 4 сентября 2015 года «КамАЗ» и китайский «Hawtai» подписали соглашение по созданию совместного предприятия, которое будет продавать грузовики «КАМАЗ» в Китае.[44]
  • По итогам 9 месяцев 2015 года седельные тягачи «КАМАЗ» занимают первое место по продажам в России среди всех машин подобного класса.[45]

«ГАЗ»

«Горьковский Автозавод», на данный момент старейшее автомобильное предприятие в России, основано в 1932 году. Ведёт свою родословную от лучших технологий «Ford», приобретённых у США, став одним из ярких символов первых пятилеток эпохи индустриализации страны, будучи возведённым в рекордные 18 месяцев. Производит Лёгкий коммерческий транспорт (грузопассажирские автомобили семейства «Соболь», «Газель-Бизнес»), Мало и среднетоннажные грузовики («Газель Next», «ГАЗон Next», автомобили семейства «Валдай» и «ГАЗ 3309»), специализированную технику для военных и геологов (МТЛБ, БТР, «ГАЗ-Водник»…). В начале 2015 года, в Германии, стартовали продажи автомобилей семейства «Газель». На данный момент в продажу поступили 5 из 6 предложенных моделей. [46] [47]

«УАЗ»

«Ульяновский Автомобильный завод». Основан в 1941 году, в рамках проведения операции по переброски производств на восток страны, от наступающих гитлеровских войск. Являлся филиалом АМО «ЗиЛ», затем, принял в производственную программу автомобиль «ГАЗ-69» повышенной проходимости, ставший «дедушкой» всех нынешних вездеходов завода. В производственной гамме предприятия сегодня автомобили семейства 3160 «Патриот», 3151 «УаЗ-Хантер»/469, грузовики, фургоны и микроавтобусы повышенной проходимости семейства «УАЗ 3909». Автомобили «УАЗ» стали визитной карточкой России и Российской Армии.

В сентябре 2015 года УАЗ продемонстрировал ряд внедорожников разработанных специально для нужд МВД. Также представители «УАЗа» сообщили, что в серийное производство были запущены военные «УАЗ-Патриот».[48]

По итогам 2015 года «УАЗ» улучшил свои показатели по продажам новых автомобилей в России сместившись с 15-ой строчки на 11-ую, увеличив свою долю рынка среди пассажирских и коммерческих автомобилей до 3 %.[49]

«ЛиАЗ»

«Ликинский автобусный завод» начал свою работу в 1937 году. На производство автобусов марки ЗиЛ предприятие подключили в 1959 году. С тех пор из ворот данного завода вышли сотни и тысячи автобусов и троллейбусов, которые мы видим на улицах наших городов. На автобусах марки «ЛиАЗ-677» в 1967 г. была впервые применена в отечественном автобусостроении автоматическая коробка передач. В настоящее время «ЛиАЗ» выпускает современные городские автобусы. В 2012 году на базе автобуса «ЛиАЗ-5292» был разработан электробус на литий-ионных батареях, максимальный запас хода которого составляет 200 км.[50][51]

«ПАЗ»

«Павловский Автобусный завод» — с 1951 г. приступил к производству автобусов малого класса, для эксплуатации на дорогах без усовершенствованного покрытия. Сегодня «ПАЗ» — современное предприятие, с широкой модельной гаммой, в которой, в том числе есть и современные низкопольные автобусы городского класса, с изменяемым дорожным просветом.

«ГолАЗ»

«Голицынский автобусный завод» был основан в 1990-м году. Предприятие производит автобусы среднего, большого и особо большого класса, а так же сельхозтехнику. Автобусы моделей «ГолАЗ 525110», 622810 и 52911 «Круиз» обслуживали зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.

«БАЗ»

«Брянский автомобильный завод». Основан в 1958 г. Завод специализируется в постройке тяжёлых автомобильных шасси и тягачей специальных конструкций, для нужд армии и народного хозяйства.

«УралАЗ»

Основан в суровом 1941 году, во время колоссальнейшей эвакуации предприятий на восток страны. На данный момент завод выпускает грузовики, самосвалы, тягачи и шасси повышенной проходимости для армии и народного хозяйства.

