Судостроительный завод «Море»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Незавершённая статья}} '''Федеральное государственное унитарное предприятие <nowiki>«Судо…»)
 
 
(не показаны 104 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
'''Федеральное государственное унитарное предприятие <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>''' (официальное сокращённое название '''ФГУП <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>''') — судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Феодосия]] ([[Республика Крым]]). Решение о строительстве предприятия было принято в 1938 году, но вступило в строй оно, по всей видимости, в 1945—1946 годах как относительно небольшой «Завод № 831». С 1947 года было ориентировано на выпуск военных катеров из лёгких сплавов, а с 1959 года — судов на подводных крыльях и, с 1970-х, — судов на воздушной подушке. Ранее являлось единственным предприятием, серийно выпускавший культовые в своё время пассажирские суда на подводных крыльях серии «Ракета» и, одно время, ведущим мировым производителем техники такого типа.
'''Федеральное государственное унитарное предприятие <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>''' (официальное сокращённое название '''ФГУП <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>''') — судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Феодосия]] ([[Республика Крым]]). Решение о строительстве предприятия было принято в 1938 года, но вступило в строй оно, по всей видимости, в 1945—1946 годах как относительно небольшой «Завод № 831». С 1947 года было ориентировано на выпуск военных катеров из лёгких сплавов, а с 1959 года — судов с динамическими способами поддержания — на подводных крыльях и на воздушной подушке.


История наименований предприятия:
История наименований предприятия:
* 1938(?)—1966 гг. — '''Завод № 831'''
* 1938(?)—1966 гг. — '''Завод № 831''' (неофициально, по первоначальному названию рабочего посёлка, — «Южная Точка»)
* 1966-1974 гг. — '''Феодосийский завод «Море»'''
* 1966—1974 гг. — '''Феодосийский завод «Море»'''
* 1974 г. — '''Феодосийское производственное объединение'''
* 1974 г. — '''Феодосийское производственное объединение'''
* 1974-1981 гг. — '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''
* 1974—1981 гг. — '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''
* 1981-1991 гг. — '''Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС'''
* 1981—1991 гг. — '''Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС'''
* 1991-2001 гг. — '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''
* 1991—2001 гг. — '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''
* 2001—2014 гг. — '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Феодосийская судостроительная кампания «Море»</nowiki>'''
* 2001—2014 гг. — '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Феодосийская судостроительная кампания «Море»</nowiki>'''
* 2014—2015 гг. — '''Государственное унитарное предприятие Республики Крым <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>'''
* 2014—2015 гг. — '''Государственное унитарное предприятие Республики Крым <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>'''
* с 2015 года по настоящее время — '''Федеральное государственное унитарное предприятие <nowiki>«Судостроительный завод «Залив»</nowiki>''' При этом с конца 2016 года до 31 декабря 2020 года завод был фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО <nowiki>«Ленинградский судостроительный завод «Пелла»</nowiki> из Санкт-Петербурга.
* с 2015 года по настоящее время — '''Федеральное государственное унитарное предприятие <nowiki>«Судостроительный завод «Залив»</nowiki>''' При этом с конца 2016 года завод был фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО <nowiki>«</nowiki>[[Ленинградский судостроительный завод «Пелла»]] из г. [[Отрадное (город)|Отрадное]], [[Ленинградская область]].


В настоящий момент (на 2017 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке. В области производства судов на воздушной подушке является одним из двух, наряду с Хабаровским судостроительным заводом, предприятий, способных производить крупные корабли и суда этого типа.
В настоящий момент (на 2017 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке.


== История предприятия ==
== История предприятия ==
История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[http://moreship.ru/history], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников.


<!--=== Предыстория предприятия ===
=== Предыстория предприятия ===
'''Начало 1934 года''' — специально организованной по указанию Совнаркома комиссией для будущего завода, который требовалось разместить в Керчи, выбрана бухта Керченского пролива, защищённая от восточных ветров.
'''5 октября 1938 года''' — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.


'''Май 1934 года''' — подписан приказ о начале строительства Камыш-Бурунского судоремонтного завода Наркомата водного транспорта.
'''1939 год''' — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.
 
'''Лето — осень 1941 года''' — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года.
 
'''Ноябрь 1941 года''' — город Феодосия занят немецкими войсками.
 
'''26—30 декабря 1941 года''' — Феодосия отбита советским десантом с моря.
 
'''18 января 1942 года''' — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками.
 
'''12 — 13 апреля 1944 года''' — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде.
 
'''23 апреля 1944 года''' — начались восстановление и достройка завода.


=== Советская Россия ===
=== Советская Россия ===
'''1938 год''' — '''Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод введён в строй действующих предприятий'''. В том же году последовал первый крупный судоремонтный заказ завода — ремонт парохода «Чапаев» водоизмещением 7,3 тыс. тонн.
'''1945 год''' — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.
 
[[Файл:Komsomolets torpedo boat.JPG|thumb|150px|right|Торпедный катер проекта 123К «Комсомолец»]]
'''1946—1947 годы''' — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.
 
'''1 сентября 1947 года''' — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.
 
