Госпереворот на Украине: различия между версиями
(Информативнее) |
POLIGON (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 106: | Строка 106: | ||
{{main|Воссоединение Крыма с Россией}} | {{main|Воссоединение Крыма с Россией}} | ||
Президент Янукович В.Я. 27 февраля 2014 года опубликовал свой последний Указ Президента Украины | Президент Янукович В. Я. 27 февраля 2014 года опубликовал свой последний Указ Президента Украины № 90/2014 от 27 февраля 2014 года, описывающий положение дел в стране.[http://www.belvpo.com/35009.html/] В этот же день, находясь на территории России, публично попросил у российских властей политического убежища от захвативших власть в Киеве сторонников Евромайдана в связи с угрозой его жизни.[http://www.youtube.com/watch?v=vsCwIwe6hkU] | ||
== Юридическая оценка переворота == | == Юридическая оценка переворота == | ||
=== Вопрос самоустранения от власти === | === Вопрос самоустранения от власти === | ||
'''22 февраля 2014 года''' | '''22 февраля 2014 года''' — принятие Верховной Радой [http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/757-18 постановления № 757-VII] '''«О самоустранении Президента Украины…»''': | ||
{{quote|Учитывая, что Президент Украины В. Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий, что угрожает управляемости государства, территориальной целостности и суверенитету Украины, массовому нарушению прав и свобод граждан, исходя из обстоятельств крайней необходимости, выражая суверенную волю Украинского народа, Верховная Рада Украины постановляет: | {{quote|Учитывая, что Президент Украины В. Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий, что угрожает управляемости государства, территориальной целостности и суверенитету Украины, массовому нарушению прав и свобод граждан, исходя из обстоятельств крайней необходимости, выражая суверенную волю Украинского народа, Верховная Рада Украины постановляет: | ||
* 1. Установить, что Президент Украины В. Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий и является не выполняющим свои обязанности. | * 1. Установить, что Президент Украины В. Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий и является не выполняющим свои обязанности. | ||
Строка 123: | Строка 124: | ||
* 3) смещения с поста в порядке импичмента; | * 3) смещения с поста в порядке импичмента; | ||
* 4) смерти.}} | * 4) смерти.}} | ||
Ни одно из этих оснований не фигурирует в постановлении | Ни одно из этих оснований не фигурирует в постановлении № 757-VII как обоснования лишения В. Ф. Януковича полномочий президента и назначения досрочных выборов Президента Украины на 25 мая 2014 года. Понятие ''«самоустранение Президента Украины…»'' отсутствует в законодательстве Украины как таковое и не имеет квалификации, а также конституционного порядка установления факта самоустранения и государственного органа, уполномоченного этот факт установить. | ||
Обязанность следовать Конституции Украины при назначении досрочных выборов Президента Украины прописано в [http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/474-14/ed20131023 законе | Обязанность следовать Конституции Украины при назначении досрочных выборов Президента Украины прописано в [http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/474-14/ed20131023 законе № 474-XIV] '''«О выборах президента Украины»''' | ||
{{quote|'''Статья 15.''' Виды выборов Президента Украины:...3. Внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий Президента Украины в случаях, предусмотренных Конституцией Украины}} | {{quote|'''Статья 15.''' Виды выборов Президента Украины:...3. Внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий Президента Украины в случаях, предусмотренных Конституцией Украины}} | ||
Сейчас данная статья написана несколько по | Сейчас данная статья написана несколько по другому — [http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/879-18/ed20140321/paran80#n80 законом № 879-VII] от 13 марта 2014 года внесена правка, согласно которой внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с принятием соответствующего постановления Верховной Рады Украины. Данная правка не действовала на момент принятия постановления от 22 февраля 2014 года, к тому же она превратила институт президента Украины в в своеобразную марионеточную декорацию политического режима[http://www.cis-emo.net/ru/news/spravka-o-dosrochnyh-vyborah-prezidenta-ukrainy]. | ||
Рассмотрим как «самоустранение» Януковича «попадает» под действие оснований досрочного прекращения полномочий президента Украины: | Рассмотрим как «самоустранение» Януковича «попадает» под действие оснований досрочного прекращения полномочий президента Украины: | ||
Строка 135: | Строка 136: | ||
| Отставка<br> ([http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-109.htm статья 109]) || Вступает в силу с момента провозглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины. || Янукович нигде не заявлял что он уходит в отставку, а наоборот отстаивал обратное[http://korrespondent.net/ukraine/politics/3317517-yanukovych-ya-ostauis-lehytymnym-prezydentom-y-hlavnokomanduuischym-armyy-ukrayny][http://ru.euronews.com/2014/03/11/yanukovych-says-presidential-election-set-for-may-25-is-absolutely-illegitimate] | | Отставка<br> ([http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-109.htm статья 109]) || Вступает в силу с момента провозглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины. || Янукович нигде не заявлял что он уходит в отставку, а наоборот отстаивал обратное[http://korrespondent.net/ukraine/politics/3317517-yanukovych-ya-ostauis-lehytymnym-prezydentom-y-hlavnokomanduuischym-armyy-ukrayny][http://ru.euronews.com/2014/03/11/yanukovych-says-presidential-election-set-for-may-25-is-absolutely-illegitimate] | ||
|- | |- | ||
| Невозможность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья<br> ([http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-110.htm статья 110]) || Должна быть установлена на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда | | Невозможность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья<br> ([http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-110.htm статья 110]) || Должна быть установлена на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда Украины — по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения. || Ничего такого и близко не было | ||
|- | |- | ||
| Смерть<br> ([http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-108.htm статья 108.4]) || Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае: | | Смерть<br> ([http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-108.htm статья 108.4]) || Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае:…4) смерти || Несмотря на попытки покушения[http://dosie.su/politika/19367-kak-hunta-pytalas-ubit-prezidenta-yanukovicha.html][http://www.aif.ru/euromaidan/viktor_yanukovich_eksklusivnoe_interview] обошлось без этого | ||
|} | |} | ||
По идее акт самоустранения полагалось рассмотреть как преступление, способное стать основанием для объявления импичмента. Конституция Украины закрепляет это право за Верховной Радой ('''статьи [http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-85.htm 85.10] и [http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-111.htm 111]''') и четко регламентирует процедуру импичмента. | По идее акт самоустранения полагалось рассмотреть как преступление, способное стать основанием для объявления импичмента. Конституция Украины закрепляет это право за Верховной Радой ('''статьи [http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-85.htm 85.10] и [http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-111.htm 111]''') и четко регламентирует процедуру импичмента. | ||
* '''Вопрос о смещении''' | * '''Вопрос о смещении''' — инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Для проведения расследования Верховная Рада Украины должна создать специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины. При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины. | ||
* '''Решение о смещении''' | * '''Решение о смещении''' — принимается принимается Верховной Радой Украины не менее чем 3/4 ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления. | ||
Как известно, ничего из этого в отношении Януковича Верховная Рада не приняла и не совершила. Равно как не было заявления об отставке, признания неспособности выполнять обязанности по болезни и даже смерти. | Как известно, ничего из этого в отношении Януковича Верховная Рада не приняла и не совершила. Равно как не было заявления об отставке, признания неспособности выполнять обязанности по болезни и даже смерти. | ||
