Крымский кризис (1990-е годы): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
POLIGON (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 6 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
Проблема статуса Крыма возникла задолго до [[Развал СССР|развала СССР]] по следующим причинам: | Проблема статуса Крыма возникла задолго до [[Развал СССР|развала СССР]] по следующим причинам: | ||
* '''Передача Крыма в 1954 году была незаконной'''. Президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР, осуществившие передачу Крыма УССР, действовали вне своих полномочий прописанных в [[rws:Конституция СССР (1936)/Редакция 16.07.1956|Конституции СССР 1936 года]] и [[rws:Конституция РСФСР/1937/Редакция 13.03.1948|Конституции РСФСР 1937 года]] соответственно — подробнее см. [[Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Передача Крымской области в состав УССР|здесь]]. | * '''Передача Крыма в 1954 году была незаконной'''. Президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР, осуществившие передачу Крыма УССР, действовали вне своих полномочий, прописанных в [[rws:Конституция СССР (1936)/Редакция 16.07.1956|Конституции СССР 1936 года]] и [[rws:Конституция РСФСР/1937/Редакция 13.03.1948|Конституции РСФСР 1937 года]] соответственно — подробнее см. [[Правовые основания воссоединения Крыма с Россией#Передача Крымской области в состав УССР|здесь]]. | ||
* '''Передача Севастополя также была незаконной'''. Несмотря на расположение на Крымском полуострове, Севастополь административно не входил в состав Крымской области бывшей УССР. | * '''Передача Севастополя также была незаконной'''. Несмотря на расположение на Крымском полуострове, Севастополь административно не входил в состав Крымской области бывшей УССР. | ||
* '''Пророссийский настрой населения Крыма'''. Русские составляли и продолжают составлять большинство населения | * '''Пророссийский настрой населения Крыма'''. Русские составляли и продолжают составлять большинство населения полуострова. По переписи 1989 года, доля русских в Крымской области равнялась 67,05 %[http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/resp_nac_89.php?reg=11] и 74,4 % в Севастополе[http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality/sevastopol/]. Русское население Крыма исторически отличалось пророссийским настроем, и поэтому стремление Украины к независимости почти не получило здесь поддержки. | ||
* '''Черноморский флот в Крыму'''. Главная база Советского Черноморского флота находилась в Севастополе, а связанные с ЧФ военные части, аэропорты, пункты базирования, предприятия — по всему Крыму. Моряки, члены их семей, обслуживающий персонал флота, работники оборонных и судостроительных заводов — в большинстве своём были настроены пророссийски и не приняли вхождение в состав независимой Украины; при этом Черноморский флот и инфраструктура в Крыму имели огромное стратегическое значение для России. | |||
* '''Недовольство крымчан национальной политикой Украины, особенно вопросом о языке'''. Верховный Совет УССР ещё в 1990 году взял курс на отделение от СССР — 1 января был принят закон «О языке», в котором статус государственного получил лишь украинский язык, а 16 июля принята Декларация о государственном суверенитете Украины. На фоне роста националистических настроений на Западной Украине это вызвало беспокойство со стороны русского населения Крыма, которое боялось оказаться страдающей стороной<ref name="Мацузато">[http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/coe21/publish/no20_ses/SES20-24_39.pdf ''Мацузато К.'' Регионы Украины Том 3, Крым и Николаевская область.]</ref>. | * '''Недовольство крымчан национальной политикой Украины, особенно вопросом о языке'''. Верховный Совет УССР ещё в 1990 году взял курс на отделение от СССР — 1 января был принят закон «О языке», в котором статус государственного получил лишь украинский язык, а 16 июля принята Декларация о государственном суверенитете Украины. На фоне роста националистических настроений на Западной Украине это вызвало беспокойство со стороны русского населения Крыма, которое боялось оказаться страдающей стороной<ref name="Мацузато">[http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/coe21/publish/no20_ses/SES20-24_39.pdf ''Мацузато К.'' Регионы Украины Том 3, Крым и Николаевская область.]</ref>. | ||
* '''Крымско-татарский вопрос'''. В 1989 году началось массовое возвращение крымских татар на земли Крыма. В начале 1990-х | * '''Крымско-татарский вопрос'''. В 1989 году началось массовое возвращение крымских татар на земли Крыма. В начале 1990-х годов татарские активисты стали организовывать массовые акции в рамках борьбы за права крымско-татарского народа. 26—30 июня 1991 года прошёл съезд представителей крымских татар (курултай) в Симферополе, где были приняты довольно жёсткие и демонстративные решения. В частности, Крым был провозглашён национальной территорией крымско-татарского народа со своими государственными символами и атрибутами, было заявлено об исключительном праве собственности на землю и недра, о параллельных органах власти и управления. Наиболее одиозно прозвучало заявление курултая о том, что татары приняли на себя статус народа, ведущего национально-освободительную борьбу<ref name="Мацузато"/>. | ||