'''1949—1951 годы''' — на предприятии достроены 25 торпедных катеров проекта М-123бис «Комсомолец», доставленные с Завода № 639 в городе [[Тюмень]].
 
'''1951 год''' — на предприятии внедрено прогрессивный метод строительства катеров поточно-позиционным методом.
 
'''1952 год''' — построенный вместе с предприятием посёлок Южная Точка переименован в Приморский, примерно тогда же, по всей видимости, было завершено [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1946-1953)#.D0.97.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4_.E2.84.96.C2.A0831_.28.D0.BD.D1.8B.D0.BD.D0.B5_.D0.A1.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4_.C2.AB.D0.9C.D0.BE.D1.80.D0.B5.C2.BB.29.2C_.D0.BF.D0.B3.D1.82._.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B3._.D0.A4.D0.B5.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.81.D0.B8.D1.8F_.D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BE.D0.B1.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.B8|строительство завода]].
 
'''1951—1955 годы''' — строится серия из 215<ref>Информация с официального сайта, в других местах Интернета встречаются несколько другие данные по количеству и модификациям.</ref> торпедных катеров проекта М-123К «Комсомолец», 90 из которых поставлены на экспорт в [[Египет]], [[Китай]] и [[Сирия|Сирию]].


'''14 июня 1938 года''' — на заводе стала издаваться заводская многотиражная газета «Сталинский путь».
'''1956 год''' — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.


[[Файл:Lancha G-5.svg|thumb|150px|Торпедный катер Г-5]]
[[Файл:Raketa 234.jpg|thumb|150px|left|Судно на подводных крыльях «Ракета-234»]]
'''1939 год''' — в связи с разделением Наркомата водного транспорта завод передан во вновь образованный Наркомат морского флота СССР, также на заводе был открыт Спецкомбинат № 1 (цех № 1), в котором предполагалось выпускать военные катера.


[[Файл:Kirov&TKA-G-5-1940.jpg|thumb|150px|Торпедный катер Г-5 на фоне крейсера «Киров», 1940]]
'''1959—1976 годы''' — завод строит серию из 389 судов на подводных крыльях «Ракета», причем 32 «Ракеты» были произведены на экспорт. Речные пароходы этого типа стали в то время культовыми, а их название — именем нарицательным для всех пассажирских судов на подводных крыльях. Предприятие являлось основным их производителем, кроме самого первого судна собранного на заводе «[[Красное Сормово]]» в [[Нижний Новгород|Горьком (ныне Нижнем Новгороде)]], хотяпо некоторым данным там построили 10 таких судов.
'''22 июня 1941 года''' — в день начала войны введён в строй первый построенный на заводе торпедный катер Г-5 водоизмещением 14,5 т. Всего до эвакуации на заводе было построено 12 таких катеров.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]


'''Август 1941 года''' — включён в число заводов Наркомата судостроительной промышленности как '''Судостроительный завод № 532'''.
'''1960 год''' — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.


'''Ноябрь 1941 года''' — завод эвакуирован в Тюмень и Пермь. 19 ноября Керчь была оккупирована немецкими войсками и 30 декабря освобождена русскими.
'''1963—1966 годы''' — серийно строятся быстроходные пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта​ 125А.


'''Май 1942 года''' — Керчь повторно захватили германские войска.
[[Файл:Kometa.jpg|thumb|150px|right|Судно на подводных крыльях «Комета»]]


'''11 апреля 1944 года''' — советскими войсками освобождён город Керчь. К этому моменту завод был почти полностью разрушен[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/], но сразу же стал постепенно восстанавливаться.
'''1965—1980(1981?) годы''' — на заводе серийно производятся морские суда на подводных крыльях «Комета» всего на заводе было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт.


'''26 мая 1946 года''' — утверждён проект реконструкции завода под серийное производство тральщиков проекта 254.
'''20 июня 1966 года''' — предприятие переименовано в '''Феодосийский завод «Море»'''.


'''1947 год''' — завод получил первый послевоенный судостроительный заказ на сухогрузные несамоходные баржи водоизмещением 250 т.
[[Файл:PSKApr1400M(DN-ST-89-08524)-cropped.jpg|thumb|150px|left|Пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400М «Гриф»]]
'''1969—1991 годы''' — крупной серией, по-видимому, 195—197 единиц строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций (всего до 2000 года на заводе их было построено 217). [http://russianships.info/pogran/1400.htm]


[[Файл:Albanian Minesweeper M-111.JPG|thumb|150px|Тральщик проекта 254<ref>Одной из модификаций проекта 254.</ref> в албанском флоте, 2007]]
'''1972—1976 годы''' — построена серия из 19 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».[http://russianships.info/boevye/1205.htm]


'''1950 год''' — введён в строй первый построенный на заводе базовый тральщик проекта 254 водоизмещением 500 тонн. Всего в начале 1950-х завод построил 26 таких тральщиков.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]
'''21 февраля 1974 года''' — предприятие преобразовано в '''Феодосийское производственное объединение''', при этом в его состав вошли также другие местные предприятия: Опытный завод пластмассового судостроения «Новинка» и Крымский филиал ЦНИИТС.


