Морские крепости России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngПриморские крепости весьма разность имеют с теми, которые на сухом пути, ибо на сухом пути стоящие крепости всегда заранее могут о неприятельском приходе ведать, понеже довольства времени требуют войску маршировать; а на море так безвестно есть, как человеку о своей смерти.Rightquotes.png
Император Пётр I Великий, «Дневник царя»

Здесь собирается перечень российских морских крепостей (прочие крепости см. статью Крепости России), укрепрайонов и прочих фортификационных сооружений и их комплексов всех времён, достаточно крупных для попадания в списки серии статей Крупные российские проекты, а также аналогичных более мелких, но ставших важными или широко известными, в том числе национальными символами России.

К морским крепостям традиционно относят крепости, защищающие морские порты и проливы, а также устья крупных рек. Характерной особенностью таких крепостей является приспособленность к боевым действиям против вражеского морского флота и нахождение непосредственно на берегу морей и океанов, либо в устьях рек, судоходных для морских судов своего времени.

В силу особенностей побережья России, для которого характерна географицеская изоляция участков морского побережья друг от друга, крепости разделены по морям и океанам, а внутри них — по алфавиту. В список включаются все крепости, когда-либо бывшие российскими.

Балтийское море

Противотанковые заграждения БОБРа, 2009

Береговая оборона балтийского района (БОБР, ныне Моонзундские острова, Эстония)

1940—1941 гг. — на островах Моонзундского архипелага и соседнем острове Осмуссаар ведётся строительство мощной системы обороны, прежде всего с моря, призванной защитить от захвата как сами острова, так и Рижский и Финский заливы Балтийского моря (последняя задача должна была решаться во взаимодействии с укреплённой базой Ханко) вместе с соединяющим их напрямую проливом Моонзунд. Укрепления строились местами практически там же, где ранее располагались укрепления Моонзундской и Передовой позиций Крепости Петра Великого, остатки которых к этому моменту утратили какую-либо ценность.

Сильно недостроенные укрепления БОБРа, тем не менее, в целом достойно показали себя в начале Великой Отечественной войны, хоть и штурмовались, в отличие от Первой Мировой войны, со стороны тыла. После войны в связи с изменениями в военном деле укрепления островов практически не достраивались и восстанавливались лишь частично.

Руины главного форта крепости Бормазунд, 2007

Бормазунд (ныне Бормасунд, Финляндия)

1809 г. — вскоре после присоединения западной Финляндии и Аландских островов к России на Аланде (ныне в Финляндии) — крупнейшем из островов архипелага была выкуплена земля и начались подготовительные работы к строительству у пролива Бормазунд, ведущего в удобную для флота бухту Лумпарн, одноимённой с проливом морской крепости. В связи с международной обстановкой на других границах и последовавших Отечественной войны 1812 года, войны с Персией и Заграничного похода дальнейшие работы вскоре были отложены, как оказалось более, чем на 20 лет.

1832—1854 гг. — с возобновлением работ при Николае I крепость медленно строилась, однозначно достигнув размера крупного проекта ещё до Крымской войны (главный форт крепости был завершён в 1844 году).

1854 г. — после успешного отражения нападения с моря недостроенная крепость после непродолжительных, но упорных боёв была взята с суши в основном действием очень большого по тем временам количества артиллерии многократно превосходящих англо-французских войск во время Крымской войны, после чего была взорвана.

Позднее крепость не восстанавливалась. Ныне часть неплохо сохранившихся благодаря облицовке из толстых многоугольных гранитных блоков развалин крепости служит туристическим объектом в Финляндии.

Крепость в устье реки Наровы

1557 г. — «для корабельного пристанища» построена дерево-земляная крепость (по терминологии того времени — город) в устье Наровы (в то время Неревы, Нарвы). Крепость состояла из трёх отдельных укреплений, вооружённых большим количеством артиллерии.

1579 г. — в ходе Ливонской войны крепость полностью разрушена шведским флотом, поскольку значительная часть войск прибалтийских крепостей была отправлена для борьбы с польским вторжением. Больше крепость не восстанавливалась.

Выборг

Калининград (Кёнигсберг)

Морской форт «Император Александр I» в Кронштадте, 2016

Кронштадт

1703 г. — после освобождения от шведов устья Невы в ходе Северной войны Петром I Великим выполнены промеры глубин на подступах к реке со стороны Финского залива и установлено наличие единственного глубоководного подхода к острову Котлин, который было решено защитить морским фортом.

1703—1704 гг. — подготовлено и выполнено строительство морского форта Кроншлот (изначально Кроншлосс) у берегов острова Котлин.