=== Назначение и. | === Назначение и. о. президента === | ||
'''23 февраля 2014 года''' | '''23 февраля 2014 года''' — спикер Верховной Рады А. В. Турчинов подписал [http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/764-VII постановление № 764-VII], по которому он был назначен и. о. президента Украины. | ||
{{quote|Учитывая, что Президент Украины В.Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий, Верховная Рада Украины постановляет: | {{quote|Учитывая, что Президент Украины В.Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий, Верховная Рада Украины постановляет: | ||
Строка 159: | Строка 160: | ||
Данное постановление Верховной Рады принято в нарушение упомянутой в нем [http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-%20%20112.htm статьи 112], согласно которой: | Данное постановление Верховной Рады принято в нарушение упомянутой в нем [http://kodeksy.com.ua/ka/konstitutsiya_ukrainy/statja-%20%20112.htm статьи 112], согласно которой: | ||
{{quote|'''Статья 112.''' В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины.}} | {{quote|'''Статья 112.''' В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины.}} | ||
Из выше написанного мы знаем, что действия Верховной Рады не соответствовали статьям | Из выше написанного мы знаем, что действия Верховной Рады не соответствовали статьям 108—111 Конституции Украины, что уже делает назначение Турчинова незаконным, как и его действия на посту и. о. главы государства, а также проведение выборов президента 25 мая 2014 года. | ||
Но главный момент, что делает назначение Турчинова незаконным это сам текст 112 статьи, по которой обязанности и. | Но главный момент, что делает назначение Турчинова незаконным это сам текст 112 статьи, по которой обязанности и. о. президента возлагаются на Премьер-Министра Украины ([http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80/ed20140222/page3 редакция от 22.02.2014]). При этом на Украине на 22 февраля не было премьер-министра после отставки 28 января 2014 году Николая Азарова[http://www.vesti.ru/doc.html?id=1226470&tid=105474], его обязанности выполнял и. о. премьер-министра Сергей Арбузов, который также был вице-премьер-министром Украины (еще с декабря 2012 года). И тут стоит обратиться к [http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2591-17/page2 закону № 2591-VI] '''«О Кабинете Министров Украины»''': | ||
{{quote|'''Статья 42.4''' В случае отсутствия Премьер-министра Украины его полномочия выполняет Первый вице-премьер-министр Украины или вице-премьер-министр Украины согласно определенным Кабинетом Министров Украины распределением полномочий}} | {{quote|'''Статья 42.4''' В случае отсутствия Премьер-министра Украины его полномочия выполняет Первый вице-премьер-министр Украины или вице-премьер-министр Украины согласно определенным Кабинетом Министров Украины распределением полномочий}} | ||
А. | А. В. Турчинов в феврале 2014 года не занимал должность ни премьер-министра, ни вице-премьер-министра, ни первого вице-премьер-министра Украины — поэтому аппелирование Верховной Рады при его назначении на должность и. о. президента Украины к 112 статье Конституции выглядит нелепым, потому что ей не соответствует. | ||
=== Полномочия и. | === Полномочия и. о. президента === | ||
'''25 февраля 2014 года''' | '''25 февраля 2014 года''' — Верховная Рада приняла [http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/788-18 постановление № 788-VII], по которому спикер Верховной Рады Турчинов получил полномочия на подписание законов, принятых с 21 февраля 2014 года: | ||
{{quote|Верховная Рада Украины постановляет: | {{quote|Верховная Рада Украины постановляет: | ||
Строка 180: | Строка 181: | ||
25 февраля 2014 | 25 февраля 2014 | ||
№ 788-VII}} | № 788-VII}} | ||
Данное постановление также является незаконным, ввиду незаконного смещения Януковича и незаконного назначения Турчинова и. | Данное постановление также является незаконным, ввиду незаконного смещения Януковича и незаконного назначения Турчинова и. о. президента Украины, о чем было написано выше. | ||
Председателю Верховной Рады Украины Турчинову, исполняющему обязанности Президента Украины, предоставлено полномочие на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, что на основании вышеизложенного также не соответствует Конституции Украины. Статья 112 запрещает и. | Председателю Верховной Рады Украины Турчинову, исполняющему обязанности Президента Украины, предоставлено полномочие на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, что на основании вышеизложенного также не соответствует Конституции Украины. Статья 112 запрещает и. о. президента совершать следующие действия: | ||
* вносить в ВР представление о назначении Министра обороны, | * вносить в ВР представление о назначении Министра обороны, | ||
* назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора, | * назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора, | ||
Строка 190: | Строка 191: | ||
=== Внесение изменений в Конституцию === | === Внесение изменений в Конституцию === | ||
'''Постановление''' [http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/750-18 | '''Постановление''' [http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/750-18 № 586-VII «О тексте Конституции Украины…»] было принято в нарушении Раздела XIII '''Конституции Украины''' и вопреки прописанным в ней же полномочиям Верховной Рады: | ||
{{quote|''К полномочиям Верховной Рады Украины относится: 1. Внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции'' — статья 85, пункт 1}} | {{quote|''К полномочиям Верховной Рады Украины относится: 1. Внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции'' — статья 85, пункт 1}} | ||
{{quote|''Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме раздела I "Общие положения", раздела III "Выборы. Референдум" и раздела XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины", предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины'' — статья 155}} | {{quote|''Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме раздела I "Общие положения", раздела III "Выборы. Референдум" и раздела XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины", предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины'' — статья 155}} | ||
Строка 197: | Строка 198: | ||
{{quote|''Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 этой Конституции'' — статья 159}} | {{quote|''Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 этой Конституции'' — статья 159}} | ||
Верховная Рада, как единственный орган законодательной власти на Украине, вправе реализовывать только те полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению, а также по пункту 4.2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины | Верховная Рада, как единственный орган законодательной власти на Украине, вправе реализовывать только те полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению, а также по пункту 4.2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины № 9-рп/2004 от 7 апреля 2004 года по делу о Координационном Комитете. | ||
На необходимость соблюдения положений Конституции при внесении в нее изменений указывал ПАСЕ в своих резолюциях: | На необходимость соблюдения положений Конституции при внесении в нее изменений указывал ПАСЕ в своих резолюциях: | ||
* ''Резолюция ПАСЕ | * ''Резолюция ПАСЕ № 1346 (2003)'' | ||
{{quote|15. Ассамблея подчеркивает, что в процессе пересмотра действующей конституции Украины все ее положения должны неуклонно соблюдаться, особенно те из них, которые касаются порядка внесения изменений в конституцию. Кроме того, она призывает власти Украины в процессе пересмотра конституции в полной мере взаимодействовать с соответствующими органами Совета Европы и принимать к сведению заключения Венецианской комиссии.}} | {{quote|15. Ассамблея подчеркивает, что в процессе пересмотра действующей конституции Украины все ее положения должны неуклонно соблюдаться, особенно те из них, которые касаются порядка внесения изменений в конституцию. Кроме того, она призывает власти Украины в процессе пересмотра конституции в полной мере взаимодействовать с соответствующими органами Совета Европы и принимать к сведению заключения Венецианской комиссии.}} | ||
* ''Резолюция ПАСЕ | * ''Резолюция ПАСЕ № 1364 (2004)'' | ||
{{quote|4. Выбор направления реформ и системы управления является внутренним делом любого суверенного государства, однако при этом должен соблюдаться основной закон страны.<br> | {{quote|4. Выбор направления реформ и системы управления является внутренним делом любого суверенного государства, однако при этом должен соблюдаться основной закон страны.<br> | ||