'''1952—1956 годы''' — завод строит серию из 35 морских тральщиков проекта 254-К.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]
'''5 марта 1974 года''' — предприятие переименовано в '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''.


'''1955 год''' — для обеспечения завода кадрами в Керчи открыт судомеханический техникум.
'''1981 год''' — предприятие переименовано в '''Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС'''.


'''1955—1958 годы''' — на заводе строится серия из 18 гидроакустических контрольных судов проекта 513, близких по конструкции к тральщикам проекта 254 и переклассифицированных в 1994 году в суда контроля физических полей.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]
[[Файл:Lebed class LCAC.JPEG|thumb|150px|right|Десантный катер на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар»]]


'''30 марта 1964 года''' — введён в строй первый в истории завода нефтеналивной танкер «Баскунчак» водоизмещением 2850 тонн.
'''1975—1985 годы''' — построена серия из 18 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар» и два рейдовых тральщика на воздушной подушке проекта 1206Т.[http://russianships.info/boevye/1206.htm]


'''1965 год''' — начало коренной реконструкции и масштабного расширения производственных мощностей завода.
'''1975—1991 годы''' — предприятие построило первые 10 пограничных сторожевых катеров на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», также известных как малые противолодочные корабли проекта 133 и тип «Муравей».


'''1966 год''' — '''завод переименован в <nowiki>«Керченский судостроительный завод «Залив»</nowiki>.'''
[[Файл:Voskhod 24.jpg|thumb|150px|left|Судно на подводных крыльях «Восход»]]


'''1968 год''' — начато строительство одного из крупнейших в Европе сухих доков. Также было начато строительство танкера «Керчь» водоизмещением 22 тыс. тонн, при этом, поскольку танкер не помещался на существующих стапелях завода, его строили в виде двух половин, стыкуемых впоследствии на плаву.
'''1976—1991 годы''' — заводом серийно строятся речные теплоходы на подводных крыльях проекта 352 «Восход-2» (больше известные как просто «Восход»), которых было построено до 1992 года 156 единиц, из них, очевидно, подавляющее большинство - в советское время.


[[Файл:Project 1135 Ladny 2012 G1.jpg|thumb|150px|Сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135, 2012]]
'''1979—1980 годы''' — построена серия из 2 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1209 «Омар».[http://russianships.info/boevye/1209.htm]
'''1969—1981 годы''' — на заводе построены [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1135|семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1135 «Буревестник»]] с 1977 года переклассифицированных в сторожевые корабли.


'''1971 год''' — с окончанием [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9 .D1.81.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4 .C2.AB.D0.97.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B2.C2.BB.2C .D0.B3. .D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D1.8C .D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9 .D0.BE.D0.B1.D0.BB.|проекта масштабной модернизации предприятия]] введён в эксплуатацию уникальный для СССР сухой док с преддоковой площадкой, а также двумя 320-тонными козловыми и шестью 30-тонными подъёмно-транспортными кранами.
'''1982 год''' — введён в строй единственный артиллерийский катер на воздушной подушке проекта 1238 «Касатка», оборудованный для огневой поддержки десанта, помимо прочего, 2 блоками направляющих 140-мм реактивной системы залпового огня «Огонь».


'''1971—1980 годы''' — в новом доке завода строится серия из шести [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.9A.D1.80.D1.83.D0.BF.D0.BD.D0.BE.D1.82.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.B5.D1.80.D1.8B .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1151 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.C2.BB|крупнотоннажных танкеров проекта 1151 типа «Крым»]] водоизмещением 182 тыс. тонн и дейдвейтом<ref>Дейдвейт — это максимальная масса переменных грузов судна, при котором его эксплуатация остаётся безопасной, то есть фактически его грузоподъёмность, но в эту массу, помимо коммерческого груза, входят топливо, запасы и т. д.</ref> более 150 тыс. тонн. каждый — крупнейших судов, когда-либо построенных в нашей стране и на 2010-е годы. В то время такие суда неофициально относились к супертанкерам.
'''1982—1991 годы''' — построены 2 и заложены ещё 2 малых противолодочных корабля на подводных крыльях проекта 11451 «Сокол». Строительство последних двух после развала СССР так и не было доведено до конца, оба корабля, доведённые до высокой степени готовности, но морально устаревшие уже на стапелях предполагалось утилизировать в 2015 году.[http://russianships.info/boevye/1209.htm]


'''1976 год''' — '''заводу присвоено имя Н. Е. Бутомы''' — бывшего министра судостроительной промышленности СССР.[http://pantikapei.ru/ministr-sudostroitelnoj-promyshlennosti-boris-evstafevich-butoma.html]
'''1986 год''' — спущен на воду крупнейший в стране в своём классе морской пассажирский теплоход на подводных крыльях «Циклон», имевший две пассажирские палубы.


'''1980(1979?)—1996 годы''' — на заводе строится серия из 16 танкеров типа «Победа» класса «панамакс», отличавшихся двойным дном и прочими экологическими новшествами. Водоизмещение танкеров составляло 84,5 тыс. тонн, дедвейт — 67 980 тонн.
'''1987 год''' — введён в строй новый корпусной цех № 10, значительно превышающий по размерам более ранние здания завода. Введён в строй двухпалубный теплоход на подводных крыльях «Циклон».