1704 г. — Кроншлот успешно выдержал атаку шведской эскадры, после чего дополнительные артиллерийские батареи были размещены на самом острове Котлин.

1705 г. — Кроншлот успешно выдержал атаку более мощной шведской эскадры.

1706 г. — на западной оконечности острова Котлин был построен форт «Шанц» (он же «Александровская батарея» и «Александр-шанец»).

Начало 1720-х — на острове Котлин построена Ивановская батарея.

1723 г. — на острове Котлин официально заложена морская крепость Кронштадт.

1703—1724 гг. — у берегов Кронштадта построен второй крупный морской форт «Цитадель» или, неофициально, «Новый Кроншлот», позднее при радикальной реконструкции переименованный в «Император Пётр I».

...

Укрепления крепости Либава, 2008

Либава (Порт Императора Александра III, ныне Лиепая, Латвия)

1890 г. — началось строительство военно-морской базы и крепости в городе Либава (ныне Лиепая, Латвия). Крепость требовала строительства искусственной гавани и располагалась всего в 70 км от границы с Германской Империей, что было опасно в случае войны, однако как база флота Либава имела и серьёзное преимущество, предопределившее её строительство — в то время это был наименее незамерзающий российский порт на Балтийском море, обеспечивавший при наличии ледокола круглогодичную эксплуатацию.

12 августа 1893 г. — в присутствии Императора Александра III состоялась официальная церемония закладки уже строившейся военно-морской базы.

5 декабря 1894 г. — военно-морской базе присвоено название «Порт Императора Александра III».

1898 г. — военно-морская база фактически вошла в строй, приняв на зимовку первые корабли российского военно-морского флота.

1904—1905 гг. — во время Русско-японской войны строительство собственно частично вступившей в строй крепости было приостановлено, хотя она к этому времени и однозначно достигла размеров крупного проекта. Однако в целом база в это время с успехом использовалась по прямому назначению и активно расширялась как порт, обеспечив, в частности, завершение подготовки и отправку на театр боевых действий 3-й Тихоокеанской эскадры в то время, когда остальные военные порты на Балтике были скованы льдами.

27 июня 1907 г. — в связи с изменением плана обороны страны крепость как таковая была упразднена, хотя уже построенные оборонительные сооружения сохранялись.

1914 г. — в соответствии с планами 1910 года при начале войны в виду опасности захвата противником оборонительные сооружения Либавы приведены в негодность.

1915 г. — Либава захвачена немецкими войсками. Больше как крепость она не восстанавливалась.

Некоторые из сооружений крепости сохранились, хоть и не в лучшем состоянии, и поныне.

Морская крепость Императора Петра Великого

Балтийск (Пиллау)

Крепость в г. Балтийск.

Ревель (ныне Таллин)

Валы крепости Рогервик, 2013 г.

Рогервик (позже Балтийский Порт, ныне Палдиски, Эстония)

1718—1726 гг. — на берегу Балтийского моря в объёме первой очереди построены порт и крепость Рогервик (позже Балтийский Порт, Балтиски, ныне Палдиски, Эстония). Строительство и порта, и крепости было прервано вскоре после смерти Петра I. В это время была построена крепость с пятью бастионами, маяк и портовые сооружения, однако главное сооружение порта — волнолом, призванный сделать гавань порта защищённой от северных ветров, в это время достроить не удалось. Последующие попытки его достроить также не увенчались успехом по разным причинам.

1762—1768 гг. — крепость достроена.

6 марта 1790 г. — крепость взята внезапным нападением шведского десанта, который вскоре отступил. Комендант крепости, не организовавший в ней нормальную службу, был отдан под суд.

1796 г. — крепость упразднена.

В настоящее время руины валов крепости доступны для осмотра. Построенные из дерева внутренние строения крепости не сохранились.

Свеаборг (ныне Суоменлинна, Финляндия)

Противотанковый ров базы Ханко, 2006

Ханко (ныне Ханко, Финляндия)

1940—1941 гг. — на арендованной у Финляндии территории срочно создаётся укреплённая военно-морская база, призванная оборонять северный фланг входа в Финский залив во взаимодействии с береговыми батареями Береговой обороны балтийского района, располагавшимися южнее. Располагалась на месте стыка бывших и давно к тому времени разукомплектованных Флангово-шхерной и Передовой позиций Морской крепости Петра Великого, но каких-либо серьёзных укреплений по наследству от неё не получила.

