Жильё в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Копипаста}}
{{Незавершённая статья}}
{{Незавершённая статья}}


Жилой фонд Российской Федерации (на 2015 г.) составляет 3,5 млрд м², из них
'''Жилой фонд [[Россия|Российской Федерации]]''' на начало 2015 г. составляет около 3,5 млрд м², из которых 93,9 млн м² (менее 3 % по состоянию на 2013 г.) относятся к категории аварийного и ветхого жилья.[http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh42.htm]
100 млн м² (меньше 3%) аварийного и ветхого жилья. Стратегическая потребность населения России ещё в 1,5 млрд м².


Годовой ввод жилья — 80 млн м². План к 2020 году — 140 млн м².
== Обеспеченность жильём ==
По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире с показателем чуть меньше 24 м²/чел (в Швеции — 42 м²/чел., в Германии — 40). Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире (0,9 комнат на человека). По мировым меркам это хороший показатель, по европейским — относительно низкий. Стратегическая потребность населения России в жилых площадях оценивается ещё в 1,5 млрд м².


По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире
С 2000 по 2013 год обеспеченность жильём в России выросла с 19,2 м²/чел до 23,4 м²/чел.[http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh39.htm]
с показателем чуть меньше 24 м²/чел. (в Швеции — 42 м²/чел., в Германии — 40).
Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире
(0,9 комнат на человека).


=== Законодательная база ===
== Жилищное строительство ==
На федеральном уровне приняты и действуют следующие программы и целевые ориентиры:
В 2014 году Россия ввела рекордный за всю свою историю объем жилья — 81 млн кв метров, увеличив показатели почти на 15 % по сравнению с 2013 годом и побив рекорд РСФСР 1987 года.[http://www.vz.ru/news/2015/1/28/726750.html] К 2020 году планируется довести ввод нового жилья до 140 млн м² в год.
* приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»;
* государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
* федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы;
* Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».


=== Стандарты жилищной обеспеченности ===
== Качество жилья ==
Сегодня в нашей стране муниципальные квартиры, т.е. за государственный счёт,  
В 2014 году, по данным ОЭСР, 62 % россиян удовлетворены своим жильем, что является сравнительно низким показателем (в Германии удовлетворены 93 %), при этом в России один из самых высоких в мире показателей доли населения, живущего в собственном жилье, что стало результатом приватизации в 1990-е и 2000-е гг. [http://newlife-ul.ru/news/ugol-svoy-no-tesnyy/]
полагаются лишь некоторым категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной
войны, детям-сиротам, переселенцам из ветхих и аварийных домов, а также людям,  
страдающим тяжёлой формой какого-либо хронического заболевания. Особая категория
граждан, которая может требовать от государства помощи в получении жилья,
военнослужащие.


По данным Минрегиона, квартиру от государства по договору социального найма могут
'''Плюсы жилья в России''':
получить малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях. В эту
категорию попадают граждане:  


имеющейся у них жилплощади (будь то собственной или предоставленной по договору соцнайма) на каждого члена семьи выходит меньше 10 м²;
* По сравнению с Европой и США, дома в России отличаются большей прочностью и лучшей приспособленностью под суровые погодные условия. Дома имеют толстые стены и не рушатся от непогоды, как это часто происходит в США.
* Полноценное отопление позволяет россиянам переживать зиму жарко натопленных квартирах, а не в полухолодных помещениях, как часто это приходится делать экономным европейцам с их более мягкими зимами.
* Коммунальные расходы в России всё ещё значительно (в разы) ниже, чем на Западе.


* существующая квартира давно не отвечает установленным для жилых помещений
'''Минусы''':
требованиям;
* Вместе с тем, повышенные требования к теплоизоляции и прочности строений удорожают строительство.
* Теплоснабжение в России часто неэффективно из-за централизованного характера и устаревшей инфраструктуры, а значительную долю жилищных расходов граждан составляют именно расходы на отопление (от четверти до трети).
* Низкое качество городской среды (типично для большинства так называемых «спальных районов» в российских городах).