[[Файл:Imeni 70-letiya VCheKa-KGB 1.jpg|thumb|150px|Пограничный сторожевой корабль «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» проекта 11351, 1988]]
[[Файл:«Мордовия» и «Евгений Кочешков».jpg|thumb|150px|right|Малые десантные корабли проекта 12322 «Зубр»]]


'''1981—1993 годы''' — на предприятии строится [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)#.D0.9F.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D0.B2.D0.BE.D0.B9 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C .C2.AB.D0.9C.D0.B5.D0.BD.D0.B6.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 11351 .C2.AB.D0.9D.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B9.C2.BB|серия пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей»]] — самых мощных в пограничном флоте СССР. Завод являлся единственным производителем кораблей этого типа. Всего до развала СССР было построено семь кораблей этого типа и один был достроен уже после 1991 года.
'''1988—1991 годы''' — на предприятии построены первые два и почти достроен третий малый десантный корабль проекта 12322 «Зубр». Эти корабли являлись крупнейшими в мире кораблями на воздушной подушке.


'''1984—1988 годы''' — на заводе построен уникальный [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#.D0.90.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B8.D1.85.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B7 .C2.AB.D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.BC.D0.BE.D1.80.D0.BF.D1.83.D1.82.D1.8C.C2.BB|атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть»]].
'''1991 год''' — предприятие переименовано обратно в '''Феодосийское производственное объединение «Море»'''.


=== Украина ===
=== Украина ===
[[Файл:Ukrainian frigate Hetman Sahaydachniy (U130) in September 2014.JPG|thumb|150px|Фрегат (ПСКР) «Гетман Сагайдачный» («Киров») проекта 11351, 2014]]
'''1991—1992 годы''' — заводом завершается строительство серии речных теплоходов на подводных крыльях проекта 352 «Восход-2», вероятнее всего в это же время или чуть позже были построены и все три аналогичных парохода проекта «Восход-2М».
 
'''1991—1993 годы''' — на предприятии построены два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», первый из которых был введен в строй уже через несколько дней после развала Советского Союза.
 
'''1991—1994 годы''' — предприятие достроило последние 2 пограничных сторожевых катера на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», первый из которых был передан пограничникам России в 1992 году, а второй — пограничникам Украины в 1994 году.
 
'''1993—1995 годы''' — введены в строй два морских пассажирских судна на подводных крыльях проекта 14600 «Олимпия».
 
'''1991—1999 годы''' — меньшими, чем в советское время темпами, но строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций в количестве примерно 20 — 22 единиц (всего с 1969 до 2000 года на заводе их было построено 217). [http://russianships.info/pogran/1400.htm]
 
'''1994 — конец 1990-х годов''' — завод строит 16 универсальных катеров с водометным движителем «Калкан».
 
'''2001 год''' — предприятие преобразовано в '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Феодосийская судостроительная компания «Море»</nowiki>'''. Тогда же на заводе был построен ещё один малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» по заказу [[Греция|Греции]].
 
[[Файл:Draagvleugelboot Karla.jpg|thumb|150px|right|Судно на подводных крыльях «Восход-2МFFF»]]


'''1993 год''' — вводится в строй фрегат «Гетман Сагайдачный» — последний пограничный сторожевой корабль проекта 11351, заложенный в 1990 году как «Киров» и переданный Украине в недостроенном состоянии на воде в 1992 году. Единственный относительно крупный корабль, построенный (точнее, достроенный) на Украине после развала СССР вплоть до 2010-х годов включительно и ставший впоследствии флагманом и вообще единственным уцелевшим от списания кораблём Военно-морских сил Украины крупнее третьего ранга. Был формально переклассифицирован в фрегаты, несмотря на отсутствие противокорабельного ракетного оружия на борту. Ещё один начатый при СССР корабль этого проекта («Красный вымпел») не достраивался и был разобран на металл в 1995 году.
'''2001—2003 годы''' — завод строит три пассажирских судна подводных крыльях «Восход-2МFFF» (также известные как «Еврофойл») по заказу фирмы из [[Нидерланды|Голландии]] и четыре глиссирующих патрульных катера «Калкан-М» по заказу [[Туркменистан]]а.


'''1994 год''' — '''завод приватизирован с многочисленными очевидными<ref>По этому поводу было судебное разбирательство ещё в 2013 году, поскольку приватизация была осуществлена по распоряжению не имевшего соответствующих полномочий руководства г. Керчь, да и регистрация нового юридического лица была проведена с нарушениями. Тогда суд, по сути, отказался рассматривать дело по существу.</ref> нарушениями законодательства Украины с изменением названия на Открытие акционерное общество <nowiki>«Судостроительный завод «Залив»</nowiki>'''.[http://kerch.fm/2013/04/29/kerchanin-pytalsya-v-sude-otmenit-privatizaciyu-zavoda-zaliv.html]
'''2001—2003 годы''' — завод строит небольшие глиссирующий катер с кормовыми интерцепторами «Кафа-1350» и быстроходный патрульный катер проекта 581305 для [[Туркменистан]]а.