«КАвЗ»

«Курганский Автобусный завод». Основан в 1958 году, на протяжении 50 лет производил различные модели капотных автобусов «КАвЗ» на базе грузовиков «ГАЗ». На данный момент завод сосредоточился на выпуске автобусов среднего класса «КАвЗ-4235» и «КАвЗ-4238» «Аврора». Автомобили по-прежнему несут традиции первых моделей — простоту и надёжность, а так же ремонтопригодность.

«Marussia Motors»

Россия с 2009 по 2014 год была представлена в Формуле-1 командой «Marussia». «Marussia Motors» занималась производством спортивных автомобилей, первых российских спорткаров. В 2018 году появилась информация о плане возрождения штучного производства компанией VIP-Service из Новосибирска. [52]

«АК Дервейс»

000 "АК «ДЕРВЕЙС», организованное в октябре 2002 года в северокавказском Черкесске братьями Деревыми, стало первой в России частной автомобильной компанией. В 2003 году фирма предложила на рынок оригинальный внедорожник "Derways-3131 «Cowboy». С конца 2005 года фирма освоила отвёрточную сборку сразу нескольких моделей внедорожников из китайских SKD-комплектов. В начале 2007 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Китайской компанией «LIFAN», Группой компаний "АВТОМИР"и 000 АК «ДЕРВЕЙС», согласно которому в г. Черкесске к 2009 г. был построен новый автосборочный завод для сборки автомобилей из SKD-комплектов с последующим переходом на CKD в количестве не менее 25 000 автомобилей в год. Серийная сборка легковых автомобилей «Lifan Breez» началась 10 августа 2007 года. В 2009 г. начато производство (по полному циклу) хэтчбеков «Lifan-7131A»/«7161A Breez». В 2010 году начато производство автомобилей «Haima 3» китайской компании «Hainan Mazda». Всего завод производит 22 модели автомобилей, как под собственным брендом, так и под брендами «Chery», «Lifan», «Haima», «Geely», «Hawtai», «JAC».

Автоспецоборудование «Силант»

Открытое акционерное общество «Автоспецоборудование» расположено в Великом Новгороде и занимается производством многоцелевых вездеходных транспортных средств под маркой «Силант» (сила новгородских технологий), на основе автомобиля Научного автомоторного института НАМИ-2338.[53] Продукция

Машиностроительный завод «Тонар»

Завод «Тонар» начал выпуск автопродукции в 1990 году, с изготовления прицепов к легковым автомобилям. Позже были разработаны и произведены полноразмерные прицепы и полуприцепы. С сентября 2011 года завод начал выпуск седельных тягачей и самосвалов собственной конструкции, с применением некоторых иностранных комплектующих. А в 2013 году с конвейера вышел первый карьерный самосвал.[54].

Впрочем, прославилась компания в первую очередь своими перевозными киосками, благодаря чему все оборудованные колёсами вагончики сейчас называются тонарами. «ТОНАР» так и расшифровывается — товары для народа.

«Ирбитский Мотоциклетный Завод» («ИМЗ»)

Единственный в мире завод, производящий тяжёлые мотоциклы с коляской. Основан в 1941 году, когда советом по эвакуации при СНК СССР было принято решение о переводе Московского мотозавода в город Ирбит. Первым серийно выпускаемым мотоциклом стал «М-72». В настоящее время на ИМЗ выпускается 8 различных моделей мотоциклов «Урал», среди которых есть и мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски, и чисто дорожные, и мотоциклы-одиночки. Как и прежде, «Уралы» имеют оппозитные четырёхтактные двигатели объёмом 750 куб.см, четырёхступенчатую трансмиссию с задним ходом, а так же главную передачу с карданным валом. Модели повышенной проходимости имеют жёсткоподключаемый бездифференциальный привод. С 2015 года все двигатели оборудуются системой распределённого впрыска. В наши дни в производстве используется много импортных комплектующих: тормоза, карбюраторы или инжекторы, генераторы, амортизаторы, подшипники, электронные блоки. Хотя, такая картина характерна практически для всех мировых производителей техники. Сейчас завод ориентирован, в основном, на западный рынок. В России мотоциклы «Урал» пользуются мизерным спросом, так как большинство платёжеспособного населения проживает в городах, где мотоцикл с боковым прицепом просто неудобен в эксплуатации. Продукция ИМЗ во всем мире считается весьма надёжной; лёгкой в обслуживании и ремонте; «всеядной» по отношению к используемым ГСМ; недорогой, в сравнении с мототехникой других производителей. Но главное преимущество «Уралов» в их уникальности и эксклюзивности. Многие владельцы считают изюминкой этих мотоциклов их примитивность и чрезвычайную простоту конструкции всех агрегатов. В 2010 году «Урал-Патруль» попал в десятку лучших мотоциклов, продаваемых в США.