В ноябре 1990 года | В ноябре 1990 года четвёртая внеочередная сессия областного совета Крымской области приняла решение о проведении 20 января 1991 года референдума об автономном статусе Крыма (ранее Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, существовавшая в 1921—1946 годах, была упразднена в связи с выселением крымских татар и других меньшинств в ходе войны). Это был один из первых опытов такого рода референдумов за всю историю СССР. Данная идея встретила сопротивление со стороны Украины — например, председатель Верховного Совета Украины Леонид Кравчук (будущий президент Украины) отговаривал от проведения референдума, заявляя, что автономию Крыма может восстановить своим решением ВС Украины<ref name="Мацузато"/>. | ||
Референдум состоялся 20 января 1991 года. Вопрос вынесенный на референдум был сформулирован так: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» — большинство проголосовавших (93,26 %) проголосовали | Референдум состоялся 20 января 1991 года. Вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован так: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» — большинство проголосовавших (93,26 %) проголосовали за при явке 81 % населения[http://crimea.mk.ru/articles/2016/01/20/kak-v-krymu-25-let-nazad-prokhodil-pervyy-sovetskiy-referendum.html]. | ||
== Ход событий == | |||
=== Начальный этап (1991) === | === Начальный этап (1991) === | ||
В 1991 году, когда распад СССР был лишь вопросом времени, началось противостояние между властями Крыма и Украины: | В 1991 году, когда [[Развал СССР|распад СССР]] был лишь вопросом времени, началось противостояние между властями Крыма и Украины: | ||
12 февраля 1991 года прошло голосование в Верховном Совете Украины по обсуждению итогов январского референдума в | 12 февраля 1991 года прошло голосование в Верховном Совете Украины по обсуждению итогов январского референдума в Крыму, на котором 355 депутатов из 366 присутствовавших проголосовали за воссоздание Крымской АССР<ref name="Мацузато"/>. В этот же день '''Крымская АССР была восстановлена''' [http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16888 (закон № 712-ХII)] как часть УССР — то есть была проигнорирована вторая часть вопроса, вынесенного на референдум (о повышении статуса Крыма до уровня субъекта СССР и участника Союзного договора). | ||
4 сентября 1991 года Верховный Совет Крымской АССР принял [http://docs.dtkt.ua/download/pdf/1015.11846.2 декларацию о государственном суверенитете], в которой говорилось о стремлении создать правовое демократическое государство в составе Украины на условии исключительного права собственности народа Крыма на землю, недра и экономический потенциал Крыма. Вскоре крымские парламентарии направили в Верховный Совет Украины обращение, в котором оценили провозглашение независимости страны «как решительную меру законодателей по обеспечению гарантий свободного экономического, социально-культурного и духовного развития Украины». Тем самым ВС Крыма нейтрализовал своих недругов из числа украинских законодателей, которые любой шаг Симферополя рассматривали как проявление сепаратизма<ref name="Мацузато"/>. | 4 сентября 1991 года Верховный Совет Крымской АССР принял [http://docs.dtkt.ua/download/pdf/1015.11846.2 декларацию о государственном суверенитете], в которой говорилось о стремлении создать правовое демократическое государство в составе Украины на условии исключительного права собственности народа Крыма на землю, недра и экономический потенциал Крыма. Вскоре крымские парламентарии направили в Верховный Совет Украины обращение, в котором оценили провозглашение независимости страны «как решительную меру законодателей по обеспечению гарантий свободного экономического, социально-культурного и духовного развития Украины». Тем самым ВС Крыма нейтрализовал своих недругов из числа украинских законодателей, которые любой шаг Симферополя рассматривали как проявление сепаратизма<ref name="Мацузато"/>. | ||
1 декабря 1991 на Украине | 1 декабря 1991 на Украине прошёл референдум о независимости (о незалежностi України). Крымская АССР и Севастополь показали самые низкие результаты из всех регионов — явка составила 67,5 % и 63,74 %, а доля проголосовавших за независимость Украины — 54,19 и 57,07 % соответственно<ref>[http://www.archives.gov.ua/Sections/15r-V_Ref/index.php?11 Ведомость о результатах Всеукраинского референдума, 1 декабря 1991.]</ref><ref>[https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/riefieriendum-o-niezavisimosti-ukrainy Референдум о независимости Украины]. «История. РФ».</ref>. Однако при этом была нарушена статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которой в Крымской АССР должны были провести отдельный (общекрымский) референдум по вопросу её пребывания в составе СССР или в составе выходящей союзной республики — Украинской ССР. | ||
26 февраля 1992 года Крымская АССР была переименована [http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/rk.htm (постановление № 20-1)] в Республику Крым. | 26 февраля 1992 года Крымская АССР была переименована [http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/rk.htm (постановление № 20-1)] в Республику Крым. | ||
=== Этап обострения (1992—1993) === | === Этап обострения (1992—1993) === | ||