5. В этой связи Ассамблея вновь подтверждает, что действующая с 1996 года Конституция является основным юридическим механизмом государства, на основании которого в стране может развиваться реальная демократия, и настаивает на неукоснительном соблюдении Конституции, в частности, положений, касающихся внесения поправок к ней, которые рассматриваются как уместные и необходимые.}} | 5. В этой связи Ассамблея вновь подтверждает, что действующая с 1996 года Конституция является основным юридическим механизмом государства, на основании которого в стране может развиваться реальная демократия, и настаивает на неукоснительном соблюдении Конституции, в частности, положений, касающихся внесения поправок к ней, которые рассматриваются как уместные и необходимые.}} | ||
* ''Резолюция ПАСЕ | * ''Резолюция ПАСЕ № 1466 (2005)'' | ||
{{quote|14. Ассамблея напоминает о резолюциях №1346 и №1364, где подчеркивается, что все положения действующей конституции должны неукоснительно соблюдаться, а рекомендации Венецианской комиссии в полной мере учитываться в процессе внесения поправок в конституцию Украины.}} | {{quote|14. Ассамблея напоминает о резолюциях №1346 и №1364, где подчеркивается, что все положения действующей конституции должны неукоснительно соблюдаться, а рекомендации Венецианской комиссии в полной мере учитываться в процессе внесения поправок в конституцию Украины.}} | ||
Строка 212: | Строка 213: | ||
=== Смещение судей Конституционного суда === | === Смещение судей Конституционного суда === | ||
'''24 февраля 2014 года''' | '''24 февраля 2014 года''' — принятие '''постановления''' [http://rada.gov.ua/ru/news/Novosty/Soobshchenyya/88365.html «О реагировании на факты нарушения судьями Конституционного Суда Украины присяги судьи»], которое предусматривало досрочно прекратить полномочия 5 судей Конституционного суда. назначенных по квоте Верховной Рады, а также организовать уголовное преследование судей Конституционного суда. Верховная Рада обвинила судей Конституционного Суда Украины в вынесении решения от 30 сентября 2010 года по делу о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины. | ||
В данном случае Рада превысила свои полномочия, прописанные в Конституции, а именно: у нее нет права давать указания органам прокуратуры. А увольнение судей было совершенно: | В данном случае Рада превысила свои полномочия, прописанные в Конституции, а именно: у нее нет права давать указания органам прокуратуры. А увольнение судей было совершенно: | ||
* Без проведения всесторонней объективной проверки обстоятельств, способных свидетельствовать о нарушении присяги судьи Конституционного Суда | * Без проведения всесторонней объективной проверки обстоятельств, способных свидетельствовать о нарушении присяги судьи Конституционного Суда | ||
* При отказе судьям в праве дать пояснения или даже высказать свою позицию относительно тех обстоятельств, на основании которых было принято решение об их увольнении. | * При отказе судьям в праве дать пояснения или даже высказать свою позицию относительно тех обстоятельств, на основании которых было принято решение об их увольнении. | ||
Все это прямое нарушение [http://docs.cntd.ru/document/901927869 Европейской хартии о статусе судьей], а точнее пункта 5.1 раздела '''Ответсвенность''': | Все это прямое нарушение [http://docs.cntd.ru/document/901927869 Европейской хартии о статусе судьей], а точнее пункта 5.1 раздела '''Ответсвенность''': | ||
{{quote|5.1. Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению санкции только по решению, по предложению, рекомендации или с согласия судебной инстанции или иной инстанции, не менее половины состава которой представляют избранные судьи, в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается, может прибегнуть к помощи защитника. Набор санкций, которые могут быть вынесены, детально изложен в статусе, и их применение осуществляется в соответствии с принципом пропорциональности. Решение органа исполнительной власти, суда или инстанции, указанной в настоящем пункте, налагающей санкцию, может быть обжаловано перед вышестоящей инстанцией судебного характера}} | {{quote|5.1. Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению санкции только по решению, по предложению, рекомендации или с согласия судебной инстанции или иной инстанции, не менее половины состава которой представляют избранные судьи, в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается, может прибегнуть к помощи защитника. Набор санкций, которые могут быть вынесены, детально изложен в статусе, и их применение осуществляется в соответствии с принципом пропорциональности. Решение органа исполнительной власти, суда или инстанции, указанной в настоящем пункте, налагающей санкцию, может быть обжаловано перед вышестоящей инстанцией судебного характера}} | ||
Строка 234: | Строка 235: | ||
Примечательна история с изменением статьи 112 Конституции Украины. Вот ее текст в редации 2013 года: | Примечательна история с изменением статьи 112 Конституции Украины. Вот ее текст в редации 2013 года: | ||
{{quote|'''Статья 112.''' В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6-8, 10-12, 14-16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины}} | {{quote|'''Статья 112.''' В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6-8, 10-12, 14-16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины}} | ||
То есть и. | То есть и. о. президента не имеет права на совершение следующих действий: | ||
* вносить в ВР представление о назначении Министра обороны, | * вносить в ВР представление о назначении Министра обороны, | ||
* назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора, | * назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора, | ||
Строка 246: | Строка 247: | ||
* '''28.''' Создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы;}} | * '''28.''' Создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы;}} | ||
Стоит обратить внимание и на следующий момент. В полномочия и. | Стоит обратить внимание и на следующий момент. В полномочия и. о. президента не входит следующий пункт полномочий президента: | ||
{{quote|'''Статья 106.'''...11. Назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности}} | {{quote|'''Статья 106.'''...11. Назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности}} | ||
При этом к полномочиям Верховной Рады не относятся назначение (по представлению Президента Украины): | При этом к полномочиям Верховной Рады не относятся назначение (по представлению Президента Украины): | ||
Строка 252: | Строка 253: | ||
* Министра обороны | * Министра обороны | ||
* Министра иностранных дел | * Министра иностранных дел | ||
Ниже — цитаты из статьи 85 Конституции Украины: | |||
{{quote|'''Статья 85.''' К полномочиям Верховной Рады Украины относится: | {{quote|'''Статья 85.''' К полномочиям Верховной Рады Украины относится: | ||
* '''12.''' Дача согласия на назначение Президентом Украины Премьер "Премьер-министра Украины; | * '''12.''' Дача согласия на назначение Президентом Украины Премьер "Премьер-министра Украины; | ||
* '''25.''' Дача согласия на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины; выражении недоверия Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности}} | * '''25.''' Дача согласия на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины; выражении недоверия Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности}} | ||
Путем ряда назначений и дачи согласия на них были нарушены все эти положения Конституции: | Путем ряда назначений и дачи согласия на них были нарушены все эти положения Конституции: | ||
* О. | * О. И. Махницкий — и. о. генерального прокурора ([http://www.gp.gov.ua/ua/news.html?_m=publications&_t=rec&id=134825 текст указа]). Занимал должность до 18 июня 2014 года | ||
* А. | * А. Б. Дещица — и. о. министра иностранных дел ([http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=247059066&cat_id=244276429 текст указа]). Занимал должность до 19 июня 2014 года. | ||
* И. | * И. И. Тенюх — и. о. министра обороны ([http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=247059066&cat_id=244276429 текст указа]). Занимал должность до 25 марта 2014 года | ||
=== О разделении властей === | === О разделении властей === | ||
'''20 февраля 2014 года''' | '''20 февраля 2014 года''' — принятие постановления № 4158 [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/740-18 Об осуждении применения насилия, которое привело к гибели мирных граждан Украины]. | ||
