Совет по правам человека: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 50: Строка 50:
* Анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
* Анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
* Рассмотрение иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.
* Рассмотрение иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.
== Оппозиционная деятельность СПЧ ==
В рядах членов СПЧ засветились некоторые известные оппозиционеры и просто люди с радикально-либеральными взглядами:
* [[rwp:Познер, Владимир Владимирович|Владимир Познер]] — журналист и телеведущий. Был членом СПЧ с 2004 по 2009 годы.
* [[rwp:Сванидзе, Николай Карлович|Николай Сванидзе]] — телеведущий, историк-публицист, неоднократно обвинялся о очернении истории СССР[http://nstarikov.ru/blog/76264][http://bolshoyforum.com/forum/index.php?page=784].
* [[rwp:Радзиховский, Леонид Александрович|Леонид Радзиховский]] — журналист, обозреватель «Российской газеты». Был членом СПЧ с 2011 по 2012 гг., отказавшись от членства.[http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2012/06/120603_rn_presidential_council_members.shtml]
* [[rwp:Алексеева, Людмила Михайловна|Людмила Алексеева]] — в советское время диссидент и политэмигрант[http://ria.ru/spravka/20170720/1498697292.html], председатель Московской Хельсинкской группы.
* [[rwp:Хакамада, Ирина Муцуовна|Ирина Хакамада]] — в 1999—2003 сопредседатель «Союза правых сил» (лидер Борис Немцов).
=== Защита оппозиционных митингов ===
26 марта 2017 года в России прошли [[rwp:Антикоррупционные протесты в России 26 марта 2017 года|антикоррупционные митинги]], организованные сторонниками Алексея Навального на фоне популярности его фильма [[Агитка:Он вам не Димон|«Он вам не Димон»]]. Спустя два дня вышла статья Елены Масюк, члена СПЧ, под названием ''«Мы молчать не можем»'', в которой критиковались действия властей:
{{quote|Члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека считают необходимым дать оценку событиям, связанным с проведением 26 марта 2017 г. в нескольких городах России публичных мероприятий, объединенных темой борьбы с коррупцией. Прежде всего, важно отметить, что инициативные группы по проведению митингов и шествий в подавляющем большинстве случаев получили немотивированные отказы в их проведении. В частности, в Москве инициативной группе было отказано в проведении мероприятия на Тверской улице.<br>
Но эта практика немотивированных отказов в проведении публичного мероприятия (точнее отказов с разнообразными надуманными предлогами), получившая самое широкое распространение в последние годы, в реальности, не обусловлена ничем кроме политической пристрастности и нежелания предоставлять равные политические возможности оппонентам. Ведь если говорить о Москве, то за последние годы правом проведения шествий по главной улице города пользовались и политическая партия, имеющая большинство мест в Государственной Думе, и Федерация независимых профсоюзов, и другие организации.<br>
Практика политически пристрастных отказов гражданам в реализации одного из их важнейших прав чревата серьезными последствиями. Чиновники, злоупотребляющие своими полномочиями при согласовании публичных акций, должны нести ответственность за эту недальновидную политику, фактически, сталкивающую граждан, пользующихся своим конституционными правом, и сотрудников полиции, исполняющих приказ[http://president-sovet.ru/members/blogs/post/2961/].}}
Такая же позиция была и у Андрея Юрова, озвученная 9 октября того же года:
{{quote|Повторюсь: «нелегальных» мирных собраний не бывает. Не может быть и «несанкционированных» (даже если их и считают таковыми отдельные представители властей отдельных государств). Бывают «несогласованные» (то есть такие, по поводу которых организаторам и власти не удалось совместно согласовать время, место и форму мирного собрания) и проходящие «без уведомления» (в случае, если организаторы мирного собрания не успели или не захотели уведомлять власть).<br>
Означает ли это, что власти могут разгонять подобные собрания и даже применить силу? Нет, не означает. Пока собрание остается мирным и не нарушает ряда иных ограничений (см. далее), какими бы ни были принятые на той или иной территории законы, оно автоматически является легитимным — в силу природы «основных свобод»<br>
Оценка «мирности» собрания — один из самых сложных моментов. Допустим, люди собрались мирно, но один хулиган начал драться с продавцом мороженого. Стало собрание немирным? Нет! Хулигана нужно увести подальше от участников, чтобы он не причинил им вреда, а они могли бы спокойно продолжить собрание[http://president-sovet.ru/members/blogs/post/3241/].}}
В начале сентября 2018 года в России прошли митинги против пенсионной реформы. В [[Санкт-Петербург]]е митинг планировалось провести на площади Ленина, но 6 сентября там произошёл прорыв водопроводной магистрали, что привело к затоплению проезжей части на большой территории. СПЧ обвинил власти города в том, что альтернативного места для проведения митинга не было предложено:
{{quote|Митинг 9 сентября на площади Ленина был согласован. Изменение органом власти согласованных ранее места, времени и условий проведения публичного мероприятия не допускается – эта позиция подтверждена Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года.<br>
Согласно информации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»,  работы по ликвидации аварии на улице Комсомола проводились на проезжей части и, следовательно, не затрагивали согласованное место проведения митинга на площади Ленина. Но даже если у кого-то в связи с этими работами имелись основания опасаться угрозы безопасности участников митинга, органы исполнительной власти могли вместе с организаторами найти возможность проведения согласованного публичного мероприятия. Этого сделано не было<ref>На самом деле, власти Санкт-Петербурга не только проинформировали о невозможности проведения митинга (за два дня до митинга), но и предложили перенести его проведение в Удельный парк.[http://zakon.gov.spb.ru/news/38060/]</ref>[http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/4901/].}}
=== Защита Алексея Навального ===
В [[2013 год]]у в [[Москва|Москве]] проходили [[rwp:Выборы мэра Москвы (2013)|выборы мэра]], в которых участвовал Алексей Навальный. В марте 2013 года стало известно о проекте заявления членов в защиту оппозиционера, в котором говорилось, что уголовные дела о махинациях на предприятии «Кировлес» и хищениях средств у компании «Ив Роше Восток» в отношении господина Навального возбуждены с целью давления на него[http://president-sovet.ru/presscenter/publications/read/709/]:
{{quote|Алексей Навальный с 2008 года занимается общественной деятельностью в сфере противодействия коррупции, а с 2011 года он занялся и политической деятельностью, выступил с резкой критикой действующих политических партий и принял активное участие в массовых публичных мероприятиях. Именно с этого момента правоохранительные органы активизировали свою деятельность.}}
Ранее подобные заявления СПЧ делал только по делам Михаила Ходорковского и Сергея Магнитского, однако эта инициатива уже вызвала споры: некоторые члены совета «не готовы выступать адвокатами оппозиционера». Алексей Навальный ранее обратился к членам СПЧ с просьбой провести экспертизу по его уголовным делам. Разбирались в обстоятельствах уголовного преследования оппозиционера члены совета Игорь Каляпин, Павел Чиков и Сергей Костанов[http://president-sovet.ru/presscenter/publications/read/709/].
В заявлении говорится о якобы необоснованности преследования Навального по делу Кировлеса[http://president-sovet.ru/presscenter/publications/read/709/]:
{{quote|Анализ исследованных материалов позволяет сделать вывод о необоснованности уголовного преследования Навального. Органы следствия искусственно признают гражданско-правовые отношения и сделки уголовно наказуемыми.}}
=== Антикоммунизм ===
В апреле 2011 года СПЧ опубликовал Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы ''«Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении»'', в котором содержалось немало откровенно антисоветской риторики[http://rg.ru/2011/04/07/totalitarizm-site.html]:
{{quote|Без освоения общественным сознанием трагического опыта России в XX веке представляется невозможным движение российского общества к реальной модернизации. Исторический опыт показывает, что модернизация может быть успешной только в том случае, когда и национальная элита, и все общество едины в общем гражданском чувстве ответственности перед историей. А это чувство, чувство ответственного хозяина страны, в свою очередь немыслимо возродить, скрывая -  не столько от внешнего мира, сколько от самих себя - правду о том, что наш народ сделал сам с собой в XX веке. Сокрытие правды о прошлом лишает нас возможности национального самоуважения, без которого мы никогда не создадим предпосылки для истинного патриотизма; а, значит, и разговоры о модернизации останутся благими намерениями.}}
{{quote|Одним из важнейших путей преодоления взаимного отчуждения народа и элиты, является полное признание российской катастрофы XX века, жертв и последствий тоталитарного режима, правившего на территории СССР на протяжении большей части этого века. "Тоталитаризм пытался посягнуть на российскую открытость, и это грозило либо манией исключительности, либо комплексом самоуничижения, - отмечал в 1996 году первый Президент России Б.Н.Ельцин. - Демократия предохраняет от этой опасности. Оберегая свободу и открытость, она обеспечивает возможность народу "самому быть"". Только признание пагубности тоталитаризма может  стать фундаментом для подъема общества и страны.}}
{{quote|Возможные издержки от осуществления этой программы можно с лихвой компенсировать обращением к лучшему, что было в российской истории - например, к блистательной эпохе, начавшей с Екатерины II и закончившейся в 1917 г. Но продолжавшейся в неимоверно трудных условиях и в ХХ веке. Российская идентичность должна, наконец, основываться на том, что история России началась не в 1917, что мы страна не Ленина и Сталина, а страна и народ Пушкина, Гоголя, Толстого, Пастернака, Чайковского, Суворова, Жукова, Королева, Солженицына, Сахарова, наконец,  Екатерины II, Александра II, Столыпина, внесших огромный вклад в развитие и славу страны и её культуры.}}