В 1992 году руководство Крыма взяло курс на получение большей самостоятельности для | В 1992 году руководство Крыма взяло курс на получение большей самостоятельности для региона. 6 мая 1992 года была принята [http://zakon2.rada.gov.ua/krym/show/rb076a002-92/print1394702726687636 Конституция Республики Крым], установившая вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях. За день до этого было решено [http://zakon1.rada.gov.ua/krym/show/rb0073002-92 (поставновление № 73-I)] провести референдум по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым — спустя 8 дней Верховная Рада Украины отменила данный документ по причине его противоречия Конституции Украины [http://ukraine.uapravo.net/data/base61/ukr61012.htm (постановление № 2333-XII)]. | ||
В 1992—1993 годах шло активное обсуждение вопроса о незаконности передачи Крыма и Севастополя, что можно считать пиком Крымского кризиса. | В 1992—1993 годах шло активное обсуждение вопроса о незаконности передачи Крыма и Севастополя, что можно считать пиком Крымского кризиса. | ||
Строка 37: | Строка 39: | ||
21 мая 1992 года Верховный Совет России объявил передачу Крыма УССР в 1954 году юридически недействительной [http://docs.cntd.ru/document/901607649 (постановление № 2809-1)]. При этом в том же документе говорилось о необходимости урегулирования вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения<ref>2. Ввиду [[rws:Закон РСФСР от 02.06.1954 О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР|конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта]] и заключения между Украиной и Россией [http://docs.cntd.ru/document/1900094 двустороннего договора от 19 ноября 1990 года], в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.</ref>. | 21 мая 1992 года Верховный Совет России объявил передачу Крыма УССР в 1954 году юридически недействительной [http://docs.cntd.ru/document/901607649 (постановление № 2809-1)]. При этом в том же документе говорилось о необходимости урегулирования вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения<ref>2. Ввиду [[rws:Закон РСФСР от 02.06.1954 О внесении изменений и дополнений в статью 14 Конституции (Основного Закона) РСФСР|конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта]] и заключения между Украиной и Россией [http://docs.cntd.ru/document/1900094 двустороннего договора от 19 ноября 1990 года], в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.</ref>. | ||
5 мая 1992 года в ответ на постановление Верховного Совета РФ, Верховная Рада Украины объявила данный документ «не имеющим юридического значения» и заявила, что Крым не может быть предметом межгосударственных переговоров [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2397-12 (постановление № 2397-XII)]. На следующий день данная позиция была дополнена обвинением России во вмешательстве внутренние дела Украины и посягательствах на | 5 мая 1992 года в ответ на постановление Верховного Совета РФ, Верховная Рада Украины объявила данный документ «не имеющим юридического значения» и заявила, что Крым не может быть предметом межгосударственных переговоров [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2397-12 (постановление № 2397-XII)]. На следующий день данная позиция была дополнена обвинением России во вмешательстве во внутренние дела Украины и посягательствах на её территориальную целостность [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2399-12 (заявление № 2399-XII)]. | ||
9 июля 1993 года Верховный Совет России заявил о ''«российском федеральном статусе города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года»''<ref name="Федоров">[http://sevkrimrus.narod.ru/texstes/fedorov.htm ''Федоров А. Б.'' Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя.]</ref>. Президент России [[Борис Ельцин]] не разделил позицию парламента, заявив ''«Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной»''<ref>[http://www.yeltsincenter.ru/digest/release/den-za-dnem-13-iyulya-1993-goda «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». — 1993. — 13 июля, вторник. — № 129 (23984).]</ref>. | 9 июля 1993 года Верховный Совет России заявил о ''«российском федеральном статусе города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года»''<ref name="Федоров">[http://sevkrimrus.narod.ru/texstes/fedorov.htm ''Федоров А. Б.'' Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя.]</ref>. Президент России [[Борис Ельцин]] не разделил позицию парламента, заявив ''«Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной»''<ref>[http://www.yeltsincenter.ru/digest/release/den-za-dnem-13-iyulya-1993-goda «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». — 1993. — 13 июля, вторник. — № 129 (23984).]</ref>. Из-за того, что вопрос Крыма и Севастополя был поднят во время [[rwp:Политический кризис в России (1992—1993)|острого конфликта с парламентом]], Ельцин предпочёл проигнорировать данный вопрос, будучи поглощённым внутриполитической борьбой, а также собственными региональными конфликтами. | ||
20 июля 1993 года Собвез ООН, удовлетворив жалобу Украины на постановление от 9 июля 1993 года, подтвердил [[rws:Записка Председателя Совета Безопасности ООН № S/26118|(записка S/26118)]] свою приверженность принципам суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ. За день до этого [[rwp:Воронцов, Юлий Михайлович|Юлий Воронцов]], | 20 июля 1993 года Собвез ООН, удовлетворив жалобу Украины на постановление от 9 июля 1993 года, подтвердил [[rws:Записка Председателя Совета Безопасности ООН № S/26118|(записка S/26118)]] свою приверженность принципам суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ. За день до этого [[rwp:Воронцов, Юлий Михайлович|Юлий Воронцов]], постоянный представитель РФ в ООН в 1990—1994 годах, написал [http://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/404/98/IMG/N9340498.pdf?OpenElement письмо] на имя председателя Совбеза ООН, в котором было заявлено, что постановление от 9 июля 1993 года расходится с линией Президента и Правительства Российской Федерации на реализацию интересов России в вопросах Черноморского флота, базирование ВМФ Российской Федерации на территории Украины, в Крыму и в Севастополе. | ||
