Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1], введённые в строй с 22 октября (2 ноября) 1721 года по 28 января (8 февраля) 1725 года.

Границы периода обусловлены окончанием Северной войны и смертью Петра I.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

[править] Символы Нации

Верхние Палаты (Большой Петергофский дворец) и Большой каскад при Петре I
Большой каскад Петергофа в наши дни

[править] Петергоф

Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его знаменитыми на весь мир фонтанами и водными каскадами был задуман и спроектирован Петром I как русский аналог французского Версаля и должен был служить демонстрацией могущества, богатства и культуры России.

Во многих отношениях Петергоф превзошёл Версаль: петровская резиденция была построена на берегу моря, с отличным видом на Санкт-Петербург и Кронштадт; главный дворец Петергофа (Верхние Палаты, или Большой Петергофский дворец) был эффектно поставлен на гребне тянущегося в небольшом отдалении от моря уступа, с которого падали фонтанные каскады; создание напора и подача воды к фонтанам были осуществлены не с помощью огромных водоподъёмных машин, как это было во Франции, а благодаря грамотному использованию местных источников воды и рельефа местности — был построен знаменитый фонтанный водовод, аккумулирующий воду с источников Ропшинских высот в водосборные пруды у Верхнего сада (выше уступа), откуда вода подавалась к фонтанам Нижнего парка (ниже уступа), что до сих пор позволяет петергофским фонтанам работать с утра до вечера (а не пару часов в неделю, как в Версале, где экономят воду).

Дворец Марли

Поселение Петергоф было основано Петром уже в 1705 году как место для отдыха во время морских переходов между строящимися тогда Петербургом и Кронштадтом. В 1710 году заложена знаменитая Петергофская дорога, вдоль которой началось массовое строительство загородных резиденций Царя и виднейших дворян. Изначально Петр планировал сделать своей главной резиденцией Стрельну, но позднее перенёс её в Петергоф, как более удобное для создания фонтанов место. Активное строительство в Петергофе началось с 1714 года, после победы при Гренгаме и окончательного закрепления России на Балтике.

План гидротехнических сооружений Петергофа
Дворец Монплезир

План Петергофского парка Петр составил лично, включая эскизы дворца, парка с фонтанами, перекрёстными аллеями и морским каналом от Финского залива к Большому фонтанному каскаду под главным дворцом. К югу от главного дворца был создан регулярный Верхний Сад, а к северу, между уступом и морем — Нижний Парк, защищённый от морских ветров и волн береговыми насыпями и дамбами. В восточной части парка был построен небольшой дворец Монплезир, а в западной части — дворец Марли. Дворцы были выстроены в стиле «петровского барокко».

Морской канал Петергофа

Ключевым этапом строительства стало создание фонтанного водовода — канала длиной 20 вёрст, построенным под руководством первого русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. 8 августа 1721 г. Петр I собственноручно заступом устранил перемычку и верхом на коне проехал вдоль всей трассы канала и вместе с водой пришёл к Верхним Палатам. Затем были пущены Большой каскад и фонтаны. Были построены также водосборные пруды, распределительные шлюзы и Верхнесадский канал к прудам — огромный и выдающийся для того времени комплекс гидротехнических сооружений.

Петергофская резиденция была торжественно открыта 15 августа 1723 г. На большой праздник открытия были созваны иностранные послы, которые были немало потрясены созданным в кратчайшие сроки «приморским парадизом» Петра.

Осуществление петровских проектов в Петергофе продолжалось и после его смерти — так, художественное оформление Большого каскада в целом было окончено уже при Анне Иоанновне, когда в 1735 году был установлен крупнейший фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующий победу над Швецией под Полтавой. Большой дворец был перестроен и существенно расширен знаменитым архитектором Растрелли в правление дочери Петра Императрицы Елизаветы, а создание новых фонтанов и парковых павильонов продолжалось вплоть до середины XIX века.

Петергоф был разрушен в Великую Отечественную войну, и затем с огромными усилиями восстановлен (реставрация отдельных фонтанов и павильонов продолжалась до 2000-х гг.). Со времён своего создания Петергоф стал одной из важнейших и наиболее известных во всем мире достопримечательностей России — ныне сюда ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. [1]

Зимний дом Петра I, 1710-е гг.

