Выгоды от союза Украины и России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Обновить.pngУстаревшая статья
Эта статья или некоторая содержащаяся в ней информация устарела и её нужно обновить или дополнить актуальными на данный момент времени данными.
Украина с Россией. Навеки — вместе!

В этой статье перечислены ключевые причины, по которым Украине выгодна интеграция с Россией и ЕАЭС.

Корень проблем нынешней Украины состоит в том, что украинское государство уже более четверти века упорно ведёт политику разрушения экономических, культурных и политических связей с Россией. Эта политика иррациональна и ошибочна, и результаты её крайне печальны для украинского народа. Несмотря на огромный потенциал развития, Украина является одним из самых бедных государств в Европе (хуже ситуация только в Молдавии).

Единственный разумный выход для Украины — союз с Россией. При этом, разумеется, речь не идёт о прямом вхождении в состав России (это невозможно в ближайшей перспективе, поскольку россиянам попросту не нужна Украина в её нынешнем виде), а лишь о постепенной и ограниченной интеграции, по примеру Белоруссии и Казахстана.

Следует подчеркнуть, что политическая интеграция Украины и государств Евразийского Союза — непростая задача, хотя и гораздо более реальная, чем абсолютно фантастическое на сегодняшний день вхождение Украины в состав ЕС.

Россия и Казахстан в 3 раза богаче Украины по ВВП на душу населения, а Белоруссия — в 2 раза, [1] хотя ещё в 1992 году Украина была богаче Белоруссии, почти не отставала от Казахстана и в два раза уступала России.[2] Чтобы преодолеть эту огромную пропасть, понадобятся значительные усилия и немало времени.

Географические причины

  • Украина с трёх сторон окружена территориями стран Евразийского Союза (ЕАЭС), которые являются её естественными экономическими партнёрами. Экономическое процветание любой страны, включая отдельные её регионы, во многом зависит от торгового и промышленного взаимодействия с соседними странами и приграничными регионами этих стран. Территория Украины с востока и юга граничит с Россией, а с севера — с Белоруссией, входящей в единое таможенное пространство с РФ. На юго-западе находится пророссийски настроенная Приднестровская Молдавская Республика, а на юго-востоке — пророссийски настроенные Донецкая и Луганская Народные Республики.
    • Невозможно достичь полноценного экономического развития Украины, когда она с трёх сторон окружена государствами, входящими в иное таможенное пространство, и, тем более, когда экономические связи с ключевым из государств-соседей почти полностью разорваны.
    • Глупо и невыгодно отказываться от поставок своей продукции в соседние регионы — и особенно туда, где эта продукция наиболее востребована. Хорошие отношения с ЕС заведомо не могут компенсировать потери от разрыва отношений с Россией — европейский рынок ограничен, и европейцы отнюдь не намерены просто так пускать к себе украинские товары в ущерб своим производителям (россияне также не намерены, но здесь будет гораздо больше возможностей договориться).
  • Закрывшись и отгородившись от России, Украина меняет выгодную роль торгового и транзитного моста между ЕС и РФ на крайне невыгодную роль экономического «тупика». Любая страна с адекватным руководством стремится воспользоваться своим географическим положением, чтобы стать международным транспортным хабом и важным звеном в международных транспортных коридорах. Это не только даёт доходы от транзита, но и повышает шансы на получение иностранных инвестиций в инфраструктуру, увеличивает политическое влияние, стимулирует обмен технологиями между странами.
    • Антироссийская политика неизбежно ведёт (и уже во многом привела) к утере Украиной позиции главного «газового хаба» в европейской газотранспортной системе, к утрате транзитных доходов и к деградации украинской ГТС. «Газовые войны» Украины с Россией вынудили россиян и европейцев строить обходные пути для транзита газа. Новый газопровод «Северный поток-1», проложенный по дну Балтийского моря, уже отобрал значительную часть транзитного газа у Украины, а планируемый ныне газопровод «Северный поток-2» грозит окончательно перенести главный европейский центр транзита и распределения газа в Германию. Это очень выгодно Германии, так как упрочивает её положение экономического и политического лидера в ЕС. Фактически Германия, отвлекая Украину «евроинтеграцией», грабит украинцев, лишая их транзитных доходов. Если же Украина полностью выпадет из системы газового транзита, то тысячи сотрудников украинской ГТС лишатся работы, а сама ГТС частично превратится в металлолом, так как без транзита её мощности окажутся избыточны, а на поддержку и модернизацию системы не окажется средств. Увы, ситуация зашла настолько далеко, что даже восстановление нормальных отношений с Россией едва ли сможет остановить строительство второго «Северного потока», однако у Украины появится шанс сохранить за собой хотя бы часть транзита в юго-восточную Европу.
  • Климат на Украине преимущественно континентальный, как и в России, с ярко выраженной сменой сезонов и холодными зимами, что приводит к наличию общих для Украины и РФ способов ведения сельского хозяйства и сходных строительных норм. В связи с этим попытка ускоренного перехода Украины на европейские технологические стандарты весьма сомнительна. Следует отметить, Россия также постепенно подтягивает многие свои стандарты к европейским, где это возможно, и в этом отношении две страны в любом случае идут по одному пути.