Примечательно, что оспорить принадлежность Севастополя Украине пытался лишь парламент России, в то время как Президент и МИД придерживались прямо противоположной позиции — то есть | Примечательно, что оспорить принадлежность Севастополя Украине пытался лишь парламент России, в то время как Президент и МИД придерживались прямо противоположной позиции — то есть де-факто произошло закрепление украинского статуса Севастополя, не имеющего под собой никаких оснований<ref name="Федоров"/>. | ||
В это же время в Крыму усилились пророссийские настроения — в 1993 году была создана Республиканская партию Крыма (РПК), преобразованная из ранее существовавшего «Республиканского движения Крыма» (РДК). РПК придерживалась подчёркнуто пророссийской позиции вплоть до присоединения полуострова к России и предоставления жителям Крыма российского гражданства. | В это же время в Крыму усилились пророссийские настроения — в 1993 году была создана Республиканская партию Крыма (РПК), преобразованная из ранее существовавшего «Республиканского движения Крыма» (РДК). РПК придерживалась подчёркнуто пророссийской позиции вплоть до присоединения полуострова к России и предоставления жителям Крыма российского гражданства. | ||
В 1994 году был зафиксирован пик пророссийских настроений в Крыму — в январе президентом Республики Крым<ref>Должность президента Крыма была введена [http://zakon2.rada.gov.ua/krym/show/rb0428002-93 законом № 428-1] от 14 июня 1993 года.</ref> стал известный общественный деятель [[rwp:Мешков, Юрий Александрович|Юрий Мешков]], а в парламенте республики [[rwp:Депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым II созыва|большинство мест]] занял предвыборный блок «Россия», созданный | В 1994 году был зафиксирован пик пророссийских настроений в Крыму — в январе президентом Республики Крым<ref>Должность президента Крыма была введена [http://zakon2.rada.gov.ua/krym/show/rb0428002-93 законом № 428-1] от 14 июня 1993 года.</ref> стал известный общественный деятель [[rwp:Мешков, Юрий Александрович|Юрий Мешков]], а в парламенте республики [[rwp:Депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым II созыва|большинство мест]] занял предвыборный блок «Россия», созданный при поддержке РПК<ref name="Полунов">[http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2009/vipusk__21._dekabr_2009_g./polunov.pdf ''Полунов А. Ю.'' Общественные организации русского Крыма: политическая деятельность, стратегии взаимоотношений с властью.]</ref>. | ||
Но при этом новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием поддержки со стороны самой России — ввиду её прозападного курса и боязни, что поддержка пророссийских деятелей за рубежом возродит в отношении России подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций». По этой причине пророссийские политические силы потерпели поражение на [[rwp:Депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым III созыва|выборах 1998 года]], получив меньшинство в парламенте. | Но при этом новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием поддержки со стороны самой России — ввиду её прозападного курса и боязни, что поддержка пророссийских деятелей за рубежом возродит в отношении России подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций». По этой причине пророссийские политические силы потерпели поражение на [[rwp:Депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым III созыва|выборах 1998 года]], получив меньшинство в парламенте. | ||
В результате | В результате с середины 1990-х годов пророссийские политические силы в Крыму сосредоточились на этнокультурных вопросах, касающихся русского языка, религии, культуры, исторического самосознания и поддержки связей с исторической Родиной, а собственно политическая деятельность была отодвинута на второй план<ref name="Полунов"/>. | ||
=== Заключительный этап (1994—1998) === | === Заключительный этап (1994—1998) === | ||
С ослабления пророссийских сил в Крыму можно | С ослабления пророссийских сил в Крыму можно отсчитывать начало заключительного этапа крымского кризиса. В 1994—1995 годах руководство Украины проводило политику саботажа крымской автономии. | ||
21 сентября 1994 года Республика Крым была переименована [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/171/94-вр (закон № 171/94-ВР)] в Автономную Республику Крым (АРК), что было скорее символическим действием. | 21 сентября 1994 года Республика Крым была переименована [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/171/94-вр (закон № 171/94-ВР)] в Автономную Республику Крым (АРК), что было скорее символическим действием. | ||