[править] Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I на набережной Невы у Зимней канавки был построен к 1723 г. путём расширения ранее построенного здесь архитектором Г. И. Маттарнови Зимнего дома. Это был первый полноценный дворец Императора Петра в Петербурге — до этого петровскими резиденциями были лишь небольшой деревянный домик (первое здание в городе) и крайне скромный Летний Дворец в Летнем саду. С постройкой Петергофа и Зимнего дворца закончилась эпоха скромных царских жилищ — этот дворец стал самым торжественным в Петербурге (возможно, за исключением построенного несколько ранее дворца первого петербургского губернатора А. Д. Меншикова).

Зимний дворец Петра I. 1750-е гг.

После смерти Петра I (умершего в Зимнем дворце) его жена Екатерина произвела расширение дворца в 1725—1727 гг., а отделка отдельных залов для нового Императора Петра II продолжалась вплоть до 1731 г. Позднее рядом с изначальным Зимним дворцом архитектором Растрелли был построен новый грандиозный Зимний дворец. На месте старого дворца при Екатерине II было построено здание Эрмитажного театра, однако в фундаменте и первом этаже театра были сохранены части здания петровской эпохи (ныне они входят в музейный комплекс Государственного Эрмитажа).[2]

[править] Крупнейшие корабли и суда

В связи с окончанием Северной войны темпы строительства флота в конце царствования Петра несколько снизились, хотя огромные средства шли на строительство сильнейшего российского корабля эпохи — достроенного уже позднее флагманского линкора «Пётр Первый и Второй».

[править] 64-пушечный линейный корабль «Дербент»

Фактически формально 64-пушечного ранга линейный[2] корабль нёс 66 пушек. Заложен 11 января 1719 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 27 июля 1724 г.

[править] 54-пушечные линейные корабли типа «Санкт-Михаил»

В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены первые два 54-пушечных линейных корабля типа «Санкт-Михаил»:

  • «Санкт-Михаил» («Архангел Михаил»[3]) — заложен 24 сентября 1721 года, спущен на воду 26 мая 1723 года.
  • «Рафаил» — заложен 17 сентября 1721 года, спущен на воду 19 июля 1723 года.

Ещё два корабля этого типа были построены позднее.

Кронштадтские гавани, 1722 г.

[править] Крупнейшие морские порты

[править] Кронштадт (расширение и укрепление)

В 1720-х гг. Кронштадт окончательно становится главной базой русского флота и впоследствии остается ею в течение двух веков. В этот период был построен форт «Цитадель», защищающий гавани, и началось масштабное строительство города Кронштадта и укреплений вокруг него. В 1723 г. была завершена отделка последней достраивавшейся в то время гавани — Военной. [3]

По свидетельству фельдмаршала А. Х. Миниха, Кронштадт в эти годы был основным проектом Петра I — сравнимое, но все же меньшее внимание он уделял только введённому в строй позднее Ладожскому каналу.

Башня-кроншпиц у входа в Шкиперский канал Галерной гавани, 2012 г.

[править] Гребной порт Санкт-Петербурга

В 1721 г. по указу Петра I началось сооружение Гребного порта в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский Залив). Порт должен был служить укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной хорошо укрытой стоянке (в устье реки Фонтанки, где размещалась Галерная верфь, попросту не хватало места для огромного количества галер). Порт начавшего функционировать уже в 1723—1724 гг. после постройки Шкиперского канала (400 × 12 м) и сооружения первой части огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 × 200 м), полностью достроенного уже при Петре II к концу 1720-х гг.

Рядом со строящейся гаванью возникло Галерное село, где жили в основном матросы Гребного флота. Позднее этот район Петербурга приобрёл название Гавань.

Всем строительством руководил главный архитектор Петербурга Доменико Трезини. Ещё в 1721—1723 гг. по его проекту были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками. Они стали началом «фортеции» Галерной гавани — полностью же сооружение её деревянно-земляных укреплений и рва было завершено уже при Анне Иоанновне в 1736 г. При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена реконструкция сооружений гавани, включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев. Во второй половине XIX в., с концом эпохи парусного флота, Галерная гавань была приспособлена под проведение испытаний новой корабельной техники.[4][5][6]

[править] Астраханский военный порт

Регулярный военный порт был основан в Астрахани во время визита Петра I в 1722 г., перед началом Персидского похода 1722—1723 гг. Порт стал местом дислокации Каспийского флота, строившегося на верфях Казанского адмиралтейства. В ближайшие годы были построены гавани, в городе открыта цифирная школа, началось строительство Астраханского канала, который шёл по южной границе Белого города Астрахани между Волгой и рекой Кутум (канал строился для дренирования территории и улучшения судоходства).