* в одной квартире с ними проживает гражданин, страдающий заболеванием, при
Городская среда России крайне неразвита, за исключением центров некоторых исторических городов и элитных районов — массовая микрорайонная застройка с середины 1960-х гг. хотя и обеспечила население жильём, но привела к деградации облика российских городов практически во всех аспектах, начиная от архитектуры и культуры быта до общей организации городского планирования и заполнения связующих пространств между домами. Исправлении ситуации мешают устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), [http://expert.ru/expert/2013/23/v-lovushke-mikrorajona/] жадность застройщиков (стремящихся построить максимум квадратных метров на участке) и деградировавший за десятилетия уровень архитектуры и градостроительства.
котором совместное проживание невозможно, а другого жилья нет;


* квартиры нет вовсе, ни на праве собственности, ни по договору соцнайма.  
В городах за последние 25 лет наблюдаются противоречивые тенденции в отношении качества жилья — с одной стороны, появился обширный рынок элитного жилья и возводится много качественных зданий (как по удобству, так и по архитектуре), внутренние потребительские качества новой застройки эконом-класса также повысились. Однако в отношении городской среды новые районы зачастую представляют значительно ухудшенную версию позднесоветской застройки — каменные джунгли высотой до 20-30 этажей среди сплошных наземных автопарковок, при дефиците зелени и освещения, когда единственным заметным элементом благоустройства часто оказывается детская площадка (стандартного цветастого окраса).


Если одно из условий соблюдено, гражданин может считаться нуждающимся в жильё или в улучшении жилищных условий. Но чтобы рассчитывать на бесплатное предоставление жилья при таких исходных данных, нужно быть ещё и малоимущим. При этом в каждом регионе нашей страны под определение малоимущего попадают люди с разным уровнем дохода. Имущественная обеспеченность рассчитывается с учётом дохода всех членов семьи, включая детей и супругов, которые могут проживать отдельно, а также с учётом стоимости всего имущества семьи, подлежащего налогообложению.
В сельской местности значительная доля россиян живет в достаточно неразвитых по европейским меркам условиях. Вместе с тем и здесь также происходит обновление застройки — по сравнению с советскими временами в России наблюдается бум строительства частных загородных домов (именно домов, а не просто небольших дач).


Срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределённое время. Длительность ожидания зависит от многих факторов: от того, когда вы встали на учёт нуждающихся в улучшении жилых помещений; от региона и количества очередников в данной местности; от количества лиц, имеющих льготы по внеочередному и первоочередному предоставлению жилья; от объёма бюджетного финансирования, направленного на решение жилищных вопросов.
== Доступность жилья ==
{{Копипаста}}
Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей — в большом разрыве между средней стоимостью «квадрата» и средней ежемесячной зарплаты населения.
Согласно федерально целевой программе «Жилище», к 2014 году предполагалось достичь коэффициента ценовой доступности жилья 4 года, то есть чтобы среднестатистическая семья могла приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход. При предельно комфортном размере накопления в 20 % от совокупного ежемесячного дохода семьи, граждане РФ могут собрать необходимую сумму на квартиру где-то за 20 лет.


Гораздо шире круг претендентов на служебные квартиры. В российском законодательстве предусмотрена возможность обеспечения служебным жильём практически любого сотрудника бюджетной сферы, если на то, конечно, хватит средств у работодателя.
При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости «квадрата» и средней месячной зарплаты россиян составляло 3,7, а в 2011 году — чуть менее 2. Уровень доступности жилья в России повысился как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения.


Вместе с тем, некоторые категории граждан в случае отсутствия у них жилья по месту работы или службы, обеспечиваются служебным жилым помещением в обязательном порядке. К таковым относятся депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, граждане, занимающие выборные должности, сотрудники полиции и других правоохранительных органов, судьи и военнослужащие.
Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном «среднем доходе», нужно понимать, что всегда останется большой пласт людей с доходами гораздо ниже среднего".