== Примечания ==
== Примечания ==

Текущая версия от 02:23, 20 ноября 2024

Логотип

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный для помощи главе государства в исполнении его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также для информирования о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета[1].

В интернете и СМИ именуется сокращёнными вариантами — «Совет по правам человека» или СПЧ.

Руководители

Глава Фотография Вступление в должность Окончание полномочий Род деятельности
Сергей Ковалёв SAKovaliov.jpg 26 сентября 1993 21 января 1996 Диссидент, политзаключенный, председатель Комитета по правам человека Верховного Совета РСФСР[2]
Владимир Карташкин Карташкин В.А.jpg 20 мая 1996 12 июля 2002 Главный научный сотрудник Института государства и права РАН[2]
Элла Памфилова Ella Pamfilova.jpg 12 июля 2002 31 июля 2010 Председатель президиума Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство», уполномоченный по правам человека в России в 2014-2016 годах, с 2016 года – председатель Центральной избирательной комиссии РФ[2]
Михаил Федотов Mikhail Fedotov.jpeg 12 октября 2010 21 октября 2019 Советник Президента Российской Федерации[2]
Валерий Фадеев Valery Fadeyev (2017-06-20).jpg 21 октября 2019 Главный редактор журнала «Эксперт» (06.11.2004 — 10.02.2009)[2]

Миссия Совета

История функционирования

Валерий Фадеев — нынешний председатель СПЧ
  • 26 сентября 1993 — указом Президента России Б. Н. Ельцина (№1458) создана Комиссия по правам человека при Президенте РФ (далее КПЧ). Председателем КПЧ назначен известный правозащитник Сергей Ковалёв.
  • 21 января 1996 – отставка Сергея Ковалёва с поста председателя КПЧ. В открытом письме президенту Ковалёв, мотивируя свое решение, обвинял Ельцина в отходе политики демократических реформ и использовании силовых методов в решении политических проблем.
  • 20 мая 1996 – указом Президента России (№740) председателем КПЧ назначен Владимир Карташкин, видный специалист в области международного публичного права.
  • 12 июля 2002 – указом Президента России В. В. Путина (№737) Карташкин был освобожден от должности председателя КПЧ, а на его место назначена Элла Памфилова. По оценке СПЧ, её уникальные профессиональные и человеческие качества помогли вывести работу Совета на качественно новый уровень[3].
  • 6 ноября 2004 — по указу Президента России (№1417), КПЧ был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (далее Совет), главой которого была назначена Элла Памфилова.
  • 31 июля 2010 – по указу Президента России Д.А. Медведева (№991) Элла Памфилова освобождена с должности Председателя Совета.
  • 12 октября 2010 — по указу Президента (№1234) главой Совета назначен Михаил Федотов. По тому же указу Федотов был назначен советником Президента Российской Федерации — по оценке СПЧ, это позволило данному органу качественнее выполнять свою главную функцию, то есть быть «коллективным советником» Президента[3].
  • 1 февраля 2011 — указом Президента России (№ 120) Совет был преобразован в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее СПЧ), во главе которого остался Михаил Федотов. Также были утверждены новое Положение о Совете и предложения по расширению состава СПЧ за счет привлечения представителей гражданского общества, являющихся специалистами в новых для Совета сферах деятельности[1][3].
  • 21 октября 2019 – указом Президента России В. В. Путина (№510) Михаил Федотов освобожден от должности Председателя СПЧ в связи с достижением 70-летнего возраста. В тот же день по указу Президента России (№511) на должность назначен Валерий Фадеев, журналист, телеведущий и секретарь Общественной палаты.

Основные задачи

В соответствии с Положением о Совете, утверждённым указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 года, основными задачами СПЧ являются[1]:

  • Оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета.
  • Содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию указанных процессов.
  • Подготовка предложений Президенту Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества.
  • Систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом.
  • Организация проведения экспертизы проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.
  • Подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества.
  • Подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • Подготовка предложений к ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Совета.
  • Содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.
  • Участие в укреплении международного сотрудничества в области развития гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
  • Содействие правовому просвещению населения путем активного взаимодействия Совета с представителями средств массовой информации и иных структур гражданского общества.
  • Анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • Рассмотрение иных вопросов, относящихся к компетенции Совета.

Примечания

Ссылки