В том же 1722 г. году на базе существующей Астраханской верфи, ранее подчинённой Казанскому адмиралтейству, началось строительство Астраханского адмиралтейства. [7][8][9]

[править] Металлургическая промышленность

Екатеринбургский завод, 1729 г. На переднем плане — плотина.
Егошихинский завод, план В. де Геннина, 1735 г.
Пыскорский завод, план В. де Геннина, 1747 г.

[править] Государственные Сибирские (Уральские) заводы

В 1720-е гг. на Урале создаётся ряд новых государственных заводов и происходит модернизация старых заводов, созданных ещё в начале 1700-х гг. В связи с завершением Северной войны к этому времени внутренняя потребность в металле для пушек снизилась, и появилась возможность начать экспорт чугуна за рубеж. В течение десятилетия Россия стала не только крупнейшим производителем, но и крупнейшим экспортёром чугуна в мире. Эти позиции страна удерживала до конца XVIII в.

По состоянию на конец 1710-х гг. крупнейшими на Урале были заводы Никиты Демидова, государственные же заводы были сравнительно неэффективны. В 1720 г. на Урал для основания новых заводов посылается Василий Татищев, в то время также осуществлявший руководство работами по «землемерию» всего государства (первая инструментальная картографическая съёмка России). На Уктусском заводе в районе нынешнего Екатеринбурга Татищев создал Сибирское высшее горное начальство, ведавшее всеми государственными Сибирскими (Уральскими) заводами. Татищев выбрал на западном склоне Урала на реке Ягошихе место для медного завода, а на восточном склоне на реке Исеть — место для чугунолитейного завода, который должен был стать одним из крупнейших в стране.

Вскоре на Урал прибыл новым начальником Вилим де Геннин, ранее успешно модернизировавший Петровский завод и положивший начало Сестрорецкому заводу. Де Геннин одобрил татищевские проекты и осуществил строительство двух крупных заводов:

  • Егошихинский (Ягошихинский) медный завод (основан 4 (15) мая 1723 г., заработал в январе 1724 г.) — впоследствии завод превратился в город Пермь.
  • Екатеринбургский завод (активное строительство началось 12 марта 1723 г., заработал 24 ноября 1723 г.) — ставший основой города Екатеринбурга (днём основания города считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты завода). Крупнейший металлургический завод России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности демидовский Нижнетагильский завод, также имевший 4 домны).

Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь выросший вокруг завода город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале.

В те же годы де Геннин осуществил модернизацию старых казённых заводов (Уктусского, Алапаевского и Каменского), основал Полевский и Лялинский, Верх-Исетский и Верхне-Уктусский заводы, возобновил старинный Пыскорский завод в Соликамске (первый казённый медеплавильный завод, построенный ещё в 1634 г.). В последующие годы он также построил Синячихинский завод (1726) и Сысертский завод (1733). Де Геннин открыл на Урале первые горнозаводские школы, поставил самые современные вододействующие машины и построил заводские плотины (бывшие, как правило, самыми сложными и трудозатратными сооружениями на заводах). Всего де Геннин, руководивший Уральской промышленностью вплоть до 1734 г. (с перерывами на поездки в Петербург) основал на Урале 9 новых заводов на которых работали около 25 000 работников.[10][11][12][13][14][15][16]

[править] Машиностроение

Сестрорецкий Оружейный завод на рубеже XIX—XX вв.
Кузница Сестрорецкого завода. Худ. Н.Куртейль, первая половина XIX в.

[править] Сестрорецкий завод

Сестрорецкий оружейный завод был построен в 1721—1724 гг. на берегу Финского залива у созданной для завода плотины, перегородившей реку Сестру и образовавшей огромное водохранилище (Сестрорецкий разлив). Пётр I задумал создать завод на этом месте ещё в 1714 г., сразу после победы над шведами при Гангуте, которая означала окончательное закрепление России на берегах Балтики. 1714 г. считается годом основания города Сестрорецка. В последующие годы здесь была создана пристань, построен дворец для Петра I и начаты подготовительные работы по созданию завода. Новый завод располагался непосредственно вблизи новой строящейся столицы России — Санкт-Петербурга, и на него было переведено около половины рабочих с относительно отдалённых Олонецких заводов в Карелии, а также часть техники оттуда. Также был переведён и начальник Олонецких заводов Вилим де Геннин, который руководил строительством нового завода на первом этапе, пока не уехал строить заводы на Урале.