<spoiler text="Текст постановления №4158:"> | <spoiler text="Текст постановления №4158:"> | ||
Выражая суверенную волю Украинского народа, стремясь сохранить территориальную целостность и государственный суверенитет Украины, заботясь о восстановлении гражданского мира и спокойствия в Украине, а также осознавая ответственность за ситуацию в государстве, | Выражая суверенную волю Украинского народа, стремясь сохранить территориальную целостность и государственный суверенитет Украины, заботясь о восстановлении гражданского мира и спокойствия в Украине, а также осознавая ответственность за ситуацию в государстве, | ||
Строка 303: | Строка 304: | ||
9. Генеральной прокуратуре Украины: | 9. Генеральной прокуратуре Украины: | ||
* 1) провести полное расследование фактов гибели, ранений, травм | * 1) провести полное расследование фактов гибели, ранений, травм лиц — участников событий в акциях по 30 ноября 2013 года. Дважды в месяц информировать Верховную Раду Украины о ходе таких расследований до полного их завершения; | ||
* 2) обеспечить немедленное обращение в суд органами досудебного следствия с ходатайствами об освобождении из под стражи всех арестованных участников протестных акций, кроме тех, которые совершили убийство, и закрытия соответствующих уголовных производств. | * 2) обеспечить немедленное обращение в суд органами досудебного следствия с ходатайствами об освобождении из под стражи всех арестованных участников протестных акций, кроме тех, которые совершили убийство, и закрытия соответствующих уголовных производств. | ||
Строка 315: | Строка 316: | ||
м. Киев | м. Киев | ||
20 февраля 2014 года | 20 февраля 2014 года | ||
№ 740-VII</spoiler> | |||
Этим постановлением Верховная Рада нарушила Конституцию, взяв на себя функции, которые Конституция закрепляет за исполнительной властью. | Этим постановлением Верховная Рада нарушила Конституцию, взяв на себя функции, которые Конституция закрепляет за исполнительной властью. | ||
Строка 325: | Строка 326: | ||
* '''27 декабря 2016 года Дорогомиловский суд Москвы признал Майдан государственным переворотом, удовлетворив иск бывшего депутата Верховной Рады Владимира Олейника.''' [https://lenta.ru/news/2016/12/27/coup/] | * '''27 декабря 2016 года Дорогомиловский суд Москвы признал Майдан государственным переворотом, удовлетворив иск бывшего депутата Верховной Рады Владимира Олейника.''' [https://lenta.ru/news/2016/12/27/coup/] | ||
==Данные соцопросов== | == Данные соцопросов == | ||
'''Согласно данным опроса, проведённого Киевским международным институтом социологии по заказу ОО «Детектор медиа» в феврале 2017 года, 34, | '''Согласно данным опроса, проведённого Киевским международным институтом социологии по заказу ОО «Детектор медиа» в феврале 2017 года, 34,3 % респондентов по всей Украине считают Евромайдан [[Госпереворот на Украине|госпереворотом]] (на юге Украины так считают 51,1 % респондентов, на востоке — 57,3 %).''' [https://eadaily.com/ru/news/2017/02/14/tret-ukraincev-schitayut-evromaydan-gosperevorotom-opros] | ||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 348: | Строка 349: | ||
* [[:cw:Смена власти на Украине в 2014 году|Смена власти на Украине в 2014 году]] в Циклопедии | * [[:cw:Смена власти на Украине в 2014 году|Смена власти на Украине в 2014 году]] в Циклопедии | ||
* [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80/ed20140222 Конституция Украины] (в редакции от 22 февраля 2014 года) | * [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80/ed20140222 Конституция Украины] (в редакции от 22 февраля 2014 года) | ||
* [http://www.cis-emo.net/ru/news/spravka-o-dosrochnyh-vyborah-prezidenta-ukrainy Заключение о досрочных выборах президента Украины] | * [http://www.cis-emo.net/ru/news/spravka-o-dosrochnyh-vyborah-prezidenta-ukrainy Заключение о досрочных выборах президента Украины] — анализ соблюдения Конституции Украины при смене власти в феврале 2014 года от CIE-EMO | ||
* [http://council.gov.ru/media/files/41d4c66d24ddcfd1cea7.pdf Заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества по правовой оценке ситуации, сложившейся в Украине после 21 февраля 2014 года] | * [http://council.gov.ru/media/files/41d4c66d24ddcfd1cea7.pdf Заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества по правовой оценке ситуации, сложившейся в Украине после 21 февраля 2014 года] | ||
Строка 392: | Строка 393: | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
<br | <br> | ||
{{Цветные революции}} | {{Цветные революции}} | ||
{{Украинский кризис}} | {{Украинский кризис}} |
Версия от 15:39, 7 декабря 2020
Государственный переворот на Украине — силовой захват власти в Киеве прозападными националистическими и олигархическими силами, произошедший в феврале 2014 года, и сопровождавшийся более чем сотней жертв, а затем повлёкший националистический террор на Украине и войну на Донбассе с тысячами жертв. Силовой госпереворот стал следствием так называемого Евромайдана — площадной цветной революции, организованной при поддержке США.
К концу 2013 года государственность находящейся под властью олигархов и националистов Украины предельно деградировала. Началась серия событий, известная как украинский кризис.
21 ноября 2013 года в Киеве началась акция протеста против отказа правительства подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Эта акция получила название «Евромайдан».
За последующие два с половиной месяца накачиваемый американцами «Евромайдан» разросся практически до гражданской войны: со стрельбой из огнестрельного оружия по сотрудникам милиции, убийством политических оппонентов боевиков и прочими традиционными атрибутами современных гражданских войн. Начиная с 18 февраля ход событий существенно ускорился: олигархическо-бандеровские проамериканские силы совершили в Киеве государственный переворот, Украина оказалась на грани экономической катастрофы, в Киеве и многих других регионах расцвёл бандитизм, на всём Юго-Востоке Украины начались массовые митинги против бандеровской власти, а Крым объявил о независимости.
Известный американский политолог, глава STRATFOR Джордж Фридман подтвердил, что февральские события на Украине — это профинансированный американцами госпереворот:
...это действительно был самый неприкрытый госпереворот в истории.[1] |
США ведь открыто поддерживали правозащитные группы на Украине, в том числе и деньгами.[2] |
Евромайдан
Основная статья: Поддержка Евромайдана американцами
Евромайдан на Украине был спланирован и проспонсирован правительством США с целью разделить единый русский народ. Таким образом американцы пропагандируют русофобию на Украине и пользуясь этим, хотят захватить всю Россию и превратить русских людей в рабов.
Хроника событий
Предыстория
См. Евромайдан.
Февраль 2014
18 февраля 2014
- С утра в понедельник в центре Киева майданщики устроили шествие с попыткой блокирования Верховной Рады, совершили ряд нападений на правоохранителей, разграбили и подожгли главный офис Партии регионов, где в итоге погибли два сотрудника офиса — один был застрелен, другой избит и задохнулся в дыму устроенного боевиками пожара. Всего в ходе этого выступления майданщиков погибли по крайней мере семь человек, в том числе двое сотрудников МВД, которые скончались от огнестрельных ранений.
- В ответ Беркут и милиция вытеснили боевиков с улицы Грушевского, с Европейской площади и из части захваченных ранее зданий.
- Вечером украинские правоохранительные органы приступили к активной фазе разгона беспорядков на Майдане.[3]
- В Чёрном море корабль ВМС США сел на мель.[4]
- В течение дня сотни правоохранителей и гражданских лиц обратились за медицинской помощью и были госпитализированы (35 из 159 госпитализированных милиционеров находятся в тяжёлом состоянии, [5] 59 получили огнестрельные ранения[6]). Известно, что в ходе начавшегося штурма главного лагеря майданщиков уже есть один погибший [7]. Всего с начала противостояния 18 февраля в Киеве погибло 7 сотрудников МВД.[8] Более 1000 человек получили ранения[9]. Многие силовики были ранены или убиты от снайперского огня.[10]
- Депутат от партии «Батьковщина» Сергей Пашинский вывозит с Майдана на машине снайперскую винтовку с глушителем (!). [11]
19 февраля 2014
- В ночь с 18 на 19 февраля радикалы захватили многие административные здания во Львове. В том числе, около 2 тыс. неизвестных совершили нападение на воинскую часть 4114. Мэр Львова заявил, что из райотделов милиции Львова во время ночных захватов украли оружие. Ответственность взяла на себя Народная Рада.