В 1941 году недостроенная, но уже получившая достаточно развитую систему морских и сухопутных укреплений база с успехом оборонялась с 22 июня по 2 декабря 1941 года, когда была завершена её организованная эвакуация. Поскольку крупнокалиберная артиллерия базы была железнодорожной, основная часть её укреплений, за исключением в основном орудийных двориков, носила полудолговременный характер, например в виде двойных срубов с заполнением булыжником и внешней обваловкой и до настоящего времени не сохранилась. Ныне находится на территории Финляндии.

Северный Ледовитый океан

Кольский острог

Валы Новодвинской крепости, 2013

Новодвинская крепость

1701—1714 гг. — в устье реки Северная Двина построена каменная бастионная крепость, призванная защитить Архангельск от нападений с моря. Только начатая крепость летом 1701 года победила в бою со шведской эскадрой благодаря подвигу захваченных в плен шведами лоцмана Ивана Рябова и толмача (переводчика) Дмитрия Борисова, выведших вражеские корабли под пушки крепости и посадивших их на мель. Основные сооружения крепости были завершены в 1705 г., а в 1714 г. достроили усиливший её равеллин.

1863 г. — крепость была упразднена.

Изначально очень качественно построенная крепость более не модернизировалась, хоть и предотвратила нападение на Архангельск даже в Крымскую войну 1854—1855 гг., с успехом прослужив, таким образом, до самого конца эпохи гладкоствольной артиллерии. К настоящему времени она относительно неплохо сохранилась, хоть и не отреставрирована. Формально находится на территории г. Архангельск, но отстоит от его центра на расстояние около 20 км.

Стены Соловецкого монастыря, 2009

Соловецкий монастырь (Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь)

1578 г. — монастырь превращается в морскую крепость, получив первые, ещё деревянные стены.

1584—1594 гг. — построены новые каменные стены и башни Соловецкого монастыря. Использование местного материала в виде огромных гранитных глыб оказалось крайне удачным архитектурным решением - построенные в это время стены не только прекрасно сохранились до наших дней, но и сохраняли военное значение до середины XIX века(!) включительно, когда они успешно выдержали обстрел со стороны английской эскадры, отвадив от монастыря всех без исключения врагов страны.

Тихий океан

Укрепления форта № 12 крепости Владивосток

Владивосток

1889—1905 гг. — важнейший российский порт на Тихом Океане, преобразованный в крепость получил первую систему укреплений с суши и с моря, в целом успешно выполнившую свою задачу в ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг.

1906—1917 гг. — после Русско-японской войны единственный глубоководный порт страны на Тихом Океане с подведённой железной дорогой стал ещё более важным, вследствие чего было принято решение о преобразованит Владивостока в одну из сильнейших в мире морских крепостей, для чего в это время он подвергся коренной реконструкции, в значительной мере выполненной до революций 1917 года, причём строительство не прекращалось даже во время Первой Мировой войны.

В результате последовавших затем Гражданской войны и оккупации строительство было заброшено, а затем крепость была разоружена по условиям договора о выводе японских войск. Снова укреплять Владивосток стали только в 1930-х годах.

Внутренний коридор укреплений Порт-Артура, 2006

Порт-Артур

1880-е гг. - китайским правительством с технической помощью германских и французских специалистов начато строительство военного порта и крепости Люйшунь (в иностранных источниках — Порт-Артур). Выбранная гавань у рыбацкой деревни Люй-шунь-коу. Выбранная гавань имела исключительно удачное географическое расположение, но была слишком мелководна, пересыхая в прилив в значительной своей части, в связи с чем при строительстве порта пришлось делать обширные углубительные и берегоукрепительные работы.

1892 г. — порт и крепость Люйшунь (Порт-Артур) были введены китайцами в строй.

1894 г. — китайская крепость взята штурмом японскими войсками и отошла было Японии, но под давлением России и других европейских стран была возвращена Китаю.

1898 г. — морская крепость Порт-Артур (Люйшунь) на Жёлтом море взята в аренду у Китая на 25 лет. Частично искусственно углублённая гавань Порт-Артура была способна вместить корабли 1 ранга того времени, но с проходом только во время прилива, что впоследствии самым печальным образом отразилось на ходе Русско-Японской войны.

1900—1904 гг. — Порт-Артурская крепость подверглась коренной реконструкции.

1904 г. — многомесячная героическая оборона Порт-Артура в ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг.. Крепость сдалась после исчерпания ресурсов к обороне и сил гарнизона, при этом общие потери штурмующих почти втрое превысили численность гарнизона крепости.

1905 г. — по Портсмутскому мирному договору Россия отказалась от права аренды Порт-Артура.

1945—1955 гг. — по договору с Китаем Порт-Артур находится в совместном использовании Китая и СССР.