К открытию завода 27 января 1724 г. было построено 20 цехов (оружейные, пушечные, якорные, станочные и другие мастерские), плотина и 28 вододействующих колёс, которые, приводили в движение заводские машины. Также был построен крупный пороховой завод, производивший 3500 пудов пороха в год. Сестрорецкий завод сразу же стал крупнейшим и самым передовым оружейным заводом России, сравнимым по величине лишь с Тульским заводом. Рядом с Сестрорецком в последние годы правления Петра I была построена усадьба Дальние Дубки с трёхэтажным каменным дворцом.[17][18]

[править] Астраханское адмиралтейство

См. Астраханский военный порт.

Форт «Император Пётр I» (реконструированный форт «Цитадель»)

[править] Фортификационные сооружения

[править] Форт «Цитадель» Кронштадтской крепости

В 1723 г. Император Пётр I заложил земляной вал большой Кронштадтской крепости, охватывающей всю восточную часть острова Котлин целиком. Большая крепость окончательно была достроена к 1747 г., но благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт уже являлся сильнейшей крепостью в стране. Кронштадтская гавань была защищена Ивановской батарей, построенной в начале 1720-х гг., и фортом «Цитадель», возведённым к 1724 г. на искусственном острове. Форт также называли «Новый Кроншлот», а позднее, при реконструкции после катастрофического наводнения 1824 г., он получил название «Император Пётр I».[19][20][21]

Вал Царицынской линии в 2013 г. — стела показывает её изначальный профиль

[править] Царицынская сторожевая линия

Крупнейшее, по некоторым оценкам[22], в Европе фортификационное сооружение XVIII века, ныне также известное как «Вал Анны Иоанновны». Линия предназначалась для защиты более северных земель от набегов с юга и представляла собой сплошной оборонительный вал в междуречье Волги и Дона, которым соединялись Царицынская крепость, и построенные в качестве части этой линии опорные крепостцы Мечетная, Граческая и Донская, а также Оскорский редут. Общая протяжённость составляет 60 км. Строилась по указу Петра I от 15 ноября 1717 года в основном в 1718…1722 г., хотя продолжала усиливаться вплоть до 1732 г., поэтому время полного окончания строительства в различных источниках указывается как 1722[23], 1723[24], 1725[25] и 1732[26] гг.

Линия была действующим оборонительным сооружением до 1776 г., хотя последний раз использовалась по прямому назначению гораздо позже — во время Сталинградской битвы 1942—1943 гг.

[править] Екатеринбургская крепость

См. Екатеринбург.

[править] Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Итальянский дворец в Кронштадте, 1727 г.

[править] Итальянский (Меншиковский) дворец в Кронштадте

Построенный в Кронштадте в 1720—1724 гг. дворец петербургского губернатора А. Д. Меншикова был крупнее других его дворцов (в Санкт Петербурге и в Ораниенбауме) и являлся, по всей видимости, крупнейшим российским дворцом Петровской эпохи.

После опалы Меншикова дворец перешёл во владение императорской фамилии. Впоследствии он получил название Итальянский (вероятно по итальянскому стилю постройки). С 1771 по 1798 г. здесь располагался Морской кадетский корпус, с 1798 по 1872 г. — Штурманское училище. В середине XIX в. дворец был полностью перестроен из стиля «петровское барокко» в неоклассический стиль. В комплекс дворца также входил парадный двор (позднее превращённый в сад) и Итальянский пруд — часть Купеческой гавани Кронштадта. [27]

[править] Петергофские дворцы

См. раздел Символы Нации.

[править] Зимний дворец

См. раздел Символы Нации.

[править] Гидротехническое строительство

Канал Вышневолоцкой водной системы. Вышний Волочёк, 2012 г.
Карта Вышневолоцкой водной системы

[править] Вышневолоцкая водная система

Строительство водного пути с Тверецким каналом длиной 2,6 км на месте древнего волока в Вышнем Волочке для снабжения Санкт-Петербурга началось в 1703 г. с участием 10 голландских мастеров и до 6000 работников и, вероятно, почти достигло уровня крупного проекта. Первоначально канал был введён в строй в 1709 г., однако допущенные при строительстве просчёты привели к недостаточной пропускной способности канала, а в 1718 г. изменившееся русло реки сделало систему вообще несудоходной.