17 марта 1995 года президент Леонид Кучма отменил [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/92/95-вр (закон № 92/95-ВР)] | 17 марта 1995 года президент Леонид Кучма отменил [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/92/95-вр (закон № 92/95-ВР)] Конституцию Крыма 1992 года, а также ряд других законов о государственности Республики Крым. Данные действия со стороны Киева являются нарушением права принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, прописанных во [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml Всеобщей декларации прав человека] (ст. 21) и Пакте о гражданских и политических правах (ст. 25), а также принципа обладания человеком всеми правами и свободами без различия на основе правового статуса территории (ст. 2 Всеобщей декларации прав человека)<ref name="Федоров"/>. Госдума России охарактеризовала действия Кучмы как унижающие волеизъявление населения Республики Крым, прерывающие договорно-переговорный процесс между Крымом и Украиной и могущие серьёзно дестабилизировать обстановку в регионе [http://docs.cntd.ru/document/9010977 (заявление № 13)]. | ||
21 октября 1998 года Верховная Рада АРК<ref>Данное наименование крымского парламента закреплено в Конституции Украины (статья 135) и присутствует даже в её русском переводе.</ref> приняла [[rws:Конституция Автономной Республики Крым|новую конституцию Крыма]], приведённую в соответствие с конституцией Украины. Спустя пару дней Госдума России выразила недовольство в связи с тем, что в новой крымской конституции русский язык не получил статус государственного, характеризуя данное решение как ''«решение Украиной внутренних геополитических проблем за счёт жесткой дискриминации русского народа Крыма»'' и выразила убеждённость в том, что, ''«исходя из языковой и культурной близости, прочных исторических связей близкородственных славянских народов, украинские власти примут эффективные меры для пересмотра государственной политики в национальном и региональном масштабе, для исправления, отмены или аннулирования любых законов и других нормативно-правовых актов, ведущих к возникновению и закреплению дискриминации по этническому происхождению и языку»'' [http://docs.cntd.ru/document/901719718 (постановление № 3158-II ГД)]. | 21 октября 1998 года Верховная Рада АРК<ref>Данное наименование крымского парламента закреплено в Конституции Украины (статья 135) и присутствует даже в её русском переводе.</ref> приняла [[rws:Конституция Автономной Республики Крым|новую конституцию Крыма]], приведённую в соответствие с конституцией Украины. Спустя пару дней Госдума России выразила недовольство в связи с тем, что в новой крымской конституции русский язык не получил статус государственного, характеризуя данное решение как ''«решение Украиной внутренних геополитических проблем за счёт жесткой дискриминации русского народа Крыма»'', и выразила убеждённость в том, что, ''«исходя из языковой и культурной близости, прочных исторических связей близкородственных славянских народов, украинские власти примут эффективные меры для пересмотра государственной политики в национальном и региональном масштабе, для исправления, отмены или аннулирования любых законов и других нормативно-правовых актов, ведущих к возникновению и закреплению дискриминации по этническому происхождению и языку»'' [http://docs.cntd.ru/document/901719718 (постановление № 3158-II ГД)]. | ||
Несмотря на наличие этого и ряда других спорных моментов, правовое положение Автономной Республики Крым, согласно Конституции Украины 1996 года и Конституции АРК 1998 года, можно рассматривать как результат некоторого компромисса. Украинские власти вынужденно признали особый статус Крыма, но втиснули его в чрезвычайно узкие рамки<ref name="Федоров"/>. | Несмотря на наличие этого и ряда других спорных моментов, правовое положение Автономной Республики Крым, согласно Конституции Украины 1996 года и Конституции АРК 1998 года, можно рассматривать как результат некоторого компромисса. Украинские власти вынужденно признали особый статус Крыма, но втиснули его в чрезвычайно узкие рамки<ref name="Федоров"/>. | ||
Строка 69: | Строка 71: | ||
Руководство Крыма в условиях метаний между Москвой и Киевом в середине 1990-х не смогло выработать единую пророссийскую позицию с ясными целями и предпочло установить сомнительную стабильность<ref name="Федоров"/>. | Руководство Крыма в условиях метаний между Москвой и Киевом в середине 1990-х не смогло выработать единую пророссийскую позицию с ясными целями и предпочло установить сомнительную стабильность<ref name="Федоров"/>. | ||
Та же проблема была и у руководства России — как уже говорилось, вопрос юридической принадлежности Крыма и Севастополя поднимал исключительно парламент РФ, в то время как Президент и зависимый от него МИД предпочли уступить Украине, де-факто признав за ней территорию полуострова через гарантирование территориальной целостности, не получив при этом твёрдых гарантий долгосрочного | Та же проблема была и у руководства России — как уже говорилось, вопрос юридической принадлежности Крыма и Севастополя поднимал исключительно парламент РФ, в то время как Президент и зависимый от него МИД предпочли уступить Украине, де-факто признав за ней территорию полуострова через гарантирование территориальной целостности, не получив при этом твёрдых гарантий долгосрочного партнёрства и взаимной интеграции Украины с Россией. | ||
== См. также == | == См. также == |
Текущая версия от 16:04, 27 ноября 2020
Крымский кризис 1990-х годов — это противостояние между властями Крыма и России, с одной стороны, и властями Украины, с другой стороны, по вопросу о статусе Республики Крым и города Севастополь.