Служебные квартиры обычно не подлежат передаче в собственность. При этом, если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и занимает служебную квартиру, органы власти в целях реализации прав гражданина могут принять решение о передачи ему служебной квартиры в качестве постоянной.
Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере [[Ипотека в России|ипотечного кредитования]]. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё.


=== Влияние товарных рынков ===
=== Аренда ===
Статистический анализ динамики цен на нефть и цен на квартиры в Москве за последние 10 лет показывает, что изменение стоимости барреля нефти на 1 доллар приводит к изменению средней стоимости 1 квадратного метра жилья примерно на 30 долларов.  
По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья — это всего 25-30 % жилой недвижимости в России, причём большую часть этого сектора составляет социальное и специализированное жильё, находящееся в основном в муниципальной собственности.


Цена на нефть и газ влияет на параметры бюджета, инфляцию, бизнес-активность, ипотечную ставку, курсы валют, доходы населения. В конечном счёте, эти факторы воздействуют и на стоимость жилой недвижимости. Особенно это касается Москвы, где самая высокая и одновременно очень чувствительная к макроэкономическим переменам цена жилья, и где высокий сегмент элитного жилья. Однако прямой причинно-следственной связи между краткосрочными тенденциями цен на нефть и стоимостью жилых квадратных метров в регионах нет и ближайшее время не будет.  
Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё.


=== Влияние иностранных конкурентов и норм ВТО ===
Долгосрочная аренда привлекает россиян, лишь когда речь идёт о социальном найме у государства. Для улучшения же ситуации с коммерческим наймом у частных собственников в первую очередь необходимо упрощение системы налогообложения для арендодателей, например, через систему патентов, которые должны быть дифференцированы по классу жилья.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не опасно для отечественной отрасли строительства и архитектуры — зарубежные проектировщики, строители и инвесторы и так довольно свободно чувствуют себя в РФ, и рынок недвижимости уже успел привыкнуть к их присутствию.


В частности по архитектуре, по словам бывшего вице-президента Союза архитекторов России (САР) Максима Перова в РФ действует «не имеющая мировых аналогов» система саморегулирования строительной отрасли, позволяющая иностранцам комфортно работать в России, в результате чего в стране есть саморегулируемые организации исключительно с иностранными проектировщиками, куда русских не берут.
== Предоставление жилья государством ==
Сегодня в России муниципальные квартиры (жильё за государственный счёт) полагаются следующим категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, детям-сиротам, переселенцам из ветхих и аварийных домов, а также людям, страдающим тяжёлой формой какого-либо хронического заболевания. Также могут требовать от государства помощи в получении жилья военнослужащие.


Вызывает беспокойство архитекторов и строителей переход на международные, в частности европейские, технические нормы (еврокоды), хотя вступление в ВТО и гармонизация российских и международных технических норм в области строительства не имеют между собой прямой связи по срокам. Кстати, в ЕС техническое нормирование в строительстве в основном осуществляется на уровне национального законодательства и только в последнее время появляются документы наднационального характера — еврокоды и технический регламент 305/2011 о строительных материалах.  
Также квартиру от государства по договору социального найма могут получить малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях (если на каждого члена семьи выходит меньше 10 м², или существующая квартира длительное время не отвечает установленным нормам для жилых помещений; если в одной квартире проживает гражданин, страдающий заболеванием, при котором совместное проживание становится невозможным, а другого жилья нет; если своей квартиры нет вовсе, ни на основе права собственности, ни по договору соцнайма). Срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределённое время и зависит от времени постановки на очередь, от региона и размеров его жилищного бюджета, от количества очередников и льготников.