Экономические причины

  • Украина теряет сотни миллиардов долларов из-за ограничений в торговле с Россией. В обзоре торговой политики Украины как члена ВТО, который опубликован на сайте Минэкономразвития, говорится, что потери Украины от ограничений в торговле с Россией составили 98 миллиардов долларов (данные были опубликованы в апреле 2016 года, так что данная печальная цифра продолжает расти). [3][4]
  • Деградация отношений с Россией и экономическая некомпетентность украинского руководства привела к многократному росту цены на газ для украинцев. С 1992 по 2005 год включительно цена российского газа оставалась на сверхвыгодном для Украины уровне в $50 за 1000 м³, однако после пересмотра контракта, инициированного украинским правительством (!), цена начала расти, достигнув $485 за 1000 м³ (практически 10-кратный рост).[5] В 2016 году, из-за мирового падения цен на углеводороды, цена на газ для Украины упала до 167,57 доллара за тысячу кубометров, [6] однако это ненадолго, так как цены на нефть снрва начали расти, а вслед за ними возрастут и цены на газ. Кроме того, после Евромайдана украинское правительство отказалось от субсидирования цен на газ для населения, [7] так что коммунальные тарифы для простых украинцев выросли многократно, а в сельской местности старики вынуждены отдавать на оплату газа более половины своей пенсии.
    • Партнёры России по ЕАЭС получают российский газ со значительными скидками, по ценам заметно ниже рыночных. Так, в 2014 году цена на российский газ для Беларуси составляла $165 за 1000 м³, а в 2015—2016 гг. — $142 за 1000 м³ (при этом белорусы неустанно пытаются ещё больше снизить цену, и иногда у них это получается).[8]
  • ЕС и США видят Украину в качестве аграрного придатка Запада и источника дешёвой рабочей силы, что приводит к деиндустриализации и сокращению населения на Украине, тогда как Россия видит Украину частью единого промышленного комплекса в рамках ЕАЭС и заинтересована в процветании, не в обнищании и депопуляции Украины.
    • Судьба многих восточноевропейских стран, стремившихся вступить в ЕС и сделавших это, оказалась печальной: деиндустриализация, вытеснение местных сельхозпроизводителей европейскими, быстрое сокращение населения. Так, население Румынии после вступления в ЕС сократилось почти на 2 млн человек (-10 %), [9], население Болгарии — на 500 тыс. человек (-7 %), [10] население Латвии — на 300 тыс. человек (-13 %), [11] и все эти страны испытывают значительные экономические проблемы, находясь в зависимости от денежных подачек со стороны ЕС.
    • В феврале 2016 года американский посол в Киеве Джеффри Пайетт предрёк Украине будущее «аграрной сверхдержавы».[12] Под этой льстивой формулировкой скрывается крайне грустная картина: для налаживания современного эффективного сельского хозяйства на территории, размером с Украинскую, вполне достаточно 5-10 миллионов населения, так что большая часть из 40 млн современных жителей Украины будет вынуждена либо вымереть, либо уехать, либо прозябать в бедности, в отсутствие рабочих мест в промышленности. Сектор услуг не может дать значительного числа высокооплачиваемых рабочих мест, если одновременно в стране нет развитого промышленного производства, выпускающего продукцию с высокой добавочной стоимостью.