В 1719 г. Петр I отдаёт канал в управление неоднократно вызывавшемуся навести на нём порядок новгородскому купцу Михаилу Сердюкову, подарив заодно и голландскую монографию по гидротехническому строительству. Сердюков вскоре проявил себя как талантливый гидростроитель и уже к 1722…1723 г., реализовав ряд оригинальных технических решений, довёл канал до вполне работоспособного состояния, построив дополнительно и Цнинский канал длиной 1,6 км. Позднее, в 1740-е годы, Сердюков получил в управление и другие участки водного пути, которые также усовершенствовал, за что в результате и получил потомственное дворянство. В целом водная система из-за недостатка воды была не очень удобной и к тому же односторонней из-за непроходимости Боровицких порогов на Мсте вверх по течению, но проработала до конца XIX века, когда практически весь грузопоток перешёл на Мариинскую водную систему.

[править] Комплекс гидросооружений Петергофа

См. Петергоф.

[править] Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

[править] Строительство кораблей Азовской флотилии

В 1723 году в Тавровское адмиралтейство из Санкт-Петербурга и окрестностей Воронежа прибыло в общей сложности 14 тысяч работников, приступивших к постройке судов для предполагавшейся операции по возвращению выхода к Азовскому морю. К ноябрю 1724 года, когда последовало распоряжение Петра I о прекращении нового строительства и начале работ по консервации частично и полностью готовых судов, было построено уже большое количество небольших судов. Работы по консервации были выполнены также с большим размахом, что подтверждается докладом начальника адмиралтейства 1731 году, утверждавшего, что в созданных условиях суда могут храниться ещё 50 лет без всякого повреждения.

Построенные суда хранились до 1733 года, когда по указу Императрицы Анны I их строительство было продолжено для участия в последовавшей вскоре русско-турецкой войне.

[править] Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

[править] Перепись населения 1718—1722 годов

В 26 ноября 1718 года Царь Пётр I издал указ о проведении в течение года переписи мужского населения страны для введения подушной подати с целью содержания регулярной армии. Однако организационные трудности привели к тому, что перепись, в результате которой удалось выявить около 5 млн налогоплательщиков, была завершена только к началу 1722 года.

План застройки Кронштадта 1723 года

[править] Город Кронштадт

7 (18) октября 1723 года в восточной части острова Котлин состоялась торжественная закладка Петром I крепости Кронштадт, «… которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «Коронный город». При этом первые кронштадтские форты были построены уже в 1700-х гг., а в 1710-х гг. был построен военный госпиталь и сооружены гавани.

Хотя строительство окружающих город земляных укреплений продолжалось вплоть до 1740-х гг., благодаря уже отстроенным фортам и батареям к 1724 г. Кронштадт являлся сильнейшей крепостью в стране, и с этого времени он являлся главной военно-морской базой Балтийского флота (и вообще русского флота).

Крупнейшей жилой постройкой Кронштадта вскоре после официального основания города стал Меншиковский (Итальянский) дворец — самое большое дворцовое здание петровской эпохи.[28]

[править] Город Сестрорецк

См. Сестрорецкий завод.

План Екатеринбургской крепости, 1729 г. В центре — плотина и завод.
План Екатеринбурга, 1726 г.
Екатеринбург в 1734 г.

[править] Город Екатеринбург

Официальной датой основания Екатеринбурга ныне считается 7 (18) ноября 1723 г., когда заработали молоты Екатеринбургского завода. Место для завода, предназначенного стать крупнейшим государственным предприятием на Урале, выбрал в 1721 г. Василий Татищев. Активное строительство началось 12 марта 1723 г., а полностью завод заработал 24 ноября 1723 г. Екатеринбургский завод стал крупнейшим заводом России и мира в первые годы после основания (в 1727 г., по некоторым данным, его превзошёл или сравнился с ним по мощности Нижнетагильский завод, так же имевший 4 домны).

Изначально Екатеринбургский завод строился под названием «Новозачатные Исетские заводы», но потом на него и на весь город перешло имя построенной тут же в 1723 г. крепости Екатеринбург, названной так де Геннином в честь императрицы Екатерины (жены Петра I). Вскоре в Екатеринбург переехало Сибирское горное начальство, и новый город стал административным центром горного дела и промышленности на Урале. Крепость Екатеринбург существовала до начала XIX в., а затем была снесена как утратившая оборонное значение. Город, строившийся по регулярному плану де Геннина, был первым крупным городом с регулярной планировкой на Урале и в Сибири.