'''1996 год''' — достроен на экспорт последний танкер типа «Победа». С этого момента предприятие почти на 20 лет (вплоть до [[Воссоединение Крыма с Россией|Воссоединения Крыма с Россией]]) прекращает судостроение полного цикла, выполняя впоследствии только судоремонтные работы, а также строя корпуса «без начинки» по заказу западноевропейских верфей.
'''2008 год''' — предприятие выпустило четвёртый пассажирский теплохода «Восход-2МFFF» для [[Нидерланды|Голландии]].


'''Январь 2006 года''' — контрольный пакет акций завода получен финансово-промышленной группой «Финансы и кредит», контролируемой украинским олигархом Константином Жеваго. Позднее она же, по сути, изменила название и стала называться холдинговой компанией «АвтоКрАЗ».
'''2010 — начало 2014 года''' — на заводе для флота [[Китай|Китая]] строятся и почти достроены два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» (который ради отжатия российских авторских прав после минимальных переделок был переименован в проект 958 «Бизон»).
 
'''2013 год''' —  заводом построены три катера: патрульный проекта «Орлан», а также малые быстроходные «Марлин» и «Крым-1133».


'''22 февраля 2014 года''' — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.
'''22 февраля 2014 года''' — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.
Строка 97: Строка 136:


=== Современная Россия ===
=== Современная Россия ===
'''18 марта 2014 года''' — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
'''18 марта 2014 года''' — [[Крым]] и [[Севастополь]] вошли в состав Российской Федерации.
 
'''25 июня 2014 года''' — предприятие национализировано властями Республики Крым.
 
'''11 сентября 2014 года''' — предприятие преобразовано в Государственное унитарное предприятие Республики Крым <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>.


'''25 августа 2014 года''' — '''с молчаливого согласия властей Крыма, крайне недовольных почти полным простоем и продолжающимся развалом работы предприятия, произошла смена руководства завода, с этого момента получившего название <nowiki>«Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив»</nowiki>.'''
'''2014 год''' — введены в строй флота [[Китай|Китая]] строившиеся для него два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», причем первый из них был принят на вооружение уже в марте 2014 года, силами завода достраивался третий аналогичный, но уже, видимо, уже в Китае.


'''5 сентября 2014 года''' — на заводе впервые после более чем двадцатилетнего перерыва состоялась торжественная церемония закладки двух полностью строящихся на нём судов — пассажирских судов «Симферополь» и «Керчь» проекта СПМ-150.
'''7 октября 2015 года''' — ГУП РК <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki> преобразован в '''Федеральное государственное унитарное предприятие <nowiki>«Судостроительный завод «Море»</nowiki>.'''


'''Сентябрь 2014 года''' — начата масштабная реконструкция производственных мощностей предприятия.
'''2016—2017 годы''' — завод проводит достройку рейдового водолазного катера проекта А160.


'''26 декабря 2014 года''' — заложены два универсальных морских танкера проекта 23131 дейдвейтом 12 тыс. тонн.[http://sdelanounas.ru/blogs/56798/]
[[Файл:Мрк проекта 22800.jpg|thumb|150px|right|Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»]]


'''28 июля 2015 года''' — на заводе торжественно заложено поисково-спасательное судно по проекта А163. Мероприятие прошло в присутствии Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина, замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Александра Потапова, члена военно-промышленной комиссии при Правительстве России Владимира Поспелова, министра промышленной политики Крыма Андрея Скрынника и руководства города Керчь.
'''2016 год''' — проводится первая с 1980-х годов реконструкция завода.


'''18 августа 2015 года''' — завод посетил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
'''Конец 2016 года''' — завод фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветавшему на тот момент предприятию ОАО <nowiki>«</nowiki>[[Ленинградский судостроительный завод «Пелла»]] из г. [[Отрадное (город)|Отрадное]], [[Ленинградская область]].


'''9 декабря 2015 года''' — на заводе заложено ещё одно поисково-спасательное судно по проекта А163.
'''2016—2019 годы''' — на мощностях предприятия строится малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт», который позднее достраивался на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», который является его официальным производителем.[http://sdelanounas.ru/blogs/127675/][http://www.dp.ru/a/2022/04/06/Aktiv_na_CHjornom_more]


'''Январь 2016 года''' — в связи с энергоблокадой Крыма со стороны Украины производственные подразделения завода переведены на ночной режим работы.[http://zalivkerch.com/index.php/novosti/104-zavod-zaliv-pereshel-na-rabotu-v-nochnoe-vremya][http://zalivkerch.com/index.php/novosti/106-dlya-nochnoj-smeny-organizovano-besplatnoe-pitanie]
'''2017 — настоящее время (2019)''' — предприятием строится серия из трёх пограничных сторожевых катеров на воздушной подушке проекта А25ПС.