При этом ФЗ №94 «О госзакупках» не ограничивает участие иностранных компаний в тендерах на строительные подряды, но устанавливает для них российский национальный режим.
Российское законодательство предусматривает возможность обеспечения служебным жильём практически любого сотрудника бюджетной сферы, если у работодателя на это хватает средств. В обязательном порядке служебными жилыми помещениями (при необходимости в таковых) обеспечиваются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, граждане, занимающие выборные должности, сотрудники полиции и правоохранительных органов, судьи и военнослужащие. Если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то по решению органов власти занимаемую служебную квартиру могут передать в собственность.[http://riarealty.ru/analysis_trends/20131002/401485466.html]
Правила ВТО предусматривают зеркальность в предоставлении прав на участие в госзакупках компаниям из стран — членов ВТО, так что вступление России в ВТО даёт возможность российским строительным компаниям участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран.


На российском рынке недвижимости ВТО отразится через смежные области для строительства, например, через производство стройматериалов.
== Законодательная база ==
 
На федеральном уровне приняты и действуют следующие программы и целевые ориентиры:
Возросшая конкуренция подтолкнёт российских строителей к применению новых материалов и технологий и снижению энергоёмкости всех процессов для того, чтобы успешно конкурировать с иностранцами.
* приоритетный [http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/76/events/4869 национальный проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России»];
 
* [http://government.ru/programs/204/about/ государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»];
=== Доступность жилья ===
* [http://gov.garant.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId=12182235&linkType=65537 федеральная целевая программа «Жилище» на 2011—2015 годы];
Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей — в большом разрыве между средней стоимостью «квадрата» и средней ежемесячной зарплаты населения.
* Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 600 [http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610855 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».]
Согласно федерально целевой программе «Жилище», к 2014 году предполагалось достичь коэффициента ценовой доступности жилья 4 года, то есть чтобы среднестатистическая семья могла приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход. При предельно комфортном размере накопления в 20% от совокупного ежемесячного дохода семьи, граждане РФ могут собрать необходимую сумму на квартиру где-то за 20 лет.
 
При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости «квадрата» и средней месячной зарплаты россиян составляло 3,7, а в 2011 году чуть менее 2. Уровень доступности жилья в России повысился как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения.
 
Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном «среднем доходе», нужно понимать, что всегда останется большой пласт людей с доходами гораздо ниже среднего».
 
Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере [[Ипотека в России|ипотечного кредитования]]. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё.
 
=== Аренда ===
По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья — это всего 25-30 % жилой недвижимости в России, причём большую часть этого сектора составляет социальное и специализированное жильё, находящееся в основном в муниципальной собственности.
 
Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё.
 
Долгосрочная аренда привлекает россиян, лишь когда речь идёт о социальном найме у государства. Для улучшения же ситуации с коммерческим наймом у частных собственников в первую очередь необходимо упрощение системы налогообложения для арендодателей, например, через систему патентов, которые должны быть дифференцированы по классу жилья.


=== См. также ===
=== См. также ===
Строка 92: Строка 68:


=== Ссылки ===
=== Ссылки ===
* [http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/76/events/4869 Национальный проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»]
* [http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh39.htm Росстат: ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ НАСЕЛЕНИЯ (2013)]
* [http://government.ru/programs/204/about/ Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»]
* [http://gov.garant.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId=12182235&linkType=65537 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы]
* [http://government.ru/info/11177/ О программе «Жильё для российской семьи»]
* [http://government.ru/info/11177/ О программе «Жильё для российской семьи»]
* [http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1610855 Указ Президента России от 7 мая 2012 года №600]
* [http://government.ru/dep_news/8289/ О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства]
* [http://government.ru/dep_news/8289/ О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства]
* [http://www.fondrgs.ru/ Фонд содействия развитию жилищного строительства]
* [http://www.fondrgs.ru/ Фонд содействия развитию жилищного строительства]
* [http://government.ru/orders/16972/ О мерах по улучшению жилищных условий граждан, имеющих трёх и более детей]
* [http://government.ru/orders/16972/ О мерах по улучшению жилищных условий граждан, имеющих трёх и более детей (14 февраля 2015)]
 