    • Интеграция с Россией и ЕАЭС способна в короткий срок остановить деиндустриализацию Украины и повернуть процесс вспять, интеграция с ЕС неспособна сделать это. Ещё в 2013 — начале 2014 гг. украинские предприятия были важными звеньями в производственных цепочках, связывавших их с российскими предприятиями, в том числе в таких областях как авиастроение, ракетно-космическая отрасль, оборонная промышленность. Украина поставляла в Россию вертолетные двигатели, множество деталей и компонентов, а также некоторые виды готовой продукции; многие украинские предприятия (например,ЮжМаш) успешно работали именно благодаря российским заказам. Ныне из-за взаимных санкций и последующего импортозамещения в России целые отрасли украинской промышленности вынуждены резко сокращать объёмы производства и ликвидировать рабочие места, что в конечном счёте ведёт к утрате технологических компетенций, так как специалисты вынуждены покидать Украину в поисках работы в России и на Западе. Вернуть этих специалистов домой и восстановить производство на Украине будет очень непросто, но всё же возможно, если наладятся отношения с Россией. Интеграция же с Европой (а тем более, неполноправная и во многом фиктивная «интеграция» в виде евроассоциации) практически ничего не даёт украинской промышленности — европейским странам не нужна украинская продукция с высокой добавленной стоимостью, и высокотехнологичную промышленность европейцам выгоднее развивать у себя дома.
  • Переход на европейские технологические стандарты и правила регулирования бизнеса невыгоден для Украины, так конкурировать как с европейцами их стандартам будет крайне тяжело, тогда как выход украинских товаров на рынок ЕАЭС, где действуют другие правила, будет осложнён. Не говоря уже о том, что реальный, а не фиктивный переход на европейские стандарты потребует многомиллиардных затрат, которые Украина не в состоянии себе позволить.
  • Украинская атомная энергетика, производящая порядка 50 % электроэнергии страны, выстроена и функционирует по советским и российским стандартам; попытки использования западного оборудования и ядерного топлива (взамен российского) чреваты авариями и катастрофами. [13][14][15] Попытки применять топливо американской компании Westinghouse на реакторах советского производства на чешской АЭС «Темелин» и на Южно-Украинской АЭС уже привели к авариям в начале 2010-х гг., [16][17] в 2015 г. произошла подозрительная авария на Запорожской АЭС, после того как на неё завезли американское топливо. [18]
  • Без России Украину ждёт энергетическая катастрофа после 2040 года. В период с 2025 по 2040 годы из эксплуатации нужно будет вывести порядка 20-25 ГВт отработавших энергогенерирующих мощностей — около 80 % существующих на Украине. То есть, придётся закрыть все блоки АЭС (13,8 ГВт) и значительное число тепловых блоков совокупной мощностью в 11 ГВт. То есть, Украину ждёт энергетический коллапс и фантастически дорогая электроэнергия.[19] Предотвратить это можно лишь путём резкого наращивания инвестиций в энергетику, что едва ли возможно без нормализации отношений с Россией (Евросоюзу украинская атомная энергетика не нужна, да и на тепловую Запад не готов давать деньги).
  • Украинское сельское хозяйство зависит от поставки удобрений из России. По данным украинского Госстата, за 11 месяцев 2016 года Украина купила у России удобрений почти на полмиллиарда долларов. Это огромный объём, критически важный для успешного функционирования сельского хозяйства на Украине.[20] Собственного сырья для удобрений на Украине в таких масштабах нет, а закупка в иных странах неизбежно приведёт к повышению цен на удобрения из-за дополнительных транспортных расходов.
  • Высокотехнологичные отрасли на Украине — самолётостроение, ракетостроение — полностью зависят от сотрудничества с Россией. Из-за разрыва экономических связей с Россией в 2014—2015 гг. Украина самоустранилась из списка стран, имевших полный цикл производства в авиации и ракетостроении. Россия была одновременно и рынком для украинских ракет и самолётов, и поставщиком сырья, и производителем-смежником, и обладателем важных для производства технологий. В отличие от России, Евросоюз и США совершенно не заинтересованы в развитии на Украине высокотехнологичных отраслей. [21]