- Так же, во Ивано-Франковске в распоряжении радикалов оказались 120 автоматов, 20 пулемётов и несколько миллионов патронов. На местах идёт вербовка студентов в ряды самообороны.
- По информации местных СМИ, боевиков на Западной Украине курирует Александр Музычко, который принимал активное участие в Первой чеченской войне от организации УНА-УНСО
- На Украине продолжается осада лагеря боевиков на Майдане — они вытеснены с третьей части площади и из занимаемых ими ранее зданий. Однако боевики захватили новые здания взамен утерянных и сгоревших при пожаре, который они долгое время не давали тушить (в загоревшемся Доме Профсоюзов предположительно хранилась взрывчатка и другие атрибуты «мирного протеста»). Реальные фотографии выжженного майдана уже пострашнее апокалиптических художественных картинок.
- В областях Западной Украины боевики продолжают захватывать административные здания и отделы милиции, применяя насилие к чиновникам. Толпы молодых боевиков с бейсбольными битами разгромили органы власти и управления силовых ведомств в Тернополе, Львове, Ивано-Франковске, Волыни, Ровно, Хмельницком, Ужгороде, Черновцах, Житомире, а также в Сумах на востоке Украины.[12]
- Где-то власти и милиция переходят на сторону боевиков, где-то сопротивляются. В Луцке на сцене местного Евромайдана приковали наручниками и облили водой волынского губернатора Александра Башкаленко, отказавшегося уйти в отставку, угрожали привести туда же его семью, а затем уволокли в неизвестное место.
- США ввели санкции против ряда украинских чиновников, Евросоюз собирается ввести.
- Янукович пытается возобновить мирный диалог — с утра он выпустил телеобращение с призывом к мирному разрешению конфликта, а вечером договорился с лидерами парламентской оппозиции о перемирии.[13]
- Всего с начала противостояния 18 февраля уже 10 милиционеров убито, 350 госпитализировано (из них 74 — с огнестрельными ранами), боевиков убито 13, госпитализировано 240. [14][15]
20 февраля 2014
- Когда утром Беркут начал отходить с площади и его силы уменьшились, боевики нарушили перемирие и контратаковали, вернув утраченные в предыдущие два дня позиции. Около 70 правоохранителей захвачены в плен.
- В Киеве разграблен музей истории города. [16]
- Пресс-служба польских пограничников сообщила, что с украинской стороны заблокированы дороги к четырём пунктам: Корчева-Краковец, Медика-Шегини, Крощенко-Смильница и Хребенне-Рава-Русская.
- Работают снайперы — жертвы есть среди милиции и среди майданствующих.[17][18] В группе Беркута ВКонтакте было сообщение о том, что снайперами работают боевики в снаряжении пленных беркутовцев.[19]
- Органы правопорядка изъяли оружие из поезда Львов-Киев.
- Журналисты RT попали под снайперский огонь в центре Киева, боевая пуля прошла на расстоянии нескольких сантиметров от корреспондента RT Алексея Ярошевского, когда тот готовился к прямому эфиру на балконе гостиницы. В итоге, съёмочная группа RT оказалась заблокирована в гостинице, несколько этажей которой контролируются вооружёнными членами оппозиции в масках.
- Бойцы батальона внутренних войск, который дислоцируется в Ивано-Франковске, отдали радикалам своё снаряжение: щиты, шлемы, бронежилеты, щитки. В целом более ста комплектов.
- В Тернополе ограбили склады МВД. Со складов вынесли взрывчатые вещества и спецсредства.
- Появились сообщения о том, что боевики применяют психостимуляторы (наркотики).[20]
- Появились сообщения о задержании наёмников США.[21]
- Жители центра Киева начали покидать свои квартиры. [22] Киевляне массово скупают продукты и бензин, ожидается закрытие автозаправок.[23]
- Глава МВД Украины Виталий Захарченко подписал указ о допустимости применения боевого оружия. [24]
- Боевики попытались прорваться к зданию администрации президента Украины. [25]
- На площади Независимости в Киеве сторонники оппозиции водрузили рядом с национальным флагом Украины флаг сирийских экстремистов — бойцов так называемой Сирийской свободной армии. [26]
- Львовская милиция, не контролируемая центральными властями, сообщает о том, что более половины украденного вчера с разграбленных складов оружия удалось вернуть.[27]
- В магазинах и супермаркетах Киева люди массово раскупают продукты, образовались большие очереди. Кроме того, большие очереди наблюдаются у банкоматов.
- Вашингтон призвал президента Украины Виктора Януковича немедленно вывести силы безопасности с места протестов в центре Киева. По словам пресс-секретаря Белого дома Джей Карни, необходимо уважать право людей на проведение мирных акций протеста. Вместе с этим, президент США Барак Обама обвинил президента России Владимира Путина в неспособности уважать основные свободы граждан Украины. Барак от себя добавил, что сохраняет надежду, что мирные демонстранты будут оставаться мирными. В заключение он запретил украинским военным вмешиваться в конфликт внутри страны, пригрозив серьёзными последствиями. [28]
- Стало известно, что тернопольское спецподразделение «Грифон» объявило о том, что они не подчиняются официальной власти.
- Донское казачество попросило Владимира Путина помочь Украине в случае, если на территорию страны будут введены войска НАТО.
- У главы Киевской горгосадминистрации Владимира Макеенко боевики взяли в заложники ребёнка.
- Совершено нападение на автобус с работниками крымской налоговой милиции, ехавшими в Киев. Автобус был подожжён боевиками, вооружёнными огнестрельным оружием, арматурой и палками — 7 пассажиров получили травмы. [29]
21 февраля 2014
- Верховная Рада Украины запретила проведение на Украине антитеррористической операции, объявленной руководством СБУ. В постановлении запрещается руководителям и командующим МВД, Вооружённых сил, СБУ и других органов государственной власти выполнять мероприятия по антитеррористической операции. МВД должно прекратить блокирование транспортных коммуникаций, площадей и улиц в г. Киеве и других населённых пунктов. МВД также должно обеспечить возвращение работников правоохранительных органов к местам их постоянной дислокации. А кабинет министров Украины должен отменить решение об ограничении въезда транспорта в г. Киев. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
- Во Львове оружие и бронетехника полностью перешли под контроль революционных сил. Молодые боевики катаются на БТР.
- В ночь на 21 февраля вооружёнными боевиками в Черкасской области сожжены 6 автобусов, в которых крымчане возвращались с антимайдана домой. Многие пассажиры были избиты, им угрожали оружием, часть людей увели в неизвестном направлении. 31 человек пропал без вести, впоследствии судьба многих так и не была установлена. [30] См. видео.
- В Борисполе под Киевом оппозиция заблокировала выезд в международный аэропорт. Дороги Киевской области, в том числе мелкие, контролируются революционерами, выставлены кордоны, машины осматриваются. Милиции и ГАИ либо нет, либо они не обращают внимания.
- Во Львове был ограблен банк, неизвестные проломили стену и унесли все деньги.