Украина получила в 1991 году независимость и вышла из состава Советского Союза. Крым, однако, вошёл в состав Украины лишь в 1954 году, с юридическими нарушениями и без волеизъявления местных жителей. Большинство населения Крыма были русскими, и их симпатии были направлены в сторону России.
Вопрос был в том, останутся ли Крым и Севастополь в составе независимой Украины, а если останутся — будут ли они иметь автономию. Параллельно между Россией и Украиной развивался спор о судьбе Черноморского флота и другие политические и экономические конфликты.
Причины кризиса
Проблема статуса Крыма возникла задолго до развала СССР по следующим причинам:
- Передача Крыма в 1954 году была незаконной. Президиумы Верховных Советов СССР и РСФСР, осуществившие передачу Крыма УССР, действовали вне своих полномочий, прописанных в Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года соответственно — подробнее см. здесь.
- Передача Севастополя также была незаконной. Несмотря на расположение на Крымском полуострове, Севастополь административно не входил в состав Крымской области бывшей УССР.
- Пророссийский настрой населения Крыма. Русские составляли и продолжают составлять большинство населения полуострова. По переписи 1989 года, доля русских в Крымской области равнялась 67,05 %[1] и 74,4 % в Севастополе[2]. Русское население Крыма исторически отличалось пророссийским настроем, и поэтому стремление Украины к независимости почти не получило здесь поддержки.
- Черноморский флот в Крыму. Главная база Советского Черноморского флота находилась в Севастополе, а связанные с ЧФ военные части, аэропорты, пункты базирования, предприятия — по всему Крыму. Моряки, члены их семей, обслуживающий персонал флота, работники оборонных и судостроительных заводов — в большинстве своём были настроены пророссийски и не приняли вхождение в состав независимой Украины; при этом Черноморский флот и инфраструктура в Крыму имели огромное стратегическое значение для России.
- Недовольство крымчан национальной политикой Украины, особенно вопросом о языке. Верховный Совет УССР ещё в 1990 году взял курс на отделение от СССР — 1 января был принят закон «О языке», в котором статус государственного получил лишь украинский язык, а 16 июля принята Декларация о государственном суверенитете Украины. На фоне роста националистических настроений на Западной Украине это вызвало беспокойство со стороны русского населения Крыма, которое боялось оказаться страдающей стороной[1].
- Крымско-татарский вопрос. В 1989 году началось массовое возвращение крымских татар на земли Крыма. В начале 1990-х годов татарские активисты стали организовывать массовые акции в рамках борьбы за права крымско-татарского народа. 26—30 июня 1991 года прошёл съезд представителей крымских татар (курултай) в Симферополе, где были приняты довольно жёсткие и демонстративные решения. В частности, Крым был провозглашён национальной территорией крымско-татарского народа со своими государственными символами и атрибутами, было заявлено об исключительном праве собственности на землю и недра, о параллельных органах власти и управления. Наиболее одиозно прозвучало заявление курултая о том, что татары приняли на себя статус народа, ведущего национально-освободительную борьбу[1].
В ноябре 1990 года четвёртая внеочередная сессия областного совета Крымской области приняла решение о проведении 20 января 1991 года референдума об автономном статусе Крыма (ранее Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, существовавшая в 1921—1946 годах, была упразднена в связи с выселением крымских татар и других меньшинств в ходе войны). Это был один из первых опытов такого рода референдумов за всю историю СССР. Данная идея встретила сопротивление со стороны Украины — например, председатель Верховного Совета Украины Леонид Кравчук (будущий президент Украины) отговаривал от проведения референдума, заявляя, что автономию Крыма может восстановить своим решением ВС Украины[1].