'''26 апреля 2016 года''' — открыт после реконструкции Блок корпусных цехов № 1, не работавший с 2011 года.[http://sdelanounas.ru/blogs/77040/]
'''2017(?)—2021 годы''' — заводом для Росгвардии построена серия из 8 специальных скоростных катеров собственного проекта «Сарган».[https://sdelanounas.ru/blogs/139864/]


{{#ev:youtube|51yakcfwrg4|200|right|Открытие кислородной станции}}
'''2018 год''' — предприятие передано из федеральной собственности в качестве имущественного взноса в государственную корпорацию «[[Ростех]]».
'''26 июля 2016 года''' — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех № 36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.[http://sdelanounas.ru/blogs/80853/]


'''18 ноября 2016 года''' — на заводе заложено малое гидрографическое судно проекта 19910 для Министерства обороны России.[http://sdelanounas.ru/blogs/86383/]
'''2019 — настоящее время (2020)''' — заводом строится судно обеспечения.


=== Ожидаемые события ===
'''2020 — настоящее время (2023, план 2024)''' — предприятием строятся два скоростных судна на подводных крыльях «Комета-120М»[https://sdelanounas.ru/blogs/156333/].
[[Файл:USS Yorktown collision.jpg|thumb|150px|right|СКР «Беззаветный» выталкивает крейсер «Йорктаун» из советских территориальных вод, 1988]]


== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
'''19 марта 2020 года''' — открыт после реконструкции цех термической обработки деталей.[https://sdelanounas.ru/blogs/131275/]
На предприятии было построено несколько кораблей и судов, получивших достаточно широкую известность:


* '''[[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1135|Сторожевой корабль «Беззаветный» проекта 1135]]''' — стал в некотором смысле одним из символов Холодной войны, когда в 1988 году, в ходе операции по вытеснению кораблей военно-морских сил США из территориальных вод СССР<ref>Почвой для возникновения инцидента стало непризнание США части объявленных морских границ СССР, в результате чего имел место конфликт, аналогичный активизировавшемуся в середине 2010-х конфликту США и Китая в районе островов Спратли.</ref> у берегов Крыма после призывов покинуть наши воды и предупреждений дважды выполнил навал на американский крейсер «Йорктаун», буквально бортом выталкивая его в международные воды, и добился тем самым своего.
'''14 марта 2022 года''' — предприятие безвозмездно передано государственной корпорацией «[[Ростех]]» в состав [[Объединённая судостроительная корпорация|Объединенной судостроительной корпорации]] (ОСК).[https://www.korabel.ru/news/comments/sz_more_bezvozmezdno_peredan_obedinennoy_sudostroitelnoy_korporacii.html]


[[Файл:Sevmorput croptight.jpg|thumb|150px|left|Атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть»]]
=== Ожидаемые события ===
* '''[[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#.D0.90.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B8.D1.85.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B7 .C2.AB.D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.BC.D0.BE.D1.80.D0.BF.D1.83.D1.82.D1.8C.C2.BB|Атомный ледокольный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть»]]''' — крупнейшее из четырёх построенных в мировой истории транспортное судно с ядерной энергетической установкой и единственное из них, обладающее ледокольным классом, а также единственное из них экономически востребованное, поскольку остальные являлись, по сути, только демонстраторами технологий и давно списаны. Предназначено для использования в Северном Ледовитом океане. Судно было построено на заводе с 01 июня 1982 года по 31 декабря 1988 года. Лихтеровоз в 2013—1016 годах прошёл восстановительный ремонт.[http://www.rosatomflot.ru/index.php?menuid=34]


[[Файл:Hetman Sahaidachnyi ship side view.JPG|thumb|150px|right|Фрегат (ПСКР) «Гетман Сагайдачный» («Киров») проекта 11351, 2011]]
* Строительство до 2025 года 10 средних рыболовецких траулеров-сейнеров для производства лова рыбы в акватории Азово-Черноморского бассейна по договору, подписанному в 2020 году.[https://tass.ru/ekonomika/9159373]
* '''Фрегат (пограничный сторожевой корабль) «Гетман Сагайдачный» («Киров»)''' — последний из серии пограничных сторожевых кораблей второго ранга проекта 11351, доставшийся Украине в почти достроенном состоянии и в результате ставший единственным относительно крупным боевым кораблём, построенным на Украине после развала СССР, если не считать введённого в строй ещё раньше, но почти не воружённого среднего разведывательного корабля «Славутич» («Приднепровье»). Кроме того, «Гетман Сагайдачный» к моменту [[Украинский кризис|Украинского кризиса]] остался единственным не списанным относительно крупным кораблём в украинском флоте, выполняя роль его флагмана, благодаря чему стал относительно хорошо известен. При этом напрямую в событиях Украинского кризиса корабль не участвовал, поскольку в момент отделения Крыма от Украины находился в походе по борьбе с пиратством у берегов Сомали.-->


== См. также ==
== См. также ==
* [[Крым]]
* [[Крым]]
* [[Российская оборонная промышленность]]
* [[Российское судостроение]]
* [[Российский военно-морской флот]]
* [[Российский военно-морской флот]]


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://moreship.ru Официальный сайт предприятия http://moreship.ru]
* [http://moreship.ru Официальный сайт предприятия]


== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 149: Строка 187:
<br>
<br>
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}
{{Крупные российские проекты}}