После 1955 года Люйшунь (Порт-Артур) служит пунктом базирования среднего размера кораблей китайских военно-морских сил. К настоящему времени является пригородом многомиллионного города Далянь в который превратился отстроенный во времена царской аренды российский коммерческий порт и город Дальний.

Чёрное море

Укрепления Еникале, 2003

Еникале

1699—1706 гг. — во время очередной Русско-турецкой войны построенная Турцией на берегу Керченского пролива для контроля судоходства в нём построена бастионная крепость с каменными элементами Еникале (на турецком буквально «Новая крепость»).

21 июня 1771 г. — во время очередной Русско-турецкой войны крепость сдана русской армии без боя.

1774 г. — Керчь и Еникале переданы России.

1825 г. — крепость упразднена (то есть снята с вооружения как оборонительный объект постоянной готовности).

1825 г. — в крепости организован военный госпиталь.

Май 1855 г. — использовавшаяся во время Крымской войны как артиллерийская позиция, крепость выдержала недолгий бой с англо-французским флотом, после чего была оставлена защитниками.

1880 г. — военный госпиталь в крепости упразднён, после чего она была заброшена.

Крепость в XX веке подверглась частичной реставрации и к настоящему времени крепость относительно неплохо сохранилась.

Укрепления Керченской крепости, 2009

Керченская крепость

1857—1872 гг. — компактная, но мощная морская бастионная крепость без порта, представлявшая собой по сути гигантскую батарею береговой обороны, была построена под городом Керчь в районе будущего Крымского моста для контроля входа в Керченский пролив. Строительство крепости велось на месте бывшей батареи береговой обороны 1771 года, взятой в Крымскую войну противником с суши. Крепость не следует путать с более древней крепостью в Керчи — Еникале.

Вследствие неожиданно быстрого прогресса артиллерии укрепления крепости вскоре безнадёжно устарели и сохранились в практически первоначальном виде. Крепость доступна для посещения и является туристическим объектом.

Михайловская крепость (Батум, ныне Батуми, Грузия)

Константиновская батарея Севастопольской крепости, 2004

Севастополь

1784—1787 гг. — выполнены первоочередные работы по строительству морской крепости Севастополь на берегу Ахтиарской бухты, хотя самые первые полевые укрепления там были построены контингентом русских войск под командованием А.В. Суворова ещё до присоединения Крыма к России.

...

Часть казарм — единственный, не считая гавани, сохранившийся элемент Троицкой крепости, 2012

Троицк (Таганрог)

1696 г. — в ходе Второго азовского похода Петра I Великого начаты изыскания для строительства укреплённого порта на Азовском море в районе мыса Таганий Рог (ныне г. Таганрог). В это же время, не дожидаясь результатов изысканий началось строительство первых укреплений будущей крепости.

1698 г. — после разработки соответствующего проекта начато строительство порта и крепости Троицк на берегу Азовского моря.

1699 г. — гавань Троицка введена в строй в объёме первой очереди. Это была первая в мире полностью искусственная гавань морского порта.

1 сентября 1705 г. — завершено строительство искусственной гавани, по свидетельству очевидцев одной из лучших гаваней в Европе.

1709 г. — в основном завершено строительство порта с искусственной гаванью и крепости Троицк, включавшей передовые укрепления и первый в России морской форт «Черепаха» на искусственном острове.

1711—1712 гг. — после крайне неудачного Прутского похода укрепления крепости Троицк полностью срыты, а территория потеряна. Тем не менее, исполнитель работ получил приказ аккуратно снести надземную часть крепости, не тронув дорогостоящие фундаменты, что и было с успехом выполнено.

1736—1739 г. — окрестности Троицка в ходе очередной Русско-турецкой войны заняты российскими войсками, тут же начавшими восстановление крепости. Однако по мирному договору всё построенное пришлось снова срыть, хотя сама территория осталась за Россией.

1768—1770(?) гг. — в ходе ещё одной Русско-турецкой войны крепость была вновь возведена на старых фундаментах, но уже под названием Таганрог.

1771 г. — Азовская флотилия, базируясь на Таганрог, успешно способствует наступлению армии в Крыму и в том же году перебазируется в Керчь. Судостроение из города переводится в Херсон и порт становится в основном коммерческим.

10 февраля 1784 г. — в связи с отдалением границ на относительно безопасное расстояние Таганрогская крепость была упразднена.

1855 г. — город Таганрог успешно пережил две попытки штурма и многочисленные обстрелы с моря в ходе Крымской войны, получив после первой из них немало полевых укреплений.

См. также