- Застрелили Дато Кипиани, члена партии Саакашвили в Киеве.
- Часть милиционеров с Западной Украины, включая офицеров высших чинов, перешли на сторону оппозиции и приехали в Киев защищать Майдан. Милиционеры прибыли с табельным оружием.
- Украинские силовики отказались сдавать боевое оружие, что ранее Верховная Рада распорядилась сделать.
- Во время переговоров Януковича с оппозицией глава МИД Польши Радослав Сикорски использовал убедительный аргумент: «Если вы не согласитесь, у вас будет введено чрезвычайное положение, введут армию, вы все умрёте». [31] [32]
- Янукович и оппозиция договорились о досрочных президентских выборах в конце года, о возвращении конституции 2004 года (перенос части полномочий от президента к парламенту) и о формировании коалиционного правительства [33]. Боевики должны сдать незаконное оружие, преследоваться они не будут. Реакция боевиков Евромайдана на достигнутые соглашения оказалась негативной — они фактически не дали реализовать соглашение.
- Киевский гарнизон внутренних войск объявил готовность полностью выполнять решения Майдана, по словам нардепа Андрея Парубия.
- Движение «Правый сектор» не собирается складывать оружие и призывает протестующих на Майдане Независимости в центре Киева к продолжению борьбы.
- Вечером в центре Киева молодые боевики установили металлическую катапульту длиной 6 м, шириной 2,6 м и высотой 2 метра, которая весит 2,5 тонны. [34] Один из преступников рассказал, что катапульта может бросать любой снаряд весом до 100 кг на 40 метров.
- Законно избранный президент Янукович предположительно вылетел в Харьков. Силовики покидают Киев. Ходят слухи о переносе столицы на Восток.
- Неизвестные снайперы ведут прицельный огонь. Сотни раненых.[35]
22 февраля 2014
- Самооборона Майдана полностью контролирует правительственный квартал в Липках. Майдановцы вошли в здания Верховной Рады и Администрации президента.
- На съезде «Украинского фронта» в Харькове была принята резолюция о взятии власти и ответственности за обеспечение конституционного порядка местными органами самоуправления Юго-Востока и Крыма «до восстановления конституционного порядка и законности в стране, легитимизации работы центральных органов власти». [36][37]
- Представители радикальных движений заявили, что взяли под свой контроль здание президентской администрации в Киеве. [38]
- Колесниченко на съезде «Украинского фронта» в Харькове заявил, что семьи части депутатов Верховной рады находятся в заложниках у боевиков Евромайдана, и что легитимность решений, которые сейчас принимаются Радой, под вопросом. Так же на съезде, Царёв рассказал о том, что во время штурма офиса ПР боевики Евромайдана убили вышедшего к ним на переговоры члена Партии регионов.
- Юлия Тимошенко вышла из колонии. [39]
- Телеканал «Интер» был захвачен неизвестными. [40]
- Президент Украины Виктор Янукович заявил во время видеообращения, что экс-спикера парламента Владимира Рыбака избили, а его машину обстреляли. Так же, по словам президента, идёт запугивание судей конституционного суда. Оппозиция так же поджигает офисы Партии регионов, более 200 офисов уже сожгли. [41]
- Президент Украины Виктор Янукович отказался подписать принятые Верховной Радой Украины законы на заседании 21 февраля. Президент охарактеризовал происходящие как государственный переворот. [42]
- Верховная Рада отстранила президента Украины Виктора Януковича от исполнения своих обязанностей. [43]
- В течение дня появлялись сообщения о том, что некоторые чиновники пытались покинуть страну, но их попытки были пресечены.
- Специалиста высокого уровня собираются уволить из компании по созданию компьютерных игр Vostok Games за то, что он высказывался в социальных сетях против Майдана. [44][45]
- У Вячеслава Максимова, [46] известного украинского патриотического деятеля, последовательно выступавшего за единство России и Украины и осуждавшего устроенный американцами Евромайдан, бандеровцы украли сына, истязали его и в конечном счёте убили. Вячеслав Максимов известен также тем, что называл Евромайдан термином «фашистский путч». [47]
- Франк Вальтер Штайнмайер подписал соглашение президента с оппозицией. В соглашении об урегулировании кризиса в Украине. Оно предполагает возврат к конституции 2004 года, которая существенно ограничивает полномочия президента, а также проведение досрочных выборов главы государства. Кроме того, соглашение предусматривает прекращение всех видов насилия. Стороны договорились в течение десяти дней формировать «правительство национального единства».
Далее
Основная статья: Воссоединение Крыма с Россией
Президент Янукович В. Я. 27 февраля 2014 года опубликовал свой последний Указ Президента Украины № 90/2014 от 27 февраля 2014 года, описывающий положение дел в стране.[48] В этот же день, находясь на территории России, публично попросил у российских властей политического убежища от захвативших власть в Киеве сторонников Евромайдана в связи с угрозой его жизни.[49]
Юридическая оценка переворота
Вопрос самоустранения от власти
22 февраля 2014 года — принятие Верховной Радой постановления № 757-VII «О самоустранении Президента Украины…»:
Учитывая, что Президент Украины В. Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий, что угрожает управляемости государства, территориальной целостности и суверенитету Украины, массовому нарушению прав и свобод граждан, исходя из обстоятельств крайней необходимости, выражая суверенную волю Украинского народа, Верховная Рада Украины постановляет:
|
Этим Верховная Рада нарушила Конституцию Украины[1]. Так в статье 108 прописаны 4 основания, согласно которым по закону досрочно прекращаются полномочия президента Украины:
Статья 108. Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае:
|
Ни одно из этих оснований не фигурирует в постановлении № 757-VII как обоснования лишения В. Ф. Януковича полномочий президента и назначения досрочных выборов Президента Украины на 25 мая 2014 года. Понятие «самоустранение Президента Украины…» отсутствует в законодательстве Украины как таковое и не имеет квалификации, а также конституционного порядка установления факта самоустранения и государственного органа, уполномоченного этот факт установить.
Обязанность следовать Конституции Украины при назначении досрочных выборов Президента Украины прописано в законе № 474-XIV «О выборах президента Украины»
Статья 15. Виды выборов Президента Украины:...3. Внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий Президента Украины в случаях, предусмотренных Конституцией Украины |
Сейчас данная статья написана несколько по другому — законом № 879-VII от 13 марта 2014 года внесена правка, согласно которой внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с принятием соответствующего постановления Верховной Рады Украины. Данная правка не действовала на момент принятия постановления от 22 февраля 2014 года, к тому же она превратила институт президента Украины в в своеобразную марионеточную декорацию политического режима[50].
Рассмотрим как «самоустранение» Януковича «попадает» под действие оснований досрочного прекращения полномочий президента Украины:
Основание | Описание | Комментарий |
---|---|---|
Отставка (статья 109) |
Вступает в силу с момента провозглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины. | Янукович нигде не заявлял что он уходит в отставку, а наоборот отстаивал обратное[51][52] |
Невозможность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья (статья 110) |
Должна быть установлена на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда Украины — по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения. | Ничего такого и близко не было |
Смерть (статья 108.4) |
Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае:…4) смерти | Несмотря на попытки покушения[53][54] обошлось без этого |
По идее акт самоустранения полагалось рассмотреть как преступление, способное стать основанием для объявления импичмента. Конституция Украины закрепляет это право за Верховной Радой (статьи 85.10 и 111) и четко регламентирует процедуру импичмента.
- Вопрос о смещении — инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Для проведения расследования Верховная Рада Украины должна создать специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины. При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.