[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Технологии России]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Предприятия Республики Крым]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Республика Крым]]
[[Категория:Республика Крым]]
[[Категория:Феодосия]]
[[Категория:Феодосия]]

Текущая версия от 00:39, 20 декабря 2023

Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море» (официальное сокращённое название ФГУП «Судостроительный завод «Море») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Феодосия (Республика Крым). Решение о строительстве предприятия было принято в 1938 году, но вступило в строй оно, по всей видимости, в 1945—1946 годах как относительно небольшой «Завод № 831». С 1947 года было ориентировано на выпуск военных катеров из лёгких сплавов, а с 1959 года — судов на подводных крыльях и, с 1970-х, — судов на воздушной подушке. Ранее являлось единственным предприятием, серийно выпускавший культовые в своё время пассажирские суда на подводных крыльях серии «Ракета» и, одно время, ведущим мировым производителем техники такого типа.

История наименований предприятия:

  • 1938(?)—1966 гг. — Завод № 831 (неофициально, по первоначальному названию рабочего посёлка, — «Южная Точка»)
  • 1966—1974 гг. — Феодосийский завод «Море»
  • 1974 г. — Феодосийское производственное объединение
  • 1974—1981 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 1981—1991 гг. — Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС
  • 1991—2001 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 2001—2014 гг. — Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная кампания «Море»
  • 2014—2015 гг. — Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море»
  • с 2015 года по настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Залив» При этом с конца 2016 года завод был фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.

В настоящий момент (на 2017 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке.

История предприятия

История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[1], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников.

Предыстория предприятия

5 октября 1938 года — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.

1939 год — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.

Лето — осень 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года.

Ноябрь 1941 года — город Феодосия занят немецкими войсками.

26—30 декабря 1941 года — Феодосия отбита советским десантом с моря.

18 января 1942 года — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками.

12 — 13 апреля 1944 года — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде.

23 апреля 1944 года — начались восстановление и достройка завода.

Советская Россия

1945 год — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.

Торпедный катер проекта 123К «Комсомолец»

1946—1947 годы — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.

1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.

1949—1951 годы — на предприятии достроены 25 торпедных катеров проекта М-123бис «Комсомолец», доставленные с Завода № 639 в городе Тюмень.

1951 год — на предприятии внедрено прогрессивный метод строительства катеров поточно-позиционным методом.

1952 год — построенный вместе с предприятием посёлок Южная Точка переименован в Приморский, примерно тогда же, по всей видимости, было завершено строительство завода.

1951—1955 годы — строится серия из 215[1] торпедных катеров проекта М-123К «Комсомолец», 90 из которых поставлены на экспорт в Египет, Китай и Сирию.

1956 год — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.

Судно на подводных крыльях «Ракета-234»

1959—1976 годы — завод строит серию из 389 судов на подводных крыльях «Ракета», причем 32 «Ракеты» были произведены на экспорт. Речные пароходы этого типа стали в то время культовыми, а их название — именем нарицательным для всех пассажирских судов на подводных крыльях. Предприятие являлось основным их производителем, кроме самого первого судна собранного на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), хотяпо некоторым данным там построили 10 таких судов.

1960 год — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.

1963—1966 годы — серийно строятся быстроходные пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта​ 125А.

Судно на подводных крыльях «Комета»

1965—1980(1981?) годы — на заводе серийно производятся морские суда на подводных крыльях «Комета» всего на заводе было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт.

20 июня 1966 года — предприятие переименовано в Феодосийский завод «Море».

Пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400М «Гриф»

1969—1991 годы — крупной серией, по-видимому, 195—197 единиц строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций (всего до 2000 года на заводе их было построено 217). [2]

1972—1976 годы — построена серия из 19 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1205 «Скат».[3]

21 февраля 1974 года — предприятие преобразовано в Феодосийское производственное объединение, при этом в его состав вошли также другие местные предприятия: Опытный завод пластмассового судостроения «Новинка» и Крымский филиал ЦНИИТС.

5 марта 1974 года — предприятие переименовано в Феодосийское производственное объединение «Море».

1981 год — предприятие переименовано в Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС.

Десантный катер на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар»

1975—1985 годы — построена серия из 18 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар» и два рейдовых тральщика на воздушной подушке проекта 1206Т.[4]

1975—1991 годы — предприятие построило первые 10 пограничных сторожевых катеров на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», также известных как малые противолодочные корабли проекта 133 и тип «Муравей».

Судно на подводных крыльях «Восход»

1976—1991 годы — заводом серийно строятся речные теплоходы на подводных крыльях проекта 352 «Восход-2» (больше известные как просто «Восход»), которых было построено до 1992 года 156 единиц, из них, очевидно, подавляющее большинство - в советское время.

1979—1980 годы — построена серия из 2 десантных катеров на воздушной подушке проекта 1209 «Омар».[5]

1982 год — введён в строй единственный артиллерийский катер на воздушной подушке проекта 1238 «Касатка», оборудованный для огневой поддержки десанта, помимо прочего, 2 блоками направляющих 140-мм реактивной системы залпового огня «Огонь».