Культурные и исторические причины

  • Киев для России — древняя столица и «мать городов русских», а территория Украины — древнее сердце русской цивилизации, один из её ключевых центров. Для Западной Европы всё наоборот: Украина — это далёкая периферия, маловажная с точки зрения основных событий европейской истории. Что лучше — быть цивилизационным и культурным центром, или быть окраиной? Ответ очевиден.
  • В плане туризма Украина для России и стран ЕАЭС — это древние храмы и монастыри, памятники истории Российской Империи и СССР, а для европейцев и их натовских союзников Украина — это страна дешёвых секс-туров, «европейский центр секс-индустрии». [22][23][24] К большому сожалению, именно такую «славу» заработала Украина в постсоветское время. Опять же, возникает вопрос, что лучше — быть страной с великой историей и святынями, или быть международным борделем?
  • Украинцы в подавляющем большинстве владеют русским языком и в столь же подавляющем большинстве не владеют европейскими языками, что значительно упрощает экономическое и культурное взаимодействие с Россией, а с Европой — усложняет. Знание русского языка открывает украинцам дорогу к рабочим местам в России, делает элементарным деловое и межгосударственное общение, значительно упрощает работу в туристической отрасли. Русский язык широко используется украинцами в интернете и в поездках по миру. Попытки борьбы украинского государства с русским языком приводят лишь к безграмотной речи и безграмотному письму, что никоим образом не помогает украинцам в жизни и в работе. Чем больше языков знает человек, тем он умнее, и непонятно, что мешает украинцам изучать как русский, так и западноевропейские языки.
  • Украинская культура и украинский язык значительно интереснее россиянам, чем европейцам. Где украинские исполнители, режиссёры, писатели могут найти десятки миллионов слушателей, зрителей, читателей — в ЕС или же в России и странах ЕАЭС? С кем будет проще общаться украинским творцам, кто сможет лучше понять их произведения (будь то на украинском или на русском языке)? Где они смогут заработать больше денег? Сколько из них смогут успешно преодолеть языковой барьер и выйти на европейский рынок, а сколько, в отсутствие такого барьера, смогут выйти на российский рынок?
  • Для россиян украинцы — родные и понятные люди, а для европейцев — чужие. Украина для среднего европейца — малоизвестная, чуждая и отсталая восточноевропейская страна, с дикими политическими нравами и коррумпированным правительством. Европейцев мало волнует украинская бедность и прочие местные проблемы; страны ЕС не готовы жертвовать собственным благополучием ради Украины. Упорное стремление Украины в ЕС вполне понятно — оно объясняется желанием стать частью более богатого и успешного общества, однако следует помнить, что в этом обществе украинцы будут людьми второго сорта. Между тем, Россия, Беларусь и Казахстан также в разы богаче Украины, но при этом относятся к украинцам как к равным; страны Евразийского Союза реально заинтересованы в процветании Украины и повышении благосостояния украинского народа.
  • Между десятками миллионов граждан Украины и России существуют родственные связи, и обмен населением между Украиной и Россией колоссален. После 1945 года примерно треть населения Украины составили люди, переехавшие из России, при этом в тот же период свыше десяти миллионов человек, родившихся на Украине, переехали в Россию.[25] Само собой разумеется, что родственникам и друзьям гораздо комфортнее жить в дружественных, а не враждующих между собой странах.