«ПК Транспортные системы»

Российский разработчик и производитель городского электротранспорта. Учреждённая в 2013 году, компания специализируется на создании 100%-низкопольного подвижного состава. Компания выпускает 8 моделей 100%-низкопольных трамваев на уникальной тележке:

  • односекционный трамвай модели 71-911 City Star;
  • двухсекционный трамвай 71-923 «Богатырь» и его модификация «Богатырь М»;
  • трёхсекционный трамвай 71-922 «Варяг»;
  • трёхсекционный трамвай 71-931 «Витязь», а также широко известный трёхсекционный трамвай 71-931 М «Витязь-Москва»;
  • 100%-низкопольный, восьмиосный, трёхсекционный трамвайный вагон 71-934 «Лев»;
  • 100%-низкопольный четырёхосный односекционный трамвайный вагон 71-911ЕМ «Львёнок».

Компания также выпустила 2 модели колёсного транспорта на электрической тяге — полностью низкопольный троллейбус «Адмирал» с увеличенным автономным ходом и инновационный электробус «Пионер» с использованием прицепного аккумулятора.

«ШЕРП»

ООО «ШЕРП» производит уникальный вездеход-амфибию на шинах сверхнизкого давления. Снегоболотоход, спроектированный на основе разработок Алексея Гарагашьяна был представлен в 2015 году и сейчас активно продаётся в 49 странах мира.

«Авторос»

Компания «Авторос». Основаная в 1997 году, занимается производством гражданских вездеходов «ШАМАН», снегоболотоходов «MYL» и шин низкого давления и дисков марки «AVTOROS». Вездеходы «ШАМАН» используются в условиях крайнего севера, в Сибири и степи.

Прочие

  • «Соллерс-Набережные Челны»

«Завод малолитражных автомобилей» («ЗМА») был основан в качестве дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» в 1987 году. Основной его функцией было выпуск малолитражных автомобилей «ВАЗ 11113-ОКА». В 2008 году полный пакет акций выкупила компания «Соллерс» и основала предприятие ОАО «Соллерс-Набережные Челны». В настоящее время предприятие занимается сборкой импортных и отечественных автомобилей таких как «Уаз-Патриот», «SsangYong», «ISUZU».[55]

  • «Автотор»

Одно из крупнейших российских предприятий по сборке иностранных автомобилей марки «BMW», «Chevrolet», «Hummer», «Kia». Основано в 1996 году в Калининградской области.[56]

  • «Волжанин»

Российское автобусностроительное предприятие расположенное в Волгоградской области. Компания была основана в 1993 году и занималась сборкой продукции «Ликинского автобусного завода». В дальнейшем «Волжанин» перешёл на выпуск собственных автобусов различного класса.[57]

  • «Нефтекамский автозавод» («НЕФАЗ»)

Крупный российский производитель автобусов и спецнадстроек на шасси КамАЗ, входящий в группу предприятий ОАО «КамАЗ». Завод расположен в республике Башкортостан городе Нефтекамске.[58]

  • «Чеченавто»

Российское автомобильное предприятие основанное в 1960 году в городе Аргун Чеченской республике. В настоящее время завод занимается сборкой автомобилей марки «Лада».[59]

  • «Арзамасский машиностроительный завод» («АМЗ»)

Российская компания по производству бронетранспортёров, лёгких бронированных автомобилей, автозапчастей и спецтехники. Также на «АМЗ» производятся гражданская версия военного автомобиля «ГАЗ-2330» «Тигр».[60]

  • «Ногинский завод топливной аппаратуры»