Уже в 1720-х численность населения Екатеринбурга составляла около 4 тысяч человек. Город оказался в центре системы из нескольких заводов — помимо собственно Екатеринбургского завода, рядом находился основанный ещё в начале 1700-х гг. Уктусский завод, а в 1726 г. близ города заработали Верхне-Исетский и Верхне-Уктусский заводы. Плотина Екатеринбургского завода, существующая и поныне, образовала крупный Городской пруд, а плотина Верхне-Исетского завода — ещё более крупный Верхне-Исетский пруд. Вскоре после основания города в нем были созданы первые на Урале горнозаводские школы. 18 октября 1725 г. в Екатеринбургской крепости открылся Екатеринбургский монетный двор, более полутора веков производивший до 80 % всех медных денег России. В 1732 г. в городе была основана меднопосудная фабрика, в 1734 году в Екатеринбурге учреждена полиция (третья после Москвы и Санкт-Петербурга).[29][30]

Финский залив в XVIII в. Петергофская дорога на южном берегу
Петергофская дорога в середине XIX века у въезда в Петербург
Петергофская дорога в наши дни

[править] Петергофская дорога

После победы под Полтавой (1709 г.), завоевания Выборга и Прибалтики (1710 г.) и первой крупной морской победы при Гангуте (1714 г.) Россия прочно закрепилась на Балтике. Возможность переноса столицы в Петербург стала, наконец реальной, и с этого момента активизировалось как строительство самого города, так и резиденций и усадеб вокруг него.

В это время Пётр I практически воплощал в жизнь желание превратить заложенную в 1710 г. Петергофскую дорогу, ведущую от Петербурга к Петергофу (и далее к Ораниенбауму на побережье напротив Кронштадта) в единый ландшафтно-архитектурный ансамбль по образцу знаменитой дороги из Парижа в Версаль. Именно здесь Пётр I и первый губернатор Петербурга А. Д. Меншиков построили свои загородные дворцы, а вскоре к строительству подключились и другие дворяне, недавно переехавшие в Петербург из Москвы и иных городов. Практически вся территория вокруг дороги была разделена на участки, на которых строились «забавные дома» царя и дворян.

В результате уже при жизни Петра I вдоль Петергофской дороги были разбиты обширные парки, построены многочисленные дворянские усадьбы и в целом сформированы четыре крупных дворцово-парковых ансамбля:

  • Екатерингоф — резиденция жены Петра императрицы Екатерины близ границы Петербурга.
  • Стрельна — первая загородная резиденция Петра под Петербургом (позднее Петр перенёс свою главную резиденцию в Петергоф).[4]
  • Петергоф — знаменитый своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль, известнейшая императорская резиденция под Петербургом.
  • Ораниенбаум — загородная резиденция первого губернатора Петербурга князя А. Д. Меншикова (ныне крупнейший сохранившийся ансамбль «петровского барокко»).[5]

Позднее, в конце XVIII—XIX вв., на Петергофской дороге были созданы царские и великокняжеские резиденции Знаменка, Сергиевка, Александрия и Михайловка, а также ряд крупных дворянских парков с дворцами (из которых к нашему времени наиболее сохранились усадьбы Александрино и Ново-Знаменка). Выделение участков и строительство усадеб продолжалось на Петергофской дороге до середины XIX века, после чего часть земель вокруг дороги была занята промышленными предприятиями (крупнейшим из которых был Путиловский завод). В XVIII—XIX вв. Петергофская дорога считалась красивейшей дорогой в мире, и во многом она остаётся таковой по сей день, несмотря на значительные разрушения во времена революции и Великой Отечественной войны. [31]

[править] Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
  3. В то время отчасти в целях дезинформации иностранных разведок даже в официальных документах один и тот же корабль мог называться сразу несколькими именами, как правило связанных по смыслу на разных языках. В данном случае название «Санкт-Михаил» просто является наиболее устоявшимся в современной литературе.
  4. При Петре в Стрельне главным был Путевой дворец. Начавшееся в 1720 г. строительство Большого Стрельнинского дворца было завершено только при Елизавете Петровне.
  5. Отделка внутренних помещений Большого Ораниенбаумского дворца завершена уже при Петре II.