Референдум состоялся 20 января 1991 года. Вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован так: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» — большинство проголосовавших (93,26 %) проголосовали за при явке 81 % населения[3].
Ход событий
Начальный этап (1991)
В 1991 году, когда распад СССР был лишь вопросом времени, началось противостояние между властями Крыма и Украины:
12 февраля 1991 года прошло голосование в Верховном Совете Украины по обсуждению итогов январского референдума в Крыму, на котором 355 депутатов из 366 присутствовавших проголосовали за воссоздание Крымской АССР[1]. В этот же день Крымская АССР была восстановлена (закон № 712-ХII) как часть УССР — то есть была проигнорирована вторая часть вопроса, вынесенного на референдум (о повышении статуса Крыма до уровня субъекта СССР и участника Союзного договора).
4 сентября 1991 года Верховный Совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете, в которой говорилось о стремлении создать правовое демократическое государство в составе Украины на условии исключительного права собственности народа Крыма на землю, недра и экономический потенциал Крыма. Вскоре крымские парламентарии направили в Верховный Совет Украины обращение, в котором оценили провозглашение независимости страны «как решительную меру законодателей по обеспечению гарантий свободного экономического, социально-культурного и духовного развития Украины». Тем самым ВС Крыма нейтрализовал своих недругов из числа украинских законодателей, которые любой шаг Симферополя рассматривали как проявление сепаратизма[1].
1 декабря 1991 на Украине прошёл референдум о независимости (о незалежностi України). Крымская АССР и Севастополь показали самые низкие результаты из всех регионов — явка составила 67,5 % и 63,74 %, а доля проголосовавших за независимость Украины — 54,19 и 57,07 % соответственно[2][3]. Однако при этом была нарушена статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которой в Крымской АССР должны были провести отдельный (общекрымский) референдум по вопросу её пребывания в составе СССР или в составе выходящей союзной республики — Украинской ССР.
26 февраля 1992 года Крымская АССР была переименована (постановление № 20-1) в Республику Крым.
Этап обострения (1992—1993)
В 1992 году руководство Крыма взяло курс на получение большей самостоятельности для региона. 6 мая 1992 года была принята Конституция Республики Крым, установившая вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях. За день до этого было решено (поставновление № 73-I) провести референдум по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым — спустя 8 дней Верховная Рада Украины отменила данный документ по причине его противоречия Конституции Украины (постановление № 2333-XII).
В 1992—1993 годах шло активное обсуждение вопроса о незаконности передачи Крыма и Севастополя, что можно считать пиком Крымского кризиса.
21 мая 1992 года Верховный Совет России объявил передачу Крыма УССР в 1954 году юридически недействительной (постановление № 2809-1). При этом в том же документе говорилось о необходимости урегулирования вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения[4].
5 мая 1992 года в ответ на постановление Верховного Совета РФ, Верховная Рада Украины объявила данный документ «не имеющим юридического значения» и заявила, что Крым не может быть предметом межгосударственных переговоров (постановление № 2397-XII). На следующий день данная позиция была дополнена обвинением России во вмешательстве во внутренние дела Украины и посягательствах на её территориальную целостность (заявление № 2399-XII).
9 июля 1993 года Верховный Совет России заявил о «российском федеральном статусе города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года»[5]. Президент России Борис Ельцин не разделил позицию парламента, заявив «Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной»[6]. Из-за того, что вопрос Крыма и Севастополя был поднят во время острого конфликта с парламентом, Ельцин предпочёл проигнорировать данный вопрос, будучи поглощённым внутриполитической борьбой, а также собственными региональными конфликтами.
20 июля 1993 года Собвез ООН, удовлетворив жалобу Украины на постановление от 9 июля 1993 года, подтвердил (записка S/26118) свою приверженность принципам суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ. За день до этого Юлий Воронцов, постоянный представитель РФ в ООН в 1990—1994 годах, написал письмо на имя председателя Совбеза ООН, в котором было заявлено, что постановление от 9 июля 1993 года расходится с линией Президента и Правительства Российской Федерации на реализацию интересов России в вопросах Черноморского флота, базирование ВМФ Российской Федерации на территории Украины, в Крыму и в Севастополе.
Примечательно, что оспорить принадлежность Севастополя Украине пытался лишь парламент России, в то время как Президент и МИД придерживались прямо противоположной позиции — то есть де-факто произошло закрепление украинского статуса Севастополя, не имеющего под собой никаких оснований[5].
В это же время в Крыму усилились пророссийские настроения — в 1993 году была создана Республиканская партию Крыма (РПК), преобразованная из ранее существовавшего «Республиканского движения Крыма» (РДК). РПК придерживалась подчёркнуто пророссийской позиции вплоть до присоединения полуострова к России и предоставления жителям Крыма российского гражданства.