- Решение о смещении — принимается принимается Верховной Радой Украины не менее чем 3/4 ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления.
Как известно, ничего из этого в отношении Януковича Верховная Рада не приняла и не совершила. Равно как не было заявления об отставке, признания неспособности выполнять обязанности по болезни и даже смерти.
Назначение и. о. президента
23 февраля 2014 года — спикер Верховной Рады А. В. Турчинов подписал постановление № 764-VII, по которому он был назначен и. о. президента Украины.
Учитывая, что Президент Украины В.Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий, Верховная Рада Украины постановляет:
1. Возложить на Председателя Верховной Рады Украины Турчинова Александра Валентиновича исполнение им обязанностей Президента Украины в соответствии со статьей 112 Конституции Украины. 2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия. Председатель Верховной Рады Украины А. Турчинов г. Киев 23 февраля 2014 № 764-VII |
Данное постановление Верховной Рады принято в нарушение упомянутой в нем статьи 112, согласно которой:
Статья 112. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины. |
Из выше написанного мы знаем, что действия Верховной Рады не соответствовали статьям 108—111 Конституции Украины, что уже делает назначение Турчинова незаконным, как и его действия на посту и. о. главы государства, а также проведение выборов президента 25 мая 2014 года.
Но главный момент, что делает назначение Турчинова незаконным это сам текст 112 статьи, по которой обязанности и. о. президента возлагаются на Премьер-Министра Украины (редакция от 22.02.2014). При этом на Украине на 22 февраля не было премьер-министра после отставки 28 января 2014 году Николая Азарова[55], его обязанности выполнял и. о. премьер-министра Сергей Арбузов, который также был вице-премьер-министром Украины (еще с декабря 2012 года). И тут стоит обратиться к закону № 2591-VI «О Кабинете Министров Украины»:
Статья 42.4 В случае отсутствия Премьер-министра Украины его полномочия выполняет Первый вице-премьер-министр Украины или вице-премьер-министр Украины согласно определенным Кабинетом Министров Украины распределением полномочий |
А. В. Турчинов в феврале 2014 года не занимал должность ни премьер-министра, ни вице-премьер-министра, ни первого вице-премьер-министра Украины — поэтому аппелирование Верховной Рады при его назначении на должность и. о. президента Украины к 112 статье Конституции выглядит нелепым, потому что ей не соответствует.
Полномочия и. о. президента
25 февраля 2014 года — Верховная Рада приняла постановление № 788-VII, по которому спикер Верховной Рады Турчинов получил полномочия на подписание законов, принятых с 21 февраля 2014 года:
Верховная Рада Украины постановляет:
1. Уполномочить исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины Турчинова А.В. на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, на период до осуществления соответствующих полномочий Президента Украины. 2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия. Председатель Верховной Рады Украины Турчинов м. Киев 25 февраля 2014 № 788-VII |
Данное постановление также является незаконным, ввиду незаконного смещения Януковича и незаконного назначения Турчинова и. о. президента Украины, о чем было написано выше.
Председателю Верховной Рады Украины Турчинову, исполняющему обязанности Президента Украины, предоставлено полномочие на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, что на основании вышеизложенного также не соответствует Конституции Украины. Статья 112 запрещает и. о. президента совершать следующие действия:
- вносить в ВР представление о назначении Министра обороны,
- назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора,
- назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО;
- назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины;
- совершать помилование.
Внесение изменений в Конституцию
Постановление № 586-VII «О тексте Конституции Украины…» было принято в нарушении Раздела XIII Конституции Украины и вопреки прописанным в ней же полномочиям Верховной Рады:
К полномочиям Верховной Рады Украины относится: 1. Внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции — статья 85, пункт 1 |
Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме раздела I "Общие положения", раздела III "Выборы. Референдум" и раздела XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины", предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины — статья 155 |
Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины. Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения — статья 157 |
Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть представлен в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту. Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины — статья 158 |
Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 этой Конституции — статья 159 |
Верховная Рада, как единственный орган законодательной власти на Украине, вправе реализовывать только те полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению, а также по пункту 4.2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины № 9-рп/2004 от 7 апреля 2004 года по делу о Координационном Комитете.
На необходимость соблюдения положений Конституции при внесении в нее изменений указывал ПАСЕ в своих резолюциях:
- Резолюция ПАСЕ № 1346 (2003)
15. Ассамблея подчеркивает, что в процессе пересмотра действующей конституции Украины все ее положения должны неуклонно соблюдаться, особенно те из них, которые касаются порядка внесения изменений в конституцию. Кроме того, она призывает власти Украины в процессе пересмотра конституции в полной мере взаимодействовать с соответствующими органами Совета Европы и принимать к сведению заключения Венецианской комиссии. |
- Резолюция ПАСЕ № 1364 (2004)
4. Выбор направления реформ и системы управления является внутренним делом любого суверенного государства, однако при этом должен соблюдаться основной закон страны. 5. В этой связи Ассамблея вновь подтверждает, что действующая с 1996 года Конституция является основным юридическим механизмом государства, на основании которого в стране может развиваться реальная демократия, и настаивает на неукоснительном соблюдении Конституции, в частности, положений, касающихся внесения поправок к ней, которые рассматриваются как уместные и необходимые. |
- Резолюция ПАСЕ № 1466 (2005)
14. Ассамблея напоминает о резолюциях №1346 и №1364, где подчеркивается, что все положения действующей конституции должны неукоснительно соблюдаться, а рекомендации Венецианской комиссии в полной мере учитываться в процессе внесения поправок в конституцию Украины. |
Также ПАСЕ призвала органы государственной власти Украины исправить все содержательные и процедурные ошибки, касающиеся конституционных изменений 2004 года, с тем, чтобы обеспечить легитимность и их соответствие европейским стандартам. В заключении Венецианской Комиссии от 11 октября 2004 CDL-AD (2004) 039 отмечается, что конституционные изменения следует вносить только после широкого, открытого и свободного обсуждения в обществе и с соблюдением установленной Конституцией Украины процедуры.
Смещение судей Конституционного суда
24 февраля 2014 года — принятие постановления «О реагировании на факты нарушения судьями Конституционного Суда Украины присяги судьи», которое предусматривало досрочно прекратить полномочия 5 судей Конституционного суда. назначенных по квоте Верховной Рады, а также организовать уголовное преследование судей Конституционного суда. Верховная Рада обвинила судей Конституционного Суда Украины в вынесении решения от 30 сентября 2010 года по делу о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины.
В данном случае Рада превысила свои полномочия, прописанные в Конституции, а именно: у нее нет права давать указания органам прокуратуры. А увольнение судей было совершенно:
- Без проведения всесторонней объективной проверки обстоятельств, способных свидетельствовать о нарушении присяги судьи Конституционного Суда
- При отказе судьям в праве дать пояснения или даже высказать свою позицию относительно тех обстоятельств, на основании которых было принято решение об их увольнении.
Все это прямое нарушение Европейской хартии о статусе судьей, а точнее пункта 5.1 раздела Ответсвенность:
5.1. Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению санкции только по решению, по предложению, рекомендации или с согласия судебной инстанции или иной инстанции, не менее половины состава которой представляют избранные судьи, в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается, может прибегнуть к помощи защитника. Набор санкций, которые могут быть вынесены, детально изложен в статусе, и их применение осуществляется в соответствии с принципом пропорциональности. Решение органа исполнительной власти, суда или инстанции, указанной в настоящем пункте, налагающей санкцию, может быть обжаловано перед вышестоящей инстанцией судебного характера |
На это положение Хартии, а также прочие документы ссылается и Конституционный Суд РФ в своем заявлении от 28 февраля 2014 года[56], согласно которому:
- Судья не обладает индульгенцией (иммунитетом) относительно возможного привлечения к юридической отвественности, в том числе и досрочного прекращения полномочий.