<br />
{{Россия}}
 
[[Категория:Экономика России]]

Версия от 03:07, 15 июня 2015

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Жилой фонд Российской Федерации на начало 2015 г. составляет около 3,5 млрд м², из которых 93,9 млн м² (менее 3 % по состоянию на 2013 г.) относятся к категории аварийного и ветхого жилья.[1]

Обеспеченность жильём

По данным ОЭСР по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире с показателем чуть меньше 24 м²/чел (в Швеции — 42 м²/чел., в Германии — 40). Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире (0,9 комнат на человека). По мировым меркам это хороший показатель, по европейским — относительно низкий. Стратегическая потребность населения России в жилых площадях оценивается ещё в 1,5 млрд м².

С 2000 по 2013 год обеспеченность жильём в России выросла с 19,2 м²/чел до 23,4 м²/чел.[2]

Жилищное строительство

В 2014 году Россия ввела рекордный за всю свою историю объем жилья — 81 млн кв метров, увеличив показатели почти на 15 % по сравнению с 2013 годом и побив рекорд РСФСР 1987 года.[3] К 2020 году планируется довести ввод нового жилья до 140 млн м² в год.

Качество жилья

В 2014 году, по данным ОЭСР, 62 % россиян удовлетворены своим жильем, что является сравнительно низким показателем (в Германии удовлетворены 93 %), при этом в России один из самых высоких в мире показателей доли населения, живущего в собственном жилье, что стало результатом приватизации в 1990-е и 2000-е гг. [4]

Плюсы жилья в России:

  • По сравнению с Европой и США, дома в России отличаются большей прочностью и лучшей приспособленностью под суровые погодные условия. Дома имеют толстые стены и не рушатся от непогоды, как это часто происходит в США.
  • Полноценное отопление позволяет россиянам переживать зиму жарко натопленных квартирах, а не в полухолодных помещениях, как часто это приходится делать экономным европейцам с их более мягкими зимами.
  • Коммунальные расходы в России всё ещё значительно (в разы) ниже, чем на Западе.

Минусы:

  • Вместе с тем, повышенные требования к теплоизоляции и прочности строений удорожают строительство.
  • Теплоснабжение в России часто неэффективно из-за централизованного характера и устаревшей инфраструктуры, а значительную долю жилищных расходов граждан составляют именно расходы на отопление (от четверти до трети).
  • Низкое качество городской среды (типично для большинства так называемых «спальных районов» в российских городах).

Городская среда России крайне неразвита, за исключением центров некоторых исторических городов и элитных районов — массовая микрорайонная застройка с середины 1960-х гг. хотя и обеспечила население жильём, но привела к деградации облика российских городов практически во всех аспектах, начиная от архитектуры и культуры быта до общей организации городского планирования и заполнения связующих пространств между домами. Исправлении ситуации мешают устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), [5] жадность застройщиков (стремящихся построить максимум квадратных метров на участке) и деградировавший за десятилетия уровень архитектуры и градостроительства.

В городах за последние 25 лет наблюдаются противоречивые тенденции в отношении качества жилья — с одной стороны, появился обширный рынок элитного жилья и возводится много качественных зданий (как по удобству, так и по архитектуре), внутренние потребительские качества новой застройки эконом-класса также повысились. Однако в отношении городской среды новые районы зачастую представляют значительно ухудшенную версию позднесоветской застройки — каменные джунгли высотой до 20-30 этажей среди сплошных наземных автопарковок, при дефиците зелени и освещения, когда единственным заметным элементом благоустройства часто оказывается детская площадка (стандартного цветастого окраса).

В сельской местности значительная доля россиян живет в достаточно неразвитых по европейским меркам условиях. Вместе с тем и здесь также происходит обновление застройки — по сравнению с советскими временами в России наблюдается бум строительства частных загородных домов (именно домов, а не просто небольших дач).