«Ногинский завод топливной аппаратуры» — широко известное в России и за её пределами предприятие массового производства топливной аппаратуры для дизельных двигателей тракторных и автомобильных модификаций. В 1947 году был собран первый топливный насос высокого давления типа НТН 1-6,5 для трактора «КД-35». С этого момента начат отсчёт истории нового предприятия.[61]

Иностранные автомобильные компании в России

Начиная с 2000-х, российские промышленники ведут сотрудничество с иностранными компаниями. Например, основанный в 1997 «ТагАЗ» начал с 2001 года выпускать ставшие очень распространёнными в области «Hyundai Accent» и «Hyundai SantaFe», a также автомобили марки «Daewoo». Впоследствии «ТагАЗ» начал выпускать машины собственной разработки C100 и старые модели «Ssang-Yang» и «Chery» под брендами «Tagaz» и «Vortex».

Собственные заводы на территории России имеют концерны «Volkswagen» (самый большой — в Калуге), «Ford», «Renault-Nissan» (совладелец «АвтоВАЗа»), «General Motors» и многие другие.

Согласно данным Минпромторга, средний уровень локализации автомобилей в России — 45 %, при этом локализация автокомпонентов для них не превышает 20 % (уровень локализации рассчитывается по добавленной стоимости). [62]

Нашумел уход легкового «Форда» из России (2019). Доводы против — Россия не дала ему работать. Доводы за [63] — виноват сам «Форд», переход на высокофорсированные малолитражные моторы и коробки-роботы преждевременный (см. ниже, что сделал «Фольксваген»)[2], а на пятки наступают корейцы. «Форд-Фокус 2» — синоним кредитного автомобиля среднего класса докризисных 2000-х, а «Форд-Фокус 3» не так хорош. Альтернативные доводы [64] Дмитрия Пронина «Монстрохода», бывшего специалиста НАМИ — бренды посадили на колёса всех, кого могут посадить, а меры по искусственному снижению срока службы вроде экологических налогов внедрить не сумели. Потому снизилась ёмкость рынка, и кто-то должен уйти. Легендарные фордовские микроавтобусы продолжают строиться в России.

«Фольксваген-Поло седан»

Первый легковой автомобиль, сконструированный иностранной компанией в России и для России. Производится с 2010 года на калужском заводе «Фольксваген», поначалу очереди растянулись на полгода, в одной России продано порядка 500 тысяч. Впоследствии автомобиль адапировали под рынки других небогатых стран. Любим такси и каршерингами. Отличия автомобиля:

  • Повышена, по сравнению с немецким оригиналом, надёжность кузова. По той же причине подвеска примитивнее, чем у немцев. Улучшен старт в мороз.
  • Немецкий «Фольксваген-Поло» — это хэтчбэк, но в России популярнее кузов «седан»: внушительнее вид (в России это важно), постоянные перевозки больших грузов, поездки на дальние расстояния (нужна вместительная и аэродинамичная машина), длинная база лучше проходит неровности, а нехватка стояночного места не столь жёсткая, как в Европе. Кузов совершенно новый, ни одна кузовная деталь от «Поло хэтчбэка» не подходит на «Поло седан».
  • «Поло» — автомобиль малого класса (снаряжённая масса 1,2 тонны) и не может стоить дорого, так что машину удешевляли по мелочам (слабенькая пластмасса, нет противотуманных фар, отключение пассажирской подушки только через OBD), чтобы главное — кузов, двигатель и коробка — было на высоте. И, возможно, даже перегнули палку с удешевлением — некто «Ильдар автоподбор» заявляет, что в первых моделях, как только они приезжали в сервис, проводили десять доработок.
  • Двигатели — «приспортивленный» 1,4 TSI, «спокойный» 1,6 MPI и дизельный 1,5 TDI. Коробки — 5-ступенчатая ручная, 6-ступенчатый автомат и 7-ступенчатый робот. Немецкие «поло» автоматом не комплектуются, проверенную японскую коробку поставили специально для России с её «традициями» авторемонта — робот с его дорогими расходниками понравился не всем (по другим данным, на MPI робот не становится). Отказались от высокофорсированных малолитражных двигателей, TSI программно дефорсирован: срок службы русского автомобиля намного превышает традиционные 6 лет/150 тыс. км, а бензин вдвое дешевле. Самая «спортивная» комплектация, с TSI и роботом, хорошо чувствует себя даже на трассе — со скидкой на то, что более тяжёлым машинам нипочём ямы и потоки воздуха от фур.