Политические причины

  • Единство Европейского союза, в который так упорно стремится Украина, пошатнулось, и вступление в находящуюся в кризисе организацию является крайне глупым шагом. В 2016 году жители Великобритании на референдуме проголосовали за то, чтобы покинуть ЕС. С учётом роста евроскептицизма в других государствах-членах ЕС совершенно не исключено, что Великобритания не последняя страна, которая захочет выйти из объединения. Италия, Венгрия и другие страны, конфликтующие с европейскими властями, легко могут присоединиться к очереди на выход.
  • Украину в Евросоюзе не ждут. Множеству европейцев в принципе не нравится идея принимать мигрантов, в том числе из Восточной Европы, так как они обирают рабочие места у местных. Тем более, мало кто хочет субсидировать отсталые восточноевропейские экономики. Уже вступившие в ЕС восточноевропейцы — поляки, румыны и другие — отнюдь не желают делиться субсидиями с новичками. Представители руководства Евросоюза и отдельных стран ЕС постоянно заявляют, что Украина не готова стать членом ЕС и что вопрос о вступлении даже не стоит на повестке дня.[26]
  • Денег на полноценную интеграцию Украины в Европе нет. Европейская экономика после 2008 года пребывает в стагнации, при этом из состава ЕС собирается выйти одна из богатейших стран — Великобритания, то есть денег будет ещё меньше.
  • В рамках соглашения о евроассоциации Украина фактически бесправна, тогда как полноценное вступление в Евросоюз неизбежно затянется на десятки лет и вряд ли вообще состоится. Напротив, стать полноправным участником Евразийского Союза Украина может довольно быстро. Опыт показывает, что европейцам выгоднее бесконечно держать Украину во «френдзоне», как и Турцию, которая подписала соглашение о евроассоциации ещё в 1963 году, то есть более полувека назад! [27]
  • Евросоюзу, по большому счёту, невыгоден конфликт с Россией. Антироссийские санкции, которые Евросоюз ввёл во многом под давлением США, и российские контрсанкции бьют прежде всего по самим странам Евросоюза. Всё больше европейских политиков и бизнесменов понимают, что с Россией гораздо выгоднее торговать и сотрудничать в других областях, чем враждовать. Поэтому усиление реальной поддержки на Западе антироссийского курса Украины — маловероятно.
  • Восстановление нормальных отношений с Россией и интеграция с ЕАЭС дают Украине шанс сохранить единство и избежать дальнейшего распада.
    • Установление дружественных отношений с Россией будет способствовать прекращению гражданской войны на Украине. ДНР, ЛНР и Крым — это русскоговорящие регионы, в которых большинство населения — русские; в силу естественно-географических причин эти регионы экономически соориентированы на Россию. Крым и Донбасс отделились от Украины именно по причине антирусской и антироссийской политики украинского руководства, и если эта политика будет прекращена, то смысл отделения во многом пропадёт, и можно будет вернуться к мирному сосуществованию, неважно в рамках какого именно территориального образования, как это было во времена СССР. Таким образом, хотя Крым для Украины и потерян окончательно (для его повторной передачи Украине нет никаких оснований), у Украины появится возможность сохранить в своём составе хотя бы Донбасс (при этом надо понимать, что для примирения от Украины потребуются многие годы и значительные усилия, учитывая понесённые народом Донбасса потери, а также то, что с течением времени связи Донбасса с Украиной ослабевают, а с Россией — укрепляются, поэтому чем дальше, тем меньше у Украины шансов на сохранение Донбасса). Впрочем, восстановление дружбы с Россией поможет Украине сгладить и негативные последствия утраты Крыма, так как Россия, будучи заинтересованной в восстановлении отношений, вполне может рассмотреть и такие варианты, как компенсация Украине за утраченную собственность, использование Украиной крымской инфраструктуры (порты, железные дороги) на льготных условиях, облегчённый режим пребывания украинских граждан в Крыму и т. п. (разумеется, переговоры обо всём этом имеют смысл лишь после нормализации отношений и признания Украиной факта воссоединения Крыма с Россией).
    • От интеграции с Россией и ЕАЭС выиграют все регионы Украины, тогда как от евроассоциации восточные регионы проигрывают куда больше западных, что усиливает раскол страны. К настоящему моменту области востока Украины практически полностью растеряли свой промышленный потенциал, нацеленный на торговлю с Россией и участие в общих с РФ технологических цепочках. Эти потери не были как-либо компенсированы со стороны киевского правительства. Также убытки понесли и украинские фермеры, столкнувшиеся с ограничениями в поставках своей продукции в РФ. В случае интеграции с ЕАЭС восточные регионы могут рассчитывать на восстановление своего промышленного потенциала, а западные регионы окажутся в выгодном положении на границе двух крупных торгово-экономических блоков (ЕС и ЕАЭС), а не просто на границе нищей Украины с ЕС.
  • Вести антироссийскую политику несмотря на все очевидные выгоды интеграции с Россией может лишь очень недальновидная и/или коррумпированная элита (проще говоря, глупая и/или продажная). Именно по этой причине на Украине уже много лет действует негативный отбор элиты, в результате чего государство деградирует. Во власть и в СМИ приходят некомпетентные люди, демагоги, лжецы и воры, в то время как адекватных людей и профессионалов туда пускают неохотно, ведь такие люди способны выступить против самоубийственной для страны политики, против пропаганды и оторванной от реальности идеологии. Таким образом, отказ от идеологемы «Украина-не-Россия» и переход к реалистичной политике — это то, что совершенно необходимо сделать для повышения эффективности госуправления и для реальной борьбы с коррупцией на Украине.

См. также