- Судья может стать субъектом ответственности лишь:
- # В строго определенных законом случаях
- # При условии соблюдения прописанных законом процедур
- # При наличии доказательств допущенения судье правонарушения
- Судебные органы независимы, их независимость гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны
- Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов
- Каждое государство-член ООН обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.
- Ветви исполнительной или законодательной власти должны обеспечивать независимость судей и непринятие мер, которые могут поставить под угрозу независимость судей
- Полномочия назначенных судей не могут быть прекращены без веских на то оснований до достижения такими судьями предельного возраста; такие основания (а они должны точно определяться законом) могут применяться в странах, где судьи избираются на определенный срок, или могут быть связаны с неспособностью судьи осуществлять свои функции, совершением уголовно наказуемых деяний или с серьезными нарушениями дисциплинарных правил
Кадровые изменения
Примечательна история с изменением статьи 112 Конституции Украины. Вот ее текст в редации 2013 года:
Статья 112. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6-8, 10-12, 14-16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины |
То есть и. о. президента не имеет права на совершение следующих действий:
- вносить в ВР представление о назначении Министра обороны,
- назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора,
- назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО;
- назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины;
- совершать помилование
21 февраля 2014 года в статью внесли изменения и заменили Премьер-Министра на Председателя Верховной Рады Украины. Он также не может осуществлять ряд полномочий президента Украины, к списку лишь добавили три новых пункта из статьи 106 Конституции Украины:
Статья 106. Президент Украины:
|
Стоит обратить внимание и на следующий момент. В полномочия и. о. президента не входит следующий пункт полномочий президента:
Статья 106....11. Назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности |
При этом к полномочиям Верховной Рады не относятся назначение (по представлению Президента Украины):
- Премьер-министра
- Министра обороны
- Министра иностранных дел
Ниже — цитаты из статьи 85 Конституции Украины:
Статья 85. К полномочиям Верховной Рады Украины относится:
|
Путем ряда назначений и дачи согласия на них были нарушены все эти положения Конституции:
- О. И. Махницкий — и. о. генерального прокурора (текст указа). Занимал должность до 18 июня 2014 года
- А. Б. Дещица — и. о. министра иностранных дел (текст указа). Занимал должность до 19 июня 2014 года.
- И. И. Тенюх — и. о. министра обороны (текст указа). Занимал должность до 25 марта 2014 года
О разделении властей
20 февраля 2014 года — принятие постановления № 4158 Об осуждении применения насилия, которое привело к гибели мирных граждан Украины.
Этим постановлением Верховная Рада нарушила Конституцию, взяв на себя функции, которые Конституция закрепляет за исполнительной властью.
Суд по признанию факта госпереворота
- 16 декабря 2016 года в Москве прошло заседание Дорогомиловского суда по иску бывшего депутата Верховной рады Украины Владимира Олейника о признании событий на Украине в 2014 году государственным переворотом.[57]
- Бывший глава МВД Украины при Януковиче Виталий Захарченко рассказал, что все здания, откуда на Майдане снайперами велся огонь по людям, контролировались повстанцами; что первые радикальные действия были организованы «Свободой» 24 ноября; что средний возраст «онижедетей», якобы избитых в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года, на самом деле был 40 лет, и что это была провокация «Правого сектора»; что Захарченко обращался к послу США Джеффри Пайетту с просьбой проверить информацию об оружии у майдановцев в Доме Профоюзов, но Пайетт не выполнил просьбу. [58]
- Бывший глава СБУ при Януковиче Александр Якименко, рассказал, что подготовка к Майдану началась задолго до него в тренировочных лагерях под руководством инструкторов из Польши, Грузии и Прибалтики, и экс-главы СБУ Валентина Наливайченко. США по дипломатической почте передали деньги и аппаратуру для Майдана. Силовая фаза госпереворота началась после того, как контроль над Евромайданом перешел к Александру Турчинову. СБУ, управляемая Якименко, тогда же передала кадры съемки с оружием в Доме Профсоюзов послу США Джеффри Пайетту, но тот ответил, что провёл проверку и ничего подобного не обнаружил. Однако позднее в Доме Профсоюзов, где делали мины для минирования баррикад, произошёл взрыв, и пострадавших в результате взрыва увезли в Польшу. 18 февраля на Майдан завезли оружие, а 20 февраля туда заехали снайперы в количестве 10 человек, среди которых опознали граждан Грузии. Люди «коменданта Майдана» Андрея Парубия не пустили СБУ-шников в гостиницу «Украина», куда зашло 5 снайперов. В СБУ установили, что один из снайперов носил фамилию Дорадзе, а другой — фамилию Дубовик (он был бойцом спецназа СБУ «Альфа»). Кроме того, среди снайперов был нынешний народный депутат Владимир Парасюк с отцом.[59]
- По словам Андрея Клюева (бывший глава администрации Януковича), непосредственными организаторами госпереворота на Украине были Александр Турчинов, Андрей Парубий и Сергей Пашинский, а подготовкой занимались спецслужбы США. Клюев заявил, что путч 2014 года был «заранее спланированной военной операцией». Всех остальных — Арсения Яценюкa, Олега Тягнибoкa, Виталия Кличкo и «Правый сектор» — использовали втёмную. По словам Клюева, именно Сергей Пашинский «завез две группы снайперов — одну из Грузии, другую из Прибалтики», при этом одного из предполагаемых снайперов «грузинской группы», Владимира Дaxнaдзе, задержали члены запрещенной в России организации «Правый сектор», однако Пашинский забрал Дaxнaдзе у «Правого сектора».[60] Также Клюев заявил, что что первый президент Украины Виктор Кравчук предупредил Виктор Януковича о начале операции по его убийству в день переворота, что позволило Януковичу спастись. [61][62]
- 27 декабря 2016 года Дорогомиловский суд Москвы признал Майдан государственным переворотом, удовлетворив иск бывшего депутата Верховной Рады Владимира Олейника. [63]
Данные соцопросов
Согласно данным опроса, проведённого Киевским международным институтом социологии по заказу ОО «Детектор медиа» в феврале 2017 года, 34,3 % респондентов по всей Украине считают Евромайдан госпереворотом (на юге Украины так считают 51,1 % респондентов, на востоке — 57,3 %). [64]
См. также
- Поддержка Евромайдана американцами
- Украина
- Хронология Украинского кризиса
- F.A.Q. по Украинскому кризису
- Воссоединение Крыма с Россией
- Восстание Донбасса
- Война на Юго-Востоке
- Война в Новороссии
- Оборона Донбасса
- Наступление Новороссии к морю
- Первое Минское перемирие
- Зимний режим тишины на Донбассе
- Зимнее контрнаступление на Донбассе
- Второе Минское перемирие
- Украинский кризис
Ссылки
- Смена власти на Украине в 2014 году в Циклопедии
- Конституция Украины (в редакции от 22 февраля 2014 года)
- Заключение о досрочных выборах президента Украины — анализ соблюдения Конституции Украины при смене власти в феврале 2014 года от CIE-EMO
- Заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества по правовой оценке ситуации, сложившейся в Украине после 21 февраля 2014 года
Статьи
Примечания
- ↑ в редакции от 1996 года с учетом всех изменений, действующих на 21-22 февраля 2014 года
[ + ] Украинский кризис
|
|||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|