Экспорт российских автомобилей

Россия вполне успешно экспортирует автомобили во многие страны мира, в том числе, которые не входят в Таможенный союз. Так в 2016 году за рубеж было поставлено более 20 тыс. автомобилей.[65] Традиционно Германия является крупнейшим импортёром российских автомобилей в ЕС. В 2016 году немцы купили не менее 3,3 тысяч автомобилей из РФ, что на 43 % больше чем годом ранее.[66] Наиболее продаваемым автомобилем стала «ЛАДА Гранта», которых было продано 1686 единиц. Второе место занял внедорожник «ЛАДА 4×4», а третье хэтчбэк «ЛАДА Калина».[67]

Мифы и стереотипы о российском автопроме

В 1990-е и начале 2000-х изначально нейтральное выражение «Российский автопром» превратилось почти что в синоним плохого автомобилестроения. В особенности критиковали продукцию крупнейшего российского завода — «АвтоВАЗа», примерно в таком стиле: ничего нет хуже «семёрки», которой уже не меньше тридцати лет, у которой просела задняя ось, в которой постоянно что-то ломается и необходимо чинить, покупая новые запчасти. В интернете есть неисчислимое количество картинок и приколов на эту тему. Эти мифы обыгрывала и массовая культура. Так, на телеканале ТНТ несколько лет назад выходил комедийный сериал «Наша Раша» — калька с британского скейтча «Маленькая Британия» есть как минимум два эпизода, посвящённых продукции Волжского автозавода. В одном из них рублёвские бомжи Сифон и Борода издеваются над потребительскими качествами новенькой «Лады Калины», привезённых кем-то из олигархов на помойку. Во втором телезритель из Таганрога Сергей Юрьевич Беляков вслух издевательски комментирует рекламу автомобиля «Лада Приора». Думается, что если бы в оригинальном сериале «Маленькая Британия» существовали бы подобные эпизоды, высмеивающие «Ровер Мини» или «Ягуар», производители бы просто разорили телевизионщиков судебными исками. Но наш автопром ещё не научился защищать в суде честь, достоинство, деловую репутацию.

В защиту старого российского автопрома можно сказать следующее: отечественные автомобили показывают феноменальную живучесть! Мало какая легковушка массового производства будет исправно выполнять свой долг 40 и более лет! Только лишь в последние годы сознание наших сограждан начало заслуженно ценить тех ветеранов, которые ещё на ходу: красавицу «Победу» (а ведь самой молодой сейчас 57 лет), стремительную «Волгу», юркие «Жигули», неприхотливые «Москвичи» и забавные «Запорожцы». Заботливое сохранение образцов технической мысли прошлого откроет глаза нам сегодня на то, что мы могли достигать высот, и неправы были хулители отечественного автопрома 90-х.

Современный же российский автопром — это не только «АвтоВАЗ», это многие другие предприятия в России. В последнее десятилетие в России открылось множество автозаводов иностранных производителей, заняв значительную долю рынка. Но и российские компании, в том числе «АвтоВАЗ», провели к концу 2000-х гг. масштабную модернизацию и оптимизацию производства, что резко повысило как качество их продукции, так и общую экономическую эффективность.

См. также

Ссылки

Несортированные ссылки

Возможно, часть ссылок ниже следует перенести в тело статьи.

Статьи в «Авторевю»

Статьи в «Колёса»

Где-то, почти в начале: автопром 30-х годов СССР

Достижения Нашей технической мысли

История УАЗ

ЛуАЗ

Подвиги «Москвича»

Экспортные достижения Нашего автопрома

Достижения российского автомобилестроения

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Цифры по введённым мощностям взяты из форм «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений № С-1» — на сайте fedstat.ru.
  2. Стоит признать: к 2015 году, после более чем десятилетия доработок, роботизированные коробки Volkswagen DSG стали очень хороши, если есть деньги платить за расходники, и Hyundai/KIA и Ford так и не смогли придумать что-то близкое.