Доступность жилья

Thief 64.jpgКопипаста
Статья содержит скопированные с других ресурсов фрагменты текста. Удалите их или тщательно перепишите своими словами. Уровень копипасты можно проверить вот здесь.

Причина того, что жильё в России доступно всё ещё для небольшого числа потребителей — в большом разрыве между средней стоимостью «квадрата» и средней ежемесячной зарплаты населения. Согласно федерально целевой программе «Жилище», к 2014 году предполагалось достичь коэффициента ценовой доступности жилья 4 года, то есть чтобы среднестатистическая семья могла приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход. При предельно комфортном размере накопления в 20 % от совокупного ежемесячного дохода семьи, граждане РФ могут собрать необходимую сумму на квартиру где-то за 20 лет.

При сравнении 2008 и 2011 годов выясняется, что в 2008 году соотношение средней стоимости «квадрата» и средней месячной зарплаты россиян составляло 3,7, а в 2011 году — чуть менее 2. Уровень доступности жилья в России повысился как за счёт снижения цен на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения.

Другое дело, что в России доходы населения крайне неоднородны. Поэтому говоря об условном «среднем доходе», нужно понимать, что всегда останется большой пласт людей с доходами гораздо ниже среднего".

Говоря о доступности жилья в России, нельзя не обратиться к сфере ипотечного кредитования. А ведь именно от степени развитости ипотечных программ во многом и зависит уровень доступности жилья. Изменяя основные параметры ипотеки (ставки кредитования, величину первоначального взноса, размер ежемесячного платежа), можно стимулировать спрос на жильё.

Аренда

По данным Фонда РЖС, сектор арендного жилья — это всего 25-30 % жилой недвижимости в России, причём большую часть этого сектора составляет социальное и специализированное жильё, находящееся в основном в муниципальной собственности.

Объясняя, почему так немного людей в РФ готовы снимать жильё, эксперты прежде всего говорят о доступности аренды. В мире вопрос этот решается с помощью огромного количества предложений так называемых хостелов (современные общежития). К тому же российские арендаторы квартир комфорт-класса рано или поздно приходят к мысли, что ежемесячная плата за наём жилья через несколько лет выливается в такую значительную сумму, что на эти деньги можно было бы сделать первый взнос по ипотеке и через несколько лет въехать в собственное жильё.

Долгосрочная аренда привлекает россиян, лишь когда речь идёт о социальном найме у государства. Для улучшения же ситуации с коммерческим наймом у частных собственников в первую очередь необходимо упрощение системы налогообложения для арендодателей, например, через систему патентов, которые должны быть дифференцированы по классу жилья.

Предоставление жилья государством

Сегодня в России муниципальные квартиры (жильё за государственный счёт) полагаются следующим категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, детям-сиротам, переселенцам из ветхих и аварийных домов, а также людям, страдающим тяжёлой формой какого-либо хронического заболевания. Также могут требовать от государства помощи в получении жилья военнослужащие.

Также квартиру от государства по договору социального найма могут получить малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях (если на каждого члена семьи выходит меньше 10 м², или существующая квартира длительное время не отвечает установленным нормам для жилых помещений; если в одной квартире проживает гражданин, страдающий заболеванием, при котором совместное проживание становится невозможным, а другого жилья нет; если своей квартиры нет вовсе, ни на основе права собственности, ни по договору соцнайма). Срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределённое время и зависит от времени постановки на очередь, от региона и размеров его жилищного бюджета, от количества очередников и льготников.

Российское законодательство предусматривает возможность обеспечения служебным жильём практически любого сотрудника бюджетной сферы, если у работодателя на это хватает средств. В обязательном порядке служебными жилыми помещениями (при необходимости в таковых) обеспечиваются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, граждане, занимающие выборные должности, сотрудники полиции и правоохранительных органов, судьи и военнослужащие. Если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то по решению органов власти занимаемую служебную квартиру могут передать в собственность.[6]

Законодательная база

На федеральном уровне приняты и действуют следующие программы и целевые ориентиры:

См. также

Ссылки