В 1994 году был зафиксирован пик пророссийских настроений в Крыму — в январе президентом Республики Крым[7] стал известный общественный деятель Юрий Мешков, а в парламенте республики большинство мест занял предвыборный блок «Россия», созданный при поддержке РПК[8].
Но при этом новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием поддержки со стороны самой России — ввиду её прозападного курса и боязни, что поддержка пророссийских деятелей за рубежом возродит в отношении России подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций». По этой причине пророссийские политические силы потерпели поражение на выборах 1998 года, получив меньшинство в парламенте.
В результате с середины 1990-х годов пророссийские политические силы в Крыму сосредоточились на этнокультурных вопросах, касающихся русского языка, религии, культуры, исторического самосознания и поддержки связей с исторической Родиной, а собственно политическая деятельность была отодвинута на второй план[8].
Заключительный этап (1994—1998)
С ослабления пророссийских сил в Крыму можно отсчитывать начало заключительного этапа крымского кризиса. В 1994—1995 годах руководство Украины проводило политику саботажа крымской автономии.
21 сентября 1994 года Республика Крым была переименована (закон № 171/94-ВР) в Автономную Республику Крым (АРК), что было скорее символическим действием.
17 марта 1995 года президент Леонид Кучма отменил (закон № 92/95-ВР) Конституцию Крыма 1992 года, а также ряд других законов о государственности Республики Крым. Данные действия со стороны Киева являются нарушением права принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, прописанных во Всеобщей декларации прав человека (ст. 21) и Пакте о гражданских и политических правах (ст. 25), а также принципа обладания человеком всеми правами и свободами без различия на основе правового статуса территории (ст. 2 Всеобщей декларации прав человека)[5]. Госдума России охарактеризовала действия Кучмы как унижающие волеизъявление населения Республики Крым, прерывающие договорно-переговорный процесс между Крымом и Украиной и могущие серьёзно дестабилизировать обстановку в регионе (заявление № 13).
21 октября 1998 года Верховная Рада АРК[9] приняла новую конституцию Крыма, приведённую в соответствие с конституцией Украины. Спустя пару дней Госдума России выразила недовольство в связи с тем, что в новой крымской конституции русский язык не получил статус государственного, характеризуя данное решение как «решение Украиной внутренних геополитических проблем за счёт жесткой дискриминации русского народа Крыма», и выразила убеждённость в том, что, «исходя из языковой и культурной близости, прочных исторических связей близкородственных славянских народов, украинские власти примут эффективные меры для пересмотра государственной политики в национальном и региональном масштабе, для исправления, отмены или аннулирования любых законов и других нормативно-правовых актов, ведущих к возникновению и закреплению дискриминации по этническому происхождению и языку» (постановление № 3158-II ГД).
Несмотря на наличие этого и ряда других спорных моментов, правовое положение Автономной Республики Крым, согласно Конституции Украины 1996 года и Конституции АРК 1998 года, можно рассматривать как результат некоторого компромисса. Украинские власти вынужденно признали особый статус Крыма, но втиснули его в чрезвычайно узкие рамки[5].
Итоги
Крымский кризис для России и большинства крымчан закончился поражением.
Руководство Крыма в условиях метаний между Москвой и Киевом в середине 1990-х не смогло выработать единую пророссийскую позицию с ясными целями и предпочло установить сомнительную стабильность[5].
Та же проблема была и у руководства России — как уже говорилось, вопрос юридической принадлежности Крыма и Севастополя поднимал исключительно парламент РФ, в то время как Президент и зависимый от него МИД предпочли уступить Украине, де-факто признав за ней территорию полуострова через гарантирование территориальной целостности, не получив при этом твёрдых гарантий долгосрочного партнёрства и взаимной интеграции Украины с Россией.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Мацузато К. Регионы Украины Том 3, Крым и Николаевская область.
- ↑ Ведомость о результатах Всеукраинского референдума, 1 декабря 1991.
- ↑ Референдум о независимости Украины. «История. РФ».
- ↑ 2. Ввиду конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Федоров А. Б. Правовой статус Крыма. Правовой статус Севастополя.
- ↑ «Известия» / Учредитель: журналистский коллектив «Известий». — 1993. — 13 июля, вторник. — № 129 (23984).
- ↑ Должность президента Крыма была введена законом № 428-1 от 14 июня 1993 года.
- ↑ 8,0 8,1 Полунов А. Ю. Общественные организации русского Крыма: политическая деятельность, стратегии взаимоотношений с властью.
- ↑ Данное наименование крымского парламента закреплено в Конституции Украины (статья 135) и присутствует даже в её русском переводе.