1982—1991 годы — построены 2 и заложены ещё 2 малых противолодочных корабля на подводных крыльях проекта 11451 «Сокол». Строительство последних двух после развала СССР так и не было доведено до конца, оба корабля, доведённые до высокой степени готовности, но морально устаревшие уже на стапелях предполагалось утилизировать в 2015 году.[6]

1986 год — спущен на воду крупнейший в стране в своём классе морской пассажирский теплоход на подводных крыльях «Циклон», имевший две пассажирские палубы.

1987 год — введён в строй новый корпусной цех № 10, значительно превышающий по размерам более ранние здания завода. Введён в строй двухпалубный теплоход на подводных крыльях «Циклон».

Малые десантные корабли проекта 12322 «Зубр»

1988—1991 годы — на предприятии построены первые два и почти достроен третий малый десантный корабль проекта 12322 «Зубр». Эти корабли являлись крупнейшими в мире кораблями на воздушной подушке.

1991 год — предприятие переименовано обратно в Феодосийское производственное объединение «Море».

Украина

1991—1992 годы — заводом завершается строительство серии речных теплоходов на подводных крыльях проекта 352 «Восход-2», вероятнее всего в это же время или чуть позже были построены и все три аналогичных парохода проекта «Восход-2М».

1991—1993 годы — на предприятии построены два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», первый из которых был введен в строй уже через несколько дней после развала Советского Союза.

1991—1994 годы — предприятие достроило последние 2 пограничных сторожевых катера на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», первый из которых был передан пограничникам России в 1992 году, а второй — пограничникам Украины в 1994 году.

1993—1995 годы — введены в строй два морских пассажирских судна на подводных крыльях проекта 14600 «Олимпия».

1991—1999 годы — меньшими, чем в советское время темпами, но строятся пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта 1400 «Гриф» различных модификаций в количестве примерно 20 — 22 единиц (всего с 1969 до 2000 года на заводе их было построено 217). [7]

1994 — конец 1990-х годов — завод строит 16 универсальных катеров с водометным движителем «Калкан».

2001 год — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная компания «Море». Тогда же на заводе был построен ещё один малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» по заказу Греции.

Судно на подводных крыльях «Восход-2МFFF»

2001—2003 годы — завод строит три пассажирских судна подводных крыльях «Восход-2МFFF» (также известные как «Еврофойл») по заказу фирмы из Голландии и четыре глиссирующих патрульных катера «Калкан-М» по заказу Туркменистана.

2001—2003 годы — завод строит небольшие глиссирующий катер с кормовыми интерцепторами «Кафа-1350» и быстроходный патрульный катер проекта 581305 для Туркменистана.

2008 год — предприятие выпустило четвёртый пассажирский теплохода «Восход-2МFFF» для Голландии.

2010 — начало 2014 года — на заводе для флота Китая строятся и почти достроены два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» (который ради отжатия российских авторских прав после минимальных переделок был переименован в проект 958 «Бизон»).

2013 год — заводом построены три катера: патрульный проекта «Орлан», а также малые быстроходные «Марлин» и «Крым-1133».

22 февраля 2014 года — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.

Республика Крым

16 марта 2014 года — на Общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.

Современная Россия

18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.

25 июня 2014 года — предприятие национализировано властями Республики Крым.

11 сентября 2014 года — предприятие преобразовано в Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море».

2014 год — введены в строй флота Китая строившиеся для него два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр», причем первый из них был принят на вооружение уже в марте 2014 года, силами завода достраивался третий аналогичный, но уже, видимо, уже в Китае.

7 октября 2015 года — ГУП РК «Судостроительный завод «Море» преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море».

2016—2017 годы — завод проводит достройку рейдового водолазного катера проекта А160.

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

2016 год — проводится первая с 1980-х годов реконструкция завода.

Конец 2016 года — завод фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветавшему на тот момент предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.

2016—2019 годы — на мощностях предприятия строится малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт», который позднее достраивался на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», который является его официальным производителем.[8][9]

2017 — настоящее время (2019) — предприятием строится серия из трёх пограничных сторожевых катеров на воздушной подушке проекта А25ПС.

2017(?)—2021 годы — заводом для Росгвардии построена серия из 8 специальных скоростных катеров собственного проекта «Сарган».[10]

2018 год — предприятие передано из федеральной собственности в качестве имущественного взноса в государственную корпорацию «Ростех».

2019 — настоящее время (2020) — заводом строится судно обеспечения.

2020 — настоящее время (2023, план 2024) — предприятием строятся два скоростных судна на подводных крыльях «Комета-120М»[11].

19 марта 2020 года — открыт после реконструкции цех термической обработки деталей.[12]

14 марта 2022 года — предприятие безвозмездно передано государственной корпорацией «Ростех» в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).[13]

Ожидаемые события

  • Строительство до 2025 года 10 средних рыболовецких траулеров-сейнеров для производства лова рыбы в акватории Азово-Черноморского бассейна по договору, подписанному в 2020 году.[14]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Информация с официального сайта, в других местах Интернета встречаются несколько другие данные по количеству и модификациям.